Научная статья на тему 'Диалогичность взаимоотношений между пациентом и врачом'

Диалогичность взаимоотношений между пациентом и врачом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2906
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ / ДОКТОР / КОММУНИКАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЗНАНИЕ / DIALOGUE / DIALOGICS OF RELATIONS / DOCTOR / COMMUNICATION / PERSON / CONTACT / PROFESSIONAL COMMUNICATION / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусаренко В. В., Тяжельников Ю. А.

В статье рассматриваются основные принципы общения и ведения диалога. Выделяются особенности профессионального общения как сложного, многопланового процесса установления доверительных отношений между пациентом и врачом. Анализируются и сравниваются монологичный и диалогичный подходы к пониманию взаимодействия врача и пациента. Говорится о коммуникативной компетенции как о ведущей роли в профессиональной деятельности врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусаренко В. В., Тяжельников Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGICS OF INTERRELATION BETWEEN PATIENT AND DOCTOR

In the article main principles of dialogue and conducting dialogue are considered. Features of professional dialogue as complex, multiplan process of an establishment of confidential attitudes between the patient and the doctor are allocated. Are analyzed and compared monological and dialogues approaches to understanding of interaction of the doctor and the patient. It is spoken about the communicative competence as about the leading part in professional work of the doctor.

Текст научной работы на тему «Диалогичность взаимоотношений между пациентом и врачом»

ФИЛОСОФИЯ И БИОЭТИКА

© ГУСАРЕНКО В.В., ТЯЖЕЛЬНИКОВ Ю.А.

ДИАЛОГИЧНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПАЦИЕНТОМ И ВРАЧОМ

В.В. Гусаренко, Ю.А.Тяжельников

Красноярский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов; кафедра философии и социально-гуманитарных знаний, зав. - д.ф.н., проф. В.И. Кудашов.

Резюме. В статье рассматриваются основные принципы общения и ведения диалога. Выделяются особенности профессионального общения как сложного, многопланового процесса установления доверительных отношений между пациентом и врачом. Анализируются и сравниваются монологичный и диалогичный подходы к пониманию взаимодействия врача и пациента. Говорится о коммуникативной компетенции как о ведущей роли в профессиональной деятельности врача.

Ключевые слова: диалог, диалогичность отношений, доктор,

коммуникация, личность, общение, профессиональное общение, сознание.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных философов социологов и психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Это обусловливает актуальность изучение процессов общения.

Целью исследования является оценка построения взаимоотношения в медицинских учреждениях, между пациентом и врачом на основе такого свойства сознания и деятельности, как диалогичность.

Понятие общения изучалось и разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Так Б.Д. Парыгин дает следующее

определение: «общение представляет собой многогранный процесс

взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Оно может рассматриваться не только как акт осознанного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми». С. Ю. Головин, отмечает, что «общение - процесс установления и развития контактов между людьми, включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание партнера» [2, с. 143].

Таким образом, общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общении. Общение включает в себя все разнообразие духовных и материальных форм бытия человека и является при этом его насущной потребностью.

Общение между пациентом и врачом занимает особое место в системе здравоохранения. Каждый раз, когда пациент приходит в медицинское учреждение, он непосредственно взаимодействует с медицинским персоналом, со своим лечащим врачом. Обе стороны вступают в речевой контакт, то есть, происходит общение, которое строится на диалоге. Безусловно, успех лечения будет вероятнее в том случае, если врач и пациент стремятся к одной цели и помогают друг другу. Это возможно только тогда, когда удается достичь равноправия в общении. Обязательное профессиональное общение - это обмен информацией между врачом и пациентом. Такой обмен информацией позволяет врачу успешно осуществить весь комплекс мероприятий (диагноз, лечение, профилактику), а

пациенту - наилучшим образом понять содержание своего заболевания, лечения и предписаний. Правильно построенное общение непосредственно влияет на взаимоотношения между медперсоналом и пациентом.

Будучи определенной формой общения и выполняя все его функции, диалог обладает своей определенной спецификой, которая обеспечивает ему важную роль в организации жизни людей в современном мире. Диалог -общение прежде всего. У диалога есть такие свойства, как склонность субъекта к постановке вопросов и ожиданию ответов, как способность противоречить другому, возражать, доказывать и опровергать высказывания, аргументировать и отстаивать собственное мнение, сомневаться в нем и во мнении другого, стремиться к согласию и пониманию. Каждая реплика диалога

- высказывание - как единица речи индивида имеет предметную отнесенность и социальный характер.

Человек представляет собой существо, ведущее диалог, все конкретные формы его деятельности так или иначе связаны с диалогом. Диалог - это не только внешняя оболочка человеческой речи, рассуждения, но и сама суть, само организующее начало этого рассуждения. Личность всегда сохраняет возможность остановиться на определенной смысловой позиции, потому что в силу разных причин продолжение диалога может оказаться невозможным [3, с. 115]. Диалог, онтогенетически предшествуя речи внутренней,

накладывает отпечаток на её структуру и функционирование, а тем самым и на сознание пациента в целом.

Личность формируется исключительно в естественной для человека стихии общения и диалога, а не замкнутости и оторванности от реального мира. "Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать,

ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками» [1, с. 54]. Вне субъекта диалога нет и личности. Целостность личности - в диалогичности ее сознания, в способности человека существовать, как отмечает Бахтин, в "формах Я и другого" причем "другой"

- это именно другое сознание [1, с. 67].

Целостность личности получает свое оформление и возможность в диалоге, переосмысленного как сущностный взгляд на человеческое бытие. Встреча в диалоге разных автономных сознаний заключает в себе живой источник развития личности, обосновывает необходимость и возможность установления действительно человеческих отношений между людьми [3, с. 120]. Диалогичность сознания наличествует у любого человека, но развита она в различной степени, к тому же подвержена значительным колебаниям в зависимости от возраста, социального окружения, вида деятельности и других факторов.

Диалогизация сознания в каждый конкретный момент времени не является абсолютной, остаются и области монологизированного сознания, однако монологичность одних аспектов существования личности не исключает, а скорее предполагает диалогичность других. В поведении личности это проявляется, когда оппозиция личностных смыслов останавливает одни формы активности, но разрешает другие и даже подталкивает к ним [3, с. 86]

Взаимоотношения между врачом и пациентом могут различаться по тому, каким - монологичным или диалогичным - представляется в них взаимодействие между врачом и пациентом. Монологичной моделью взаимодействия можно считать такую, в которой общение между врачом и пациентом выстраивается как монолог знающего специалиста с невежественным слушателем. Ярким примером монологичного взаимодействия представляется так называемая «пасторская» модель: если не считать жалоб, то пациенту нечего сказать врачу по существу вопроса - о сути заболевания и выборе лечения. Диалогичной моделью может считаться такая, при которой взаимодействие врача и пациента разворачивается как диалог равноправных партнеров, обсуждающих общую проблему с разных сторон и как бы дополняющих познания друг друга для более точного отображения истинного положения дел.

Коммуникативная компетенция занимает ведущее место в профессиональной деятельности врача. От результатов коммуникации между главными участниками общения в медицинской сфере зависят результат лечения, жизнь и здоровье пациента. Общение - это ядро, в котором пересекаются интересы медицины, этики, психологии, психотерапии, лингвистики. Общение предусматривает взаимосвязь трех его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной, которые в реальной действительности, конечно, не реализуются изолированно. Коммуникативная функция общения состоит в обмене информацией, между врачом и пациентом, интерактивная заключается в организации взаимодействия между ними, перцептивная - в общении как процессе восприятия партнерами друг друга и установлении определенного уровня взаимопонимания. Коммуникативной стороне общения свойственны наличие: «обратной связи», «коммуникативных барьеров»; «коммуникативного влияния»; вербального и невербального уровней передачи информации. В контексте общения врача и пациента обратная связь - это реакция пациента на поведение врача. Обратная связь призвана помочь врачу понять, как он сам, его поведение и предоставляемая им информация воспринимаются и оцениваются пациентом.

Во время диалога врач и пациент постоянно меняются коммуникативными ролями «говорящего» и «слушающего». Поэтому доктор также выражает свою реакцию - прямо или косвенно. Обратная связь обеспечивает адекватное понимание доктора пациентом и создает условия для эффективного общения. Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру информации.

Но какое общение возможно между врачами и пациентами? Какого рода диалог возможен между ними?

Диалог будет проходить успешнее, если в самом начале будут отчетливо поставлены цели и задачи общения, и выполнены определенные условия между врачом и пациентом:

1. Уважение интересов больного;

2. Разумная, серьезная позиция;

3. Осведомленность больного;

4. Доверие, основанное на честности и правдивости;

5. Разделение ответственности;

6. Подсознательное чувство симпатии [4, с. 75].

В первую очередь, лечащим врачам нужно обратить внимание на коммуникативную природу сознания, поскольку диалог является не просто внешней формой общения, а основой устойчивости личности человека. Врачу привычней и проще рассматривать пациента как объект, но гораздо результативней и продуктивней понимать диалогическую целостность человеческой психики. Общение с пациентом в медицинской сфере происходит чаще всего в форме диалога, но по сути своей, оставаясь во многом монологичным. В течение разговора собеседники обсуждают жалобы, телесные ощущения, душевное состояние, лечение, исход болезни, иногда и диагноз.

В рамках сложившейся в современной медицине модели сотрудничества диалог между врачом и пациентом предполагает и включает уникальность и равенство партнеров, различие и оригинальность точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точек зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, соотнесение которых и является целью диалога. Общение врача и пациента должно быть не простой передачей информации, а выработкой общего смысла, взаимопонимания, построения диагностической и лечебно-реабилитационной беседы, единой точки зрения по поводу лечения. Следует помнить, что пациент приходит к врачу не по личному желанию, а в связи с необходимостью лечения.

DIALOGICS OF INTERRELATION BETWEEN PATIENT AND

DOCTOR

V.V. Gusarenko, YU.A. Tyazhelnikova

Krasnoyarsk state medical university named in honour of V.F. Vojno-

Yasenetskij

In the article main principles of dialogue and conducting dialogue are considered. Features of professional dialogue as complex, multiplan process of an establishment of confidential attitudes between the patient and the doctor are allocated. Are analyzed and compared monological and dialogues approaches to understanding of interaction of the doctor and the patient. It is spoken about the communicative competence as about the leading part in professional work of the doctor.

Key words: dialogue, dialogics of relations, doctor, communication, person, contact, professional communication, perception.

Литература

1. Беляева А.В., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения //Психологические исследования общения. - 2003. - С. 219-244.

2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Минск: Хаврест, 2004. - 800 с.

3. Кудашов В.И. Диалогичность как форма бытия сознания. (Философские очерки). - Красноярск: 1998. - 163 с.

4. Тюльпин, Ю.Г. Медицинская психология. - М.: Медицина, 2004. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.