Научная статья на тему 'Дидактическое сопровождение исследований креативности в научной подготовке магистрантов-психологов'

Дидактическое сопровождение исследований креативности в научной подготовке магистрантов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тараканов Антон Вениаминович

В статье обоснована необходимость реализации активных форм и методов обучения магистрантов-психологов в процессе их научной подготовки к исследованию сложных психологических феноменов, в частности, таких как креативность. Приведен комплекс методов и методик, позволяющих активизировать теоретическое мышление магистрантов, освоить комплексный подход к исследованию креативности и овладеть необходимыми знаниями и исследовательскими умениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическое сопровождение исследований креативности в научной подготовке магистрантов-психологов»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ_

УДК 378+159.9

Тараканов Антон Вениаминович

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Новосибирский государственный технический университет, avtar_76@mail.ru, Новосибирск

дидактическое сопровождение исследований креативности в научной подготовке

магистрантов-психологов

Аннотация. В статье обоснована необходимость реализации активных форм и методов обучения магистрантов-психологов в процессе их научной подготовки к исследованию сложных психологических феноменов, в частности, таких как креативность. Приведен комплекс методов и методик, позволяющих активизировать теоретическое мышление магистрантов, освоить комплексный подход к исследованию креативности и овладеть необходимыми знаниями и исследовательскими умениями.

Ключевые слова: креативность, дидактическое сопровождение, комплексный подход, активные методы обучения.

Креативность является одним из наиболее привлекательных и вместе с тем одним из наиболее сложных объектов психологических исследований. Данные сложности обусловлены недостаточной точностью дефиниций и дискуссионностью некоторых методологических оснований, на которых строятся исследования.

И если для опытного исследователя подобные проблемы имеют определенные пути и способы разрешения, то для начинающего (магистранта, аспиранта и т. п.) они могут стать непреодолимой преградой.

Вместе с тем анализ программ магистерской подготовки по психологии, а также анализ тематики магистерских диссертаций за последние 5 лет показал, что интерес к изучению креативности ничуть не ослабевает, а, наоборот, усиливается. И наряду с вопросом о том, как изучать, исследовать креативность, ставится и другой вопрос: как научить ее исследовать? Это вопрос о том, в каких формах, при помощи каких технологий и методов обучать магистрантов-психологов организовывать и проводить исследования креативности в рамках их научной подготовки. Очевидно, что вопросы самой методологии исследования и дидактики обучения различным исследовательским технологиям оказываются тесно переплетенными.

Обратимся к самому предмету исследования.

В 60-70-е гг. XX в. между представителями различных психологических школ разгорелась серьезная методологическая дискуссия о возможностях применения ка-

чественной и количественной методологии к исследованию креативности. При этом одни понимали креативность как синоним творческих способностей, другие как синтез данных способностей и готовности к систематической творческой деятельности [5].

Так, например, представители когнитивного подхода (Г. Айзенк, Д. Б. Богоявленская, Д. Векслер, Дж. Гилфорд и др.), определяя креативность как особый комплекс интеллектуальных способностей, выделяют такие ее характеристики, как интеллектуальная инициатива, способность к обнаружению и постановке проблем, способность к генерированию большого числа идей, мыслительная беглость и гибкость, оригинальность и т. п. [2]. Данные характеристики ложатся в основу измерительных шкал соответствующих тестовых методик (количественный аспект исследования креативности) [5].

Представители гуманистического, факторного и структурно-системного подходов (А. Маслоу, С. Медник, Е. П. Торренс и др.) рассматривают креативность как совокупность способностей, интеллектуальной активности, мотивации, ценностей и личностных черт. Они предлагают изучать креативность не просто как комплекс способностей, а как сложный феномен, находящий свое отражение в различных сферах психики. В свою очередь, это требует применения методов, позволяющих провести как количественную оценку выраженности различных видов креативности, так и их содержатель-

ное описание (качественный аспект исследования креативности) [5].

Парадоксальность разворачивающейся дискуссии заключается в том, что ученые нередко противоречат сами себе. Так, к примеру, разработчик одной из самых известных батарей тестов креативности И. П. Торренс высказал предположение о том, что создание валидного теста креативности в принципе невозможно. Объясняется это тем, что сущность креативности и сущность психологического теста априори находятся в противоречии. Психологический тест является строгой стандартизированной измерительной процедурой, а креативность - попыткой выхода за рамки стандарта. А. Н. Поддьяков отмечает, что создание тестов креативности, по сути своей, является попыткой стандартизации нестандартного [7].

Анализ сложившейся ситуации позволяет поставить ряд вопросов, в первую очередь об использовании комплексной исследовательской методологии, совмещающей как количественный, так и качественный подходы.

В рамках количественного подхода традиционно применяется психологическое измерение, предполагающее использование тестов вербальной и невербальной креативности Ф. Вильямса, С. Медник, И. П. Торренса, а также тестов дивергентного мышления Дж. Гилфорда. Основным назначением большинства данных методик является изучение структуры и уровня развития различных компонентов креативности (продуктивность, оригинальность, уникальность), а также изучение ее структуры во взаимосвязи с интеллектуальными процессами. Вместе с тем приведение одних количественных показателей креативности по аналогии с тестами интеллекта, вряд ли может дать нам полную картину исследуемого явления. При этом, как справедливо указывает А. Н. Под-дьяков, творческие способности той или иной личности могут оказаться вообще за пределами тех сфер деятельности и параметров, которые используются в тесте [7].

Именно здесь на выручку приходит качественная методология исследования креативности. Огромный вклад в ее развитие внесли Б. Г. Ананьев, Ф. Баррон, Д. Б. Богоявленская, Дж. Девидсон К. Г. Юнг и др. Так, например, Б. Г. Ананьев, разрабатывая биографический и праксиометрический методы,

указывал на их уникальные возможности в изучении особенностей жизненного пути творческой личности, влияния ее биографических реалий и личностных особенностей на протекание творческого процесса и создание творческого продукта [1]. А. Н. Поддья-ков указывает на необходимость применения как количественных, так и качественных методов к изучению сложных феноменов, имеющих динамическую природу (в частности, креативности) [7].

Очевидно, что использование комплексной методологии позволяет исследователю не только определить количественные границы креативности, но и провести глубокий содержательный анализ индивидуальных особенностей ее проявления [10].

Все вышесказанное относится к содержательной стороне научной подготовки психологов-магистрантов. В свою очередь, дидактическое сопровождение данной подготовки заключается в реализации таких форм, технологий и методов обучения, которые позволяют наилучшим образом освоить исследовательскую методологию.

Программа подготовки психологов-магистрантов предполагает освоение ими ряда дисциплин, направленных на овладение методологией комплексных исследований сложных психических феноменов, одним из которых является креативность. Это такие дисциплины, как «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Качественные и количественные методы исследований в психологии», научно-исследовательская работа магистранта. Учебным планом магистратуры предусмотрено сочетание лекционной и практической форм обучения, однако основной объем учебной нагрузки отводится на практические занятия, большая часть которых проводится с применением активных и интерактивных технологий и методов. Осмысление и систематизация четырехлетнего опыта преподавания данных дисциплин позволяет выделить специфику их использования.

В рамках теоретической подготовки используются нетрадиционные виды лекций: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций.

Проблемная лекция предполагает совместный поиск ответов на такие вопросы, которые ранее не ставились, или такие, ко-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

торые содержат в себе проблему, не имеющую готовой, стереотипной схемы решения. Подача отдельных блоков лекционного материала чередуется с постановкой проблемных вопросов [8; 9]. К числу таких вопросов могут быть отнесены следующие: «Можно ли использовать количественный подход к изучению творческого процесса? Если да, то каковы возможности его использования?», «Какие сложности может создавать исследователю хорошо операционализи-рованная гипотеза?». Подобные вопросы стимулируют развитие теоретического мышления магистрантов и способствуют осмыслению ими основной проблематики изучаемого предмета.

Лекция-дискуссия и лекция с разбором конкретных ситуаций предполагают свободный обмен мнениями или разбор конкретных случаев и ситуаций, связанных с проведением исследований в интервалах между логическими разделами подаваемой информации [3]. Результатом становится резюмирование основных идей того или иного информационного раздела. Так, например, при изучении темы «Этапы экспериментального исследования креативности» в рамках курса «Качественные и количественные методы исследований в психологии» организуется дискуссия о способах реализации того или иного исследовательского этапа.

В практической подготовке магистрантов-исследователей используются такие методы и технологии, как пресс-конференция, мозговой штурм, деловые игры, кейс-метод [3; 4; 8].

В рамках пресс-конференции магистранты решают ряд методологических проблем, связанных с исследованием креативности. Они распределяются на три подгруппы, при этом одна группа выступает в роли журналистов, две других в роли научных деятелей,

представителей количественного и качественного подходов к исследованию креативности. «Журналисты» задают вопросы относительно использования тех или иных методов, «научные деятели» отвечают на них. Преподаватель выступает в роли эксперта-организатора пресс-конференции. Он управляет ее ходом, резюмирует основные положения и выводы.

По завершению пресс-конференции организуется работа в микрогруппах с применением элементов мозгового штурма, итогом которой является заполнение таблицы под рабочим названием «Сочетание количественного и качественного подходов в исследовании креативности» (табл.).

Одним из наиболее эффективных методов обучения магистрантов являются деловые игры, позволяющие, как указывает В. В. Гу-зеев, интенсифицировать интеллектуальную деятельность учащихся в условиях группового взаимодействия и приблизить учебный процесс к условиям будущей профессиональной деятельности [4].

В рамках курса «Качественные и количественные методы исследований в психологии» проводится деловая игра «Диалог научных школ». Магистранты делятся на несколько подгрупп, каждая из которых примеряет на себя роль определенной научной психологической школы, и представляют себя участниками международного научного симпозиума по проблемам исследования креативности. В ходе игры заслушиваются заранее подготовленные доклады, происходит обмен мнениями и вырабатывается общая резолюция, в которой выделяются приоритетные направления, методы и методики исследования креативности. В рамках данной деятельности магистранты, помимо навыков исследовательской работы, приобретают умение слушать друг друга, прини-

Таблица

Сочетание количественного и качественного подходов в исследовании креативности

Количественный (номотетический) подход: традиционно используемое психологическое измерение Качественный (идеографический) подход: содержательно-сущностное описание изучаемых феноменов

Метод, методика Назначение, возможности Метод, методика Назначение, возможности

мать точку зрения оппонента, что, по мнению Л. В. Кавун, способствует развитию их межличностной толерантности [6].

В рамках некоторых практических занятий, в качестве дополнительного методического сопровождения, используется кейс-метод, позволяющий проанализировать отдельные проблемные ситуации исследовательской деятельности (отказ испытуемого от тестирования, запрос на публичное оглашение результатов, превышение лимита времени на выполнение тестовых заданий и т. п.).

Реализация вышеописанных методов и технологий позволяет улучшить качество научной подготовки магистрантов-психологов. Контрольной точкой реализации данного подхода является выполнение итоговых работ по вышеуказанным учебным дисциплинам, а также написание и защита магистрантами отчетов по научно-исследовательской работе. Из данных работ и отчетов можно увидеть, что магистранты в полной мере овладевают методикой комплексных исследований креативности, навыками сравнения различных психологических подходов и концепций, а также умением критически оценивать состояние современной эмпирической психологии.

Библиографический список

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - Л.: Наука, 1977. - 380 с.

2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов н/Д: Феникс, 1983. - 172 с.

3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 2001. - 207 с.

4. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование, 2001. - 128 с.

5. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

6. Кавун Л. В. Толерантность в структуре личностных свойств студентов вузов: результаты факторного анализа // Вестник ТГПУ - 2010. -№ 12. - С. 160-166.

7. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: Эребус, 2006. - 168 с.

8. Стефановская Т. А. Технологии обучения педагогике в вузе. - М., 2000. - 220 с.

9. Тараканов А. В. Развитие креативности студентов при помощи активных методов обучения в ВУЗе // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 8. - С. 65-69.

10. Frensch P. A., Funke J. Complex problem solving: the European perspective. - Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates Publ., 1995. -200 p.

Tarakanov Anton Veniaminovich

Cand. Sci. (Psycol.), Assoc. Prof. of the Department of Psychology and Pedagogy, Novosibirsk State Technical University, avtar_76@mail.ru, Novosibirsk

didactic support studies of creativity in the scientific training of students-psychologists

Abstract. In the article the necessity of implementation of active forms and methods of training of students-psychologists in the process of their academic preparation for the study of complex psychological phenomena, in particular, such as creativity. Is a complex of methods and techniques that could enhance critical thinking of students, to develop an integrated approach to the study of creativity and acquire the necessary knowledge and research skills.

Keywords: creativity, learning support, an integrated approach, active learning methods.

Поступила в редакцию 29.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.