Научная статья на тему 'Дикие растения в традиционном питании и медицине народов Берингии'

Дикие растения в традиционном питании и медицине народов Берингии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
982
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WILD PLANTS IN TRADITIONAL DIET AND TREATMENT OF BERINGIA PEOPLES

The analysis of using food and medicinal plants by residents of Beringia was carried out. The author made an inventory of flora species of the western part of the territory of Beringia for which by present there are data on their medicinal or food properties and their use in traditional medicine. Among higher plants 188 of such species from 47 families were revealed. Of them 76 species are medicinal and food at the same time, 78 – only medicinal and 30 – only food ones. Thus, flora of the western part of Beringia is rich in species with known medicinal and food properties: about a third part of all species of plants are accounted for them. The most rich in them are the following families: Ranunculaceae and Rosaceae – 18 species each, Asteraceae – 13 species, Polygonaceae – 12 species. The decrease of the portion of wild plants in a diet of northerners was noted.

Текст научной работы на тему «Дикие растения в традиционном питании и медицине народов Берингии»

ДИКИЕ РАСТЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОМ ПИТАНИИ И МЕДИЦИНЕ НАРОДОВ БЕРИНГИИ

Н.К.Железнов-Чукотский

ФГУ «Центрохотконтроль», г. Москва, е-mail: nzhelez@anadyr.ru

5

s-я <и а.

-е-

к

Si

Под территорией Берингии автор понимает определенную реально существовавшую в плейстоцене и отчасти в плиоцене территорию осушенных шельфов северных морей в Азиатской части Таймыра на восток, с включением островов нынешнего Берингова пролива и далее территории Северной Америки от низовьев реки Маккензи в Канаде до ее верховьев, вплоть до 120° з.д. (Кожевников, Железнов-Чукотский, 1995). На юге территория Берингии в нашем понимании ограничивается всей территорией Аляски и нижней береговой линией Алеутской гряды, Курильских островов, полуостровом Камчаткой, вплоть до мыса Лопатка с прилегающими к нему островами, Сахалином, Приморьем,Японией, Корейским полуостровом и далее с охватом территории Приморской низменности, Хабаровского края с выходом к оз. Байкал и далее на север до соединения с Севе-ро-Сибирской низменностью и западной оконечностью п-ова Таймыр.

Человек приспособился употреблять в пищу и применять с пользой для собственного здоровья растения из окружающего его растительного мира с древних времен . В одних случаях он использовал их в пищу, которая как растительная в его рационе доминировала. В других - он применял те или иные части растений при различных нарушениях своего здоровья, отчего многие растения издавна использовались человеком и применялись в народной медицине, ставшей для многих народов и народностей традиционной. Еще Теофраст, древнегреческий ученый, один из первых самоучек-ботаников, живший в 372-287 годах до нашей эры, создал медицинскую классификацию растений, в которой он систематизировал все свои наблюдения по использованию растений в народной медицине. Другой известный древнегреческий врач Гиппократ, живший в 460-377 гг. до нашей эры, также очень широко использовал против различных болезней многочисленные растения и препараты из них. Он говорил: «Медицина есть искусство подражать природе». Обращаясь к своим гражданам, он однажды сказал: «Ваша пища должна быть лекарством, а лекарство должно быть пищей». Но, как утверждает история, первые материалы и обобщения появились в виде сводки в конце I века до нашей эры - начале I века нашей эры и принадлежат они древнеримскому врачу Авлу Корнелию Цельсу. Им было выпущено 8 книг, в которых он излагал свои рекомендации по применению лекарственных растений против различных заболеваний. В Древней Руси вопросы использования лекарственных растений в народной медицине были отражены в рукописи князя Святослава Ярославовича, написанной им в 1073 году. В наше время существуют целые научные коллективы, обобщающие опыт многих народов прошлого и разрабатывающие рецепты использования лекарственных растений в традиционной ме-

дицине. Значительно позднее другой специалист Авиценна (Абу али Ибн Сина, 1981) - выдающийся медик, живший около 980-1037 гг нашей эры во множестве использовал дикие растения против многих болезней. По сути он является основоположником широкого и систематизированного применения растений в медицине. Его книга указаний и наставлений «Канон врачебной науки» являет собой итог развития его взглядов и сконцентрированный опыт по использованию различных видов растений в лечении многих болезней человека.

Далекие предки северных народов всего циркумполярного пространства уже знали о многих целебных свойствах растений. Из поколения в поколение накопленные знания передавались, обогащались новыми эмпирическими и практическими данными, которые в обобщенном виде сохранились и дошли до наших дней (Железнов-Чукотский, Частухина, 2005). В настоящее время эти знания имеют громадное прикладное значение и используются различными народами планеты. Об использовании растений в пищу многими народностями Севера и Дальнего Востока сообщалось еще в прошлые века. Об этом писал в своей книге Степан Крашенинников после своего путешествия по Камчатке (Крашенинников, 1786). Ценные сведения о полезных растениях Камчатки в свое время подробно изложили С.Ю. Липшиц, Ю.А. Ливеровский (1937). Несколько позднее ценные сведения о полезных растениях Камчатки и Чукотки, используемых в традиционной и народной медицине, дополнили другие исследователи (Тихомиров, 1935; Павлов, Чижиков, 1937; Комаров, 1950). Материалы о пищевых и лекарственных растениях Якутии в разное время сообщали Аргентов (1862), Павловский(1873), Маак (1887), Серошевский (1896). Традиционная восточная медицина многих стран Азии также накапливала свой опыт и методы использования многих дикорастущих растений. В частности, это отражено в памятниках средневековой тибетской культуры, классических источниках тибетской медицины трактатах «Чжуд-ши» (1988) и «Онцар гадон дэр дзод» (1989), где был собран и обобщен значительный опыт применения лекарственного сырья, в том числе и дикорастущих растений.

Известно, что современный рацион северян - коренных жителей и пришлого населения состоит в основном из богатой белками пищи, а именно - из мяса травоядных копытных и морских млекопитающих, что не совсем благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья населения этого региона. В прошлом, например, у эскимосов мясо и жир в структуре питания составляли около 90%, остальное составляли многие виды травянистой растительности, грибы, ягоды, в том числе водоросли (не превышали 0,3%). Тундровые растения у эскимосов хотя и употреблялись в пищу, но составляли небольшую долю - всего до 1,5% в рационе, что тем не менее разнообразило их питание. В пищу эскимосы употребляли около 40 растений. Употребляли они и грибы, в том числе красный мухомор (Amanita muscaria) с целью достижения наркотического состояния и усиления активности организма за счет содержания в этом грибе очень сильного ядовитого алкалоида мускарина. В Анадырской тундре я неоднократно был свидетелем употребления стариками-оленеводами порошка мухомора. После его употребления оленевод невероятно быстро преображался, был активен, свистел и подолгу цвиркал, сидя на камне. Потом, придя в нормальное состояние, в личной беседе оленевод откровенно с самозабвением рассказывал, что он сразу же после употребления мухомора превратился в евражку (чукотское название суслика длиннохвостого. Примечание автора) и очень боялся, что его кто-нибудь съест или убьёт, как это бывает в дикой природе. Возможно, таким образом, устанавливалась внешняя связь с духами природы.

Исторически сложившийся рацион чукчей и эскимосов всегда включал мясо оленя и его органы - печень, сердце, а также мясо морских млекопитающих. Всегда к этому рациону добавлялись коренья, листья и стебли растений, морские водоросли. Если говорить о современном питании коренного населения Чукотки, Магаданской области, Якутии, Камчатки и Аляски и вообще всего населения, то можно отметить, что оно носит циклический характер. Летом, когда есть ягоды, овощи, съедобные растения, употребляемые человеком в пищу, его рацион более сбалансирован, чем зимой, когда в питании значительно возрастает доля употребления животного белка: мяса и рыбы. Особенно это характерно для чукчей-оленеводов, живущих в континентальных районах, и эскимосов, проживающих в прибрежных районах Чукотки, Аляски, Канады и Гренландии, которые в основном употребляют мясо морских млекопитающих. И не случайно чукчи, иногда эскимосы, когда в их организме обостряется дефицит витаминов, зимой или весной для его восполнения с давних времен едят кислое, богатое ферментами растительное содержание желудков оленей, где есть различные биологически активные и минеральные вещества.

Кроме того, для восполнения дефицита витаминов коренное население Севера издревле собирало, сушило, употребляло в пищу и применяло при различных заболеваниях различные растения, корни. Этот опыт передавался из поколения в поколение, обогащался, последовательно формируя свою специфику питания (фитодиетологию) и лечения (фитотерапию). Это древнейшее направление самобытной медицины зародилось намного раньше, еще до появления самой медицины, и накопленный веками опыт северных народов дошел до нашего времени. Чукчи, коряки, якуты, ительмены,

s¿ а о, i

о

к £

к

к

О

к £

У

Si

а

s

J

1s «

с

S §

i с

S §

s <8

Si

t S?

Л

«g Si

S?

Л ï

¡5

a,

£

эвены, чуванцы, юпики, инуиты, индейцы, атабаски Аляски и Канады, другие народности, ведя кочевой образ жизни, имея свой специфический уклад жизни, создавали свои рецепты лечения болезней и в своих рассказах передавали своим детям и близким. Собирая растения и готовя из них разные настои, отвары, чаи, составы припарок, мазей, они формировали, таким образом, свою аптеку и свою народную медицину. Известно, что в женских погребениях эскимосов находили различные орудия для добычи диких растений, употребления их в пищу и использования в традиционной медицине.

Домашняя аптека народностей Севера с самого начала его заселения и по настоящее время являет собой огромную сокровищницу накопленных знаний, ведущих свое начало и свою родословную от далеких предков, некогда живших на древних землях Бе-рингии. Именно с тех пор человек употреблял растительную пищу в виде отдельных растений и органически был связан сэтой территорией. Постепенно человек того времени совершенствовал связи с природой этой территории, и они - Человек и Природа - были частью всего эволюционного процесса на территории Берингии.

С далекого прошлого и до настоящих дней коренные жители Севера: чукчи, эскимосы, эвены, якуты и ламуты используют в пищу листья, ягоды, корни различных растений. Комбинация основных пищевых продуктов у коренного населения (мяса, жиров, растительной пищи) сформировала определенную специфику питания, которая тесным образом связана в процессе его эволюции с генетическими особенностями различных популяций, населяющих побережье или континентальные тундры Чукотки. Издавна чукчи использовали сушеные листья различных видов полыней для излечения ревматизма. Якуты, например, и ныне употребляют в пищу толченый корень бедренца (Pimpinella saxífraga L.), змеиный корень, а также корни синей и красной лилий (Попов, Попова, 1988). Они их варят, дробят, затем употребляют с молоком или сливками. Блюдо из корня красной лилии с молоком у якутов называется Bulumak. Корни различных бобовых растений жители долины р. Яны также употребляют в пищу либо сырыми, либо с молоком кобылиц(Лин-денау, 1983). На Колыме якуты из шишек кедрового стланика давили хорошее по вкусу и светлое по цвету масло, а шикшу и смородину сохраняли в бочках со льдом, из сока ягод делали соки. Тунгусы (эвены) съедобные ягоды смешивали с мхом или лишайником, пережеванным оленями, и делали тонкие пирожки, которые раскладывали на древесной коре или на настилах для просушки (Макаров, 1989а). Ламуты едят корни белой лилии с сушеной рыбьей икрой, а коряки едят вареными корни синей лилии. Вышеперечисленные корни якуты либо выкапывают, либо берут из запасов в мышиных норах.

В тех странах, где имеются выходы к морю, морские водоросли, как раньше, так и в настоящее время употребляются в пищу. В Северной Америке большим успехом пользуются салаты из водоросли родимении пальчатой (Rhodymenia palmata L.) из семейства родимениевых (Rhodymeniaceae) - от-

дел красных водорослей. В Китае в супы употребляют многочисленно различные виды порфирий (Porphyra), красные водоросли из семейства бангиевых (Bangiophyceae). Там они культивируются уже около 300 лет.

Автором проведена инвентаризация видов флоры западной части территории Берингии, для которых к настоящему времени имеются сведения об их лечебных или пищевых свойствах и использовании их в традиционной медицине. Среди высших растений выявлено 188 таких видов из 47 семейств. Из них 76 видов являются лекарственными и пищевыми одновременно, 78 - только лекарственными и 30 - только пищевыми. Таким образом, флора западной части Берингии богата видами с известными лечебными и пищевыми свойствами: на их долю приходится около трети всех видов растений. Наиболее богаты ими семейства: Лютиковые (Ranunculaceae) и Розоцветные (Rosaceae) - по 18 видов, Сложноцветные (Asteraceae) - 13 видов, Гречишные (Polygonaceae) - 12 видов.

По количеству лекарственных и одновременно пищевых растений выделяется семейство Розоцветные (Rosaceae) - 9 видов, затем Астровые (Astereae) и Гречишные (Polygonaceae) - по 8 видов. Весьма насыщено ценными лекарственными и пищевыми растениями семейство Вересковых (Ericaceae) (6 видов из 15 видов флоры региона), среди которых багульник болотный (Ledum palustre L.) и стелющийся (L. decumbens(Ait.) Lodd. exSteud.), рододендрон золотистый (Rhododendronaureum Georgi), клюква мелкоплодная (Oxycoccusmicrocar-pus Turcz. exRupr.) и болотная, или обыкновенная (O. guadripetalus Gil.), брусника (Vaccinium vitis-idaea L.), голубика (V. uliginosum L.).

Среди других ценных видов флоры следует назвать также золотой корень (Rhodiola rosea L.) и другие виды этого рода, иван-чай узколистный (Chama-enerionangustifolium L. (Scop.), горец птичий (Polygonumaggr. aviculare), смородина дикуша (Ribes dikuscha Fisch. ex Turcz.), кисличник (Oxyria digyna L.), крапива узколистная (Urtica angustifolium Fisch ex Hornem.), ложечницы (Cochleariasp.), шиповник иглистый (RosaacicularisLindl.) и др.

Среди низших растений, употребляемых для лечения или в пищу, во флоре региона присутствуют различные виды Sphagnum (около 20 видов) и некоторые мхи других родов, лишайники различных жизненных форм (порядка 10 видов), например, цетрария исландская (Cetrariaislandica), водоросли рода Laminaria и другие макроводоросли - около 10 видов, а также грибы - несколько десятков видов.

Материалы исследований по питанию жителей Севера России в последние 2-3 десятилетия свидетельствуют о большой диспропорции в рационе в пользу не местных растительных, а в основном привозных продуктов. Во многих поселках, особенно в семьях коренных малочисленных жителей Чукотки, Магаданской области, Корякии и в других регионах Дальнего Востока первоначальный опыт сбора и употребления растений в пищу давно утрачен. Доля растительной пищи в рационе человека уже в XVIII веке стала уменьшаться повсеместно на планете. К этому времени снизился набор и количество употребляемых в пищу растений. Позднее, лет через 100, число растений, употребляемых в пищу, уменьшилось до 25-28 видов (Сало, 1968). А в Северной Америке этот процесс был еще более скоротечным. За короткий период начала XIX века было зарегистрировано употребление всего лишь 5 лиственных растений, хотя таких растений ранее было 25. Такие процессы наблюдались и в других странах, в том числе и в России (Yoyec, 1979). Население перешло на употребление жирной и богатой белками пищи со множеством добавок и консервантов. Особенно в этом преуспели американцы. В научной среде стали появляться отдельные критические статьи и замечания о несостоятельности такого рациона. А в настоящее время подходы к современному питанию и сам его рацион нынешней наукой подвергаются ожесточенной критике.

В конце ХХ века связь человека с растительной пищей, природой все более и более утрачивается. В планетарном масштабе повсеместно происходит урбанизация. В региональных масштабах возрастает антропогенный пресс на животных и практически отрыв населения от природы. Это особенно стало характерным и показательным даже для оленеводов, живущих и кочующих по тундре, геологов, исследователей, работающих в горах, где возможностей у каждой этой социальной группы людей использовать дикие растения в пищу и в народной медицине гораздо больше, чем у городского или даже сельского жителя. А ведь функциональная роль растительности как канала конкретной информации от природы к человеку чрезвычайно важна. Человек, переходя на другие виды пищи, насильно заставляет свой организм перестраивать и изменять обменные процессы и реакции своего организма. Возможно, это является одной из причин и совпадает с началом формирования какой-либо болезни у человека, особенно при наложении на эту ситуацию других отрицательных факторов.

Из всего выше, написанного вытекает насущная необходимость для северян использовать дикие растения в пищу и как лекарственные средства. Если же учесть, что на самом деле разделение растений на пищевые и лекарственные весьма условно и большинство из них является «пищевыми лекарствами» или «лекарственной пищей», то становится еще яснее вся целесообразность и ценность употребления таких растений.

Следует твердо усвоить и следующее: испокон веков растительная пища являлась для человека одним из каналов его связи с внешним миром. Во всем мире считается аксиомой то, что недостаток растительной клетчатки в питании нынешнего поколения людей является одной из главных причин возникновения у них многих болезней. Общепризнанным считается и то, что продолжительность жизни человека тесно связана с особенностями питания, в котором преобладающей является растительная пища. Установлено, что в рационе долгожителей растительная клетчатка имеется ежедневно. Через растительную пищу, даваемую местной природой, в норме (как и было в давние времена) происходит обмен информацией организма человека с окружающей природной средой, происходит естественное приспособление человека к ней, создается определенное его единство и гармония с внешним миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.