Научная статья на тему 'Дихотомия формы и содержания в фотографии'

Дихотомия формы и содержания в фотографии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
784
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дихотомия формы и содержания в фотографии»

Дихотомия формы и содержания в фотографии

Акельева А. С.

Одним из главных вопросов философии является отношение сознания и материи. Актуальным этот вопрос является и в фотографии, только с небольшой поправкой

— каждый решает сам, что важнее. Форму тщательно выбирают те, кто считает, что ум, рассудок, сознание ( что, в, общем-то, одно и то же, по Достоевскому) находятся на первом месте. Известный фотограф агентства Магнум Георгий Пинхасов, например, признаётся, что им движет

l,esprit, то есть «дух». Только же содержание фиксируют те, кто уверен, что настоящая фотография — это беспристрастное копирование материи, то есть нашей реальности. Американский учёный Рудольф Арнхейм в «Новых очерках по психологии искусства» отмечает, что молодёжь так увлекается фотографией, потому что в этой области искусства можно «творить» без определённых визуальных законов, можно быть нигилистом1. «Очевидно, что такое обвинение, брошенное форме, несправедливо и является заблуждением. Отнюдь не выхолащивая визуальные сообщения, форма — единственное, что делает их доступными разуму. Достаточно лишь взглянуть на работу выдающегося мастера в области социальной фотографии, такого, как Доротея Ландж, чтобы по достоинству оценить убедительное красноречие формы. и наоборот, современная видеопродукция, такая, как записи интервью, дискуссий и других событий, не уделяющая достаточно внимания изображению, свету и движению камеры, доказывает, что серые, неопределенные и ни к чему не обязывающие образы лишь подрывают коммуникацию»2, — уверен Р Арнхейм. Многие фотографы сегодня действительно боятся «накладывать» сознание на материю: видимо, они хотят донести до зрителя девственно чистую субстанцию. Однако важно понимать, что, человек, выбирая объект съёмки, уже делает определённый выбор, который может его характеризовать. Фотограф с мировым именем В. Юджин Смит написал когда-то: «Первое слово, которое я бы исключил из журналистского фольклора,—это слово «объективный». Фотографы сегодня почему-то боятся отстаивать свою позицию. Они настолько дистанцируются эмоционально от объекта съёмки, что полностью теряют с ним связь. в результате получаются не беспристрастные, честные фотографии, а безразличные. Это тенденция современной фотографии — выдавать безразличие за спонтанность, робкую созерцательность. Фотограф часто видит мир через видоискатель плоским, бестелесным. Настоящий же художник желает, чтобы всё «оживало» под его рукой, именно поэтому фотография должна иметь определённую структуру. Глаза зрителя должны «думать» — соотносить движения диагонали, светлых и тёмных масс с сюжетом. Снимающий человек должен так скомпоновать все детали, чтобы они, как ноты, соединились и создали прекрасную мелодию. Работа фотографа сложна тем, что он должен сразу расположить предметы правильно. в кино возможно сначала показать на переднем плане цветок, затем человека и небо, акцентируя внимание отдельно на каждом из трёх

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/arnh/04.php

2. Там же.

компонентов. Фотографу же дана одна изобразительная плоскость, и он располагает неподвижные предметы так, чтобы с помощью композиции, света и цвета они «ожили» и тоже стали вдруг двигаться. Мастерски владел этими приёмами литовский фотограф Р.Ракаускас. в его серии «Цветение» содержание фотографии гармонично слито с формой.

Автор снял фотографию на чёрно-белую плёнку, и это оказался правильный выбор. Цветная фотография «убила» бы тональные связи, лишив тем самым снимок содержания. Тональные связи здесь — это словно рифмы в стихотворении. Природа и люди не конфликтуют, они сливаются. Почему это происходит? Ослепительно белые цветы перекликаются с белыми платьями детей, рисунок на платье девочки справа повторяет рисунок дерева, усыпанного цветами. Ребята держат венок, напоминающий ветки, и словно становятся частью дерева, его красивой кроны. Если внимательно посмотреть, то увидим, что линия венка, который держат дети справа, зеркально повторяет линию ветки дерева, которая находится выше на плоскости фотографиие РРакаускас словно написал визуальное стихотворение. и это не совпадение. Взлянём на ещё одну чёрно-белую фотографию из серии «Цветение», талантливо снятую Р. Ракаускасом.

Зритель чувствует гармонию, когда смотрит на снимок. Почему? Здесь соблюдены законы перспективы. Платок и руки старушки образуют правильный треугольник, что делает снимок уравновешенным. Важно отметить, что треугольник этот возвышается на прочном основании и имеет вершину. РАрнхейм отмечает, что, «даже если двум фигурам присущи основные свойства треугольника, всё же их формы могут восприниматься весьма различно»3.

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С,2007. - С. 98

Искусствоведение и культурология

Линии этого тругольника опускаются вниз, то есть подчиняются силам гравитации, поэтому фотография навевает умиротворение, чувство спокойствия. Этот треугольник словно устремляется ввысь, к белым цветам. Эта фотография тоже напоминает стихотворение: здесь есть грамотная композиция и тональные связи. Важно также отметить, что литовский фотограф правильно соотнёс форму и содержание, не «перегрузил» фотографию, не сделал её нарочито композиционно правильной и уравновешенной. Этот снимок — прекрасный пример того, как форма должна соотноситься с содержанием, как сознание фотографа гармонично соотносится с материей, то есть действителностью.

Итак, тщательный выбор формы помогает фотографу «усилить» содержание фотографии. Чем ещё так важна форма? Когда фотограф выбирает форму, он выбирает не только визуальный приём, но и определённый язык. Выбрать форму — значит нести ответственность, форма

— выражение отношения фотографа к тому, что на снимке. Сегодня многие выбирают нарочито пренебрежительную форму. Это иногда говорит о некомпетентности и о низком культурном уровне автора, о его безразличии к происходящему, к сожалению, пример тому — фотография, признанная лучшей на WPP в этом году. Также снимок занял место в номинации «Лучший портрет».

Автор снял актуальную тему — варварские обычаи, сохранившиеся и в наши дни, но простота, с которой он это сделал, непонятна. Фотография эта неэтична: нельзя было так снимать женщину. Можно было выбрать дру-

гой ракурс, другой свет, чтобы зритель понял трагизм, эта же фотография натуралистична, она подана нам не с робким чувством, а брошена на стол. То, что сейчас искусство испытывает проблемы с формой, — значит на самом деле, что мы перестали думать, осмысливать то, что происходит. Человек с камерой фиксирует событие, но не интерпретирует его. в итоге мы получаем на страницах газет и журналов фотографии — фантики

— изображения без смысла, пустышки. Фотография не процесс фиксации, а процесс осмысливания. Это также визуальная философия. Это барометр общества.

Итак, искусство прекрасно тем, что не накладывает никаких догм на творца, никто не заставит фотографа, писателя, музыканта заботиться о форме их произведений, однако время показывает, что лучшие работым — те, где достигнут баланс формы и содержания, где сознание творца гармонично соотнесено с окружающей его материей. Некоторые философы настроены пессимистично: считают, что рассудок человека никогда не сможет быть в гармонии с материей. Кажется, что по-настоящему талантливые фотографы доказывают обратное, и это прекрасно.

Список использованных источников

1. Алан Д.Коулман. Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня.Вопросы и ответы. http://www.photographer.rU/cult/theory/383.htm#23a

2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/arnh/04.php

3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. -М.: Архитектура-С,2007. - С. 98

Информация об авторе

• Акельева А. С. // Студентка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 5 курс.

Всероссийский журнал научных публикаций, май 2011

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.