Научная статья на тему 'Дидактическое обеспечение ресурсного компонента образовательной среды вуза для развития информационной культуры студентов'

Дидактическое обеспечение ресурсного компонента образовательной среды вуза для развития информационной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИМИТАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК / ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION CULTURE / PROFESSIONAL COMPETENCE / LEARNING SOFTWARE / IMITATION TRAINING / INFORMATION RETRIEVAL / E-CATALOG / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY / INFORMATIZATION OF EDUCATION / PROVIDING DIDACTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наливайко Татьяна Евгеньевна, Гранина Наталья Михайловна

На современном этапе развития общества стремительное развитие получили информационно-коммуникационные технологии, которые сегодня применяются во всех сферах человеческой деятельности. Эти преобразования изменили и требования работодателей к молодым специалистам: на рынке труда становятся востребованными специалисты, обладающие не только профессиональными знаниями и навыками, но и умеющие ориентироваться в современных информационных потоках, своевременно получать из них необходимую информацию, пополнять имеющиеся знания новыми и применять их на практике. То есть важным становится уровень сформированности профессиональных компетентностей молодых специалистов, в том числе, в области взаимодействия с информацией. В связи с этим, актуальной проблемой, стоящей перед современной педагогикой высшей школы, является разработка дидактического обеспечения процесса подготовки будущих специалистов к эффективной информационно-поисковой деятельности, формирование у них навыков информационного самообеспечения и развитие информационной культуры как личностного качества, способствующего их конкурентоспособности на рынке труда. В результате решения данной проблемы особую актуальность в обучении студентов работе с электронными информационными ресурсами получает применение электронных образовательных изданий, применяемых в качестве компьютерных средств обучения и являющихся дидактическим обеспечением ресурсного компонента образовательной среды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наливайко Татьяна Евгеньевна, Гранина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present stage of development of society underwent rapid development of information and communication technologies that are used today in all spheres of human activity. These transformations have changed the requirements of employers and to young professionals: the labor market are in demand professionals with not only professional knowledge and skills, but who are able to navigate the modern information flows timely receive necessary information from them, fill the existing knowledge in new and put them into practice. That is relevant is the level of development of professional competencies of young professionals, including in the field of interaction with information. In this regard, the urgent problem facing modern pedagogy of higher education is to find effective ways to train future professionals to effective information retrieval activities, formation of skills of self-sufficiency of information and development of information literacy as a personal quality, contributing to their competitiveness in the labor market. The solution to this problem of particular relevance in teaching students the use of electronic information resources gets the use of electronic educational publications used as a computer-based training and didactic software resource component of the educational environment of the university.

Текст научной работы на тему «Дидактическое обеспечение ресурсного компонента образовательной среды вуза для развития информационной культуры студентов»

Дидактическое обеспечение ресурсного компонента образовательной среды вуза для развития информационной культуры студентов

Татьяна Евгеньевна Наливайко д.п.н, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии профессионального образования,

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, ул. Ленина, д.27, г. Комсомольск-на-Амуре, (4217)539825 tenal@knastu.ru

Наталья Михайловна Гранина аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, ул. Ленина, д.27, г. Комсомольск-на-Амуре, missisdea@mail.ru

Аннотация

На современном этапе развития общества стремительное развитие получили информационно-коммуникационные технологии, которые сегодня применяются во всех сферах человеческой деятельности. Эти преобразования изменили и требования работодателей к молодым специалистам: на рынке труда становятся востребованными специалисты, обладающие не только профессиональными знаниями и навыками, но и умеющие ориентироваться в современных информационных потоках, своевременно получать из них необходимую информацию, пополнять имеющиеся знания новыми и применять их на практике. То есть важным становится уровень сформированности профессиональных компетентностей молодых

специалистов, в том числе, в области взаимодействия с информацией. В связи с этим, актуальной проблемой, стоящей перед современной педагогикой высшей школы, является разработка дидактического обеспечения процесса подготовки будущих специалистов к эффективной информационно-поисковой деятельности, формирование у них навыков информационного самообеспечения и развитие информационной культуры как личностного качества, способствующего их конкурентоспособности на рынке труда. В результате решения данной проблемы особую актуальность в обучении студентов работе с электронными информационными ресурсами получает применение электронных образовательных изданий, применяемых в качестве компьютерных средств обучения и являющихся дидактическим обеспечением ресурсного компонента образовательной среды вуза.

At the present stage of development of society underwent rapid development of information and communication technologies that are used today in all spheres of human activity. These transformations have changed the requirements of employers and to young professionals: the labor market are in demand professionals with not only professional knowledge and skills, but who are able to navigate the modern information flows timely receive necessary information from them, fill the existing knowledge in new and put them into practice. That is relevant is the level of development of professional competencies of young professionals, including in the field of interaction with information. In this regard, the urgent problem facing modern pedagogy of higher education is to find effective ways to train future professionals to effective information retrieval activities, formation of skills of self-

sufficiency of information and development of information literacy as a personal quality, contributing to their competitiveness in the labor market. The solution to this problem of particular relevance in teaching students the use of electronic information resources gets the use of electronic educational publications used as a computer-based training and didactic software resource component of the educational environment of the university.

Ключевые слова

Информационная культура, профессиональные компетенции, компьютерные средства обучения, имитационный тренажер, информационный поиск, электронный каталог, образовательная среда вуза, информатизация образования, дидактическое обеспечение.

Information culture, professional competence, learning software, imitation training, information retrieval, e-catalog, educational environment of the university, informatization of education, providing didactic.

Введение

Для современного этапа развития общества характерны следующие особенности, связанные с изменением роли информации [1]: постоянно

увеличивающийся объем информации и информационных потоков; развитие компьютерных сетей и активное использование виртуального пространства для среды существования человека, влекущее за собой становление открытого общества; становление нового культурного типа личности, характеристиками которого являются активность, самостоятельность и ответственность, способность принимать решения и оценивать моральное значение действий и выбора; динамичность и интенсивность развития техники и технологий, непрерывно изменяющие качество и условия любой деятельности человека, заставляя на протяжении всей его жизни неоднократно осваивать новые способы и виды деятельности, повышать уровень квалификации.

Потребность в информационных знаниях на сегодняшний день наиболее остро проявляется в требованиях работодателей к молодым специалистам, конкурентоспособность которых определяется не только уровнем профессиональной подготовки, но и уровнем сформированности профессиональных компетенций, в частности, информационной компетентности. Для современных работодателей важную роль играют такие качества выпускников в области взаимодействия с информацией, как компьютерная грамотность, способность воспринимать и анализировать новую информацию, новые идеи; готовность и способность к дальнейшему обучению и развитию.

Эффективность трудовой деятельности в современных условиях во многом зависит от информационного мировоззрения и информационной компетентности специалиста: знающий виды представления, состав и наполненность

информационных ресурсов специалист без труда и в кратчайшие сроки способен получить необходимую и актуальную информацию, пополнить знания и повысить свой профессиональный уровень, свою профессиональную компетентность. В связи с чем, особую актуальность в современной системе высшего образования приобретает формирование личности будущего специалиста, компетентного в области взаимодействия с информацией, а одним их важных аспектов в подготовке молодых специалистов к профессиональной деятельности становится развитие информационной культуры личности.

Информационная культура личности

Под информационной культурой личности мы понимаем интегративное качество личности, позволяющее человеку на основе сформированных

представлений об информационной картине мира и своем месте в нем, осуществлять эффективную профессиональную и иные виды деятельности с учетом моральноценностных установок, уровнем подготовки и рациональным стилем деятельности в области взаимодействия с информацией. В структуре информационной культуры личности мы выделяем следующие компоненты: мировоззренческий, когнитивный, мотивационно-ценностный и действенно-практический.

Мировоззренческий компонент информационной культуры включает в себя знания и представления об информационной картине мира, познание закономерностей функционирования информации в мировом пространстве, ее

воздействия на личность и роли в контексте общей культуры.

Когнитивный компонент информационной культуры включает в себя знание устройства компьютера; широко используемого и специализированного

(профессионального) программного обеспечения, а также информационных

технологий, применяемых для решения учебных и профессиональных задач; владение технологий создания, редактирования и передачи информационных объектов различного типа с помощью современных информационно -

коммуникационных технологий; навыки информационно-поисковой деятельности; навыки работы с информацией: структурирование, систематизирование, обобщение и представление в понятном для других людей виде; умение использовать для общения с людьми современные информационно-коммуникационные технологии.

Мотивационно-ценностный компонент включает в себя информационные потребности, мотивы обращения к источникам информации, ожидания субъекта от информационной деятельности, морально-этические нормы обращения к информации и ее использования.

Действенно-практический компонент представляется как перенос опыта по взаимодействию с информацией на новые ситуации, а также умение использовать полученную информацию в своей учебной, познавательной или профессиональной деятельности, т.е. владение технологией информационного самообеспечения. В данный компонент входят следующие профессиональные компетенции и конкретнопрактические умения и навыки использования источников информации: способы поиска информации, выбор каналов получения информации, интенсивность обращения к источникам информации, применение информации в разных сферах деятельности, включенность в Интернет-сообщество.

Ресурсный компонент информационно-насыщенной образовательной среды вуза

Образовательная среда вуза представляет собой совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. Проанализировав исследования ряда авторов (О.В. Артюшкин, В.А. Новикова, Е.А. Масяйкина) по данной проблематике, мы пришли к выводу, что информационно-насыщенная образовательная среда вуза включает в себя следующие компоненты [2, 3, 4, 5]:

• содержательный компонент (предметная подготовка студентов);

• технический компонент (программно-аппаратные средства и технические устройства, функционирующие на базе ИКТ);

• коммуникационный компонент (способы взаимодействия участников образовательного процесса);

• ресурсный компонент (информационные образовательные ресурсы);

• технологический компонент (методы и формы организации образовательного процесса);

• организационно-целевой компонент.

Ресурсный компонент предполагает наличие в образовательной среде вуза информационных образовательных ресурсов, несущих как вербальную, так и невербальную информацию, которые можно классифицировать: по видам

представления информации (печатные издания учебного и научного назначения: книги, периодические издания и электронные издания: электронные учебники, обучающие курсы и т.д.) и по месту хранения информации: библиотеки вуза, методические кабинеты факультетов, кафедральные библиотеки, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории и лаборатории с удаленным доступом, Интернет-ресурсы.

Процесс развития информационной культуры студентов в образовательном процессе вуза тесно связан с использованием ресурсного компонента информационно-насыщенной образовательной среды вуза, так как именно ресурсный компонент представляет возможности работы с информацией и информационными массивами. В процессе использования ресурсного компонента расширяется информационное мировоззрение студентов (мировоззренческий компонент информационной культуры), формируется информационная компетентность (когнитивный компонент информационной культуры), накапливается опыт взаимодействия с информацией: ее получение, анализ, обработка, хранение и трансляция другим людям в понятном для них представлении (действенно -практический компонент информационной культуры). В результате у студентов формируется информационный стиль мышления. Студенты осознают и формулируют свои информационные потребности. Учебная деятельность студентов в информационно-насыщенной образовательной среде приобретает информационный характер (мотивационно-ценностный компонент информационной культуры).

Информация в образовательном пространстве студентов представлена не только в традиционном (бумажном) виде, но и в электронном. Для электронного вида представления характерно объединение электронных документов в информационные массивы (базы данных), которые снабжены навигацией и системой поиска. То есть электронные источники информации представляет собой программные продукты, имеющие определенный дизайн, контент и поисковые возможности. Это электронные каталоги библиотек, электронные библиотеки и электроннобиблиотечные системы, информационно-правовые системы, базы данных и т.д. При первичном обращении к электронному источнику информации у студентов возникают трудности по освоению дизайна, использованию поисковых возможностей программы и формулировании поискового запроса, а специальной дисциплины, в содержание которое входило бы обучение студентов работе с информационными ресурсами, в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нет. В связи с чем возникает необходимость в обучении участников образовательного процесса информационному поиску в электронных источниках информации и разработке дидактического обеспечения ресурсного компонента образовательной среды вуза. Обучение может быть организованно в форме фронтальной работы (в рамках дисциплины «Основы информационной культуры», которая отсутствует во ФГОС ВПО, но в ряде вузов вводится в учебный план в виде факультативов; путем проведения обучающих семинаров по работе с информационными ресурсами) или в

индивидуальной форме (индивидуальные консультации, самостоятельное овладение пользователями навыками работы с источниками информации).

Применение компьютерных средств обучения

Высокие результаты, как при фронтальной форме организации обучения, так и при индивидуальной, дает использование компьютерных средств обучения работе с электронными информационными источниками.

К числу компьютерных средств обучения студентов вуза, используемых для формирования профессиональных компетентностей и совершенствования навыков информационно-поисковой деятельности, мы относим обучающие компьютерные тренажеры (как имитационные, так и неимитационные) и мультимедийные лекции. При этом применение разрабатываемых компьютерных средств обучения возможно как в курсе преподавания дисциплин, так и во внеучебной деятельности студентов вуза, например, в деятельности вузовских библиотек, которые на сегодняшний день спецификой своей работы имеют предоставление доступа к электронным источникам информации и обучение пользователей работе с ними. В связи с тем, что компьютерные средства обучения обладают важным качеством - мобильностью, их можно использовать в любой аудитории, оснащенной компьютерной техникой, независимо от наличия доступа к изучаемому ресурсу.

В основе применения компьютерных средств обучения лежат компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный и социальнонаправленный подходы. Компетентностный подход предполагает формирование информационной компетентности студентов, которая подразумевает способность к поиску, анализу, преобразованию и применению информации в профессиональной деятельности и личных целях, и ориентирует на готовность студентов к успешной информационно-поисковой деятельности при работе с электронным источником информации. Согласно личностно-ориентированному подходу, в процессе обучения студентов поиску информации с помощью компьютерного средства обучения, учитываются индивидуальные особенности студентов: каждый студент при работе с ним может выполнять задания в удобном для себя режиме. Деятельностный подход позволяет студентам приобрести индивидуальный опыт информационно-поисковой деятельности по работе с информационным ресурсом, что подразумевает практику: студенты в процессе работы с компьютерным средством обучения проходят через процессы понимания и присвоения знаний, то есть получают новый опыт и соотносят его с уже приобретенным. Социально-направленный подход отражает связь информационно-поисковой деятельности студентов с их учебной, а впоследствии и с профессиональной деятельностью.

В практике работы с электронными источниками информации хорошие результаты были получены при применении обучающего имитационного компьютерного тренажера (тренинга), нацеленного на знакомство с электронным каталогом библиотеки и отработку у пользователей навыков поиска информации [6].

Целями обучающего имитационного тренажера по работе с электронным каталогом являются: развитие когнитивного уровня информационной культуры студентов путем расширения их информационного мировоззрения знаниями в области применения библиотечных электронных поисковых систем; формирование информационной компетентности студентов посредством отработки навыков эффективного поиска информации и умений грамотно формулировать поисковый запрос. Достижение поставленных целей реализуется путем решения следующих задач:

1. Отработкой у студентов навыков поиска информации в электронном каталоге библиотеки.

2. Способствованием осознанию студентами эффективных способов поисковой деятельности, их систематизацией и обобщением.

3. Развитием способности студентов грамотно формулировать поисковый запрос.

Разработка обучающего имитационного компьютерного тренажера «Электронный каталог»

При разработке обучающего имитационного компьютерного тренажера было использовано следующее программное обеспечение:

• поисковый модуль автоматизированной информационно-библиотечной системы MarcSQL 1.7;

• VisualTrening;

• Paint;

• Microsoft Office FrontPage 2003;

• Html Help Workshop.

Алгоритм проектирования имитационного компьютерного тренажера «Электронный каталог»:

1. Составление заданий тренажера (пошагово). Опыт практических занятий по курсу «Основы информационной культуры», проводимых на базе научно -технической библиотеки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, определил основные моменты при работе с электронным каталогом библиотеки, на которые необходимо обратить внимание студентов. Это навигация по базам данных электронного каталога, обучение пользователей способам поиска информации (простой поиск, расширенный поиск, расширенный поиск с установкой приоритетов подзапросов, поиск с элементами сортировки, поиск на основе использования внутренних словарей) и работа с результатами поиска (анализ отобранного подмножества документов, соответствующего поисковому запросу, навигация между описаниями документов; отбор документов; сохранение результатов поиска). На основе выделенных основных моментах работы с электронным каталогом необходимо сформулировать и записать пошагово задания. При формулировке заданий следует обратить внимание на отработку навыков использования интерфейса программы и исключить возможность механического выполнения команд пользователями. Например, при повторном обращении к элементу интерфейса программы формулировка задания может звучать так: «Откройте форму поиска, нажав соответствующую кнопку на панели инструментов».

2. Сохранение изображений пошагового выполнения заданий в поисковом модуле программы MarcSQL 1.7 (электронном каталоге библиотеки). Для сохранения изображений можно использовать стандартную программу Windows - Paint.

К каждому шагу разработанных заданий необходимо сохранить изображение, иллюстрирующее выполнение данного шага. Таким образом, на одно задание с учетом шагов выполнения сохраняется от одного до семи изображений.

3. Создание компьютерного тренажера в программе VisualTrening.

В программе VisualTrening необходимо создать новый тренинг, в котором нужно вставить подготовленные изображения и написать текст заданий к ним. По окончании составления заданий тренажера его необходимо сгенерировать. В результате разработчик получает готовый компьютерный тренажер, состоящий из набора папок и файлов тренажера и запускаемого файла index.htm. Тренажер готов к использованию и работает в браузере Internet Explorer. Его можно использовать при обучении пользователей работе с электронным каталогом, а можно доработать

(скомпилировать) для удобства применения и переноса с одного компьютера на другой.

4. Подготовка скомпилированного файла тренажера. Чтобы сделать разработанный компьютерный тренажер более мобильным и удобным, необходимо произвести еще ряд преобразований над ним, добавив титульный лист и инструкцию к тренажеру и скомпилировав файлы и папки тренажера в один файл формата chm.

4.1. Изготовление титульного листа и инструкции и установление связей между файлами тренажера. Для этих целей мы использовали программу Microsoft Office FrontPage 2003.

4.2. Выполнение компиляции файлов тренинга в формат chm. Компиляция файлов тренинга выполняется в программе Html Help Workshop и позволяет преобразовать все файлы и папки тренажера в единственный файл формата chm. В результате вместо нескольких папок и файлов разработчик получает один файл компьютерного тренажера.

Скомпелированный обучающий имитационный тренинг обладает важным качеством - мобильностью, что делает его удобным для переноса с одного компьютера на другой и исключает риск потери фрагментов тренажера (файлов и/или папок). Однако следует учитывать, что система безопасности Windows блокирует запуск chm-файлов с сетевого пути или с сетевого диска, поэтому скомпелированный файл тренажера должен быть расположен на каждом компьютере, за которым будут обучаться пользователи.

При обращении пользователя к обучающему компьютерному тренажеру (тренингу) сначала загружается титульная страница (рис. 1).

Рис. 1 - Титульная страница обучающего имитационного компьютерного тренажера «Электронный каталог»

На титульном листе представлено название, автор, место и год разработки, ссылка на инструкцию по работе с тренажером и кнопка начала обучения. Перед началом обучения студентам рекомендуется ознакомиться с инструкцией к тренингу (рис. 2). В инструкции указывается назначение тренажера (тренинга), дается краткое описание режимов работы и функциональных кнопок. Чтобы вернуться на главную страницу тренажера, пользователь нажимает ссылку «Назад»._____________________________________________

Обучающий тренинг "Электронный каталог" _________________________________ЕЕМ1

Тренинг "Электронный каталог" предназначен для обучения пользователей поиску

Тренинг можно пройти в двух вариантах: с режимом подсказок и без режима

подсказок. Чтобы включить режим подсказок, нажмите на кнопку ^ , убрав с нее красную решетку. Чтобы отключить режим подсказок, нажмите эту же кнопку, вернув

Чтобы вернуться на шаг назад, нажмите кнопку ^ . Чтобы перейти на шаг вперед, нажмите кнопку^ . Чтобы перейти в конец тренинга, нажмите кнопку ^1. Чтобы

Рис 2 - Инструкция по работе с обучающим тренажером

При нажатии на кнопку «Начать тренинг» (рис. 1) пользователь переходит к выполнению заданий, начиная с первого этапа - загрузки программы электронного каталога путем двойного щелчка левой кнопкой мыши на соответствующий ярлык, расположенный на рабочем столе компьютера в рабочей области тренажера (рис. 3).

Рабочая область тренажера расположена в верхней части рабочего окна, в ней же располагается графический объект, иллюстрирующий задание; в этой же части окна пользователь выполняет задания. В нижней части окна располагаются кнопки навигации и текст заданий. Размер нижней части окна пользователь при необходимости может отрегулировать вручную, установив курсор мыши на его границу и перетащив вверх или вниз.

И4 ► И*

Дважды щелкните левой кнопкой мыши ярлык "Электронный каталог", расположенный на рабочем столе.

Рис 3 - Рабочее окно обучающего тренажера

Пользователь может пройти обучение работе в электронном каталоге с помощью имитационного тренажера в двух режимах: в режиме с подсказками и в режиме без подсказок. Использование режима с подсказками актуально при индивидуальной самостоятельной форме обучения, а также при первичном обращении к тренажеру. Чтобы включить режим с подсказками пользователю, как описано в инструкции, необходимо убрать решетку с функциональной кнопки, изображающей знак вопроса.

Все задания тренажера ориентированы на развитие навыков эффективного информационного поиска. При работе с имитационным тренажером обучаемые овладевают такими приемами, как простой поиск, поиск с элементами сортировки документов по заданным параметрам, расширенный поиск, расширенный поиск с установкой приоритетов подзапросов, поиск по словарям, формирование подмножества отобранных документов, составления списка найденных или отобранных документов. Технология поиска в заданиях тренинга рассматривается пошагово на конкретных примерах:

Задание: Произведите поиск книг автора Петрова.

Решение.

Шаг 1 (рис. 4). Отметьте "галочкой" поле для поиска "Авторы".

Шаг 2 (рис.5). В поле "Термы" введите фамилию автора - Петров.

Шаг 3 (рис. 6). Нажмите кнопку "Поиск".

Результат (рис. 7): система отобрала 133 документа по запросу.

Рис 4 - Выполнение первого шага задания

Рис. 5 - Выполнение второго шага задания

Рис. 6 - Выполнение третьего шага задания

Рис. 7 - Получение результата поиска и переход к следующему заданию

Во время выполнения задания пользователи имеют возможность вернуться к выполняемому заданию и пройти его еще раз, воспользовавшись кнопкой «назад», расположенной на навигационной панели тренажера, а также пропустить задание и перейти к следующему, воспользовавшись кнопкой «вперед».

Разработанный обучающий компьютерный тренажер содержит необходимый минимум теории, причем такой, которая не имеет расхождения с практикой. Основное содержание тренажера направлено на раскрытие возможностей поискового модуля автоматизированной информационно-библиотечной системы Магс8рЬ 1.7 и отработку поисковых навыков пользователей посредством имитации реального процесса поиска информации в электронном каталоге библиотеки. Эффективность имитационного тренажера является результатом того, что:

• студент имеет возможность учиться, выполняя практические действия и получая собственный опыт;

• учитываются индивидуальные особенности: обучаться с помощью

компьютерного тренажера студент может в удобном для себя темпе;

• допущенные ошибки не влекут негативных последствий: режим с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подсказками позволяет обратить внимание на правильный ответ, режим без подсказок позволяет подумать над правильным вариантом действия и причине допущенной ошибки;

• нет оценок и других средств оценивания новых знаний: в случае успешного прохождения обучения программа выдает соответствующее сообщение, оценка не выставляется.

Обучающий тренажер «Электронный каталог» может использоваться в образовательном процессе вуза как для самостоятельной работы студентов и других заинтересованных лиц, так и для проведения практических занятий. В связи с тем, что скомпилированный тренажер обладает важным качеством - мобильностью, его можно использовать не только в помещении библиотеки учебного заведения, но и за ее пределами, например, в учебных аудиториях или на домашних компьютерах. Мобильность имитационного тренажера позволяет студентам и другим заинтересованным лицам пройти обучение поиску по электронному каталогу библиотеки в удобное время, в комфортной обстановке и в удобном для себя режиме, что позволяет заметно повысить качество обучения.

Заключение

Разработанный обучающий имитационный тренинг «Электронный каталог» успешно внедрен в деятельность научно-технической библиотеки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. На сегодняшний день обучение поиску информации по электронному каталогу с применением разработанного имитационного тренинга в рамках дисциплины «Основы информационной культуры» прошли более 100 первокурсников, в рамках декады информационной поддержки образовательного процесса - более 250 студентов старших курсов. При обращении к тренажеру студенты высоко оценили удобство использования и доступность изложения материала, а также его дизайн.

На основе применения разработанного имитационного тренажера «Электронный каталог» можно сделать вывод, что дидактическое обеспечение ресурсного компонента образовательной среды вуза обучающими компьютерными тренажерами по работе с электронными информационными источниками оказывает положительное влияние на формирование информационной компетентности участников образовательного процесса, и, как следствие, на развитие информационной культуры и профессиональной компетентности будущего специалиста.

Литература

1. Мащенко, М.В. Модель формирования конкурентоспособности учителя информатики в педагогическом вузе // Всероссийская научно-практическая конференция. URL: http://ntfmfkonf.ucoz.ru (дата обращения: 01.06.2014). - Заглавие с экрана.

2. Артюшкин, О. В. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры личности обучающегося средствами информатизации : дис. ... к.п.н. / О.В. Артюшкин. - Новокузнецк, 2005. URL: http ://www. diss.rsl.ru (дата обращения: 15.04.2011). - Заглавие с экрана.

3. Новикова, В. А. Информационно-образовательное пространство вуза как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста: дис. ... к.п.н. / В. А. Новикова. - Рязань, 2009. URL: http://www.diss.rsl.ru(дата обращения: 20.03.2011). - Заглавие с экрана.

4. Масяйкина, Е.А. Формирование информационной культуры субъектов педагогического образования в деятельности научной библиотеки вуза : дис. ... к.п.н. / Е.А. Масяйкина. - Томск, 2007. URL: http://www.diss.rsl.ru (дата обращения: !5.04.20П). - Заглавие с экрана.

5. Наливайко, Т. Е. Информационно-насыщенная образовательная среда вуза как фактор развития информационной культуры студентов / Т. Е. Наливайко, Н. М. Гранина // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре гос. техн. университета. Науки о человеке, обществе и культуре. - 2013. - № 3.- С. 26 - 30. иКЬ: http://www.knastu.ru (дата обращения: 01.06.2014). - Заглавие с экрана.

6. Гранина, Н. М. Педагогические возможности применения имитационного тренинга при обучении студентов основам информационной культуры / Н. М. Гранина // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре гос. техн. университета. Науки о человеке, обществе и культуре. - 2013. - № 2.- С. 21-28. иЯЬ: http://www.uzknastu.ru (дата обращения: 27.01.2013). - Заглавие с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.