Научная статья на тему 'Диагностика личностно-профессионального саморазвития педагога'

Диагностика личностно-профессионального саморазвития педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4424
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / ИНТЕГРАТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF TEACHER / INTEGRATIVE PROFESSIONALLY DEVELOPING EDUCATIONAL SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушаков Алексей Антонидович

В статье рассматривается проблема личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде. Особое внимание уделено диагностическому обеспечению процесса личностно-профессионального саморазвития педагога. В работе проанализированы результаты диагностики способности преподавателей к саморазвитию и преодолению барьеров педагогической деятельности, определены ведущие факторы саморазвития. В результате проведенного исследования установлены корреляционные взаимосвязи между способностью педагога к саморазвитию, проектировочными и аналитическими умениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER

The paper discusses the personal and professional self-development of the teacher in the integrative educational environment. Special attention is paid to the diagnostic process of personal and professional self-development of the teacher. The paper analyzes the results of the diagnostics of ability of teachers to self-development and overcoming barriers in pedagogical activity. The leading factors of self-development are defined. As a result of this study correlations between the ability of the teacher to self-development, design and analytical skills have been established.

Текст научной работы на тему «Диагностика личностно-профессионального саморазвития педагога»

УДК 37.1

ББК 74.04

У 93

А.А. Ушаков

Кандидат педагогических наук, старший методист, преподаватель

химии, биологии и генетики человека с основами медицинской генетики

Белореченского медицинского колледжа; E-mail: radbelmedkol@mail.ru

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассматривается проблема личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде. Особое внимание уделено диагностическому обеспечению процесса личностно-профессионального саморазвития педагога. В работе проанализированы результаты диагностики способности преподавателей к саморазвитию и преодолению барьеров педагогической деятельности, определены ведущие факторы саморазвития. В результате проведенного исследования установлены корреляционные взаимосвязи между способностью педагога к саморазвитию, проектировочными и аналитическими умениями.

Ключевые слова: личностно-профессиональное саморазвитие педагога, ин-тегративная профессионально-развивающая образовательная среда.

А.А. Ushakov

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Methodologist, Teacher of Chemistry,

Biology and Genetics of the Person with Fundamentals of Medical Genetics at

Belorechensky Medical College; E-mail: radbelmedkol@mail.ru

DIAGNOSIS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF THE TEACHER

Abstract. The paper discusses the personal and professional self-development of the teacher in the integrative educational environment. Special attention is paid to the diagnostic process of personal and professional self-development of the teacher. The paper analyzes the results of the diagnostics of ability of teachers to self-development and overcoming barriers in pedagogical activity. The leading factors of self-development are defined. As a result of this study correlations between the ability of the teacher to self-development, design and analytical skills have been established.

Keywords: personal and professional self-development of teacher, integrative professionally developing educational sphere.

В динамично изменяющихся социально-образовательных условиях возрастают требования к педагогу, уровню его профессионализма и личностным компетенциям. Важнейшей характеристикой, обеспечивающей качественное выполнение педагогической деятельности, является личностно-

профессиональное саморазвитие педагога. В нормативно-правовых актах, определяющих стратегические направления развития образования, проблема саморазвития педагога рассматривается как одна из актуальных задач современной образовательной системы. В государственной программе Российской

- 112 -

Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы акцентируется внимание на приоритетности решения проблем, имеющихся в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в самой профессиональной деятельности педагогов. В Порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276), рассматриваются такие основные задачи, как стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста, повышение эффективности и качества педагогической деятельности, выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.

Мультифакториальный характер л ичностно-профессионального саморазвития педагога определяет многоаспектные философские, психологические, педагогические, акмеологические исследования по данной проблеме. Саморазвитие личности в философском понимании рассматривается как самодвижение и является частным и высшим уровнем развития (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, А.Ф. Лосев). Исследования проблемы саморазвития педагога как личности и профессионала излагаются в фундаментальных трудах К.А. Абульхановой-Славской, A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Е.И. Исаева, Н.В. Кузьминой,

A.К. Марковой, JI.M. Митиной,

B.А. Сластенина, В.И. Слободчико-ва и других ученых.

Современные информационные и техногенные факторы обусловливают формирование интегра-тивной образовательной среды как открытой глобальной системы, изменяющей особенности личностно-профессионального саморазвития

педагога в новых условиях. Под инте-гративной образовательной средой в данном случае понимается среда, которая позволяет осуществлять выбор альтернативных возможностей для построения индивидуальной траектории личностно-профессионального саморазвития педагога и организованная как объединение вариативных профессионально-развивающих ресурсов образовательных сред различных уровней организации и различной функциональной принадлежности, множественность которых образует единую целостную систему. Необходимо отметить, что проблема личностно-профессионального саморазвития педагога в формирующейся интегративной образовательной среде рассматривается фрагментарно, на стихийно-бытовом уровне. В связи с этим требуется разработка новых теоретических концепций и практических технологий, направленных на решение обозначенной проблемы.

Личностно-профессиональное развитие и саморазвитие педагога — процесс непрерывный, требующий постоянной работы над собой, своим становлением и совершенствованием [1]. Непрерывность саморазвития педагога определяет необходимость проведения диагностики и организации мониторинга, что позволяет отслеживать изменения в развитии профессиональных и личностных качеств педагога. Проблема организации мониторинга с целью обеспечения качества образовательной деятельности рассматривается в исследованиях В.П. Беспалько, В.А. Болотова, С.Г. Воровщикова, В.И. Загвязинского, С.Е. Шишова. Современные исследования, посвященные организации мониторинга качества подготовки педагогов и вопросам диагностики их готовности к саморазвитию, отражены в работах Т.В. Ивановой, М.В. Соколова, И.Ю. Соколовой [2], [3]. Ю.А. Кавериным предложена технология организации процесса творческого

- 113 -

F5SN 2410-590 f Р«ц*взируемый, рефери ртомый научный журнн.1 «Вмтямк ЛГУ». Выпмь I (I!i7) 20Iii

саморазвития педагога, в которой ведущую роль играет диагностика педагогической деятельности [4].

Мониторинг личностно-профес-еионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды определяется с двух позиций:

- как непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров в соответствии с заданными критериями;

- как индивидуальная динамика основных показателей саморазвития.

Система мониторинга индивидуальных показателей саморазвития педагога в интегративной образовательной среде включает следующие компоненты:

- самооценка педагога, осуществляемая по собственным (внутренним) критериям;

- независимая экспертная оценка, проводимая по внешним критериям.

Особенностью осуществле-

ния мониторинга в данной системе является проведение сравнительного анализа самооценки и экспертной оценки результатов личностно-профеесионального са моразвития педагога. Необходимым условием успешности личностно-профессионального саморазвития педагога и осуществления самооценки выступает рефлексия собственной деятельности (см. рис. 1). По мнению В.А. Сластенина, самооценка педагога детерминанта развития его профессиональной деятельности, один из главных регуляторов развития профессионализма, при этом для творческого человека ценность его произведения зависит не от похвалы или критики других, а устанавливается им самим. С учетом данного положения в диагностике саморазвития педагога большое внимание уделяется процедурам оценивания, основанных на проведении самооценки педагога.

Фиксация, предполагающая анализ хода и результатов предпге ствуюшен деятельности -Ч Отстранение как взгляд со стороны на "себя действующего"

Механизмы

рефлексии

Объективация, включающая восстановление прошлого объектен конструирование ^образа собственно!« будущего Оборачивание. предполагающее возвращение субъекта к исходной, начальной ситуации

Рис. 1. Основные механизмы рефлексии ли чногт но-п рофессио на л ь ного саморазвития педагога (но A.B. Коржуеву, В.А. Попкову, 2008)

Независимая экспертная оценка проводится по внешним критериям на основе рейтинговой системы оценки качества профессиональной деятельности педагога, результаты сравниваются за различные периоды саморазвития (таблица 1).

В системе мониторинга индивидуальных показателей саморазвития педагога осуществляется педагогическая диагностика, использование которой заключается

в применении методов диагностирования. С целью выявления способности педагогов к саморазвитию и преодолению барьеров педагогической деятельности, определения ведущих факторов саморазвития нами проведено исследование, в котором приняли участие преподаватели профессиопальпых образовательных организаций. В исследовании использована методика В.Г. Маралова «Диагностика спо-

- 114 -

Таблица 1

Рейтинговая система оценки качества профессиональной деятельности педагога

Блоки критериев оценки Оценка в баллах за установленные периоды (семестр, учебный год)

Период I Период II

Качество учебной деятельности

Учебная и научно-методическая работа

Повышение квалификации

Воспитательная работа

Уровень общественного признания и иные достижения профессиональной деятельности

собности педагога к саморазвитию и преодолению барьеров педагогической деятельности», адаптированная для преподавателей колледжей [5]. Методика основана на проведении самооценки по 5-балльной шкале по заданным параметрам. В результате исследования выявлены две категории педагогов:

— 1 группа — «Активное саморазвитие» (80% диагностируемых педагогов);

— 2 группа — «Формирующаяся система саморазвития, зависящая от условий» (20% педагогов от общего количества диагностируемых).

Для каждой категории педагогов по группам препятствующих и стимулирующих факторов подсчи-тывался средний балл по каждому фактору, затем эти факторы ранжировались. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 2.

Результаты проведенного исследования использованы в построении системы научно-методического сопровождения процесса личностно-профессионального саморазвития педагогов. Результаты исследования значительно дополняются проведением общего БЛТОТ-анализа возможностей и рисков личностно-профессионального саморазвития педагогов {таблица 3).

Основная идея проблемы лич-ностно-профессионального самораз-

вития — это детерминация развития деятельностью. Структура личностно-профессионального саморазвития педагога включает мотивационный, проектировочный, деятельностно-практический, рефлексивный и эмоционально-волевой взаимосвязанные процессуальные компоненты. Проектировочный и рефлексивный компоненты являются базовыми составляющими, определяющими процесс личностно-профессионального саморазвития педагога в целом.

С целью исследования корреляционных взаимосвязей между способностью педагога к саморазвитию, проектировочными и аналитическими умениями использовалась методика, разработанная на основе программы изучения личности и педагогической деятельности (самонаблюдение и самоанализ по Н.В. Кузьминой) с учетом специфики профессиональных образовательных организаций. Преподавателям предлагалось оценить уровень сформированноети умений по двум блокам — «Проектировочные и конструктивные умения» и «Аналитические умения».

Блок «Проектировочные и конструктивные умения» включал:

- осуществление перспективного и текущего планирования;

— выбор рациональной структуры учебного занятия и определение его композиционного построения;

- 115 -

Таблица 2

Стимулирующие и препятствующие факторы саморазвития педагогов

Факторы Ранг фактора

1 группа «Активное саморазвитие» 2 группа «Формирующаяся система аморазвития»

Стимулирующие факторы

Интерес к работе 1 9

Методическая работа в образовательной организации 2 4

Внимание к проблеме саморазвития руководителей 3 6

Пример и влияние руководителей 4 3

Занятия самообразованием 5 10

Доверие 6 7

Пример и влияние коллег 7 2

Организация труда в образовательной организации 8 5

Новизна деятельности, условий работы и возможность экспериментировать 9 8

Возрастающая ответственность 10 11

Возможность получить признание в коллективе 11 12

Обучение на курсах 12 1

Препятствующие факторы

Собственная инерция 1 2

Недостаток времени 2 1

Состояние здоровья 3 3

Разочарование в результате имевшихся ранее неудач 4 4

Отсутствие в коллективе объективной информации о себе 5 7

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства. 6 5

Неадекватное восприятие окружающими перемен и стремления к новому. 7 6

Таблица 3

Общая матрица 8\УОТ-анализа саморазвития педагога

Уровни образовательной среды Факторы

+ (положительные) — (отрицательные)

Внутренняя микросреда образовательной организации Сильные стороны, способствующие саморазвитию педагога Слабые стороны саморазвития педагога

Внешняя макросреда образовательной организации Возможности личностно-профессионального саморазвития педагога Риски личностно-профессионального саморазвития педагога

- 116 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— четкое планирование материала учебного занятия;

— планирование работы студентов на учебном занятии;

— планирование собственной деятельности на учебном занятии.

Блок «Аналитические умения» состоял из следующих пунктов:

— анализ и объективная оценка компетенций студентов;

— анализ учебных занятий, в том числе самоанализ;

— анализ собственной педагогической деятельности, ее результатов.

Корреляционный анализ результатов проведенного исследования позволил выявить статистически значимые положительные взаимосвязи между:

— проектировочными и аналитическими умениями педагогов (коэффициент корреляции 0,54);

— способностью педагогов к саморазвитию и проектировочными умениями (коэффициент корреляции 0,59);

— способностью педагогов к саморазвитию и аналитическими умениями (коэффициент корреляции 0,48).

Оценка достоверности полученных коэффициентов с помощью ^критерия Стьюдента при уровне значимости а=0,05 свидетельствует о существовании положительных взаимосвязей между исследуемыми значениями во всей генеральной совокупности.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют

сформулировать следующие основные выводы:

— основными факторами, стимулирующими саморазвитие педагогов, являются: интерес к работе и организация научно—методической деятельности в образовательной организации — для педагогов с активным саморазвитием; обучение на курсах, пример и влияние коллег - для педагогов с формирующейся системой саморазвития;

- к факторам, в наибольшей степени препятствующим процессу личностно-профессионального саморазвития педагога, относятся собственная инерция и недостаток времени;

— между способностью педагога к саморазвитию, проектировочными и аналитическими умениями существуют статистически значимые положительные взаимосвязи;

- чем более сформированы проектировочные и аналитические умения педагога, тем больше выражена его способность к личностно-профессиональному саморазвитию.

Полученные результаты исследования позволяют повысить качество научно-методического сопровождения личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Перспективы дальнейшего исследования связаны с совершенствованием системы мониторинга и диагностического обеспечения процесса саморазвития педагога.

Примечания:

1. Бегидова С.Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2012. Вып. 1 (95). С. 21-27.

2. Соколов М.В. Диагностика готовности будущих педагогов к профессиональному саморазвитию // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: www.science-education.ru/117-13221.

3. Соколова И.Ю., Иванова Т.В. Мониторинг качества подготовки педагогов-исследователей в системе аспирантура-докторантура // Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 924-928.

4. Каверин Ю.А. Технология организации процесса творческого саморазвития учителя // Вестник ТГПУ. 2009. Вып. 8 (86). С. 36-40.

- 117 -

5. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2004. 256 с.

References:

1. Begidova S.N. Acmeological determinants of professional formation of the personality // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU piiblishing house, 2012. Iss. 1 (95). P. 21-27.

2. Sokolov M.V. Diagnostics of readiness of future teachers for professional self-development // Modern problems of science and education. 2014. No. 3. URL: www. science -educ ation .ru /117—13221.

3. Sokolova I.Yu., Ivanova T.V. Monitoring of quality of training of teachers-researchers in the system postgraduate study and doctoral studies // Fundamental studies. 2014. No. 11. P. 924-928.

4. Kaverin Yu.A. Technology of organization of the process of teacher's creative self-development // TGPU Bulletin. 2009. Iss. 8 (86). P. 36-40.

5. Maralov V.G. Foundations of self-knowledge and self-development. M.: Academia, 2004. 256 pp.

- 118 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.