Научная статья на тему 'Дидактическая система деятельностного метода обучения "Школа 2000" в практике работы современной школы'

Дидактическая система деятельностного метода обучения "Школа 2000" в практике работы современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПЕДАГОГИКА / САМОИЗМЕНЕНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Т.Г.

В статье раскрыт опыт работы учителей начальной и основной школы по реализации системно-деятельностного подхода в процессе экспериментального применения дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000…».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черникова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая система деятельностного метода обучения "Школа 2000" в практике работы современной школы»

Т. Г. Черникова

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ «ШКОЛА 2000» В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В статье раскрыт опыт работы учителей начальной и основной школы по реализации системно-деятельностного подхода в процессе экспериментального применения дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000...».

Ключевые слова: гуманистическое воспитание, системно-деятельностная педагогика, самоизменение, самовоспитание, педагогическая технология.

Изучение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и первые практические результаты их внедрения показывают, что инновационная и экспериментальная деятельность - это стратегическая линия развития современного образования, которое обеспечивает методический рост и готовность педагогического коллектива образовательного учреждения к нововведениям.

В период с 2006 по 2010 г. наше образовательное учреждение сотрудничало с Центром системно-деятельностной педагогики АПК и ППРО РФ «Школа 2000.» г. Москвы, являясь участником федерального эксперимента «Апробация механизма и разработка моделей внедрения в образовательную практику ДСДМ «Школа 2000.».

В 2011 г. школа вошла в состав участников федерального эксперимента, проводимого АПК и ППРО по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л. Г. Петерсон с позиции непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ - начальная школа - средняя школа». С 2015 г. школа -участник нового эксперимента «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиции непрерывности образования (ДО - НОО - ООО)».

Российская академия образования отмечает, что авторскому коллективу Ассоциации «Школа 2000.» удалось создать современную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует современные идеи восстановления единства образовательного пространства на этапе его перехода к деятельностной парадигме образования, методологизации содержания образования, непрерывно и преемственно организованного от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы, а затем и в системе среднего и высшего профессионального образования.

Во всех учебниках и учебных пособиях образовательной системы «Школа 2000.» используются единые технологии деятельностного метода обучения, которые построены на основе системно-деятельностного подхода и внедрены с учетом специфики возраста учащихся. Создан полный набор учебников и учебных пособий по математике, обеспечивающих на основе предложенной концепции и технологий реализацию непрерывного и преемственного образования в соответствии с поставленными целями на ступенях дошкольное образование, начальная и основная школа.

Разработанные образцы применения технологии деятельностного метода в преподавании других предметов убедительно показывают, что ее инвариантное концептуальное ядро является вполне понятным и применимым педагогами на материале различных учебных дисциплин и любых ступенях образования, начиная с

© Черникова Т. Г., 2018 30

дошкольного уровня, начальной и средней школы вплоть до среднего и высшего профессионального образования и системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, что убедительно доказывают результаты экспериментальной и инновационной деятельности Ассоциации «Школа 2000...» и нашего образовательного учреждения.

Надпредметный характер дидактической системы деятельностного метода «Школа 2000.», преемственность с традиционной школой и одновременно синтез не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования деятельностной направленности позволяют говорить о существенном вкладе Ассоциации «Школа 2000.» в решение проблемы создания в России единого дидактического пространства и внедрения стандартов второго поколения.

В программе «Школа 2000.» реализуется гуманистический подход к воспитанию, провозглашающий как наивысшую ценность приоритет свободного развития и самореализации личности ребенка на основе общечеловеческих идеалов и в сочетании с ценностями и интересами общества.

Как известно, успех воспитания напрямую зависит от включения самого ребенка в формирование своей личности. Учитель не может выработать за ученика его систему ценностей и норм культурного поведения - учащиеся должны это сделать сами путем изменения себя, то есть путем самоизменения и самовоспитания. Этот процесс, конечно, осуществляется и в обычной жизни, но случайным образом, под влиянием внешних обстоятельств. И лишь в специально организованной учебной деятельности самоизменение и самовоспитание ученика становится системным и прогнозируемым. Поэтому механизмом реализации воспитательных целей в дидактической системе деятельностного метода (ДСДМ) является организация осмысления и обобщения самими учениками своего жизненного опыта в процессе собственной учебной деятельности.

Система гуманистического воспитания, построенная на основе системно-деятельностного подхода, включает в себя следующие принципы: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, вариативности, творчества и психологической комфортности. Данная система дидактических принципов описывает условия включения учащихся в учебную деятельность, в процессе которой они сначала под руководством учителя, а затем все более самостоятельно не просто усваивают общекультурные, нравственные и моральные нормы и способы поведения, но постепенно приобретают опыт самовоспитания.

В рамках дидактической системы «Школа 2000.» в соответствии с принципом психологической комфортности введен отказ от преимущества внешнего контроля и переход к процессам самоконтроля, самооценки, созданы условия для позитивной оценки хода и результатов учебной деятельности каждого ребенка, его непрерывное и последовательное продвижение вперед в своем темпе на уровне своего возможного максимума. Все это создает условия для самореализации школьника.

Технология деятельностного метода - это способ обучения, когда ученик не просто воспринимает готовое знание, которое объясняет учитель, а сам его строит, то есть открывает. Эта технология позволяет на каждом уроке, независимо от изучаемого предмета и изучаемой темы, создавать условия, при которых учащиеся выполняют весь комплекс УУД, предусмотренных ФГОС.

Внедрение ДСДМ в нашем ОУ осуществлялось поэтапно, через работу кафедры «Школа 2000.»:

1-й этап - обучение учителей начальной школы и математики на курсах повышения квалификации по освоению ДСДМ;

2-й этап - переход на внедрение в образовательный процесс УМК Л. Г. Петерсон на начальной ступени школы по математике и надпредметному курсу «Мир

деятельности», в 5-6-х классах по учебникам математики под авторством Г. В. Дорофеева и Л. Г. Петерсон;

3-й этап - выстраивание непрерывной линии преподавания математики на начальной и основной ступенях школы на основе деятельностного метода;

4-й этап - распространение ДСДМ на другие предметы.

Дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000.» по сравнению с предыдущими моделями обучения имеет ряд существенных преимуществ: упрощение языка описания нового способа обучения; достаточная полнота формирования надпредметных умений и деятельных способностей, т. е. универсальных учебных действий; технологичность, открывающая путь к построению региональных систем трансляции и тиражирования без искажений; критериальность, являющаяся базовым требованием для построения объективных средств диагностики и оценки качества; преемственность с традиционной моделью обучения, что позволяет обеспечить поэтапный переход учителя к новому типу обучения по индивидуальной траектории саморазвития; синтез не конфликтующих между собой идей и новых концепций образования (П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов и др.), что позволяет систематизировать инновационный педагогический опыт и сделать существенный шаг вперед по пути построения единого образовательного пространства на технологической основе.

В технологии деятельностного метода заложен некий универсальный механизм, позволяющий развиваться всему школьному организму. Учителю отводится творческая роль, но при этом дан конкретный, понятный, теоретически обоснованный алгоритм по подготовке и проведению уроков, который не разрушает его личный опыт, а, наоборот, помогает учесть законы развития ребенка. Освоение нового способа обучения, который достаточно быстро приносит зримый результат, сплачивает коллег, создает атмосферу поиска, совместного переживания профессиональных затруднений и успехов, позволяет учителю самому вовлечься в процесс саморазвития. А значит, развивается и весь коллектив.

Работа педагогического коллектива в дидактической системе деятельностного метода с 2006 г. легла в основу перехода к федеральным образовательным стандартам второго поколения начального общего образования и стала фундаментом для введения с 2015 г. ФГОС основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.