Научная статья на тему 'Деятельностный подход в обучении чтению как одно из условий реализации Концепции образовательной области «Филология»'

Деятельностный подход в обучении чтению как одно из условий реализации Концепции образовательной области «Филология» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
397
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / СТРУКТУРА ЧТЕНИЯ / ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ / SPEECH ACTIVITY / READING / READING STRUCTURE / READING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудряшова Валентина Александровна

Обучение русскому языку как родному на современном этапе имеет свои особенности, которые обусловлены принятием на рубеже веков ряда документов в области образования, среди которых проект Концепции образовательной области «Филология» (2000 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Action-Oriented Approach to Teaching Reading as One of the Conditions for Using the Concept "Philology" in Educational Practice

The article is devoted to the ways of improving the reader's activity at the lessons of the Russian language in the 5th grade. The reader's activity is characterized in terms of the reading goals, structure and mechanisms, and techniques applied while reading texts of different styles. Action-oriented and systemic approaches are revealed by the analysis of the textbook by S.I. Lvova and V.V. Lvov addressed to 5-graders.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход в обучении чтению как одно из условий реализации Концепции образовательной области «Филология»»

УДК 482 (07)

ББК Ч 426.131

В. А. Кудряшова

Деятельностный подход в обучении чтению как одно из условий реализации Концепции образовательной области «Филология»

Обучение русскому языку как родному на современном этапе имеет свои особенности, которые обусловлены принятием на рубеже веков ряда документов в области образования, среди которых проект Концепции образовательной области «Филология» (2000 г.).

Ключевые слова: чтение, структура чтения, техника чтения.

V.A. Kudryashova

Action-Oriented Approach to Teaching Reading as One of the Conditions for Using the Concept

"Philology" in Educational Practice

The article is devoted to the ways of improving the reader's activity at the lessons of the Russian language in the 5th grade. The reader's activity is characterized in terms of the reading goals, structure and mechanisms, and techniques applied while reading texts of different styles. Action-oriented and systemic approaches are revealed by the analysis of the textbook by S.I. Lvova and V.V. Lvov addressed to 5-graders.

Key words: speech activity, reading, reading structure, reading techniques.

Обучение русскому языку как родному на современном этапе имеет свои особенности, которые обусловлены принятием на рубеже веков ряда документов в области образования, среди которых проект Концепции образовательной области «Филология» (2000 г.).

Первая попытка преподавания филологии как учебного курса связана с именем Г. О. Винокура. В 1925 г. в собственном курсе «Введение в изучение филологических наук» ученый определяет филологию следующим образом: «... нет сомнений, что чтение - это искусство, которому надо учиться ... Читатель умелый, владеющий своим искусством в совершенстве, знакомый с техникой чтения и есть тот человек, которого мы называем филологом. Самое же искусство читать в предполагаемом здесь смысле справедливо будет обозначить в этом случае словом «филология» [2, с. 38]. И еще одно мнение: «филология оказывается не столько отдельной областью или разновидностью деятельности, сколько особым навыком, умением, обладание которым переводит общечеловеческое занятие - чтение текстов - на качественно иную ступень, придавая ему профессиональный характер» [3, с. 4]. Таким образом, филологический подход предполагает 1) работу с реальными, а не искусственно созданными текстами; 2) нацеленность на понимание этих текстов; 3) обучение приемам и способам работы с текстом. Другими словами, предметным содержанием учебных задач чтения являются конкретные стратегии, умения, приемы, ведущие к пониманию текста.

Проблема обучения чтению на уроках русского языка с особой остротой встала в конце 80-х годов 20 века и сразу же нашла отражение в вузовских учебниках по методике преподавания русского языка [1] (выделен специальный раздел «Обучение чтению»), а затем в школьных программах и учебниках по русскому языку.

В новых школьных учебниках на смену определениям и правилам, которые традиционно заучивались, пришли лингвистические рассказы, которые требуют иного отношения, иных приемов по извлечению информации, ее пониманию,

запоминанию, воспроизведению и использованию на практике.

В комплекте под редакцией В. В. Ба-байцевой, построенном по академическому типу, в книге «Теория» все параграфы представляют собой не что иное, как учебные тексты, достаточно объемные, которые часто сопровождаются разнообразным наглядным материалом: рисунками, таблицами, схемами. Однако никакого методического сопровождения в виде заданий, организующих работу с параграфом, помогающих учащимся справиться с научным текстом, обучающих работе с текстом, нет.

В комплекте под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта впервые была представлена система обучения чтению через тексты параграфов и упражнения рубрики «Учимся читать и пересказывать лингвистический текст» (5 класс), «Читаем и пересказываем лингвистический текст» (6 класс), «Рассуждайте на лингвистические темы» (7 класс), которые сопровождаются предтекстовыми и/или послетекстовыми заданиями, помогающими извлечь научную информацию и осмыслить ее.

Подробнее остановимся на учебнике по русскому языку С. И. Львовой,

В. В. Львова [4], являющимся федеральным учебником с 2003 года. На наш взгляд, этот учебник обучает чтению как особому виду речевой деятельности, обучает видам чтения, обучает специальным приемам, помогающим извлекать информацию из различных текстов для решения разного рода задач. По мнению авторов учебника, чтению необходимо учить на каждом уроке русского языка в 5 классе.

Основу обучения чтению, как и развития речи в целом, составляют 5 групп речеведческих понятий (в скобках укажем те понятия, которые, с нашей точки зрения, составят опору для обучения чтению):

1. Речь как использование языка для общения (Речь как процесс - речевая деятельность. Речь как продукт речевой деятельности - текст. Речевая деятельность, ее структура, четыре фазы структуры речевой деятельности: ориентировка и планирование, реализация и контроль. Чтение как вид речевой деятельности.)

2. Текст как объект лингвистики (Признаки текста. Ключевые позиции текста: заголовок, зачин, концовка. Абзац и его строение. Актуальное членение предложения. Главная и вспомогательная информация. Способы оформления различных видов информации.)

3. Функционально-смысловые типы речи (Типовые фрагменты текста. Строение типовых фрагментов текста, способы выражения «данного» и «нового» в них.)

4. Функциональная стилистика

(Стиль речи; признаки внеязыковые и языковые стилей речи. Жанры как разновидности того или иного стиля. Изобразительно-выразительные речевые средства. Тропы и фигуры.)

5. Культура речи, ее предмет и задачи (Коммуникативная целесообразность речи. Точность речи, ясность речи, чистота речи, выразительность речи, богатство речи, уместность речи.)

Сам текст и цель чтения определяют технологию чтения, выбор приемов извлечения информации и запоминания. Обращение к научному и художественному тексту преследует различные цели, поскольку эти тексты обладают различной прагматической установкой. Учебный (учебно-научный) и художественный текст отличаются содержащейся в них информацией. И, наконец, приемы работы с учебным (учебно-научным) текстом отличаются от приемов чтения художественного текста.

При формулировке коммуникативной задачи (целевой установки) следует учитывать функции чтения.

Познавательная функция (читаю, чтобы знать) реализуется в процессе получения информации об окружающей действительности и конкретизируется в следующих заданиях:

• Что изучает орфоэпия?

• Какая информация для вас оказалась новой?

• Расскажите о том, с какой целью в речи употребляются формы сравнительной и превосходной степени имен прилагательных (§ 64).

Регулятивная функция (читаю, чтобы уметь) направлена на развитие практического опыта и реализуется в заданиях типа:

• Изучите план и образец морфологического разбора .... Определите, по каким пунктам плана вы сможете охарактеризовать слова этой части речи уже сейчас.

• Прочитайте текст, озаглавьте его. Определите роль имен прилагательных (упр. 819).

• Ознакомившись со схемой, сформулируйте вывод о том, что нужно знать и уметь, чтобы научиться использовать правило..

Ценностно-ориентационная функция чтения связана с эмоциональной сферой жизни человека, и задания формулируются следующим образом:

• Какие слова использует автор, чтобы более точно и образно передать свое настроение? (упр. 414)

• Какая картина рисуется в вашем воображении? Какое настроение передает эта песня? (упр. 579)

• Определите, какими языковыми средствами автор придает стихотворению шутливый тон (упр. 250).

Итак, в процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи. Именно «...коммуникативная задача (конкретная цель чтения) предопределяет характер нужного результата - степень полноты, точности и глубины понимания читаемого...» [5, с. 5].

В методике выделяют три основных вида чтения в зависимости от цели и степени понимания: просмотровое, ознакомительное и изучающее. Все трем видам чтения и обучаются пятиклассники (сами термины не вводятся).

В учебнике С. И. Львовой и В. В. Львова каждый текст сопровождается пред-текстовыми и послетекстовыми заданиями, организующими читательскую деятельность школьника.

Предтекстовые задания нацеливают читателя, формулируют установку, определяют стратегию чтения (вид чтения):

• Познакомьтесь со словариками и определите, какую информацию они содержат (упр. 3, 120, 135) - просмотровое чтение.

• Расскажите, что вы знаете о ... в русском языке. Бегло просмотрите текст и попытайтесь определить, какая новая для вас информация в нем содержится. (§§ 2, 18, 19, 28) - ознакомительное чтение.

• Что вы знаете о науке, которая изучает устройство языка, его употребление в речи? Вдумчиво прочитайте следующий текст. (§ 1) - изучающее чтение.

Авторы учебника знакомят пятиклассников с некоторыми механизмами чтения, например смысловым прогнозированием:

• Догадайтесь по названию параграфа, каково содержание текста ... (§§ 2, 10, 11 и др.)

• Используя справку о происхождении слова «орфоэпия», догадайтесь, что изучает этот раздел лингвистики. Прочитав приведенный ниже текст, проверьте правильность вашего предположения.

В учебнике С. И. Львовой идет обучение не чтению вообще, а конкретным видам чтения. Это предполагает обучение различным приемам осмысления текста.

Просмотровое чтение предполагает предварительное знакомство с текстом для определения темы источника, замысла писателя и общего содержания. Читателю важно узнать, есть или нет в

тексте интересующая его информация, поэтому полезна установка «о чем говорится».

• Познакомьтесь с оглавлением учебника и перечислите разделы лингвистики, которые вы будете изучать в 5 классе (упр. 1).

• Познакомьтесь со словариком ... и определите, какую информацию он содержит (упр. 3, 120, 135).

• По оглавлению учебника ознакомьтесь с разделом .. Определите, что нового вы узнаете, изучая этот раздел? (§ 13, «Синтаксис», «Лексика и фразеология»).

Ознакомительное чтение определяется как чтение, в результате которого достигается точное понимание основного содержания наиболее существенных деталей (70% понимания - С. К. Фолом-кина).

• Вдумчиво и внимательно прочитайте текст, разделите на части, составьте план.

• Подчеркните слова, которые входят в тематические группы «полевые цветы», «птицы». Какие слова помогают «увидеть» краски природы, «услышать « ее звуки»? (упр. 176).

• Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Как вы думаете, почему статья называется «...»? (упр. 387).

• В каком предложении сформулирован вывод? (§ 26).

• Бегло просмотрите рубрику «Теоретические сведения» и определите, что нового вы узнаете в ней о словосочетании (§ 22).

Изучающее чтение необходимо, когда требуется максимально полное (100% -

С. К. Фоломкина) и точное понимание информации, которую читатель предполагает затем использовать. Основными целевыми установками этого вида чтения являются: понять - запомнить-воспроизвести (или применить).

• Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию? (§ 3).

• Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие недостатки в нем вы обна-

ружили? Отредактируйте текст и запишите его в исправленном виде (упр. 567).

• Объясните, чем словообразовательная пара однокоренных слов отличается от словообразовательной цепочки (ч. II, с. 7-8).

Встречаются задания, предполагающие решение нескольких коммуникативных задач. Это заставляет пятиклассника перечитывать текст, каждый раз по-разному, реализуя тем самым различные виды чтения. Вот пример организации чтения § 22 «Словосочетание как единица синтаксиса». Перед текстом предлагаются задания:

• Бегло просмотрите рубрику «Теоретические сведения» и определите, что нового вы узнаете в ней о словосочетании.

• Внимательно прочитайте текст, разделите его на части.

После прочтения текста учащиеся выполняют еще несколько заданий, которые проверяют степень понимания прочитанного:

• Выделите те части текста, в которых говорится об основных признаках словосочетания.

• Составьте тезисный план текста и перескажите его по частям.

Тексты различных стилей диктуют выбор приема чтения, который наиболее эффективен для решения определенной коммуникативной задачи. В учебнике для 5 класса С. И. Львовой, В. В. Львова учащиеся в основном работают с научными текстами и текстами художественными.

Покажем на конкретных примерах, как обучаются пятиклассники чтению текстов различных стилей.

Научный текст формирует абстрактное мышление, логику научного познания, системный взгляд на предмет изучения:

• Представьте, что на основе текста вам нужно составить таблицу. Сколько граф будет в ней? Как вы их озаглавите? (§ 11).

• Изучите схему .... Какая информация вам известна, а какая оказалась новой? Опираясь на схему, расскажите, .

(далее текст, передающий содержание схемы).

На основе этого текста составьте таблицу и заполните ее примерами (упр. 236). Пользуясь данной схемой, перескажите текст (§ 49).

• Объясните, чем по значению различаются глаголы условного, повелительного и изъявительного наклонений. Помогают ли названия наклонений понять их значение? (§ 72)

• Рассмотрите таблицу и расскажите о том, что в ней отражено (упр. 956, 961).

Своеобразным тестом является задание к § 63, которое помогает определить уровень сформированности умений работать с научным текстом к концу учебного года:

• В чем особенность подачи информации в следующем тексте? Продумайте, как нужно организовать работу над ним, чтобы лучше усвоить его содержание.

Художественный текст воздействует на воображение, чувства и формирует образное мышление, эмоции, и поэтому особое внимание уделяется средствам художественной выразительности:

• Как вы думаете, с какой целью автор использует синонимы? Определите их стилистическую окраску (упр. 148).

• Определите, какими языковыми средствами автор придает стихотворению шутливый тон (упр. 250).

• В стихотворении найдите такие существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают выразительно описать осень, ее звуки, краски, запахи (упр. 270).

• Какая картина возникает в вашем воображении? Какие слова использует автор, чтобы более точно и образно передать свое настроение? (упр. 414)

• Выразительно прочитайте текст. Какая картина возникает в вашем воображении? Совпадает ли она с той, что запечатлена на фотографии? Почему? Расскажите о настроении, которое передает этот отрывок (упр. 610).

Работа по совершенствованию читательских умений, начатая в 5 классе, продолжается и в последующих классах, так как умение грамотно читать обеспечивает формирование не только других речевых, но и общеучебных умений, создает базу для обучения школьников написанию своих собственных текстов и текстов вторичных жанров, например рефератов, конспектов и т.п.

Литература

1. Баранов М. Т., ЛадыженскаяТ. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А., Ивченков П. Ф.

Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. - М., 1990.

2. Винокур Г. О. Введение в изучение филологических наук. (Выпуск первый. За-

дачи филологии) // Проблемы структурной лингвистики. 1978. - М.: Наука, 1981. -

С. 38-39.

3. Гиндин С. И. Г. О. Винокур в поисках сущности филологии // Изв. РАН. Сер. Ли-

тературы и языка. - Т. 57. - № 2. - 1998. - С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Львова С. И. Русский язык. 5 кл.: в 3 ч. - Ч. 1. - М., 2006.

5. Чистякова Г. Д. Исследование понимания текста как функции его смысловой струк-

туры: дис. ... канд.псих.наук. - М., 1975. - С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.