2013 Экономика №2(22)
УДК 336.011
С.Г. Капралин
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ДЕФИНИЦИИ «РИСК» И «НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ»
В данной статье автор раскрывает и анализирует основные понятия и сущность таких терминов, как «риск» и «неопределенность». Рассмотрены дефиниции риска и неопределенности с точки зрения философии, математики, финансов, духовной философии, а также различных авторов. Раскрыты и проанализированы концепция происхождения и критерии существования риска и неопределенности.
Ключевые слова: риск, премия за риск, неопределенность, волатильность, релевантность.
Такие понятия, как «риск» и «неопределенность», возникли с появлением человечества, так как риск и неопределенность - это спутники человеческой жизни. На протяжении всей жизни человеку приходится постоянно принимать те или иные решения, которые несут в себе ту или иную рискованность и неопределенность, так как стохастическая составляющая нашего мира не дает однозначно предвидеть развитие событий. Постоянные исследования, направленные на изучение риска, неопределенности и случайности, играют важнейшую роль в экономике, как на микроуровне, так и на макроуровне. Институт финансов в современном мире стал именно тем оружием, благодаря которому можно как возвысить, так и уничтожить целую страну, общество. Поэтому человечеству, от домашних хозяйств и до крупных корпораций и государственных структур, постоянно необходимо принимать немаловажные решения, ошибка в которых может стоить очень дорого.
Испокон веков величайшие умы, такие как Декарт, Аристотель, Ричард Кантильон, Адам Смит, Альфред Маршал, Артур Пигу, Фрэнк Найт, Альберт Эйнштейн, Джон М. Кейнс, Даниил Бернулли и т.д., проявляли огромный интерес к человеческому мышлению, неопределенности и случайности. Существует множество методик, методологий, догм, гипотез на тему неопределенности и случайности, но по сей день человечество так и не пришло к чему-то истинному и единому.
Понятие риска в качестве функции предпринимательского дохода было выдвинуто в XVII в. французским экономистом Р. Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности [1]. У предпринимателя возникает потребность, которая влечет за собой интерес, затем появляется субъективная неопределенность (необходимость принять решение), побуждающая предпринимателя к действию (принятию решения), после чего следует ожидание и результат. Результат - это та точка (Р2) во времени ?, по которой можно судить, насколько оправдались интерес и действие. Данную концепцию можно представить графически (рис. 1).
Р2
\
Рис. 1. Концепция происхождения и существования риска (С - страх, П - потребность, И - интерес, Н - субъективная неопределенность,
Д - действие, О - ожидание, Р - результат)
С точки зрения философии неопределенность может носить не только субъективный, но и объективный характер. Субъективная неопределенность - это состояние ума принимающего решения субъекта или уровень его знаний о конкретной ситуации. Субъективная неопределенность способна перетекать в риск и обратно. Объективная неопределенность носит объективный характер по отношению к человеку [2]. На рис. 1 влияние объективной неопределенности обозначено символом /, это воздействие, на которое нельзя никак повлиять и которое нельзя предсказать.
Риск и неопределенность не являются синонимами, и разница между ними впервые была введена в 1921 г. американским экономистом Ф. Найтом. Главное различие между этими понятиями, согласно Ф. Найту, заключается в том, что «риск» - это некоторое количество, которое можно измерить, в отличие от неопределенности. Риск - это измеримая неопределенность. Риск -это оценка.
Из вышесказанного можно выделить три критерия, которые заложены в основании возникновения и существования риска: потребность, неопределенность и действие. Человек живет потребностями, желаниями и постоянно пытается их удовлетворить, соответственно потребность является первоисточником возникновения неопределенности, так как, удовлетворяя те или иные потребности, человек всегда сталкивается с выбором (неизвестностью, неведением), при котором необходимо принимать решение. Принятие решения зависит от эффективности, так как конечная удовлетворенность должна быть максимальной, поэтому человек всегда в поисках максимального эффекта. Человек пытается найти путь, при котором риск будет минимальным, а выгода - максимальной, что приводит к некоторому антагонизму, так как чем больше риск, тем больше выгода. В финансовом мире такая возможность может существовать, и называют ее возможностью арбитража. Принятие решения - это необходимый признак, но не достаточный, поэтому для полноценной картины необходимо действие. Именно действие замыкает цепочку элементов происхождения риска и дает старт для его существования и вероятности возникновения.
Философия и наука предлагают нашему вниманию следующие дефиниции риска.
Риск - это исторически и социально заданная форма проблематизации будущего, выражающая соответствие между актуальным настоящим и неопределенным будущим в сознании личности, социокультурный смысл которой определяется внутренней сложностью общества и способностью человека формулировать и решать все более сложные задачи [3. С. 16].
Риск - это категории, относящиеся к концептуализации возможных понятий в неопределенном будущем [3. С. 25].
Риск - это потребность в знании будущего [3].
Вышеприведенные дефиниции имеют схожую смысловую нагрузку, так как все они связывают риск с потребностью в знании будущего (сознание и будущее) с одной стороны, и проблематизацией в знании будущего - с другой. Первая дефиниция максимально приближенно отражает в себе всю сущность возникновения и существования риска, но наиболее подробно об этом будет идти речь ниже. В настоящий момент существует множество дефиниций риска, но совершенной и справедливой дефиниции, которая бы точно давала понять, что такое риск, нет. Ниже приведены дефиниции риска с точки зрения различных современных авторов.
Риск - это действие наудачу в надежде на счастливый исход [4]. Данную дефиницию нельзя назвать серьезной, так как любой уважающий себя финансист, инженер, юрист и т.д. не будет действовать наудачу, а тщательно (насколько это возможно) изучит вероятность возникновения счастливого исхода, а затем уже примет решение.
Риск - это вероятность возникновения неблагоприятной ситуации [5]. Данная дефиниция является не совсем корректной, так как существует вероятность возникновения и благоприятной ситуации. Вероятность события -это отношение количества тех наблюдений, при которых рассматриваемое событие наступило, к общему количеству наблюдений [б], поэтому понятие «риск» не должно носить только негативный оттенок.
Риск - это дисперсия ожидаемых доходов от фактических доходов инвестиции [У]. Дисперсия является количественной характеристикой риска, которая отражает квадрат отклонения ожидаемых доходов от фактических доходов инвестиции. В данной дефиниции отсутствует важная составляющая риска - вероятность отклонения.
С финансовой точки зрения риск включает в себя сразу два основных понятия: «опасность» и «благоприятная возможность». Сам по себе риск не является чем-то конкретным, «опасностью» или «благоприятной возможностью», риск - это связующее данные понятия воедино. Убыток или сверхприбыль - это всего лишь результат (рис. 1), но не риск. Разница между «опасной» и «благоприятной» ситуациями зависит от преследуемых целей инвестора и его отношения к сложившейся ситуации. Например, существование таких рынков, как «рынок быков» и «рынок медведей» доказывает, что для одних - опасность, для других - благоприятный исход. Задача аналитика сводится к измерению опасности, характеризующей инвестицию, и попытке связать ее с благоприятной возможностью, которая необходима для компенсации этой опасности. Данной компенсацией является премия за риск.
Премия за риск (risk premium) - это премия, которую требует инвестор за то, что он подвергает себя риску [У].
Соответственно с использованием вышесказанного можно дать более справедливую дефиницию риска с финансовой точки зрения: риск — это измеренная величина, характеризующаяся произведением вероятности отклонения ожидаемых доходов от фактических доходов инвестиции на само отклонение. Для правильного понимания данной дефиниции ниже приведена обобщенная формула для расчета риска.
В 1738 г. Даниил Бернулли опубликовал в «Известиях Императорской Санкт-Петербургской Академии наук» статью «Изложение новой теории об измерении риска», где он сформулировал свой знаменитый санкт-петербургский парадокс. Д. Бернулли выдвинул тезис, что ценность чего-либо должна иметь основанием не цену (денежную единицу), но скорее полезность, которая ассоциируется с пользой и удовлетворением. Риск воспринимается каждым по-своему и не может оцениваться одинаково. При этом оценка полезности благ не является простой линейной функцией и зависит от человека, находящегося в рискованной ситуации. Таким образом, знание цены и вероятности не всегда достаточно для ценности исхода, поскольку полезность в каждом конкретном случае может зависеть от субъекта, делающего оценку, который реагирует на риск в соответствии со своей системой ценностей [8].
Рассмотрим риск с точки зрения математики. Здесь риск выражается простой формулой, которая учитывает в себе вероятность возможных событий и связанные с ними последствия (потери, выигрыш):
= £; х: ,
М
где Р — вероятность событий; I — последствия (потери, выигрыш, результат, событие).
К сожалению, вышеприведенная формула только кажется простой, вся сложность содержится в оценке (анализе) двух основных ее показателей Р и I. Данные показатели являются результатом кропотливой работы с использованием методов статистического анализа [9] и анализа временных рядов [10].
Рассмотрим дефиниции «риск» и «неопределенность» с точки зрения духовной философии и психологии, проникнув в сознание человека настолько глубоко, насколько это возможно. Одним из величайших современных духовных философов и психологов был Джидду Кришнамурти (1896-1986), с точки зрения которого мы попытаемся рассмотреть дефиниции «риск» и «неопределенность». В духовной философии и психологии не рассматриваются такие дефиниции, как «риск» и «неопределенность», поскольку они являются следствием других, более значимых проблем человечества. В данной статье проводится анализ и сопоставление дефиниций «риск» и «неопределенность» с различных точек зрения, поэтому попытаемся максимально точно определить риск и неопределенность с точки зрения духовной философии и психологии.
Как говорилось выше, субъективная неопределенность - это состояние ума (сознания, подсознания) принимающего решения субъекта или уровень
его знаний о конкретной ситуации. Ключевыми терминами в данной дефиниции являются «состояние ума» и «ситуация». Что же под собой подразумевает термин «состояние ума»? Состоянием ума в данном случае представляется совокупностью составляющих: неизвестность, загадочность, беспокойство, паника, страх, возбуждение и т.д. Неопределенность не может характеризоваться либо «состоянием ума», либо «уровнем знаний», так как состояние ума зависит от уровня знаний. Состояние ума - это переплетение мыслей, поиск среди множества «неопределенных решений», в результате которого мы либо имеем какое-то решение, либо не имеем его, в зависимости от уровня знаний. Если судить по Ф. Найту, то в данном случае решением является риск.
На протяжении всей своей жизни человек стремится к удовольствию (удовлетворению), тем самым загоняя себя в паутину неопределенности, конфликта. Человеческий ум создал время и поделил его на прошлое, настоящее и будущее. Затем этот же ум иллюзорно создал для себя идеал будущего, основываясь на проекциях прошлого. Мозг человека работает самым простым образом, через глаза, уши, телесные ощущения мы получаем информацию, которая поступает в блок памяти и автоматически запускается процесс распознавания. Если информация находится в базе знаний (БЗ), то есть решение, если нет, возникает неопределенность. Память - это скопление знаний о прошлом, увиденном, услышанном, знания об ощущениях. Наш ум постоянно ссылается на память, на знания, на прошлое и проецирует все это в будущее. Наши знания ровно так же, как и нерепрезентативная выборка данных, могут быть искажены. Поэтому неопределенность как состояние ума не может зависеть только от уровня знаний, так как знания должны содержать в себе какую-то истинность.
Прежде чем состояться неопределенности, необходимо сложиться какой-либо ситуации. Именно ситуация способна порождать неопределенность. Ситуация - это взгляд человеческого ума на сложившийся в конкретный момент порядок вещей. Человеческий ум - это не только превосходный оценщик-аналитик, который поделил все на «да и нет», «черное и белое», «хорошо и плохо» и т.д., но и искусный оратор. Под гнетом постоянной мыслительной полемики и воздействий извне трудно отличить истинное от ложного. Любая ситуация, не вписывающаяся в идеал современного человеческого ума, признана считаться неприятной. Поэтому неопределенность в какой-то мере можно определить как искаженное (иллюзорное, ложное) представление информации.
В духовной сфере существует стезя, по которой должен следовать человек, синонимично ее называют «истинный путь». Истинный путь - это непосредственно путь к истине (единой истине), сложенный самым наилучшим образом для индивида. С духовной точки зрения риск можно интерпретировать как отклонение от «истинного пути», непосредственное и активное, сознательное и физическое вмешательство человека в разрешение «неприятных» ситуаций. Термин «неприятных» взят в кавычки, так как вопрос об истинности ситуации является открытым и неоднозначным. Человеческий ум постоянно находится в конфликте с самим собой, в постоянном процессе поиска наилучшего решения, что не позволяет ему принять действительность как
должное. Важными составляющими на пути к истине являются смирение и доверие. Человеческий ум воспитан таким образом, что постоянно создает образы кого-либо и чего-либо, считая это наилучшим выбором. Мы всегда сравниваем то, какие мы есть, с тем, какими мы должны быть. Человеческий ум постоянно боится того, чего не существует, того, что является выдуманным и пытается измерить это. Как говорит Джидду Кришнамурти: «Такова психологическая структура общества» [11]. Неопределенность также можно интерпретировать как страх, а риск - как меру этого страха. Недаром в обиходе существует высказывание «на свой страх и риск».
Знаменитый скептик и апологет стохастической модели мира Нассим Николас Талеб считает, что большинство людей неправильно воспринимают случайность, они ослеплены и не могут управлять рисками. По этому поводу им выделяются две основные причины:
1) внутренняя среда (за счет эмоций);
2) внешняя среда (за счет систем массовой информации).
Нассим Талеб считает, что эмоции победить тяжело (практически невозможно), и более того, они необходимы для формирования и реализации идей, чем привносит сюда долю антагонизма. Нассим Талеб говорит: «Я предрасположен к тому, что бы быть одураченным случайностью и довольно эмоционален» [12]. В своих наблюдениях Талеб выявил, что человеку всегда присуща двойственность [12]. Окружающим нас людям мы преподносим себя с одной только стороны, а то, что есть на самом деле, прячем, хотя являемся самоуверенными, суеверными, эгоистическими личностями, и в этом он прямо схож с Джидду Кришнамурти.
Все люди считают, что их неудача связана со случайностью, а вот к успеху случайность не имеет никакого отношения, так как успех связан только с профессиональными навыками или чем-то еще. Талеб пишет о том, что люди не страхуются отчего-то абстрактного, риск, привлекающий их внимание, всегда конкретен. Но является ли эта конкретность истиной? Отсюда и вытекают «одураченные случайностью», так как человеческий ум не отличает этой тонкой грани. Но за счет чего? Далее он пишет о нерелевантности информации, предоставляемой СМИ, которые считают себя знатоками всего и вся или делают информацию нерелевантной (зашумленной) благодаря определенному интересу. Именно СМИ являются поставщиками информации, за счет которой человеческий ум формирует представление о мире. СМИ придумывают сюжеты (сенсации), которые не являются действительностью, и дурачат человеческий ум за счет привлечения механизма эмоций. Ставка на сенсации отвлекает человеческое внимание от истинных угроз. Если рассматривать какой-либо рынок, то его волатильность определяется не действительным движением этого рынка, а скорее тоном СМИ [12].
Талеб пишет: «Проблема мышления в том, что оно приводит к иллюзиям. И еще оно расходует энергию!», также он упоминает: «...наш мозг (ум) настроен в основном на быстрое избавление от неприятностей (бегство от страданий) и продолжение рода, а не на понимание (истинного) устройства мира» [12]. Один из создателей новой релятивистской концепции психической деятельности человека, положенной в основу интегральной психофизиологии, А.В. Клюев в своей книге «О самом главном» пишет следующее:
«. любая животная клетка несет в себе груз далеко эволюционного прошлого. Первое одноклеточное живое существо обитало в условиях агрессивной внешней среды в постоянной борьбе за существование с другими живыми существами. Прежде всего, это существо должно было выжить, покушать и размножиться. Борьба за существование - это хроническое пребывание в состоянии страха и агрессии. Все это генетически присутствует в памяти клеток нашего тела» [13]. Если внимательно всмотреться, то Н. Талеб и А. В. Клюев совпадают в своих наблюдениях.
В заключение хочется отметить, что испокон веков и по сей день в нашем мире сталкиваются лоб в лоб две величайшие догмы о детерминированном и стохастическом поведении всего и вся. Ученые со всех уголков планеты выдвигают свои догадки в виде гипотез и доказательств по вопросам случайности, неопределенности и риска, материализуя все это через книги, статьи, тезисы и эссе. Тем самым они еще больше загоняют себя и всех в неведение, усложняя мировоззрение бытия, все больше отдаляясь от истинной простоты всего насущного. И быть может, если человеку научиться управлять своими эмоциями и мыслями, то неопределенность исчезнет, так как неопределенность - это нечто эмоциональное. С исчезновением неопределенности исчезнет риск, так как измерять (оценивать) уже будет нечего.
Литература
1. Гудий Ю.С. Понятие неопределенности и риска. иЯЬ: Ьйр://^^^ nbene.narod.ru/ economfeconom19.htm
2. Диев В.С. Риск и неопределенность в философии, науке, управлении // Вестник Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2011. № 2(14). С. 79-89.
3. Общество риска и человек: онтологический и ценностные аспекты. Саратов: ООО «Изд. центр «Наука», 2006.
4. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова. ИКЬ: Ьйр://шшж ozhegov.ru/ Ьикта/17/1.Мт1
5. Источники неопределенности и риска в предпринимательской деятельности. ИКЬ: http://www.puckinet.ru/inc/risk5.htm
6. Определение понятия вероятности и ее сущность. иЯЬ: http://www.surebet-forum.com/ enc/Probabi1ity.shtm1
7. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов / Асват Дамо-даран; пер. с англ. 7-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2011. 1324 с.
8. Философия риска или рискософия. ИКЬ: http://insriskm.narod.ru/fan.htm1
9. Аббакумов В.Л., Лёзина Т.А. Бизнес-анализ информации. Статистические методы: учеб. М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2009. 374 с.
10. Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2010. 320 с.
11. Джидду Кришнамурти Свобода от известного. ИКЬ: http://www.onewor1d.ru/B1ank-ru/wesniki/wes-8ru.htm
12. Талеб Н. Одураченные случайностью. О скрытой роли шанса в бизнесе и в жизни: пер. с англ. Сергея Филина. 2-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 320 с.
13. Клюев А.В. О самом главном. М.: Профит Стайл, 2011. 576 с.