Научная статья на тему 'Диагностирование помпажа газотурбинного двигателя'

Диагностирование помпажа газотурбинного двигателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
535
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМПАЖ / ДИАГНОСТИКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ / COMPRESSOR STALE / DIAGNOSTICS OF GASE-TURBO ENGINE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кудашов Д.Д., Токарев В.П.

Рассмотрены вопросы возникновения и протекания помпажа ГТД, описаны существующие методы определения предпомпажного состояния, рассмотрены их недостатки, предложена система оценки предпомпажного состояния ГТД с применением датчиков различных параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF COMPRESSOR STALL OF GASE-TURBO ENGINE

The issues of GTE surging initiation and behavior, causes of its initiation are considered. The description to the existing methods of before-surging condition detection and their shortcomings are given. The system for assessing the before-surging condition of GTE using various sensors is proposed.

Текст научной работы на тему «Диагностирование помпажа газотурбинного двигателя»

Решетневскуе чтения. 2013

УДК 629.7.097.8

ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ПОМПАЖА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Д. Д. Кудашов, В. П. Токарев

Уфимский государственный авиационный технический университет Россия, 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. К. Маркса, 12. E-mail: Neruman@nextmail.ru

Рассмотрены вопросы возникновения и протекания помпажа ГТД, описаны существующие методы определения предпомпажного состояния, рассмотрены их недостатки, предложена система оценки предпомпаж-ного состояния ГТД с применением датчиков различных параметров.

Ключевые слова: помпаж, диагностика газотурбинного двигателя.

DIAGNOSTICS OF COMPRESSOR STALL OF GASE-TURBO ENGINE

D. D. Kudashov, V. P. Tokarev

Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russian Federation 12, K. Marks str., Ufa, Resp. Bashkortostan. 450000, Russia. E-mail: Neruman@nextmail.ru

The issues of GTE surging initiation and behavior, causes of its initiation are considered. The description to the existing methods of before-surging condition detection and their shortcomings are given. The system for assessing the before-surging condition of GTE using various sensors is proposed.

Keywords: compressor stale, diagnostics of gase-turbo engine.

Помпаж - неустойчивый режим работы ГТД, при котором возникают автоколебания воздуха в компрессоре, приводящие к непредсказуемым последствиям работы двигателя.

Помпаж образуется вследствие срыва потока воздуха с рабочей поверхности лопатки компрессора, дальнейшего образования «вихревого течения», уменьшения эффективной площади сечения компрессора и последующего выброса воздуха на вход компрессора. Повторяющиеся пульсации давления в газовоздушном тракте приводят к росту температуры в камере сгорания, неравномерности поля давления и как результат - к увеличению динамической напряженности и вибрации всех элементов силовой установки [1].

Предпомпажное состояние определяется по сопоставлению различных измеренных физических величин, определяющих режим работы двигателя с предельно допустимыми значениями этих же величин, характеризующих устойчивый режим работы ГТД.

Среди сигнализаторов помпажа имеются устройства, обнаруживающие начало срыва по резкому падению давления за компрессором, разности давлений на выходе компрессора и его входе, а также скорости изменения разности этих давлений. При превышении этими параметрами заданных значений вырабатывается сигнал воздействия на исполнительный орган.

Система диагностики помпажа ГТД представляет собой датчики, измеряющие параметры ГТД; микропроцессорный контроллер, фиксирующий возникновение помпажа по результатам измерения датчиков и вырабатывающий сигнал о возникновении помпажа потребителям.

В качестве датчиков, измеряющих параметры ГТД, используются следующие приборы: дифференциальный манометр для измерения разницы давления

воздуха на выходе и входе компрессора, пирометр спектрального отношения для измерения температуры выходящих газов, магнитно-индукционный датчик для измерения угловой скорости вращения ротора турбины ГТД и турбинный расходомер топлива.

Предлагаемый метод реализуется следующим образом: датчики, расположенные на ГТД, измеряют температуру газа за камерой сгорания ГТД Т, давление воздуха на входе компрессора, давление воздуха на выходе компрессора, угловую скорость вращения ротора турбины ГТД ю и мгновенный расход топлива в. Показания передаются в вычислительную систему, где вычисляются первая производная температуры газа дТ/д:, разницы давления на входе и выходе компрессора дДР/д:, угловой скорости вращения вала ротора турбины дю/д и сравнение их с их пороговыми значениями [дТ/д:], [дДР/д:], [дю/д] соответственно, функционально зависящими от мгновенного расхода топлива, скорости и высоты полета ЛА. Функциональная зависимость определяется экспериментальным способом для каждой модели ГТД.

Библиографическая ссылка

1. Чичков Б. А. Рабочие лопатки авиационных ГТД. М. : Изд-во Моск. гос. техн. ун-та гражд. авиации, 2006. 73 с.

Referense

1. Chichkov В. А. ЯаЬосЫе 1ора1к1 aviatsionnykh вТБ. М. : М^о Mosk. gos. tekhn. ип^ grazhd. aviatsii. 2006. 73 s.

© Кудашов Д. Д., Токарев В. П., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.