Научная статья на тему 'Диагностика «Нормативной» структуры знаний'

Диагностика «Нормативной» структуры знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снигирева Т. А.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и диагностикой «нормативной» структуры знаний обучаемых. Под «нормативными» знаниями понимаются знания, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта, которые подлежат обязательному усвоению обучаемыми и последующему контролю со стороны образовательных учреждений. На основе проведенных исследований обосновано, что наиболее объективной формой диагностики сформированной структуры знаний является тестовый контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regarding the «Normative» Structure of Knowledge

The article points up the issues of forming and diagnosing «normative» structure of students' knowledge. The knowledge corresponding to the requirements of the State Educational Standard that is to be mandatory acquired by students and consequently controlled by education institutions is regarded to be «normative». On the basis of conducted research it is stated that the most objective way of diagnosing the formed structure of knowledge is a test.

Текст научной работы на тему «Диагностика «Нормативной» структуры знаний»

Большая часть российских вузов придерживается первой концепции. В этой позиции существуют ложное представление о том, что качества можно достичь путем инспекции, и опасность пренебрежения потребностями рынка труда.

Некоторые вузы ориентируются на вторую концепцию «соответствие применению», т. е. на удовлетворение нужд потребителя кадров. Однако поскольку российский рынок еще не осознает достаточно четко свои потребности, вузы начинают обращать внимание на «соответствие стоимости», стараясь совмещать высокое качество и низкую стоимость подготовки или наоборот.

Лишь незначительная часть вузов уверенно ориентируется на концепцию «соответствие скрытым потребностям», т. е. пытаются одновременно снижать затраты на подготовку специалистов и удовлетворять перспективные нужды потребителя (работодателя).

В рамках рассматриваемого подхода можно выделить три основные группы показателей качества: качество со-

держания образования (качество знаний, качество способов решения задач и пр.), качество методов обучения и воспитания (качество организации познавательной деятельности, качество мотивации познавательной деятельности, качество контроля за учебной деятельностью, качество контроля за результатами учебной деятельности и т. д.), качество образованности личности (качество усвоения знаний и навыков, качество усвоения нравственных норм).

В соответствии с данными группами показателей формируется система частных показателей, в наибольшей мере отвечающих целям и задачам, которые ставит перед собой вуз в конкретной ситуации.

Разумеется, предлагаемые концепции совершенствования профессионального образования не претендуют на истину в последней инстанции, они могут быть уточнены и расширены, но в любом варианте необходимы комплексные экономически и социально обоснованные университетские программы по их реализации.

Поступила 08.07.05.

ДИАГНОСТИКА «НОРМАТИВНОЙ» структуры ЗНАНИЙ

Т. А. Снигирева, доцент кафедры физики с курсом высшей математики Ижевской государственной медицинской академии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и диагностикой «нормативной» структуры знаний обучаемых. Под «нормативными» знаниями понимаются знания, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта, которые подлежат обязательному усвоению обучаемыми и последующему контролю со стороны образовательных учреждений. На основе проведенных исследований обосновано, что наиболее объективной формой диагностики сформированной структуры знаний является тестовый контроль.

В современных условиях развития российского образования концепция оценки качества учебных достижений претерпевает заметные изменения, она затрагивает не только учащихся и студентов, но и педагогов, образовательные учреждения и всю систему образования в целом. Качество учебных достижений непосредственно зависит от эффективно-

сти учебного процесса: формирования структуры знаний и последующей диагностики сформированных знаний обучающихся.

Под структурой знаний понимается устойчивая и упорядоченная связь между знаниями определенного вида, соотнесенными по содержанию с изучаемым модулем учебной информации и

<0 Т. А. Снигирева, 2005

классификатором знаний (например, классификатором Б. Блума — Р. Гаг-на — В. С. Аванесова1), в рамках определенной модели обучения (от 3 до 6 уровней усвоения учебного материала В. П. Беспалько, М. Н. Скаткина, Б. Блума и других авторов).

По мнению В. И. Гинецинского, структуре учебного знания соответствует определенный фонд сведений, существующий в общественном опыте (факты, теории, константы, методы, модели и т. д. либо определения, понятия, суждения, умозаключения), причем любое формирование знаний всегда предусматривает включение новых знаний в структуру уже имеющихся (актуализированных)2.

Каждое учебное заведение должно стремиться в первую очередь к формированию полных индивидуальных структур знаний, в которых не было бы пробелов (разрывов), и на этой основе повышать уровень подготовки обучаемых. Уровень знаний в значительной степени зависит от личных усилий и способностей учащихся, студентов, а также от психофизиологических особенностей личности, в то время как структура знаний заметно отражает особенности организации учебного процесса. На формирование структуры знаний обучаемых в большой степени влияют умение преподавателя правильно построить программу подготовки и эффективно ее изложить, его ответственность в работе по выявлению и устранению пробелов в знаниях обучаемых, умение внести моменты индивидуализации в массовый процесс обучения.

Формирование структуры знаний по любому учебному предмету начинается с составления рабочей программы курса, которая должна соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта (ГОС) и образовательной программы учебного заведения; тематического плана лекций и практических занятий; учебно-методических разработок занятий и т. д. и происходит на

лекциях, практических и лабораторных занятиях, а также в результате самостоятельной работы учащихся, студентов.

Формируемый уровень структуры знаний — это уровень развития учебнопознавательной активности обучаемых по овладению научными знаниями и умениями, соответствующими изучаемой учебной дисциплине. В нем можно выделить два слоя: диагностируемый и не-диагностируемый. Диагностируемый слой формируемого уровня знаний состоит из совокупности базовых понятий, определений, фундаментальных законов, положений, принципов, теорий, которые обучаемый должен держать в оперативной памяти. Это — «нормативные» знания, соответствующие требованиям государственного образовательного стандарта, которые подлежат обязательному усвоению обучаемыми и последующему контролю со стороны образовательных учреждений. Однако не все знания можно диагностировать с помощью известных методов контроля. В формируемом уровне знаний есть и недиагностируемый слой, который составляют знания, либо вообще не подлежащие диагностике, либо предполагающие только индивидуальную диагностику.

«Нормативные» знания следует отнести к «нормам качества» образования. По определению А. И. Субетто, «норма качества» — это выявленная, общепризнанная и документально зафиксированная система требований к качеству образования и действующих механизмов (регламентов) их обеспечения и реализации, соответствующих потребностям развития государства, общества и личности. «Стандарт» есть определенная формализованная норма, как правило, оформленная документально. Закон «Об образовании» определяет государственный образовательный стандарт как гарантированный минимум содержания образования, обеспечивающий единое образовательное пространство в России3.

Объем и структуру «нормативных» знаний кроме требований ГОС опреде-

ляют тип образовательного учреждения (школа, лицей, гимназия, институт, академия и т. д.), форма обучения (очная, заочная и т. д.), образовательная программа учебной дисциплины, выбранная модель обучения и т. п.

Вопрос о соответствии сформированной структуры знаний обучаемых требованиям образовательных стандартов можно решить только с помощью процедур контроля и диагностики знаний. Различают и используют несколько видов контроля и оценки (диагностики) знаний: текущий, периодический, итоговый и т. д. Например, диагностика формируемой структуры знаний при проведении практических занятий со студентами I курса (лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов) на кафедре физики Ижевской государственной медицинской академии осуществляется традиционными методами контроля знаний (устный и письменный контроль). Они не обеспечивают полностью поставленной задачи, заключающейся в определении уровня формирования структуры знаний обучаемых, так как не охватывают по объему весь изучаемый учебный материал, требуют затрат времени на ответ и проверку (письменные контрольные работы) и не отвечают полностью принципам объективности при выставлении оценок.

Для повышения объективности педагогического контроля необходимы наличие системы целей, поставленных перед обучающимися для обеспечения возможности определения достигнутых результатов; гибкая технология педагогического контроля, позволяющая ориентироваться на индивидуальные возможности обучающихся и педагогов; использование для педагогического контроля «жесткого» алгоритма — интерпретации, позволяющей свести к минимуму субъективные факторы, связанные с межличностными отношениями. На данном этапе развития педагогической науки перечисленным требованиям наиболее удовлетворяют системы тестового контроля.

Основным «инструментом» диагностики формируемой структуры знаний студентов на кафедре физики является тестовый контроль, который проводится в конце каждого практического занятия (текущий контроль знаний).

Гомогенные тесты разработаны на основе научных принципов дидактической тестологии4. Тесты состоят из четырех вариантов, в каждом из которых — 20 или 30 заданий закрытой формы, расположенных в порядке возрастающей трудности и распределенных по трем уровням сложности.

Содержательную область теста определяет учебный тезаурус медицинской и биологической физики5. Использование тезауруса позволяет получить общую оценку качества теста по формуле п = Cjf + ( Я + CjG + C.L + ( К. в которой учтены пять критериев качества теста: его содержательность (S), репрезентативность структуры (R) и ГОС (G), пригодность для диагностики уровней обученности (L) и видов знаний (К); Cj—С5 — соответствующие коэффициенты «важности» критериев; их сумма должна быть равна единице (условие нормировки). Перечисленные критерии и их весовые коэффициенты определяются методом групповых экспертных оценок6. Описание критериев качества теста и формулы для их вычисления приведены в работе О. Ф. Шиховой7.

На основании матрицы распределения тестовых результатов и использования методов педагогической квалимет-рии и математического аппарата теории Item Response Theory проводится оценка статистических параметров и характеристик теста и испытуемых, определяется уровень формирования структуры знаний по формуле

У = Xt/B,

где X. — индивидуальный балл испытуемого; В — максимально возможное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении всего теста.

Графическая интерпретация результатов диагностики на основании анализа

диаграммы обученности, частотной характеристики теста, диаграммы формирования структуры знаний на ответы тестовых заданий І, II и III уровней сложности дает дополнительную информацию о качестве формирования структуры знаний обучаемых8.

Применение тестовых материалов, разработанных на основе тезаурусного и квалиметрического подходов, для диагностики «нормативной» структуры знаний позволяет:

— определить полноту отображения материала образовательной программы в содержании тестовых материалов;

— установить соответствие содержания тестовых материалов требованиям ГОС по изучаемой дисциплине;

— выявить пригодность тестовых заданий для оценки сформированности у обучаемых определенных видов знаний по классификации Б. Блума — Р. Гаг-на — В. С. Аванесова;

— определить уровень формирования «нормативной» структуры знаний обучаемых;

— выявить пробелы при формировании структуры знаний студентов;

— наметить дальнейшие пути для повышения качества и эффективности учебного процесса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. М., 2002.

г См.: Гинецинский В. И. Знание как категория педагогики : Опыт педагогической когнитологии / В. И. Гинецинский, Л., 1989.

3 См.: Субетто А. И. Введение в нормологию и стандартологию образования / А. И. Субетто. СПб. ; М., 2001.

4См.: Аванесов В. С. Указ. сочНелтан Ю. М. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов / Ю. М. Нейман,

B. А. Хлебников. М., 2000 ; Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов : учеб. пособие/М. Б. Челышкова. М., 2001.

* См.: Снигирева Т. А. Диагностика структуры знаний обучаемых на основе тезаурусного и квалиметрического подходов : дне. канд. пед, наук / Т. А. Снигирева. Ижевск, 2001.

6 См.: Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / В. С. Черепанов. М.,1989.

7 См.: Шихова О. Ф. О сертификации качества педагогических тестовых материалов / О. Ф. Шихова//Образование и наука : вестн. теорет. и приклад. исслед.:Екатеринбург, 2004. № 4. С. 50—55.

* См.: Снигирева Т. А. О формировании структуры знаний обучаемых / Т. А. Снигирева,, Е. В. Ворсина // Вопросы тестирования в образовании : всерос. науч.-метод, журн. 2004. № 9.

C. 82—90.

Поступила 25.04.05.

КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

О. Ф. Шихова, докторант кафедры профессиональной педагогики Ижевского государственного технического университета

В статье рассматриваются функции и критерии качества образовательных стандартов высшего профессионального образования. Предлагается система критериев для оценки качества вузовского образовательного стандарта по конкретной учебной дисциплине.

Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.) государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) предназначены для обеспечения:

— качества высшего профессионального образования;

— единства образовательного пространства Российской Федерации;

— основы для объективной оценки деятельности высших учебных заведений;

€) О. Ф. Шихова, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.