УДК 621.
А. В. КОЛЕСНИКОВ, д-р экон. наук, проф.
Украинская государственная академия железнодорожного транспорта, г. Харьков
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЭНЕРГОРЫНКА
В статье рассматриваются способы регулирования по отдельным направлениям энергоотрасли, в частности по электроэнергии и угольной промышленности
У статті розглядаються способи регулювання по окремих напрямах енергогалузі, зокрема по електроенергії і вугільній промисловості
Введение
В рамках реализации Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года определены основные задачи и направления, целью которых есть качественное удовлетворение спроса на энергетические ресурсы, что в свою очередь обеспечит безопасное, надежное и стабильное функционирование энергетики и как следствие обеспечит энергетическую безопасность государства.
Одним из таких направлений является формирование целостной и действенной системы управления и регулирования в топливно-энергетическом комплексе, развитие конкурентных отношений на рынках энергоносителей [1].
Цели реформирования энергоотрасли Украины сходны с целями стран ближнего зарубежья в частности России и Казахстана , где экономические процессы по отдельным вопросам аналогичны с нашими. Итогом реформирования должно стать
- повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основестимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойногоэнергоснабжения потребителей.
- изменение структуры отрасли: путём разделения естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создание структуры, специализирующейся на отдельных видах деятельности.
- изменение масштаба цен.
Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля. Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки [2].
Постановка проблеми
Топливно-энергетический комплекс относится к государственной монопольной структуре, что на сегодняшний день не позволяет эффективно функционировать этой отрасли, в связи с новыми экономическими условиями.
Проблемы, вытекающие из сложившейся ситуации, не только в нашей стране, но и в других странах ближнего и дальнего зарубежья анализировались и рассматривались в отечественных и зарубежных периодических изданиях, решение видится в реформировании в виде государственно-частного регулирования. Этот механизм получил своё распространение и применение при решении задач развития электроэнергетики во всем мире [3].
Цель публикации
Для рассмотрения и определения доли государства и частного сектора в регулировании энергоотрасли, следует анализировать отдельные составляющие, так как различные продукты
энерготрасли имеют различные и индивидуально специфические характеристики. Например, электроэнергию как товар нельзя накапливать в промышленных масштабах, невозможно заранее точно определить фактические объемы генерации, невозможно физически определить, кто произвел электроэнергию, использованную тем или иным потребителем. И по какой цене она реализуется [1]. В данной публикации рассматриваются способы регулирования по отдельным направлениям энергоотрасли, в частности по электроэнергии и угольной промышленности
Основная часть
Реформирование рынка электроэнергии на сегодняшний день выражается в создании новых формы организации бизнеса - энергетической биржи. Преимущества биржи очевидны и выражаются в:
- обосновании и рациональном ценообразовании, определение равновесной цены;
- отсутствие дискриминационного доступа к рыночной инфраструктуре.
Любой участник рынка имеет равные условия при функционировании на рынке, что свидетельствует о нормальной конкуренции.
Биржа, по своей организации даёт возможность всем заинтересованным участники рынка общаться, участвовать в разработке нормативных документов, находить договоренность по сложных вопросах, которые в дальнейшем могут согласовываться в органах государственной власти, и других вышестоящих институтах и контролировать алчные интересы личной наживы и снижения возможности получения сверхприбыли, тем самым ,стабилизируя экономику государства. Эти аспекты являются первостепенными для любой энергетической биржи. Помимо этого биржа реализует прозрачность ценообразования, создание и развитие судебной и арбитражной практики. Еще одним важным моментом является, что участники рынка - как производителям, так и сбытовым компаниям - в рыночных условиях нуждаются в прогнозируемости цен, финансовых потоков и бизнеса в целом. Для этого во всем мире используют инструментарий хеджирования (страхование рисков изменения цен на рынке), так называемые производные финансовые инструменты.[4]
Если провести анализ статистических данных по угольной промышленности, то согласно им, за девять месяцев 2010 года:
- шахты государственного сектора сократили добычу угля на 1,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., что в натуральных величинах составило 28,17 млн т ;
- добыча в целом по отрасли за январь-сентябрь выросла на 3,5 %, до 55,4 млн т. Положительная динамика была достигнута за счет наращивания угледобычи частными шахтами.
В 2009 году частные компании увеличили производство угля на 4,63 % по сравнению с 2008 годом, до 33,9 млн т, При этом доля частного сектора в общем объеме украинской угледобычи выросла на 5,1 %, до 46,8 %. Однако увеличение показателей было получено не только из-за падения объемов производства на государственных шахтах, но и за счет перехода отдельных шахт, в число частных компаний. При этом стоит отметить, что за 9 мес. 2010 года потребление электроэнергии в Украине возросло на 9,8 %, до 133,341 млрд кВт»ч, а производство валового кокса увеличилось на 7,3 %, до 13,269 млн т. Это означает, что потребители увеличивают спрос как на энергетический, так и на коксующийся уголь. Однако государственные шахты не сумели воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке для наращивания объемов угледобычи [5].
Выводы
Выше перечисленное подтверждает создание благоприятных условий для продолжения процесса разгосударствления и капитализации энергоотрасли. В условиях кризиса, когда наполнение госбюджета осуществляется с помощью внешних и внутренних займов, происходит дальнейшее разгосударствление энергоотрасли и выставление на приватизацию шахт государственного сектора. Что повлечёт за собой неизбежное изменение ценовой политики ,на предмет банального повышения цен к которому за 20 лет население уверенно адаптировалось.
Список использованной литературы
1. Указ Президента Украины “О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 5 июня 2009 года “О развитии рынков топливно-энергетических ресурсов в рамках реализации Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года”.
2. http://www.dvec.ru/reform/ref1.php.
3. Колесников А. В. Стратегии для энергетической отрасли. Энергосбережение» Энергетика «Энергоаудит. 2010.- № 9. - С. 42-43.
4. Оксана Ливень. Зачем нужна биржа украинскому рынку. электроэнергии 16.10.10UA Energy © 2010.
5. Игорь Воронцов Развивать частную угледобычу в Украине под силу лишь крупным холдингам. 01.11.2010 UA Energy © 2010.
6. Сергей Бедин: 24.06.2010 Источник: UAEnergy © 2010.
DIFFERENTIATION IN AD JUSTING OF ENERGORYNKA
A.V KOLESNIKOV, D-r Scie. Ekon., Pf.
Тйе Eefoods of 0djnsti2g H2 seperete directiH2s of e2ergHHtresli ere eX0Ei2ed i2 й article, i2 particnlar 02 electric power 02d coal i2dnstry
Поступила в редакцию 08.11 2010 г.