Научная статья на тему 'Диалог культур и конфессий: исторический опыт США'

Диалог культур и конфессий: исторический опыт США Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
913
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ / МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / DIALOGUE OF CULTURES / INTERCONFESSIONAL AND CROSS-CULTURAL INTERACTION / RELIGIOUS PLURALISM / MULTINATIONAL STUDENT ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крайсман Н. В.

Рассмотрен диалог культур и конфессий в США в контексте исторической памяти. Выявлено межконфессиональное и межкультурное взаимодействие студентов в университетах США. Обозначена работа организаций, образованных для межкультурного диалога среди религиозных групп в университетских кампусах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogue of cultures and confessions in the context of historical memory has been examined. Interconfessional and cross-cultural interaction of students at Universities in the USA has been revealed. Activity of the organizations, established for intercultural dialogue among the religious groups on campuses has been marked

Текст научной работы на тему «Диалог культур и конфессий: исторический опыт США»

Н. В. Крайсман

ДИАЛОГ КУЛЬТУР И КОНФЕССИЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ США

Ключевые слова: диалог культур, межконфессиональное и межкультурное взаимодействие, религиозный плюрализм,

многонациональная студенческая среда.

Рассмотрен диалог культур и конфессий в США в контексте исторической памяти. Выявлено межконфессиональное и межкультурное взаимодействие студентов в университетах США. Обозначена работа организаций, образованных для межкультурного диалога среди религиозных групп в университетских кампусах.

Key words: dialogue of cultures, interconfessional and cross-cultural interaction, religious pluralism, multinational student

environment.

Dialogue of cultures and confessions in the context of historical memory has been examined. Interconfessional and cross-cultural interaction of students at Universities in the USA has been revealed. Activity of the organizations, established for intercultural dialogue among the religious groups on campuses has been marked.

Изучение исторических корней феномена национальной и конфессиональной толерантности в США предполагает обращение к ресурсам просвещения как стимула этнокультурной коммуникации народов. Современные конфликты, нередко коренящиеся или связанные с религиозной подоплекой, диктуют необходимость

совершенствования механизмов регулирования конфессиональных отношений. Исторические формы взаимодействия этносов и культур в поликонфессиональных и многонациональных государствах обретают функции моделей, соотнесение с которыми способствует оптимизации вариантов выхода из современных коллизий мирового

сообщества. По существу, диалог культур выступает способом обеспечения, сохранения и развития культурного многообразия, осознания самобытности и ускорения процесса расширения общего круга ценностей.

В числе многонациональных стран особое место занимают США. Специфика страны

обуславливает первоначальный настрой жителей на межкультурное общение и развитую на уровне существующей полиэтничной среды межкультурную коммуникацию. Условием адекватной оценки

современного состояния США, межконфессиональной и межкультурной коммуникации ее народов служит анализ исторического опыта, ретроспективы отношений властных структур с

поликонфессиональным миром штатов[1].

Различия между народами, связанные с принадлежностью к различным религиям и культурам, являются реалией существования человеческого общества. Налаживание толерантных отношений между народами и этносами, между представителями разных конфессий - важная проблема нашего времени. Для Соединенных Штатов Америки она особенно актуальна по причине разнородности населяющих народов. Давность традиций соседства и проживания на одной территории имеет большое значение. В США прослеживаются достаточно глубокие корни межкультурного и межконфессионального взаимодействия.

Под межкультурным взаимодействием обычно понимается особый вид отношений и связей, складывающихся между культурами, а также взаимовлияние, взаимные изменения, которые складываются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессе межкультурного взаимодействия приобретает изменение состояния, областей деятельности, ценностей и духовных ориентиров той или иной культуры на протяжении достаточно длительного времени. Считается, что эпизодические контакты и другие отношения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности, в ценностных ориентациях, в образе жизни представителей той и другой культуры, не могут быть отнесены к межкультурным взаимодействиям, а выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом. Определенную роль в стимулировании межкультурных взаимодействий играет организация и содержание преподавания гуманитарных дисциплин в учебных заведениях [2].

Необходимо отметить, что американская нация - сравнительно молодое полиэтничное образование, сложившееся в процессе длительного культурного, экономического, социального и бытового взаимодействия, а также смешения и ассимиляции потомков людей разного этнического происхождения, представляющих все три расы человечества - монголоидную, европеоидную и негроидную.

В целом США - светская страна со множеством религий. Но так сложилось исторически, что первыми иммигрантами в США были (по конфессиональной принадлежности) протестанты, бежавшие в Новый Свет из Европы. Протестантская религия сильно повлияла на ход истории Соединенных Штатов. Один из главных принципов этой религии - стремление к труду и поощрение труда (Богом избран тот, кто успешен в труде) - является значительным фактором

экономического развития страны. Религиозный спектр США составляют протестанты, римские католики, другие христиане, иудеи, буддисты,

мусульмане, мормоны и представители неопределенных религий.

Религия играет достаточно большую роль в США. Верующими называют себя около 88 % населения США. Это намного больше, чем в большинстве развитых стран мира. По разным оценкам, от 21 до 41 % жителей США посещают церковь не реже, чем раз в неделю.

Первая поправка к Конституции США определяет, что в США не может быть государственной религии и гарантирует свободу вероисповедания. Практически в Соединенных Штатах сегодня можно встретить людей, исповедующих все мировые религии.

Отношение числа верующих к общей численности населения в разных штатах США неоднородно. Больше всего религиозных людей в штатах на Юге США. Наименее религиозны штаты Запада США, в частности тихоокеанские штаты -Орегон и Вашингтон, а также Колорадо и Вайоминг.

Основные религиозные конфессии, действующие в США, последовательно выступают против экстремизма, использования религии в целях подрыва общественной стабильности,

распространения вражды и ксенофобии. Они вносят значительный вклад в проповедь веротерпимости, взаимопонимания между людьми различных национальностей и вероисповеданий.

Религиозные структуры зачастую играют положительную роль в США. Они организуют приюты для нуждающихся, помогают миллионам детей получить образование, открывают новые университеты, формируют социальные группы, а также вкладывают немалые деньги в международные благотворительные организации.

Из-за богатого религиозного разнообразия в США американцы предпочитают, чтобы вероисповедание любого человека оставалось его сугубо личным делом. Показывая уважительное отношение к приверженцам любой другой веры и не навязывая им свою, американцы стараются избегать конфликтов на религиозной почве. Существует большое количество собраний и форумов, где люди могут в цивилизованной форме обсудить преимущества тех или иных религий.

С тех пор, как Соединенные Штаты Америки многократно принимали массовую волну иммиграции, постоянной темой американской истории было внедрение иностранцев в политическую и социальную жизнь страны. Основным объяснением этого как в американской историографии, так и в националистической идеологии была ссылка на быстроту и легкость ассимиляция иммигрантов в стране иммигрантов.

Иммиграция в США является основным источником роста населения и культурных изменений на протяжении большей части истории США. Экономические, социальные и политические аспекты иммиграции вызвали споры по поводу этнической, экономической выгоды, рабочие места для неиммигрантов, населенных пунктов, воздействие на восходящую социальную мобильность, преступность, и поведение электората.

Можно разделить историю американской иммиграции на четыре эпохи: колониальный

период, в середине XIX века, на рубеже XX века и после 1965 года. Каждая эпоха привнесла различные национальные группы, расы и этнические группы в структуру населения Соединённых Штатов. В XVII веке, примерно 175000 англичан иммигрировали в колониальную Америку. Более половины всех европейских иммигрантов в колониальную Америку в Х'УП-Х'УШ вв. прибыли как слуги. В середине девятнадцатого столетия приток главным образом был из Северной Европы, в начале двадцатого века

— в основном из Южной и Восточной Европы, после 1965 года в основном из Латинской Америки и Азии[3].

Проблема иммиграции - одна из самых старых и болезненных в США. Более двух веков назад один из «отцов-основателей» Соединенных Штатов Бенджамин Франклин был обеспокоен тем, что наплыв германских иммигрантов может негативно повлиять на преимущественно англосаксонскую культуру Америки.

Каждая новая волна иммигрантов сталкивалась с предубеждениями со стороны старожилов. В начале ХХ века бытовало мнение, что поляки, русские, евреи и итальянцы слишком отличаются от местного населения, их обычаи и традиции имеют мало общего с нравами американцев, поэтому у них крайне мало шансов удачно влиться в американское общество. Ныне аналогичные обвинения адресуются выходцам из стран Азии и Латинской Америки[4].

Периодически страны Западной Европы ограничивают поток иммигрантов. Обычно эти меры принимаются во времена экономических кризисов. В эпоху экономических трудностей коренные жители страны считают иммигрантов захватчиками, отнимающими у них рабочие места, потенциальными преступниками, а ныне и потенциальными террористами.

Кроме того, к новым иммигрантам американцы относятся хуже, чем давно живущим. Одна из причин кроется в том, что вновь прибывшие стараются селиться вместе с земляками, и на территории США образуются своеобразные этнические группы. Новые американцы, как правило, хуже образованы, меньше зарабатывают и часто пополняют ряды криминальных групп. Так, по данным Бюро переписи населения США в 2000 году ниже уровня бедности находилось 11,2% коренных американцев и 21,3% иммигрантов[5, С.97].

Однако подтверждение положительной роли иммигрантов в американской экономике является тот факт, что в США те города, в которых наиболее велик процент иммигрантов, показывают самые низкие уровни безработицы в стране и самые высокие темпы экономического роста. Например, Нью-Йорк, где 43% жителей родились за пределами США и еще 9,2% родились в семьях эмигрантов, или Лос-Анджелес, каждый десятый житель которого недавно перебрался в США. При

этом наплыв иммигрантов позволяет существенно снизить уровень безработицы и среди представителей коренного населения[5, С.97].

Иммигранты также владеют большим демографическим потенциалом обновления населения Соединенных Штатов. По данным ООН, США являются одной из 13 индустриально развитых стран мира, которые критически нуждаются в притоке «свежей крови», так как ее коренное население быстро стареет. По прогнозу ООН, население США за полвека увеличится от 280 млн. до 350 млн. людей, что в большей степени будет достигнуто благодаря устойчивому наплыву иммигрантов [5, С.97].

Межэтнические противоречия сопровождают историю человечества с глубокой древности. Эти проблемы вынуждали правителей, увлечённых завоеваниями отдалённых территорий, преодолевать деления на «своих» и «чужих» для большей устойчивости имперских владений. Так, должно было пройти два тысячелетия, чтобы на базе Британской империи, создавшей переселенческие колонии в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии, идея слияния народов в постэтническую общность нашла своё практическое применение.

На первых порах молодое американское государство, состоящее из иммигрантов, сделало ставку на систему образования, целью которой стало воспитание американцев. Школы специально покупали флаг США, на котором ученики давали клятву верности государству. По поводу европейских волн иммиграции президент США (1825-1829 гг.) Дж. К. Адамс поучительно отмечал, что приезжие должны сбросить европейские одежды и никогда больше к ним не притрагиваться [6].

С развитием капитализма строительным материалом, объединяющим мигрантов Соёдинённых Штатов, становится городская культура развлечений, названная «массовой культурой». Однако вопрос этнической принадлежности по-прежнему, оставался краеугольным камнем в построении общественных отношений и формировании американской культурной идентичности. С годами он становился всё более острым и противоречивым: политическая нестабильность Старого Света, вызвавшая массовую иммиграцию из стран Южной и Восточной Европы в 1880 гг. и захлестнувшая Америку, достигла своего пика в 1914 г., вынудив Конгресс установить (в 1921 г.) «потолок» в 150 тысяч иммигрантов ежегодно [7].

На рубеже XIX-XX веков волна расового и антииммигрантского насилия стимулирует возникновение концепции «плавильного котла», превратившейся позже в стержень культурной политики США. Впервые идея была выдвинута ещё в 1780-х гг. Эктором Сент-Джоном де Кревекером, констатировавшим, что «представители всех народов словно сплавляются в новою расу». На современные очертания теории повлиял показ в 1908 г. пьесы «Плавильный котел» («The melting pot»), написанной британским евреем Израелем Зангвилем [8, С.204-205].

Плавильный котел явился наиболее неоднозначным символом американского общества,

из всех, которые когда-либо существовали. С одной стороны, он указывает на основную особенность современной американской культуры

- её внутреннее разнообразие и многоликость, что можно сказать и об американском обществе в целом. С другой стороны, этот термин воплощает в себе направляющее течение в истории формирования мультикультурного социума США, отрыв от этнических корней и погружение в огромный унифицирующий мультинациональный плавильный котел.

Эта концепция, как и многие другие, стала порождением своего времени и была призвана обслужить определенную политическую доктрину. Несмотря на адаптацию и ассимиляцию с доминирующей ценностной парадигмой, историкокультурные традиции внутри этнических сообществ США сохранялись настолько тщательно, что «пришлые» культуры не могли раствориться до конца, становясь своеобразными очагами культурного наследия народов.

Интересно рассмотреть диалог культур и конфессий в университетских кампусах США. Университеты в США - удивительно разнообразные кампусы, разноплановые по этническому и национальному признаку. Сюда приезжают учиться студенты из многих стран Европы, Латинской Америки, Азии и Африки. Университеты создают атмосферу

межконфессионального и межкультурного разнообразия. Обучаясь в университетах, студенты получают прекрасный опыт общения с людьми разных национальностей и религий. Они мирно и дружно сосуществуют, несмотря на разнообразие их традиций и культур.

В кампусах США также живут студенты разных национальностей, приехавшие из других стран и дети иммигрантов. Многие студенты стремятся знать больше о религиозных традициях других национальностей. Понимая, что мир многонационален, студенты хотят мирно в нем сосуществовать.

Кампусы отражают мир, в котором существует религиозный плюрализм.

Иностранные студенты проявляют

осведомленность о мире политики, в которой религия играет важную роль. Студенты понимают, что межконфессиональное взаимодействие важно не только в становлении национальной идентичности, но и в предотвращении конфликтов на этноконфессиональной почве, в диалоге культур. В то же время религиозный конфликт способен привести к вражде, культурной разобщенности и религиозной нетерпимости даже в пределах одного государства.

Студенты США сознают, что значительную роль в современном обществе играет диалог между христианством и исламом, христианством и иудаизмом, между другими конфессиями. При всех культурных различиях, при всех наслоениях, которые оставляет история, их объединяет мудрость, апелляция к лучшим качествам, которые заложены в человеке. С этим

связана и способность конфессий к поиску общего языка. Диалог между конфессиями становится важнейшей составляющей диалога цивилизаций.

Важно отметить, что администрация университетов обращает внимание на религиозное и расовое разнообразие студентов. В университетских кампусах создано много организаций, чтобы поддерживать студентов различных религиозных верований. Эти организации представляют разнообразие вер, традиций и религиозных убеждений. Несмотря на религиозные различия в верах, организации работают мирно и неустанно, чтобы обеспечить религиозные услуги и консультирование, образование, поддержку и возможности для вовлечения в многонациональную студенческую среду университетов.

Организации являются спонсорами студенческих религиозных объединений в университетах, сообща работая для улучшения жизни студентов разных национальностей. Благодаря работе организаций, студенты ближе знакомятся друг с другом, участвуют в волонтерских работах в кампусах, ведут активную студенческую жизнь, устраивая различные фестивали, мероприятия, праздники.

Миссия организаций - содействовать доброй воле, сотрудничеству и межкультурному диалогу среди всех религиозных групп, представленных в кампусах. Главная цель организаций - воспитывать, поощрять, просвещать и информировать студентов, помогать им в миграции, способствовать раскрытию их потенциала. К тому же организации благоприятствуют толерантной атмосфере религиозной жизни студентов, устраивают дискуссии о верах и религиях, обеспечивают отправления религиозных обрядов, ходатайствуют по просьбам студентов в случае необходимости.

Таким образом, межкультурное и

межконфессиональное взаимодействие играет все возрастающую роль в культурно-исторической и политической эволюции современного общества. Взаимодействуя с иными системами культуры, конфессиональный фактор влияет на развитие отношений народов, в частности, студентов США. Даже для «мультикультурных» стран современной Европы и США совмещение этноконфессионально-

© Н. В. Крайсман

n_kraysman@mail.ru.

общинной и общественно-государственной

идентичности играет большое значение [9, С. 19].

Исторические формы взаимодействия этносов и культур в поликонфессиональных и многонациональных государствах обретают функции моделей, соотнесение с которыми способствует оптимизации вариантов выхода из современных коллизий. Подобной страной являются США, где, несмотря на традицию культурной унификации, представлены поиски приемлемого варианта отношений между этническими сообществами.

Литература

1. Крайсман Н.В. Межконфессиональное и межкультурное взаимодействие студентов, обучающихся по химическим направлениям Университета штата Аризона / Н.В. Крайсман // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - №5. - С. 256258.

2. Коршунова О.Н. Инновационные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин в контексте реализации перспективного направления «химия и технология полимерных и композиционных материалов» / О.Н. Коршунова, М.В. Салимгареев // Вестник Казанского технологического университета. -

2010. - №9. - С. 847-851.

3. Ашкинази Л.А., Гайнер М.Л. Понимание Америки / Л.А. Ашкинази, М.Л. Гайнер // Изд-во «УРСС». - 2010. - 185 с.

4. Папкова И.А. Религия и международные отношения: состояние дисциплины в США / И.А. Папкова // Журнал Полития, - 2010. - 1. - С. 17-20.

5. Jamestown Interpretive Essays - Leaving England: The Social Background of Indentured Servants in the Seventeenth Century, - 2011. - 185 p.

6. Васильева В.С. США: опыт социальной политики и уроки для России / В.С.Васильева // М.: ИСКРАН. -2007. - 180 с.

7. Carns, Mark C., and John A. Garraty. The American Nation: A History of the United States / Carns, Mark C., and John A. Garraty // University and AP textbook, 14th ed. -

2011. - 512 p.

8. Хантингтон С. Кто мы? М.: АСТ, - 2004. - C. 204, 205.

9. Гордон А.В. Современный цивилизованный процесс: между мультикультуризмом и фундаментализмом / А. В. Гордон // Россия и современный мир. - 2004. - №4. -С .15-21.

- канд. ист. наук, доц. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.