Научная статья на тему 'Диалогическая природа доверия в международных отношениях'

Диалогическая природа доверия в международных отношениях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
135
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исаев Р. О.

В статье рассматривается феномен доверия в качестве ключевого элемента существования и функционирования сферы международных отношений. Описывается содержательное наполнение понятийных полей (множеств) институтов доверия и международных отношений, критерии и возможные сценарии их пересечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIALOGICAL NATURE OF TRUST IN INTERNATIONAL RELATIONS

The article considers the phenomenon of trust as one of the clue elements of international relations' existence and functioning. The author describes the substantial filling of conceptional fields (multitudes) of international relation's institutes, criteria and possible ways of their intersection.

Текст научной работы на тему «Диалогическая природа доверия в международных отношениях»

МЕНТАЛЬНОСТЬ НАРОДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ

Н.В. Мельникова

Melnikova N.V. The mentality of a people as a sociocultural factor of transformation. The article discusses the mentality of Ukrainians as a sociocultural factor of their country’s transformation.

Процессы общественной трансформации, переживаемые сегодня народами стран Восточной Европы, носят глубинный, системный характер. Качественные перемены охватывают все сферы и структуры общественного организма: экономику, политику, идеологию, культуру, массовое сознание. При этом основная доля весьма ограниченных материальных, технических, финансовых и иных ресурсов направляется на осуществление социально-экономических преобразований, реформирование социальной сферы, перевооружение армии, проведение административной реформы, решение других неотложных проблем. А между тем, в процессы трансформации в Украине, как и других странах СНГ, весьма слабо включен еще один, достаточно важный фактор, который способен стать как мощной составляющей социально-экономического прогресса общества, так и существенным тормозом на его историческом пути.

Речь идет о ментальных особенностях народа, системе принятых им ценностных ориентаций, нравственных императивов и мировоззренческих основ его бытия. Как известно, еще Аристотель делал попытки описать экономическую жизнь в категориях нравственности. Одним из первых он обосновал морально-этические принципы управления хозяйственной деятельностью. По мнению Аристотеля, для того чтобы заниматься хозяйственной деятельностью, необходимо быть хорошо воспитанным в нравственном отношении [1].

Для Украины, которая в контексте трансформации переживает в настоящее время период становления государственности, национальной самоидентификации населения, проблемы, связанные с исследованием особенностей украинского национального менталитета в контексте их влияния на процессы общественной трансформации, приоб-

ретают особую значимость как с теоретической, так и с практической точки зрения. В частности, в связи с развитием предпринимательства, которое в Украине, как и во всех бывших советских республиках, воспринимается как основа рыночных реформ. Анализ воздействия особенностей украинской ментальности на становление и развитие предпринимательства составляет задачу данной работы.

Значимость этого анализа обусловлена, прежде всего, потребностями общественной практики, поскольку процесс становления отечественного предпринимательства и связанной с ним новой трудовой этики идет сложно и противоречиво. Характерными чертами этических воззрений в сфере труда стали отчуждение работника, утрата им позитивной мотивации трудовой деятельности и чувства ответственности за результаты своей работы, безынициативность, стремление жить за счет государства, зависть по отношению к более удачливым и обеспеченным людям.

Далеко не привлекательным с нравственной точки зрения выглядит и украинское предпринимательство. Оно консолидируется на основе узко-корпоративных интересов, способы реализации которых зачастую не воспринимаются обществом. Откровенно игнорируются идеи разумного перераспределения прибыли, социального партнерства и общественной солидарности, являющиеся основой гармонизации интересов различных групп и слоев современного общества, а следовательно, - утверждения гражданского мира и согласия. Прямым следствием этого стали недопустимо резкая поляризация населения по уровню доходов, стремительный рост безработицы, крайнее обнищание широких слоев населения, растущая трудовая миграция за границу, отток из Украины высококвалифицированных специалистов, уси-

ливающаяся социальная напряженность в обществе.

Так, если в странах Европейского Союза соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных составляет 5 : 1, 7 : 1, то в Украине - 40 : 1. Сегодня в Украине 2 процента граждан (около 20 семей-кланов) владеют 80 процентами национального богатства страны. За чертой бедности пребывает (если бедными считать людей с уровнем доходов, не превышающим 50 процентов среднего дохода на душу населения в стране) более 90 процентов граждан. За годы «либеральных реформ» жизненный уровень населения снизился в 10-12 раз. Как следствие - массовый отток рабочей силы за границу. В поисках работы из Украины выехало около 7 миллионов человек, из них около 1 миллиона - специалисты высшей квалификации: доктора и кандидаты наук, ведущие специалисты предприятий и организации, первоклассные менеджеры [2].

Помимо мер социально-экономического характера решение этих проблем в значительной мере зависит от личностных факторов: развития предпринимательской инициативы и самостоятельности, повышения личной ответственности за результаты труда, формирования умения адекватно действовать в условиях рыночной среды, жесткой конкуренции. Это связано с тем, что в процессе реформирования украинской экономики именно предприниматель начинает выступать ключевой фигурой производства, усилиями которой все факторы производства соединяются в единый хозяйственный процесс. К сожалению, в предпринимательской среде сегодня под рыночную экономику Украины закладываются нравственно-психологические «мины» замедленного действия.

Как свидетельствует опыт Украины, других стран СНГ, к успешному ведению бизнеса наиболее приспособленными оказались люди, не отягощенные нормами общественной морали, рассматривающие противоправные действия как вполне приемлемые. Равнодушие или откровенное пренебрежение моральными нормами той частью общества, которая сегодня демонстрирует высокие жизненные стандарты, разрушительно воздействует на нравственные устои населения, нравственный облик молодежи, самого предпринимательства.

Современные исследователи украинского предпринимательства как социального явления в числе факторов, препятствующих его развитию, называют в первую очередь неблагоприятную нравственную атмосферу в предпринимательской среде, неадекватную мотивацию трудовой деятельности и отсутствие конструктивной идеологии отечественного предпринимательства. Это обстоятельство актуализирует задачу выявления взаимосвязи нравственных характеристик современного предпринимательства с особенностями украинской национальной ментальности.

Развернутые характеристики украинского национального характера содержатся в трудах Н. Костомарова, М. Грушевского, М. Драгоманова, В. Липинского, Д. Чижевского, И. Мирчука и других украинских ученых, публицистов, общественных деятелей. Все они в качестве одной из наиболее типичных черт украинского национального характера отмечают индивидуализм. В принципе, это позитивная для развития предпринимательства характеристика, поскольку прагматический индивидуализм как стереотип массового сознания традиционно считается одной из основополагающих основ современного западного бизнеса. Другое дело, - насколько индивидуализм украинца является прагматичным, творческим и социально ответственным, в какой мере ему свойственна способность руководствоваться не только личными интересами, но чувствовать ответственность за судьбу общества. В этой связи современный украинский этнопсихолог В. Янив, обобщая взгляды своих предшественников относительно особенностей украинского индивидуализма, делает вывод: «следствием страстного стремления украинца к самовыражению является нежелание подчиняться воле других, рождающее недисциплинированность, которая граничит с анархизмом» [3].

Я. Ярема, в докладе на Первом украинском педагогическом конгрессе, который проходил во Львове в 1935 году, в качестве главной черты украинской ментальности определял интравертизм, проявляющийся в преобладании эмоционального начала над волей и интеллектом [4]. Если брать за основу точку зрения некоторых этнопсихологов о том, что интравертивные народы являются

творцами культуры (религиозного мировоззрения), а экстравертивные - творцами цивилизации, становится понятной тесная связь украинской духовности с религиозным мировоззрением. В современной Украине, особенно в западных областях, понятия национального и религиозного возрождения практически идентичны.

Многие исследователи (О. Кульчицкий, И. Мирчук, Ю. Липа и другие) отмечают свойственную украинцам эмоциональность, чувственность. Не случайно в украинской философской мысли XIX века доминирует «философия сердца», начало которой положил П. Юркевич своей работой «Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия», как противовес модным в то время материализму и рационализму [5].

Большинство исследователей национальной психологии украинцев считают, что именно интравертивностью обусловлены такие их черты, как неагрессивность, отсутствие склонности к самораспространению и владению, примиренчество к чужой экспансии. Украинец - человек сочувствующий, способный к сопереживанию, ищет проявлений эмпатии у других, в первую очередь - у своего ближайшего окружения, у семьи. Исключительно развитое чувство семьи формирует высокую ответственность за ее судьбу. Склонность к индивидуальному владению землей и частной собственностью способствует формированию идеалов заботливости и бережливости. Но эти же качества порождают и определенную обособленность семьи, личности, позицию «моя хата с краю».

Концентрация внимания на тех чертах национальной ментальности, которые могут препятствовать развитию предпринимательства в Украине, обусловлена стремлением если не устранить, то, по крайней мере, ослабить их влияние в процессе социализации личности. Отмечая такие положительные особенности украинского характера, как трудолюбие, демократизм, справедливость, толерантность, любовь к земле и природе, нельзя игнорировать негативные стереотипы общественного сознания, которые существенно сдерживают развитие процессов общественной трансформации - низкую самостоятельность людей, стремящихся принадлежать к какой-либо группе, идентифициро-

вать себя с ней, отражать ее интересы и подчиняться ее силе; стремление избегать рисков и неопределенности, устраняться от принятия решений и ответственности; исключительную покорность граждан, которая объясняется атмосферой абсолютного послушания детей в семье, школе, отношениями непререкаемого подчинения на работе.

Без преодоления этих явлений, формирование нового человека - инициативного, активного, самостоятельного, ответственного, предприимчивого - успешное решение задач общественной трансформации представляется весьма затруднительным. Поиски выхода из кризисной ситуации в рамках мирового опыта с учетом этнопсихологических особенностей украинского народа приводят к выводу о необходимости создания новой системы общенациональных ценностей, которая консолидирует общество на основе духовности, преодолеет маргинальное состояние общественного сознания, поможет определить общенациональные приоритеты частного бизнеса.

Как показывают результаты исследований, уже сегодня, наряду с такими базовыми ценностями украинцев, как вера, семья, благополучие, нравственность, в ценностном сознании постепенно утверждаются ценности нового общества - инициативность, предприимчивость, независимость, самостоятельность. Эти ценности еще не стали доминирующими, но они достаточно устойчивы в тех социальных слоях, которые непосредственно включены в рыночные отношения и прямо заинтересованы в дальнейшем продолжении рыночных реформ. В свою очередь, от последовательности и системности проводимых преобразований, учета всего спектра общественных и индивидуальных интересов, преодоления очевидных социальных издержек реформирования зависит, станут ли эти ценности основой трудовой мотивации, существенным фактором регуляции социально-экономических отношений в обществе.

Первоочередная роль в решении этих задач принадлежит государству. К сожалению, сегодня украинское государство в отношении к предпринимательству сосредоточило усилия на собственных фискальных интересах, игнорируя то обстоятельство, что для реализации потенциала предприниматель-

ства в пользу общества необходимо в первую очередь обеспечить экономическую и социальную стабильность, надежные правовые гарантии предпринимательской деятельности, защитить бизнес от рэкета, иначе говоря -обеспечить существование предпринимательской перспективы.

Положительное отношение большинства граждан к предпринимательской деятельности формируется не только государственным стимулированием мелкого предпринимательства, антимонопольным законодательством, но и соответствующей нравственной атмосферой в обществе, неутилитарной мотивацией трудовой деятельности. Предприниматель должен знать, что бизнес - занятие не только прибыльное, но и престижное, достойное истинного гражданина и патриота.

Наряду с изменениями объективных условий предпринимательской деятельности, происходящими под воздействием проводимой государственной политики, значительное воздействие на развитие предпринимательства имеют факторы субъективные -уровень образования и общей культуры, мотивация, личностные качества предпринимателя. И здесь неоценима роль системы образования. Анализ совокупности факторов, которые будут определять развитие предпринимательства в ближайшее время, позволяют выделить основные направления формирования предпринимательских качеств учащейся и студенческой молодежи. Так, обострение борьбы за ресурсы, рынки сбыта, энергоносители, обеспечение прибыльности предпринимательской деятельности потребуют постоянного генерирования новых идей, разрушения стереотипов, гибкого и оперативного приспособления к меняющимся условиям деятельности.

Количество проблем стратегического, тактического и оперативного характера неуклонно возрастает, проблемы усложняются, время на их решение сокращается, кроме того, сложные проблемы требуют для своего решения объединенных усилий. Это требует формирования у предпринимателей навыков принятия оптимальных решений, в том числе, коллективных, умения сформировать группу, содействовать ее развитию и эффективному разрешению проблем. Выбор оптимального решения в условиях расширения возможных альтернатив требует четкого оп-

ределения целей деятельности, соотнесения их с собственными интересами, ожиданиями персонала, владельца капитала, кредиторов, клиентов и тому подобное, а также социальной группы, к которой принадлежит предприниматель, и общества в целом. Все это существенно усложняет проблему формирования предпринимательских качеств у молодежи, ставит дополнительные требования к системе образования.

Заметную роль в формировании благоприятной для бизнеса системы ценностей может сыграть церковь и религия. Религия и экономика, хозяйственная деятельность являются двумя сторонами казуального отношения. Особенности хозяйственного мышления, как индивида, так и общества, в значительной мере обусловлены их религиозной направленностью. В свое время немецкий социолог Макс Вебер обосновал влияние религиозно-этических установок на характер и способ осуществления экономической деятельности, ее мотивацию, и доказал, что мировоззренческие предпосылки для рационального ведения хозяйства были созданы на основе идеологии протестантизма [6].

Социальная доктрина православной церкви не содержит конкретных элементов этического регулирования хозяйственной деятельности. Учитывая, что религиозность является одной из существенных черт украинского национального характера, следует, не отбрасывая аскетизма высших идеалов христианства, формировать у верующих новые ценности и мотивацию, способные стимулировать активность, инициативность, предприимчивость, содействовать развитию всего народнохозяйственного комплекса. На основе христианской проповеди любви к ближнему церковь может существенно повлиять на формирование добросовестного отношения к труду, поднять авторитет честного бизнеса, содействовать гармоничному сочетанию разумной бережливости с благотворительностью, нравственному осуждению коррупции и взяточничества. Это станет мощным импульсом развития украинского предпринимательства, а следовательно, -экономического подъема страны в целом.

Великий исследователь национальных культур Иоганн Гердер писал: «Украина когда-нибудь станет новой Элладой. Прекрасная дремота этой страны, покладистый нрав

народа, его музыкальный талант, плодородная земля - когда-нибудь проснутся. Из малых племен, которыми ведь были же когда-то и древние греки, поднимется большая культурная нация. Ее границы будут простираться до Черного моря, а оттуда - далеко в огромный мир» [7].

Это пророчество относится к 1769 году. Остается надеяться, что Гердер точно определил дух украинского народа, особенности его ментальности. И верить в то, что его пророчество о перспективах украинской нации сбудется.

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. С. 15.

2. Павловський М. Бідність в Україні - основа диктатури та геноциду нації // Вечірні вісті. 2003. 17 січня.

3. Янів В. Нариси до історі украінськоі етноп-сихологі. Мюнхен, 1993. С. 193.

4. Ярема Я. Украінська духовність в іі культурно-історичних виявах / Збірник праць Педагогічного з'ізду у Львові. Львів, 1937. С. 86-88.

5. См.: Юркевич П. Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению Слова Божия / Труды Киевской Духовной Академии. К., 1860.

6. См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. М., 1990.

7. Палеха Ю., Кудін В.О. Культура управління та підприімництва. Киів, 1998. С. 20.

ОБ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА А.В. Захаров, Л.С. Масякина

Zakharov A.V., Masyakina L.S. Burning issues of the international mechanics of human rights protection. The article looks at various aspects of the issue.

Международная защита является сегодня одним из наиболее эффективных способов защиты прав человека. Однако в Российской Федерации он пока не получил широкого распространения и требует дальнейшего детального теоретического исследования.

Особую проблему представляет процесс формирования международных стандартов прав человека, ввиду временной продолжительности данного процесса и необходимости учета особенностей различных государств мира. Сегодня общепринята точка зрения, что международные стандарты есть результат борьбы и сотрудничества государств на международной арене. Решающий поворот произошел после Второй мировой войны, когда Организацией Объединенных Наций была принята Всеобщая декларация прав человека. На тот период не был предусмотрен механизм практической реализации этого документа. Лишь в 1966 году были приняты Международные пакты о политических и гражданских правах, в соответствии с

которыми создана Комиссия ООН по правам человека (правда, она не принимает обязывающих государства решений). Россия является правопреемницей этих пактов, присоединившись также и к Европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950 года [1].

К числу общепризнанных стандартов основ правового статуса личности относятся:

1. Внутреннее конституционное законодательство, учитывая условия своей страны, должно включать тот объем основных прав человека и гражданина, который соответствует положениям международного права и принятым на себя государством обязательствам перед международным сообществом.

2. Внутреннее законодательство страны по вопросу о правах человека и гражданина не может противоречить зафиксированным в международных актах и принятым международным сообществом общечеловеческим ценностям.

3. Нет абсолютных прав и свобод, они могут быть ограничены, но только на основа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.