Научная статья на тему 'Диагностика воспитанности межэтнической толерантности учащихся и студентов'

Диагностика воспитанности межэтнической толерантности учащихся и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / УРОВНИ ВОСПИТАННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / THE DEFINITION OF INTERETHNIC TOLERANCE / THE LEVELS OF INTERETHNIC TOLERANCE BREEDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Платонова Н. А., Платонов В. Н.

В настоящей статье автор приводит свое определение межэтнической толерантности и в соответствии с ним предлагает анкету и методику для измерения уровней воспитанности межэтнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIAGNOSTICS OF INTERETHNIC TOLERANCE BREEDING OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS

In the given article the authors give their own definition of interethnic tolerance and in accordance with it they offer the questionnaire and the technique for measurement of the levels of interethnic tolerance breeding.

Текст научной работы на тему «Диагностика воспитанности межэтнической толерантности учащихся и студентов»

Видимо, обществу ещё только предстоит осознать, что для приведения процесса школьного обучения в соответствие с требованиями психологии и дидактики необходимы соответствующие организационные формы проектировочной, конструкторской и производственной деятельности и затраты, не меньшие, чем в материальном производстве. Передача всех указанных функций школьному учителю не решает проблем внедрения достижений дидактики и педагогической психологии в процесс школьного обучения и его организации в соответствии с дидактическими и психологическими закономерностями. Поэтому полный переход на пакетные технологии обучения является вопросом будущего. В настоящее же время психодидактические технологии являются предметом иссле-

дования новой зарождающейся науки - психодидактики, в рамках которой осуществляется экспериментальная разработка и внедрение психодидактических пакетов. Нами эта работа выполняется на материале физики средней школы. В настоящее время мы имеем два экспериментальных психодидактических пакета, один из которых издан в рамках монографии А.Н. Крутского и Е.Н. Гончаровой [1]. Второй пакет выполнен О.С. Косихиной и находится в стадии рукописи. Кроме того, имеется несколько неполных психодидактических пакетов, выполненных студентами физического факультета Барнаульского госпедуниверситета в порядке курсовых и дипломных работ. Поиски в данном направлении продолжаются.

Библиографический список

1. Крутский, А.Н. Психодидактическое проектирование учебного процесса: монография / А.Н. Крутский, Е.Н. Гончарова. - Барнаул: Издательство БГПУ, 1999.

Статья поступила в редакцию 19.12.09

УДК 373.1.02

Н.А. Платонова, канд. пед. наук, преподаватель Барнаульского государственного педагогического колледжа;

В.Н. Платонов, канд. пед. наук, доц. АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

В настоящей статье автор приводит свое определение межэтнической толерантности и в соответствии с ним предлагает анкету и методику для измерения уровней воспитанности межэтнической толерантности.

Ключевые слова: определение межэтнической толерантности, уровни воспитанности межэтнической толерантности.

В последнее время особую актуальность приобрела проблема воспитания молодежи в духе толерантности к представителям других этносов. Воспитывать межэтническую толерантность нужно начинать с раннего возраста и продолжать на протяжении всей жизни человека. В связи с этим встает вопрос о точном определении данного качества и выборе методик измерения уровней его воспитанности.

Если различные формы межэтнической интолерантности достаточно подробно охарактеризованы в литературе, и среди исследователей наблюдается единство мнений по этому вопросу, то этого нельзя сказать об определении межэтнической толерантности. Отсутствие единого определения привело нас к необходимости формулировки нашего рабочего определения.

Межэтническая толерантность - это активное, терпимое, нестереотипное и неравнодушное отношение к культуре, языку, религии, обычаям, внешнему виду представителей других этносов, предполагающее такие способы поведения в конфликтах как компромисс и сотрудничество.

В соответствии с нашим пониманием межэтнической толерантности мы разработали анкету и методику измерения уровней воспитанности межэтнической толерантности.

Целью анкеты является выяснение отношения учащихся или студентов к проблеме межэтнической толерантности. В анкету включены вопросы закрытого и открытого типов:

1.Есть ли у Вас какая-либо информация о межэтнических отношениях? Откуда вы ее получаете?

а) нет; б) да, из средств массовой информации; в) да, от членов семьи, друзей, знакомых.

2. Как Вы относитесь к проявлениям межэтнической ин-толерантности?

а) такого не должно быть; б) она часто бывает оправдана; в) я считаю, что Россия - для русских.

3.Как Вы относитесь к межэтническим бракам?

а) лично для меня это неприемлемо; б) в таком браке понимание между супругами весьма затруднительно; в) выбор спутника жизни зависит не от его этнической принадлежности.

4. Есть ли у Вас друзья иной этнической принадлежности? Если да, то какой?

5. С представителем какого этноса Вы не стали бы дружить? Почему?

6. Интересуетесь ли Вы культурой, религией и обычаями разных этносов?

а) да, интересуюсь; б) нет, мне это безразлично; в) не знаю и знать не хочу.

7. Сталкиваетесь ли Вы со случаями межэтнической интолерантности в нашем городе (селе)?

а) часто; б) никогда; в) иногда.

8.Как бы Вы отнеслись к тому, что в квартиру по соседству с Вами поселилась семья не Вашей этнической принадлежности?

а) положительно; б) всё равно; в) отрицательно.

9. Вы стали свидетелем публичных оскорблений представителя другого этноса представителями своего. Как Вы себя поведёте?

а) промолчите; б) поддержите представителя своего этноса; в) постараетесь пресечь оскорбления.

10. Какие чувства вы испытываете, когда при Вас люди иной этнической принадлежности разговаривают на своём языке?

а) Вас это раздражает; б) Вы не обращаете на это внимание.

11. Если бы Вы знали больше о культуре, языке, религии, обычаях других этносов, то Ваше отношение к ним:

а) менялось бы в лучшую сторону; б) не менялось бы; в) менялось бы в худшую сторону.

12. В чем, на Ваш взгляд, состоят основные причины осложнения взаимоотношений между представителями разных этносов?

13. Почему гражданин многонационального государства должен уметь толерантно взаимодействовать с представителями других этносов?

Уровень воспитанности межэтнической толерантности оценивается посредством методики, разработанной нами на основе идей мотивационно-целевого управления

И.К. Шалаева [1]. Цель методики: выявление одного из четырех уровней межэтнической толерантности: оптимального, допустимого, критического и недопустимого. В структуре межэтнической толерантности мы выделили следующие ком-

поненты: мотивационный, когнитивный, операционный, творческий и оценочно-рефлексивный. В соответствии с предложенными критериями каждый компонент может быть сформирован на одном из четырех уровней: оптимальном (оценивается от 9 до 10 баллов), допустимом (от 6 до 8 баллов), критическом (от 4 до 5 баллов) и недопустимом (от 0 до З баллов).

Диагностика воспитанности межэтнической толерантности проводится в четыре этапа. Первый этап: учащимся или студентам предлагается прочитать следующие характеристики компонентов межэтнической толерантности и оценить себя.

Мотивационный компонент (Критерий воспитанности - интерес и сознательная ориентация на проявление межэтнической толерантности).

Оптимальный уровень (9 - 10 баллов): ярко выраженный интерес к проблеме (регулярное чтение дополнительной литературы, участие в научно-исследовательской работе, обсуждение проблемы межэтнической толерантности в кругу друзей, семьи). Сформирован оптимальный мотивационный комплекс (Внутренняя мотивация > Внешняя положительная мотивация > Внешняя отрицательная мотивация). Сознательные ориентация на проявление межэтнической толерантности; убеждение в том, что людей нужно оценивать не по этнической принадлежности, а по их личностным качествам; готовность иметь друзей, супругов, соседей, коллег иной этнической принадлежности. Отсутствие отрицательных стереотипов и предрассудков в отношении представителей других этносов. Признание за представителями других этносов права говорить на своем языке, соблюдать свои традиции и обычаи, исповедовать свою религию.

Допустимый уровень (6 - 8 баллов): заинтересованность в проблеме (чтение дополнительной литературы, участие в научно-исследовательской работе, обсуждение проблемы межэтнической толерантности в кругу друзей, семьи, когда есть такая возможность). Позитивное отношение к проявлению межэтнической толерантности. В основном сформирован оптимальный мотивационный комплекс. Практически отсутствуют отрицательные стереотипы и предрассудки в отношении представителей других этносов. Убеждение в том, что людей в большинстве случаев нужно оценивать не по этнической принадлежности, а по их личностным качествам. Сознательная готовность иметь друзей, супругов, соседей, коллег иной этнической принадлежности при наличии недоверия к некоторым этносам. Положительное отношение к языкам и культуре других этносов.

Критический уровень (4 - 5 баллов): нейтральное отношение к проблеме межэтнической толерантности. Получение информации по проблеме в основном из СМИ. Оптимальный мотивационный комплекс не сформирован. Наличие отрицательных стереотипов и предрассудков в отношении представителей других этносов. Положительная или отрицательная оценка людей часто связывается с их этнической принадлежностью. Наличие опасения иметь друзей, супругов, соседей, коллег иной этнической принадлежности. В основном безразличное отношение к языкам и культуре людей других этносов.

Недопустимый уровень (0 - З баллов): безразличное отношение к проблеме межэтнической толерантности. Оптимальный мотивационный комплекс не сформирован. Наличие отрицательных стереотипов и предрассудков в отношении представителей других этносов. Положительная или отрицательная оценка людей всегда связывается с их этнической принадлежностью. Нежелание иметь друзей, супругов, соседей, коллег с иной этнической принадлежностью. Отрицательное отношение к языкам и культуре людей других этносов.

Когнитивный компонент (Критерий воспитанности - понимание сущности межэтнической толерантности и владение категориальным аппаратом по проблеме).

Оптимальный уровень (9 - 10 баллов): понимает сущность межэтнической толерантности. Понимает различия между толерантностью, равнодушием и интолерантностью; активной и пассивной толерантностью. Может назвать и объяс-

нить причины осложнений взаимоотношений между представителями разных этносов. Понимает, почему гражданин многонационального государства должен уметь толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Владеет категориальным аппаратом по проблеме.

Допустимый уровень (6 - 8 баллов): в основном понимает сущность межэтнической толерантности. В основном понимает различия между толерантностью, равнодушием и интолерантностью; активной и пассивной толерантностью. Может назвать и объяснить основные причины осложнений взаимоотношений между представителями разных этносов. В основном понимает, почему гражданин многонационального государства должен уметь толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Категориальный аппарат в основном сформирован.

Критический уровень (4 - 5 баллов): недостаточно понимает сущность межэтнической толерантности, различия между толерантностью, равнодушием и интолерантностью; между активной и пассивной толерантностью. Смутное представление о причинах осложнения взаимоотношений между представителями разных этносов. Смутно представляет, почему гражданин многонационального государства должен уметь толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Категориальный аппарат не сформирован.

Недопустимый уровень (0 - З баллов): не понимает сущность межэтнической толерантности. Не видит различий между толерантностью, равнодушием и интолерантностью; между активной и пассивной толерантностью. Не имеет представление о причинах осложнения взаимоотношений между представителями разных этносов. Не знает, почему гражданин многонационального государства должен уметь толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Категориальный аппарат не сформирован.

Операционный компонент (Критерий воспитанности -умения толерантного взаимодействия с представителями других этносов в знакомых условиях).

Оптимальный уровень (9 - 10 баллов): умеет толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Умеет отличить толерантность от равнодушия и интолерантности; активную толерантность от пассивной. Наблюдательность в отношении проявлений межэтнической интолерантности. Готовность и умение пресечь интолерантные действия, возникшие на межэтнической почве. Уважительное отношение к языку, культуре, религии других этносов. В конфликтной ситуации, одним из участников которой является представитель другого этноса, характерны такие способы реагирования как компромисс и сотрудничество. Умение вести конструктивный диалог с представителями других этносов, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи, и т. д.) сформировано.

Допустимый уровень (6 - 8 баллов): испытывает некоторые трудности в толерантном взаимодействии с представителями других этносов. В основном отличает толерантность от равнодушия и интолерантности; активную толерантность от пассивной. Не всегда наблюдателен в отношении проявлений межэтнической интолерантности, готов и умеет пресечь ин-толерантные действия, возникшие на межэтнической почве. Уважительное отношение к языку, культуре, религии других этносов. В конфликтной ситуации, одним из участников которой является представитель другого этноса, характерны такие способы реагирования как компромисс и сотрудничество. Умение вести конструктивный диалог с людьми иной этнической принадлежности, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи, и т. д.) в основном сформировано.

Критический уровень (4 - 5 баллов): с трудом толерантно взаимодействует с представителями других этносов. Не отличает толерантность от равнодушия и интолерантно-сти; активную толерантность от пассивной. Практически отсутствует наблюдательность в отношении проявлений межэтнической интолерантности, готовность и умение пресечь интолерантные действия, возникшие на межэтнической почве.

Уважительное отношение к языку, культуре, религии некоторых этносов. В конфликтной ситуации, одним из участников которой является человек иной этнической принадлежности, возможны такие способы реагирования как приспособление, избежание. Умение вести конструктивный диалог с людьми иной этнической принадлежности, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи и т. д.) не сформировано.

Недопустимый уровень (0 - 3 баллов): не умеет толерантно взаимодействовать с представителями других этносов. Не отличает толерантность от равнодушия и интолерантности; активную толерантность от пассивной. Отсутствуют наблюдательность в отношении проявлений межэтнической интоле-рантности, готовность и умение пресечь интолерантные действия, возникшие на межэтнической почве. Отсутствие уважительного отношения к языку, культуре, религии других этносов. В конфликтной ситуации, одним из участников которой является человек с иной этнической принадлежностью, возможны такие способы реагирования как соперничество, приспособление, избежание. Умение вести конструктивный диалог с людьми иной этнической принадлежности, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи и т. д.) не сформировано.

Творческий компонент (Критерий воспитанности - умения толерантного взаимодействия с представителями других этносов в новых условиях).

Оптимальный уровень (9 - 10 баллов): может всегда самостоятельно в новых условиях осуществить толерантное взаимодействие с представителями других этносов. Умеет отличить толерантность от равнодушия и интолерантности; активную толерантность от пассивной в новых условиях. Умение в новых ситуациях замечать проявления межэтнической интолерантности. Готовность и умение в новых ситуациях пресечь интолерантные действия, возникшие на межэтнической почве. Умение вести конструктивный диалог с представителями других этносов, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи и т.д.) в любых новых условиях.

Допустимый уровень (6 - 8 баллов): может практически всегда самостоятельно в новых условиях осуществить толерантное взаимодействие с представителями других этносов. В большинстве случаев умеет отличить толерантность от равнодушия и интолерантности; активную толерантность от пассивной в новых ситуациях. Умение в большинстве случаев в новых ситуациях замечать проявления межэтнической инто-лерантности. Готовность и умение в большинстве случаев в новых ситуациях пресечь интолерантные действия, возникшие на межэтнической почве. Умение вести конструктивный диалог с людьми иной этнической принадлежностью, независимо от их статуса (друзья, родственники, коллеги, учащиеся, соседи и т. д.).

Критический уровень (4 - 5 баллов): не сформирован.

Недопустимый уровень (0 - 3 баллов): не сформирован.

Оценочно-рефлексивный компонент: (Критерий воспитанности - рефлексия и адекватная оценка проявлений межэтнической толерантности, равнодушия и интолерантно-сти).

Оптимальный уровень (9 - 10 баллов): наличие рефлексии и адекватной оценки проявлений межэтнической толерантности / равнодушия / интолерантности.

Допустимый уровень (6 - 8 баллов): наличие рефлексии и в основном адекватная оценка проявлений межэтнической толерантности / равнодушия / интолерантности.

Критический уровень (4 - 5 баллов): отсутствие рефлексии и неадекватная оценка проявлений межэтнической толерантности / равнодушия / интолерантности. Имеет место расхождение слов с делом, между должным и фактическим поведением.

Недопустимый уровень (0 - 3 баллов): отсутствие рефлексии и адекватной оценки проявлений межэтнической толерантности / равнодушия / интолерантности.

Второй этап: компетентным экспертам (преподавателям, работающим с данной группой, классному руководителю,

психологу) предлагается прочитать характеристики компонентов межэтнической толерантности и оценить уровень воспитанности межэтнической толерантности учащихся или студентов.

Третий этап: с целью выяснения степени значимости каждого компонента межэтнической толерантности компетентным экспертам предлагается ранжировать их, присваивая самому важному, по их мнению, номер 5, второму по важности - номер 4 и так далее.

В соответствии с порядком значимости компонентов межэтнической толерантности по формуле рассчитывается интегративный показатель межэтнической толерантности отдельно по данным самооценки учащихся или студентов и экспертной оценки.

В нашем случае формула приобрела следующий вид: Имт = 5М + 4 К + ЗО + 2 Т + Ор, где Имт - интегративный показатель межэтнической толерантности; М - значение мотивационного компонента; К - значение когнитивного компонента; О - значение операционного компонента; Т - значение творческого компонента; Ор - значение оценочно-рефлексивного компонента; 5, 4, 3, 2 - степени значимости компонентов. Уровни воспитанности межэтнической толерантности после исчисления интегративного показателя определяются следующим образом: если 150 > Имт > 128, то уровень оптимальный; если 127 > Имт > 83, то уровень допустимый; если 82 > Имт > 53, то уровень критический; если 52 > Имт > 0, то уровень недопустимый.

Оптимальный уровень воспитанности межэтнической толерантности - это идеал, к которому нужно стремиться.

Допустимый уровень - это уровень, достижение учащимися или студентами которого свидетельствует о наличии у них межэтнической толерантности.

Критический и недопустимый уровни свидетельствуют о том, что межэтническая толерантность не сформирована. Они выделяются для определения исходного уровня сформирован-ности каждого из компонентов межэтнической толерантности: мотивационного, когнитивного, операционного, творческого и оценочно-рефлексивного. Это позволяет преподавателю определить, с чего необходимо начать работу с данной группой учащихся или студентов.

Критический уровень предполагает, что у учащегося или студента не сформированы мотивационный, творческий и оценочно-рефлексивный компоненты межэтнической толерантности. Когнитивный компонент представлен минимальным набором разрозненных сведений о межэтнической толерантности. О наличии операционного компонента позволяет говорить лишь то, что учащийся или студент может проявить толерантность, руководствуясь внешними мотивами, что, по сути, не соответствует активной толерантности, к формированию которой необходимо стремиться.

Недопустимый уровень свидетельствует о том, что у учащихся и студентов не сформированы все компоненты межэтнической толерантности.

Четвертый этап: для объективности результаты самооценки и экспертной оценки сравниваются между собой. Если они совпадают, то студенты или учащиеся адекватно оценили свой уровень воспитанности межэтнической толерантности. Если оценка экспертов выше, то у студентов или учащихся самооценка - заниженная, если оценка экспертов ниже, то -завышенная.

Наряду с анкетой и методикой измерения уровней воспитанности межэтнической толерантности, разработанными нами, можно использовать следующие методики: методику оценки способов реагирования в конфликте (К.Н. Томас) [2]; «шкалу принятия других» Фейя [3]; тест О.И. Тушкановой «Насколько Вы терпимы?» [4].

Таким образом, использование комплекса формализованных и неформализованных методов диагностики позволяет наиболее точно определить уровень воспитанности межэтнической толерантности учащихся или студентов, чтобы затем вести целенаправленную работу по воспитанию у них данного качества.

Библиографический список

1.Шалаев, И. К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика: учеб. пособие по психологии управления. -Изд. 2-е, перераб. - Барнаул, 2001.

2.Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - Спб.: Питер, 2000.

3.Лабунская, В. А. Психология затруднённого общения : теория, методы, диагностика, коррекция: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Академия, 2001.

4.Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст; НПО МОДЭК. - М.; Воронеж: Мос-ков. психолого-соц. ин-т., 2002.

Статья поступила в редакцию 23.12.09

УДК З71

Н.Г. Барышникова, канд. пед. наук., доц. АлтГПА; E-mail: [email protected]; М.П. Тырина, канд. пед. наук., доц. Ал-тГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

В работе представлена структурно-функциональная модель научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования. Авторы описывают цель, задачи, функции, принципы, субъектов, содержание, этапы, формы, уровни и результаты исследуемого процесса.

Ключевые слова: структурно-функциональная модель, научно-методическое сопровождение, культурологические основания, му-

ниципальная система образования.

Актуальность создания модели научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования г. Барнаула определяется объективной сложностью, мно-гоаспектностью, социальной значимостью процессов, происходящих в системе инновационно изменяющегося образования города в условиях приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) и регионального комплексного проекта модернизации образования (РКПМО). Лабораторией «Культурологические основы развития образования» Центра развития образования г. Барнаула предпринята попытка культурологического обоснования структурно-функциональной модели научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования.

Под моделью научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования мы понимаем теоретически обоснованный и практически внедряемый прообраз культуросообразного нормативного, функционального и содержательного наполнения мотивационных и ресурсных механизмов поддержки инноваций, направленных на повышение степени адекватности образовательных услуг запросам субъектов внешней среды и муниципальной стратегии развития образования.

В качестве ведущих принципов наполнения целевого, содержательного, технологического и результативного компонентов модели нами признаны принципы открытости, социального партнерства, непрерывности, вариативности, куль-туросообразности, адекватности ПНПО и РКПМО, человеко-центризма, связи теории и практики, мобильности и адаптивности, функциональной грамотности. Принципы научно-методического сопровождения развития муниципальной системы образования разработаны нами совместно с лабораторией управления инновационными процессами в образовании Центра развития образования г. Барнаула.

Принцип открытости обусловлен государственно-общественным характером управления образованием. В числе заказчиков на образование и «производителей» образовательных услуг выступают разные общественные группы и авторы образовательных инициатив. Принцип открытости требует сделать процесс сопровождения более свободным, гибким, дифференцированным. Необходимо создать такие условия, чтобы у участников сопровождения возникла готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих успехах и неудачах. В обсуждении возможных вариантов решения проблемы и выборе наиболее целесообразного пути решения должны принимать участие все заинтересованные лица и организации. Принцип социального партнерства регулирует коммуникативную сторону процесса сопровождения. Сопровождение имеет интерактивную

природу, в нем участвуют два субъекта: носитель проблемы (сопровождаемый) и помогающий решить проблему (сопровождающий). Их взаимодействие направлено на освоение сопровождаемым новых моделей разрешения проблемных ситуаций. В процессе сопровождения актуализируется собственный потенциал сопровождаемого. Активность характерна для обеих сторон. Акценты активности постепенно переносятся с сопровождающего на сопровождаемого. «Удаление сопровождающего» выступает критерием эффективности.

Принцип непрерывности гарантирует возобновление или непрекращение сопровождения в случае его востребованности. Принцип вариативности предполагает осуществление нескольких видов сопровождения: предупреждение возникновения проблемы; обучение сопровождаемого методам решения проблем в процессе разрешения проблемной ситуации; экстренная помощь в кризисной ситуации, а следовательно равнозначность программ сопровождения развития в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций.

Принцип культуросообразности выражает требование строить процесс сопровождения, сообразуясь с единством всех достижений культуры (не только науки, но и искусства, религии, традиций и т. д.). Система образования - часть культуры общества в широком ее понимании. Следовательно, помощь образовательным учреждениям в разрешении проблем, сопровождение процесса создания, освоения и внедрения новшеств не только строится на основе существующей культуры, но и вносит в культуру нечто принципиально новое, становится творцом новых элементов культуры. Принцип адекватности ПНПО и РКПМО требует от сопровождающего уточнения гражданского заказа на образование, смысла образовательных реформ. Необходимо определение приоритетов поддержки в развитии образования в соответствии с перспективами экономического развития города с пониманием того, какие изменения должны произойти в системе образования города и края. Следует разрабатывать механизмы поддержки и сопровождения инновационной деятельности, организовывать систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров с общей ориентацией образования на потребности рыночной экономики, региона и ценности общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип человекоцентризма требует, чтобы специалисты системы сопровождения во всех проблемных ситуациях находились «на стороне сопровождаемого», защищая его интересы и права. Вместе с тем, система образования существует для человека и ради человека, поэтому какие бы новшества не внедрялись в систему образования, они не должны наносить вред главной ценности образовательного процесса -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.