Научная статья на тему 'Диагностика и коррекция детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения'

Диагностика и коррекция детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8889
2773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / СТИЛЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / PARENTING STYLE / PRESCHOOL AGE / CORRECTIONAL-DEVELOPING WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Благушко Мария Викторовна

В статье обосновывается необходимость изучения и возможность коррекции детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения. Делается вывод о возможности повышения психолого-педагогической культуры родителей и обучения их навыкам взаимодействия с ребенком в условиях специально организованной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics and Correction of Parent-Child Relationships in Conditions of the Preschool Educational Institution

The article substantiates the necessity of studying and the possibility of correcting the parent-child relationships in conditions of a preschool educational institution. The author concludes that within the limits of a special organized activity the parents' psychology-pedagogical culture can be elevated and the parents can be taught how to interact with their child.

Текст научной работы на тему «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения»

УДК 373.24+37.018.15

Диагностика и коррекция детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения

М. В. Благушко

В статье обосновывается необходимость изучения и возможность коррекции детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения. Делается вывод о возможности повышения психолого-пе-дагогической культуры родителей и обучения их навыкам взаимодействия с ребенком в условиях специально организованной деятельности.

Ключевые слова: детско-родительские отношения;

стиль родительского воспитания; дошкольный возраст; коррекционно-развивающая работа.

В постоянно меняющемся мире, в условиях стрессовых и фрустра-ционных ситуаций, увеличивающихся требований к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и при постоянной занятости родите -лей оказание психологической помощи семье ребенка-дошкольника — одна из важнейших задач психолога образования. В современном мире родителям все сложнее уделить внимание своему ребенку: работа, домашние дела и заботы часто не позволяют найти время для совместных игр, прогулок, бесед. Воспитание дошкольника перекладывается на плечи педагогов детского сада, но они никогда не смогут заменить

ребенку родителей. И лишь явные изменения в поведении ребенка, такие как капризность, непослушание, агрессивность или замкнутость, заставляют взрослых задуматься и обратиться за помощью к психологу.

Нарушения личностного развития детей приобретают массовый характер, а одна из наиболее распространенных причин — негативный стиль родительского воспитания. По данным анкетирования, проведенного в 2010—2011 учебном году, 86 % родителей признаются в том, что не могут взаимодействовать со своими детьми на эмоциональном уровне, не имеют достаточно свободного времени для общения с ними. Беседа с дошкольниками 5—6 лет показала, что 68 % детей дома предпочитают смотреть телевизор, а на вопрос «Чем ты любишь заниматься с мамой или папой?» 89 % отвечает — «ничем, они со мной не играют». Эти факты вызывают тревогу у педагогов, специалистов дошкольного учреждения. Целенаправленная организация совместной работы в триаде педагог—ребенок—родитель позволит скорректировать детско-родительские отношения.

В современном обществе намечается тенденция к организованному обучению родителей эффективному взаимодействию со своими детьми. Но для этого необходимо провести большую предварительную работу по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Педагог должен завоевать авторитет в их глазах. Возможен следующий алгоритм построения отношений педагога-психолога с родителями при необходимости коррекции детско-родительских отношений:

1. Беседа с педагогом о личностных особенностях ребенка (его поведении в различных видах деятельности, особенностях общения со взрослыми и сверстниками, личностных качествах ребенка).

2. Беседа с родителями об особенностях их взаимоотношений с ребенком, выявление трудностей, анкетирование (использование опрос-

ника детско-родительских отношений А. Я. Варга и В. В. Столина, написание сочинения «Мой ребенок»).

3. Диагностика особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка (тест тревожности Теммла, Дорки и Амен, САТ, тест Лю-шера), внутрисемейных отношений (рисунок на тему «Моя семья», проективная методика «Почта»).

4. Консультирование родителей по результатам диагностики, определение совместных путей решения проблемы, учет пожеланий родителей относительно построения системы занятий (как правило, на этом этапе родители готовы сказать, что им хотелось бы изменить в своих взаимоотношениях с ребенком).

5. Проведение коррекционно-развивающей работы по оптимизации взаимоотношений ребенка и родителей (1 раз в неделю в течение 3 месяцев — 12—14 игровых сеансов, консультирование родителей в процессе данной работы — по необходимости).

6. Повторная диагностика эмоционально-личностной сферы ребенка.

7. Итоговая беседа с родителями, анкетирование (использование опросника детско-родительских отношений А. Я. Варга и В. В. Столи-на, написание сочинения на тему «Я и мой ребенок»).

В научной литературе, посвященной вопросам детско-родительских отношений, подчеркивается зависимость формирования индивидуальных особенностей ребенка от родительских позиций — стилей воспитания (А. Я. Варга, А. И. Захаров, Р В. Овчарова, А. С. Спива-ковская, Э. Г. Эйдемиллер и др.) [2; 3; 6; 14; 16; 18]. Авторы различных концепций, тем не менее, согласны друг с другом в том, что отношения с родителями имеют для психического здоровья ребенка первостепенное значение. Необходимо изучать особенности взаимоотношения ребенка и родителей, с тем чтобы оказать своевременную поддержку как ребенку, так и взрослым.

Выпуск № 6 / 2012

ПСИХОЛОГИЯ

Используя на первом этапе работы опросник А. Я. Варга и

В. В. Столина, можно получить наглядную картину совпадения или расхождения стилей родительского воспитания (рис. 1).

Рис. 1. График соотношения типов родительского воспитания до начала коррекционно-развивающей работы

Для взрослых, приходящих к психологу с проблемами во взаимоотношениях с ребенком, очень важно увидеть такую картину, это поможет более точно организовать коррекционно-развивающую работу, а в дальнейшем — оценить ее результативность. Естественно, такая работа невозможна без желания самого родителя что-то изменить в своих взаимоотношениях с ребенком. Результаты диагностического обследования, представленные в наглядной форме, как правило, заинтересовывают родителей больше, чем устная беседа или консультация, они помогают педагогу-психологу сформировать мотивацию для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Представленная коррекционно-развивающая программа апробирована и может быть рекомендована для детей старшего дошкольного возраста (5—7 лет). Планируется 10—12 занятий, которые проводятся 1—2 раза в неделю, во второй половине дня, время начала занятий может корректироваться в зависимости от занятости родителей, длительность занятия составляет 30—35 минут. На занятии присутствуют родители и ребенок. Кроме того, курс занятий может быть организован для нескольких (2—3) семей, общее количество участников — не более 8 человек.

В задачи коррекционно-развивающей программы входит не только коррекция отношений родителей и ребенка, но и психологическая поддержка родителей, которая заключается в формировании у родителей уверенности в собственной «воспитательской компетенции», а также в обучении их приемам контроля над своими психическими состояниями.

В работе с детьми и родителями используются следующие приемы: проигрывание ситуаций, фантазирование, обмен ролями, выявление в игре различных ступеней психического развития; отреагирование запрещенных в семье чувств. Усилия родителей направляются на прояснение эмоционального отношения ребенка к процессу и результату своей деятельности, в процессе занятий дети и родители могут идентифицироваться с различными социальными ролями.

В процессе коррекционно-развивающих занятий родителям транслируется положительный образ ребенка, так как в повседневной жизни взрослые часто заостряют внимание на негативных проявлениях и редко признают достоинства ребенка. Позиция педагога-психолога в диалоге с родителями — партнерская, исключающая поучительный тон, наставления.

Структура занятий традиционно включает ритуал приветствия, затем основную часть (игры, задания), релаксационные упражнения, рефлексию по поводу участия в выполнении заданий и ритуал прощания.

Тематический план занятий может корректироваться в каждом частном случае, игры и упражнения должны варьироваться в зависимости от обстоятельств. Перечень игровых заданий представлен далее в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

№ Тема Задачи Содержание работы Методическое обеспечение

1 «Знакомство» Наблюдение за совместной работой ребенка и родителей, определение возможностей взаимодействия, приемлемых способов общения «Клубочек», «Кубик несу, не уроню», «Варежки», «Подбери пару», «Волшебный сундучок», «Сделай сам», «Отдыхаем» Клубок ниток, кубики, корзина, пара рукавиц из бумаги, 3 цветных карандаша, сундучок с предметами,набор разрезных картинок, магнитофон, запись с музыкой для релаксации

2 «Учимся делать вместе» Обучение навыкам взаимодействия: задания на развитие сплоченности в паре родитель-ребенок «Клубочек», «Дорисуй картинку», игра с нитками (фрот-таж), «Найди и коснись», «Говори шепотом», «Медведи в берлоге» Клубок ниток, не дорисованные картинки, 3 карандаша, альбомные листы, нитки, гуашь, магнитофон, запись с музыкой для релаксации

3 «Налаживаем мосты» Организация совместной работы: использование тактильного контакта, заданий на выражение отношения друг к другу, собственных чувств и переживаний «Ключик», «Поставь пальчик!», «Волшебный сундучок», «Насос и мяч», «Мост дружбы», «Рисование на спине», «Волшебный сон» Ключ, 10—15 предметных картинок, сундучок с предметами, линейки магнитофон, запись с музыкой для релаксации

П родолжение табл. 1

№ Тема Задачи Содержание работы Методическое обеспечение

«Чувствуем друг друга» Упражнения с тактильным контактом, вербализация чувств и переживаний «Мое настроение», «Кубик несу, не уроню», «Почувствуй руку», рисование на одном листе бумаги, «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Волшебный сон» Мяч, кубики, корзина, листы бумаги, цветные карандаши, ящик с отверстиями, магнитофон, запись с музыкой для релаксации

ю «Вместе веселее» Обучение навыкам сотрудничества «Клубочек», «Сделаем вместе», «Мячик несу, не уроню!», рисование на тему «Чудесный лес», этюд «Я потерялся», «Медведи в берлоге» Клубок ниток, игра «Сделаем вместе», 2 мяча разного размера, корзина, листы бумаги, краски, магнитофон, запись с музыкой для релаксации

СО «Дарим подарки» Изготовление подарков друг для друга: моменты совместного переживания чувств, принятие чувств другого «Что ты чувствуешь?», «Кто быстрее?», «Подарок друг другу», «Помоги другу», «Поссори-лись-помирились», этюд «Сосулька», «На море» Мяч, игрушки, корзина, различные материалы (ткань, цветная бумага, бусинки, клей и т.п.), магнитофон, запись с музыкой для релаксации

г- «Ты меня понимаешь?» Обучение вербальным и невербальным способам выражения чувств «Мы такие разные!», «Рисование друг друга», “Попроси игрушку” (вербальный и невербальный варианты), «Почувствуй руку», «Самая дружная пара», «Волшебный сон» Клубок ниток, листы бумаги, цветные карандаши, игрушки, ящик с отверстиями, магнитофон, запись с музыкой для релаксации

П родолжение табл. 1

№ Тема Задачи Содержание работы Методическое обеспечение

00 «Только вместе» Совместная работа: задания различной степени сложности, требующие скоординированности действий, достижение нужного результата совместными действиями «Веревочка», «Только вместе!», «Помоги другу», рисование в паре «Сапожки», этюд "Гроза", «Мороженое» Веревка, игрушки, картинки, пара сапожек из бумаги, 3 цветных карандаша, магнитофон, запись с музыкой для релаксации

с^> «Новоселье» Совместная продуктивная деятельность «Я радуюсь, я грушу-», «Дверная скважина», рисование на тему «Новоселье», «Сделаем вместе», этюд «Я обиделся», «Клубочек», «Отдыхаем» Мяч, игра «Дверная скважина», заготовка домика, листы бумаги размером с окошки, цветные карандаши, краски, клубок ниток, магнитофон, запись с музыкой для релаксации

о а» « Совместная продуктивная деятельность «Здравствуй, я пришел!», «Попроси игрушку», изготовление куклы, «Бумажные мячики», «Кукла-марионетка» (этюд), «На море» Мяч, игрушки, материал для изготовления куклы (кусочки ткани, киндер-сюрприз, бусинки, нитки), магнитофон, запись с музыкой для релаксации

«Волшебный стул» Отреагирование чувств, переживаний, реализация способов сотрудничества «Ты меня узнал?», «Следуйте за лидером», упражнение «Мост дружбы», «Волшебный стул», «Сделаем вместе», «Что ты чувствуешь?», «Волшебный сон» Клубок ниток, листы бумаги, карандаши, линейки, корона, игра «Сделаем вместе», магнитофон, запись с музыкой для релаксации

Окончание табл. 1

№ Тема Задачи Содержание работы Методическое обеспечение

Совместная про- «Поздороваемся», Мяч, семейные

дуктивная деятель- беседа о семье, фото, соленое

ность, установка рассматривание тесто, картон, гу-

"к А 2 си о на дальнейшее фотографий, изго- ашь, украшения

сотрудничество товление из соле- для рамки (бусины,

ного теста рамки блестки и т.п.),

1 для семейного магнитофон, запись

2 £ ¥ фото, этюд «Шал- с музыкой для

тай-болтай», «Что мы умеем?», «Мы вместе», «Попрощаемся» релаксации

Занятия следует организовывать с учетом следующих рекомендаций.

1. Занятия должны проводиться в отдельном помещении, где ничто не будет смущать взрослых и ребенка, которые должны иметь возможность свободно передвигаться.

2. Как было сказано выше, занятия можно проводить как с отдельной семьей, так и с группой из нескольких родителей и их детей.

3. Оптимальным вариантом является проведение занятий во второй половине дня, когда дети чаще заняты свободной деятельностью.

4. При подборе этюдов и упражнений необходимо учитывать возраст детей, чтобы они могли с ними справиться.

5. На занятии рекомендуется использовать музыку в зависимости от настроения детей и темы занятия.

6. Важно предоставить детям и родителям свободу выбора материала для продуктивной деятельности, всегда иметь в запасе несколько одинаковых кусочков ткани, бусинок и т. п.

7. Целесообразно строить занятия таким образом, чтобы активность постепенно начала исходить от взрослого и ребенка.

8. Этюды или упражнения, в которых отражаются отрицательные черты характера, должны сопровождаться моделью желательного поведения в такой же ситуации.

9. По ходу занятия следует создавать ситуации, в которых дети и их родители будут вынуждены прийти на помощь друг к другу.

10. Важным фактором является доброжелательность психолога, его способность обеспечить эмоциональную поддержку ребенку и взрослому.

11. По ходу занятия следует чередовать виды деятельности, чтобы избежать физического и эмоционального переутомления.

12. Целесообразно введение минимального количества запретов и ограничений на занятиях, кроме обязательных требований: не бить кого-либо, не ломать что-либо.

Критерии оценки эффективности программы:

• снижение уровня тревожности у ребенка, изменение его эмоционального состояния, отсутствие напряженности;

• изменение восприятия ребенком отношения к нему родителей;

• изменение восприятия ребенка родителями.

Если представить наглядно результаты повторного анкетирования родителей по опроснику А. Я. Варга и В. В. Столина после проведенного коррекционно-развивающего блока занятий, можно увидеть положительную динамику изменения стиля родительского воспитания, большую согласованность стилей обоих родителей, совпадение точек зрения на воспитание ребенка (рис. 2).

Таким образом, одна из задач психолога детского сада в том, чтобы переориентировать внимание родителей с отдельного симптома, который их беспокоит в поведении ребенка, на личность ребенка в целом, изменить позицию взрослых, их установки в воспитании, помочь всем участникам занятий приобрести новый опыт социального взаимодействия.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выпуск № 6 I 2012

%

100 т

90 -80 -70 -60 -50 -40 -ЗО -20 -10 -О -

Рис. 2. График соотношения типов родительского воспитания после проведенной коррекционно-развивающей работы

Литература

1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование I Ю. Е. Алешина. — Изд. 2-е. — Москва : Класс, 1999. — 208 с.

2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс I А. Я. Варга. — Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 144 с.

3. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения I А. Я. Варга. — Москва : МГУ, 1986. — 206 с.

4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппен-рейтер. — Москва : АСТ, 2008. — 238 с.

5. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей / А. И Захаров. — Москва : Педагогика, 1986. — 112 с.

6. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов I А. И Захаров. — Москва : Каро, 2006. — 672 с.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии : учеб. пособие I Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. — 400 с.

8. Кошкарова Т. А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений / Т. А. Кошкарова // Школа здоровья. — 2004. — № 2. - С. 5-14.

9. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М. И. Лисина. — Москва : Воронеж, 1997. — 216 с.

10. Марковская И. М. Опыт проведения тренинга взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская // Журнал практического психолога. — 1998. — № 2. — С. 67—78.

11. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. — Санкт-Петербург : Речь, 2005. — 150 с.

12. Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия / А. Ю. Монахова. — Ярославль : Академия развития, 2002. — 159 с.

13. Обухова Л. Ф. Семья и ребенок : психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. — Москва : Жизнь и мысль, 1999. — 146 с.

14. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. — Москва : Издательство Института психологии, 2003. — 319 с.

15. Популярная психология для родителей / под ред. А. А. Бодалева и др.; АПиСН ; Московский психолого-социальный институт. — Москва : МПСИ, 1998. — 398 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Спиваковская А. С. Как быть родителями? / А. С. Спиваковская. — Москва : Педагогика, 1986. — 60 с.

17. Столин В. В. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики / В. В. Столин, Е. Т. Соколова, А. Я. Варга // Семья в психологической консультации : Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. — 1989. — № 3. —

С. 16—37.

18. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии : методическое пособие / Э. Г. Эйдемиллер; ред. Л. И. Вассерман. — Санкт-Петербург ; Москва : Фолиум, 1996. — 63 с.

19. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. — 2-е изд., расшир. и доп. — Санкт-Петербург ; Харьков ; Минск ; Москва : Питер, 1999. — 656 с.

© Благушко М. В., 2012

Diagnostics and Correction of Parent-Child Relationships in Conditions of the Preschool Educational Institution

M. Blagushko

The article substantiates the necessity of studying and the possibility of correcting the parent-child relationships in conditions of a preschool educational institution. The author concludes that within the limits of a special organized activity the parents' psychology-pedagogical culture can be elevated and the parents can be taught how to interact with their child.

Key words: parent-child relationships; parenting style; preschool age; correctional-developing work.

Благушко Мария Викторовна, педагог-психолог высшей квалификационной категории, муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 6 общеразвивающего вида «Светлячок» (г. Гаджие-во, Мурманская область), [email protected].

Blagushko, M., educational psychologist of highest qualification, Municipal Budgetary Educational Institution — Nursery School Number 6 of General Development “Svetlyachok” (Gadjievo, Murmansk Region), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.