Психолого-педагогические науки
• • •
23
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 372.22
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
©2008 Ахмедбекова Р.Р.
Дагестанский государственный педагогический университет
Одна из задач школы - готовить выпускников к самостоятельной умственной работе. Игровая форма обучения способствует этому: интерес к ней стимулирует обучающегося на поиск новых нетривиальных путей и возможностей для решения поставленных перед ним задач. Дидактическая игра рассматривается автором как одно из важных средств развития познавательной активности младшего школьника.
To prepare teeners to the independent intellectual work is one of the school’s problems. Playing form of education is for it: interest to it stimulates trainer in search of new non-trivial ways and opportunities for solution of necessary problem for graduater. Didactic play is considered by the author as one of the necessary means of development of mental activity of junior pupil.
Ключевые слова: игра, дидактическая игра, технология игры, познавательная активность, младший школьник.
Keywords: game, didactic game, technology of the game, cognitive activity, younger schoolchild.
Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала,
есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.
С. Т. Шацкий
Формирование познавательной активности к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предме-
ту. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному пред-
24
Известия ДГПУ, №3, 2008
мету - дидактическая игра. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал [2. С. 6].
Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, а также будущей профессиональной деятельности. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В термине «дидактическая игра» подчеркивается педагогическая направленность, отражается многообразие ее применения в процессе обучения [8].
В игре формируются многие способности личности ребенка. Игра -это своеобразная школа подготовки к труду. В ней вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность [1].
Играя, ребенок совершенно свободен и уже поэтому не копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто свое, самобытное.
Игра - многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованием к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.
Игры детей есть естественная форма осуществления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего «я», личного творчества, активности, самопознания, самовыражения.
Игра также главная сфера общения детей, в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества.
Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществле-
ния предметных действий, в предметах науки и культуры. Действительно, в игре, как особом виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, то есть она обеспечивает познание и усвоение самой действительности, способствует интеллектуальному, эмоциональному и нравственному развитию личности.
Многие педагоги утверждают, что надо широко применять игру в учебном процессе, так как она дает возможность придавать познанию мира иные формы, не похожие на обычное обучение. Здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями [1, 5, 4].
Мир игр - особый, в нем все проще, гораздо ближе и доступнее, чем в настоящем, любой замысел можно привести в исполнение, особенно если рядом сверстники [9].
«Технология» дидактической игры - это конкретная «технология» проблемного обучения. Подчеркнем важное свойство: игровая проблемная ситуация возникает как бы самопроизвольно, она предопределена правилами и условиями протекания самой игры, что, в свою очередь, способствует возникновению новых проблем. «Технология» дидактической игры отражает деятельность ее участников по поиску, обработке и усвоению учебной информации для принятия решений в проблемной ситуации, включает в себя подробное описание правил и условий игры в виде исходной информации и направляет игру по циклу обучения.
Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы: подготовка к занятиям, постановка главной задачи, построение имитационной модели объекта, решение задачи, проверка, коррекция, реализация принятого решения, оценка его результатов; анализ полученных итогов.
Игра строится на одной или нескольких основных идеях данного учебного предмета; правила построения учебной игры соответствуют действующим учебным планам; она орга-
Психолого-педагогические науки
• • •
25
нично дополняет существующую в настоящее время (для каждого конкретного изучаемого предмета) форму обучения. При этом игра должна удовлетворять всем тем требованиям, которые предъявляются к играм вообще, то есть должна быть увлекательной, динамичной, простой в правилах (как самой игры, так и определения победителя) и в материальном оформлении и вместе с тем обязательно иметь познавательный характер [8].
При обучении грамоте в 1 классе рекомендуется в основном использовать игры, активизирующие учащихся. Причем учитываться должны методически оправданные цели, задачи и средства обучения. Обычно каждый урок начинается с чистоговорок, заучивания стихов.[3] Например, при изучении звуков [с], [с'] и буквы с предлагатся задание - прочитать и повторить за учителем:
Са-са-са, са-са-са,
Ой-ой-ой! Летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Не боимся мы осы.
Су-су-су, су-су-су,
Видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы,
Мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са,
Отгадайте, где оса?
Существуют различные виды дидактического материала, воспитывающего интерес к языку. Например, задание на составление слов из рассыпанных букв и слогов.
Вкусные слова
Буратино шел в гости к детям. Он нес «вкусные слова» и по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети помогают ему. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги:
Я С Б Н
ЛО РУ КО ША
Г ЛИ ВА МО
Он нес фрукты (яблоко, слива, школьники узнают, что у нее сегодня
груша, лимон).
При изучении звука [у] игра проводится так:
Учитель расставляет на столе игрушки. На урок в гости к детям приходит нарядная кукла Алена. Из письма, которое она принесла,
день рождения.
- Давайте подарим ей игрушки, в названиях которых слышится звук [у]. (Гусь, кубики, уточка, кукла.)
Еще одна игра - составление слов со слогом ча. Стрелки указывают, как надо соединять, чтобы получилось слово.
Чудо-дерево
СВЕ I ► I ЧА
ЧА ► СЫ
НА ► ЧА ► ЛО
ЧА ► ЩА
ЧА ► И
КУ ► ЧА
ЧА ► СОВОЙ
КРУ ► ЧА
Игра «Какой звук заблудился?»
Куклу выронив из рук.
Маша мчится к маме:
«Там ползет зеленый жук
С длинными усами!»
- Какой звук заблудился? (Звук [ж].)
- Какой буквой обозначается звук [ж]? (Буквой ж.) Составьте слово жук из букв разрезной азбуки.
На следующем этапе обучения задания усложняются. В них боль-
шее место занимает творчество детей.
Если ты подумаешь, то рассказ придумаешь.
Один раз к Мише и Тине пришла в гости бабушка и сказала: «А ну-ка, внучата, напоите меня чаем». Расскажи, как Миша и Таня почли бабушку чаем и угощали ее.
Придумать этот рассказ тебе помогут слова: скатерть, горячий чай, чашки, чайник, конфеты, печенье, ложки, варенье.
26
• • •
Известия ДГПУ, №3, 2008
Игра «Угадай слово!»
Учитель кодирует слова на доске, а дети угадывают слово и печатают его на доске перед цифрами, читают. Им интересно печатать, потом прочитать то, что они напечатали, затем анализировать слова. Постепенно задания усложняются.
- Найдите лишнее слово? (В ответах могут быть варианты).
- Лишнее слово Антон, так как это мужское имя.
- Лишнее слово Антон, так как только в этом слове ударение падает на второй слог.
Подобные упражнения развивают внимание, логическое мышление учащегося, вызывают повышенный интерес к чтению при обучении грамоте. Именно в период первых трудностей в ходе обучения чтению, когда дети начинают терять веру в свои силы, не желают читать, эти игровые задания помогают ребенку.
Ан-
тон
Нина
Анна
- Лишнее слово Нина, так как оно начинается с согласного звука.
- Лишнее слово Анна, так как только в нем есть удвоенные согласные буквы.
Упражнение №1 Н
н а о т и
1 2 3 4 5
2 1 4 3 1
1 5 1 2
2 1 1 2
Упражнение №2
К
о а и к т Н у
1 2 3 4 5 6 7 4 1 5 Кот
4 1 6 3 Кони
Ут-
7 5 4 2 ка
- Это домашнее животное.
- Ударный слог первый.
- Лишнее слово утка, так как это птица.
- Лишнее слово кот, так как оно односложное.
- Лишнее слово утка, так как оно начинается с гласной, остальные - с согласной.
Упражнение №3
С
а о и у с т к
1 2 3 4 5 6 7 Аис
1 3 5 6 т
Ут-
4 6 7 1 ка
2 5 1 Оса
- Лишнее слово оса, так как это слово называет насекомое, все остальные слова - птицы. К тому же в
слове оса ударение падает на второй слог, в остальных словах - на первый.
Психолого-педагогические науки
• • •
27
Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Влияние этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. В школьной практике используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснение значения путем показа картинки, уточнение значения по толковому словарю, подбор синонимов и антонимов, словообразовательный анализ, включение нового слова в словосочетание или предложение. И здесь тоже можно использовать различные дидактические игры [7].
Игра «Омонимы-загадки»
Есть всегда он у людей.
Есть всегда у кораблей. (Нос.)
Я в дверях, я в замке,
Я и в нотной строке,
Я и гайку отвинчу И могу, если хочу,
Телеграмму передать И загадку разгадать. (Ключ.) Игра с антонимами Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой И в бутылках лимонада,
А зовут меня прохлада.
На уроках математики часто используются игры: «Определи маршрут самолета», «Десантники», «Помоги белке найти свое дупло» и др. Например, для развития активности и внимания у учащихся на уроках математики проводится устный счет с элементами игры.
Игра «Веселый счет»
12 14 15 17
13 20 18 15
18 11 19 20
17 16 13 16
12 19 11 14
1. Назови и покажи все числа от 11 до 20, написанные черным цветом, а затем красным.
2. Назови и покажи все числа от 20 до 11, написанные черным цветом, а затем красным.
3. Назови и покажи числа от 11 до 20 одновременно, написанные черным и красным цветом. Назови и покажи числа от 20 до 11 одновременно, написанные красным и черным цветом.
Число заданий на развитие внимания учащихся, построенных на математическом материале, очень велико. Приведем некоторые из них.
Задание 1.
1. Найди сумму всех чисел, записанных красным цветом.
2. Найди сумму всех чисел, записанных черным цветом.
Запиши полученные суммы соответственно в красном и черном квадратах.
7 со 2
7 4
5 СГ> 5
Задание 2. Найди:
1) сумму чисел, которые встречаются два-три раза. Запиши ее в первом квадрате;
2) сумму чисел, встречающихся в записи один раз. Запиши ее во втором квадрате;
3) разность чисел. Запиши ее в третьем квадрате.
28
Известия ДГПУ, №3, 2008
7 13 4
3 7 6
15 4 2
Задание 3. Из каких геометрических фигур составлен данный рисунок? Каких геометрических фигур больше в данном рисунке? На сколько больше?
Злой волшебник заколдовал эту планету, и теперь ее жители не могут найти свои дома. Сейчас член нашего экипажа поможет им. Нужно соединить ответы с примерами, и тогда мы узнаем, где чей дом.
Конфуций писал: «Ученик и учитель растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Применение дидактических игр в обучении дает возможность формировать навыки и умения общения, развивает привычку к взаимопомощи, творческое мышление.
Можно было бы упомянуть еще о многом полезном и содержательном, что вносит игра в жизнь детей, но и сказанного более чем достаточно, чтобы увидеть в ней не только развлечение и забаву, заполняющие досуг школьника, но вместе с тем и одно из серьезнейших средств развития их познавательной активности.
Психолого-педагогические науки
29
• • •
72
48
28
9
5
3
Игра всегда притягательна для ребенка, но вовсе не при любых условиях целесообразна. Понять природу игры, ее поразительный потенциал - это понять природу счастли-
вого детства, понять ребенка. Игра никогда не может стать самоцелью; она - одно из средств в системе активизации познавательной деятельности.
Примечания
1. Акишина А., Акишина Т., Жаркова Т. Игры на уроках русского языка. Учебное наглядное пособие. - М.: Русский язык, 1990. 2. Андреева Л.П. Как игры помогают детям изучать русский язык // Начальная школа. - №9. - 2001. 3. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. - №12. - 1999. 4. Борде-Кляйн И., Арндт М., Зингер В. Удовольствие - в игре. - М., 1983. 5. Вуарен М.И. Что такое игра? // Культура. - №4. - 1982. 6. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. - №8. - 1999. 7. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках// Начальная школа. - №7. - 1997. 8. Пидкасистый П.И., Ахметов Н.К., Хайдаров Ж.С. Игра как средство активизации учебного процесса // Педагогика. - №4. - 1985. 9. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
Статья поступила в редакцию 03.10.08 г.