Видимо, обществу ещё только предстоит осознать, что для приведения процесса школьного обучения в соответствие с требованиями психологии и дидактики необходимы соответствующие организационные формы проектировочной, конструкторской и производственной деятельности и затраты, не меньшие, чем в материальном производстве. Передача всех указанных функций школьному учителю не решает проблем внедрения достижений дидактики и педагогической психологии в процесс школьного обучения и его организации в соответствии с дидактическими и психологическими закономерностями. Поэтому полный переход на пакетные технологии обучения является вопросом будущего. В настоящее же время психодидактические технологии являются предметом иссле-
дования новой зарождающейся науки - психодидактики, в рамках которой осуществляется экспериментальная разработка и внедрение психодидактических пакетов. Нами эта работа выполняется на материале физики средней школы. В настоящее время мы имеем два экспериментальных психодидактических пакета, один из которых издан в рамках монографии А.Н. Крутского и Е.Н. Гончаровой [1]. Второй пакет выполнен О.С. Косихиной и находится в стадии рукописи. Кроме того, имеется несколько неполных психодидактических пакетов, выполненных студентами физического факультета Барнаульского госпедуниверситета в порядке курсовых и дипломных работ. Поиски в данном направлении продолжаются.
Библиографический список
1. Крутский, А.Н. Психодидактическое проектирование учебного процесса: монография / А.Н. Крутский, Е.Н. Гончарова. - Барнаул: Издательство БГПУ, 1999.
Статья поступила в редакцию 19.12.09
УДК 373.1.02
Н.А. Платонова, канд. пед. наук, преподаватель Барнаульского государственного педагогического колледжа;
В.Н. Платонов, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
В настоящей статье автор приводит свое определение межэтнической толерантности и в соответствии с ним предлагает анкету и методику для измерения уровней воспитанности межэтнической толерантности.
Ключевые слова: определение межэтнической толерантности, уровни воспитанности межэтнической толерантности.
В последнее время особую актуальность приобрела проблема воспитания молодежи в духе толерантности к представителям других этносов. Воспитывать межэтническую толерантность нужно начинать с раннего возраста и продолжать на протяжении всей жизни человека. В связи с этим встает вопрос о точном определении данного качества и выборе методик измерения уровней его воспитанности.
Если различные формы межэтнической интолерантности достаточно подробно охарактеризованы в литературе, и среди исследователей наблюдается единство мнений по этому вопросу, то этого нельзя сказать об определении межэтнической толерантности. Отсутствие единого определения привело нас к необходимости формулировки нашего рабочего определения.
Межэтническая толерантность - это активное, терпимое, нестереотипное и неравнодушное отношение к культуре, языку, религии, обычаям, внешнему виду представителей других этносов, предполагающее такие способы поведения в конфликтах как компромисс и сотрудничество.
В соответствии с нашим пониманием межэтнической толерантности мы разработали анкету и методику измерения уровней воспитанности межэтнической толерантности.
Целью анкеты является выяснение отношения учащихся или студентов к проблеме межэтнической толерантности. В анкету включены вопросы закрытого и открытого типов:
1.Есть ли у Вас какая-либо информация о межэтнических отношениях? Откуда вы ее получаете?
а) нет; б) да, из средств массовой информации; в) да, от членов семьи, друзей, знакомых.
2. Как Вы относитесь к проявлениям межэтнической ин-толерантности?
а) такого не должно быть; б) она часто бывает оправдана; в) я считаю, что Россия - для русских.
3.Как Вы относитесь к межэтническим бракам?
а) лично для меня это неприемлемо; б) в таком браке понимание между супругами весьма затруднительно; в) выбор спутника жизни зависит не от его этнической принадлежности.
4. Есть ли у Вас друзья иной этнической принадлежности? Если да, то какой?
5. С представителем какого этноса Вы не стали бы дружить? Почему?
6. Интересуетесь ли Вы культурой, религией и обычаями разных этносов?
а) да, интересуюсь; б) нет, мне это безразлично; в) не знаю и знать не хочу.
7. Сталкиваетесь ли Вы со случаями межэтнической интолерантности в нашем городе (селе)?
а) часто; б) никогда; в) иногда.
8.Как бы Вы отнеслись к тому, что в квартиру по соседству с Вами поселилась семья не Вашей этнической принадлежности?
а) положительно; б) всё равно; в) отрицательно.
9. Вы стали свидетелем публичных оскорблений представителя другого этноса представителями своего. Как Вы себя поведёте?
а) промолчите; б) поддержите представителя своего этноса; в) постараетесь пресечь оскорбления.
10. Какие чувства вы испытываете, когда при Вас люди иной этнической принадлежности разговаривают на своём языке?
а) Вас это раздражает; б) Вы не обращаете на это внимание.
11. Если бы Вы знали больше о культуре, языке, религии, обычаях других этносов, то Ваше отношение к ним:
а) менялось бы в лучшую сторону; б) не менялось бы; в) менялось бы в худшую сторону.
12. В чем, на Ваш взгляд, состоят основные причины осложнения взаимоотношений между представителями разных этносов?
13. Почему гражданин многонационального государства должен уметь толерантно взаимодействовать с представителями других этносов?
Уровень воспитанности межэтнической толерантности оценивается посредством методики, разработанной нами на основе идей мотивационно-целевого управления
И.К. Шалаева [1]. Цель методики: выявление одного из четырех уровней межэтнической толерантности: оптимального, допустимого, критического и недопустимого. В структуре межэтнической толерантности мы выделили следующие ком-
поненты: мотивационный, когнитивный, операционный, творческий и оценочно-рефлексивный. В соответствии с предложенными критериями каждый компонент может быть сформирован на одном из четырех уровней: оптимальном (оценивается от 9 до 10 баллов), допустимом (от 6 до 8 баллов), критическом (от 4 до 5 баллов) и недопустимом (от 0 до З баллов).
Диагностика воспитанности межэтнической толерантности проводится в четыре этапа. Первый этап: учащимся или студентам предлагается прочитать следующие характеристики компонентов межэтнической толерантности и оценить себя.
Мотивационный компонент (Критерий воспитанности - интерес и сознательная ориентация на проявление межэтнической толерантности).
Оптимальный уровень (9 - 10 баллов): ярко выраженный интерес к проблеме (регулярное чтение дополнительной литературы, участие в научно-исследовательской работе, обсуждение проблемы межэтнической толерантности в кругу друзей, семьи). Сформирован оптимальный мотивационный комплекс (Внутренняя мотивация > Внешняя положительная мотивация > Внешняя отрицательная мотивация). Сознательные ориентация на проявление межэтнической толерантности; убеждение в том, что людей нужно оценивать не по этнической принадлежности, а по их личностным качествам; готовность иметь друзей, супругов, соседей, коллег иной этнической принадлежности. Отсутствие отрицательных стереотипов и предрассудков в отношении представителей других этносов. Признание за представителями других этносов права говорить на своем языке, соблюдать свои традиции и обычаи, исповедовать свою религию.
Допустимый уровень (6 - 8 баллов): заинтересованность в проблеме (чтение дополнительной литературы, участие в научно-исследовательской работе, обсуждение проблемы межэтнической толерантности в кругу друзей, семьи, когда есть такая возможность). Позитивное отношение к проявлению межэтнической толерантности. В основном сформирован оптимальный мотивационный комплекс. Практически отсутствуют отрицательные стереотипы и предрассудки в отношении представителей других этносов. Убеждение в том, что людей в большинстве случаев нужно оценивать не по этнической принадлежности, а по их личностным качествам. Сознательная готовность иметь друзей, супругов, соседей, коллег иной этнической принадлежности при наличии недоверия к некоторым этносам. Положительное отношение к языкам и культуре других этносов.
Критический уровень (4 - 5 баллов): нейтральное отношение к проблеме межэтнической толерантности. Получение информации по проблеме в основном из СМИ. Оптимальный мотивационный комплекс не сформирован. Наличие отрицательных стереотипов и предрассудков в отношении представителей других этносов. Положительная или отрицательная оценка людей часто связывается с их этнической принадлежностью. Наличие опасения иметь друзей, супругов, соседей, коллег иной этнической принадлежности. В основном безразличное отношение к языкам и культуре людей других этносов.
Недопустимый уровень (0 - З баллов): безразличное отношение к проблеме межэтнической толерантности. Оптимальный мотивационный комплекс не сформирован. Наличие отрицательных стереотипов и предрассудков в отношении представителей других этносов. Положительная или отрицательная оценка людей всегда связывается с их этнической принадлежностью. Нежелание иметь друзей, супругов, соседей, коллег с иной этнической принадлежностью. Отрицательное отношение к языкам и культуре людей других этносов.
Когнитивный компонент (Критерий воспитанности - понимание сущности межэтнической толерантности и владение категориальным аппаратом по проблеме).
Оптимальный уровень (9 - 10 баллов): понимает сущность межэтнической толерантности. Понимает различия между толерантностью, равнодушием и интолерантностью; активной и пассивной толерантностью. Может назвать и объяс-
нить причины осложнений взаимоотношений между представителями разных этносов. Понимает, почему гражданин многонационального государства должен уметь толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Владеет категориальным аппаратом по проблеме.
Допустимый уровень (6 - 8 баллов): в основном понимает сущность межэтнической толерантности. В основном понимает различия между толерантностью, равнодушием и интолерантностью; активной и пассивной толерантностью. Может назвать и объяснить основные причины осложнений взаимоотношений между представителями разных этносов. В основном понимает, почему гражданин многонационального государства должен уметь толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Категориальный аппарат в основном сформирован.
Критический уровень (4 - 5 баллов): недостаточно понимает сущность межэтнической толерантности, различия между толерантностью, равнодушием и интолерантностью; между активной и пассивной толерантностью. Смутное представление о причинах осложнения взаимоотношений между представителями разных этносов. Смутно представляет, почему гражданин многонационального государства должен уметь толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Категориальный аппарат не сформирован.
Недопустимый уровень (0 - З баллов): не понимает сущность межэтнической толерантности. Не видит различий между толерантностью, равнодушием и интолерантностью; между активной и пассивной толерантностью. Не имеет представление о причинах осложнения взаимоотношений между представителями разных этносов. Не знает, почему гражданин многонационального государства должен уметь толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Категориальный аппарат не сформирован.
Операционный компонент (Критерий воспитанности -умения толерантного взаимодействия с представителями других этносов в знакомых условиях).
Оптимальный уровень (9 - 10 баллов): умеет толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Умеет отличить толерантность от равнодушия и интолерантности; активную толерантность от пассивной. Наблюдательность в отношении проявлений межэтнической интолерантности. Готовность и умение пресечь интолерантные действия, возникшие на межэтнической почве. Уважительное отношение к языку, культуре, религии других этносов. В конфликтной ситуации, одним из участников которой является представитель другого этноса, характерны такие способы реагирования как компромисс и сотрудничество. Умение вести конструктивный диалог с представителями других этносов, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи, и т. д.) сформировано.
Допустимый уровень (6 - 8 баллов): испытывает некоторые трудности в толерантном взаимодействии с представителями других этносов. В основном отличает толерантность от равнодушия и интолерантности; активную толерантность от пассивной. Не всегда наблюдателен в отношении проявлений межэтнической интолерантности, готов и умеет пресечь ин-толерантные действия, возникшие на межэтнической почве. Уважительное отношение к языку, культуре, религии других этносов. В конфликтной ситуации, одним из участников которой является представитель другого этноса, характерны такие способы реагирования как компромисс и сотрудничество. Умение вести конструктивный диалог с людьми иной этнической принадлежности, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи, и т. д.) в основном сформировано.
Критический уровень (4 - 5 баллов): с трудом толерантно взаимодействует с представителями других этносов. Не отличает толерантность от равнодушия и интолерантно-сти; активную толерантность от пассивной. Практически отсутствует наблюдательность в отношении проявлений межэтнической интолерантности, готовность и умение пресечь интолерантные действия, возникшие на межэтнической почве.
Уважительное отношение к языку, культуре, религии некоторых этносов. В конфликтной ситуации, одним из участников которой является человек иной этнической принадлежности, возможны такие способы реагирования как приспособление, избежание. Умение вести конструктивный диалог с людьми иной этнической принадлежности, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи и т. д.) не сформировано.
Недопустимый уровень (0 - 3 баллов): не умеет толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Не отличает толерантность от равнодушия и интолерантности; активную толерантность от пассивной. Отсутствуют наблюдательность в отношении проявлений межэтнической интоле-рантности, готовность и умение пресечь интолерантные действия, возникшие на межэтнической почве. Отсутствие уважительного отношения к языку, культуре, религии других этносов. В конфликтной ситуации, одним из участников которой является человек с иной этнической принадлежностью, возможны такие способы реагирования как соперничество, приспособление, избежание. Умение вести конструктивный диалог с людьми иной этнической принадлежности, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи и т. д.) не сформировано.
Творческий компонент (Критерий воспитанности - умения толерантного взаимодействия с представителями других этносов в новых условиях).
Оптимальный уровень (9 - 10 баллов): может всегда самостоятельно в новых условиях осуществить толерантное взаимодействие с представителями других этносов. Умеет отличить толерантность от равнодушия и интолерантности; активную толерантность от пассивной в новых условиях. Умение в новых ситуациях замечать проявления межэтнической интолерантности. Готовность и умение в новых ситуациях пресечь интолерантные действия, возникшие на межэтнической почве. Умение вести конструктивный диалог с представителями других этносов, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи и т.д.) в любых новых условиях.
Допустимый уровень (6 - 8 баллов): может практически всегда самостоятельно в новых условиях осуществить толерантное взаимодействие с представителями других этносов. В большинстве случаев умеет отличить толерантность от равнодушия и интолерантности; активную толерантность от пассивной в новых ситуациях. Умение в большинстве случаев в новых ситуациях замечать проявления межэтнической инто-лерантности. Готовность и умение в большинстве случаев в новых ситуациях пресечь интолерантные действия, возникшие на межэтнической почве. Умение вести конструктивный диалог с людьми иной этнической принадлежностью, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи и т. д.).
Критический уровень (4 - 5 баллов): не сформирован.
Недопустимый уровень (0 - 3 баллов): не сформирован.
Оценочно-рефлексивный компонент: (Критерий воспитанности - рефлексия и адекватная оценка проявлений межэтнической толерантности, равнодушия и интолерантно-сти).
Оптимальный уровень (9 - 10 баллов): наличие рефлексии и адекватной оценки проявлений межэтнической толерантности / равнодушия / интолерантности.
Допустимый уровень (6 - 8 баллов): наличие рефлексии и в основном адекватная оценка проявлений межэтнической толерантности / равнодушия / интолерантности.
Критический уровень (4 - 5 баллов): отсутствие рефлексии и неадекватная оценка проявлений межэтнической толерантности / равнодушия / интолерантности. Имеет место расхождение слов с делом, между должным и фактическим поведением.
Недопустимый уровень (0 - 3 баллов): отсутствие рефлексии и адекватной оценки проявлений межэтнической толерантности / равнодушия / интолерантности.
Второй этап: компетентным экспертам (преподавателям, работающим с данной группой, классному руководителю,
психологу) предлагается прочитать характеристики компонентов межэтнической толерантности и оценить уровень воспитанности межэтнической толерантности учащихся или студентов.
Третий этап: с целью выяснения степени значимости каждого компонента межэтнической толерантности компетентным экспертам предлагается ранжировать их, присваивая самому важному, по их мнению, номер 5, второму по важности - номер 4 и так далее.
В соответствии с порядком значимости компонентов межэтнической толерантности по формуле рассчитывается интегративный показатель межэтнической толерантности отдельно по данным самооценки учащихся или студентов и экспертной оценки.
В нашем случае формула приобрела следующий вид: Имт = 5М + 4 К + ЗО + 2 Т + Ор, где Имт - интегративный показатель межэтнической толерантности; М - значение мотивационного компонента; К - значение когнитивного компонента; О - значение операционного компонента; Т - значение творческого компонента; Ор - значение оценочно-рефлексивного компонента; 5, 4, 3, 2 - степени значимости компонентов. Уровни воспитанности межэтнической толерантности после исчисления интегративного показателя определяются следующим образом: если 150 > Имт > 128, то уровень оптимальный; если 127 > Имт > 83, то уровень допустимый; если 82 > Имт > 53, то уровень критический; если 52 > Имт > 0, то уровень недопустимый.
Оптимальный уровень воспитанности межэтнической толерантности - это идеал, к которому нужно стремиться.
Допустимый уровень - это уровень, достижение учащимися или студентами которого свидетельствует о наличии у них межэтнической толерантности.
Критический и недопустимый уровни свидетельствуют о том, что межэтническая толерантность не сформирована. Они выделяются для определения исходного уровня сформирован-ности каждого из компонентов межэтнической толерантности: мотивационного, когнитивного, операционного, творческого и оценочно-рефлексивного. Это позволяет преподавателю определить, с чего необходимо начать работу с данной группой учащихся или студентов.
Критический уровень предполагает, что у учащегося или студента не сформированы мотивационный, творческий и оценочно-рефлексивный компоненты межэтнической толерантности. Когнитивный компонент представлен минимальным набором разрозненных сведений о межэтнической толерантности. О наличии операционного компонента позволяет говорить лишь то, что учащийся или студент может проявить толерантность, руководствуясь внешними мотивами, что, по сути, не соответствует активной толерантности, к формированию которой необходимо стремиться.
Недопустимый уровень свидетельствует о том, что у учащихся и студентов не сформированы все компоненты межэтнической толерантности.
Четвертый этап: для объективности результаты самооценки и экспертной оценки сравниваются между собой. Если они совпадают, то студенты или учащиеся адекватно оценили свой уровень воспитанности межэтнической толерантности. Если оценка экспертов выше, то у студентов или учащихся самооценка - заниженная, если оценка экспертов ниже, то -завышенная.
Наряду с анкетой и методикой измерения уровней воспитанности межэтнической толерантности, разработанными нами, можно использовать следующие методики: методику оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас) [2]; «шкалу принятия других» Фейя [3]; тест О.И. Тушкановой «Насколько Вы терпимы?» [4].
Таким образом, использование комплекса формализованных и неформализованных методов диагностики позволяет наиболее точно определить уровень воспитанности межэтнической толерантности учащихся или студентов, чтобы затем вести целенаправленную работу по воспитанию у них данного качества.
Библиографический список
1.Шалаев, И. К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика: учеб. пособие по психологии управления. -Изд. 2-е, перераб. - Барнаул, 2001.
2.Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Спб.: Питер, 2000.
3.Лабунская, В. А. Психология затруднённого общения : теория, методы, диагностика, коррекция: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия, 2001.
4.Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст; НПО МОДЭК. - М.; Воронеж: Мос-ков. психолого-соц. ин-т., 2002.
Статья поступила в редакцию 23.12.09
УДК З71
Н.Г. Барышникова, канд. пед. наук., доц. АлтГПА; E-mail: [email protected]; М.П. Тырина, канд. пед. наук., доц. Ал-тГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В работе представлена структурно-функциональная модель научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования. Авторы описывают цель, задачи, функции, принципы, субъектов, содержание, этапы, формы, уровни и результаты исследуемого процесса.
Ключевые слова: структурно-функциональная модель, научно-методическое сопровождение, культурологические основания, му-
ниципальная система образования.
Актуальность создания модели научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования г. Барнаула определяется объективной сложностью, мно-гоаспектностью, социальной значимостью процессов, происходящих в системе инновационно изменяющегося образования города в условиях приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) и регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПМО). Лабораторией «Культурологические основы развития образования» Центра развития образования г. Барнаула предпринята попытка культурологического обоснования структурно-функциональной модели научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования.
Под моделью научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования мы понимаем теоретически обоснованный и практически внедряемый прообраз культуросообразного нормативного, функционального и содержательного наполнения мотивационных и ресурсных механизмов поддержки инноваций, направленных на повышение степени адекватности образовательных услуг запросам субъектов внешней среды и муниципальной стратегии развития образования.
В качестве ведущих принципов наполнения целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов модели нами признаны принципы открытости, социального партнерства, непрерывности, вариативности, куль-туросообразности, адекватности ПНПО и РКПМО, человеко-центризма, связи теории и практики, мобильности и адаптивности, функциональной грамотности. Принципы научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования разработаны нами совместно с лабораторией управления инновационными процессами в образовании Центра развития образования г. Барнаула.
Принцип открытости обусловлен государственно-общественным характером управления образованием. В числе заказчиков на образование и «производителей» образовательных услуг выступают разные общественные группы и авторы образовательных инициатив. Принцип открытости требует сделать процесс сопровождения более свободным, гибким, дифференцированным. Необходимо создать такие условия, чтобы у участников сопровождения возникла готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих успехах и неудачах. В обсуждении возможных вариантов решения проблемы и выборе наиболее целесообразного пути решения должны принимать участие все заинтересованные лица и организации. Принцип социального партнерства регулирует коммуникативную сторону процесса сопровождения. Сопровождение имеет интерактивную
природу, в нем участвуют два субъекта: носитель проблемы (сопровождаемый) и помогающий решить проблему (сопровождающий). Их взаимодействие направлено на освоение сопровождаемым новых моделей разрешения проблемных ситуаций. В процессе сопровождения актуализируется собственный потенциал сопровождаемого. Активность характерна для обеих сторон. Акценты активности постепенно переносятся с сопровождающего на сопровождаемого. «Удаление сопровождающего» выступает критерием эффективности.
Принцип непрерывности гарантирует возобновление или непрекращение сопровождения в случае его востребованности. Принцип вариативности предполагает осуществление нескольких видов сопровождения: предупреждение возникновения проблемы; обучение сопровождаемого методам решения проблем в процессе разрешения проблемной ситуации; экстренная помощь в кризисной ситуации, а следовательно равнозначность программ сопровождения развития в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций.
Принцип культуросообразности выражает требование строить процесс сопровождения, сообразуясь с единством всех достижений культуры (не только науки, но и искусства, религии, традиций и т. д.). Система образования - часть культуры общества в широком ее понимании. Следовательно, помощь образовательным учреждениям в разрешении проблем, сопровождение процесса создания, освоения и внедрения новшеств не только строится на основе существующей культуры, но и вносит в культуру нечто принципиально новое, становится творцом новых элементов культуры. Принцип адекватности ПНПО и РКПМО требует от сопровождающего уточнения гражданского заказа на образование, смысла образовательных реформ. Необходимо определение приоритетов поддержки в развитии образования в соответствии с перспективами экономического развития города с пониманием того, какие изменения должны произойти в системе образования города и края. Следует разрабатывать механизмы поддержки и сопровождения инновационной деятельности, организовывать систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с общей ориентацией образования на потребности рыночной экономики, региона и ценности общества.
Принцип человекоцентризма требует, чтобы специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находились «на стороне сопровождаемого», защищая его интересы и права. Вместе с тем, система образования существует для человека и ради человека, поэтому какие бы новшества не внедрялись в систему образования, они не должны наносить вред главной ценности образовательного процесса -