Научная статья на тему 'Диагностика личностных компетенций студентов и выпускников высшей медицинской школы'

Диагностика личностных компетенций студентов и выпускников высшей медицинской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ГРУППЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / EMPLOYER'S REQUIREMENTS / ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ / GROUPS OF COMPETENCES / DIAGNOSTICS OF COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сехин С.В., Павлюченкова Т.В., Никифоровский Н.К., Отвагина Н.М., Покусаева В.Н.

В работе рассматриваются тенденции развития высшего медицинского образования в России в условиях модернизации систем здравоохранения и образования. Показано, что компетенция выступает в качестве ключевого понятия как в рамках компетентностного подхода в образовании, так и в контексте компетентностно ориентированного профотбора. Продемонстрирован диагностический потенциал психологических тестов в направлении измерения и оценки личностных компетенций будущего врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF PERSONAL COMPETENCES OF STUDENTS AND GRADUATES OF HIGHER MEDICAL SCHOOL

The article deals with the development of new trends in the system of higher medical education in Russia in the process of modernization of healthcare system and the system of education. The competence has been shown to be a key term in the frames of a competence-based educational approach as well as in the context of competence-oriented professional selection. Diagnostic potential of psychological tests for evaluation of a prospective medical doctor’s personal competences has been demonstrated.

Текст научной работы на тему «Диагностика личностных компетенций студентов и выпускников высшей медицинской школы»

УДК 61(071.1):378.180.6

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ

Сехин С.В.1, Павлюченкова Т.В.2, Никифоровский Н.К.1, Отвагина Н.М.1, Покусаева В.Н.1

1 Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28 2Смоленский гуманитарный университет, Россия, 214014, Смоленск, улица Герцена, д. 2

Резюме. В работе рассматриваются тенденции развития высшего медицинского образования в России в условиях модернизации систем здравоохранения и образования. Показано, что компетенция выступает в качестве ключевого понятия как в рамках компетентност-ного подхода в образовании, так и в контексте компетентностно ориентированного профотбора. Продемонстрирован диагностический потенциал психологических тестов в направлении измерения и оценки личностных компетенций будущего врача.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, группы компетенций, высшее медицинское образование, требования работодателей, диагностика компетенций.

DIAGNOSTICS OF PERSONAL COMPETENCES OF STUDENTS AND GRADUATES OF HIGHER MEDICAL SCHOOL

Sekhin S.V.,1 Pavluchenkova T.V.,2 Nikiforovsky N.K.,1 Otvagina N. M.,1 Pokusaeva V.N.1

1 Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia,

2 Smolensk Humanitarian University, 214014, 2, Herzen St., Smolensk, Russia

Abstract. The article deals with the development of new trends in the system of higher medical education in Russia in the process of modernization of healthcare system and the system of education. The competence has been shown to be a key term in the frames of a competence-based educational approach as well as in the context of competence-oriented professional selection. Diagnostic potential ofpsychological tests for evaluation of a prospective medical doctor's personal competences has been demonstrated.

Key words: competence-based approach, competence, groups of competences, higher medical education, employer's requirements, diagnostics of competences.

Социально-экономические преобразования последних десятилетий, развитие сферы образования в России и Европе, процесс реализации Болонской декларации определили главное направление развития высшего образования, стержнем которого является его ориентация на потребности рынка. Существовавший ранее в педагогической практике принцип оценки контроля качества образования на основе знаний,

Формулировка проблемы

умении, навыков предполагал использование дидактических оценочных средств, таких как тесты, вопросы, разнообразные контрольные задания, различные показатели и шкалы оценивания. В настоящее время данныи подход не соответствует требованиям современного общества и вытесняется компетентностным (competence-based education - CBE). Концептуальное и структурно-содержательное развертывание Болонского процесса привело к расширению терминологического пространства, которое описывает и характеризует основные

подходы и понятия в образовании (компетенции, компетентностный подход, студен-тоцентрированная направленность образовательного процесса, трудоустраиваемость и др.) [1]. Эта терминология так же преобладает в теории и практике управления человеческими ресурсами и активно применяется для описания тех знаний и умений, которые ожидаются от специалистов для эффективного выполнения своих обязанностей [2].

Компетенция как ключевое понятие компетентностного подхода и практики профотбора

В последние годы в научной литературе широко обсуждается категориальный аппарат компетентностного подхода с связи с разнообразием альтернативных толкований терминов компетентность и компетенция.

Термин компетенция ввел в научный обиход в 1965 г. американский лингвист Н. Хомский (Chomsky, 1965), который предложил использовать понятие «компетенция» для характеристики способности человека к выполнению какой-либо деятельности [3].

В сфере профессиональной деятельности понятие компетентности предложено Р. Бойцисом (Boyatzis, 1982) как способность человека вести себя таким образом, который удовлетворяет требованиям работы в определенной организационной среде, что, в свою очередь, является причиной достижения желаемых результатов [4].

Для большинства зарубежных и отечественных авторов характерна позиция неразграничения понятий компетентность и компетенция. Исследование компетентности как научной категории в отечественной психолого-педагогической науке применительно к образованию, начиная с 1990-х годов, становится предметом специального многостороннего рассмотрения (Н.В. Кузьмина, Л.А. Петровская, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.П. Алексеева, Н.С. Шалыгина, Г.И. Сивкова и др.).

Происходящие изменения в системе здравоохранения и модернизация системы образования в России выявляют множество проблемных вопросов, связанных с применением компетентностного подхода, как в

педагогической практике высшей медицинской школы, так и в практике ориентированного на компетенции отбора специалистов-медиков. Современная социально-экономическая ситуация выпускника ВУЗа как специалиста на старте профессиональной карьеры характеризуется отсутствием распределительной системы трудоустройства и, как следствие, свободным поиском места работы. Также существуют большие различия в характере труда и размере заработной платы, престижности рабочих мест для молодых специалистов с одинаковым образовательным уровнем. Эти обстоятельства способствуют формированию конкурентности на рынке труда среди специалистов, в связи с чем перед медицинскими вузами стоит задача подготовки не только врача, как специалиста своего дела, но и как кон-курентноспособного выпускника. Эта задача осложняется постоянно изменяющимися, возрастающими требованиями работодателей. Например, по данным кадрового агентства «Каус-медицина», среди требований, которые работодатели предъявляют к врачам, помимо профессиональных знаний и умений, необходимы знания ПК, владение иностранным языком, умение общаться с пациентом и знание юридических аспектов медицинской работы [5]. Вместе с этим необходимо подчеркнуть, что в сложившихся условиях проблема несоответствия образования выпускников ВПО требованиям рынка труда гораздо сложнее и решение этой проблемы во многом находится за пределами сферы образования.

В новой редакции образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВО 3+) качество результата обучения описывается в понятиях общекультурных и профессиональных компетенций. При рассмотрении компетенций по составу и количеству необходимо отметить, что существует четыре способа (модели) определения компетенций [6]:

1) основанные на параметрах личности;

2) основанные на выполнении задач и деятельности;

3) основанные на управлении результатами деятельности.

Исходным способом для формирования ФГОС может выступать модель определения компетенций, основанная на параметрах личности с включением элементов второй и третьей модели, поскольку становление человека как профессионала неразрывно связано с его развитием как личности. Личностное и профессиональное развитие субъекта находятся в диалогической взаимосвязи, обусловленной взаимовлиянием личности и деятельности. Более того, для формирования общекультурных компетенций, содержащихся в ФГОС, решающую роль играет внутренняя среда личности, ее активность и потребность в самореализации.

В психологических исследованиях показано, что соотношение личностного и профессионального развития имеет неравновесную целостность, которая выражается в том, что на начальных этапах профессионального образования источником профессионального развития является уровень личностного развития, а затем, на последующих стадиях, профессиональное развитие начинает доминировать над личностным.

Таким образом, в реализации компетент-ностного подхода к формированию личности врача-специалиста и в его профессиональной подготовке особое место должно быть уделено созданию учебно-воспитательной среды медицинского вуза, а отправной точкой педагогической и психолого-социальной работы - диагностика личностных компетенций будущего врача.

В психодиагностике идеи компетент-ностного подхода нашли свое прямое воплощение в виде разрабатываемых в настоящее время как отдельных психодиагностических инструментов, так и целых комплексов практико-ориентированных технологий психологического и социально-правового сопровождения профессиональной самореализации выпускников ВПО.

Рассмотрим для примера психодиагностический потенциал компьютерного тестового комплекса «Профкарьера», разработанного под руководством доктора психологических наук, профессора МГУ Шмелева А.Г. [7]. Тест предназначен для проведения профориентационной и профкарьер-ной работы со студентами и выпускниками

и позволяет выявить компетенции, оценить способности, личностные качества, мотивацию личности и может быть использован в практике работы психологических служб вузов.

Структурно тестовый комплекс состоит из пяти блоков.

Первый блок: диагностика жизненных установок и ценностей человека (позволяет определить уровень жизненной зрелости, активности и ответственности).

Второй блок: диагностика карьерных интересов (позволяет определить основную направленность человека в деловой среде, обозначить оптимальные для человека бизнес - роли: управленца или специалиста, аналитика или коммуникатора, исполнителя или предпринимателя, администратора или инноватора).

Третий блок: диагностика интеллектуальных способностей (определяет структуру интеллекта человека, общий уровень интеллектуальной работоспособности).

Четвертый блок: диагностика трудовой мотивации (определение основных мотивирующих факторов, побуждающих человека к работе, выявление значимых условий труда, направленности на достижения, процесс или результат).

Пятый блок: диагностика личностных качеств (определение склонностей к лидерству, активности и общительности, аналитичности или эмоциональности, организованности, практичности или творческого склада характера).

Особый интерес представляет возможность оценить по результатам работы с тестом компетенции студента или выпускника, которые так же представлены в виде блоков:

1) блок эмоциональных компетенций (лидерство, мотивация достижений, стрессоустойчивость);

2) блок поведенческих компетенций (ориентация на клиента, коммуникабельность, командность, организованность, лояльность);

3) блок когнитивных компетенций (гибкость, комплексное решение проблем, ориентация на развитие). Результаты, полученные в ходе психодиагностики компетенций, особенно важны

ние условии, способствующих самоактуализации и самореализации личности, и организацию качественного сопровождения профессионального становления личности специалиста. Для оценки качества подготовки специалистов высшеи медицинскои школы предстоит разработать измерительные и оценочные процедуры для оценки общекультурных и профессиональных компетенции. Для оценки личностных компетенции специалиста существуют и активно используются как в деятельности психологических служб вузов, так и в практике профотбора надежные и валидные психодиагностические методики.

Литература

1. Алтухов, В.В. Профкарьера: профориентация для студентов и выпускников вузов [Текст] / В.В. Алтухов, Е.А. Орлова, А.Г. Серебряков // Психология в вузе. - 2006. - № 3. - С. 55-68.

2. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Армстронг. пер. с англ. Е. БугаевоИ; под ред. С.К. Мордовина. - 8-е изд. - СПб.:Питер, 2007. - 872 с.

3. Барановская, Н. Как сделать карьеру в медицине [Текст] / Н. Барановская // РГ-Бизнес. -01.11.2011. - № 821. URL: http://www.rg.ru/2011/11/01/medic.html

4. Бояцис, Р. КомпетентныИ менеджер. Модель эффективной работы [Текст] / Ричард Бояцис; пер с англ. - М.: ГИППО, 2008. - 352 с.

5. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. - Турин: European Training Foundation, 1997. - 160 c.

6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 42 с.

7. Хомский, Н. Аспекты теории синтаксиса [Текст] / Н. Хомский; пер. с англ. под ред. и с предисловием В.А. Звегинцева. - М., Изд-во Моск.ун-та, 1972. - 129 с.

для профессионального и личностного самоопределения личности. Более того, в ситуации конкурсного отбора при трудоустройстве именно личностные компетенции могут выступить в качестве конкурентного преимущества специалиста, тем более, что задача измерения компетенций, заложенных в ФГОС, пока остается не решенной до конца.

Заключение

Решение проблем, стоящих перед современной педагогической системой высшей медицинской школы, предполагает созда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.