УДК 377.6.016+78.071.2 ББК Щ 31+4471.385.3+4479.72
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОЛИЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ РУССКОЙ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛ. Барковская
Магнитогорский государственный университет
POLYLOGICAL TECHNOLOGY DIDACTIC SYSTEM OF RUSSIAN SPIRITUAL-MUSICAL CULTURE MASTERING AS A COMPONENT OF TEACHERS-MUSICIANS TRAINING AT INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
S.P. Barkovskaya Magnitogorsk State University
Представлена дидактическая система полилогической технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждениях среднего профессионального образования, её содержательные компоненты, средства, организационные формы и методы образования.
Ключевые слова: дидактическая система, профессиональная подготовка педагогов-музыкантов, русская духовно-музыкальная культура, полилогическая технология, полилог диалоговых сопряжений, содержательная модель объектно-функционального типа, полилогический подход, средства дидактической системы полилогической технологии, формы и методы, классификация задач.
The article presents a polylogical technology didactic system of Russian spiri-tual-musical culture mastering as a component of vocational training of teachers-musicians in the institutions of secondary vocational education, its substantive components, tools, the organizational forms and methods of education.
Keyworks: didactic system, training of teachers-musicians, Russian spiritual-musical culture, polylogical technology, polylogue of dialog interfaces, the content model of object-functional type, polylogical approach, means of polylogical technologies didactic system, forms and methods of professional training, problems classification.
Наличие точного представления о сущности и содержании дидактической системы полилогической технологии (ПТ) освоения русской духовно-музыкальной культуры (РДМК) как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждениях среднего профессионального образования (УСПО) требует обращения к её системе. Мы рассмотрим структуру и содержание дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО. Прежде чем приступить к этому, уточним на-
ше понимание профессиональной подготовки педагогов-музыкантов системы среднего профессионального образования (ССПО), русской духовно-музыкальной культуры, полилогической технологии, а также тип дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК.
Профессиональная подготовка педагогов-музыкантов системы среднего профессионального образования включает общеобразовательное, общенаучное, общепрофессиональное, общепедагогическое, психолого-педагогическое, специальное и методическое направле-
ния теоретической и практической деятельности во взаимосвязи характеризующих их знаний, умений и навыков, необходимых для достижения эффективной профессиональной подготовки.
Русскую духовно-музыкальную культуру мы понимаем как часть отечественной культуры, в которой отражены ценности художественного творчества и православной аскетической системы, а также соответствующие историческому этапу процесс и результаты творческой деятельности человека, обогащающие духовную культуру посредством вокально-хоровой и православно-инструментальной технологии.
Под полилогической технологией понимается совокупность диалоговых методов и средств, объединённых и выстроенных в технологическом порядке полилога диалоговых сопряжений, обеспечивающего воспроизведение текстуально-полилогических процессов обучения и духовно-нравственного воспитания с целью эффективного освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО. Полилог диалоговых сопряжений представляет систему полилогов, аккумулирующую диалоговую коммуникацию (субъект-объектное взаимодействие), диалоговое общение (субъект-субъектное взаимодействие), духовное субъект-объектное и субъект-субъектное аналитическое и эмоциональное восхождение в противоречивом и (или) синтезирующем (гармоничном, унисонном) образовательном пространстве курса «Русская духовно-музыкальная культура» (РДМК); обеспечивающую возможности продуктивной текстуально-полилогической деятельности студентов-музыкантов и направленную на эффективную профессиональную подготовку в области РДМК.
В нашем исследовании представлена содержательная модель объектно-функционального типа.
При построении дидактической системы полилогической технологии нами были учтены:
• минимальный уровень требований к субъектам системы - субъектами в нашей модели выступают студенты и преподаватели УСПО. Минимальный уровень требований к преподавателям - готовность к реализации предложенной методики профессиональной подготовки педагогов-музыкантов ССПО в области РДМК с применением полилогической технологии;
• принципы полилогического подхода в курсе «РДМК» - «единство объективного и
субъективного», «единство части и целого», отражающие структурную целостность данной дидактической системы, необходимый и достаточный компонентный состав, который обеспечивает её эффективное функционирование; «единство индивидуальной и поликультур», «единоуправляемость», определяющие общую стратегию или ориентацию развития системы в направлении повышения её эффективности; «единство высказывания и интерпретации», «единство реального и потенциального», «единство сознательного и бессознательного», определяющие конкретные механизмы совершенствования и адаптивности системы к изменённым условиям внешней и внутренней среды объектов в направлении идеальности -конструирования содержания, организации текстуально-полилогической деятельности преподавателя и студентов, отбора ведущих методов, средств и форм текстуально-полилогического обучения в курсе «РДМК»;
• педагогические условия - разработка полилогической среды: полилог диалоговых смыслов, полилог речевых диалогов, духовное восхождение в проблемном полилоге; оптимальное наращивание самообучающихся функций студентов в курсе «РДМК»; применение педагогами-музыкантами и студентами-музыкантами полилогической технологии освоения РДМК в музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской, хормейстерской деятельности, необходимые для достижения цели рассматриваемой системы.
Направленность цели дидактической системы полилогической технологии вытекает из существующего социального заказа по среднему профессиональному образованию: готовности будущих педагогов-музыкантов к непрерывному повышению качества профессиональной подготовки, их конкурентоспособности на рынке труда в условиях инновационных технологий и духовно-культурных основ. В качестве цели рассматриваемой нами дидактической системы выступает применение полилогической технологии в курсе «РДМК» как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО. Обозначенная нами цель дидактической системы является ближней целью, тогда как перспективная цель - это подготовка высокопрофессионального педагога-музыканта, способного грамотно осваивать русскую духовно-музыкальную культуру.
В определении содержания дидактической системы была уточнена позиция целеполагания -
на формирование каких качеств, знаний и умений студента они должны быть направлены.
На основе анализа научно-педагогической литературы [1-3, 6, 7, 10, 12, 13], результатов собственного исследования мы определили
содержание методологических, теоретических и технологических знаний, которое представлено в табл. 1.
Средства, формы и методы образования в дидактических системах, в том числе и нашей,
Таблица 1
Содержательный компонент дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в учреждениях среднего профессионального образования
Компоненты содержания Краткая характеристика структуры компонента
Методологические знания 1. Философские знания: - знание философских категорий, принципов, законов; - философское понимание «культуры», «духовности», «ценности», «русской духовно-музыкальной культуры»; - философское понимание «диалога», «полилога», «полилогической технологии». 2. Общенаучные знания: - знание общенаучных понятий (структура, модель, система, функция, объект, субъект, взаимодействие, развитие, профессиональная подготовка и др.); - знание общей теории систем (системный, структурно-объектный анализ, структурно-функциональный анализ); - знание технологии субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия в системе диалоговой коммуникации и общения; - знание теории полилога диалоговых взаимодействий; - знание математических и информационных методов; - знание методов научных исследований по теории, технологии разработки и применения профессионально-ориентированных текстуально-полилогических систем; - знание основных принципов организации текстуально-полилогических систем; - знание оптимизационного, кибернетического подходов; - знание методов системного анализа в предметной области. 3. Специально-научные знания: - знание методологических основ применения полилогической технологии для эффективной профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК
Теоретические знания - знание основных направлений применения ПТ для повышения профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК; - знание задач предметной области курса «РДМК» и методы их решения посредством ПТ; - знание полилог диалоговых взаимодействий и особенностей его применения для повышения профессиональной подготовки; - знание требований и эффективности текстуально-полилогических систем в области применения; - знание перспектив диалоговых технологий и полилогов диалоговых систем в предметной области курса «РДМК», их взаимосвязь со специальными дисциплинами; - знание системы полилогической технологии
Технологические знания - знания по применению системы ПТ для эффективной профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК; - знания по применению компонентов полилогической среды: полилога диалоговых смыслов, полилога речевых диалогов и духовное восхождение в проблемном полилоге в профессиональной текстуально-полилогической деятельности; - знание модели ПТ в решении конкретных текстуально-полилогических задач в музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской, хормейстерской практиках; - знание решения задач проектирования полилогической технологии с использованием различных методов в курсе «РДМК»; - знание системы ПТ для осуществления эффективной профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК; - знание технологии внедрения системы ПТ в предметной области специальных циклов
в единстве с этапами образуют её технологический компонент (текстуально-полилогический процесс передачи информации). В качестве основного средства дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО мы выделяем задачу. Выбор обусловлен тем, что а) дидактический статус задачи характеризует диалектическое единство цели и средства её достижения: с одной стороны, задача -это форма предъявления содержания, с другой - способ активизации, управления и самоуправления, организации и самоорганизации, диагностики и самодиагностики и т.д. [3, 5, 8]; б) задача выступает ядром, цементирующим началом различных типов самостоятельной работы студентов, она даёт возможность преподавателю заранее предусмотреть характер познавательной текстуально-полилогической деятельности студентов, их текстового продукта и, следовательно, эффективно управлять этим процессом.
Для целей нашего исследования имеет значение проблема классификации задач. В научной литературе имеется большое количество разнообразных классификаций задач. В своём исследовании мы использовали подход к классификации задач, опирающийся на таксономию целей, описаннный в работах [4, 11]. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что для достижения иерархии поставленных целей необходима субординированная заданная система, в которой место и порядок каждого элемента строго определены и отражают структуру полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО. В результате функционирования такой системы мы получим больший эффект, определяющийся процессами организации и упорядочения компонентов, чем при использовании разрозненных задач.
Классификация задач на основе триады «умения использовать полилогическую технологию для эффективной профессиональной подготовки в области РДМК - типы задач -качества личности» представлена в табл. 2.
Кратко остановимся на методах и формах рассматриваемой нами системы полилогической технологии.
Выделяя методы обучения, способствующие эффективности организации процесса полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки
педагогов-музыкантов в УСПО, мы опирались на определение метода, данное Г.Г. Гранатовым [4, с. 14], классификацию методов, предложенную И.Я. Лернером [7] и М.Н. Скатки-ным [10], которые справедливо отмечали, что многие прежние подходы к методам обучения основывались на различии их внешних структур или источников. Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода.
В своем исследовании мы использовали предложенные учёными [4, 7] пять методов обучения, применяемых в полилогической технологии, которые позволяют постепенно наращивать степень текстуально-полилогической активности и самостоятельности студентов в их профессиональной подготовке в области РДМК: 1) объяснительно-иллюстративный, обеспечивающий передачу большого массива информации (научной, религиозной); 2) репродуктивный, включающий студентов в текстуально-полилогическую деятельность по применению знаний в полилоговых ситуациях курса «РДМК» по представленным алгоритмам, предписаниям, правилам; 3) проблемное вопрос-ответное взаимодействие, позволяющее включить будущих учителей музыки, хормейстеров в совместный поиск; 4) эвристический, обеспечивающий организацию активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных студентами) профессиональных задач; 5) исследовательский, позволяющий включать студентов в самостоятельную текстуально-полилогическую деятельность по творческому применению ПТ для повышения своей профессиональной подготовки в области РДМК.
Мы применяли также продуктивные методы обучения, которые стимулируют активность обучаемого и базируются на таких технологиях, как развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, метод проектов, обучение на основе объектов, разноуровневое обучение. Характеристика и специфика использования данных методов для решения проблемы нашего исследования представлена в табл. 3.
Использование представленных в таблице методов позволяет решить две задачи: ликвидировать абстрактность обучения (развить реальные практические навыки у студентов), а также осуществить ориентацию на само-
Таблица 2
Классификация задач полилогической технологии освоения РДМК по умениям и качествам
Умения Типы задач Качества
Умения применять средства ПТ при субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействии с полилогическим текстом - Задачи на анализ и оценка возможностей средств ПТ при взаимодействии с полилогическим текстом; - задачи на осмысление основных средств ПТ при взаимодействии с текстуально-полилогической информацией; - задачи на освоение средств ПТ при взаимодействии с текстуально-полилогической информацией; - задачи на применение средств ПТ для получения текстуально-полилогической информации в процессе профессиональной подготовки в области РДМК; - задачи на применение средств ПТ для получения текстуально-полилогической информации в ходе исследовательской работы; - задачи на осмысление и корректировку предложенных схем решения профессиональных проблем в области РДМК при применении средств ПТ в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействии с текстуально-полилогической информацией; - задачи на распределение обязанностей в процессе полилогической деятельности над совместным проектом с применением средств ПТ при взаимодействии с текстуально-полилогической информацией - Способность сбора необходимой текстуально-полилогической информации посредством ПТ и применять её в условиях задачи; - самостоятельность полилогического мышления; - системность полилогического мышления; - гибкость полилогического мышления; - способность применения средств ПТ при обработке текстуально-полилогических данных в качестве инструмента для решения музы-кально-педагогических, музыкально-исполнительских, хормейстерских проблем в области РДМК; - способность к самоуправлению, самоорганизации
Умения применения инструментальных систем ПТ педагогического назначения - Задачи на выбор инструментальных систем ПТ педагогического назначения в зависимости от целей обучения и воспитания; -задачи на создание «текстуально-полилогических продуктов»; - задачи на анализ и оценку созданных «текс-туально-полилогических продуктов»; - задачи на самостоятельное построение алгоритмов решения определённого класса музыкально-педагогических, музыкально-исполнительских, хормейстерских задач; - задачи на создание этапов полилогической деятельности в ходе производства текстуально-полилогического продукта - Способность к самореализации; - способность к музыкально-педагогическому производству текстуально-полилогического продукта в области РДМК; - с амо стояте л ьно сть полилогического мышления; - способность к творческому тексту ально-полилогическому субъект-объектному, субъект-субъектному взаимодействию
Умения применения полилога диалоговых взаимодействий в текстуально- полилогическом поиске - Задачи на освоение возможностей полилога диалоговых взаимодействий; - задачи на отбор необходимой текстуально-полилогической информации по проблеме РДМК с помощью полилога диалоговых взаимодействий; - задачи на толерантность, корректность по поиску необходимой текстуально-полилогической информации; - задачи по полилоговому текстовому поиску в научных источниках; - задачи по полилоговому текстовому поиску в религиозных источниках; - задачи по полилоговому тестовому поиску в субъект-субъектном общении - Способность находить нужную информацию с помощью средств полилога диалоговых взаимодействий; - способность поиска информации по проблемам производства текстуально-полилогического продукта
Окончание табл. 2
Умения Типы задач Качества
Умения использования средств ПТ в принятии решения - Задачи по нахождению текстуально-полилогической информации посредством ПТ, полезной для принятия правильных решений по различным проблемам в области РДМК - Способность нахождения текстуально-полилогической информации посредством ПТ, полезной для принятия музыкально-педагогических, музыкально-исполнительских, хормейстерских решений по различным проблемам РДМК
Умения использования средств ПТ в экспертной оценке - Задачи на построение модели процесса решения учебных, профессиональных проблем в области РДМК посредством ПТ; - задачи, предполагающие осуществление предложения студенту-музыканту принять решение задачи посредством ПТ, превосходящее его возможности; - задачи, предполагающие пояснение рассуждений в процессе получения решения - Способность выработки принятия толерантных, корректных профессиональных решений; - способность получения консультаций экспертов по профессионально-ориентированным проблемам в области РДМК
Умения использования в ПТ средств управления - Задачи на создание различных видов отчётов - Самостоятельность мышления
Умения использования в ПТ мультимедиа средств - Задачи, предполагающие решение с использованием видео материалов: обрядовой практики, иконографии, библейских сюжетов в изобразительном искусстве, концертов РДМ, монастырской хоровой культуры и т.п. - Способность к самореализации; - способность к созданию текстуально-полилогического продукта; - самостоятельность мышления; - способность к творческому взаимодействию
Умения применения средств ПТ в создании полилоговых систем - Задачи на построение полилоговых моделей: полилога диалоговых смыслов, полилога речевых диалогов, духовное восхождение в проблемном полилоге как компонентов среды ПТ для решения профессионально-практических задач в области РДМК - Способность моделирования полилогических процессов и полилоговых объектов; - способность прогнозирования
Умения использования информационных полилоговых средств - Задачи на освоение основных понятий диалоговых коммуникаций; - задачи, направленные на способность субъект-субъектного общения и обмена полилоговой информацией по интересующей профессиональной проблеме в области РДМК с будущими коллегами; - задачи на использование полилога диалоговых коммуникаций, полилога диалогового общения в решении профессиональных задач на предметах специального цикла; - задачи, направленные на проектирование полилога диалоговых взаимодействий в курсе «РДМК»; - задачи по участию в полилоговых профессионально-ориентированных проектах - Способность к полилогу в субъект-объектной коммуникации, субъект-субъектном общении; - способность отслеживать поли-логовые инновационные технологии в музыкально-педагогической, музыкально-исполнительской, хормейстерской практиках
обучение студентов и глубокое осмысление теоретических и практических основ профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК. Последнее особо актуально в связи с объёмом и характером информации, получаемой на дисциплинах дирижёрско-хорового цикла.
В музыкально-педагогических УСПО в основном функционируют следующие орга-
низационные формы обучения: лекции, практические занятия в их разновидности - семинары, практикумы, научно-исследовательские работы студентов (анализ музыкального произведения), самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. В дидактике эти формы трактуются как способы управления познавательной деятельностью для решения определенных дидактических задач, и в
о
ф
тз а
о
о\ ■о ш
(л)
о
ш ш
X
X ф
ф
За ш
5 X Ф
О *
Ф X
ш
го
Е □
ч: о ж
00
Дидактическое обеспечение полилогической технологии профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК
Таблица 3
Технология обучения
Обучение в полилоговом
сотрудничестве
Метод проектов
Методы
Методы
полилогового
обучения
Эвристические
методы;
постановка
проблемных,
тексту ально-
полилогиче-
ских задач
Содержание
Совместная (коллективная, парная, индивидуальная) текстуально-полилогическая деятельность, коллективное конструирование, продуцирование нового знания (текстуально-полилогического продукта), потребление тексту ально-полилоговых знаний
Комплексный метод полилогового обучения, позволяющий строить текстуально-полилогический процесс исходя из интересов (запрашивания) студентов, дающий им возможность проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей текстуально-полилогической деятельности, в создании текстуально-полилогического продукта
Задачи
- Развитие умений устанавливать диалоговые субъект-объектные и субъект-субъектные взаимодействия;
- развитие умений грамотного и логического производства текстуально-полилогического продукта;
- организация совместной познавательной текстуально-полилогической деятельности
- развитие текстуально-полилогияческих познавательных, творческих интересов студентов;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
-развитие умений ориентироваться в текстуально-полилогическом пространстве;
- развитие полилогического мышления
Роль преподавателя
- Ставит учебную задачу; -управляет полилогом диалоговых взаимодействий;
- создаёт толерантную среду общения, психологический климат творческого сотрудничества;
- является полноправным участником полилогического процесса обучения
- выбор и обсуждение основополагающей идеи, целей и задач будущего проекта;
- подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов;
- выделение подзадач для определённых групп студентов и подбор необходимых материалов; подведение итогов__
Характер взаимодействия
Коллективная, парная, индивидуальная работа над решением проблемы, темы, вопроса (проблемного, непроблемного)
Самостоятельная текстуально-полилогическая деятельность студентов (индивидуальная, парная, групповая), которую студенты выполняют в течение определённого отрезка времени
Возможность использования полилогов
01 «
§ ф
о £
о
2 Ф
о
ф
а: §
о
о §
с<
о с
о
о
о а:
0
1
г
I
г а: о
с< с<
<5 3
О со
5 о-
3 ?
СГ
о
Окончание табл. 3
ч
ф
о и
Технология обучения
Методы
Содержание
Задачи
Роль преподавателя
Характер взаимодействия
Возможность использования полилогов
2 ф
н О 1з
Ж
ш
2 тз о
■8-
№ о о
О X
т
г х
о -1 о
о
о\
тз
ш
и
о ш ш
X
Разноуровневое обучение
Личностно-ориентирован-
ные методы обучения
Учитываются индивидуальные (поликультурные) различия студентов
Осуществление индивидуальной траектории обучения для данного конкретного студента
- Выявление индивидуальных способностей каждого студента;
- построение индивидуальной траектории текстуаль-но-полилогового обучения в соответствии с индивидуальными взможностями;
- подбор тексту ально-по-лилоговых средств обучения и проведения индивидуальных консультаций;
- корректировка полилогического обучения в соответствии с достигнутыми результатами (текстуально-полилогическими продуктами)_______
Комплектование текстуальных объектов, групп студентов: с учётом общей и специальной подготовки, по интересам, конфессиональной ориентации
ГО
ф
о н
X
5
"О
2
ю
Ю О
Обучение на основе объектов
Метод структурирования тексту ально-полилогиче-ской информации
Структурирование тексту ально-полилогической информации, содержания обучения и организации работы студентов с полными логически завершёнными учебными объектами
- Выдача с помощью каждого объекта (блока) определённого знания (тексту-ально-полилогического продукта), необходимого умения;
- организация полилогического обучения в индивидуальном режиме;
- осуществление рейтинговой оценки знаний и умений студентов
-Разработка учебных объектов;
- регулирование последовательности изучения учебных объектов;
- контроль за уровнем знаний и умений студентов
Возможность охватить текстуально-полилогическим процессом наличное количество студентов
то же время выступают как организационные формы обучения, поскольку являются способами осуществления взаимодействия студентов и преподавателей, в рамках которых реализуются содержание и методы обучения.
Использование разнообразных организационных форм и методов обучения с применением полилогической технологии в курсе «РДМК» обеспечивает их активность в профессиональной деятельности педагогов-музыкантов, возможность самореализации. В то же время чрезмерное увлечение различными методами и формами, как и их однообразие, рождает полудеятельность или деятельностную дистрофию [2]. Исходя из этого мы считаем, что необходима определенная систематизация форм и методов. Поскольку любой метод обучения и любая форма организации в силу своих специфических особенностей реализует свойственные именно им функции, то мы рассмотрели некоторые общие проблемы, связанные с их применением в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в области РДМК. Анализ научно-педагогиче-ской литературы по данной проблеме и наши исследования показали, что систематизацию организационных форм и методов необходи-
мо проводить с опорой на учебно-познавательную, научно-исследовательскую деятельность и музыкально-педагогическую, музыкально-исполнительскую, хормейстерскую практики, в которые включается будущий учитель музыки, хормейстер в процессе профессиональной подготовки. Исходя из этого нами были разработаны три взаимосвязанных блока методов и форм, структурированных по принципу соответствия содержательным видам деятельности студентов в УСПО, которые представлены в табл. 4.
Итак, разработанная нами дидактическая система полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО имеет структурную организацию, задаётся содержанием структурно-функционального инварианта дидактической системы и морфологически представлена в пяти подструктурах: целевая, организационно-исполнительная, содержательная, технологическая, уровнево-результатив-ная (см. рисунок).
Модель составлена на основе методической системы формирования профессионального потенциала студентов вуза Е.М. Разин-киной [6].
Таблица 4
Формы и методы профессиональной подготовки педагогов-музыкантов с применением полилогической технологии в курсе РДМК
Вид деятельности Формы Методы
Учебно-познавательная деятельность Лекции (объяснительно-иллюстра-тивные, проблемные, с обратной связью); лекция с заранее запланированными противоречиями, ошибками; практические семинары; работа над хоровым произведением за инструментом, со студенческой группой; работа над индивидуальным и коллективным проектами, темой Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический; учебно-деловые игры; методы разноуровневого обучения, метод обучения на основе учебных объектов, методы развивающего обучения, диалоговые методы обучения в творческом полилоговом сотрудничестве
Научно-исследовательская деятельность Проблемные лекции, проблемные семинары и практикумы, работа над научно-исследовательской темой, учебные полилогические проекты профессиональной подготовки, конференция, самостоятельная работа студентов, творческий самоотчёт Эвристический, исследовательский, герменевтический; творческие доклады, учебно-исследовательская игра (синтез мыслей, непримиримость противоречий); метод полилогических проектов, методы развивающего обучения, диалоговые методы обучения в творческом полилоговом сотрудничестве
Педагогическая, хормейстерская, исполнительская практики Урок музыки, хоровая репетиция, концертное выступление (как дирижёра хора, певца), исполнение произведений РДМ на инструмент Диалоговые методы обучения в творческом полилоговом сотрудничестве, метод полилогических проектов, самоотношение, самооценка
о ф
Начальные данные
ГО
ф
о
ж
5
<
тз
Я
Ж ю
яяЛ
ю о
Социальный заказ
Государственный образовательный стандарт
Научное обеспечение
Полилогическая концепция
Управление процессом полилогической технологии освоения русской духовно-музыкальной культуры как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в средних специальных учебных заведениях
Целевой компонент
Конкретная цель: применение полилогической технологии в курсе «РДМК» как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ. Перспективная цель: подготовка высокопрофессионального педагога-музыканта, способного грамотно осваивать РДМК.
Оперативные цели (декомпозиция на задачи)
Уровнево-результативный компонент
Уровни, критерии, показатели, диагностические методики
Организационно-исполнительный компонент
Этапы текстуально-полилогического процесса: самоприспособление, самоопределение, преобразование.
Педагогические условия: разработка полилогической среды - полилога диалоговых сопряжений: полилога диалоговых смыслов, полилога речевых диалогов, духовное восхождение в проблемном полилоге, направленной на расширение и углубление профессиональной подготовки учителей музыки, хормейстеров в области РДМК;
оптимальное наращивание самообучающихся функций студентов в курсе РДМК;
применение педагогами-музыкантами и студентами-музыкантами полилогической технологии освоения РДМК в музыкально-педагогической, музыкально -исполнительской, хормейстерской деятельности
Содержательный компонент
Методологические знания. Теоретические знания. Методико-технологические знания
Технологический компонент
Технология обучения на основе объектов.
Технология текетуально-полилого-вого обучения.
Проблемно-диалоговая технология. Диалоговая технология творческого сотрудничества.
Технология развивающего обучения.
Технология «Духовное восхождение».
Метод проектов.
Технология разноуровневого обучения
Студенты с начальным уровнем профессиональной подготовки в области РДМК
Студенты с высоким уровнем профессиональной подготовки в области РДМК
Итоговые
данные --;-^
н
ф
о
тз
2 ф
н о
1а *
Ш □
"О
о
-8-ф о о
О X ш П
г
X
о о
о
о\
тз
ш
со
о
ш ш
X
20
Модель дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК как компонент профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в ССУЗ
Таким образом, модель дидактической системы полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО имеет структурную организацию и представлена в пяти подструктурах: 1) целевая, включающая цель, которая отражает главную полезную функцию системы, и задачи, представляющие собой декомпозицию цели в соответствии со структурой полилогической технологии; 2) содержательная, представленная теоретическими, методическими, технологическими знаниями; 3) организационно-исполнительная, представленная этапами процесса полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО и комплексом педагогических условий; 4) технологическая, представленная комплексом методов, средств и организационных форм включения студентов в текстуально-полилогическую деятельность в процессе полилогической технологии освоения РДМК как компонента профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в УСПО на этапах самоприспосабления, самоопределения, преобразования; 5) уровнево-результативная, включающая уровни, критерии, показатели и диагностические методики их определения.
Литература
1. Абдуллин, Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка» /Э.Б. Абдуллин. -М.: МИРОС, 1992. - 72 с.
2. Алътшуллер, Г. С. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач) /
Г. С. Алътшуллер. - Кишинев: Картя молда-веняскэ, 1989. - 315 с.
3. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятелъностный аспект: моногр. / В.А. Беликов. - М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2004. - 357 с.
4. Гранатов, ГГ. Концепция современного естествознания (система основных понятий): учеб. метод, пособие / Г.Г. Гранатов. -М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 576 с.
5. Климова, Т.Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т.Е. Климова. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - 126 с.
6. Краевский, В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей / В.В. Краевский. - Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2001. - 244 с.
7. Лернер, И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. — М.: Знание,1976. -154 с.
8. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект /Н.Ю. Посталюк. -Казань: Казанский ун-т, 1989. - 205 с.
9. Разинкина, Е.М. Профессиональный потенциал студентов вуза и новые информационные технологии: моногр. / Е.М. Разинкина. -Магнитогорск: МаГУ, 2005. - 349 с.
10. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1971. - 206 с.
11. Сластенин, В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М.: Магистр, 1997. - 224 с.
12. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний /Н.Ф. Талызина. - М.: Изд-во МГУ; 1975. -343 с.
13. Усова, A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / A.B. Усова. -М.: Педагогика, 1986. - 176 с.
Поступила в редакцию 11 ноября 2009 г.