Научная статья на тему 'Дифференциальная психология внутреннего мира человека: гендерный аспект'

Дифференциальная психология внутреннего мира человека: гендерный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2338
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПОЛ / ВНУТРЕННИЙ МИР / ОНТОГЕНЕЗ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / DIFFERENTIAL PSYCHOLOGY / INDIVIDUAL DIFFERENCES / GENDER / INNER WORLD / ONTOGENESIS / WORLDVIEW / VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведев Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена проблеме построения дифференциальной психологии внутреннего мира человека. Автор рассматривает внутренний мир человека как многоуровневую систему, блоки которой формируются на разных стадиях онтогенеза, и приводит результаты эмпирического исследования гендерного аспекта развития данного психического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differential Psychology of the Inner human world: Gender Aspect

The article discusses the problem of constructing differential psychology of the inner human world which is regarded as a multi-leveled system, its elements are formed at different stages of individual development. The article presents the results of an empirical investigation of the gender aspect the development of this psychological phenomenon.

Текст научной работы на тему «Дифференциальная психология внутреннего мира человека: гендерный аспект»

ПСИХОЛОГИЯ

Д. А. Медведев

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Статья посвящена проблеме построения дифференциальной психологии внутреннего мира человека. Автор рассматривает внутренний мир человека как многоуровневую систему, блоки которой формируются на разных стадиях онтогенеза, и приводит результаты эмпирического исследования гендерного аспекта развития данного психического образования.

Ключевые слова: дифференциальная психология, индивидуальные различия, пол, внутренний мир, онтогенез, мировоззрение, ценности.

D. Medvedev

Differential Psychology of the Inner human world: Gender Aspect

The article discusses the problem of constructing differential psychology of the inner human world which is regarded as a multi-leveled system, its elements are formed at different stages of individual development. The article presents the results of an empirical investigation of the gender aspect the development of this psychological phenomenon.

Keywords: differential psychology, individual differences, gender, inner world, ontogenesis, worldview, values.

Дифференциальная психология традиционно рассматривается как отрасль психологической науки, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, а также причины и последствия данных различий [14, с. 108— 109]. В настоящее время сложились условия [2; 3; 6; 10; 16; 17; 19; 20] для формирования в ее рамках нового направления исследований — дифференциальной психологии внутреннего мира человека, целью которого должно стать изучение различий между моделями мира представителей различных социально-возрастных групп.

Целью настоящей статьи является анализ возможности использования концепции

внутреннего мира человека для решения одной из важнейших задач дифференциальной психологии — выявления гендерных (половых) особенностей отражения субъектом окружающей действительности (в рамках данной статьи мы рассматриваем понятия «пол» и «гендер» в качестве синонимов).

В современной психологической науке наблюдается достаточно большое количество концепций психического отражения действительности, основывающихся на разных методологических подходах и использующих для обозначения одного и того же феномена разную терминологию [4; 8; 18]. Анализ проблемы психического отражения действительности в современном научном

знании показывает наличие в нем трех основных подходов в интерпретации соответствующего феномена: когнитивный подход (направлен на выявление и осмысление глубинных операциональных механизмов функционирования психики), личностный подход (сложился в психологической науке в контексте исследования проблемы сознания — его структуры, функций и закономерностей развития в онтогенезе) и социально-психологический подход (включает в себя две группы концепций: в первую входят концепции, посвященные специфике отражения в психике человека объектов и явлений социальной реальности; во вторую — посвященные анализу глубинных архетипи-ческих слоев его внутреннего мира). Критерием разграничения указанных подходов является доминирующий в той или иной концепции уровень анализа проблемы психического отражения действительности [9].

Применение методологии системного подхода в психологической науке предусматривает выделение и рассмотрение интегральных психических образований [7]. В данном контексте понятие «психическое отражение» можно конкретизировать через категорию «внутренний мир». Система психических процессов, состояний, свойств и образований в своей совокупности образует операциональную матрицу функционирования внутреннего мира, который выступает в качестве содержательной стороны психической деятельности человека. Психика и внутренний мир оказываются теснейшим образом взаимосвязанными, но не тождественными друг другу реальностями. Наиболее ярко указанное различие проявляется в отношении категорий «форма» (психика) и «содержание» (внутренний мир), а также — «процесс» и «результат».

Мы можем определить внутренний мир в качестве возникающей в результате взаимодействия человеческой психики и объективной реальности интегральной, многомерной, семантической, психической системы, состоящей из четырех структурных

компонентов (динамического, структурносодержательного, аксиологического и смыслообразующего), связанных общей психосемантической структурой (глубинной системой базовых значений разной модальности), выполняющей ряд базовых функций (активационную, когнитивную, регуляционную, смыслообразующую), закономерно проходящей в своем онто- и филогенетическом развитии ряд этапов (образ мира, картина мира, мировоззрение, субъективное мироздание) и определяющей специфику поведения и деятельности субъекта [1; 5].

В структурно-функциональном плане внутренний мир включает в себя четыре взаимосвязанных блока, содержание которых образуют субъективные значения образов самосознания, общения и деятельности человека: эмоционально-динамический блок (система эмоциональных значений биологических, психологических и социальных образов), структурно-содержательный блок (включающий значения «образа Я», «образа Другого» и «обобщенного образа предметного мира»), ценностный блок (система ценностных ориентаций личности — ценностных значений, являющаяся результатом процесса интериоризации ею различных социальных норм) и смысловой блок (система смысловых значений как самостоятельно выработанных субъектом значений).

Базовыми свойствами внутреннего мира являются: 1) уровень его адекватности

внешнему миру (критерием которой выступает уровень адекватности социального поведения субъекта); 2) уровень адекватности внутреннего мира уровню физического, психического и социального развития человека (феномен акселерации и т. д.); 3) уровень гармоничности внутреннего мира (отсутствие в нем оснований для развития психотравмирующих конфликтов внутренней или внешней локализации); 4) уровень когнитивной сложности внутреннего мира (количество, качество и характер взаимосвязи элементов психосемантической структуры данного образования психики);

5) специфика эмоциональной окраски внутреннего мира (преимущественно позитивное или негативное отношение человека к окружающему миру и к самому себе);

6)общая направленность системы ценностных ориентаций человека (преимущественно альтруистическая или прагматическая / эгоистическая направленность аксиологического блока); 7) специфика смыслообразующего блока внутреннего мира (качество и направленность смысловых конструктов / текстов внутреннего мира).

Внутренний мир имеет собственную систему функций, определяющих его статус самостоятельного семантического образования психики человека. Общими функциями внутреннего мира являются: функция синтеза продуктов разных уровней психического отражения; функция осуществления коммуникации между разными уровнями психического отражения; функция определения субъективных приоритетов (установок) человека на основе выстраивания иерархии психических образов; функция соотнесения прошлого опыта человека с актуальными объектами действительности; функция обеспечения внутренней автономии субъекта и поддержания его связей с внешним миром; функция создания непротиворечивой системы действительности («образ Я», «образ Другого», «обобщенный образ предметного мира»), обеспечивающей адаптацию человека к объективной реальности; функция формирования сознательной субъектности; функция сравнения объективной реальности с внутренним идеалом; функция детерминации поведения и деятельности субъекта. Специфическими функциями внутреннего мира на разных этапах онтогенеза выступают: функция контроля эмоций и моторных проявлений субъекта (этап развития образа мира); функция когнитивного развития «образа Я», «образа Другого» и «обобщенного образа предметного мира» и усвоения моральных норм (этап развития картины мира); функция соотнесения своих знаний об объектах дейст-

вительности с социальной оценкой данных объектов (этап развития мировоззрения); функция выработки и выстраивания системы внутренних жизненных смыслов (этап развития субъективного мироздания).

В структуре внутреннего мира можно выделить четыре качественно своеобразных уровня: 1) уровень образов восприятия,

возникающих при непосредственном отражении человеком объективной реальности и являющихся продуктом познавательных процессов ощущения и восприятия; 2) уровень образов-представлений — элементов собственно-образной или вербальной природы, несущих информацию о конкретных предметах и явлениях объективной реальности и составляющих основное содержание долговременной памяти; 3) уровень ценностных образов — элементов вербальной и символической природы, обладающих внешней — социальной — природой детерминации поведения и деятельности человека; 4) уровень смысловых образов — элементов вербальной и символической природы, обладающих внутренней — экзистенциальной — природой детерминации поведения и деятельности человека и являющихся продуктом абстрактного мышления.

Содержательными единицами внутреннего мира, обеспечивающими взаимодействие его различных уровней, являются значения разной природы (эмоциональные, когнитивные, ценностные и смысловые). Операциональной единицей исследования внутреннего мира может быть признана семантическая установка человека по отношению к тому или иному предмету или явлению действительности, математическим выражением которой служит расстояние в одно стандартное квадратическое отклонение между понятиями семантического дифференциала в субъективном семантическом пространстве человека. Анализ системы семантических установок человека по отношению к базовым объектам и явлениям объективной реальности позволяет выявить особенности его внутреннего мира,

фиксирующие существующую у него мо- человека с точки зрения системного под-дель действительности. Обобщенную мо- хода можно представить в виде таблицы дель интерпретации внутреннего мира (табл. 1).

Таблица 1

Категориальный аппарат интерпретации внутреннего мира

Внутренний мир (ВМ)

1. Уровни психического развития человека Индивид Личность Личность как субъект деятельности Субъект

2. Общепсихологические категории Процессы Состояния Свойства Образования

3.Этапы развития ВМ Этап образа мира Этап картины мира Этап мировоззрения Этап субъективного мироздания

4. Уровень развития ВМ Биопсихологиче -ский уровень Психологический уровень Психосоциальный уровень Интегр альный уровень

5. Хронология этапов развития ВМ Рождение — 6-7 лет 6-7 — 14-15 лет 14-15 — 18-19 лет... 18-19 лет.

6. Психические процессы, определяющие развитие ВМ Ощущение и восприятие Память, конкретное мышление Абстрактное мышление Интегральный уровень функционирования психических процессов

7. Интеллектуальная основа развития ВМ Сенсомоторный и дооперациональ-ный интеллект Уровень конкретных операций Уровень формальных операций Диалогическое (студенческое) мышление

8. Базовые единицы ВМ Значения образов восприятия Значения образов представлений Значения ценно -стных образов Значения смысловых образов

9. Психическое основание уровней развития ВМ Эмоционально- волевое Когнитивное Ценностное Смысловое

10. Блоки ВМ Динамический блок Структурно- содержательный блок Аксиологический блок Смыслообразующий блок

11. Функции ВМ Означивание объектов действительности Первичная социализация Вторичная социализация Индивидуализа- ция

12. Базовые нормы регуляции ВМ Психологические нормы Моральные нормы Правовые (юридические) нормы Самостоятельно выработанные нормы

13. Базовые цели этапов развития ВМ Становление пси-хофизиологиче-ских основ развития ребенка Усвоение общественных правил и норм поведения Усвоение профессиональных знаний Обретение зрелого смысла жизни, самоактуализация

14. Ведущий вид деятельности Игровая деятельность Учебная деятельность Трудовая деятельность Творческая деятельность

Внутренний мир (ВМ)

15. Особенности детерминации ВМ Биологические законы Процесс воспитания Процесс образования Процесс саморазвития

16.Основные задачи этапов развития ВМ Адаптация к физической среде и семье Адаптация к обществу (социальным институтам) Адаптация к государству (идеология) Творческое преобразование действительности

17. Главные результаты этапов развития ВМ Формирование основ психофизиологической зрелости Формирование основ психологической и психосоциальной зрелости Формирование основ гражданской зрелости Формирование основ интегральной (субъектной) зрелости

18. Общенаучная методология Естественнонаучная парадигма Гуманитарная парадигма (науки о личности) Гуманитарная парадигма (общественные науки) Системная парадигма (синтез Знания)

19. Психологические методологии Биогенетические концепции личности Социогенетиче -ские концепции личности Интеракциони-стские концепции личности Антропология (системное чело-векознание)

20. Базовые философские категории Материльное Идеальное первичное (НКМ) Идеальное вторичное (идеологии) Субъективное

21. Базовые конструкты объективной реальности Мир (физическая реальность) Социум (совокупность Других людей) Культура (совокупность текстов) Человек — био- психосоциальная категория

Для подтверждения возможности применения концепции внутреннего мира при решении задач дифференциальной психологии мы приведем материалы исследования моделей действительности юношей и девушек (возраст 17-18 лет), обучающихся на первом курсе Астраханской государственной медицинской академии (АГМА) и находящихся на этапе развития мировоззрения (общий объем выборки составил 246 человек — 90 юношей и 156 девушек).

Для определения особенностей внутреннего мира указанных юношей и девушек использовались методы экспериментальной психосемантики (в частности, семантический дифференциал Ч. Осгуда) [13], методика «Ценностные ориентации Рокича», тест-опросник Г. Айзенка в адаптации А. Г. Шмелева, методика изучения локуса контроля Д.Б. Роттера, тест личностной самоактуализации и методика исследования са-моотношения В.В. Столина и С.Р Пантелеева [12]. В исследовании применялись

многомерные методы анализа данных (процедуры кластерного и факторного анализа). Факторный анализ проводился по стандартному варианту principal components (marked loadings > 0,70) с варимакс-вращением. Определение достоверности различий между группами испытуемых проводилось с помощью следующих методов: t-критерий Стью-дента для независимых выборок и критерий U Манна — Уитни. Математическая обработка данных осуществлялась на основе современного пакета статистического анализа Statistica 6.0., Excel 7.0 для среды Windows.

На основе теоретического анализа литературы, посвященной особенностям био-психосоциального развития человека в онтогенезе, изучению ведущих периодизаций психического развития [11; 15], а также использованию метода экспертных оценок (экспертами выступали 12 преподавателей различных вузов России, имеющих ученые степени), нами была разработана система маркеров, отражающих базовые объекты и

явления действительности и передающая, таким образом, обобщенную модель содержания и структуры внутреннего мира индивидуального и группового субъекта: 1) мое прошлое; 2) физическое и психическое здоровье; 3) любовь — физическая и психологическая близость с любимым человеком; 4) мое настоящее; 5) достойное социальное положение и авторитет у людей; 6) благополучие других людей; 7) «Я»; 8) серьезная профессиональная карьера; 9) стремление к профессиональной самореализации; 10) мое будущее; 11) самоутверждение в различных сферах жизни; 12) переживание осмысленности бытия и гармонии с миром.

Анализ дендрограммы понятий семантического дифференциала для выборки студентов мужского пола I курса АГМА позволяет выделить три базовых кластера, характеризующих специфику внутреннего мира данной гендерной группы. В первом кластере присутствуют понятия № 1 (мое прошлое) и № 3 (любовь). Это кластер субъективного прошлого, которое ассоциируется с переживанием чувства любви. Любовь в модели действительности юношей связывается с субъективным прошлым, что, вероятно,

обусловлено изменением их социального статуса. Второй кластер образуют понятия № 2 (физическое и психическое здоровье), № 9 (стремление к профессиональной самореализации), № 8 (серьезная профессиональная карьера), № 7 (Я) и № 10 (мое будущее). Это кластер профессионального самосознания личности современных юношей. Характерно, что личное будущее рассматривается юношами сквозь призму профессиональной деятельности. В третий кластер входят понятия № 4 (мое настоящее), № 11 (самоутверждение в различных сферах жизни), № 5 (достойное социальное положение и авторитет у людей), № 12 (переживание осмысленности бытия и гармонии с миром) и № 6 (благополучие других людей). Данный кластер отражает общую социальную направленность внутреннего мира юношей, поступивших в учебное заведение медицинского профиля. Внутренний мир указанных юношей характеризуется гармоничностью и адекватным сочетанием альтруистических и прагматических тенденций.

Факторная структура внутреннего мира юношей-студентов первого курса АГМА состоит из трех факторов (табл. 2).

Таблица 2

Факторная структура внутреннего мира юношей 17-18 лет на этапе мировоззрения

Факторная структура мировоззрения юношей (выборка 90 человек)

Ценности Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

3. Здоровье +0,025 +0,070 +0,790

5. Красота природы и искусства 0,699 +0,080 0,081

7. Материально обеспеченная жизнь +0,780 0,140 0,041

12. Развитие, постоянное духовное и физическое совершенствование 0,149 +0,691 0,042

15. Счастливая семейная жизнь +0,122 0,753 +0,150

17. Творчество 0,591 0,080 0,446

20. Воспитанность 0,090 0,184 +0,695

30. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов +0,675 +0,208 0,195

36. Чуткость 0,336 0,672 0,209

Собственное значение 2,062 1,611 1,421

Доля дисперсии 0,229 0,179 0,157

Доля дисперсии составляет 0,57 — выделенные факторы объясняют 57% суммарной дисперсии признаков, что можно считать приемлемым результатом. Фактор 1 имеет наибольшую информативность (23%) и передает прагматическое отношение к жизни юношей-первокурсников медицинского вуза: ценность материально обеспеченной

жизни в нем находится на положительном полюсе, а эстетическая ценность красоты природы и искусства — на отрицательном. Фактор 2 (информативность — 18%) отражает стремление юношей к всестороннему (интеллектуальному и духовному) развитию. Фактор 3 (информативность — 16%) отражает единство социальных (воспитание) и биологических (физическое здоровье) характеристик личности современных юношей. Здоровье и воспитанность субъективно воспринимаются ими как условие достижения успеха в жизни.

Анализ дендрограммы понятий семантического дифференциала для выборки студентов женского пола первого курса АГМА позволяет выделить на уровне одного стандартного квадратического отклонения четыре основных кластера. Первый кластер составляют понятия № 1 (мое прошлое), № 5 (достойное социальное положение и авторитет у людей), № 7 (Я), № 4 (мое настоящее) и № 11 (самоутверждение в различных сферах жизни). Это кластер самосознания личности студенток первого курса медицинского учебного заведения. Обращает на себя внимание выраженная прагматическая окраска самосознания, связанная со стремлением девушек к самоутверждению и к достижению достойного социального положения. Второй кластер образуют понятия № 3 (любовь) и № 10 (мое будущее). Данный кластер передает специфику восприятия девушками собственного будущего, которое оказывается неразрывно связанным с переживанием чувства любви. Общая прагмати-

ческая окраска самосознания девушек (анализ кластера № 1) позволяет предположить, что любовь выступает для многих из них в качестве средства самоутверждения и достижения различных социальных благ. В третий кластер входят понятия № 8 (серьезная профессиональная карьера) и № 9 (стремление к профессиональной самореализации). Это уже знакомый нам кластер профессионального самосознания. Четвертый кластер характеризуется наличием понятий № 2 (физическое и психическое здоровье), № 6 (благополучие других людей) и № 12 (переживание осмысленности бытия и гармонии с миром). Данный кластер передает общую гармоничность внутреннего мира студенток первого курса медицинского учебного заведения, базирующуюся на внимании к собственному здоровью и благополучию окружающих людей.

Факторная структура внутреннего мира студенток первого курса АГМА состоит из трех факторов (табл. 3). Доля дисперсии составляет 0,52 — выделенные факторы объясняют 52% суммарной дисперсии признаков, что можно считать приемлемым результатом. Фактор 1 имеет наибольшую информативность (20%) и может быть интерпретирован как фактор моральной нормативности. Воспитанность и аккуратность традиционно воспринимаются девушками как условие достижения социального успеха. Фактор 2 (информативность — 16%) передает стремление девушек-первокурсниц к всестороннему (интеллектуальному и физическому) развитию. Данный фактор встречался и у юношей, что отражает наличие общих элементов в женской и мужской модели мира. Вполне закономерно, что ведущую роль в данном факторе играет ценность семейной жизни. Фактор 3 (информативность — 16%) — это фактор позитивного отношения девушек к окружающим людям.

Таблица № 3

Факторная структура внутреннего мира девушек 17-18 лет на этапе мировоззрения

Факторная структура мировоззрения девушек (выборка 156 человек)

Ценности Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3

12. Развитие — постоянное духовное и физическое совершенствование +0,092 +0,685 0,023

15. Счастливая семейная жизнь +0,104 0,741 +0,069

16. Счастье других 0,215 0,025 +0,689

19. Аккуратность +0,759 +0,158 0,157

20. Воспитанность +0,760 0,043 0,030

22. Жизнерадостность 0,112 0,612 0,064

24. Независимость 0,475 0,094 0,563

30. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов 0,617 +0,201 0,162

34. Честность 0,016 0,064 +0,773

Собственное значение 1,839 1,474 1,450

Доля дисперсии 0,204 0,164 0,161

Обобщающий анализ результатов исследования особенностей развития внутреннего мира юношей и девушек по гендерному (половому) критерию показывает, что модели действительности юношей 17-18 лет присущи такие черты, как: 1) доминирующая установка на профессиональную направленность и развитие самосознания личности; 2) негативная установка по отношению к чувству любви; 3) высокая субъективная значимость ценностей физического и психического здоровья, психологического настоящего, достижения достойного социального положения и авторитета у людей, серьезной профессиональной карьеры, стремления к профессиональной самореализации и к самоутверждению в различных сферах жизни; 4) стремление к всестороннему (физическому и духовному) развитию; 5) прагматическая направленность мировосприятия; 6) субъективная ценность самостоятельности и моральной нормативности. Модели действительности девушек-студенток 17-18 лет свойственны такие черты, как: 1) наличие установки на профессиональную направленность мировосприятия и развитие гармоничных отношений с миром; 2) особая субъективная значимость процесса само-

сознания личности (что связано с процессом рефлексии); 3) высокое значение ценностей, связанных с чувством любви, с достижением достойного социального положения и авторитета у людей, с благополучием других людей, с серьезной профессиональной карьерой, со стремлением к профессиональной самореализации и самоутверждением в различных сферах жизни; 4) со стремлением к всестороннему развитию личности и достижению высоких результатов в деятельности; 5) прагматическая направленность ценностных ориентаций;

6) высокая значимость факторов моральной нормативности и уверенности в себе.

Применение статистических критериев проверки познавательных гипотез (1-критерия Стьюдента для независимых выборок и критерия и Манна — Уитни) для сравнения достоверности разницы средних в показателях юношей и девушек 17-18 лет, находящихся на этапе развития мировоззрения, показывает, что кластерные и факторные структуры их внутреннего мира достоверно различаются по всем важнейшим переменным, входящим в их состав (р < 0,05). Данный факт подтверждает существование ка-

чественных различий между существующими у них моделями мира.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, теоретические и эмпирические результаты исследования показыва-

ют, что концепция внутреннего мира человека может эффективно применяться для решения задач современной дифференциальной психологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Л. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира в младшем школьном возрасте // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): Электронный научный журнал. Июнь 2011. АРТ 1603 http://www.emissia.org/offline/2011/1603.htm — Гос. рег. 0421100031.

2. Александрова Л. А., Медведев Д. А. Возрастно-половое развитие внутреннего мира младшего школьника // Вестник Северного (Арктического) федерального университета: Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2012. № 1. С. 162-169.

3. Баева И. А. Психология безопасности как основа анализа экстремальной ситуации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Психолого-педагогические науки: Научный журнал. СПб., 2012. № 3. С. 6-18.

4. Березина Т. Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001. 319 с.

5. Гребенникова Е. А., Медведев Д. А. Онтогенез внутреннего мира подростков-сирот, воспитываю-

щихся в учреждениях интернатного типа // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): Электронный научный журнал. Октябрь 2011. АРТ 1663 URL: http://www.emissia.org

/offline/2011/1663.htm. Гос .рег. 0421000031. ISSN 1997-8588.

6. Лактионова Е. Б. Развитие личности в образовательной среде // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Психолого-педагогические науки: Научный журнал. 2009. №100. С. 96-104.

7. Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996.

8. Медведев Д. А. Психологическая концепция вербального отражения действительности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Психолого-педагогические науки: Научный журнал. СПб., 2006. № 7 (15). С. 102-113.

9. Медведев Д. А. Онтогенез вербального отражения действительности: Автореф. Дис. ... д-ра пси-хол. наук. СПб., 2006.

10. Медведев Д. А., Гребенникова Е. А. Характеристика внутреннего мира современных подростков-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа // Психопедагогика в правоохранительных органах: Научный журнал. Омск: Омская академия МВД. 2012. № 1. С. 65-68.

11. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia, 2011. 453 с.

12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред. Д. Я. Райгороского. Самара: Изд. дом «БАРАХ», 1998. 672 с.

13. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 207 с.

14. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.

15. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. 416 с.

16. Психологическая наука в России ХХ столетия: Проблемы теории и истории / Под ред. А. В. Брушлин-ского. М.: Институт психологии РАН, 1997. 576 с.

17. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 252 с.

18. Улыбина Е. В. Обыденное сознание: структура и функции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998. 137 с.

19. Фара М. Г, Медведев Д. А. Психогенная детерминация невротических расстройств у школьников Республики Йемен // Вестник Поморского университета: Серия «Гуманитарные и социальные науки».

2010. № 2. C. 159-165.

20. Флотская Н. Ю. Возрастная динамика развития половой идентичности // Вестник Поморского университета: Серия «Физиологические и психолого-педагогические науки». 2003. № 1(3). С. 52-59.

REFERENCES

1. Aleksandrova L. A., Medvedev D. A. Ontogenez vnutrennego mira v mladshem shkol'nom vozraste // Pis'ma v Emissija. Offlajn (The Emissia. Offline Letters): Elektronnyj nauchnyj zhurnal. Ijun' 2011, ART 1603 http://www.emissia.org/offline/2011/1603.htm. Gos. reg. 0421100031.

2. Aleksandrova L. A., Medvedev D. A. Vozrastno-polovoe razvitie vnutrennego mira mladshego shkol'nika // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta: Serija «Gumanitarnye i sotsial'nye nauki». 2012. № 1. S. 162-169.

3. BaevaI. A. Psihologija bezopasnosti kak osnova analiza ekstremal'noj situatsii // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena: Psihologo-pedagogicheskie nauki: Nauchnyj zhurnal. SPb., 2012. № 3. S. 6-18.

4. Berezina T. N. Mnogomernaja psihika. Vnutrennij mir lichnosti. M.: PER SE, 2001. 319 s.

5. Grebennikova E. A., Medvedev D. A. Ontogenez vnutrennego mira podrostkov-sirot, vospityvajushchihsja v uchrezhdenijah internatnogo tipa // Pis'ma v Jemissija. Offlajn (The Emissia. Offline Letters): Eelektronnyj nauchnyj zhurnal. Oktjabr' 2011. ART 1663 URL: http: //www.emissia.org/offline/2011/1663.htm. Gos. reg. 0421000031.

6. Laktionova E. B. Razvitie lichnosti v obrazovatel'noj srede // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. № 7 (15): Psihologo-pedagogicheskie nauki: Nauchnyj zhurnal». 2009. №100. S. 96-104.

7. LomovB. F. Sistemnost' v psihologii. M.; Voronezh: Izd-vo NPO «MODEK», 1996.

8. Medvedev D. A. Psihologicheskaja koncepcija verbal'nogo otrazhenija dejstvitel'nosti // Izvestija RGPU im. A. I. Gertsena. № 7 (15): Psihologo-pedagogicheskie nauki: Nauchnyj zhurnal. SPb., 2006. S. 102-113.

9. Medvedev D. A. Ontogenez verbal'nogo otrazhenija dejstvitel'nosti: Avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk. SPb., 2006.

10. Medvedev D. A., Grebennikova E. A. Harakteristika vnutrennego mira sovremennyh podrostkov-sirot, vospityvajushchihsja v uchrezhdenijah internatnogo tipa // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah: Nauchnyj zhurnal. Omsk: Omskaja akademija MVD, 2012. № 1. S. 65-68.

11. Muhina V S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo. M.: Academia,

2011. 453 s.

12. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy // Red. D. Ja. Rajgoroskogo. Samara: Izd. dom «BARAH», 1998. 672 s.

13. Petrenko V. F. Psihosemantika soznanija. M.: Izd-vo MGU, 1988. 207 s.

14. Psihologija. Slovar' / Pod red. A. V. Petrovskogo, M. G. Jaroshevskogo. M.: Politizdat, 1990. 494 s.

15. Psihologija cheloveka ot rozhdenija do smerti / Pod red. A. A. Reana. SPb.: Prajm-EVROZNAK», 2005. 416 s.

16. Psihologicheskaja nauka v Rossii XX stoletija: Problemy teorii i istorii / Pod red. A. V. Brushlinskogo. M.: Institut psihologii RAN, 1997. 576 s.

17. Rybalko E. F. Vozrastnaja i differentsial'naja psihologija: Uchebnoe posobie. L.: Izd-vo LGU, 1990. 252 s.

18. Ulybina E. V Obydennoe soznanie: struktura i funktsii. Stavropol': Izd-vo SGU, 1998. 137 s.

19. Fara M. G Medvedev D. A. Psihogennaja determinatsija nevroticheskih rasstrojstv u shkol'nikov Re-spubliki Jemen // Vestnik Pomorskogo universiteta: Serija "Gumanitarnye i sotsial'nye nauki". № 2. 2010. C. 159-165.

20. Flotskaja N. Ju. Vozrastnaja dinamika razvitija polovoj identichnosti // Vestnik Pomorskogo universiteta: Serija «Fiziologicheskie i psihologo-pedagogicheskie nauki». 2003. № 1(3). S. 52-59.

А. Н. Алёхин

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Рассмотрена проблема экспертизы компетентности специалистов-выпускников учреждений высшего профессионального образования. Описываются этапы разработки автоматизированной системы ситуационных задач для контроля уровня знаний молодого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.