Научная статья на тему 'Диакония для людей с игровой зависимостью: основные цели, этапы и методы'

Диакония для людей с игровой зависимостью: основные цели, этапы и методы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
940
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ORTHODOX CHURCH / ХРИСТИАНСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / CHRISTIAN SERVICE / ИГРОМАНИЯ / АДДИКТИВНОЕ (ЗАВИСИМОЕ) ПОВЕДЕНИЕ / ADDICTIVE BEHAVIOR / РЕАБИЛИТАЦИЯ / REHABILITATION / ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / GAME ADDICTION / COMPULSIVE GAMBLING

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Астэр Ирина Валериевна, Попков Алексей Ильич

Помощь игроманам одно из самых молодых направлений в социальной реабилитации людей с аддиктивным поведением и одновременно одно из самых сложных. Дети и молодежь все чаще предпочитают традиционным развлечениям компьютерные технологии и азартные игры. В статье выявляется, как оценивает этот выбор Православная Церковь, которая в последнее десятилетие активно развивает технологии и методы работы с зависимыми людьми, в том числе с игроманами. Рассмотрены основные цели, этапы и методы христианского служения людям, зависимым от игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIACONIA FOR PEOPLE WITH GAMBLING DISORDER: MAIN OBJECTIVES, STAGES AND METHODS

The help to compulsive gamblers is one of the new directions in the social rehabilitation of people with addictive behaviour and, at the same time, one of the most complicated. Children and young people increasingly prefer computer technologies and gambling to traditional entertainment. The article shows the estimation of this choice by the Orthodox Church that has been developing techniques and methods of work with people with addictions, including gambling disorder, in the last decade. The authors discuss the main objectives, stages and methods of Christian service to people with gambling disorder.

Текст научной работы на тему «Диакония для людей с игровой зависимостью: основные цели, этапы и методы»

УДК 364.044.68 Астэр Ирина Валериевна

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и религиоведения Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

Попков Алексей Ильич

преподаватель Пензенской духовной семинарии, студент Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма Блаженной Матроны Московской в г. Пензе,

настоятель храма-часовни Блаженной Ксении Петербургской в г. Пензе

ДИАКОНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ: ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЭТАПЫ И МЕТОДЫ

Aster Irina Valerievna

PhD in Philosophy, Assistant Professor, Sociology and Religious Studies Department, Herzen State Pedagogical University of Russia

Popkov Alexey Ilyich

Lecturer, Penza Orthodox Theological Seminary, Student, St. Petersburg Orthodox Theological Academy Rector at Cathedral of Blessed Matrona of Moscow

in the city of Penza, Rector of Chapel of the Blessed Xenia of Petersburg in Penza

DIACONIA FOR PEOPLE WITH GAMBLING DISORDER: MAIN OBJECTIVES, STAGES AND METHODS

Аннотация:

Помощь игроманам - одно из самых молодых направлений в социальной реабилитации людей с аддиктивным поведением и одновременно одно из самых сложных. Дети и молодежь все чаще предпочитают традиционным развлечениям компьютерные технологии и азартные игры. В статье выявляется, как оценивает этот выбор Православная Церковь, которая в последнее десятилетие активно развивает технологии и методы работы с зависимыми людьми, в том числе с игроманами. Рассмотрены основные цели, этапы и методы христианского служения людям, зависимым от игры.

Ключевые слова:

Православная Церковь, христианское служение, игромания, аддиктивное (зависимое) поведение, реабилитация, игровая зависимость.

Summary:

The help to compulsive gamblers is one of the new directions in the social rehabilitation of people with addictive behaviour and, at the same time, one of the most complicated. Children and young people increasingly prefer computer technologies and gambling to traditional entertainment. The article shows the estimation of this choice by the Orthodox Church that has been developing techniques and methods of work with people with addictions, including gambling disorder, in the last decade. The authors discuss the main objectives, stages and methods of Christian service to people with gambling disorder.

Keywords:

Orthodox Church, Christian service, game addiction, addictive behavior, rehabilitation, compulsive gambling.

Впервые познакомившись с игрой в раннем детстве, человек продолжает сталкиваться с ней на протяжении всей своей жизни. Игры бывают самых разных видов, а в последние несколько десятков лет, с развитием компьютерных технологий, их появилось столько, что едва ли возможно назвать точную цифру. С каждым днем это количество увеличивается, создаются новые виды, между авторами игр идут настоящие битвы за игроков. Столь серьезная борьба обусловлена значительными прибылями в игорном бизнесе.

Игра может быть как приятным времяпрепровождением, например, вечером, после трудового дня, в кругу семьи - в случае с настольной игрой, так и губительным. Игра губит людей, если становится их страстью, когда не игрок контролирует игру, но игра контролирует игрока.

Как показывает многолетний опыт наблюдения, в настоящее время церковные социальные организации гораздо более результативны в профилактике и реабилитации аддиктивного поведения (к которому относится игровая зависимость), чем светские. Поэтому в настоящей статье мы ставим целью рассмотреть диаконию (служение) для людей с игровой зависимостью, осуществляемую церковными общинами.

Согласно православному учению, любая зависимость является страстью: алкоголизм, наркомания, игромания, клептомания, трудоголизм, шопоголизм и др. [1]. В обществе отношение к этим явлениям может быть как сугубо негативным (алкоголизм и наркомания), так и сдержанно положительным. Например, трудоголизм - страсть, разрушающая человека, но эта зависимость не порицается, скорее, наоборот, поощряется (как минимум в трудовых коллективах). Конечно, масштабы алкоголизма и трудоголизма различны. Действительно, но трудоголизм [2, с. 101-166] не перестает быть зависимостью, губящей людей, а аргумент, что от него людей гибнет меньше,

поэтому и заниматься этим вопросом не стоит, кажется несколько абсурдным. Страсть к потреблению, шопоголизм, в каком-то смысле даже поощряется современным обществом [3]. Рыночная система хозяйствования главной идеей, смыслом объявляет «потребление»: не важно что, важно сколько. Такова модель развития общества потребления, когда к зависимостям относятся избирательно: одни безоговорочно объявляются вредными, другие же замалчиваются или «остаются за пределами» борьбы за здоровье общества.

Для Церкви всякая зависимость - грех. Пребывание во грехе - это такое состояние души, когда она ориентирована на грех столь сильно, что подчиняет себе человеческую волю [4]. Такое непреодолимое движение души ко греху и признается в Православной Церкви страстью. Как пишет преподобный Иоанн Лествичник, «страстью называется уже самый порок (греховный помысел, осуществляющийся в греховном деле), от долготы времени вгнездившийся в душе и через навык сделавшийся как бы природным ее свойством, так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится» [5]. Желание предаться греху становится столь сильным, что оно начинает являть собой как бы еще одну природу человека, приобретенную, которая со временем может вытеснить естественную человеческую природу, стремящуюся к единению с Христом [6].

Именно поэтому главной, определяющей чертой процесса реабилитации людей с аддик-тивным поведением в церковной общине является отношение к человеку как к страдающему от греха, им овладевшего. Так, в документе «Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви» о причинах зависимости от психоактивных веществ сказано: «Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов. С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективным при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» [7]. Это заключение можно отнести также и к больным игроманией.

Конечно, сама по себе игра не является злом. Церковь считает греховным то отношение к игре, которое разрушает здоровье и жизнь человека. Грехом также считается осознанное нежелание лечиться или даже неверие в то, что зависимость можно преодолеть. Греховны азартные игры на деньги, желание заменить игрой настоящую жизнь, получить деньги другого игрока.

Задача Церкви - заботиться о всех заблудших людях, попавших в греховный плен, так как «Нет воли Отца... Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Христианство учит: при уповании на Бога человек исцеляется от недуга, независимо от срока и тяжести зависимости. Поэтому в настоящее время РПЦ занимается созданием центров и программ для больных разными зависимостями [8], в том и числе игровой [9].

Политика социально-психологической реабилитации в государственных центрах предполагает комплексную программу по восстановлению жизненных функций индивида, дезадаптированного вследствие зависимого поведения. Реабилитационная программа включает мероприятия по нескольким направлениям: правовая защита и социальная поддержка (включение в социальную группу, юридическая защита, трудоустройство, решение жилищной проблемы); психологическая реабилитация (психологическая поддержка ремиссии, расширение личностных ресурсов); медицинская помощь (снятие абстинентного синдрома, противорецидивная терапия, лечение сопутствующих соматических и нервно-психических расстройств).

При реабилитации в церковных центрах учитывается опыт светских заведений, но основной акцент делается на духовную составляющую реабилитации, восстановление духовного здоровья больного. Церковная реабилитация наряду с устойчивой ремиссией зависимого предполагает формирование христианской ценностной мотивации в повседневной жизни.

Реабилитация людей с игровой зависимостью в церковной общине состоит из нескольких этапов. Этап первый (1) - консультирование. Проходит как встреча специалиста с людьми, которым нужна полезная информация для того, чтобы ориентироваться в сложной для них ситуации. Специалист предоставляет социально-правовую, социально-психологическую информацию, делится духовным опытом, то есть помогает зависимым людям наладить связи с социальной средой. Особенность консультирования состоит в активизации возможностей человека для решения своих проблем. Консультацию проводит не только врач или психолог, но и священник, тем самым давая понять, что недуг поразил как тело игрока, так и его душу, а значит, и восстанавливать придется как телесное, так и духовное здравие. На этом этапе больной занимается сбором многочисленных документов, необходимых для поступления в реабилитационный центр: флюорограмма, анализы

на заболевание гепатитом и ВИЧ и др. Такие данные необходимы, чтобы избежать заболевания пациентов, которые будут проживать в одном помещении. К тому же на этом этапе проверяется готовность человека включиться в реабилитационный процесс: без должного настроя на позитивный исход и желания вступить на путь исцеления терапия невозможна. Когда все документы собраны, наступает этап второй (2) - стационарный этап терапии.

Стационарный этап подразделяется на несколько подэтапов:

1. Первое время пребывания реабилитанта в общине - этап адаптации. Длится не менее одного месяца, в течение которого человек учится выполнять требования, предъявляемые к нему лечащим персоналом, сотрудниками общины. Это время, когда у человека появляются вопросы, которые раньше, возможно, у него не возникали: «Кто такой Бог?», «Какие взаимоотношения человека с Богом?», «Как я могу увидеть Бога в своей повседневной жизни?». Здесь важны беседы со священником, размышления о церковном учении. Также происходит первое знакомство с молитвенной практикой. Консультирование носит рефлексивный характер, то есть специалист помогает в осмыслении жизненной ситуации, ее анализе, с тем чтобы верно расставить приоритеты, выявить возможности изменить трудную жизненную ситуацию. Основная задача специалиста - выслушать человека и понять причины, которые привели его к зависимому состоянию, после чего выстроить прогноз оказания помощи. Для лучшей саморефлексии ведется «дневник своих чувств», куда реабилитант записывает свои каждодневные переживания и затем анализирует их с помощью священника и консультанта. На этом этапе начинается применение трудотерапии и приемов арт-терапии. Контакты с родственниками и близкими друзьями сведены к минимуму, чтобы не отвлекаться от мыслей о себе самом.

2. Основной этап лечения, не менее двух месяцев. Продолжается ведение «дневника чувств», применение трудотерапии и арт-терапии. Стоит заметить: в некоторых общинах применяют лишь метод трудотерапии, игнорируя все остальные. Нам кажется оправданным применение арт-терапии, музыкальной терапии, зоотерапии и др. Продолжается молитвенная практика, пациенты регулярно исповедуются и причащаются. Проводится психотерапевтическая работа, выявляются психологические маски, отношения созависимости, которые могут быть в семье игромана. Встречи с родственниками становятся более частыми, но их число все еще лимитировано.

3. Третий период терапии на стационаре - завершающий. Происходит осмысление своего положения в мире с учетом опыта, приобретенного в церковной общине. Приходит осознание: главная сила, дающая исцеление, - это Бог. Так формируется установка на дальнейшее воздержание от игры и участие в церковной жизни, когда поведение зависимого уже не будет контролироваться членами церковной общины.

Период после оставления церковной общины (3) - третий этап реабилитации людей с игровой зависимостью. В лечении людей с зависимостями крайне важно их сопровождение после прохождения реабилитации. Церковная община может оказать содействие в трудоустройстве игромана. Больному, который не смог устроиться в новой жизни, гораздо легче вернуться к игре, чем человеку, занятому трудовой деятельностью. В церковной общине, как правило, действует «горячая линия», на которую могут позвонить игроманы, прошедшие курс лечения и нуждающиеся в совете.

На протяжении всего периода лечения организуются паломнические поездки, культурные мероприятия. Важна также волонтерская работа пациентов в церковной общине: те игроманы, которые научились побеждать свой недуг, помогают новичкам - тем, кто еще не поверил в возможность победы над грехом. Получающий помощь вдохновляется успехами своего товарища, ведь ничто так не воодушевляет людей, как личный пример побывавших в схожей ситуации и справившихся с ней.

Большую роль также играет работа с ближайшим окружением игромана. Люди редко попадают в зависимость самостоятельно. Чаще всего этому способствует неудачно сложившаяся ситуация в семье: недопонимание между мужем и женой, детьми и родителями. Не исправив такие отношения, нельзя быть уверенным, что не случится рецидив, старые проблемы будут подталкивать человека на прежний путь привязанности и страсти.

Хорошее поведение пациента поощряется в форме объявления благодарности, в виде выделения дополнительного времени для отдыха или паломнической поездки, подарков (например, книг по духовной тематике или икон). Существуют и меры наказания за неповиновение и другие проступки, несоблюдение правил церковной общины (выговоры, замечания с занесением в личное дело пациента и отчисление из общины как крайняя мера).

Следует сказать, что реабилитация в церковной общине выходит далеко за рамки лечения. Реабилитация в церковной общине - это корректировка всего жизненного плана человека, его отношения к Богу, к себе, к окружающему миру. Это единение дает исцелившемуся твердую надежду на счастливую жизнь в будущем, где не будет рабства греху, но будет соработничество Богу.

Ссылки:

1. Григорьев Г.И. Грех как аддиктивное поведение: богословские основания и медико-психологический опыт исследования. СПб., 2014.

2. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб., 2011.

3. Максимчук А.М. Шопомания: привычка или болезнь? Ростов н/Д., 2008.

4. Бельков С., протоиерей. Духовно-ориентированная психотерапия патологических зависимостей [Электронный ресурс]. URL: http://sapernoe.ru/library/art_psychotherapy.html (дата обращения: 03.09.2015).

5. Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. СПб., 2004. С. 81.

6. Нил Сорский, преподобный. Устав о скитской жизни в изложении еп. Иустина. М., 1892. С. 34.

7. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriar-chia.ru/db/text/141422.html (дата обращения: 05.08.2015).

8. Система церковной реабилитации и перспективы ее развития [Электронный ресурс]. 2011. 25 июня. URL: http://www.fskn.gov.ru/includes/periodics/news_all/2011/0625/005613503/detail.shtml (дата обращения: 20.09.2015).

9. Реабилитационные центры РПЦ. Наркомания, алкоголизм, игромания и иные зависимости [Электронный ресурс]. URL: http://nnm.me/blogs/unlawful/reabilitacionnye_centry_rpc_narkomaniya_alkogolizm_igromaniya_i_inye_zavisimosti/ (дата обращения: 20.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.