Научная статья на тему 'Дидактическое обеспечение процесса формирования информационной компетенции у студентов ветеринарного вуза'

Дидактическое обеспечение процесса формирования информационной компетенции у студентов ветеринарного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ЗАДАЧНЫЙ МЕТОД / МЕТОД ПРОЕКТОВ / DIDACTIC MAINTENANCE / INFORMATION COMPETENCE / LEARNING CONTENT / METHOD OF A TASK / METHOD OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максютова Нелли Равильевна

Рассмотрены аспекты дидактического обеспечения процесса формирования информационной компетенции: определены компоненты, способы реализации в учебно-познавательной деятельности студентов ветеринарного вуза. Обоснованы возможности дидактического обеспечения как средства реализации поэтапного формирования информационной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максютова Нелли Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactic maintenance of the formation of information competence of veterinary institute students

The author of the article focuses attention on the aspects of didactic maintenance of the process of formation of the information competence. He speaks about components, ways of realization in learning and cognitive activity of veterinary institute students and defines them. The author gives proof of the opportunities of didactic maintenance as a means of realization of stage-by-stage formation of the information competence.

Текст научной работы на тему «Дидактическое обеспечение процесса формирования информационной компетенции у студентов ветеринарного вуза»

УДК 378+636

ББК 4481.352+4481.2

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВЕТЕРИНАРНОГО ВУЗА

Н.Р. Максютова УГАВМ

DIDACTIC MAINTENANCE OF THE FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF VETERINARY INSTITUTE STUDENTS

N. Maksjutova Ural State Academy of Veterinary Medicine

Рассмотрены аспекты дидактического обеспечения процесса формирования информационной компетенции: определены компоненты, способы реализации в учебно-познавательной деятельности студентов ветеринарного вуза. Обоснованы возможности дидактического обеспечения как средства реализации поэтапного формирования информационной компетенции.

Ключевые слова: дидактическое обеспечение, информационная компетенция, содержание обучения, задачный метод, метод проектов.

The author of the article focuses attention on the aspects of didactic maintenance of the process of formation of the information competence. He speaks about components, ways of realization in learning and cognitive activity of veterinary institute students and defines them. The author gives proof of the opportunities of didactic maintenance as a means of realization of stage-by-stage formation of the information competence.

Keywords: didactic maintenance, information competence, learning content, method of a task, method ofprojects.

В современных условиях развития науки и инновационных технологий информационная компетенция специалистов, в том числе и ветеринарных врачей, признается одним из структурных компонентов профессиональной деятельности.

Анализ состояния исследуемой проблемы, определение основополагающих понятий и подходов к процессу формирования информационной компетенции позволили нам разработать дидактическое обеспечение, включающее организацию структуры содержания обучения, способы её реализации, а также формы взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающих достижение наиболее высокого уровня сформированное™ информационной компетенции будущих ветеринарных врачей.

Практика психолого-педагогических исследований В.И. Байденко, И.А. Зимней, Э.Ф. Зее-

ра, А.К. Марковой, С.Е. Шишова и других авторов показала различные подходы к определению понятия «информационная компетенция». Однако, опираясь на работы Э.Ф. Зеера [1], в своем исследовании мы определяем информационную компетенцию ветеринарного врача как способность применять обобщенные знания и умения в области информационных технологий, реализуемые через эффективный поиск, сбор, анализ, преобразование информации, связанные с диагностикой, профилактикой и лечением сельскохозяйственных животных, а также с профессиональным самосовершенствованием в целом. И выделяем следующие его компоненты.

Мотивационный компонент включает в себя потребность в работе с информацией, направленность на достижение цели, мотивацию учебно-профессиональной деятельности.

Когнитивный компонент содержит знания

теоретических основ информационных технологий, логическое и критическое мышление.

Деятельностный компонент отражает умения и навыки работы с различными информационными ресурсами; умения планировать и самостоятельно осуществлять поиск, анализ, отбор и преобразование необходимой информации, связанной с будущей профессиональной деятельностью; организованность, рефлексивность.

В исследовании мы опирались на положения системного, личностно-деятельностного и проблемного подходов.

Системный подход в рамках исследования дает возможность рассмотреть и разработать содержание курсов, направленных на формирование информационной компетенции, как целостную систему взаимосвязанных элементов: целей, содержания и организации обучения, субъектов педагогического процесса (педагог - студент), методов и форм процесса обучения с учётом будущей профессиональной деятельности студентов ветеринарного вуза. Личностно-деятельностный подход позволяет установить взаимосвязь и взаимодействие содержания обучения по обозначенной проблеме исследования, с учебной и преобразовательной (профессиональной) деятельностью будущих ветеринарных врачей с учетом особенностей и потребностей каждого студента. Проблемный подход в исследовании предоставляет возможность для поиска решений сложных информационных вопросов, требующих актуализации знаний, умений, навыков в области применения инновационных технологий будущими ветеринарными врачами.

Выявленные подходы позволили определить и обосновать дидактическое обеспечение формирования информационной компетенции будущих ветеринарных врачей.

В процессе диссертационного исследования на основе работ В.М. Монахова, И.А. Чо-шанова, П.А. Юцявичене и других авторов показано, что благоприятной средой процесса становления и развития основных компонентов информационной компетенции, превращения знаний, умений, навыков в средство решения профессиональных задач будущих ветеринарных специалистов в наибольшей степени способствует модульный подход к организации содержания обучения. Следует отметить, что структура программы учебной дисциплины как составная часть модели специалиста и ее модульное построение позво-

ляют оперативно реагировать на конъюнктуру рынка и социального заказа.

Проектирование содержания курсов обучения в рамках нашего исследования базируется на принципах системного квантования, динамичности, действенности и оперативности знаний, паритетности [4, 5], определяющие направление, цели, содержание, способы организации и управления информационной деятельностью студентов ветеринарного вуза.

Принцип системного квантования позволил обеспечить построение четкой структуры содержания курсов обучения, направленного на формирование информационной компетенции, с оптимальным объемом учебного материала, расположением материала в определенной системе, выделением смысловых опорных пунктов для эффективного запоминания и возможностью для индивидуального темпа продвижения студентов ветеринарного вуза по различным вариантам обучения.

Принцип динамичности определил возможность свободного изменения содержания курсов обучения с учетом внешних и внутренних условий, переработки, обновления и дополнения учебного материала в каждом курсе, направленном на формирование информационной компетенции студентов ветеринарного вуза.

Принцип действенности и оперативности знаний в исследовании позволил вести обучение многовариантным способом деятельности; интегрировать в деятельности приобретенные знания, умения, качества личности; принять организацию системы оперативной обратной связи в учебном процессе с целью своевременного контроля, коррекции и оценки успешности обучения будущих ветеринарных врачей.

Принцип паритетности в исследовании регламентировал организацию взаимодействия преподавателя и студента; делегировал некоторые функции педагогического управления в функции самоуправления студентом; позволил освободить педагога от чисто информационной функции преподавания и создать условия для консультативно-координи-рующей функции.

Поэтапность процесса формирования информационной компетенции в исследовании обеспечивает спроектированная система базовых и дополнительных курсов, начиная с первого года обучения, с учетом уровня сложности, практической направленности, значимости в исследуемом процессе. Компоновка,

Теория и методика профессионального образования

тесная взаимозависимость и приемственность между курсами, четко определенные задачи каждого курса в отдельности и раздела в целом позволяют нам говорить о системе базовых и дополнительных курсов при следующей последовательности их изучения и распределении по семестрам.

Основное содержание курсов регламентировано Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В процессе проектирования выделены инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть включает фундаментальные понятия, законы, теории, важнейшие факты, методы, связанные с информационной деятельностью, обязательные для студентов академии. Вариативная часть призвана доопределить, конкретизировать содержание курсов через материал, отражающий специфику учебного заведения и необходимый для связи со специальными предметами, производственным обучением, то есть материал прикладного характера. Используя системный подход и принцип системного квантования, получена возможность построения курсов от общего к частному, логичного, последовательного изложения учебного материала, дифференциации смысловых звеньев содержания курсов по обозначенной проблеме исследования. Каждый спроектированный раздел представлен логически завершенной структурой с указанной целью обучения, информационным и методическим обеспечением, а также разработанной системой контроля.

Вместе с тем отметим, что проектирование содержания обучения предполагает свободу выбора преподавателем форм, методов и средств обучения. Как показывают психоло-го-педагогические исследования (Г.А. Балл,

З.И. Калмыкова и др.) наиболее эффективным видом учебной деятельности является решение задач. Выбор задачного метода в исследовании обусловлен тем, что в структуре задачи отображаются цель, условия и информация о способе деятельности (A.B. Усова, И.Я. Лернер и др.); выполнение информационной деятельности будущих ветеринарных врачей может быть представлено комплексом действий, интерпретированных в виде задач (С .Я. Батышев, А.М. Новиков, Н.Ф. Талызина и др.); обеспечивается активная деятельность обучающихся на всех этапах формирования информационной компетенции при высоком уровне мотивации (В.И. Андреев, В.П. Бес-палько, С.Е. Матушкин и др.); осуществляется

возможность разноуровневого обучения по индивидуальным образовательным траекториям (Г.Н. Неустроев, П.И. Чернецов и др.); имеются условия для объективной оценки результатов.

В процессе анализа всего разнообразия задач нами не обнаружено единой классификации, обеспечивающей системное использование задач в учебном процессе. Исходя из особенностей направления предметной подготовки ветеринарных врачей, в исследовании мы обратились к классификации, учитывающей характер и уровни познавательной деятельности [2]. В результате задачи были сгруппированы следующим образом:

- стандартные задачи, определенные четким условием, с известным способом решения и его обоснованием;

- обучающие задачи, не требующие доказательств; нацелены на отработку новых знаний по курсу информационных технологий с применением известного алгоритма решения;

- поисковые задачи, позволяющие переносить и применять знания о работе с информацией в новую ситуацию, дающие возможность изобретения нового способа решения или комбинирования уже известных способов решения информационных задач;

- проблемные задачи, нацеленные на самостоятельное накопление новых знаний, способов действий с информацией, их переработку, осмысление, всесторонний анализ и применение в будущей профессиональной деятельности;

- креативные задачи, предполагающие самостоятельное видение и постановку проблемы, самостоятельное выдвижение гипотезы и разработку плана решения информационной задачи.

С целью преодоления трудностей при решении задач нами разработана система уровневой дифференцированной помощи, благодаря которой решение задач исследовательского уровня постепенно становится репродуктивным, и сводится к решению, требующему простого переноса знаний. Кроме того, многовариантная система подсказок призвана обеспечить возможность дифференцированного и индивидуального подходов к процессу овладения умением решать задачи по обозначенной проблеме.

Таким образом, процесс формирования информационной компетенции будущих ветеринарных врачей будет более эффективным, если осуществляется в ходе решения задач,

позволяющих моделировать целостную информационную деятельность.

Реализация данного компонента предполагает соблюдение следующих правил: строить задачи с учетом возрастающей сложности и взаимосвязи в логике курса обучения; обеспечить показ обобщенных способов работы с информацией через решение задач; сформировать у студентов представление об информационных процессах в системе научных знаний посредством решения задач.

Сложная структура процесса формирования информационной компетенции задает комплексное использование форм обучения, интегрирующих все компоненты этого процесса. Как показывает практика исследований В.В. Гузеева, Е.С. Полат и других авторов, использование метода проектов в образовательном процессе приближает студента к проблеме; позволяет самостоятельно найти пути её решения; формирует способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи; развивает критическое мышление. Объединенные проектной деятельностью теоретические и практические знания меняют мотивацию к обучению, поскольку результат информационной деятельности можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.

Важно отметить, что каждый проект имеет четкую структуру, что позволяет составить поэтапную программу по его разработке [3]. Следуя данному положению, проект информационной деятельности студентов ветеринарного вуза в исследовании выстраивается в следующие этапы:

- целеполагание: постановка темы, формулировка задач, формы проведения, состав рабочей группы;

- планирование: обсуждение возможных вариантов решения проблем, распределения задач по группам, обсуждения методов исследования, поиска информации, творческих решений, а также определения критериев оценивания индивидуальной информационной деятельности студентов;

- исследование: самообразование и актуализация знаний по индивидуальным или групповым исследовательским задачам, промежуточные обсуждения полученных данных в группах; консультативная помощь преподавателя;

- выполнение: защита проектов, оппонирование;

-результаты: обобщение результатов и выводы; анализ успехов и ошибок.

В рамках проведенного эксперимента завершающим этапом реализации содержания обучения укрупненного раздела «Экспертные системы и системы поддержки принятия решений, моделирования и прогнозирования в профессиональной деятельности» курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является проект «Врачебный консилиум». Цель данной работы состоит в отработке навыков самостоятельного использования информационных процессов при решении учебно-профессиональной задачи: нахождение информации о методах диагностики, лечения и профилактики при вспышке малоизученного опасного инфекционного заболевания крупного рогатого скота на крупной животноводческой ферме и применение собранной информации в поиске путей решения проблемы проекта. Защита проектов проведена в форме имитационной игры-консилиума, как наиболее свободной, естественной формы погружения студентов в реальную информационную деятельность для решения профессиональной проблемы.

Обобщая выше сказанное, мы считаем, что формирование информационной компетенции студентов ветеринарного вуза будет эффективным, если обеспечить интеграцию компонентов (мотивационного, когнитивного и деятельностного) посредством метода проектов, направленного на решение практикоориентированных проблем и достижение реального практического результата в виде проекта индивидуальной информационной деятельности. Реализация данного компонента предполагает выполнение требований: актуальность выдвигаемых практико-ориентиро-ванных проблем; реалистичность выдвигаемых проблем, ориентированных на имеющиеся информационные ресурсы; четкость в планировании проектной деятельности; исследовательский характер деятельности студентов в ходе выполнения проекта.

Выявленные компоненты дидактического обеспечения тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, представляют единую систему формирования информационной компетенции (в мотивационном, когнитивном и деятельностном аспектах), лежащей в основе самостоятельного осуществления информационной деятельности будущих ветеринарных врачей. Представленные материалы отражают взгляды автора по данной проблеме, которая не-

Теория и методика профессионального образования

достаточно изучена и требует дальнейших исследований.

Литература

1. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2000.-397 с.

2. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пособие [Текст] / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. - М.: Просвещение, 1980. - 368 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухар-кина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - С. 67.

4. Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения [Текст] / М.А. Чошанов. - М.: Народное образование, 1996. -160 с.

5. Юцявичене, П.А. Основы модульного обучения [Текст] / П.А. Ющвичене. - Вильнюс, 1990. - 68 с.

Поступила в редакцию 5 июня 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.