Научная статья на тему 'Диагностика духовно-нравственного развития у старших подростков в условиях средней общеобразовательной школы'

Диагностика духовно-нравственного развития у старших подростков в условиях средней общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фёдорова И. А.

В статье рассматривается педагогическая деятельность в рамках духовно-нравственного развития старших подростков. Ограничиваясь рамками данной статьи, автор представила лишь небольшую часть такой работы, касающейся проведения диагностических методик по выявлению духовно-нравственного развития (ДНР) старших подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фёдорова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диагностика духовно-нравственного развития у старших подростков в условиях средней общеобразовательной школы»

Теория и практика гуманизации образования говорит о его содержании, обогащенном ценностным в этическом отношении наполнением. Это означает, что морально-нравственная компонента должна присутствовать как в теоретическом, так и в эмпирически-практическом пространстве процесса воспитания и обучения.

Список литературы:

1. Апресян Р.Г. Этика в высшем образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.ethicscenter.ru/ed/apr1.html.

2. Кант И. Собрание сочинений [Электронный ресурс]: в 8 т. Т. 4. Основоположения метафизики нравов. - М.: ЧОРО, 1994. - Режим доступа: www.krotov.info/lib_sec/11_k/kan/t_1_001.htm.

3. Кантовский сборник: межвуз. тематич. сб. науч. тр. - Вып. 13. - Калининград, 1988.

4. Орлова Ю.О. Интенциональность и рефлексия: философские проблемы рефлексивного опыта сознания в философии И. Канта и Э. Гуссерля: дисс. ...канд. филос. наук. - СПб., 2006.

5. Судаков А.К. Абсолютная нравственность и этика автономии И. Канта: автореф. дисс. .д-ра филос. наук. - М., 2000.

ДИАГНОСТИКА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© Фёдорова И.А.*

Усольский гвардейский кадетский корпус, г. Усолье-Сибирское

В статье рассматривается педагогическая деятельность в рамках духовно-нравственного развития старших подростков. Ограничиваясь рамками данной статьи, автор представила лишь небольшую часть та -кой работы, касающейся проведения диагностических методик по выявлению духовно-нравственного развития (ДНР) старших подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

В 1971 г. вышел XI том научных исследований немецкого психоаналитика и социолога Эриха Фромма. Здесь, в своём эссе под названием «Скука и изобилие в нашем обществе» учёный поместил анализ неблагополучных проявлений человеческого общества. Шестая часть начинается со следующих слов аналитика: «In der Moralkrise, die wir gegenwärtig durchlaufen». Читая эти слова, мы не можем избавиться от ощущения, что это не было

* Преподаватель истории и обществозиаиия, педагог-психолог.

сказано недавно. Время показало истину: моральный кризис является перманентным кризисом! Он не появился «вдруг» и «ниоткуда». Моральный кризис, в тех или иных проявлениях, был всегда. Таким образом, напрашивается вывод: может и не стоит вообще прилагать какие-то усилия и бороться за мораль, духовно-нравственное развитие и чистоту помыслов подрастающего поколения?.. С таким выводом, безусловно, можно было бы согласиться в случае единичных примеров падения морально-нравственных устоев. Но, беря во внимание современную ситуацию в России, абсолютно очевидно, что мы несём слишком большие потери в нравственной и духов -ной области: нарушение передачи семейно-нравственных ценностей, сокращение продолжительности жизни, этнические столкновения, нарастание в подростковой и молодежной среде алкоголизма, наркомании, токсикомании, участились случаи девиантного поведения, самоубийств; падение общего уровня культуры, уменьшение интереса к получению систематического образования. Сегодня трудно представить себе подростка, имеющего толстовский взгляд на мир и человека. «Сущность этого взгляда состоит в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно» [13]. В современной российской ситуации, по причине разрушения государственно-общественной системы воспитания старших подростков, нарушились социальные механизмы передачи культурного и духовного опыта. В данное время мы печально констатируем: подрастающее поколение находится у той черты, за которой начинается как нравственное, так и физическое вырождение нации. Налицо внедрение циничной идеологии Ф. Ницше, который откровенно писал: «Пусть гибнут слабые и уродливые - первая заповедь нашего человеколюбия. Надо ещё помогать им гибнуть» [11]. Подростки уяснили неприложенную истину современного бытия: руководствуясь только инстинктами - жить, безусловно, легче, чем жить, руководствуясь нравственностью. Человек сегодня - Homo ekonomikus, следующий лишь своей плоти и гордыни. Таким образом, пока проблемы духовно-нравственного воспитания так явственно очевидны, то и решение этих проблем будет актуально. Совершенно очевидно, что на данном этапе провозглашённой последовательной модернизации России необходимо вмешательство государства в решение вопроса нравственного воспитания личности. Закон «Об образовании» рассматривает единство федерального воспитательного пространства как ведущий принцип проектирования и организации систем духовно-нравственного воспитания. Несправедливо было бы не отметить тот факт, что 2 июня 2008 г. в Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания, на которых впервые была представлена Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, а также пакет федеральных законов, направленных на улучшение нравственной си-

туации в обществе, особенно среди детей. Концепция состоит из 16 законопроектов, рассчитанных на 12 лет. Она разработана и подготовлена Общественной палатой РФ, Общественным советом Центрального Федерального Округа, и депутатами Государственной Думы. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Медведев Д.А. обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». «Таковы наши ценности, -подчеркнул Президент, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией» [9].

Педагогическая деятельность в рамках духовно - нравственного развития старших подростков многогранна. Ограничиваясь рамками данной статьи, мы представим лишь небольшую часть такой работы, касающейся проведения диагностических методик по выявлению духовно-нравственного развития (ДНР) старших подростков в условиях средней общеобразовательной школы.

В энциклопедических, философских и психологических словарях «диагностика» (от греч. diagnosis - распознавание) - это конструирование методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также использование этих методов в практических целях. Из истории мы знаем, что со второй половины XIX в. в науке всё шире начал использоваться количественный подход, применяемый даже к сложным явлениям: от механизма биологической наследственности до структуры стиха. «Измеряй всё, что можешь!» - провозгласил основатель биометрии, англичанин Фрэнсис Гальтон. Идя по этому пути, различные учёные, в том числе педагоги и психологи, стали использовать в своей работе диагностические методики (тесты) или задания, ответы на которые позволяли определить, насколько у респондента развито то или иное качество. В настоящее время выросло уже не одно поколение старшеклассников, воспринимающих психолого-педагогическую диагностику как норму.

Благодаря современным психодиагностическим методам измерить можно практически всё. Мы без труда получаем представление об интеллектуальных способностях, коммуникативных навыках, степени тревожности и эмоциональной сфере старшеклассников. Но как измерить талант, честность, духовность и нравственность индивидуума и что принять за точку отсчёта? Думаем, что измерить их одним инструментом так же невозможно, как одним прибором в физике определить силу сжатия пружины и силу тока. Действительно, что именно необходимо измерить, чтобы получить довольно точную картину духовно-нравственного развития подростка? Начнём с того, что проблеме духовно-нравственного воспитания человека

уделялось внимание на всех этапах становления общества. Она интересовала многих философов, психологов, культурологов, социологов, педагогов (М.М. Бахтин, H.A. Бердяев, П.Ф. Каптерев, Н.О. Лосский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский и др.). Анализ научной литературы показал, данный аспект достаточно полно и глубоко раскрыт в научной философской (В.Г. Афанасьев, А.Н. Кочергин, и др.) и педагогической литературе (В.П. Симонов, В.М. Полонский). Кроме этого значимыми для данного вопроса являются научные работы, раскрывающие проблемы формирования личности, ее мотивации и ценностных ориентаций (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Г. Здравосмыслов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Ядов, И.С. Якиманская). При всем этом только в последнее десятилетие в психолого-педагогической литературе стали говорить о необходимости утверждения духовно-нравственных ценностей в нашем образовании и о возможности проведения соответствующей диагностики. Одни ученые и общественные деятели связывают проблему духовно-нравственного воспитания с вопросом о необходимости возрождения православного образования в России (В.А. Беляева, А.И. Осипов, Т.П. Петракова). Другие, неизменно нравственный аспект считают основным, но понимают его шире, связывая духовное воспитание не только с религией, но и со всей русской традиционной культурой (Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, Е.И. Власова, И.Ф. Гончаров, В.Н. Ганичев, и др.). В Большой советской энциклопедии нравственность трактуется как мораль, а духовность - это «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». Действительно, духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций. Они, как уже отмечалось, хорошо отражены в религиозных учениях и практиках, а также в литературе, музыке, изобразительном искусстве. В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума (именно это мы наблюдаем в современной России) всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия. Данный факт подтверждает, что духовные потребности формируются и развиваются в процессе социализации личности. В рамках подхода к проблеме духовно-нравственного развития старшеклассников, нам близка следующая трактовка: нравственность и духовность - есть одно из проявлений совести человека. «Чистая совесть есть признак красоты души» [12]. Совесть в данном контексте выступает как способность личности самостоятельно формулировать собственные духовно - нравственные обязанности. При этом личность сама требует от себя также и самооценки совершаемых поступков. Недаром в некоторых языках (греч. avveid^aiQ, лат. conscientia, фр. conscience, итал. coscienza, англ. conscience, нем. Gewissen) это слово образовано из корня, обозначающего знание feed), и приставки «с»; это об-

разование указывает на близкую связь, в которую народная мудрость ставит понятия совесть и сознание. Так же и в русском языке со и весть. Уже в античности совесть представлена как «основа, зритель и судья добродетели» [3]. Однако, Ницше [11] вводит учение о двойной совести, различая мораль господ от морали рабов. Несмотря на всю показную симпатию его к морали господ, кое-где прорывается и прямо противоположное чувство. Двойная мораль, конечно, ведёт к отрицанию морали вообще. Такой вывод мы находим в «Новом учении о нравственности» Менгера [10], где говорится, что совесть и нравственность по существу совпадают: нравственность есть приспособление к соотношениям социальных сил, а Совесть есть страх перед дурными последствиями противодействия в приспособлении к соотношениям социальных сил. Совесть является единственным мерилом верности принятия решений. И в дальнейшем, общество вынуэдено будет воспитывать подрастающие поколения таким образом, что бы Совесть являлась главенствующим Законом для Разума. В противном случае, обществу, где нормой является игнорирование чувства совести - грозит приближающаяся гибель [10]... Выражаясь образно, можно сказать, что «деятельность души осуществляется в пространстве, очерченном совестью». Означает ли это, что проводя диагностику духовно-нравственного развития, по сути, мы измеряем совесть? На наш взгляд, ответ более чем положительный.

Проблемой диагностики духовно-нравственного развития подрастающего поколения в разное время занимались экспериментальные психологи (Г.И. Челпанов, П.И. Нечаев, Л.Н. Антилогова), клинические психологи (O.A. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, О.Н. Козлитина, И.М. Юсупов) и другие учёные, напрямую связанные с психологией и педагогикой (В.П. Андронов, Ю.В. Бусова, A.A. Гостев, Т.И. Дрынкина). Не менее востребованной в настоящее время является методика «Личностный рост», авторов: Д.В. Григорьевой, И.В. Кулешовой, П.В. Степановой. В общих чертах можно выделить две функции психолого-педагогической диагностики: научную и практическую. Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область, сутью которой является деятельность по конструированию психодиагностических методик. Вторая функция предъявляет к диагностическим методикам строгие требования, так как их использование на практике связано с объективностью показателей, практической полезностью и пригодностью для решения прикладных задач. Ахвердова O.A., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н, Юсупов И.М. [14] предложили множество комплексных методик: экспресс-диагностика эмпатии, диагностика когнитивного компонента нравственного сознания; методика «Что такое хорошо и что такое плохо»; методика оценки уровня развития морального сознания; диагностика эмоционального компонента нравственного сознания; методика «Что мы ценим в людях»; методика «Как поступать»; диагностика поведенческого компонента нравственного сознания [2]. Боль-

шинство из указанных комплексов содержат диагностические шкалы эм-патии. По ним можно определить отношение старшеклассника к родителям, пожилым людям, детям, больным, незнакомым людям. Кроме этого никто не отменял довольно традиционные методы работы в данном направлении, состоящие из наблюдения и беседы1.

Безусловно, ни одной из указанных диагностик глубину черт личности измерить невозможно, однако данное тестирование позволяет узнать жизненную позицию старшеклассника. Таким образом, на сегодняшний момент проблема подбора инструментария по диагностике уровня духовно-нравственного развития старшеклассников не стоит так остро.

Из имеющихся в арсенале педагогов и психологов диагностических комплексов, в настоящее время наиболее часто используемым является «Тест ДНР»2 [4]. Данная методика показала себя как достаточно надёжная и валидная. В основе данного теста лежит метод независимых экспертных оценок, когда духовно-нравственное развитие конкретного ученика оценивают учитель (лучше классный руководитель, Уср), родители (Рср) и друзья ученика (Дер). Каждым экспертом рассчитывается средний балл и подводится общий итог - коэффициент, по которому можно оценить уровень духовно-нравственного развития старшеклассника:

(У + Р + Д )

т^ _ V ср ср Г-> ср /

Днр 3

В 2009 г. в МУ «Информационный методический центр» города Усо-лье - Сибирское было принято решение провести комплексное исследование ДНР среди учащихся 11-х классов всех ОУ города. Диагностическое исследование было проведено классными руководителями при поддержке психологических и научно-методических служб ОУ города. Целью проведённого исследования стало изучение уровня духовно-нравственного раз -вития выпускников по предложенным параметрам, выявление элементов нравственного развития личности, вызывающих наибольшие затруднения, а также внесение корректировок в вариативную часть БУЛ. Данное мероприятие должно было помочь педагогам выяснить, при каких организационно-педагогических условиях в общеобразовательном учреждении возможно эффективное духовно-нравственное воспитание учащихся.

Для того чтобы оценить ДНР каждого старшеклассника, необходимо было заполнить карточку (см. табл. 1), содержащую десять характеристик. Максимально каждый ученик мог набрать 100 баллов. Уровни духовно-нравственного развития в данной диагностике распределены по шкале от 1 (очень

1 Недостатком данного метода является то, что подростки, как правило, дают социально ожидаемый ответ.

2 ДНР - духовно-нравственное развитие.

низкий) до 10 (наивысший). При подведении общих результатов среди параметров, получивших наименьшие оценки, были отмечены следующие: милосердие, совестливость, терпимость (толерантность), ответственность, сочувствие. Педагоги города получили возможность наглядно увидеть «конкурентное» преимущество психологии потребления по отношению к психологии нравственного и духовного поведения у старшеклассников. 62 % учащихся выпускных классов не готовы проявлять милосердие, терпимость, сочувствие; 7 % школьников имеют отставание в развитии духовно-нравственных качеств по семи-восьми из 10 предложенных параметров.

Таблица 1

Индивидуальная карта оценки ДНР

1.агрессивность 12345678910 доброжелательность

2. равнодушие 12345678910 отзывчивость

3.раздражительность 12345678910 спокойствие

4. жестокость 12345678910 милосердие

5. грубость 12345678910 тактичность

6. лживость 12345678910 честность

7. нахальство 12345678910 совестливость

8.конфликтность 12345678910 терпимость

9.безответственность 12345678910 ответственность

10. безразличие 12345678910 сочувствие

Не смотря на высокий уровень валидности теста «ДНР» (в основном за счёт использования метода независимой экспертной оценки) необходимо отметить наиболее часто встречающиеся затруднения при его выполнении:

- трудоёмкость (на одного ученика карточку необходимо заполнять трижды), см. табл. 2;

- неоднозначное истолкование (нередко прямое непонимание) участниками тестирования предлагаемых параметров.

Таблица 2

Итоговая оценка ДНР учащихся 10 А класса

ФИО уч-ся Родители (Ра) Друзья (Дс„) Учитель (УСр) Итоговая оценка

Сидоров Илья 8 7 7 7,3

Милорадова Настя 6 6 4 5,4

Иванов Саша 5 6 7 6

При этом нельзя недооценивать и явно положительные моменты проведения такой диагностики: анализ экспертов по каждому из десяти диагностируемых качеств даёт возможность сделать соответствующие выводы и разработать практические рекомендации по внедрению различных элементов духовно-нравственного развития учащихся в условиях средней общеобразовательной школы. Необходимо отметить, что в этом направлении школами города уже многое осуществлено. Так, благодаря трёхком-

понентной системе Базисного учебного плана, в общеобразовательных учреждениях города Усолье-Сибирское учащимся предоставляется возможность выбора развивающих занятий в форме музейных экскурсий, кружков патриотического воспитания, школьных научных обществ. Введены факультативные курсы по программам:

- «Основы православной культуры и нравственности», «История религий и культуры»;

- проводится курс по программе «Гражданин своего Отечества» (программа развития «Школа гражданского становления» на 20062011 гг.);

- внедряются программы краеведческой направленности «История родного края» и мн. др.;

- ведётся работа по программе «Использование нравственного потенциала и организационных возможностей социально зрелой личности старшеклассника в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению»;

- проводится курс «Семейная психология»; кроме этого педагоги городских общеобразовательных учреждений довольно успешно сотрудничают с фондом Д.С. Лихачева;

- учащиеся принимают участие в научно-практической конференции «Кирилло-Мефодиевские чтения».

Таким образом, проведение подобных диагностических комплексов по выявлению уровня духовно-нравственного развития старшеклассников, помогает администрации образовательных учреждений иметь не только оперативную, точную и объективную информацию по данной проблеме, но и своевременно вносить необходимые коррективы в БУП, насыщая его программами, содержащими элементы развития духовно-нравственной сферы, создавая тем самым довольно стабильное внешнее воздействие на старшеклассника по формированию образцов нравственного поведения. И ещё один штрих к духовно-нравственному воспитанию- это личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен вызывать у учащихся те позитивные чувства, которые есть у него, свои идеалы он должен передать своим ученикам. Речь идёт не о навязывании готовых оценок и идеалов, а о том, что необходимо умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет фальши и лжи, и, воспитывая милосердие, мы не получим цинизм. Как точно сказал А.И. Солженицын: «Нам нужна нравственная Россия или никакая».

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2001.

2. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: учеб. пособие. Ч. 2. - Ставрополь: Изд-во СГХ 2003. - С. 206.

3. Барсукова С.А. Совесть как предмет психологического исследования. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. - С. 6-8.

4. Попова Г.П. Мониторинг качества учебного процесса. - Волгоград: Учитель, 2006. - С. 65.

5. Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. - М.: Академия, 2000.

6. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1990.

7. Лихачёв В.Е. Воспитание и духовность: заметки педагога // Педагогика. - 2001. - № 3. - С. 35-36.

8. Лихачёв Д. С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской. - М.: Детская литература, 1988.

9. Медведев Д. А. Послание федеральному собранию РФ от 05.11.2008.

10. Менгер К. Избранные работы. - М.: Территория будущего, 2005.

11. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. - С. 17-94.

12. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). СИМФОНИЯ по творениям святителя Тихона Задонского. - М.: Самшит-издат, 2003.

13. Толстой Л.Н. Юность. - М.: Советская Россия, 1983. - С. 5.

14. Юсупов ИМ. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии // Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дер-манова. - СПб., 2002.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО ДОМА НА ПОСТИНТЕРНАТНУЮ АДАПТАЦИЮВОСПИТАННИКОВ

© Чекаленко Е.С.*

Детский дом № 5, г. Таганрог

Филиал Российского государственного социального университета,

г. Таганрог

В статье рассматриваются интенциональные процессы социокунь-турных (в.ч. педагогических) коммуникаций, обеспечивающие эффективность адаптации выпускников детских домов в социуме.

* Директор, аспирант кафедры Теории и методики обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.