Научная статья на тему 'Дидактические принципы конструирования исследовательского урока'

Дидактические принципы конструирования исследовательского урока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УРОК / ПРОБЛЕМА / УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ / RESEARCH LESSON / PROBLEM / EDUCATIONAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голавская Наталья Ивановна

В статье рассматриваются определяющие принципы конструирования исследовательского урока: трансформация содержания учебного материала в систему исследовательских задач; организация взаимодействия учителя и учащихся на уроке на основе актуализации личностных функций школьников (выбор, оценка, рефлексия, прогноз).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голавская Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Didactical principles of constructing of research lesson

The article deals with essential principles of constructing of research lesson: transformation of didactical material content into the system of research tasks; organization of teacher-children cooperation on the basis of actualization of personal functions of school children (choice, assessment, reflection, prognoses).

Текст научной работы на тему «Дидактические принципы конструирования исследовательского урока»

2010/1

УДК 371.3

НИ Голавская ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УРОКА

В статье рассматриваются определяющие принципы конструирования исследовательского урока: трансформация содержания учебного материала в систему исследовательских задач; организация взаимодействия учителя и учащихся на уроке на основе актуализации личностных функций школьников (выбор, оценка, рефлексия, прогноз).

Ключевые слова: исследовательский урок, проблема, учебный диалог.

NI. Go/avskaya

DIDACTICAL PRINCIPLES OF CONSTRUCTING OF RESEARCH LESSON

The article deals with essential principles of constructing of research lesson: transformation of didactical material content into the system of research tasks; organization of teacher-children cooperation on the basis of actualization of personal functions of school children (choice, assessment, reflection, prognoses).

Key words: research lesson, problem, educational dialogue.

В настоящее время в контексте гуманистической парадигмы образования активно разрабатывается технология исследовательского обучения школьников, суть которой заключается в создании условий для индивидуально-творческого развития ученика, в предоставлении ему возможности, опираясь на свои способности, склонности, реализовать себя в познании.

Технология исследовательского обучения предполагает такую организацию учебного процесса, в ходе которой школьники овладевают доступными им элементами методики самостоятельного выполнения учебного исследования.

Учебно-исследовательская деятельность - деятельность, организуемая учителем, целью которой является получение учащимся субъективно нового научного знания. В результате учебно-исследовательской деятельности учащийся «открывает» для себя не только субъективно новое личностно-значимое научное знание об объекте учебного исследования, но и знание о самой исследовательской деятельности; овладевает исследовательским опытом. Учебноисследовательская деятельность школьников является прекрасным условием их творческого саморазвития; позволяет личности выйти в пространство самоопределения; предоставляет для личности возможность максимально мобилизовать и реализовать себя в познании мира, себя и себя в этом мире; предполагает наличие основных этапов, характерных для научного изыскания.

Исследовательский урок - урок, на котором целенаправленно организуется знакомство учащихся с методикой учебного исследования; у школьников развиваются исследовательские умения: логические, информационно-рецептивные, творческие, умения самоуправления учебноисследовательской деятельностью, умения текстуального представления результатов учебного исследования.

Учебно-исследовательская деятельность на уроках предметов гуманитарного цикла предполагает включение элементов поиска во все задания учащихся (работа над документами, картами, статистическими таблицами, анализ художественных произведений и т. д.); раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого при доказательстве того или иного положения, организация учебного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).

При обучении естественным наукам учебно-исследовательская деятельность на уроках организуется через систему экспериментальных работ; через решение задач путём постановки и ведения опытов, сопровождаемых выдвижением гипотез; через создание проблемных ситуаций, в ходе решения которых активизируется мышление учащихся.

Необходимо отметить, что запускным механизмом исследовательского урока является учеб-

ная проблема. В современной педагогике рассматривают три варианта появления учебной проблемы на исследовательском уроке:

• педагог ставит проблему и намечает стратегию, тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;

• педагог ставит проблему, но сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);

• на третьем (высшем) уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно (Дж. Шваб, П. Брандвейн, А. Леви и др).

В ходе исследовательского урока учитель организует и управляет поиском учащихся в ходе решения учебной проблемы.

В качестве дидактических принципов конструирования исследовательского урока необходимо рассмотреть следующее:

• трансформация содержания учебного материала в систему исследовательских задач;

• организация взаимодействия учителя и учащихся на основе актуализации личностных функций (выбор, оценка, рефлексия, прогноз); проектирование системы вопросов, ролей, действий.

Раскроем содержание обозначенных принципов.

1. Трансформация содержания учебного материала в систему исследовательских задач.

Учебно-исследовательская деятельность - деятельность учащегося, представляющая собой

самостоятельное изучение, исследование учеником интересующей его проблемы; получение, открытие им субъективно новых знаний об объекте исследования. Основными функциями научного знания являются описание и объяснение. Чтобы получить научное знание, необходимо решить единую задачу: описать, объяснить исследуемые процессы и явления. «К описанию мы можем отнести всё то, что информирует нас о названии (обозначении) объекта или явления, его строении, названии его частей, о ходе развития явлений, событий, процессов, об общих и отличительных, необходимых и достаточных, существенных и несущественных признаках объектов или явлений, на основании которых их можно было бы узнавать, упорядочивать и приводить в систему. К объяснению относится все то, что информирует нас о связях и отношениях объектов (или их частей) и явлений (или их сторон), причем о таких связях и отношениях, которые имеют устойчивый характер» [П.И. Пидкасистый].

Сама же исследовательская задача представляет побуждение к действиям - описать, объяснить исследуемое явление или процесс.

В учебно-исследовательской деятельности учащегося различаются три взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистемы: подсистема поиска и обработки информации; подсистема преобразования поступившей информации; подсистема творческого разрешения проблемы исследования.

На исследовательском уроке учащимся могут быть предложены следующие виды исследовательских задач:

- информационно-рецептивные задачи предполагают поиск необходимой научной информации, ее систематизацию (найдите информацию об объекте исследования; обобщите информацию, полученную из различных источников и т.д.);

- аналитические задачи побуждают к преобразованию найденных знаний об объекте исследования, к применению методов научного познания (проанализируйте, сравните, классифицируйте, смоделируйте, пронаблюдайте и т.д.);

- творческие задачи - задачи на выявление закономерностей, устойчивых связей, присущих исследуемому явлению или процессу. Способов формулирования здесь может быть много, например: найдите причину происхождения, разрешите противоречие, «почему так, а не иначе», «если бы», «пусть невозможное станет возможным», какова закономерность, составьте модель и т. п.

Текст исследовательской задачи должен формулироваться с учетом его занимательности, увлекательности, зажигательности, доступности для учащихся.

2. Организация взаимодействия учителя и учащихся на основе актуализации личностных функций (выбор, оценка, рефлексия, прогноз); проектирование системы вопросов, ролей, действий.

Чтобы организовать учебно-исследовательскую деятельность учеников, недостаточно учебной проблемы, серии исследовательских задач. При отсутствии навыков самоорганизации учебно-исследовательской деятельности у учащихся могут возникнуть затруднения в организации исследовательского поиска. В этом случае помогают алгоритмические описания и рекомендации, задающие учащимся этапы или направления их деятельности. Учитель может в та-

2010/1

ком случае обратить внимание учащихся на схему исследовательской деятельности, используя при этом вопросы: с чего необходимо начать исследование? Что нужно выяснить? Как это сделать? Как поступил бы исследователь на этом этапе работы? Верный ли вы сделали выбор?

Диалог - основа организации взаимодействия на исследовательском уроке. Именно диалог на исследовательском уроке актуализирует личностные функции (выбор, оценка, рефлексия, прогноз) участников поиска решения исследовательской проблемы, задачи.

Технология исследовательского обучения учащихся построена на условиях учебного диалога.

Под учебным диалогом понимается создание ситуаций общения с целью разрешения учеником проблемы и поиска личностного смысла, содержащегося в изучаемом материале. В содержательном плане существует немало средств активизации участия школьников в диалоге:

- проблемные вопросы, которые должны содержать некоторые затруднения, невозможность однозначного ответа;

- анализ рассуждений сверстников: использование этого приема делает разговор более убедительным. Часто в качестве материала используются работы учащегося, данные анкет;

- анализ противоречивых высказываний (ученых, педагогов, писателей, философов, политиков). Например, «Чья точка зрения вам больше импонирует и почему?»;

- незаконченный тезис. Каждый заканчивает мысль по-своему, а затем для сравнения может прозвучать авторский вариант;

- игровой элемент, например, проигрывание проблемных ситуаций или проведение дискуссии в форме ролевой игры.

Школьникам следует помогать формулировать свою мысль, размышлять вместе с ними. Это дает возможность развивать сотрудничество между учителем и учащимися, осуществлять гуманизацию учебного процесса.

Создание учителем рефлексивной среды участия учащихся в диалоге способствует раскрытию ученикам своего субъектного исследовательского опыта и одновременно помогает им быть открытыми, восприимчивыми для опыта других в совместной работе по решению проблемы.

Важными компонентами создания рефлексивной среды является: в мышлении наличие проблемно-конфликтной ситуации; в деятельности - установка на кооперирование, а не на конкуренцию; в общении - отношение, подразумевающее доступность собственного опыта человека для другого и открытость другого опыта для самого себя.

Учитель, создавая рефлексивную среду, должен находиться не вне, а внутри группы, быть не сторонним наблюдателем, а активным участником деятельности группы, занимать сотворче-скую позицию. Необходимо учить школьников ведению конструктивного диалога в процессе совместного исследования определенной проблемы. Суть конструктивного диалога между субъектами учебно-исследовательской деятельности состоит в том, что активность учащегося предполагает не только высказывание собственных мыслей, соображений, но и их корректировку с учетом мнений партнеров по взаимодействию относительно предмета учебноисследовательской деятельности. Учитель управляет процессом обмена мнениями, развития у учеников умения аргументировать свои идеи, слушать оппонентов, извлекать полезную информацию и делать необходимые выводы из предложений других членов группы.

Таким образом, исследовательский урок обладает большим развивающим потенциалом и направлен на решение следующих задач: активизация самостоятельной познавательной деятельности школьников; углубление теоретических знаний; развитие системного, логического мышления, развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

При организации учебно-исследовательской деятельности на уроке отношения между учителем и учащимися должны строиться на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога. Учитель должен акцентировать внимание в своем взаимодействии со школьником не только на его когнитивной, практической подготовке к осуществлению самостоятельного учебного исследования, но и на его личностно-смысловой сфере, характеризующейся отношением ученика к познанию и познаваемому.

Определяющими дидактическими принципами конструирования исследовательского урока являются: трансформация содержания учебного материала в систему исследовательских задач; организация взаимодействия учителя и учащихся на основе актуализации личностных функций (выбор, оценка, рефлексия, прогноз); проектирование системы вопросов, ролей, действий.

А.В. Дамдинов, Т.Ч. Будаева. О ВНЕДРЕНИИ ПРОЕКТА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (КОЭРСО) В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Литература

1. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М.: Высш. школа, 1981. - 240 с.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования.- Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педуниверситета, 2000. - 352 с.

3. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики: что и как преподавать в современной школе. - М.: Академия, 2001. - 120 с.

4. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса). - М., 1972. - 238 с.

Голавская Наталья Ивановна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры общей педагогики Бурятского государственного университета. E-mail: golavskay a.bsu@mail. ru

Golavskaya Nataliya Ivanovna, candidate of pedagogical science, senior teacher of department of general pedagogy of Buryat State University. E-mail: golavskaya.bsu@mail.ru

УДК 37.014 (571.54)

А. В. Дамдинов, Т. Ч Будаева

О ВНЕДРЕНИИ ПРОЕКТА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (КОЭРСО) В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В статье рассматривается актуальность проблемы разработки и реализации межведомственного проекта комплексной оценки эффективности региональной системы образования.

Ключевые слова: инновационное развитие, межведомственное взаимодействие, региональная система образования, комплексная оценка эффективности региональной системы образования.

A. V Damdi'nov, T. Ch Budaeva

ABOUT THE INTRODUCTION OF THE PROJECT OF AN EFFECTIVENESS ASSESSMENT OF REGIONAL SYSTEM OF EDUCATION IN THE REPUBLIC OF BURYATIA

The article deals with urgent problems of workout and realization of a complex assessment project of the effectiveness of regional system of education.

Key words: innovative development, cooperation, regional system of education, complex assessment of the effectiveness of regional system of education.

Система образования Республики Бурятия, объединяющая более 1000 учреждений, различных по организационно-правовым формам, видам и типам, играет ключевую роль в создании механизмов устойчивого развития образования.

Педагогическое сообщество Бурятии, одно из немногих в России, начало работать над созданием и трансляцией инновационных образовательных инициатив, позволивших сегодня обеспечить эффективную реализацию национального приоритетного проекта «Образование» и Комплексного проекта модернизации образования в течение последних трех лет.

Для организации работы в пространстве инновационного образования в республике создана экспериментальная инфраструктура развития образования, основными звеньями которой являются общеобразовательные учреждения, имеющие статус федеральных и республиканских экспериментальных площадок.

Благодаря интенсивной проектной деятельности в экспериментальной системе образования Бурятии появилась новая профессиональная структура - сообщество экспертов-консультантов, что, безусловно, расширило диапазон профессиональных возможностей республиканской системы образования.

На завершающей стадии реализации Комплексного проекта модернизации образования Министерством образования и науки Республики Бурятия мы приступаем к сложнейшей задаче качественного многоаспектного анализа реформ, их эффектов на долголетнюю перспективу.

Опыт участия в Комплексном проекте ... позволяет видеть необходимость его преемствен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.