Научная статья на тему 'Деятельность юнеско в области развития молодежи: история и современность'

Деятельность юнеско в области развития молодежи: история и современность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2737
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЕСКО / МОЛОДЕЖЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / UNESCO / YOUTH / INTERNATIONAL YOUTH ORGANIZATIONS / INTERNATIONAL HUMANITARIAN COOPERATION / INTERNATIONAL YOUTH ENVIRONMENT / INTERNATIONAL YOUTH COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Асадов Б.Р.

В статье рассматривается процесс становления и эволюции партнерства ЮНЕСКО с молодежью. Представлена попытка описания институциональной роли ЮНЕСКО в организованной молодежной среде, определены некоторые проблемные аспекты, а также основные ее векторы развития в рамках деятельности организаций и институтов молодежи. Автор обращается к истории появления международных программ и директив по молодежи, направленных на расширение границ взаимодействия с молодежью и новое понимание роли ЮНЕСКО в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Асадов Б.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNESCO''s ACTIVITIES IN THE FIELD OF YOUTH DEVELOPMENT: HISTORY AND PRESENT

The process of formation and evolution of UNESCO's partnership with young people is studied in the article. An attempt to describe the institutional role of UNESCO in organized youth an environment is made, identified some problematic aspects as well as its main vectors of development as part of the organizations and institutions of the youth. The author refers to the history of the emergence of international programs and guidelines for youth to expand the boundaries of interaction with young people and a new understanding of the role of UNESCO in the process.

Текст научной работы на тему «Деятельность юнеско в области развития молодежи: история и современность»

УДК 327(091)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮНЕСКО В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© Б. Р. Асадов

Санкт-Петербургский государственный экономический университет Россия, 191023 г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21.

Тел. + 7 (812) 602 23 23.

E-mail: asadovspb@mail.ru

В статье рассматривается процесс становления и эволюции партнерства ЮНЕСКО с молодежью. Представлена попытка описания институциональной роли ЮНЕСКО в организованной молодежной среде, определены некоторые проблемные аспекты, а также основные ее векторы развития в рамках деятельности организаций и институтов молодежи. Автор обращается к истории появления международных программ и директив по молодежи, направленных на расширение границ взаимодействия с молодежью и новое понимание роли ЮНЕСКО в этом процессе.

Ключевые слова: ЮНЕСКО, молодежь, международные молодежные организации, международное гуманитарное сотрудничество, международная молодежная среда.

В современном мире сфера международного гуманитарного сотрудничества характеризуется не только многообразием направлений, но и многочисленными участниками, такими как: государства, международные организации и другие, которые все более деятельно взаимодействуют в условиях растущей глобализации международных отношений. Одним из таких ведущих акторов современных международных отношений выступает ЮНЕСКО. Эта организация является одним из самых крупных специализированных институтов системы Организации Объединенных Наций (ООН), осуществляющих многогранную деятельность. ЮНЕСКО. Это, прежде всего, международная площадка для сотрудничества правительств, государств-членов, деятельность которых направлена на решение проблем образования, науки, культуры, коммуникации и т.д. В настоящее время значение миссии и роль Организации в современном обществе неуклонно возрастает. Кроме того, возникают и острые дискуссии о том, насколько востребованы потенциал и глобальная миссия крупной гуманитарной организации современности.

Анализ деятельности ЮНЕСКО с момента создания показывает, что ее политика была направлена на решение острых проблем социально-гуманитарной сферы. Одной из главных задач, являющихся повседневной темой в ее деятельности, стало развитие молодежи. В своей деятельности на международном или региональном уровне ЮНЕСКО использует универсальное определение молодежи, разработанное ООН. Под ее классификацией к молодежи относятся те, чей возраст составляет от 15 до 24 лет. Молодые люди представляют более 18% мирового населения (1.2 миллиарда), и, следовательно, есть потенциал, чтобы сделать значительным их вклад в развитие общества. По сути, сегодня молодежь оказалась в центре внимания авторитетных международных организаций современности. Среди международных организаций

ЮНЕСКО уделяет особое внимание тому факту, что молодежь - это неоднородная, постоянно изменяющаяся группа и что в разных странах и регионах люди вкладывают в понятие «молодой» неодинаковый смысл [1].

Сегодня признание важности вклада молодежи в деятельность ЮНЕСКО очевидно. С целью поддержки молодых людей приветствуется включение проблем молодежи в сферу разработки политики государств-членов в области культуры, образования, науки и коммуникации. Вместе с тем поддерживается развитие международных молодежных связей, активно уделяется внимание сотрудничеству с молодежными организациями и институтами. В своей деятельности ЮНЕСКО всегда исходит из принципа важности развития партнерских отношений с ними, поддерживая различные проекты и программы в рамках своей компетенции. Молодежи предоставляется все больше возможностей для участия в процессе принятия решений и осуществления ее деятельности на всех уровнях. Оценка Генерального секретаря ЮНЕСКО И. Боковой относительно отношения к современной роли молодежи: «Наша цель заключается в использовании потенциала молодежи в качестве партнеров в интересах развития и мира» вполне характеризует вышеизложенные рассуждения о приверженности ЮНЕСКО своим идеалам и принципам в области работы с молодежью[2].

Усиление роли молодежи в системе ЮНЕСКО свидетельствует об открытии новых видений ее деятельности в сфере международного гуманитарного сотрудничества. Между тем эти процессы, наблюдаемые в международной организованной молодежной среде, требуют принципиального переосмысления сложившихся форм взаимодействия молодежи и ее организаций и институтов с ЮНЕСКО. Актуальность этой проблемы также находит свое понимание в том, что в современных условиях активизация организованной междуна-

родной молодежной среды является одной из причин необходимости усиления внимания исследователей к вопросам роли и степени влияния современной молодежи на характер международного гуманитарного сотрудничества. Отметим, что различные аспекты работы с молодежью получили отражение в официальных документах и публикациях, изданных в рамках ЮНЕСКО, освещающих ее деятельность в сфере работы молодежи. Особенно фокусируется внимание на ее целенаправленную роль в реализации многочисленных мероприятий с участием молодежи в различных регионах мира. Однако участие молодежи в программах ЮНЕСКО и перспективы взаимодействия с международными молодежными организациями, комплексно, отечественными исследователями изучены недостаточно. В связи с этим всестороннее представление о состоянии и динамике взаимодействия ЮНЕСКО (в том числе с учетом исторического аспекта) в сфере молодежи представляется необходимым, с целью изучения и создания новых эффективных моделей международного взаимодействия.

С самого начала существования ООН и ее институтов вопросы заботы о подрастающем поколении были провозглашены как одно из важнейших направлений их деятельности. В этом плане обзор некоторых сторон целенаправленной деятельности ЮНЕСКО в сфере работы с молодежью позволяет понять ее основные этапы становления и важные особенности в современный период. По сути, ЮНЕСКО была первым институтом системы ООН, где молодежь, являлась одним из главных объектов внимания. Еще в первые годы своей деятельности она способствовала организации Международного молодежного добровольческого трудового лагеря, который был создан с целью восстановления Европы после Второй мировой войны. В послевоенный период необходимо было преодолевать возникшие барьеры, границы в международной гуманитарной сфере. В целом ЮНЕСКО активно стремится стимулировать международное сотрудничество в тех областях, которые входили в ее компетенции.

Между тем на международной арене активно происходит осознание важности расширения международных молодежных контактов с целью достижения взаимопонимания путем возможного активного культурного обмена и путешествий. Следуя мировым тенденциям организации и развития института молодежного туризма как эффективного средства межкультурного общения молодежи, по инициативе ЮНЕСКО в 1949 г. была учреждена Международная конфедерация студенческого туризма (КТС). В развитии молодежных контактов сыграла роль другая не менее значимая организация международного молодежного туризма, Международная федерация молодежных туристских организаций (ИУТО), которая была создана в 1950 г. Эти организации долгое время выступают партнерами ЮНЕСКО в рамках качественно нового

важного института глобальной индустрии молодежного туризма (после слияния в 2006 г.) - Всемирная конфедерация молодежного, студенческого и образовательного туризма (^УБЕТС) [3].

Важным партнером ЮНЕСКО в развитии туристских связей выступает международное студенчество. С целью развития межкультурного сотрудничества и активного привлечения студентов в этот процесс в 1956 г. под эгидой ЮНЕСКО создается Международная студенческая карта (ШС), которая подтверждает статус студента во всем. Известно, что дальнейшие шаги ЮНЕСКО привели в 1967 г. на встрече министров образования стран-участниц этой организации в Вене к принятию единых критериев определения статуса студента в мире.

Одним из первых успешных начинаний также стал проект Ассоциированные школы ЮНЕСКО, цель которого была в распространении информации о деятельности ООН и ЮНЕСКО, изучении и сохранении культурного и природного наследия, прав человека и ребенка, формировании установок толерантного поведения подрастающего поколения, образовании для всех. Проект существует с 1953 г. и сегодня, охватывая свыше 9000 образовательных учреждений в 180 странах мира, выступает значимым элементом в работе с подрастающим поколением.

Несмотря на отдельные шаги со стороны ЮНЕСКО в отношении молодежи, молодежная политика в качестве особого направления деятельности государств-членов ООН начала формироваться примерно с конца 1950-х - начала 1960-х гг. В сложившихся условиях активизация внимания к роли молодежи на международной арене во многом была продемонстрирована на уровне ООН и ее основных институтов. Принятая 7 декабря 1965 г., Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, основанная на важных принципах гуманитарного развития международного сообщества, которые должны развиваться при активном участии подрастающего поколения, по сути, открыла новые видения в работе с молодежью [4]. Значимая роль в этом процессе отводилась ЮНЕСКО, которая осуществляет определенные шаги с целью формирования нового взгляда на роль молодежи в межкультурном сотрудничестве. В частности, в Декларации принципов международного культурного сотрудничества (1966 г., Париж) были озвучены призывы к мировому сообществу «уделять особое внимание нравственному и интеллектуальному воспитанию молодежи в духе дружбы, международного взаимопонимания и мира» [5, с. 404-406]. И это до сих пор остается одной из приоритетных задач в деятельности ЮНЕСКО в данной области. Кроме того, впервые на 15-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (1968 г.) был представлен доклад о молодежи, в котором были изложены взгляды на молодежь, обусловлен-

ные не только общетеоретическим пониманием ее роли в мире, но также реалиями исторического периода.

Для 1970-х гг. характерно возрастание интереса ЮНЕСКО к молодежной политике. Практика ее деятельности свидетельствует о многочисленных фактах, где она по наиболее актуальным и острым проблемам молодежи активно сотрудничает с различными структурами, а также крупными международными молодежными организациями. Одна из таких проблем, как массовый характер молодежной безработицы в Европе, вынудила ее активизировать сотрудничество с Молодежной комиссией Всемирной Федерации профсоюзов (ВФП), Международным союзом студентов (МСС), Всемирной федерацией демократической молодежи (ВФДМ), Европейским молодежным фондом (ЕМФ). Определенный тон этому сотрудничеству задала региональная Европейская конференция ЮНЕСКО (Венеция, 1977 г.) на тему: «Влияние экономического положения на доступ молодежи к образованию, культуре и труду», благодаря которой открылись новые возможности для проведения коллективных консультаций неправительственных организаций относительно плана работы Департамента молодежи и т.д. [6, с. 66-67]. Признание необходимости создания специальной структуры, занимающейся актуальными вопросами молодежной среды в рамках Секретариата ЮНЕСКО, было выполнено в 1974 г., когда в секторе социальных наук появилось отделение молодежи и спорта. Данный институт, обеспечивая выполнения программ и действий в сфере работы с молодежью, акцентирует внимание на следующие цели: поддержка и постоянный диалог с молодыми людьми, чтобы лучше понимать их ситуацию, их нужды и стремления; поддержка участия молодых людей в непрерывном развитии (молодежные неправительственные организации, содействие молодежному обмену, участие в добровольных программах и т.д.); развитие физического образования и спорта. В дальнейшем о возрастающем интересе к роли молодежи, свидетельствует пример того, что в течение десятилетия - с 1979 по 1989 год было принято большое количество документов по проблемам сферы молодежи. В них придавалось особое значение действиям молодых людей, которые, находясь в постоянном поиске, сами своим трудом должны были осуществлять свои цели, строить свою судьбу.

Таким образом, важной особенностью взаимодействия ЮНЕСКО с молодежью в условиях «холодной войны» является, прежде всего, создание международного поля, где межкультурные контакты молодых людей, несмотря на существующие политические и иные барьеры, являются реальностью этого периода. Сложившееся партнерство с молодежными организациями определенным образом оказывает влияние на развитие нового вектора сотрудничества молодежи на международной аре-

не. Формируется группа международных молодежных организаций, которая тесно сотрудничает с ООН и ее институтами, в том числе ЮНЕСКО. В то же время можно сказать, что в результате целенаправленного партнерства международная молодежная среда не только расширяется, но и дополняется ресурсами и новыми возможностями для взаимодействия.

Однако, несмотря на различные инициативы на международной арене в период «холодной войны», ЮНЕСКО действовала в условиях противоборства двух военно-политических систем, следовательно, сложившая политическая ситуация в мире нередко приводила к кризисным явлениям и замораживанию сотрудничества в гуманитарной области. С крушения социалистического строя вопрос идеологических разногласий в ЮНЕСКО, который существенно оказывал влияние на характер международного сотрудничества, терял свою актуальность. Следовательно, за этим событием последовало и восстановление ее универсальности.

В условиях эпохи обновления, установления нового мирового порядка ЮНЕСКО становится ареной активного международного взаимодействия, все больше привлекающего представителей народов и культур в свою орбиту. В свою очередь, для их диалога, как отмечает руководитель отдела молодежи, спорта и преподавания физкультуры ЮНЕСКО Мария Хелена Хенрикес Мюллер, «нужны взгляды, идеи и действия молодежи» [7]. Традиционная модель международного взаимодействия с молодежью в новых условиях постепенно приобретает иные качества институлизации, возникает необходимость к новому пониманию роли молодежи в современном мире [8]. В 90-х гг. молодежь наравне с другими проблемами становится одной из ключевых тем ее деятельности. С 1995 г. ЮНЕСКО последовательно действует в области работы с молодежью, создавая новые программы и институциональные механизмы для эффективной работы с молодежью. Одной из главных ее задач является возможность стать местом встречи представителей различных народов и культур, и с этой целью активно используются международные площадки и механизмы, созданные для обмена мнениями и действиями. Существует понимание того, что проблемы молодежи на международном уровне невозможно решить без активного участия молодежи, ее организаций и институтов.

В своем стремлении к созданию и укреплению партнерских отношений по всему миру был создан специализированный координационный институт The UNESCO Youth Coordination Unit-UCJ [9], который осуществляет тесное сотрудничество с международными организациями молодежи, следовательно, открывает им новые просторы и горизонты взаимодействия. В своей деятельности, поддерживая присутствие молодых людей в структуре, ЮНЕСКО не только способствует им в объедине-

нии взглядов, приоритетов, возможности к самовыражению, но создает условия для участия в составлении проектов и программ в сферах их компетенции. В рамках данного института были составлены международные документы, основанные на Всемирной программе деятельности ООН в интересах молодежи на 2000 г. и последующие годы, Лиссабонской декларации, Брагском плане деятельности молодежи и т.д. Кроме того выступления в качестве координатора и работа в тесном сотрудничестве со структурными подразделениями в рамках таких программ, как «Молодежь за мир», «Молодежь против исключений», «Молодежное медиа-пространство» и др. В свою очередь, сложилась практика сотрудничества с различными международными организациями и институтами по проблемам молодежи. В качестве примера можно сказать, что Союз является членом Интер-американской Рабочей группы развития молодежи (IAWGYD), поддерживает контакт с институтами Европейского Союза (ЕС), Советом Европы (СЕ) и т.д.

В активном общении с молодежью определенная роль в глобальном масштабе отводилось и Всемирному конгрессу по вопросам молодежи, который с 1985 г. действовал под эгидой ЮНЕСКО. И в этом плане одним из ключевых институциональных механизмов для регулярных встреч молодежи является Молодежный Форум Генеральной конференции, как неотъемлемая составная часть высшего органа ЮНЕСКО, который создан в 1999 г. и проводится раз в два года. А в качестве подготовительных мероприятий проводятся региональные молодежные форумы. Форум собирает молодых людей со всего мира для принятия решений и действий, что, свою очередь, отражает приверженность ЮНЕСКО к привлечению молодежи на всех уровнях принятия решений. Это своего рода инновационная платформа для обмена знаниями и опытом относительно роли молодежи в деле служения миру и развитию. Поэтому особый интерес представляют обозначенные темы проходящих форумов, которые связаны с наиболее важными проблемами современности. Например, в рамках форума «Молодежь как движущая сила преобразований», в 2011 г. были рассмотрены и обсуждены многочисленные способы, которыми молодые люди могут менять мир. В частности, обсуждение проводилось по трем основным тематическим направлениям: молодежь в политической и общественной жизни, устранение барьеров для молодежи в сфере трудоустройства и борьба с социальной изоляцией, уязвимостью и насилием в молодежной среде [10]. Поступательная деятельность ЮНЕСКО наглядно демонстрируется в рамках конкурса проектов Action projects («от идеи к действию»). Представлено было1532 проекта, и по итогам форума (октябрь 2013 г.) путем голосования были выбраны 15 лучших (по 3 от каждого региона). Проекты «сертифицированы» знаком «8-й Молодежный форум ЮНЕСКО» и в пери-

од между 8-м и 9-м Молодежными форумами (октябрь 2015 г.) будут реализованы под руководством молодых людей и с их участием. Отбор и утверждение соответствующих стратегий ЮНЕСКО в отношении молодежи на 2014-2021 гг. стали одним из важнейших итогов данного форума.

Одной из главных характеристик возрастания роли ЮНЕСКО в международной молодежной среде в последние годы является усиление ее взаимодействия с международными организациями по проблемам молодежи. В период с февраля 2010 по февраль 2011 год Организация была сопредседателем Межучережденческой сети по развитию молодежи совместно с Программой ООН в интересах молодежи. В этом качестве ЮНЕСКО принимала участие в координации проведения Международного года молодежи, цель которого заключалась в упрочении идеалов мира, уважении прав человека и солидарности между поколениями, культурами, вероисповеданиями и цивилизациями. Вместе с тем следует отметить, что сложилась содержательная форма партнерства с многочисленными неправительственными организациями, среди которых немало молодежных организаций. Сотрудничество с молодежью и ее международными организациями и институтами прошло долгий путь становления и развития. Сегодня расширился и круг партнеров из числа этих организаций, которые, тесно взаимодействуя с ЮНЕСКО, дают молодым людям возможность раскрыть и развить свой потенциал с целью создания позитивного воздействия на современное общество.

Сегодня в реализации программ важная роль возложена на Национальные молодежные советы. По данным ЮНЕСКО, в мире действует 150 и почти столько же программ молодежной политики, которая адресована развитию подрастающего поколения. С целью осуществления эффективной работы молодежи в глобальном масштабе Международным институтом планирования образования в сотрудничестве с молодежной группой социальных инноваций был подготовлен Атлас молодежной политики.

Отметим, что интенсивные программные действия ЮНЕСКО все активнее стали осуществляться еще с 90-х ХХ в., которые охватывали комплекс мероприятий, содействующих решению наиболее острых проблем молодежи. Среди институтов, которые занимаются анализом и синтезом информации о проблемах молодежи, можно выделить основанный еще в 1991 г. ЮНЕСКО и Министерством молодежи и спорта Франции Информационный молодежный центр, который выступает в качестве площадки для обмена мнениями. Это «Сеть сетей», где встречаются политики на региональных и национальных уровнях, исследователи, молодежь и неправительственные организации с целью улучшения понимания проблем и надежд молодежи, поддержки инновационных проектов, которые по-

зволяют молодым принимать участие в жизни общества и способствовать созданию проектов, отвечающих запросам молодежи и политики. Для ЮНЕСКО характерно разнообразие конкретных направлений деятельности, нацеленных на решение проблем молодежи. И сегодня важными направлениями в ее деятельности являются глобальные показатели развития молодежи, снижение уровня бедности среди молодежи, молодежь и СПИД, защита прав и потребностей молодежи на местном уровне, поддержка информационного ресурса «Знаете ли вы?», поддержка и развитие молодежных организаций. Между тем для ЮНЕСКО по-прежнему актуальным остается взаимодействие с молодежью стран «Третьего мира», проблемой, которой в системе ООН занимаются различные структуры. В ближайшие десятилетия численность молодежи продолжит свой рост в таких регионах, как Южная Азия и Африка к югу от Сахары. В связи с этим сегодня предлагается расширить ее взаимодействие с молодежью путем осуществления стратегии ЮНЕСКО в отношении африканской молодежи на основе выводов и передовой практики в этой области в других регионах, особенно в Латинской Америке и Карибском бассейне (ЛАК) [11].

Одним из последних шагов в этой области представляется первое партнерское соглашение с Международным молодежным фондом (18 октября 2011 г.), в рамках которого планировалась реализация 180 молодежных проектов в Африке. Целью сотрудничества является повышение квалификации молодежи, предоставление молодым людям доступа к контактам в профессиональной среде, к индивидуальному обучению и наставничеству, а также доступ к финансовым ресурсам и развитие благоприятных возможностей для роста [12]. В рамках ЮНЕСКО проводятся исследования по проблемам молодежи, в частности по различным странам, даются оценки потенциала молодежи - расчет индекса развития молодежи (ИРМ), который близок по смыслу и методологии расчета к широко распространенному индексу развития человеческого потенциала. Идея и методология расчета этого индекса были предложены ее отделением по Центральной и Латинской Америке и рассчитаны для Бразилии. Индекс используется в качестве инструмента для анализа тенденций, соотношений, региональных различий положения молодежи. По заказу ЮНЕСКО был составлен аналитический доклад «Положение молодежи в России» (2005 г.) [13]. Вместе с тем международные программы и проекты ЮНЕСКО, нацеленные на вовлечение молодых людей в диалог в глобальном гуманитарном пространстве, сегодня представляются особенно актуальными для России. С учетом того, что Россия (СССР) всегда играла весомую роль в ее деятельности, обладая реальными возможностями воздействия на международное сообщество и продвижение своих проектов и взглядов в ее рамках, в новых

условиях особенно в 90-е гг. ХХ в., об активной институциональной роли молодежи и ее организаций говорить не приходится. Сегодня в списке партнеров молодежных организаций отсутствуют организации, создание которых было инициировано российской страной. Однако в последние годы наблюдаются все более активные действия вовлечения молодежи в программы ЮНЕСКО, где молодежь из России выступает с новыми инициативами, направленными в том числе на приобщение ее к деятельности организации. В рамках состоявшейся в России 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО по российской инициативе впервые в истории Организации была проведена молодежная встреча-практикум в формате модели Комитета [14], проведение которой на регулярной основе было поддержано ее руководством. Кроме того, ЮНЕСКО придает важное значение дискуссиям в России представителей молодого поколения, которые проходят в рамах Селигера. Это отмечено в адресном приветствии Генерального секретаря И. Боковой международному молодежному форуму «Селигер-2011» [15]. В связи с этим представляется важной задачей перед экспертным сообществом и особенно с участием организаций и институтов молодежи - расширение дискурса о месте и роли российской молодежи в рамках ЮНЕСКО. Активное использование трибуны крупнейшей международной организации для способствования и восстановления гуманитарного присутствия России в ряде странах «Третьего мира» с учетом принятия во внимание опыта прошлого.

Ретроспектива некоторых других аспектов институциональной деятельности ЮНЕСКО в сфере молодежи позволяет отметить, что данный институт обладает большим арсеналом средств и инструментов работы с молодежью, поддерживает молодежный фестиваль, Всемирную конференцию министров по делам молодежи, регулярно проводит семинары, конференции для представителей молодежных организаций, организует издание разнообразных информационных материалов на разных языках народов мира, к подготовке которых непосредственно привлекаются молодые люди и молодежные организации. Среди всех периодических изданий, публикуемых организациями и специализированными учреждениями ООН, журнал «Курьер ЮНЕСКО» уделяет пристальное внимание проблемам молодежи. Отстаивая принципы и идеалы, ЮНЕСКО служит и платформой для межкультурного диалога и трибуной для международных дебатов в молодежной среде. Сегодня ЮНЕСКО призывает развивать детское и молодежное радио, которое имеет огромное значение для развития молодежи и детей, особенно в беднейших странах мира [16].

Однако сегодня деятельность в сфере молодежи в некотором плане требует и критического осмысления. Сохранение и развитие международного престижа ЮНЕСКО в молодежной среде требует,

во-первых, лучше использовать свои возможности с целью эффективного развития диалога молодежи в направлении Юг-Север, который, несмотря на многочисленные программы и мероприятия, направленные на развитие гуманитарного диалога и создание «мостов дружбы», по-прежнему остается в тени других международных событий. Во-вторых, сегодня в неполной мере востребован потенциал ЮНЕСКО в вопросах обеспечения мира и международной стабильности. И в этом недостаточно используется гуманитарный потенциал авторитетных молодежных организаций (в том числе партнеров ЮНЕСКО - международных молодежных организаций) в разрешении гуманитарных кризисов, межнациональных и локальных военных и других конфликтов. В-третьих, учитывая тот факт, что под ее эгидой проводятся многочисленные проекты, но многие из них не на достаточном уровне охватывают молодежь (по количеству участников), что в свою очередь, говорит об их малоэффективной роли. В-четвертых, проблема бюрократизации сферы деятельности с молодежью и проблемы мобильности действующих институтов в этой области оказывают определенное негативное влияние на ее авторитет в молодежной среде.

Таким образом, можно отметить, что на протяжении своей деятельности сотрудничество в области работы с молодежью проходило в несколько этапов. Сегодня оно представляется как востребованный механизм международного гуманитарного взаимодействия. Сотрудничество с молодежью имеет разные формы организации коллективного действия, оказывает благоприятное влияние на гуманитарное развитие мира, в частности, реализованные программы и проекты способствуют формированию институциональных форм взаимодействия молодежи на международной арене. В международной молодежной среде происходит осознание того, что ключевые глобальные проблемы и вызовы современности коснутся народов всего мира, и поэтому сегодня нет альтернативы международному диалогу и взаимодействию молодежи, в том числе в рамках ЮНЕСКО.

Несмотря на положительные аспекты и формы сотрудничества с молодежью, существует необходимость создания новой концепции международного молодежного взаимодействия, которая будет отвечать запросам нового, сложного и динамичного периода мирового развития. Помимо этого, более широкое включение международных молодежных организаций и институтов, предлагаемых программ и проектов позволит не только лучше понять значимость партнерства между ними, но и целенаправленно развить политику международного гуманитарного сотрудничества в реалиях современного мира. Новый взгляд на это должен помочь мировому сообществу осознать важность перспек-

тивы конструктивной деятельности ЮНЕСКО в международной молодежной среде и попытаться указать на то, будут ли совместными усилиями устранены те барьеры, которые оказывают негативное влияние на характер гуманитарного взаимодействия молодежи. Вместе с тем дальнейшее развитие молодежной платформы для обсуждения актуальных проблем подрастающего поколения и проблем обществ позволяет полагать, что в обозримой перспективе ЮНЕСКО будет обладать достаточным потенциалом, чтобы оставаться единственной, не имеющей конкурентов межправительственной структурой в системе международных отношений, способной принимать и реализовывать эффективные коллективные решения в сфере молодежной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЮНЕСКО: работа с молодежью и для молодежи. URL: http://www unesco.org/ new/ru/social-and-human-sciences/the mes/youth.

2. Послание Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой по случаю Международного дня молодежи и начала проведения (2010 г.) провозглашенного ООН Международного года молодежи: диалог и взаимопонимание 12.08.2010 г. URL: http://www unesdoc.unesco.org/images/ 0018/001888/188831r.pdf

3. WorldYouth Student & Educational Travel Confederation.A 60-year heritage in promoting youth travel. URL: http://www.wysetc.org/?page=about_us

4. Резолюция 2037 (ХХ) от 7 декабря 1965 г. Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Генеральная Ассамблея. Двадцатая сессия.

5. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. 639 с.

6. Каргалова М. В. Молодежь Европы в поисках выхода. Профиздат, 1990. 215 с.

7. Мария Хелена Хенрикес Мюллер. Молодежь и диалог цивилизаций, культур и народов. URL: http://www. coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Forum21/Issue_No10/N10_ dialogue_civilisations_ru.pdf

8. Ильинский И. М. Молодежь в процессе развития. URL: http://www.mosgu.ru/_subdomains/ilinskiy/publications/stat/ molrazv.php

9. Social Inclusion and Youth URL: http://www.unesco. org/new/en/social-and-human-sciences/themes/youth

10. Молодежный форум ЮНЕСКО: молодежь - движущая сила революции в сфере профилактики ВИЧ-инфекции. 21 октября 2011 г. URL: https://www.unaids.org/ru/r esources/presscentre/featurestories/2011/october/20111021une scoyouthforum

11. Предварительные предложения Генерального директора в отношении Проекта программы и бюджета на 20122013 гг. (36 С/5). URL: http://www.unesco.ru/ru/?module= news&action=theme&id=182/

12. Молодежь - движущая сила преобразований: Молодежный форум ЮНЕСКО, 2011 г. URL: http://www.unesco.org/ new/ru/media-services/single-view/news/how_youth_drive_ change_unesco_youth_forum_2011

13. Положение молодежи в России (Аналитический доклад). М.: Машмир, 2005. 168 с.

14. О первом опыте организации молодежной модели Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. URL: http:// www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/CF2A69C963634D3544257 A38004FF338

15. ЮНЕСКО поддержала молодежь на «Селигере». URL: http://www.dni.ru/society/2011/7/4/214910.html

16. ЮНЕСКО призывает развивать детское и молодежное радио. Отдел новостей и СМИ. Радио ООН. URL: http://www.unmultimedia.org/radio/ russian/archives/131885

Поступила в редакцию 28.04.2014 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №2

681

UNESCO'S ACTIVITIES IN THE FIELD OF YOUTH DEVELOPMENT: HISTORY AND PRESENT

© B. R. Asadov

Saint-Petersburg State University of Economics 21 Sadovaya st., 191023 St. Petersburg, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (812) 602 23 23.

E-mail: asadovspb@mail.ru

The process of formation and evolution of UNESCO's partnership with young people is studied in the article. An attempt to describe the institutional role of UNESCO in organized youth an environment is made, identified some problematic aspects as well as its main vectors of development as part of the organizations and institutions of the youth. The author refers to the history of the emergence of international programs and guidelines for youth to expand the boundaries of interaction with young people and a new understanding of the role of UNESCO in the process.

Keywords: UNESCO, youth, international youth organizations, international humanitarian cooperation, international youth community, international youth environment

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. YuNESKO: rabota s molodezh'yu i dlya molodezhi. URL: http://www unesco.org/ new/ru/social-and-human-sciences/themes/youth.

2. Poslanie General'nogo direktora YuNESKO Iriny Bokovoi po sluchayu Mezhdunarodnogo dnya molodezhi i nachala provedeniya (2010 g.) provozglashennogo OON Mezhdunarodnogo goda molodezhi: dialog i vzaimoponimanie 12.08.2010 g. URL: http://www unesdoc.unesco.org/images/0018/001888/188831r.pdf

3. WorldYouth Student & Educational Travel Confederation. A 60-year heritage in promoting youth travel. URL: http://www.wysetc.o rg/?page=about_us

4. Rezolyutsiya 2037 (XX) ot 7 dekabrya 1965 g. Deklaratsiya o rasprostranenii sredi molodezhi idealov mira, vzaimnogo uvazheniya i vzaimoponimaniya mezhdu narodami. General'naya Assambleya. Dvadtsataya sessiya.

5. Mezhdunarodnye normativnye akty YuNESKO [UNESCO International Regulations]. Moscow: Logos, 1993.

6. Kargalova M. V. Molodezh' Evropy v poiskakh vykhoda [The Youth of Europe in Search for the Way Out]. Profizdat, 1990.

7. Mariya Khelena Khenrikes Myuller. Molodezh' i dialog tsivilizatsii, kul'tur i narodov. URL: http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/R esources/Forum21/Issue_No10/N10_dialogue_civilisations_ru.pdf

8. Il'inskii I. M. Molodezh' v protsesse razvitiya. URL: http://www.mosgu.ru/_subdomains/ilinskiy/publications/stat/molrazv.php

9. Social Inclusion and Youth URL: http://www.unesco.org/new/en/social-and-human-sciences/themes/youth

10. Molodezhnyi forum YuNESKO: molodezh' - dvizhushchaya sila revolyutsii v sfere profilaktiki VICh-infektsii. 21 oktyabrya 2011 g. URL: https://www.unaids.org/ru/resources/presscentre/featurestories/2011/october/20111021unescoyouthforum

11. Predvaritel'nye predlozheniya General'nogo direktora v otnoshenii Proekta programmy i byudzheta na 2012-2013 gg. (36 Pp. 5). URL: http://www.unesco.ru/ru/?module=news&action=theme&id=182/

12. Molodezh' - dvizhushchaya sila preobrazovanii: Molodezhnyi forum YuNESKO, 2011 g. URL: http://www.unesco.org/new/ru/media-services/single-view/news/how_youth_drive_change_unesco_youth_forum_2011

13. Polozhenie molodezhi v Rossii (Analiticheskii dok lad) [The Status of Youth in Russia (Analytical Report)]. Moscow: Mashmir, 2005.

14. O pervom opyte organizatsii molodezhnoi modeli Komiteta vsemirnogo naslediya YuNESKO. URL: http://www.mid.ru/brp_4.n sf/newsline/Pp. 2A69Pp. 63634D3544257A38004FF338

15. YuNESKO podderzhala molodezh' na «Seligere». URL: http://www.dni.ru/society/2011/7/4/214910.html

16. YuNESKO prizyvaet razvivat' det-skoe i molodezhnoe radio. Otdel novostei i SMI. Radio OON. URL: http://www.unmultimedia.or g/radio/ russian/archives/131885

Received 28.04.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.