Научная статья на тему 'Диагностика готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников'

Диагностика готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКА / ГОТОВНОСТЬ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОЛОНТЕРСТВО / УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / УЧИТЕЛЬ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ / ASSESSMENT / PREPAREDNESS TO VOLUNTEER ACTIVITIES / VOLUNTEERING / MUSIC TEACHER / ARTS TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рошко Галина Алексеевна

В статье рассмотрена структура, критериальный аппарат, методы диагностики готовности будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников. Описан опыт исследования данной готовности в двух группах студентов первого курса, будущих учителей музыки и мировой художественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рошко Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PREPAREDNESS OF THE ARTS TEACHER TO THE ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITY OF PUPILS

The article describes the structure, criteria and methods of diagnostic of preparedness of future teachers of the subject field of "arts" to the organization of volunteer activity of pupils. The article also relates the experience of research of such preparedness in two groups of first-year students, future teachers of music and world artistic culture.

Текст научной работы на тему «Диагностика готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников»

УДК 378.147:371.124:7

ББК 4448.985 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Рошко Галина Алексеевна,

аспирант з года обучения, кафедра музыкального образования, Уральский государственный педагогический университет; заведующий структурным подразделением, Екатеринбургский театр современной хореографии; 620137, г- Екатеринбург, ул. Студенческая 3, оф. 221; e-mail: [email protected].

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО» К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: диагностика; готовность к волонтерской деятельности; волонтерство; учитель музыки; учитель мировой художественной культуры.

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрена структура, критериальный аппарат, методы диагностики готовности будущих учителей предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности школьников. Описан опыт исследования данной готовности в двух группах студентов первого курса, будущих учителей музыки и мировой художественной культуры.

Roshko Galina Alekseyevna,

Post-graduate Student of Department of Musical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ASSESSMENT OF PREPAREDNESS OF THE ARTS TEACHER TO THE ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITY OF PUPILS

KEY WORDS: assessment; preparedness to volunteer activities; volunteering; music teacher; arts teacher.

ABSTRACT. The article describes the structure, criteria and methods of diagnostic of preparedness of future teachers of the subject field of "arts" to the organization of volunteer activity of pupils. The article also relates the experience of research of such preparedness in two groups of first-year students, future teachers of music and world artistic culture.

Учитель предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе, помимо выполнения своих непосредственных профессиональных обязанностей, способен проводить просветительскую работу в сфере культуры и искусства, привлекая к ее реализации учащихся. Однако программы подготовки специалистов в сфере педагогического образования, в частности профилей, связанных со сферой культуры и искусства, не предполагают в перечне учебных планов дисциплин, направленных на формирование у студентов практических навыков культурно-просветительской деятельности.

Одним из эффективных способов приобщения школьников к культурной среде является их включение в процесс реализации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства. Однако учителя не имеют теоретико-методических инструментов для ее организации - знаний в области методики работы с волонтерами, теории в области выбранной сферы искусства и организации волонтерских мероприятий с учащимися в условиях школы. Кроме того, организатору необходимо уметь координировать волонтеров, оказывать им психологическую поддержку, оценивать мотивацию, планировать мероприятия по их привлечению и удержанию. Иными словами, в педагогических вузах маловостребовано волонтерство в сфере искусства. Н. Г. Тагиль-цева пишет о том, что сами студенты в перечне проблем, характеризующих направления их профессиональной подготовки,

совершенно не упоминают просветительскую деятельность, а также профессиональную деятельность с детьми по формированию у них интереса к волонтерской деятельности [7].

Из этого следует, что готовность к организации волонтерской деятельности школьников - это многокомпонентная система качеств, свойств и состояний личности, которые в совокупности позволяют осуществлять данную деятельность.

По мнению зарубежных (К. Бидерман, Л. А. Локстоун, С. Маккурлей, Д. Уилсон, С. Дж. Эллис и др.) и отечественных (Е. В. Акимова, А. Б. Бахарев, М. Р. Мирошкина, В. В. Решетников, И. И. Фришман и др.) специалистов в области добровольчества, волонтеру присущи следующие качества: инициативность, альтруизм, открытый ум, чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, социальная активность, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность в получении выгоды.

Вышеперечисленные качества позволяют выявить структуру готовности учителя к организации волонтерской деятельности школьников, которая включает четыре взаимосвязанных компонента.

1. Мотивационный компонент включает в себя положительное отношение к волонтерской деятельности, интерес к ней, основные мотивы к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства.

© Рошко Г. А., 2014

2. Ориентационный компонент представляет собой знания, представления об особенностях и условиях волонтерской деятельности, ее требованиях к личности.

3. Операциональный компонент подразумевает владение специфическими способами и приемами волонтерской деятельности, необходимыми знаниями, навыками и умениями, процессами анализа и синтеза, сравнения и обобщения, качествами и т. д.

4. Личностно-рефлексивный компонент подразумевает самокритичность, рефлексивность.

Каяедый компонент (мотивационный, ориентационный, операциональный, лично-стно-рефлексивный), составляющий структуру готовности к организации волонтерской деятельности школьников, чрезвычайно важен, но именно комплекс сформированных вышеперечисленных качеств личности определяет целостность ее структуры.

Для включения студентов в практическую волонтерскую деятельность необходимо знать, насколько у них сформированы вышеперечисленные качества, образующие компоненты готовности личности к организации волонтерской деятельности школьников в сфере культуры и искусства.

В марте 2014 г. на базе Уральского государственного педагогического университета была проведена диагностика готовности к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства студентов первого курса специальности «Педагогическое образование» (музыкальное образование, культурология) институтов филологии, культурологии и межкультурной коммуникации и музыкального и художественного образования - будущих учителей музыки и мировой художественной культуры.

В исследуемые группы вошло 32 человека (из них ю - культурологи, 22 - музыканты) в возрасте от 18 лет до 21 года: 26 представителей женского пола, 6 - мужского.

Для исследования готовности студентов-культурологов и музыкантов к организации волонтерской деятельности школьников был разработан критериальный аппарат, включивший в себя критерии, показатели и уровни оценки сформированное™ данной готовности.

Критерии оценки готовности учителя предметной области «Искусство» к организации волонтерской деятельности (мотивационный, ориентационный, операциональный и личностно-рефлексивный) были выделены на основании компонентов готовности к данной деятельности.

Из четырех указанных выше критериев вытекают следующие показатели:

1) мотивационный компонент (два показателя): степень мотивации к доброволь-

ческой деятельности в сфере культуры и искусства; количество и разнообразие желаемых видов волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства;

2) ориентационный компонент (четыре показателя): уровень коммуникативной толерантности; уровень эмпатии; степень готовности к работе в коллективе; уровень развития организаторских способностей;

3) операциональный компонент (три показателя): уровень знаний в области теории культуры и искусства (в зависимости от профиля учреждения); уровень знаний в области маркетинга в сфере культуры; уровень креативности;

4) личностно-рефлексивный компонент (два показателя): степень самокритичности, уровень рефлексивности.

Оценка уровня сформированное™ готовности проводилась по четырем уровням: низкий, средний, выше среднего, высокий. Общий уровень готовности определяется в зависимости от каждого показателя критерия. Низкий уровень хотя бы одного показателя уже говорит о неготовности к организации волонтерской деятельности.

Для выявления готовности будущих учителей предметной сферы искусства в качестве диагностических методов исследования были использованы тестирование, анкетирование, контент-анализ.

Методики проведения тестирования включали в себя как разработки психологов (О. С. Анисимов, В. В. Бойко, Н. Ф. Вишнякова, Н. П. Фетискин), специалистов в области маркетинговых коммуникаций в сфере культуры (В. Н. Евланов, Э. В. Новаторов, Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова), так и авторские тестовые задания и анкеты, направленные на выявление уровня мотивации студентов к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства, развития их организаторских способностей, знаний истории музейного дела и истории музыки.

Оценка сформированное™ первого показателя мотивационного критерия (степень мотивации к добровольческой деятельности) проводилась с помощью метода контент-анализа творческого задания. Студенты обеих тестируемых групп получили задание сочинить краткое эссе на тему «Во-лонтерство в сфере культуры и искусства», в котором следовало описать свое понимание волонтерства, отношение к данному вопросу, обосновать актуальность или ненужность данного феномена.

В рамках семантического автоматизированного анализа текста, проведенного при помощи программы «Семантический анализ текста» [5], оценивалась эмоциональная окраска текста путем выявления компьютером положительных и отрица-

тельных ассоциаций. Значения положительных ассоциаций всех эссе находятся в рамках 59-67% (средний уровень), отрицательных - в рамках 28-36%, что говорит о преимущественно позитивном отношении студентов к волонтерству в сфере культуры и искусства.

Стоит отметить, что во многих случаях респонденты затруднились описать виды деятельности волонтеров в сфере искусства, не прослеживается четкого понимания актуальности данной деятельности, ее значимости в социально-культурном пространстве города.

Автоматизированный морфологический анализ текста [4] позволил выделить наиболее частотные слова, количество которых позволяет сделать вывод об отношении респондентов к исследуемому вопросу. В качестве основной деятельности студенты упоминают помощь (слово «помогать» задействовано 20 раз). Характеризуют респонденты волонтерство в сфере культуры и искусства при помощи слов новый (ю раз), опыт (9), должный (6), нужный (6), интересный (5), знание (5), возможность (4). Это говорит о восприятии волонтерства как чего-то развивающегося, нового, нужного и интересного, позволяющего получить опыт и ценные знания. Слово «должен» говорит об ответственном отношении к добровольчеству. В качестве учреждений, где можно применить волонтерские навыки, были названы музеи (18 раз), театры (8), филармония (8). Негативных отзывов написано не было.

Оценка сформированности второго показателя мотивационного критерия (определение основных мотивов добровольческой деятельности) проводилась посредством метода анкетирования. Респондентам была предложена анкета, составленная с позиций четырех основных способов самореализации (рекламная деятельность (самореализация в сфере маркетинга), просветительская деятельность (самореализация в просветительской и воспитательной деятельности), организаторская и творческая самореализация).

Наибольшее число голосов обеих групп респондентов (6о%) отдано творческой и организаторской деятельности, просветительской работе - 30%, рекламной - ю%. Наименее привлекательной для респондентов оказалась рекламная деятельность, причиной чему может быть профиль подготовки студентов, их ориентированность на организационную работу, культурное просветительство и творчество. Однако рекламная работа является одной из необходимых в современном культурном пространстве, поскольку учреждения вынужде-

ны активно привлекать новых зрителей и слушателей.

Количественный анализ анкет показал разносторонний спектр интересов студентов в различных областях. Все респонденты продемонстрировали средний уровень мотивации к добровольческой деятельности в сфере культуры и искусства.

Таким образом, волонтерская деятельность потенциально интересна музыкантам и культурологам, их мотивация находится преимущественно (у 94%) на среднем уровне (у 6% - на низком), что говорит об актуальности деятельности и недостатке знаний о предмете волонтерства и практической добровольческой деятельности в сфере культуры.

Оценка сформированности первого показателя ориентационного критерия готовности учителя к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства (уровень коммуникативной толерантности) проводилась с помощью тестирования по методике В. В. Бойко [ю].

63% респондентов обладают средним уровнем коммуникативной толерантности. Уровень «выше среднего» отмечается у 31% из 32 опрошенных, низкий уровень - у 6%.

В целом уровень коммуникативной толерантности у группы исследуемых студентов находится в рамках нормы, что очень важно для осуществления как волонтерской, так и профессионально-педагогической деятельности. Наличие в группе респондентов с низким уровнем общительности свидетельствует об их индивидуальных психологических особенностях - большей замкнутости, закрепощенности, что может привести к коммуникативным проблемам в процессе педагогической и, в меньшей степени, волонтерской работы.

Второй показатель ориентационного компонента, уровень эмпатии, был исследован при помощи тестирования по методике Н. Ф. Вишняковой в качестве одной из частей теста на креативность [6]. Эмпатия -важный для волонтера фактор: именно на сопереживании, способности сочувствовать, строится добровольческая деятельность в любой сфере, в том числе и в сфере культуры.

Результаты исследования уровня эмпатии: 50% респондентов продемонстрировали средний уровень, 28% - выше среднего, 22% - высокий. Это хорошие показатели, подтверждающие предрасположенность данной группы к сопереживанию, к волонтерской деятельности.

Третий показатель - степень готовности к работе в коллективе - исследовался методом тестирования группы по методике О. С. Анисимова в рамках теста на определение уровня рефлексии личности.

Из 32 опрошенных 75% обладают средним уровнем направленности на коллектив. Выше среднего данный показатель у 13%, низкий - у 12% человек, заполнивших тестовые бланки. Данный результат свидетельствует о необходимости развития готовности к работе в коллективе.

Четвертый показатель - уровень развития организаторских способностей личности - исследовался с помощью метода тестирования (методика Н. П. Козлова, Г. М. Мануйлова, Н. П. Фетискина) [8].

Из 32 опрошенных 66% обладают средним уровнем организаторских способностей. Уровень «выше среднего» отмечается у 16%, низкий - у 18%. Высокий уровень выявлен не был.

Возможной причиной средних и даже низких значений данного показателя может являться недостаточный опыт организаторской деятельности у респондентов, так как, будучи студентами первого курса, они еще не имели достаточных возможностей проявить себя в качестве организаторов мероприятий или лекториев, не проходили педагогическую и волонтерскую практики, возможно, не успели окунуться во внеучеб-ную творческую жизнь университета.

В результате анализа данных показателей уровень развития ориентационного компонента оказался средним у 62% опрошенных, низким - у 16%, выше среднего -у 19%, высоким - у 3%, что предварительно свидетельствует о потенциальной предрасположенности исследуемых студентов к волонтерской деятельности.

Оценка сформированности первого показателя операционального критерия готовности учителя к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства (уровень базовых знаний в области музейного дела и музыкального искусства) определялся с помощью тестирования по авторской методике. Для музыкантов был разработан тест на выявление знаний по истории музыки, умений соотносить основные музыкальные эпохи и композиторов, творивших в соответствующее время. Также тест содержал звуковое программированное задание на узнавание музыкального материала. Так как студенты-культурологи проходят волонтерскую практику в музее, для них был подготовлен тест, который содержал ю стандартных вопросов по дисциплине «Музееведение».

Средний уровень знаний обнаружен у 62% респондентов, «выше среднего» -у 16%, низкий - у 22%. Причиной такого результата может служить то, что студенты учатся только на 1 курсе и не успели изучить историю музыки и музееведение.

Второй показатель операционального компонента - уровень знаний в области маркетинга в сфере культуры - определялся с помощью метода тестирования группы (Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова) [9]. Средний уровень продемонстрировало 66% опрошенных, «низкий» - 34%.

Уровень знаний в области маркетинговых коммуникаций оказался средним по причине отсутствия в учебном плане дисциплин, связанных с маркетинговыми коммуникациями, в частности с рекламой. Данный факт вызывает противоречие между реальной необходимостью для учителей-культурологов осуществлять рекламную деятельность и их недостаточной подготовкой к данной работе в процессе профессионального образования.

Третий показатель, уровень креативности, был исследован при помощи тестирования по методике Н.Ф.Вишняковой [6]. Креативность является очень важным качеством как для преподавателей предметов эстетического цикла, так и для волонтеров, выполняющих творческую работу.

Креативность оценивалась с точки зрения двух образов: «„Я" реального» и «„Я" идеального». У всех респондентов уровень «„Я" идеального» находился в рамках «выше среднего». «„Я" реальное» соответствовало «„Я" идеальному» у 25% респондентов, 75% продемонстрировали средний уровень креативности. Таким образом, в целом уровень креативности не самый высокий, но в рамках средних значений. Несоответствие «Я" идеального» «„Я" реальному» у половины респондентов указывает на их самокритичность. В то же время соответствие двух образов у другой части группы показывает ограничение в развитии креативности, нежелание развивать это качество дальше.

Подводя итоги диагностики операционального критерия готовности к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства студентов специальности «Культурология», можно резюмировать, что 63% опрошенных продемонстрировали средний уровень развития данного критерия, 35% - низкий, 3% - высокий.

Оценка сформированности первого и второго показателей (степень самокритичности и рефлексивности) личностно-рефлексивного критерия готовности учителя к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства была проведена методом тестирования (методика О. С. Ани-симова) [1]. 34% из 32 опрошенных показали средний уровень рефлексивности, 53% -«выше среднего», 13% - высокий уровень. 47% респондентов имеют уровень самокритичности «выше среднего», 44% - средний, 6% - высокий и 3% - низкий.

Таким образом, в целом уровень развития личностно-рефлексивного компонента готовности к организации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства «выше среднего» (56% опрошенных), средний (41%) и низкий (3%), что очень позитивно скажется на реализации волонтерской деятельности в сфере культуры и искусства.

Анализ суммарных результатов тестирования по всем четырем критериям позволяет сделать вывод о том, что мотивацион-ный, ориентационный и операциональный компоненты готовности к организации волонтерской деятельности школьников развиты в целом на среднем уровне (94, 62 и 63% респондентов соответственно), лично-стно-рефлексивный - преимущественно на уровне «выше среднего» (56%). Результаты тестирования по всем четырем критериям группы студентов - преподавателей МХК приведены в табл. 1.

Результаты исследования готовности будущих преподавателей музыки к организации волонтерской деятельности школьников приведены в табл. 2. Мотивационный критерий показал преимущественно средний уровень (91%) развития входящих в него показателей, ориентационный - средний (64%) и низкий (22%), операциональный -средний уровень (64%), низкий - 36%, лич-ностно-рефлексивный - средний (64%), выше среднего - 32%.

Анализируя результаты тестирования, подведем итог: будущие учителя МХК способны широко, «сверху» охватывать сферу культуры, у них больше развиты организаторские способности, они больше мотивированы к просветительской деятельности, тогда как музыканты более креативны, готовы выполнять творческие виды работ, но при

этом менее склонны к коллективной работе.

Так, уровень сформированности моти-вационного критерия у обеих групп преимущественно средний (музыканты - 91%, культурологи - юо%). Это происходит потому, что студенты первого курса еще не занимались волонтерством, не были заинтересованы, увлечены данной деятельностью. Ситуацию изменят беседы о волонтерстве и его перспективах в сфере культуры, непосредственная добровольческая работа в музее или филармонии.

Ориентационный критерий также находится преимущественно на среднем уровне у обеих групп: среди культурологов - у 50%, музыкантов - у 64%. Стоит отметить, что у 30% будущих учителей МХК был выявлен уровень «выше среднего» по данному компоненту, тогда как у музыкантов только 14% респондентов показали такой же результат. Культурологи более организованны, настроены на теоретическое обобщение изучаемого материала, нередко нацелены на организационную работу в сфере культуры, поэтому результаты исследования ориентационного компонента у них немного выше, чем у музыкантов.

Результаты оценки уровня развития операционального критерия также преимущественно на среднем уровне: у 64% музыкантов и 60% культурологов. Таким образом, у обеих групп знания в области маркетинга и профильной дисциплины (история музыки, музееведение) не на высшем уровне и требуют дополнительных занятий. Если знания по профильным дисциплинам студенты получат на плановых занятиях, то для развития необходимых для организации волонтерства качеств и знаний в области маркетинга нужна определенная лекционно-тренинговая работа в рамках Школы волонтеров.

Таблица 1

Результаты тестирования готовности к организации волонтерской деятельности в сфере культуры у студентов специальности «Культурология», %

Критерий Уровень

Низкий Средний Выше среднего Высокий

Мотивационный 0 100 0 0

Ориентационный 10 50 30 10

Операциональный 30 60 10 0

Личностно-рефлексивный 0 40 60 0

Готовность 40 60 0 0

Таблица 2

Результаты тестирования готовности к организации волонтерской деятельности в сфере культуры у студентов специальности «Музыкальное образование», %

Критерий Уровень

Низкий Средний Выше среднего Высокий

Мотивационный 9 91 0 0

Ориентационный 22 64 14 10

Операциональный 36 64 0 0

Личностно-рефлексивный 0 64 32 4

Готовность 45 55 0 0

Результаты оценки уровня личностно- уровнях «средний» и «выше среднего»: сре-

рефлексивного критерия у обеих групп на ди музыкантов соответственно у 64 и 32%,

культурологов - у 40 и 6о%. Стоит отметить, деятельности в сфере культуры и искусства»

что и по данному критерию у культурологов у данных групп в рамках Школы волонте-

результат выше, чем у музыкантов. Это мо- ров УрГПУ необходимо сделать особый ак-

жет объясняться индивидуальными особен- цент на формирование личностных качеств

ностями исследуемых респондентов. мотивационного, ориентационного и опе-

При реализации образовательного мо- рационального компонентов, дульного курса «Организация волонтерской

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов О. А. Определение уровня рефлексии. URL: http://vashpsixolog.ru/ (дата обращения: 07.10.2014).

2. Вандышева Л. В. Формирование готовности будущих специалистов по социальной работе к волонтерской деятельности : дне.... канд. пед. наук. Самара, 2006.

3. Двойнина Г. Б. Формирование готовности учителя музыки к организации пространства художественного воспитания учащихся : дне.... канд. пед. наук. Волгоград, 2004.

4. Программа «Морфологический и синтаксический анализ текста». URL: http://www.seosin.ru/ page/5/ (дата обращения: об.10.2014).

5. Программа «Семантический анализ текста». URL: http://seozor.ru/tools/analyzer.php (дата обращения: 07.10.2014).

6. Сборник психологических тестов. 4.2. Пособие // сост. Е.Е.Миронова Минск : Женский ин-т ЭНВИЛА, 2006.

7. Тагильцева Н. Г. Современный учитель музыки: проблемы профессиональной подготовки // Изв. Урал. гос. ун-та. Сер.1, Проблемы образования, науки и культуры. 2011. № 3 (92). С. 125-134.

8. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.

9. Шекова Е. Л., Тульчинский Г. Л., Евланов В. Н., Новаторов Э. В. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры : практикум // под общ. ред. Е. Л. Шековой. СПб. : Планета музыки, 2012.

10. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. М. : Ось-89, 2004.

11. Юренева Т. Ю. Музееведение : учеб. для высшей школы. М. : Академический Проект, 2004.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Г. Тагильцева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.