Научная статья на тему 'Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста'

Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5703
766
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чепайкина Инна Аркадьевна

В статье представлены подходы к организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития самоконтроля у дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста»

ФГОС второго поколения

УДК 54:372.8

J

Л

И.А. Чепайкина

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

_________________________________________________Г

Аннотация: В статье представлены подходы к организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития самоконтроля у дошкольников.

Ключевые слова: дидактическая игра, технология развития самоконтроля побудительные мотивы.

Abstract: The article presents approaches to the organization of didactic games in the conditions of pre-school educational institution. Describes the structural components of educational games as a means of self-control in preschoolers.

Keywords: didactic game, the technology for development of self-control incentives.

Каждое образовательное учреждение в обязательном порядке переходит на новый образовательный стандарт и более остро встает вопрос о подготовке дошкольников к учебной деятельности. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Действия самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Н. И. Гуткина, Г С. Никифоров). Социальные исследования показывают недостаточную степень готовности детей пришедших из детского сада к учению в первом классе. Самоконтроль - это процесс соотнесения промежуточного и конечного результата с целью деятельности. Детям трудно осуществлять учебные действия, контролируя их выполнение.

Федеральные государственные требования предусматривают преемственность решения программных образовательных задач дошкольного образования и начального общего образования, поэтому необходимо развития самоконтроля не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

В связи с этим можно выделить противоречие между необходимостью формирования самоконтроля у дошкольников и невозможностью решить эту задачу традиционными средствами.

Дошкольники на пятом году жизни, выполняя операции по самообслуживанию, осознают свою цель, что позволяет им планировать свою деятельность и видеть результат, но педагоги продолжают являться носителями контроля и оценки.

Проектированию условий развития самоконтроля предшествовал психологический анализ деятельно-

сти детей 5 лет. Выявлены расхождения с программными требованиями: пропуск действий в процессе умывания, неаккуратное выполнение в процессе одевания и хранения вещей в шкафу. У некоторых детей выявлены нарушения в выполнении бытовых навыков (прием пищи), такие как: выходят из-за стола, не закончив еды; не сохраняют правильную позу; пачкают одежду и скатерть. Рассогласование между прогнозируемым и фактическим результатом становится условием для выработки дальнейшей стратегии решения проблемы. Поэтому была поставлена цель: разработать комплекс дидактических игр направленных на освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу.

Дидактическая игра - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. В игре образец действий может продемонстрировать сам обучающийся. Факт выделения и осознания правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Кроме того, игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение. Участие дошкольников в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих

42

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

ФГОС второго поколения

исследователей, таких как: П. Я. Гальперин, В. Л. Данилова, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Разные подходы к детской игре отражены в ряде работ ведущих специалистов сферы образования. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры как формы общения (М. И. Лисина), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Д. Б. Эльконин), либо как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом. При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период. А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Вся детская деятельность синкретична, то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним [1,5,9]. Характер этого действия - игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта. Л. С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников [2]. Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития» [2].Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В. А. Сухом-линский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире [8].

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения дошкольников определяется рядом причин:

• опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

• освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

• имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

• недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

• дидактическая задача;

• игровые действия;

• правила игры;

• результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [8].

Выстраивая систему дидактических игр с детьми пятого года жизни, следует помнить, что этот возраст связан с этапом появления первых форм самоконтроля - это возникновение вопроса: «А правильно ли я делаю?»

Комплекс дидактических игр «По маршруту волшебных правил» был разработан на базе педагогического колледжа № 1 города Нижнего Тагила в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) [3,4,6,7]. Апробацию данного комплекса проводила Чепайкина Инна Аркадьевна в детском саду № 177 «Мишутка».

В комплексе представлены игры: «Помоги Незнайке вымыть руки и проверить себя», «Правила и образцы -помощники для Мишки», «Что правило может рассказать о себе?», «Научим кукол соблюдать правила поведения за столом». В ходе этих игр дети не только осознавали необходимость правил мытья рук, хранения вещей, сервировки стола, опрятности, но и шло развитие правилосообразного поведения, осваивался способ самопроверки. Технология развития самокон-

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

43

ФГОС второго поколения

троля требует ориентировочного этапа, в ходе которого воспитатель должна сообщить результат ребенку. На этом этапе контроль выполняет функцию подкрепления, а также мотивационную функцию. В ходе рабочего (пошагового) этапа контроль должен осуществляться самим воспитанником путем сравнения выполняемого им действия с образцом заданным в карточках, при этом в случае ошибки контроль выступает в качестве подсказки. На третьем результативном этапе обратную связь осуществлял сам обучаемый. Ребенок является и исполнителем и контролером, поэтому для каждой игры были разработаны три варианта. Например, игра «Научим кукол соблюдать правила поведения за столом» имела следующие варианты: «Почему кукла Катя заболела?» (в ходе этой игры дети учились формулировать правила и осознавать их смысл и значение), «Покорми кукол» (направлено на развитие потребности проверять и исправлять ошибки и сверять с образцом), «Хорошо или плохо» (шло практическое апробирование механизма самоконтроля). Содержание технологии в разработанном комплексе дидактических игр «Путешествие по маршруту волшебных правил» выстроено таким образом, что в процессе игры ребенок учится отличать правильное действие от неправильного, развивает в себе способность к самоисправлению и самоанализу собственных действий и их результатов.

1 этап - ориентировочный - (умение видеть ошибки и пути их исправления). Дидактическая игра «Помоги Незнайке вымыть руки и проверить себя» направлена на осознание детьми смысла и значения правила и развитие желания действовать по правилу. Технология развития самоконтроля: педагог сообщает результат контроля воспитаннику. На этом этапе контроль выполняет функцию подкрепления, мотивационную функцию.

В ходе игры использовали мотивацию на поиск ошибочного действия; устанавливали причинно-следственные взаимосвязи между действиями и результатом; дети комментировали свои действия.

2 этап - рабочий (пошаговый). Дидактическая игра «Правила и образцы - помощники для Мишки» направлена на освоение способов самопроверки (использование образца) и закрепление последовательности процесса и умение выделять его части.

На данном этапе контроль осуществляется самим воспитанником путем сравнения, выполняемого им действия с образцом, в случае ошибки контроль выступает в качестве подсказки.

Комментируя действия вслух, сличение своих действий с образцом, выстраивание логической цепочки действий с помощи карточек, анализ действий с опорой на наглядность способствовали выделению правил и осознание их значимости. Составление последовательности умывания по карточкам помогло осознать, что пропуск одной карточки влечет за собой изменение результата. Дети включаются в анализ своих действий.

3 этап - результирующий. Дидактическая игра «Что правило может рассказать о себе?» направлена на отработку механизма выполнения правила и развитие самоконтроля.

В технологии развития самоконтроля на этом этапе ребенок осуществлял обратную связь самостоятельно, являясь исполнителем и контролером одновременно.

Для решения этой задачи дети комментировали вслух свои действия, сличая их с образцом. Использовали творческое задание - моделирование процесса умывания, при выполнении которого дети соотносили каждый элемент процесса умывания, с помощью наглядности анализируя свои действия.

В ходе этого этапа дети показывают, что знают способы действия и способы проверки; умеют анализировать процесс и выделять его части, переводить на язык символов и знаков; действия преобразования модели и соотнесение ее с реально выполняемыми действиями. Сформированность представления о самоконтроле как прослеживании хода выполнения действий по достижению цели.

Комплекс игр приведенных в работе до этого не использовались в педагогической практике и ранее не подвергались методическому анализу. Методом проведения диагностических процедур является наблюдение. Педагогический анализ был проведен после каждого этапа: ориентировочного, рабочего и результативного.

Внедрение дидактических игр направленных на развитие самоконтроля дошкольников как условие бездефектного труда становится возможным при системном подходе к организации процесса самообслуживания. В игре происходит передача человеческого действия в единстве его мотивационных, познавательных и операционных моментов. В процессе игры воспитаннику дается возможность проанализировать то, что с ним произошло. Благодаря тому, что дидактическая развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт - умение контролировать, приобретенный в ней, становится его личным достоянием.

Литература

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987.- 144 с.

2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии.- 1966.- № 6.

3. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.- № 11.- С. 23-32.

4. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- С. 88-94.

5. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978.

6. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2011.- № 1.

7. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2008.- № 4.

8. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М., 1946.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. Педагогика, 1978.

44

Инновационные проекты и программы в образовании 2013/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.