Научная статья на тему 'Диагностика ИКТ-компетентности будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)'

Диагностика ИКТ-компетентности будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМ ПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИН ФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / COMPETENCE / COMPETENCES / ICT COMPETENCE STRUCTURE / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куклина Лариса Владиславовна, Крюкова Диана Юрьевна

Статья посвящена проблеме создания единых подходов к описанию информацион но-коммуникационной компетентности (ИКТ) через систему общекультурных и професси ональных компетенций ФГОС различных на правлений. Проводится сравнительный анализ ИКТ-компетентности курсантов, обучающихся на различных специальностях и направлени ях подготовки. Авторы обращают внимание на необходимость разработки стандартных ме тодик, позволяющих диагностировать уровень ИКТ компетентности, требования к которому формулируются через систему общекультурных компетенций ФГОС ВПО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куклина Лариса Владиславовна, Крюкова Диана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF ICT-COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS FOR PENITENTIARY SYSTEM IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the problem of creation of uniform approaches to the description of information and communication competence through the system of common cultural and professional competences suggested by Federal Standards. The comparative analysis of ICT competence of the cadets being trained for various directions is held. Authors pay attention to the necessity of standard techniques development, allowing to diagnose the ICT level of competence, requirements to which are formulated through the system of common cultural competences described in Federal Standards

Текст научной работы на тему «Диагностика ИКТ-компетентности будущих специалистов уголовно-исполнительной системы в условиях реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)»

В процессе исследования убедились: для непрерывного формирования культуросообразной социально-профессиональной компетентности студентов необходимо создание единой команды всех преподавателей технического вуза, способной учесть качества, свойства, компетенции и компетентности будущего специалиста в его культуросообразной подготовке. При этом учебный предмет ориентировать на формирование и развитие компетентностей будущего специалиста, которые позволили бы оценивать технические изобретения, научные открытия с точки зрения технологической, эко-

номической, социальной, культурной эффективности и ответственности за последствия профессиональной деятельности.

1. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека//Высшее образование сегодня. -2005. — № 11. — С. 14—20.

2. Библер В. С. Культура. Диалог культур//Вопросы философии. — 1986. — № 6. — С. 32—41.

3. Безрукова В. С. Педагогика: учебник для инженерно-педагогических специальностей. — Екатеринбург: Екатер. обл. ин-т развития образования, 1994. -312 с.

4. Марквард К. Г. Развивающая система подготовки специалистов. — М., 1986. — 62 с.

УДК / UDC 37.01:007 Л. В. Куклина, Д. Ю. Крюкова

L. Kuklina, D. Kryukova

ДИАГНОСТИКА ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕцИАЛИСТОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ

реализации требований федеральных государственных

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС ВПО)

DIAGNOSTICS OF ICT-COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS FOR PENITENTIARY SYSTEM IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS FOR higher EDUCATION

Статья посвящена проблеме создания единых подходов к описанию информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ) через систему общекультурных и профессиональных компетенций ФГОС различных направлений. Проводится сравнительный анализ ИКТ-компетентности курсантов, обучающихся на различных специальностях и направлениях подготовки. Авторы обращают внимание на необходимость разработки стандартных методик, позволяющих диагностировать уровень ИКТ компетентности, требования к которому формулируются через систему общекультурных компетенций ФГОС ВПО.

The article is devoted to the problem of creation of uniform approaches to the description of information and communication competence through the system of common cultural and professional competences suggested by Federal Standards. The comparative analysis of ICT competence of the cadets being trained for various directions is held. Authors pay attention to the necessity of standard techniques development, allowing to diagnose the ICT level of competence,

requirements to which are formulated through the system of common cultural competences described in Federal Standards.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, структура ИКТ-компетентности, информационно-коммуникационные технологии, образовательные программы

Keywords: competence, competences,

ICT competence structure, information and communication technologies, educational programs.

Развитие современного общества и повсеместное распространение информационных технологий привело к позиционированию информационно-коммуникационной (ИКТ] компетентности как ключевой во всех сферах жизни общества. Она является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.

В работах ученых ИКТ-компетентность чаще всего рассматривается как совокупность

взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для продуктивного и самостоятельного использования ИКТ в профессиональной деятельности [6, с. 89]. Формирование ИКТ-компетентности начинается уже в начальной школе и вынесено в программу формирования универсальных учебных действий [9], продолжается на всех ступенях общего среднего образования и рассматривается в ряду мета-предметных результатов освоения основной образовательной программы [8]. При этом обращается внимание, что «формирование информационно-коммуникационной компетентности рассматривается не только (и не столько) как формирование технологических навыков. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией как в учебном процессе, так и для иных потребностей» [1, с. 5].

Требования к уровню ИКТ-компетентности в условиях высшего профессионального образования, с одной стороны, сформулированы через систему общекультурных и профессиональных компетенций и определены ФГОС ВПО соответствующей специальности или направления подготовки. С другой — в условиях ведомственного образования задаются учредителем в виде квалификационных требований к специалисту. Различные программы, реализуемые ФСИН России в настоящее время, также подтверждают важность и необходимость владения выпускниками ИКТ-компетентностью. Так, например, ведомственная целевая программа «Внедрение современных информационнокоммуникационных технологий в деятельность Федеральной службы исполнения наказаний на 2011—2013 годы» предполагает развитие интегрированной многофункциональной коммуникационной сети и рассматривает данное направление как один из ключевых приоритетов деятельности. «Функционирование существующих и разворачиваемых систем, а также реализация крупных информационных проектов ФСИН России, связанных с обменом большими объемами потоковых данных, накладывают высокие требования к функциональности применяемого оборудования и к уровню профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающих качественную эксплуатацию собственных локальных сетей» [5].

Формирование ИКТ-компетентности происходит в рамках освоения основной образо-

вательной программы, которая должна учитывать сложность формируемых компетенций и отражать их в структуре умений и владений, соответствующих названным компетенциям в учебных программах дисциплин. В результате разработки локальных документов (паспорта компетенций направления подготовки (специальности), структуры и содержания основной образовательной программы, рабочих программ учебных дисциплин)наполнение и описание ИКТ-компетентности оказывается разным, ее диагностика проходит на основе различных методик, что делает сравнение уровня сфор-мированности ИКТ-компетентности между выпускниками разных направлений неправомерным. В публикациях, посвященных ИКТ-компетентности, достаточно большое внимание уделяется формированию ИКТ-компетентности будущих педагогов [7], экономистов [3]. В ряде исследований выделяются условия успешного развития ИКТ-компетентности. Так, например, И. Г Дикарева считает, что спектр компонентов названной компетентности в процессе освоения ООП, учебной, научно-исследовательской деятельности обучающихся должен постоянно расширяться, отражая непрерывность процесса информатизации образования и общества [4, с. 80]. Н. А. Войнова в диссертационном исследовании показывает, что сформированность ИКТ-компетентности напрямую зависит от ИКТ потенциала образовательного пространства вуза, определяемого степенью интеграции ИКТ и образовательного процесса учебного заведения [2, с. 13].

Нам представилось интересным провести сравнительный анализ требований ФГОС, отражающих формирование ИКТ-компетентности по специальностям и направлениям подготовки, осуществляемым в нашем вузе, и оценить, используя онлайн инструменты, уровень сфор-мированности ИКТ-компетентности у курсантов старших и младших курсов. Оказалось, что количество требований к ИКТ-компетентности выпускников, сформулированых через общекультурные и профессиональные компетенции, соотносится примерно 1:1 и может быть описано через 2 - 6 компетенций: по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» (квалификация «Бакалавр») — ОК-11, Ок-12, ОК-13, ПК-20; по направлению подготовки 031001 «Правоохранительная деятельность» (квалификация «Специалист») — ОК-16, ПК 21; по направлению подготовки 030301 «Психология служебной деятельности» (квалификация «Специалист») — ОК-15, ПК-22; по направлению под-

готовки 080400 «Управление персоналом» (квалификация «Бакалавр») — ОК-17, ОК-18, ОК-19, ПК-36, ПК-61, ПК-62; по направлению подготовки 250400 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» (квалификация «Бакалавр») — ОК-11, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-15, ПК-16.

Формулируя базовые требования, ФГОС не предусматривает (и не может предусматривать) перечень специальных компетенций, поскольку в соответствии с официальными рекомендациями этот перечень разрабатывается вузом исключительно самостоятельно с учетом направленности (профиля) основной образовательной программы.

Традиционно диагностика сформирован-ности ИКТ-компетенций проводится в рамках изучаемых дисциплин и не переводится в обобщенный показатель, что не позволяет создать целостную картину этой компетенции. Сравним ИКТ-компетентность курсантов различных специальностей, используя стандартные онлайн методики. В марте 2013 года нами проведено исследование ИКТ-компетентности обучающихся в рамках акции «Выходи в Интернет - 2013».

В течение недели курсанты всех специальностей и направлений подготовки (10 групп, по 1 группе 1-го и 4-го курсов каждой специальности (направления подготовки), по 10 человек из группы), тестировали свои ИКТ-навыки с помощью двух онлайн-инструментов: те-

ста БкШаде и ИТ-барометр. Тесты Барометр и БкШаде позволяют оценить базовые навыки работы на компьютере, а по другим критериям являются взаимодополняющими, что позволяет оценить разные аспекты ИКТ-компетентности.

Тест ИТ-барометр разделен на 3 части и ориентирован на диагностику общих навыков в области информационных технологий (Общая часть — ОЧ), навыков работы в Интернете (Веб) и навыков основ безопасности работы с компьютером и в интернет-среде (Безопасность). Общая оценка, получаемая в итоге, суммирует результат по каждой из категорий и соответствует следующим уровням ИКТ-навыков: 0 - 30% соответствует недостаточному уровню знаний (1); 30 - 60% — низкому уровню (2); 61 - 85% — среднему (3); 86 - 100% — 4-му уровню, высокому.

Тест БкШаде направлен на определение ИКТ-компетентности в ситуациях практической деятельности, решении задач, которые возникают непосредственно на работе. Тест включает 5 критериев: умение искать работу (работа, Р); работу в офисных программах (Офис); использование средств коммуникации (СК); знание социальных медиа (СМ) — совокупность интернет-ресурсов, предназначенных для создания сообществ, члены которых объединены по тем или иным критериям; знание способов хранения информации (ХИ).

Результаты диагностики ИКТ-компетент-ности представлены в таблице.

Таблица

Показатели ИКТ-компетентности курсантов по результатам тестов ИТ-барометр и Skillage

Общая часть (%) Безо- пас- ность (%) Веб (%) Общ. балл ИТ Барометр (%) Общ. балл тест Бкіііаде (%) Работа (%) Офис (%) Средства коммуникац. (%) Соц. медиа (%) Хранение инф. (%)

Специальность 031001.65 - Правоохранительная деятельность

1 курс 72,0 77,70 49,21 69,33 59,72 70,95 57,16 52,02 53,56 58,93

Старший курс 78,0 80,91 50,36 73,00 64,27 72,73 54,64 72,91 48,55 72,91

Общий по спец. 75,0 79,30 49,79 71,16 62,00 71,84 55,90 62,47 51,05 65,92

Специальность 030301.05 - Психология служебной деятельности

1 курс 75,78 71,11 48,48 67,85 50,30 55,59 48,41 41,96 45,63 39,48

Старший курс 66,3 64,2 50,4 62 47 56,7 40 43,3 40 50

Общий по спец. 71,04 67,66 49,44 64,93 48,65 56,15 44,20 42,63 42,81 44,74

Направление подготовки 040400.62 - Социальная работа

Продолжение таблицы 1

1 курс 81,83 84,67 67,33 79,83 49,67 55,78 44,33 48,11 51,89 48,22

Старший курс 65,45 7G,73 55,36 64,91 47,G9 6G,GG 4G,1G 36,5G 5G,GG 46,8G

Общий по напр. 73,64 77,7G 61,35 72,37 48,38 57,89 42,22 42,31 5G,94 47,51

Направление подготовки G8G4GG.62 - Управление персоналом

1 курс 83 78,2 52,6 75 61,4 7G,1 53,3 66,7 46,6 5G

Старший курс 86,6 82 57,4 78,5 55,9 63,4 46,6 46,6 63,4 73,5

Общий по напр. 84,8 8G,1 55 76,75 58,65 66,75 49,95 56,65 55 61,75

Направление подготовки 250400.62 - Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств

2 курс 81,2 76,6 61,7 75,2 54,29 28,57 62,GG 42,86 81,14 57,29

Старший курс 73,GG 82,33 61,GG 74,GG 67,5G 58,5G 62,75 62,5G 66,88 83,25

Общий по напр. 77,1G 79,47 61,35 74,6G 6G,89 43,54 62,38 52,68 74,G1 7G,27

Анализ результатов тестов показывает, что:

1. Общий балл по тесту Барометр для всех специальностей и направлений подготовки несколько выше (71,9%), чем общий показатель по тесту Skillage (55,7%), что может быть объяснено большими затруднениями курсантов при выполнении практико-ориентирован-ных заданий. Самые высокие результаты по тесту Skillage показали курсанты специальности «Правоохранительная деятельность» (62%). Лучшие результаты по тесту ИТ-барометр продемонстрировали курсанты направления подготовки «Управление персоналом» (76,8%). Заметим, что взаимовлияние результатов тестов подтверждается также высоким уровнем корреляции между показателями тестов.

2. Оценивая результаты теста ИТ-барометр, можно сказать, что наибольшие затруднения у курсантов всех специальностей и направлений подготовки вызвали вопросы, связанные с работой в Интернете и применением web-технологий, что может рассматриваться как перспективное направление работы над вариативными компонентами учебного плана специальностей. В целом достаточно высокие результаты по всем блокам теста получены на направлениях подготовки «Управление персоналом» и «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств». Курсанты специальности «Правоохранительная деятельность» лидируют по вопросам информационной безопасности (79,3%), что может быть объяснено наличием в учебном плане одноименной дисциплины «Информационная безопасность».

3. По тесту Skillage наименьший общий балл показали курсанты специальности «Пси-

хология служебной деятельности» (48,7%) и направления подготовки «Социальная работа» (48,4%). Высокие результаты обнаружены по показателю «Хранение информации» — 83,3% (4-й курс, направление подготовки «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств»), 72.9% — курсанты 4-го курса специальности «Правоохранительная деятельность», по показателю «Средства коммуникации» — 72,9% респонденты специальности «Правоохранительная деятельность»; по показателю «Умение устраиваться на работу» — 70,1% 1-й курс направления подготовки «Управление персоналом» и 72,7% курсанты 4-го курса специальности «Правоохранительная деятельность»; по показателю «Социальные медиа» — 81,1% показали курсанты 2-го курса направления подготовки «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств». По показателю «Работа в офисных программах» — 62% курсанты направления подготовки «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» и 57% курсанты 1-го курса специальности «Правоохранительная деятельность». Наибольшие затруднения вызвали задания, связанные с использованием средств коммуникации, социальных медиа в ситуациях практической деятельности. Вероятно, это связано с низкой частотой обращения к этим сервисам в образовательном процессе и отсутствием курсов, в учебном плане дисциплин, направленных на их освоение. Относительно низкий показатель качества ответов по критерию «умение работать в программах Microsoft Office» на старших курсах всех специальностей может быть объяснен тем, что целенаправленное внимание изучению этих

программ уделяется на 1-м курсе в рамках дисциплин раздела «информационные технологии», в дальнейшем же эти умения рассматриваются как базовые и развитие их происходит несколько спонтанно в зависимости от востребованности при изучении других дисциплин, т. е. от ИКТ-насыщенности образовательного пространства.

4. Анализ результатов тестов БкШаде и ИТ-

барометр, выполненных курсантами, обучающимися по направлению подготовки «Социальная работа» и специальности «Психология служебной деятельности» выявил, на первый взгляд, парадоксальную ситуацию. Оказалось. что ИКТ-компетентность курсантов 1-го курса по всем показателям превосходит компетентность курсантов 4-го курса. Наглядно эти результаты представлены в виде диаграмм.

Рис. 1. Показатели теста ИТ-барометр, 1-4-й курсы, направление подготовки «Социальная работа»

Рис. 2. Показатели теста БкШаде 1-4-й курсы, специальность «Психология служебной деятельности»

Выскажем некоторые предположения, поясняющие такие результаты. Более высокая ИКТ-компетентность курсантов первого курса на этих специальностях может быть обусловлена некоторыми случайными факторами, оказавшими влияние при тестировании, однако в качестве ведущей сформулируем гипотезу, связанную с большей подготовленностью в области ИКТ современных выпускников школы, так как эта компетенция входит в структуру ключевых, и ее формированию уделяется гораздо большее время. Кроме того, ИКТ-компетентность играет важную роль в повышении квалификации учителя и на ее формирование направлены различные курсы повышения квалификации, а также целевые программы основного общего образования по вопросам информатизации. В результате складывается ситуация, при которой образовательное пространство школы обладает большим по сравнению с вузом ИКТ-потенциалом, обусловленным высокой готовностью школьных учителей к применению ИКТ в образовательном процессе, высоким насыщением образовательной среды технологическими новинками и большей методической разработанностью вопросов применения ИКТ в педагогическом процессе. В этих условиях направления подготовки, в которых ИКТ-компетентность

описывается небольшим количеством компетенций, а значит и ее формированию уделяется небольшое количество времени в основной образовательной программе и образовательное пространство которых характеризуется недостаточной ИКТ-насыщенностью, не успевают обеспечивать необходимый уровень соответствующих компетенций.

5. Общий уровень ИКТ-компетентности по всем направлениям подготовки и специальностям, рассчитываемый на основе средних значений общих показателей каждого теста, соответствует среднему уровню, кроме специальности «Психология служебной деятельности», для которой общий уровень ИКТ-компетентности равен 56,1% и соответствует низкому уровню. При этом 1-е место в рейтинге ИКТ-компетентности занимают направления подготовки «Управление персоналом» и «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств», 2-е место — специальность «Правоохранительная деятельность»; 3-е место — направление подготовки «Социальная работа»; 4-е место — специальность «Психология служебной деятельности».

Таким образом, информационно-коммуникационная компетентность может рассматриваться как базовая (ключевая) для любой профессиональной деятельности в современ-

S

ном обществе. Ее диагностика у выпускников вузов несколько затруднена, что обусловлено, с одной стороны, неоднородностью ее описания в терминах общекультурных и профессиональных компетенций, формулируемых в ФГОС ВПО разных направлений подготовки, с другой — отсутствием разработанных единых методик диагностики общих компонентов компетентности. Существенное влияние на формирование ИКТ-компетентности оказывает ИКТ-потенциал образовательного пространства вуза, обеспечиваемый не только за счет совершенствования содержательного компонента ООП, но и широкого использования ИКТ в преподавании дисциплин; доступности и востребованности в образовательном процессе соответствующих интернет-ресурсов, разработки системы заданий для самостоятельной работы по дисциплинам с применением электронных образовательных ресурсов.

1. Бурмакина, В. Ф. Как готовиться к тестированию

по проверке ИКТ-компетенции школьников//Инфор-матика. — 2OO6. — № 17. — С. 3—11.

2. Войнова, Н. А. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начального профессионального образования в образовательной среде учебного заведения: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02/Во-йнова Надежда Александровна; [Место защиты: Сиб. федер. ун-т]. — Красноярск, 2009. — 226 с.: ил. РГБ ОД, 61 10—13/230.

3. Горохова, Ю. А., Основные информационно-компьютерные компетенции, необходимые современному экономисту//Высшая школа на современном этапе: проблемы преподавания и обучения 2012: Материалы конференции. — Ярославль. — 2012. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://yspu.org/index. php/Статья Гороховой Ю. А. в сборник ЯГПУ.pdf.

4. Дикарева, И. Г. Структура информационной компетентности учителя биологии//Вестн. Том. гос. пед. ун-та. — 2011. — Вып. 2. — Сер.: Инновационное образование: методология и практика. — С. 79—82.

5. Компания QTECH запустила серию технических семинаров для специалистов служб эксплуатации телекоммуникационных сетей ФСИН России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.qtech. ru/news/372.htm.

6. Кузнецов, А. А. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы./А. А. Кузнецов, Е. К. Хеннер,

В. Р. Имакаев, О. Н. Новикова//Образование и наука. — 2010. — № 7. — С. 88—96.

7. Лапчик, М. П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления//Совре-менные проблемы науки и образования. — 2012. —

№ 1; URL: www.science-education.ru/101—5515.

8. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok. html.

9. Чернова, С. Ф. ИКТ-компетентность участников образовательного процесса в контексте внедрения ФГОС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://region56.ucoz.ru/load/ikt_kompetentnost_ uchastnikov_obrazovatelnogo_processa_v_kontekste_ vnedrenija_fgos_chernova_s_f/15—1-0—107.

УДК / UDC 378 В. Н. Введенский

V. Vvedenskiy

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION THROUGH EDUCATIONAL COMMUNITY

Показана прямая зависимость между развитием педагогической профессии, профессионально-педагогического образования и педагогических сообществ. На основе анализа проблем представлены способы развития педагогических сообществ.

The article shows a direct correlation between the development of the teaching profession, professional-pedagogical education and teaching communities. On the basis of the problem analysis the ways of pedagogical community development are demonstrated.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, гуманизация, педагогические сообщества, интеграция, педагогическая профессия, демократизация.

Keywords: professional-pedagogical education, humanization of the pedagogical community, integration, pedagogical profession, democratization.

Развитие обучающихся, обучающих, педагогической профессии и системы образования в целом — это важнейшие задачи педагогики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.