Научная статья на тему 'Диагностика сформированности нравственного понятия "доброта" у младших подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Диагностика сформированности нравственного понятия "доброта" у младших подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ДОБРОТА / ПОДРОСТКИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / DIAGNOSTICS / KINDNESS / TEENAGERS / INTELLECTUAL INSUFFICIENCY / EMOTIONAL STIMULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Т. П., Махазён М. В.

В статье представлено диагностическое исследование понимания младшими подростками с ограниченными возможностями здоровья сути нравственной категории "доброта" (когнитивный и мотивационный аспекты) с использованием приемов эмоционального стимулирования, приведен анализ полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Т. П., Махазён М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF FORMATION OF DISABLED JUNIOR TEENAGER''S NOTION OF "KINDNESS"

The article reveals the procedure of diagnostics of disabled junior teenager's understanding of the essence of the moral notion of kindness using methods of emotional stimulation. The results of investigation are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Диагностика сформированности нравственного понятия "доброта" у младших подростков с ограниченными возможностями здоровья»

Гаврилова Т.П.1, Махазён М.В.2

'Доцент, кандидат педагогических наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; 2Учитель русского языка и литературы, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 3 VIII вида г. Березники Пермского

края

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННОГО ПОНЯТИЯ "ДОБРОТА" У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье представлено диагностическое исследование понимания младшими подростками с ограниченными возможностями здоровья сути нравственной категории "доброта" (когнитивный и мотивационный аспекты) с использованием приемов эмоционального стимулирования, приведен анализ полученных результатов.

Ключевые слова: диагностика, доброта, подростки, интеллектуальная недостаточность, эмоциональное стимулирование.

Gavrilova T. P.1, Makhazen M. V.2

'Docent of pedagogical department of Perm State Humanitarian Pedagogical University, candidate of pedagogical sciences; 2School

teacher of literature at special school.

DIAGNOSTICS OF FORMATION OF DISABLED JUNIOR TEENAGER'S NOTION OF "KINDNESS"

Abstract

The article reveals the procedure of diagnostics of disabled junior teenager's understanding of the essence of the moral notion of kindness using methods of emotional stimulation. The results of investigation are presented in the article.

Keywords: diagnostics, kindness, teenagers, emotional stimulation, intellectual insufficiency.

Содержание нравственного воспитания в современных образовательных учреждениях претерпевает существенные изменения в связи с усложнившейся в стране социальной ситуацией и острой необходимостью возродить общечеловеческие ценности. Мы с сожалением констатируем увеличение числа учащихся, совершающих аморальные поступки, проявляющих жестокость по отношению к окружающим. Формирование у подрастающего поколения таких базовых нравственных качеств, как доброта, милосердие, чуткость становится одной из актуальных задач педагогической науки[3]. Необходимость ее решения приобретает особую остроту, когда речь идет о подростках с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с интеллектуальной недостаточностью.

Известно, что ребенок с особыми потребностями в обучении занимает своеобразное положение в семье и в близкой ему среде. Большинство учащихся коррекционной школы - это дети из неблагополучных семей, где они не только обделены заботой и вниманием, но и часто становятся жертвами своих родителей, которые жестоко обращаются с ними; вследствие этого у детей возникает агрессия, появляется злоба на весь мир, повышается уровень тревожности. Именно поэтому эти дети растут социально пассивными, отличаются особой жестокостью и эгоизмом. Насилие и недобрые поступки зачастую ребенок воспринимает как жизненную норму.

Психологи и педагоги отмечают, что младшие подростки с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в повышенном внимании в силу своих особенностей: наличия разнообразных дефектов, слабо сформированных нравственных качеств, познавательных умений и навыков, недостаточно развитой эмоционально-волевой сферы. У таких детей практически отсутствует иммунитет к отрицательным влияниям среды, многим присущи безынициативность, безволие, неспособность к нравственной саморегуляции. Специальные исследования показывают, что дети с интеллектуальной недостаточностью легко внушаемы, и в силу этого часто совершают правонарушения под влиянием более опытных людей с негативной направленностью [4].

Задача педагога состоит в том, чтобы помочь школьнику, испытывающему проблемы в обучении и общении, восстановить баланс внутреннего мира, сформировать потребность в выражении чувств сострадания, жалости, человеколюбия, нетерпимость к унижениям и оскорблениям[3].

Стремясь сделать процесс воспитания доброты, чуткости, милосердия, заботливости эффективным, мы разработали специальную технологию, которая наряду с традиционными методами предусматривает использование в учебно-воспитательном процессе приемов эмоционального стимулирования.

Ученые считают, что применение этих приемов имеет большое значение в работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья, так как у этих школьников невозможно сформировать нравственные качества, обращаясь только к их сознанию. Воспитывая подростков, необходимо пробудить у них нравственные чувства, создать положительное эмоциональное состояние, на фоне которого знания о нравственности будут пережиты ими как ценности и внутренне усвоены [5].

Учитывая то, что задачи воспитания у подростков таких нравственных качеств, как доброта, чуткость, милосердие могут успешно осуществляться лишь на основе всестороннего изучения личности школьника, мы провели комплексную диагностику. Она включала в себя выявление представлений и суждений подростков о нравственных категориях, изучение их личностной направленности на добро или зло, а также определение степени проявления и уровня сформированности у воспитанников исследуемых нравственных качеств.

Принимая во внимание особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью -замедленную ограниченную восприимчивость, узость восприятия, инактивность этого процесса, мы ввели в диагностические методики разнообразные приемы эмоционального стимулирования: игровые, художественно-образные, проблемно-поисковые.

Для изучения представлений учащихся 5 класса специальной [коррекционной] школы о понятии «доброта» и о сути понятий качеств, лежащих в его основе, были использованы следующие диагностические методики: «Этический словарь», «Галерея сказочных героев», «Круговорот нравственных понятий»[2].

При проведении диагностики «Этический словарь» пятиклассникам было предложено в письменной форме раскрыть суть нравственных категорий, таких как «доброта», «милосердие», «чуткость», «заботливость». После сравнения полученных ответов со словарными определениями было установлено, насколько верно младшие подростки понимают их суть.

Проанализировав все ответы, мы сделали вывод, что близкое к правильному понимание значения слова «доброта» - у 16% школьников, у 33% - искажена суть, 50% учеников не имеют представления о значении этого понятия. Близкое к правильному представление о такой нравственной категории, как заботливость имеют 33% школьников. Понятия «чуткость» и «милосердие» учащимися не осознаются совсем. В дальнейшем мы постарались сделать акцент на воспитательной работе по углублению понимания пятиклассниками сути именно этих категорий.

Включение в диагностический комплекс компьютерной интерактивной методики «Круговорот нравственных понятий», разработанной авторами, позволило не только выявить представления младших подростков с интеллектуальной недостаточностью об этических категориях, но и одновременно развивать их навыки в дифференциации этих понятий. Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком. Детям предлагалось посредством лазерной указки поместить названия нравственных категорий, поочередно появляющихся на экране интерактивной доски, в два вращающихся "круговорота злых или добрых понятий". Если суть морального качества человека была определена верно, то "круговорот" принимал 19

19

соответствующее понятие. Если ребенок допускал ошибку, "круговорот" исключал выбранное название этической категории и отправлял его в исходный список понятий. В завершении диагностики в процентном соотношении было определено количество верных и ошибочных ответов.

При выявлении представлений учащихся были получены следующие данные: 55 % школьников не справились с заданием, 35% исказили некоторые понятия, и только 10% учащихся проявили понимание сути предложенных нравственных категорий.

Выявить правильность суждений учащихся о добре и зле, понимание ими сути поступков персонажей сказок, позволила компьютерная диагностика «Галерея сказочных героев».

Для ее проведения младшим подросткам был предложен электронный тест, по условиям которого учащиеся должны были, вспомнив героев сказок, которые они читали ранее, заполнить «залы галереи» портретами добрых или злых сказочных героев, объяснив, почему они поместили их в тот или иной зал.

Качественный анализ ответов показал, что младшие подростки смешивают понятие «доброта» с другими качествами личности, такими как смелость, справедливость, везение. Это, несомненно, подтвердило необходимость проведения с учащимися работы по дифференциации нравственных категорий.

Относительно понимания учащимися категории зла, можно сделать вывод, что данное понятие школьники путают с добротой, хитростью и нечестностью.

Таким образом, анализ диагностических данных позволил сделать вывод, что 33% школьников умеют по поступкам отличать злых и добрых героев, 25% смогли правильно распределить персонажей по залам галереи, но не смогли обосновать свой ответ. 42% учеников ошибочно определили характер поступков сказочных героев, так как не вполне поняли суть их действий.

Для изучения направленности личности младших подростков на добро или зло, нами были выбраны методики: «Веер» [1], «Друг - солнце».

При проведении диагностической методики «Веер» ученикам было предложено устно ответить на вопрос: «Как ты поступишь в данной ситуации?». «Веер» был составлен из цветных карточек, на которых были представлены различные ситуации по теме исследования. Выбирая из «веера» одну из карточек, школьник зачитывал ситуацию и предлагал свое решение.

Приведем содержание некоторых ситуаций и ответы детей:

1. Ты задумался и не уступил место пожилому человеку в автобусе.

Тебе сделали замечание. Что ты сделаешь?

Вера Д.: Наверно ничего не скажу, буду смотреть в окно.

2. Человеку стало плохо на улице, и он попросил у тебя помощи, а ты

опаздываешь на тренировку. Тренер наказывает за опоздания. Твои действия?

Виталий М.:. Побегу на тренировку. Зачем мне помогать кому-то? Так ему и надо!

Качественный анализ ответов показал, что направленность личности на добро зафиксирована у 25% учащихся, на зло - у 42% школьников, на равнодушие - у 33%. Дети не способны адекватно оценить конфликтную ситуацию, и, чаще всего, поддаются эмоциональным порывам, вследствие чего у них возникает агрессивный настрой. Учащиеся имеют некоторые представления о сути моральных норм, но не стремятся им следовать. В предполагаемых действиях они предпочли бы остаться в стороне, чтобы обезопасить себя.

Методика «Друг - солнце» позволила нам выяснить, какие качества личности особенно ценятся младшими подростками. Детям предлагалось ответить на вопрос, какими качествами, по их мнению, должен обладать настоящий друг, и написать названия этих качеств на лучах «солнца».

Анализируя ответы учащихся, мы выяснили, что некоторые из них инстинктивно ищут защитника. Это можно объяснить тем, что многие дети имеют тяжелые психологические травмы, связанные с родительскими побоями, у них имеет место повышенный уровень тревожности. Например, Илья К. пожелал видеть своего друга сильным, чтобы он, в случае опасности, смог бы защитить его.

Таким образом, по результатам этой диагностики только 29% учащихся указали, что хотят видеть своего друга заботливым, 7% - добрым, 71% не выделили эти качества. Кроме того, никто из учащихся не отметил такие нравственные категории, как чуткость и милосердие. Мы считаем, что данные качества личности не являются для учащихся приоритетными потому, что дети не вполне ясно понимают значение этих понятий. Следовательно, возникла необходимость продолжить работу по формированию у младших подростков нравственного сознания, углубляя суть понятий "доброта", "милосердие", "чуткость", "заботливость"; а затем формировать у школьников установки и мотивы на нравственные поступки.

Для того чтобы изучить степень проявления свойств, лежащих в основе понятия «доброта», и определить уровень сформированности этого качества, мы применили метод компетентных судей с помощью разработанной нами карты наблюдений.

Изучив показатели, мы обнаружили, что высокого, а также достаточного уровня сформированности доброты нет ни у одного из учащихся. Средний уровень - у 41 % школьников, низкий - у 58%.

Проведенное диагностическое исследование показало, что несмотря на то, что некоторые учащиеся имеют представления о сути моральных понятий и норм, в жизни они ими не руководствуются. Мы также заметили, что есть дети, которые не имеют представления о значении нравственных понятий, однако в реальной действительности совершают добрые поступки.

Следует отметить, что полнота и достоверность диагностических данных были обеспечены спецификой диагностических методик - краткостью, эмоциональностью, необычным содержанием, занимательностью. Проанализировав полученные результаты, мы определили конкретные цели дальнейшей учебно-воспитательной работы: углубить понимание младшими подростками сути понятия "доброта" и его структурных компонентов (чуткость, милосердие, заботливость), скорректировать суждения учащихся о них, сформировать установки на доброжелательное отношение к окружающим и гуманные поступки.

Для достижения этих целей мы разработали цикл воспитательных мероприятий и ряд проектов по нравственному воспитанию, таких как "Создание книги добрых слов", "Наши меньшие друзья", благотворительная акция "Поможем миру вместе", которые были в дальнейшем успешно реализованы в учебно-воспитательном процессе.

Литература

1. Богданова О.С. Этические беседы с подростками: кн. для учителя/ О.С. Богданова, О.Д. Калинина, М.Б. Рубцова. - М.: Просвещение, 1987.

2. Гаврилова Т. П. Использование приемов эмоционального стимулирования в нравственном воспитании младших школьников: методическое пособие/ Т. П. Гаврилова. - Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2005.

3. Данилюк А.Я., Кондаков A.M., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М., 2011.

4. Шаповалова О. Е. Современные подходы к изучению эмоционального развития умственно-отсталых школьников// Коррекционная педагогика. - Липецк: Образование-плюс. - 2006 г. №3. 20

20

5. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. - 2003 г. - №4. -стр. 21-24.

Гарипова ИМ

Доцент, кандидат педагогических наук, Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы

О МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭМОЦИИ И ЕЁ ИПОСТАСЯХ

Аннотация

В статье исследуется музыкальная эмоция, которая может проявляться по-разному. Она может иметь сходство с жизненной эмоцией и с лёгкостью вербализироваться или быть эмоциональным переживанием звуковой материи. Понимание механизмов объективации и трансляции музыкальной эмоции позволит музыканту-аналитику глубже проникнуть в смысл произведения, а музыканту-педагогу - эффективно организовать процесс обучения.

Ключевые слова: сущностные свойства эмоционального явления и их музыкальная объективация; музыкальная эмоция; жизненная эмоция в музыке.

Garipova N.M.

docent (assistant professor) of musical instruments and theory of music, Bashkir state pedagogical university by M. AkmuUa (Ufa),

PhD, assistant professor

ABOUT MUSIC EMOTIONS AND THEIR HYPOSTASES

Abstract

The article investigates the musical emotion that can manifest itself in different ways. It may resemble a vital emotion and easily verbalize or be an emotional experience of sound material. Understanding the mechanisms of objectification and translating of musical emotions will allow the musician-analytic deeper penetrate into the meaning of the work, and a musician-teacher - to effectively organize the learning process.

Keywords: essential properties of emotional phenomena and their music objectification, musical emotion, life emotion in the music.

Всем известна особая эмоциогенность музыкального искусства. Музыка способна вызывать чувства, порой недоступные человеку в его повседневной жизни, что делает её притягательной на протяжении многих тысячелетий. Эмоциональная многогранность даже одного произведения порой удивляет и потрясает. Всё это издавна являлось источником научного интереса к музыкальным эмоциям. В музыкальной психологии эта проблема так или иначе затрагивалась и затрагивается практически всеми учёными, поскольку традиционно музыка рассматривается как особый язык чувств. При этом музыкальная эмоция рассматривается в самых разных контекстах - в контексте психики (Л.Дорфман, В.Петрушин, J.Sloboda), тех или иных видов музыкальной деятельности (Л. Бочкарев, Г. Цыпин, E. Clarke, P. Juslin,), музыкальной педагогики (В.Ражников), или сквозь призму музыкознания и музыкального искусства (В.Холопова, P. Kivy L. Meyer ).

Один из интереснейших вопросов - является ли эмоция в музыке уникальным явлением или она подобна жизненному эмоциональному переживанию. В данной статье будет показано, что музыкальная эмоция существует в этих двух ипостасях, развести которые порой можно лишь теоретически.

Можно предположить, что музыкальная эмоция напоминает жизненную в том случае, когда при восприятии музыки у слушателя возникают различные ощущения и представления, связанные с миром (реальным или вымышленным), и музыкальное произведение предстаёт как модель этого мира, той или иной его стороны, или как модель эмоционального состояния по отношению к этому миру (предмету, явлению, событию). Весьма существенно, что в музыке отражается не только состояние, сознательно моделируемое (и, возможно, переживаемое) композитором, но и состояние человека (людей) определённой эпохи, этноса, социальной принадлежности. «Даже в одном музыкальном произведении, - пишет В.Медушевский, - мы не только ощущаем быстротечные душевные движения персонажей и более протяжённые состояния лирического героя - мы угадываем в нём отзвуки доминирующего настроения композитора, нации в определённый период её социально-духовного развития, исторической эпохи» [5, с. 55]. Как правило, эмоция является существенным элементом этого состояния.

Однако это состояние связано не только эмоциональной сферой, но и с деятельностью иных сфер психики - с деятельностью, результаты которой осознаются слушателем и с лёгкостью вербализуются (хотя бы ретроспективно). Дело в том, что в эмоции имеет место связь между субъектным (связанным с самим переживанием) и объектным, когнитивным (связанным с объектом эмоции) элементами [см. 2, с. 496-589]. Это запечатлено в понятиях, лексемах, которые отражают субъектный компонент эмоции (то есть, само переживание), и вместе с тем указывают на объектный компонент, уходящий своими корнями в сенсорно-перцептивные, мыслительные или двигательные процессы (что собственно позволяет аргументированно говорить о модальности эмоционального явления). Многие слова вербального языка, отражающие и музыкальное переживание, могут указывать на эту связь. Так, эпитеты печально, грустно, радостно, ликующе, страшно, гневно принадлежат, прежде всего, к самой сфере эмоций (к субъектному компоненту). Эпитеты торжественно, величественно, грандиозно, возвышенно, созерцательно указывают на связь эмоции с сенсорно-перцептивными процессами. Лексемы сосредоточенно, серьёзно, рассудочно, рассудительно, надуманно отсылают к мыслительным процессам. А эпитеты решительно, порывисто, призывно, суетливо явно связаны с регуляционными процессами психики.

Выявление истоков объектного компонента эмоции, воплощённой в музыкальном произведении, нередко позволяет глубже понять его смысл, а точнее - предмет смысла. Так, например, эпитет тяжело, часто указываемый в нотном тексте, отсылает к мышечным ощущениям, а потому может быть связан с образами гнёта, борьбы, преодоления (однако лишёнными активной моторики). А вот эпитет монументально (формально по характеру звучания напоминающий образную сферу тяжело) указывает на предмет смысла, доступный для созерцания.

Таким образом, музыкальная эмоция подобна жизненной эмоции в том случае, когда музыкальное произведение воспринимается как художественный мир, подобный миру реальному, иначе говоря, когда художественный мир музыкального опуса оценивается сквозь призму реального мира, а возникшая эмоция связывается с состояниями субъекта этого мира. Механизм возникновения таких эмоциональных переживаний напоминает механизм возникновения эмоций в повседневной жизни, где человек сталкивается не только со многими эмоциогенными объектами, явлениями, но и с эмоциогенными свойствами мира. Музыка способна вызвать представления подобных предметов, а также эмоциогенные ощущения, которые человек связывает не со звучащей материей, а с художественным миром, выстраиваемом в музыкальном произведении.

Однако музыкальную эмоцию слушатель может связать сугубо с музыкальным произведением, с музыкально-звуковым телом, в котором эта эмоция нашла свою объективацию. Если в первом случае эмоция в музыке отражается как бы опосредованно - благодаря вызываемым у слушателя представлениям и ощущениям (хотя не только так), то во втором - она моделируется непосредственно. Это непосредственное моделирование эмоционального явления заключается в том, что в музыкально-звуковой материи непосредственно отражаются его сущностные свойства - двухкомпонентность, двузначность, обобщённость, а также временно-пространственные и модальностно-интенсивностные характеристики [см. 1, с. 400; 4 ]. 21

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.