Научная статья на тему 'Дидактические проблемы учебных занятий с использованием электронных образовательных ресурсов'

Дидактические проблемы учебных занятий с использованием электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашапов Р. И., Шамсувалеева Э. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические проблемы учебных занятий с использованием электронных образовательных ресурсов»

На первом этапе работа студентов состоит в знакомстве с ситуационной задачей. Студенты самостоятельно анализируют содержание кейса, выписывая при этом цифровые данные и другую информацию. На данном этапе весьма удачным является представление материала в виде видео-роликов, в которых мотивацию к решению производственной ситуации задает специалист-бухгалтер, используя профессиональную терминологию.

На втором этапе происходит формирование рабочих подгрупп до 3-5 человек. Преподаватель озвучивает основные организационные моменты: сроки работы в микрогруппе, критерии оценивания, способ представления решений кейса (устное сообщение, презентация), тип дискуссии. Данные организационные моменты можно эффективно представить в виде презентации MS Power Point.

На третьем этапе студенты в группах самостоятельно находят варианты решения обозначенных проблем. Для этого они используют имеющиеся знания по проблеме, изучают дополнительную литературу, а также осуществляют поиск информации в сети Интернет.

На четвертом этапе студенты представляют свои варианты решения задач либо в виде устных сообщений, либо в виде презентации. Далее происходит дискуссия, в ходе которой студенты отвечают на возникающие вопросы, оппонируют друг другу.

На заключительном этапе эксперты из числа студентов дают отзыв о работе микрогрупп с учетом правильности и оригинальности принятого решения проблемы, содержания заданных вопросов, качества выполненной практической работы. Преподаватель подводит итоги, выставляет оценки в соответствии с установленными критериями.

Занятия в форме «кейс-стади» неизменно вызывают интерес у студентов, позволяют иллюстрировать, обогатить теоретический материал по экономическим дисциплинам. Кроме того, в процессе решения кейса повышается компьютерная грамотность студента, так как четко прослеживается взаимосвязь педагогической технологии с ИКТ. Это проявляется при использовании стандартного программного обеспечения, технических устройств (компьютера, оргтехники, цифровой техники), поиске информации в Интернете, сетевом взаимодействии. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, презентаций).

Такой тандем инновационных педагогических технологий и ИКТ дает неоспоримый эффект в обучении специалистов и позволяет достичь высоких результатов в обучении.

Таким образом, информационно-коммуникационные и инновационные педагогические технологии помогают решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать инновационные формы и методы обучения.

Р. И. Кашапов, Э. Ш. Шамсувалеева

Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма,

г. Казань

Дидактические проблемы учебных занятий

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Существует потребность создания единой теории, раскрывающей дидактические возможности применения электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Необходима система слежения за выполнением гигиенических норм при использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР), которые должны быть регламентированы по времени, содержанию, соответствуют стандарту, учебной и рабочей программам. Создавать их должны специалисты-программисты вместе с учителем или преподавателем вуза.

Компьютер стал частью естественного окружения и атрибутом учебного процесса. Но использование ЭОР на занятии не является залогом успешности этого занятия.

Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность излагаемого материала, привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, но то, что ЭОР делают учебный процесс интересным, еще не говорит о том, что они делают его в той же степени и эффективным. Любое средство, используемое в учебном процессе, является лишь одним из компонентов дидактической системы наряду с другими ее звеньями: целями, содержанием, формами, методами, деятельностью педагога и деятельностью обучающегося. Все эти звенья взаимосвязаны.

Использование ЭОР в учебном процессе зачастую становится самоцелью. Нет единой обобщающей теории, раскрывающей дидактические возможности применения ЭОР.

Авторами разработаны комплексы ЭОР, которые апробированы как в преподавании школьного курса биологии, так и в преподавании биологии, биохимии и экологии в Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Личный опыт работы авторов позволяет предложить для обсуждения гигиенический аспект

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

проблемы использования ЭОР на занятиях, проблему создания качественного электронного ресурса и проблемы имеющихся ЭОР.

Главные недостатки имеющихся ресурсов — отсутствие структурирования по рабочим программам предмета и невозможность копирования или выделения фрагмента электронных продуктов.

Слайд-лекции с элементами мультипликации и анимации доводят до слушателя необходимую информацию более наглядно. Применение интерактивных моделей и динамических РЬЛ8И-презентаций является одним из наиболее эффективных способов внедрения новых информационных технологий. Но создание анимированных моделей требует специальных знаний и времени.

При создании презентаций непосредственно учителями часто создаются не очень совершенные, но содержательные учебные ресурсы. Их достоинство в том, что они ориентированы на конкретную программу конкретного курса. При создании ресурсов профессиональными программистами, не имеющими опыта работы по организации и методическому сопровождению процесса обучения, получаются яркие продукты без четкой ориентации на конкретный курс. Для использования такого ресурса нужно затратить дополнительное время на адаптацию его к конкретному уроку или теме. Здесь кроется главная трудность — невозможность копирования продукта в целом или/и невозможность расчленения его на необходимые фрагменты.

Самодельные электронные ресурсы часто содержат грамматические и фактические ошибки, перегружены анимационными эффектами, не структурированы по содержанию. Школьный учитель должен получать готовый продукт, выверенный со всех сторон педагогической науки.

Казалось бы, что эту проблему может решить единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). В идеале при наличии современных стандартов образования любой школьный предмет имеет строго пронумерованное количество уроков по каждой теме. И если позиционируется, что в стране единое образовательное пространство и единые стандарты, то номер урока, тема урока и содержание урока должны совпадать.

Анализ биологического раздела Коллекции показал, что поурочные планирования, представленные в ней, максимально приближены к запросам учительства. Наиболее полно представлена «линия Сонина». Самый обычный недостаток Коллекции — невозможность копирования некоторых продуктов. В результате для проведения одного урока у учителя должен быть раскрыт ряд электронных документов, презентаций, фотографий, слайдов, роликов. Виртуозное мастерство учителя заключается в том, чтобы не запутаться в правильной последовательности при переключении с одного ресурса на другой, поскольку единую презентацию создать невозможно.

Существуют требования СанПиН относительно длительности использования компьютера в учебной деятельности (не более 15 мин). Однако анализ презентаций в интернете показал, что существуют презентации, в которых указано все: от названия урока, цели, задач, до рефлексии в конце урока и домашнего задания на последнем слайде. Следовательно, учитель заранее запланировал, что экран будет светиться все 45 минут.

Необходима система слежения за выполнением санитарно-гигиенических норм при использовании ЭОР. В образовательных учреждениях должны быть методические рекомендации по созданию презентаций с четкой регламентацией числа слайдов, использованием цвета и звуков. В создании этих документов должны участвовать педагоги, психологи, врачи.

С введением образовательных стандартов и наличием единого образовательного пространства необходимо создание и использование только тех ресурсов, которые строго регламентированы по времени, содержанию, соответствуют стандарту, учебной и рабочей программам. Создавать их должны специальные организации, имеющие в штате программистов, редакторов, корректоров, научных консультантов, в сотрудничестве со школьным учителем или вузовским преподавателем.

Л. М. Кряквина

Средняя общеобразовательная школа № 31, г. Ростов-на-Дону

Использование возможностей издательской системы LaTeX

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Издательская система LaTeX позволяет готовить тексты с высоким полиграфическим качеством, осуществлять набор математических формул, оформлять таблицы, рисунки и графики. Пакеты TikZ и PGF предоставляют большие возможности по включению графиков в учебные материалы. Подготовленные с помощью этой системы дидактические материалы удобно использовать на уроках алгебры и геометрии в школе и для самостоятельного изучения.

«...Растущая популярность Интернета и вызванная им потребность в обмене информацией между различными компьютерными платформами породили концепцию разделения содержания и формы, предвестником которой был LaTeX. Он содержит удобные средства генерации алфавитного указателя, списков литературы,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.