Научная статья на тему 'Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей'

Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2182
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛИДНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / НАДЕЖНОСТЬ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ШКАЛА / ГРУППОВОЕ СОЗНАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ГРУППЫ / ГРУППОВАЯ САМОРЕФЛЕКСИЯ / РАЗВИВАЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / VALIDITY / PERSONAL MATURITY / RELIABILITY / PSYCHODIAGNOSTICS / SCALE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалевская Екатерина Владимировна

В данной статье рассматривается проблема диагностики личностной зрелости у студентов педагогических специальностей, приводятся результаты разработки и апробации психодиагностической шкалы, ее проверки на валидность и надежность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of personal maturity of the students of pedagogic specialties

The article describes the problem of diagnosing personal maturity of students of pedagogic specialties, the results of the development and testing of psychodiagnostic scale, its checks for validity and reliability.

Текст научной работы на тему «Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей»

и профессионализация: Сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова,

А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2013. - С. 294-324.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

4. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятель-

ности учителя // Вопросы психологии. - 1987. -№ 5. - С. 40-48.

5. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. -256 с.

6. Словарь педагогического обихода / под ред. Л.М. Лузиной. - Псков: ПГПИ, 2003.

УДК 159.9:316.6

Ковалевская Екатерина Владимировна

Псковский государственный университет summereal@gmail. сот

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В данной статье рассматривается проблема диагностики личностной зрелости у студентов педагогических специальностей, приводятся результаты разработки и апробации психодиагностической шкалы, ее проверки на валидность и надежность.

Ключевые слова: валидность, личностная зрелость, надежность, психодиагностика, шкала.

Проблема личностной зрелости является актуальной для современной психоло-. гии. Ее, так или иначе, в своих исследованиях рассматривали К.А. Абульханова, Л.И. Анцыферова, Н.В. Бордовская, А.А. Реан, В.М. Русалов, Е.А. Сергиенко и др. Чаще всего под личностной зрелостью понимается реализация общей тенденции психического развития человека, как способность к постоянному саморазвитию, изменениям при сохранении своей уникальности. Но, несмотря на множество исследований данного психологического феномена, до сих пор существует мало инструментов, направленных на диагностику личностной зрелости. Данная статья посвящена отражению результатов разработки и апробации Шкалы диагностики личностной зрелости, которая построена по принципу семантического дифференциала. Приведем текст Шкалы (табл. 1).

Инструкция: «Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1/ 2/ 3/ в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны)».

Обработка результатов производится посредством перевода данных в 7-бальную шкалу (слева направо: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1). Подсчитывается общая сумма баллов, которая и отражает выраженность личностной зрелости.

Выборка апробации шкалы составляла 91 человек. Все испытуемые являлись студентами 23 курсов педагогических специальностей Псковского государственного университета. Возраст респондентов 18-21 год. Гендерный состав выборки:

20 респондентов мужского пола и 70 респондентов женского пола.

Для определения надежности шкалы диагностики личностной зрелости были применены следующие методы: 1) Тест на внутреннюю согласованность с использованием коэффициента альфа Кронбаха; 2) Надежность эквивалентных половин теста; 3) Ретестовая надежность.

Значение коэффициента альфа Кронбаха составил 0,815, что свидетельствует о внутренней согласованности теста.

При проведении процедуры определения надежности эквивалентных форм теста, шкала была разбита на две половины путем объединения четных и нечетных вопросов. Затем подсчитывалась сумма баллов по каждой половине теста. Полученные два показателя коррелировались между собой. Результаты: взаимосвязь выявлена, коэффициент корреляции равен 0,593 при уровне значимости 0,01. Это также подтверждает наличие внутренней согласованности теста.

Для определения ретестовой надежности шкала была проведена повторно через 3 месяца. Апро-бационная выборка составила 31 человек. В результате была выявлена взаимосвязь между показателями, полученными при первом и втором тестировании: коэффициент корреляции равен 0,8 при уровне значимости 0,01.

Для определения валидности шкалы диагностики личностной зрелости были проведены следующие процедуры: 1) Определение конструктной валидности; 2) Определение содержательной валидности; 3) Определение прогнозируемой валидности.

Определение конструктной валидности определялось с помощью выявления взаимосвязи полу-

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

© Ковалевская Е.В., 2013

Таблица 1

Текст Шкалы диагностики личностной зрелости

Я чувствую желание развивать себя как личность, приобретать новые знания, умения, навыки, становиться более компетентным 3 2 1 0 1 2 3 Я удовлетворен уровнем своего развития. Считаю, что достаточно развит для своего возраста

Я тщательно планирую свою жизнь и относительно ближайшего будущего, и относительно более отдаленных периодов 3 2 1 0 1 2 3 Я стараюсь не строить планы, знаю, что все-равно придется от них отступать под влиянием жизненных обстоятельств

Я легко проявляю свое расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно 3 2 1 0 1 2 3 Я не склонен проявлять расположение к человеку, если не уверен, что оно взаимно

Продуманное планирование своей жизни позволяет человеку быть готовым даже к неожиданным ситуациям 3 2 1 0 1 2 3 Мне кажется, что люди, которые тщательно планируют свою жизнь, являются скучными и занудливыми

Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других 3 2 1 0 1 2 3 Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе

У меня почти никогда не возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется 3 2 1 0 1 2 3 У меня часто возникает потребность найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю потому, что мне этого хочется

Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются естественными проявлениями их человеческой природы 3 2 1 0 1 2 3 Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы

Я не могу мириться с противоречиями в самом себе 3 2 1 0 1 2 3 Я мирюсь с противоречиями в самом себе

Я сам стараюсь определить, что хорошо, а что плохо 3 2 1 0 1 2 3 При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей

Интерес к самому себе необходим для человека 3 2 1 0 1 2 3 Излишнее самокопание имеет иногда дурные последствия

Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили 3 2 1 0 1 2 3 Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них

В большинстве ситуаций я прежде всего хочу понять, чего хочу сам 3 2 1 0 1 2 3 В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят другие

Людям от своей природы свойственно понимать друг друга 3 2 1 0 1 2 3 По своей природу человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах

Защищая свои интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих 3 2 1 0 1 2 3 Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих

Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации 3 2 1 0 1 2 3 Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации

Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо 3 2 1 0 1 2 3 Я часто расстраиваюсь, если мне не удается добиться совершенства в чем-либо

Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия 3 2 1 0 1 2 3 Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как считаю нужным, несмотря на последствия

Зрелый человек - это тот, кто осознает причины каждого своего поступка 3 2 1 0 1 2 3 Чтобы быть зрелым человеком не обязательно осознавать причины каждого своего поступка

Мне всегда удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями 3 2 1 0 1 2 3 Мне не часто удается руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями

Я четко представляю себе, для чего я живу 3 2 1 0 1 2 3 Человек не может быть уверенным, что знает о своем истинном предназначении

Я думаю, что смогу сам найти выход из любой ситуации 3 2 1 0 1 2 3 Я думаю, что в некоторых ситуациях лучше обратиться за помощью к другим людям, нежели рассчитывать на собственные силы

В новой нестандартной ситуации я могу легко изменить свое привычное поведение, если того требуют обстоятельства 3 2 1 0 1 2 3 В новой нестандартной ситуации лучше действовать проверенными методами

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

49

Окончание таблицы 1

Вы можете простить другим их недостатки 3 2 1 0 1 2 3 Бывает, что другим людям свойственны такие недостатки, которые не заслуживают снисхождения

Я люблю делать добрые дела 3 2 1 0 1 2 3 Считаю, что когда человеку делаешь доброе дело, часто он не ценит этого

Считаю, что нельзя всегда выигрывать, проигрыш - это часть жизни 3 2 1 0 1 2 3 Тяжело переживаю проигрыши, они выбивают меня из колеи

Я стараюсь не терять чувства юмора, даже когда ситуация складывается для меня не лучшим образом 3 2 1 0 1 2 3 Иногда в моей жизни бывают ситуации, в которых не до смеха

Я могу попросить о помощи, если это необходимо 3 2 1 0 1 2 3 Прибегнуть к помощи другого, значит, признать свою слабость и беспомощность

Думаю, что мне хватит опыта, чтобы выбрать правильный способ поведения в трудной ситуации 3 2 1 0 1 2 3 Думаю, что существуют ситуации, в которых мне будет трудно выбрать правильный способ поведения

Считаю, что критика полезна, из нее можно делать выводы 3 2 1 0 1 2 3 Меня раздражает необоснованная критика

Если друг меня обидел или предал, то я стараюсь понять, почему он так поступил 3 2 1 0 1 2 3 Друг, который обижает и предает, не может называться другом

ченного показателя со шкалами других тестов, так или иначе, измеряющих личностную зрелость. На выборке студентов (п=91) были проведены следующие тесты: Самоактуализационный тест Шост-рома (САТ) и Аутоаналитический опросник зрелости личности В.А. Ананьева.

Были выявлены следующие корреляции между проверяемым показателем личностной зрелости и шкалами САТ: со шкалой «поддержки» (г=0,243; р=0,05), со шкалой «ценностные ориентации» (г=0,305; р=0,01), со шкалой «спонтанность» (г=0,218; р=0,05), со шкалой «самоуважение» (г=0,344; р=0,01). Все взаимосвязи положительные и отражают следующую закономерность: чем выше у респондента выражено самоуважение, поддержка, ценностные ориентации и спонтанность, тем выше и анализируемый показатель личностной зрелости.

С Аутоаналитическим опросником зрелой личности также выявлена взаимосвязь. Коэффициент корреляции равен 0,413, уровень значимости 0,01. Это свидетельствует о том, что чем более зрелой является личность с точки зрения опросника

В.А. Ананьева, тем более зрелой она является и с позиции проверяемой шкалы.

Содержательная валидность шкалы проверялась с помощью экспертного опроса специалистов. В качестве экспертов выступили два кандидата психологических наук, доцента кафедры общей и социальной психологии Псковского государственного университета, стаж работы экспертов более 20 лет. Они должны были просмотреть вопросы шкалы и определить, что с помощью данных вопросов можно измерить. При первичном анализе вопросов оба эксперта указали на то, что вопросы отражают различные особенности личности. Например, первый эксперт выделил такие особенности, как гибкость поведения, позитивное самоотношение, социальный интерес, стремление к саморазвитию. Второй экс-

перт, в качестве личностных особенностей указал следующие: спонтанность поведения, гибкость, самоценность, интерес к другим, ответственное отношении к жизни, стремление к саморазвитию, планированию. Однако, при дальнейшем анализе выявленных личностных черт, оба эксперта указали, что все это признаки зрелой личности. Таким образом, экспертный опрос позволил определить, что проверяемая шкала является валидной с точки зрения содержания и формулировки вопросов.

Определение прогнозируемой валидности осуществлялось следующим образом. Апробируемая выборка составила 16 студентов 3-го курса факультета психологии. С данными респондентами была проведена шкала. Полученные результаты: 19% студентов обладают высоким уровнем личностной зрелости, 25% - уровнем выше среднего, 25% -средним уровнем, 25% - уровнем ниже среднего и 6% - низким уровнем.

Данные студенты в конце учебного года должны были организовывать празднование «Последнего звонка» на факультете. Соответственно, для проверки прогностической валидности, мы предположили, что студенты с более высоким уровнем личностной зрелости, полученным по данной шкале, подойдут к этому более ответственно и активно. Нами была разработана карта стандартизированного наблюдения, которая включала поведенческие характеристики, являющиеся индикаторами проявлений зрелой личности: активное участие в организации праздника, предложение большего количества творческих идей, социальный интерес (некоторое отвлечение от своих интересов для выполнения интереса общественного), инициативность. Обобщенные результаты наблюдения приведены в таблице 2.

Анализ полученных данных показал, что в целом наш прогноз соответствовал реальности, студенты, которые показали более высокий уровень

50

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

Таблица 2

Результаты наблюдения за подготовкой к празднику студентов с различным уровнем личностной зрелости

Показатель личностной зрелости Группы студентов с различным уровнем личностной зрелости

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Ответственность ++ ++ +

Активность + ++ +

Инициативность + +

Социальный интерес + +

Творческие идеи ++ +

Условные обозначения: «++» - высокая выраженность; «+» - выражено.

личностной зрелости в результате тестирования по апробируемой шкале, в процессе подготовки к празднику были более активны, проявляли более высокую ответственность и инициативность, больше устремлены к общественным интересам, нежели к своим личным и предлагают больше творческих идей. Но все же студенты с высоким уровнем личностной зрелости в отличие от студентов с уровнем личностной зрелости выше среднего были чуть менее инициативны и практически не предлагали своих идей, но принимали идеи, которые предлагали другие, и активно участвовали в их реализации. Студенты же с низким уровнем и уровнем личностной зрелости ниже среднего практически не участвовали в подготовке праздника, находя различные причины для ухода с репетиций или просто прогуливая их.

Исходя из полученных данных, можно заключить, что Шкала диагностики личностной зрелости обладает прогностической валидностью.

Тестовые нормы рассчитывались на основной апробационной выборке (91 человек, студенты, возраст 18-21 год). При этом использовался метод подсчета процентилей. В результате были получены следующие данные.

Среднее значение по выборке студентов 141,2. Стандартное отклонение равно 22,11. С помощью процентилей были рассчитаны границы уровней выраженности личностной зрелости: От 0 до 120 -низкий уровень; От 121 до 137 - уровень ниже среднего; От 138 до 147 - средний уровень; От 148 до 163 - уровень выше среднего; От 164 и выше - высокий уровень.

Процентное распределение студентов по данным уровням следующее: 16% респондентов обладают высоким уровнем выраженности личностной зрелости, 21% - уровнем выше среднего, 22% - средним уровнем, 21% - уровнем ниже среднего, 20% -низким уровнем.

Такой высокий процент студентов с уровнем личностной зрелости высоким и выше среднего может быть обусловлен спецификой выборки - студенты педагогических специальностей, обучаемые в принципах гуманистических традиций и с осознанием необходимости саморазвития для успешного и эффективного выполнения будущей профессиональной деятельности.

Анализ гендерных различий с помощью критерия и Манна-Уитни не выявил статистически значимой разницы между студентами мужского и женского пола.

Для сравнения полученных результатов нами был проанализирован уровень личностной зрелости студентов, полученный с помощью Аутоаналитического опросника зрелости личности В.А. Ананьева. Было установлено, что 14% учащихся обладают высоким уровнем личностной зрелости, 16% - уровнем выше среднего, 30% - средним уровнем, 20% - уровнем ниже среднего и 20% -низким уровнем.

Как видно из сопоставления данных, результаты, полученные с помощью Шкалы диагностики личностной зрелости и Аутоаналитического опросника зрелости личности В.А. Ананьева, практически не отличаются.

Таким образом, разработанная нами Шкала диагностики личностной зрелости прошла апробацию и проверку на валидность и надежность, и может быть использована для диагностики личностной зрелости у студентов педагогических специальностей.

Библиографический список

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2003. - 688 с.

2. Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 223 с.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.