ТРУДЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ АКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Т.Д. ТРИШКИНА, ВНИИФК
Аннотация
Экспериментально показано, что дифференциация занятий физической культурой старших школьников, основанная на распределении учащихся на подгруппы на основе анализа психоэмоциональных характеристик и физических возможностей учащихся, их мотиваций и интересов, существенно повышает их самостоятельность и активность на уроках и в домашних занятиях физической культурой, что обеспечивает более высокий, чем в обычных условиях, прирост уровня физической подготовленности, способствует улучшению самочувствия и настроения, повышает функциональные возможности и снижает
заболеваемость.
Abstract
It is experimentally shown that differentiation of employments of physical culture in older schoolboys, based on distribution of student by subgroups on basis of analysis of psychoemotional characteristics and physical opportunities of students, their motivations and interests, independence and activity greatly raise them on lessons and in domestic employments with physical training, what provides been superior than in usual conditions gain of level of physical readiness, promotes to improvement of state of health and mood, raises functionalities and reduces disease.
Ключевые слова: школьники, физическое воспитание, дифференцированный подход.
В настоящее время на первый план работы школы выходят задачи формирования личности учащихся, создания условий, обеспечивающих развитие творческих способностей школьника, формирование позитивно-активного отношения к физической культуре.
Педагогический процесс должен строиться на основе использования широких и гибких методов обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева [1], В.А. Богданова [2], В.С. Дмитриев [3], А.А. Попов [4]).
Одним из способов совершенствования системы физического воспитания школьников и оптимизации двигательного режима является комплексное использование технологии дифференцированного физического воспитания и психолого-педагогических средств воздействия.
Актуальность представленной работы определяется необходимостью вовлечения школьников старших классов в самостоятельные занятия физической культурой с учетом индивидуальных особенностей личности, их потребностей и интересов.
Цель исследования - формирование активного отношения к физической культуре школьников старших классов путем внедрения технологии дифференцированного подхода и психолого-педагогических средств воздействия.
Гипотеза. Предполагается, что построение процесса обучения на основе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей учащихся положительно повлияет на отношение старшеклассников к физической культуре.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в сфере физической культуры школьников старших классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: совершенствование системы физического воспитания учащихся старших классов (10-11 классы) общеобразовательной школы с использованием технологии дифференцированного подхода и психолого-педагогических средств воздействия.
Реализация поставленной цели осуществлялась путем решения следующих задач:
1. Изучить мотивацию и потребности учащихся старших классов в занятиях физической культурой.
(mkh
2. Разработать и экспериментально обосновать программу по внедрению дифференцированного подхода, способствующую формированию активного отношения старшеклассников к физической культуре.
3. В педагогическом эксперименте выявить эффективность разработанной методики организации занятий с учащимися старших классов с использованием индивидуально-дифференцированного подхода.
Методы исследования
1. Анализ мотивации и потребности школьников в физической культуре на основе анкетирования и опросников.
2. Педагогическое тестирование уровня физической подготовленности учащихся старших классов (бег на 30, 100, 2000, 3000 м, прыжок с места, подтягивание на перекладине, отжимание, статическое равновесие).
3. Изучение влияния занятий физической культурой на самочувствие и настроение с помощью методики САН.
4. Оценка функционального состояния с помощью пульсометрии и измерения АД.
5. Изучение физического развития с помощью антропометрии.
6. Определение влияния экспериментальной методики на уровень здоровья учащихся на основе анализа заболеваемости.
7. Методы математической статистики.
Организация исследования
В педагогическом эксперименте приняли участие 230 учеников общеобразовательных школ. Из них -170 человек приняли участие в предварительном исследовании. Это ученики 10-х классов общеобразовательных школ № 2, 4, 5, 10, 12 г. Таганрога. В предварительном исследовании выборка была сделана из расчета «один класс - одна школа».
Остальные 60 человек (30 человек в экспериментальной группе и 30 человек - в контрольной группе) - во второй части исследования. По своему составу экспериментальная и контрольная группы были однородны. Эксперимент проводился на базе общеобразовательной школы № 10 г. Таганрога в период с 2001 по 2002 г.
Основной педагогический эксперимент длился в течение учебного года и включал 68 учебных часов в школе и примерно столько же часов самостоятельных занятий. Уроки физической культуры проводились по расписанию два раза в неделю по 40 мин. В течение этого периода ученики контрольной группы обучались по программе, предусмотренной учебным планом общеобразовательной школы. В экспериментальной группе проводились уроки по предлагаемой методике с использованием индивидуально-дифференцированного подхода и выполнялись самостоятельные домашние задания.
Методика проведения занятий по физической культуре с использованием дифференцированного подхода
В содержание разработанной программы вошли: план-график работы на год, карточки с индивидуальным заданием на урок, предоставление литературы с индивидуальными рекомендациями, комплексы индивидуальных домашних заданий.
Учитывая планирование согласно «Программам», а также определенным нами мотивам и корректировкам, основываясь на тестировании черт характера и темперамента, был составлен план-график на учебный год. И на первом занятии учебного года ученикам был роздан план-график для хранения и пользования им весь учебный год (см. таблицу).
В соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями и интересами учащихся класс разделялся на 2-3 группы Для того чтобы занятия проводились более организованно, зал делился по секторам. С перечнем навыков и с упражнениями, которыми ученики должны овладеть за определенный цикл, учащиеся знакомились в начале каждого цикла, до начала практических занятий и имели карточки с индивидуальным заданием на урок.
В одном цикле из 7 уроков обычно осваивались два вида нагрузки: например, баскетбол (1-я группа), силовая подготовка (2-я группа). За весь период учебного года можно провести 10 циклов занятий (примерно по 7 уроков, из них на два урока отводится контролю) по разным видам физической деятельности. На уроке преподаватель исполнял роль методиста-консультанта, который по ходу урока обязан дать любую консультацию по избранным видам нагрузки.
Таким образом, урок физкультуры проходил почти самостоятельно, а это значит, что ученик приобретал опыт самостоятельной работы и мог в свободное время заниматься дополнительно по заданию учителя.
Результаты исследования
Выявлено, что у девушек побудительными мотивами самостоятельных занятий физической культурой являются: приобретение уверенности и навыков самообороны - 31,1%; желание нравиться противоположному полу - 15%; улучшение физических качеств -13,9%; улучшение самочувствия и здоровья - 10,7%. У юношей основными мотивами самостоятельной физкультурной деятельности являются: физическое совершенство - более 50%; желание нравиться противоположному полу - 16,7%; мотив подготовки к самообороне - 11,7%.
В результате исследования выявлено, что наиболее предпочтительными видами спортивной деятельности, которыми ученики хотели бы заниматься на уроке физической культуры, у юношей явились: атлетическая гимнастика (15,2%), единоборства (13%), теннис (8,7%), баскетбол (6,5%), футбол (6,5%), бокс (4,3%), плавание (5,6%). У девушек наиболее предпочтитель-
(шШ>
ными видами стали: элементы аэробики (25%), единоборства (11%), плавание (9%), теннис (9%), волейбол (7,2%), прыжки в длину (6%), баскетбол (5,4%).
Педагогический эксперимент позволил установить, что разработанная методика обеспечивает прирост самостоятельных занятий на 26,7%. В экспериментальной группе 75,9% юношей и девушек занимались в спортивных секциях и регулярно выполняли домашние задания. В контрольной группе эти показатели существенно ниже - не более 30 и 20% соответственно. Внедрение методики положительно повлияло на формирование активного отношения к физкультурной деятельности у школьников старших классов. Уровень мотивации в контрольной группе в среднем составил 2,3 балла, а в экспериментальной - 4,2, исходя из 5-балльной оценки.
Методика по проведению урока физкультуры в старших классах с использованием дифференцированного подхода, психолого-педагогических средств воздействия и учета личностных особенностей способствовала улучшению физических качеств. В контрольных испытаниях по физической подготовке результаты улучшились: в экспериментальной группе в беге на 30 м у юношей - на 1,3 с, у девушек - на 0,7 с; в беге на 100 м у первых - на 1,1 с, у вторых - на 3,5 с; в прыжках в длину с места результаты улучшились соответственно на 20,1 и на 12,4 см; в подтягивании на перекладине результаты у юношей улучшились в 3,1 раза; в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на гимнастической скамейке результат улучшился у девушек в 4,5 раза; в беге на 2000 м результат улучшился у девушек на 3,01 мин; в беге на 3000 м у юношей результат улучшился на 2,2 мин; в статическом равнове-
сии с закрытыми глазами результаты улучшились: у первых - на 3,5 с, а у вторых - на 4,3 с. Все показатели физической подготовленности у школьников экспериментальной групп улучшились статически достоверно (Р < от 0,05 до 0,001).
Занятия по экспериментальной методике положительно влияли на эмоциональную сферу учащихся. Так, уровень самочувствия, активности и настроения, определяемого по методике САН, после урока физической культуры в экспериментальной группе составлял в среднем 8,5-7,9-8,0 баллов, исходя из 10-балльной системы, а в контрольной только 7,5 - 6,1 - 5,3 балла соответственно.
Занятия по экспериментальной программе положительно повлияли на уровень функционального состояния и здоровья школьников. По показателям сердечно-сосудистой системы: восстановительный период после нагрузки уменьшился на 1,30 мин (р<0,01) и составил 3,05 мин, пульс в покое сократился на 1,3 мин (р<0,05) и составил 66,8 уд./мин. Средняя продолжительность пропуска занятий по болезни в пересчете на одного ученика в экспериментальной группе составила 7,2 дня за учебный год, в контрольной -8,1 дня. Количество пропущенных дней по причине болезни за год в контрольной группе составило 320 дней, а в экспериментальной - только 243, то есть на 77 дней меньше.
Заключение
Использование дифференцированного подхода в организации занятий физической культурой старших школьников, основанного на учете психоэмоциональных характеристик и физических возможностей
Пример плана-графика работы на учебный год
№ п/п Вид физической активности Кол-во часов Контроль (часы) Всего часов
1. Легкая атлетика: бег на короткие дистанции / Бадминтон 5 2 7
2. Легкая атлетика: бег на средние и длинные дистанции / Подвижные игры 5 2 7
3. Полоса препятствий: бег с препятствиями, перепрыгивание, перелазанье и тому подобное / Силовая подготовка 5 2 7
4. Баскетбол /Силовая подготовка / Обруч, скакалка 5 2 7
5. Аэробика / Силовая подготовка / Баскетбол 5 2 7
6. Волейбол / Силовые упражнения, штанга, гири, гантели / Упражнения на гибкость/ 5 2 7
7. Гимнастика / Силовые упражнения 5 2 7
8. Элементы борьбы / Силовая подготовка 5 0 5
9. Легкая атлетика: прыжки в длину / Элементы борьбы 5 2 7
10. Легкая атлетика: метания / Элементы борьбы 5 2 7
Итого часов 50 18 68
Примечание. 1-я группа / 2-я группа / 3-я группа.
=(тШ$і
учащихся, их мотиваций и интересов, существенно повышает их самостоятельность и активность на уроках и в домашних занятиях физической культурой, что обеспечивает более высокий, чем в обычных услови-
ях, прирост уровня физической подготовленности, способствует улучшению самочувствия и настроения, повышает функциональные возможности и снижает заболеваемость.
Литература
1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-4.
2. Богданова В.А. Дифференцированный подход в физкультурном образовании младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2001. - 135 с.
3. Дмитриев В.С. Введение в адаптивную физическую реабилитацию: Монография. - М.: ВНИИФК, 2001. - 240 с.
4. Потапов А.С. Педагогические условия дифференцированного обучения школьников в зависимости от особенностей восприятия. Дис. ... канд. пед. наук. -Новосибирск, 1993. - 196 с.
т