Научная статья на тему 'Дифференциация и практикоориентированность в подготовке бакалавров туристской сферы в Республике Польша'

Дифференциация и практикоориентированность в подготовке бакалавров туристской сферы в Республике Польша Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАКАЛАВР ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ / РЕСПУБЛИКА ПОЛЬША / ПРАКТИКИ / СПЕЦИАЛИЗАЦИИ / BACHELOR IN TOURISM AND RECREATION / THE REPUBLIC OF POLAND / APPRENTICESHIPS / SPECIAL IZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишуненкова О.В.

Рассмотрены особенности польского опыта подготовки бакалавров туризма и рекреа ции, сущность которых заключается во введении специализаций на уровне бакалаври ата, а также в многоуровневости практической подготовки бакалавров данной сферы. Проведенный анализ учебных программ польских вузов и анкетирование представите лей туриндустрии позволили выявить наиболее востребованные и перспективные спе циализации бакалавриата по направлению «Туризм и рекреация»: «Е-бизнес в туризме», «Агротуризм», «Экотуризм», «Авиационный туризм», «Оздоровительный туризм, СПА и Велнес». Актуальность данных специализаций обусловлена, во-первых, недостаточ ным количеством компетентных специалистов в данных сегментах, во-вторых, боль шим спросом на таких специалистов не только в Польше, но и в других странах Ев ропейского союза, в-третьих, географическими особенностями Польши, разнообразие природных условий которой позволяет развивать большинство из существующих ви дов туризма. Анализ учебных планов польских вузов туристской направленности пока зал, что наряду с практиками особый упор делается на практические занятия, в част ности практические занятия на местности, позволяющие студентам овладеть прак тическими навыками и эффективно подготовиться к прохождению практик

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мишуненкова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differentiation and practical orientation of bachelor programmes in tourism in the Republic of Poland

The article focuses on peculiarities of Bachelor’s programmes in Tourism in the Republic of Poland, which include specializations at the Bachelor’s level as well as multilevel apprentice ships. Curriculum analysis of Polish universities and the survey of Polish tourism entrepre neurs revealed the most perspective specializations in Tourism and Recreation: “ E-business in tourism ”, “ Agrotourism ”, “ Ecotourism ”, “ Avia tourism ”, “ Health tourism, Spa and Wellness ”. These specializations are promising for several reasons. Firstly, there are currently not enough competent specialists in these sectors. Secondly, there is a great demand for specialists in these fields not only in Poland, but also in other countries of the European Union. Moreover, nearly all existing types of tourism can be developed in Poland thanks to its geographic location and varied terrain. The analysis of syllabi of Polish universities revealed that alongside with ap prenticeships a strong emphasis is placed on practical training, such as field trips, which allow students to acquire practical skills and prepare for internships

Текст научной работы на тему «Дифференциация и практикоориентированность в подготовке бакалавров туристской сферы в Республике Польша»

УДК 378

О.В. МИШУНЕНКОВА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ТУРИСТСКОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ПОЛЬША

Рассмотрены особенности польского опыта подготовки бакалавров туризма и рекреации, сущность которых заключается во введении специализаций на уровне бакалавриата, а также в многоуровневости практической подготовки бакалавров данной сферы Проведенный анализ учебных программ польских вузов и анкетирование представителей туриндустрии позволили выявить наиболее востребованные и перспективные специализации бакалавриата по направлению «Туризм и рекреация»: «Е-бизнес в туризме», «Агротуризм», «Экотуризм», «Авиационный туризм», «Оздоровительный туризм, СПА и Велнес». Актуальность данных специализаций обусловлена, во-первых, недостаточным количеством компетентных специалистов в данных сегментах, во-вторых, большим спросом на таких специалистов не только в Польше, но и в других странах Европейского союза, в-третьих, географическими особенностями Польши, разнообразие природных условий которой позволяет развивать большинство из существующих видов туризма. Анализ учебных планов польских вузов туристской направленности показал, что наряду с практиками особый упор делается на практические занятия, в частности практические занятия на местности, позволяющие студентам овладеть практическими навыками и эффективно подготовиться к прохождению практик. Ключевые слова: бакалавр туризма и рекреации, Республика Польша, практики, специализации.

The article focuses on peculiarities of Bachelor's programmes in Tourism in the Republic of Poland, which include specializations at the Bachelor's level as well as multilevel apprenticeships. Curriculum analysis of Polish universities and the survey of Polish tourism entrepreneurs revealed the most perspective specializations in Tourism and Recreation: "E-business in tourism", "Agrotourism", "Ecotourism", "Avia tourism", "Health tourism, Spa and Wellness". These specializations are promising for several reasons. Firstly, there are currently not enough competent specialists in these sectors. Secondly, there is a great demandfor specialists in these fields not only in Poland, but also in other countries of the European Union. Moreover, nearly all existing types of tourism can be developed in Poland thanks to its geographic location and varied terrain. The analysis of syllabi of Polish universities revealed that alongside with apprenticeships a strong emphasis is placed on practical training, such as field trips, which allow students to acquire practical skills and prepare for internships.

Keywords: Bachelor in Tourism and Recreation, the Republic of Poland, apprenticeships, specializations.

Туризм стал неотъемлемой частью жизни миллионов людей. Он вносит весомый вклад в становление экономического и культурного сотрудничества, достижение взаимопонимания меж-

© Мишуненкова О.В., 2016

ду народами. В современных условиях туристская индустрия переживает значительные структурные преобразования, которые включают качественные изменения спроса услуг (потребители требуют более высоких стандартов обслуживания), рыночную глобализацию

(распространение новой информации и современных технологий вызывает рост рыночной конкуренции), повышение спроса на большую гибкость (это побуждает к созданию нового туристского продукта и его распространение).

В современной Польше основными туристскими регионами являются побережье Балтийского моря, Мазурские озера, горные районы (Татры, Бески-ды, Карконоше). Наиболее часто посещаемыми туристами городами являются Варшава и Краков. Важно отметить, что количество туристов, посещающих Польскую Республику, ежегодно растет. Если в 2011 г. Польшу посетили 13,1 млн туристов, то в 2014 г. эта цифра достигла 16 млн. По данным Польской туристской организации, чаще всего Польшу посещают жители Германии. В то же время значительно выросло количество туристов из Швеции (на 16%), Бельгии (на 17%), Норвегии (на 17%), Литвы (на 16%) и Португалии (на 27%) [11].

Развитие туризма, расширение доступа посетителей со всего мира к естественным, культурным и другим объектам, кроме создания имиджа страны и налаживания международных связей, фактически укрепляет и расширяет источники инвестирования [5]. Основой развития туристской отрасли является формирование образовательной политики в высшем профессиональном образовании, позволяющей создавать образовательные программы, удовлетворяющие туристскую индустрию по качеству подготовки специалистов, и давать оценку комплексного качества, отвечающего требованиям внутренней и внешней сред образования, включающих, с одной стороны, абитуриентов, студентов, их родителей и преподавателей, а с другой - работо-

дателей в местной и региональной индустрии, а также в различных секторах образования [3]. Динамичное развитие туристского бизнеса, а также увеличение количества туристов ставит перед Польшей задачу улучшения качества и оптимизации подготовки кадров туристской сферы.

В настоящее время в Польше действует более 450 учебных заведений, из которых 132 являются государственными и 318 - частными. В этих учебных заведениях обучаются около 2 млн студентов более чем по 200 специальностям, что делает Польшу государством, обладающим самым большим количеством высших учебных заведений в Центральной Европе [9]. В 2015 г. 83 аккредитованных государственных и частных вуза вели подготовку по направлению «Туризм и рекреация» в Польше, что свидетельствует о привлекательности данной специальности [10].

В стремлении реализовать практическую направленность подготовки бакалавров туризма и рекреации в Польше был реализован ряд нововведений, основными из которых является введение специализаций на уровне бакалавриата, а также многоуровневость студенческих практик.

Во многих польских вузах, начиная со второго года обучения, студенты выбирают специализацию и изучают профильные предметы в рамках соответствующей специализации. Анализ учебных программ польских вузов туристской направленности, а также анкетирование представителей туристской индустрии в Польше позволили выявить наиболее распространенные и актуальные специализации туризма и рекреации в Польской Республике: «Е-бизнес в туризме», «Агроту-ризм», «Экотуризм», «Авиационный

туризм», «Оздоровительный туризм, СПА и Велнес».

Студенты специализации «Агроту-ризм» знакомятся с принципами функционирования туризма в сельской местности, создания регионального туристского продукта, динамично развивающегося агротуризма в Польше и Европе, с географией и организацией отдыха в польской сельской местности (верховая езда, гольф, охота, рыбалка, пейнт-бол). Знания в области самоуправления, бюджета и финансов, субсидирования предоставляют выпускникам данного направления возможность работы в администрации, обслуживании туризма и туристских объектов, а также организации развлекательных мероприятий. В рамках данной специализации изучаются следующие предметы: «Сельский туризм как комплексный туристский продукт», «Организация и управление агротуризмом», «Повышение туристской привлекательности сельской местности», «Агротуристская политика Евросоюза». Данная специализация введена в таких польских вузах, как Университет природы в Люблине, Варминьско-Мазурский университет в Ольштыне, Академия сельского хозяйства в Познани.

Быстрое развитие информационных технологий и их более широкое использование в сфере туризма вызывают большие изменения как в организации и управлении туризмом, так и в туристской индустрии в целом. В связи с этим Академия физической культуры имени Бронислава Чеха в Кракове, Высшая школа туризма и гостиничного дела в Гданьске, Экономический университет в Познани и многие другие польские вузы ввели специализацию «Е-бизнес в туризме», в рамках которой студенты получают зна-

ния о различных сегментах туристского рынка, потенциальных клиентах, их потребностях и предпочтениях, тендерах и неосвоенных рыночных нишах, Е-маркетинге и управлении в сфере туризма. Особый упор делается на такой профильный предмет, как «Информационная безопасность», на котором рассматривается проблема достоверности операций через интернет, защита от вирусов и сетевых атак, защита интеллектуальной собственности, деловая этика электронного бизнеса. На специализации «Е-бизнес в туризме» изучаются следующие предметы: «Е-рынки туристских услуг», «Программирование туристского Е-бизне-са», «Интернет-право», «Сервисы и приложения в базах данных», «Информационные системы», «Защита информации в Е-бизнесе».

«Оздоровительный туризм, СПА и Велнес» является еще одним перспективным направлением подготовки. СПА можно понимать как оздоровительный комплекс процедур с использованием минеральной, морской и пресной воды, морских водорослей и соли, лечебных грязей и растений. СПА-процедуры направлены на оздоровление и релаксацию организма человека. СПА-компоненты активизируют процессы обмена веществ, улучшают кровообращение, выводят токсины и шлаки из организма и улучшают кровообращение, улучшают общее самочувствие [1]. Бакалавры специализации «Оздоровительный туризм, СПА и Вел-нес» подготовлены к работе в области санаторно-курортных услуг, в частности управлении оздоровительно-реабилитационными центрами, СПА- и Велнес-центрами, а также ведении собственного бизнеса в области оздоровительного туризма. В рамках данной

специализации изучаются такие предметы, как «Основы СПА и Велнес», «Оздоровительный туризм и его инфраструктура», «Проектирование, финансирование и маркетинг в СПА и Велнес-центрах», «Санатории (оздоровительные комплексы)», «Рынок СПА и Велнес-услуг».

Еще одной важной особенностью системы подготовки бакалавров туризма в Польше является многоуровневая практическая подготовка, включающая в себя следующие виды практик: вводные, ознакомительные и профессиональные. Несмотря на то что, согласно польскому государственному образовательному стандарту, практика у бакалавров по направлению «Туризм и рекреация» должна длиться не менее четырех недель, большинство вузов стремится увеличить количество часов, отведенных на прохождение практик. Так, например, Высшая школа туризма и гостиничного хозяйства в Гданьске отводит 15 недель на прохождение практик и стажировок [12].

Вводные практики реализуются в форме зимних и (или) летних спортивно-рекреационных лагерей и являются важной частью учебной программы многих туристских вузов Польши (Академии физической культуры имени Бронислава Чеха в Кракове, Университета природы в Люблине, Государственной высшей профессиональной школы в Конине, Высшей школы международных отношений в Лодзи, Академии физической культуры во Вроцлаве и др.). Как правило, студенты посещают данные лагеря после первого и второго семестров. Поездки в лагеря являются обязательными. Программа спортивно-рекреационных лагерей включает занятия практического характера и обучение студентов самостоятельному

проведению и организации различных спортивно-рекреационных мероприятий, а также участию в них [13].

Студенты активно вовлечены в составление программы, организацию и подготовку к мероприятиям, проводящимся в лагерях, а организатор, являющийся сотрудником университета, осуществляет консультативную функцию, помогая организовывать мероприятия, и контролирует деятельность студентов.

В программу зимних и летних спортивно-рекреационных лагерей студентов, обучающихся по направлению «Туризм и рекреация», включаются следующие дополнительные предметы: «Горный туризм», «Велотуризм», «Морской туризм», «Пешеходный туризм», «Основные формы физической активности», «Основы яхтинга», «Каякинг и каноэ с элементами туризма», «Организация детского и молодежного досуга в лагерях», «Рекреационные игры» и «Основы горнолыжного спорта».

В связи с растущей популярностью экстремальных видов спорта в программу спортивно-рекреационных лагерей был введен предмет «Экстремальный туризм», включающий знакомство с такими видами спорта, как хелискиинг, хелисноубординг, фрирайд, скиджо-ринг, скайдайвинг, дельтапланеризм, ски-альпинизм и другие [6].

Ознакомительная практика, как правило, проводится в конце первого или начале второго года обучения в вузе после освоения большинства общих и базовых профильных предметов и длится 2 недели. Студент может проходить ознакомительную практику в любом учреждении, центре или организации туристской или рекреационной индустрии (в отеле, турагентстве, пансионате, ресторане, фитнес-клубе и др.).

Цель ознакомительных практик -расширить и углубить теоретические знания, научиться применять полученные на лекциях, семинарах и практических занятиях знания на практике, а также получить и совершенствовать профессиональные навыки, необходимые для работы в гостиничном бизнесе. Данный вид практик призван дать студентам первого и второго курсов толчок к более добросовестному отношению к учебе в университете. Во время практики студент знакомится с особенностями функционирования гостиничных объектов в условиях жесткой конкуренции и рыночной экономики, осознает важность клиентоориентирован-ности в данной индустрии и использует иностранный язык для обслуживания иностранных клиентов. Прохождение ознакомительной практики помогает студенту определиться с выбором интересующей его специализации. Ознакомительные практики являются важным элементом практического аспекта подготовки бакалавров туризма в таких вузах, как Варшавский университет наук о жизни, Государственная высшая профессиональная школа в Конине, Академия физической культуры в Катовице, Высшая школа международных отношений в Лодзи, Высшая школа общественно-естественных наук им. Винцента Поля в Люблине.

Профессиональная практика является завершающим этапом обучения и проводится в конце 4-го или начале 5-го семестра с целью обобщения и совершенствования знаний, практических умений и навыков на базе конкретного предприятия, овладения профессиональным опытом и формирования готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности, а также сбора материалов для

написания дипломной работы. Данная практика служит профессиональной и социально-психологической адаптации студентов, успешность которой является важнейшим фактором, обусловливающим эффективность всего образовательного процесса и последующей успешной профессиональной деятельности молодого специалиста [2].

Студент проходит профессиональную практику строго в рамках выбранной им специализации. Важную роль в обеспечении эффективности профессиональной практики играет тесная связь университетов с компаниями туристской индустрии. Польские вузы формируют свою базу данных (список) организаций, с которыми у них подписан договор о сотрудничестве по организации практики студентов. Данный список включает в себя отели, рестораны, туристские агентства, фитнес-клубы, туристские организации и варьируется от двух-трех до нескольких десятков компаний в зависимости от размера, престижности и надежности вуза. Предприниматели заинтересованы в сотрудничестве с ведущими и наиболее авторитетными вузами. Они рассматривают перспективных, талантливых и трудолюбивых практикантов в качестве потенциальных работников [7].

Эффективность ознакомительной и профессиональной практик обеспечивается качественной подготовкой к ним. Анализ учебных планов польских вузов показал, что для подготовки студентов к практикам и овладения первичными практическими навыками в учебную программу польских туристских вузов включены занятия на местности, проводящиеся в рамках изучения таких предметов, как «История культуры и искусства», «Краеве-

дение», «Туристское обслуживание», «Экскурсоведение и музееведение», «Гостиничный бизнес», «Туристские регионы Европы». Занятия на местности могут длиться от одного дня до недели и проходить не только в польских городах, музеях, заповедниках, пансионатах и отелях, но и за границей.

Наряду с практиками одним из путей реализации практической подготовки кадров туристской сферы в Польше является участие студентов в программе «Эразмус» («Erasmus»), созданной в 1987 г. с целью студенческого обмена между университетами разных стран [4]. Данная программа предоставляет наиболее перспективным студентам с высокой академической успеваемостью и хорошим знанием иностранного языка возможность участвовать в бесплатных стажировках за границей. Количество мест на прохождение стажировки ограничено и зависит от рейтинга вуза.

Студенты польских вузов, участвовавшие в программе «Эразмус», отмечают пользу данной программы и та-

кие ее преимущества, как связь практики с будущей профессией, получение реального профессионального опыта, возможность выучить дополнительный иностранный язык, большая стипендия, расширение кругозора, совмещение работы и отдыха, работа в многонациональной команде.

Таким образом, проведенный анализ польских учебных программ и планов, а также анкетирование представителей туристской индустрии позволили сделать вывод о стремлении польских вузов туристской направленности сделать свои программы максимально вариативными, предлагая студентам широкий выбор наиболее перспективных специализаций, что многократно повышает шансы выпускников-бакалавров на трудоустройство не только в Польше, но и за границей, а большое количество часов, отводящихся на прохождение практик, и упор на практические занятия позволяют студентам овладеть практическими навыками и адаптироваться к современным требованиям рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Барчуков И.С. Технологии проектирования услуг в рекреации и туризме: монография. М.: СГУ, 2014. С. 76-77.

2. Буянов В.И. Социально-психологическая адаптация молодых офицеров к военной службе: учеб.-метод. матер. М.: Военная орденов Ленина, Октябрьской революции и Суворова академия им. Ф.Э. Дзержинского, 1996.

3. Гворыс Веслав. Профессиональная подготовка кадров по туризму в вузах Республики Польша в контексте международного опыта: дис.... д-ра пед. наук: 13.00.08. Тула, 2003.

4. Мишуненкова О.В. Стажировки в системе европейского высшего образования (на примере польских вузов туристической направленности) //Конференциум АСОУ: сб. научных трудов и материалов науч.-практ. конф. Вып. 2. М.: АСОУ, 2015.

5. Сакун Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира: монография. Киев: МАУП, 2004. С. 16.

6. Lewandowski M, Wspölczesne formy sportow ekstremalnych, (w) Bergier J, Sroka M. (red.), Survival w teorii i praktyce, PWSZ im. PapiezJana Pawla II, Biala Podlaska, 2009.

7. Polok Grzegorz. Etyka w prace menedzera. Nauki spoleczne i ksztaltowanie osoboqosci. Studia I Monografie z. 417. Politechnika opolska, 2015. Str. 59-63.

8. Zarqba Dominika. Ekoturystyka. Wyzwania i nadzieje, Wydawnictwo Naukowe PWN. War-szawa, 2000. Str. 12.

9. Министерство науки и высшего образования Польши. URL: http://www.nauka.gov.pl (дата обращения: 10.02.2016).

10. URL: http://kierunkistudiow.pl/turystyka_ 12. URL: http://wstih.pl/praktyki (дата об-i_rekreacja (дата обращения: 10.02.2016). ращения: 11.02.2016).

11. URL:http://radiopolsha.pI/6/136/Artykul/ 13. URL: http://www.awf.wroc.pl/pl/index 222213 (дата обращения: 10.02.2016). (дата обращения: 11.02.2016).

УДК 378.14.015.62

Е.В. СЕЧКАРЕВА

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Рассматривается вопрос о развитии коммуникативной компетентности обучающихся. Понятие коммуникативной компетентности тесно связано с понятием общения. Компетентность в общении - это сложное образование. В самом широком смысле коммуникативная компетентность определяется как компетентность в межличностном восприятии, межличностном взаимодействии. Выбор соответствующих средств психологического воздействия, призванных повысить компетентность, должен быть увязан со схемой субъект-субъектного общения, которая характеризуется равенством психологических позиций участников, активностью сторон, при которой каждая не только испытывает воздействие, но и сама в равной степени воздействует на другую. Одним из методов социально-психологического воздействия на развитие коммуникативной компетентности предлагается социально-психологический тренинг. Область воздействия социально-психологического тренинга ориентирована в направлении воздействия на развитие личности, группы обучающихся посредством оптимизации форм межличностного общения.

Ключевые слова: общение, коммуникативная компетентность, формы общения, методы и средства развития коммуникативной компетентности.

The methodological basis of the learning process in higher education is a competency-based approach. The article discusses the development of communicative competence of the students. The notion of communicative competence is closely linked to the concept of communication. Competence in communication is a complex entity. In the broadest sense, communicative competence is defined as competence in interpersonal perception, interpersonal interaction. The choice of appropriate means of the psychological impact, designed to increase competence and should be linked with the scheme of the subject-subject communication, which is characterized by equality of psychological positions of the participants, the activity of the parties at which each not only exposed, but also equally affects the other. One of the methods of socio-psychological influence on the development of communicative competence proposed socio-psychological training. The scope of the impact of socio-psychological training is oriented in the direction of the impact on personality development, group students by optimizing forms of interpersonal communication. Keywords: communication, communicative competence, forms of communication, methods and tools for the development of communicative competence.

© Сечкарева Е.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.