Научная статья на тему 'Диалог врача и пациента'

Диалог врача и пациента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
38269
1837
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Земский врач

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симпсон Розалинд

Уважаемые коллеги по семейной практике в России! Я одна из практикующих семейных врачей с 24-х летним стажем наблюдения пациентов в секторе оказания первичной медицинской помощи. Хотела бы рассказать вам о роли разговора между врачом и пациентом. Внимательное отношение к рассказам пациентов имеет исключительное значение при постановке диагноза и назначении адекватного лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogue of the doctor and the patient

Friends in Russian Family Practice, I am a British Family Practitioner with 24 years experience of seeing patients in the Primary Care sector. I wish to tell you about Narrative Medicine, a medical approach where actively listening to the patients story takes primary importance.

Текст научной работы на тему «Диалог врача и пациента»

—-------------------—

Диалог врача и пациента

Д-р Розалинд Симпсон (Rosalind Simpson), врач общей практики в Саутгемптоне и старший руководитель первичного партнерства в Международном медицинском образовании,

Великобритания

Уважаемые коллеги по семейной практике в России! Я одна из практикующих семейных врачей с 24-х летним стажем наблюдения пациентов в секторе оказания первичной медицинской помощи. Хотела бы рассказать вам о роли разговора между врачом и пациентом. Внимательное отношение к рассказам пациентов имеет исключительное значение при постановке диагноза и назначении адекватного лечения.

Ключевые слова: врач, пациент, личное общение

На прошлой неделе я принимала молодого человека с сильными болями в области спины, который столкнулся с совершенно простой проблемой, связанной с большими нагрузками на спину на работе. Я высказала ему обычные рекомендации и заметила, что он почему-то не хочет уходить. « А зачем вы на самом деле пришли сегодня?» -спросил я его. Слегка смутившись, он рассказал мне о том, до какой степени ему не хочется снова появляться на работе, поскольку там произошел случай, когда он, разозлившись на одного из рабочих, ударил его прямо там на фабрике. «Я этого не хотел», -сказал он. « Не могу понять, как это я не сдержался». Мы обсудили с ним причину случившегося, и он понял, что ему необходимо постоянно контролировать свои эмоции. В тот день мы не стали сильно углубляться в проблему, но когда он пришёл в очередной раз мы обсудили с ним источник появления агрессивности в прошлом, и что ему необходимо сделать в этом направлении. В результате он вернулся на работу и извинился. Всё это могло бы и не произойти, если бы я сконцентрировалась только на его рассказе о болях в спине и не обратила бы внимания на знаки, которые он подавал мне, чтобы я выслушала его более внимательно.

Это что-то вроде искусства: рисовать не сложно, но увидеть нарисованное очень трудно. Поэтому умение слушать пациента - это ключ к искусству заботливого лечащего семейного доктора. А вы слушаете своих пациентов, опрашиваете их? У них есть возможность объяснить вам свои проблемы своими словами и чувствами?

Исследования показывают, что среднее время, которое семейный врач тратит на то, чтобы выслушать пациента до того, как прервать его рассказ, составляет 16 секунд. Как только я поздоровалась с пациентом и выслушала его в течение 16 секунд, то уже решила, что надо делать, а далее следует консультация, которая носит чисто академический характер. С точки зрения пациента эта ситуация насторажи-

вающая - в отношении его здоровья принимаются серьёзные решения, а его никто не слушает.

Я замечаю это за собой при встрече с пациентами, которые часто приходят на приём. Одна из женщин, с которой я вижусь часто, приходит ко мне с жалобой на боли в ногах и одышку. Её историю я слышала уже много раз, но никогда не задумывалась о причинах. Я поставила диагноз - железодефицитная анемия, остеоартроз и с некоторым успехом лечила эти болезни, но поскольку ей не становилось лучше, то она снова пришла ко мне на приём. Она индианка и на этой неделе пришла в сопровождении своей дочери, которая взяла на себя роль переводчика с языка хинди на английский язык. Она объяснила мне, что её мать много работает, поддерживая свою семью, состоящую из семи человек. Это характерно для их культуры - на мать возлагается полная ответственность за содержание дома, а в этой семье муж и сыновья относились к этой стороне взаимоотношений особенно серьёзно. Моя пациентка была просто истощена бесконечными походами по магазинам, перенося со своим артритом на себе тяжёлые сумки. У неё пропало ощущение того, что её ценят в доме. Она была не любима и просто впала в депрессию. «Она не знает, куда обратиться за помощью, кроме как к вам» - сказала дочь. Моя пациентка была социально изолирована от окружающего мира, за исключением своей семьи и скучала по своим двум дочерям, которые уехали далеко из дома в семьи своих мужей. Третья дочь работала полные дни. Я не поняла этого и рассматривала всё, как обычную проблему родителей, которые не разговаривают на английском языке. Я даже не взяла на себя труд выслушать ситуацию через переводчика и, таким образом, я никогда не слышала всю историю в целом и не могла адекватно помочь. В результате ситуация прояснилась - стало ясно, что состояние депрессии негативно влияет на её общее физическое состояние.

Я почувствовала, что отношения, которые у меня складываются с пациентами, в зависимости от того

журнал «Земский Врач» № 7(12)-2011

является ли это одной встречей на приёме с ними или продолжаются в течение многих лет, крайне важны для результатов лечения. Сейчас я понимаю, что я должна стремиться понять своих пациентов, понять их точку зрения относительно своих болезней с тем, чтобы эффективно и целенаправленно вести их. Придерживаясь этой концепции, я могу избежать назначения ненужных и дорогостоящих исследований, а также направлений к врачам - специалистам, что не служит реальной цели излечения больного. Подход, включающий в себя слушание и понимание, позволяет мне считать, что проблема может носить психический, физиологический, социальный или духовный характер и представлять собой комбинацию или комплекс всех перечисленных причин. Выслушивание пациента удерживает нас от откладывания дел в дальний ящик, т. к. проблемы часто связаны между собой и влияют на состояние пациента.

В биомедицинской модели диагноз, как правило, делается в патолого-физиологических терминах. Таким образом, наблюдаемые изменения в тканях, органах и физиологических функциях используются для того, чтобы назвать состояние, в котором находится больной.

В случае, когда подход сконцентрирован на пациенте, болезнь описывается в терминах проблем, которые заметил сам пациент, его словами и внутри его собственных ощущений своего нездоровья. Некоторые из этих проблем могут иметь биологическую основу, в то время как другие носят психо-духовный или социальный характер.

В целом в подходе личности делается шаг вперёд и признается мультифакториальная природа причин болезненного состояния. Так, головная боль, имеющая общую конечную физическую направленность, может быть вызвана соматической болезнью (опухоль), физиологическими условиями (депрессия) или социальными условиями (стресс), как результат чрезмерных нагрузок на работе или, наконец, духовным состоянием (разрыв отношений из-за обиды и отсутствия прощения). Кажется очевидным утверждение, что направление лечения исходит из постановки диагноза, поэтому становится важным разгадать причины возникшей проблемы, особенно тогда, когда существует несколько причин, чтобы лечение могло бы быть эффективным.

Устная консультация

В статье, опубликованной Верной Райт (Verna Wright) в британском Медицинском журнале нашла отражение информация о том, что говорят по этому поводу её опрошенные пациенты (Wright V. 1994, Сопереживание и медицинская практика, обзор 308:1170).

«Некоторое время тому назад я проводила исследования, в ходе которых я задавала вопросы своим пациентам, почему они считают важным умение док-

тора выслушать их. По большей части женщины, в отличие от мужчин, думают, что важно сформировать отношения, которые позволят врачу понять, как они себя чувствуют, тогда как большинство мужчин полагают, что это поможет врачу поставить правильный диагноз. Их спонтанные комментарии были одинаково откровенными».

«Умение выслушать формирует взаимоотношения. В противном случае больной начинает ощущать свою незначительность, и тогда обращаться к врачу бесполезно».

«Слушая больного, врач может узнать больше, чем в процессе его пальпирования».

«Ужасно, когда врач тебя не слушает. Ведь это единственный путь к тому, когда он может с уверенностью сказать, что происходит с больным».

Рита Шаррон (Rita Charron) написала замечательную книгу под названием «Narrative Medicine» -«Разговорная медицина» (2006, Oxford Press), где она описывает пользу этого процесса. «Пациенты обнаруживают, что их отправляют от одного специалиста к другому, проводят многочисленные исследования, при этом они получают технически адекватное лечение, но остаются наедине с последствиями лечения и страхом перед болезнью. Научно обоснованная медицина в одиночку не может помочь больному справиться с утратой здоровья и найти значение болезни и смерти».

После обращения к больному по имени, поговорите с ним о его болезни, прислушиваясь к словам, которые он употребляет, отслеживая эти слова, наблюдая за его жестикуляцией и мимикой и понимая его эмоции. Рассказываемая история будет разной в зависимости от того, кто её слушает. Слушающий оказывает влияние на ход рассказа, поскольку пациент взаимодействует с вами. Рассказ будет также меняться в зависимости от самочувствия рассказчика в данное время.

Врач, в процессе рассказа, может прохаживаться около больного, демонстрируя свой неподдельный интерес и сопереживание. Вам может понадобится в дальнейшем задать вопросы, чтобы вытянуть из пациента полностью всю историю, уточнить детали и постараться понять эмоции, которые он испытывает. Покажите больному, что вы поняли его переживания. Отдавайте отчёт относительно своей собственной манеры поведения, постарайтесь при этом занять нейтральную позицию и не судить больного.

Истории, рассказываемые пациентами, могут показаться однообразными и не связанными, но в них содержится фактическое описание бесконечного множества жизненных взаимоотношений, влияющих на состояние их здоровья. Больным необходимо, передавая вам эту информацию, чувствовать себя в безопасности и доверять вам, переходя от одного рассказа к другому с тем, чтобы углубиться в их проблемы и способствовать свободному ведению

е»с»с>^

беседы. Вам необходимо показать им свое уважительное отношение, признание их проблем и слышать их скрытые страхи и беспокойства.

Истории, которые они рассказывают, отражают их убеждения относительно своего здоровья и их понимание причин заболевания. Именно во время этих рассказов пациенты начинают понимать, каким образом они очутились там, где они есть и необходимо дать им возможность при соответствующей профессиональной поддержке переписать следующий рассказ с более здоровой подоплекой.

Понимание истинного содержания рассказа о состоянии здоровья является первым основным требованием для его изменения. Понимание пациента проходит в основном через изложение своей истории слушающему его профессионала от медицины, который может помочь больному поразмышлять о событиях и ситуациях, которые создали проблему и над аналогичными факторами, которые будут удерживать пациента в болезненном состоянии, если не внести в них изменения.

Но в чем же заключается история истинной медицинской помощи? В юридическом сообществе большое значение придается самым первым показаниям свидетеля. Последующие изменения в сказанном воспринимаются как ложные, что может показать надежность личности, выступающей в качестве свидетеля. Я считаю, что в медицинской помощи противоположное мнение является истинным. Чем больше раз пациенты пытаются рассказать о состоянии своего здоровья, тем ближе этот рассказ приближается к реальной ситуации.

В процессе выслушивания рассказа больного нам надо помнить, что чем больше этот рассказ « репетируется», тем ближе он становится к « реальной истории». Этот рассказ также частично зависит от реакции и характера вопросов, задаваемых врачом. Мне пришлось выучить этот трудный урок ещё в студенческие годы. Нас приписали к Департаменту скорой и неотложной помощи, чтобы на хирургическом отделении быть первыми контакторами с пострадавшими и, таким образом, быть первыми из тех, кто беседует с пациентом. Однажды ночью я «обслуживала» пациента с болями в животе, которого впоследствии отправили в больницу. Позже, пока я спала, историю его болезни выслушали штатный врач, младший регистратор, старший регистратор и, наконец, консультант. На следующий день состоялся большой обход и когда мы подошли к кровати больного, консультант попросил меня изложить его историю болезни. Я уверенно начала свой рассказ и была удивлена, когда после нескольких сказанных мной предложений, больной прервал меня, чтобы подправить мою версию его истории болезни. Окончательная версия, которую он рассказал, разительно отличалась от той, которую он изложил в предыдущую ночь.

Впоследствие неоднократно повторяющихся бесед и взаимодействия с другими ведущими врачами, он пришёл к лучшему пониманию того, какой из его симптомов относился к его болезни и какие не имели с ней ничего общего. Предыдущей ночью он рассказал мне « сырую» историю о том, как ему это представлялось, а теперь он уже был в состоянии рассказать «реальную» историю, которая укладывалась в существующую медицинскую модель. К этому времени пациент чувствует себя уже лучше, поэтому может рассуждать более логично. Думающий врач всегда возвращается назад и рассматривает второй или третий вариант истории болезни. И этот период времени для уточнения проблемы является одним из способов врача общей практики, который использует этот временной интервал для того, чтобы «отделить зерна от плевел» в рассказе пациента.

Чтобы выслушать рассказ пациента полностью и таким образом обобщить разночтения между обычной историей и той, которая требуется при более внимательном подходе к пациенту, используется следующая модель поведения врача:

• Концентрация внимания на человеке, рассказывающем свою историю, прерывая его с тем, чтобы обеспечить более полное понимание.

• Наблюдение за тем, как больной рассказывает свою историю, чтобы раскрыть его эмоции и степень доверия.

• Изучение проблемы со всех сторон - биофизической, психо-духовной и социальной.

• Своевременная и корректная формулировка наводящих вопросов, которые помогают вытянуть реальную историю.

• Проявление чувств сопереживания без попыток идентифицироваться с больным, но признавая и демонстрируя понимание страданий, которые испытывает больной.

• Стремление увидеть проблему с точки зрения пациента.

Данный подход не нов. Но он скорее подтверждает « старомодный» подход к истории болезни пациента, который всегда был понятен хорошему врачу.

Dialogue of the doctor and the patient

Rosalind Simpson

PRIME Partnerships in International Medical Education, UK.

Friends in Russian Family Practice, I am a British Family Practitioner with 24 years experience of seeing patients in the Primary Care sector. I wish to tell you about Narrative Medicine, a medical approach where actively listening to the patient's story takes primary importance.

Keywords: doctor, patient, personal contact

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.