Научная статья на тему 'Деятельность вуза по обеспечению качества образования'

Деятельность вуза по обеспечению качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность вуза по обеспечению качества образования»

Романович Ж.А. , Баннов В.Я., Юрков Н.К., Трусов В.А.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Для системы образования основным документом в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) явится «Генеральное соглашение по торговле услугами/ General Agreement on Trade in Services (сокращенно ГСТУ/GATS).

В настоящее время система образования сталкивается с целым рядом проблем, среди которых можно выделить ее отставание от требований рынка труда, снижение конкурентоспособности выпускников.

Уровень подготовки выпускников напрямую зависит от уровня подготовки ППС и специалистов образовательного учреждения, целью обучения которых является не передача информации, навыков, стратегий работы, а формирование самообучающейся личности, обладающей ресурсом внутриорганизационных изменений, необходимых для выхода на новый уровень профессионализма и карьерного роста.

В условиях реализации инновационной образовательной программы Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС), направленной на создание непрерывного образования, особое значение приобретает совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров сотрудников университета - профессорско-преподавательского состава, научных работников и административно-хозяйственного персонала.

Инновационная образовательная программа РГУТиС , реализация компетентностного подхода к обучению начинается с сотрудников университета:

Преподаватели изучают методы оптимизации аудиторных занятий, осваивают базовые ИКТ-компетентности, учатся применять в учебном процессе современные технологии, основанные на активной познавательной деятельности, творческом подходе и повышении роли обучающегося, работать на современном презентационном и компьютерном оборудовании в мультимедийных аудиториях;

Преподаватели и научные работники осваивают современное оборудование, приобретаемое в рамках инновационной образовательной программы, методики проведения исследований на новом оборудовании и программном обеспечении;

Административно-управленческий персонал знакомится с современными методами управления, изучает международный образовательный менеджмент, новейшие тенденции в развитии образования и т.д.

Рыночная система экономических отношений, всемерно поддерживая и даже принуждая специалистов к узкопрофессиональному совершенствованию, построена на жестких принципах фиксации и поддержания различий существующих квалификациях уровней. Несмотря на это, именно рыночной системе нужны высококвалифицированные управленцы, топ-менеджеры, умеющие решать конкретные управленческие задачи, возникающие в любой отрасли или сфере деятельности. Для них разработаны и реализуются программы профессиональной переподготовки МВА (мастер делового администрирования). Но даже такому специалисту необходимо повышать свою квалификацию, ибо существуют отраслевые особенности, которые значительным образом влияют на результативность решения управленческой задачи. Учитывая это, мы проводи образовательные мероприятия практически для всех работников образования в сфере услуг.

Для формирования в сфере туризма и сервиса конкурентоспособного кадрового потенциала, необходимо обеспечить развитие многоступенчатой, непрерывной системы подготовки и повышения квалификации кадров предусматривающей:

- регулярное обязательное повышение квалификации работников туриндустрии и преподавателей ВПО, СПО и других специализированных учебных заведений с прохождением практики;

формирование и постоянную актуализацию отраслевого заказа на потребность в специалистах разного уровня образования с учетом реализации региональных городских целевых программ развития туризма и сервиса, расширения и модернизации их материально-технической базы;

повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов для туристической индустрии с учетом усиления взаимодействия между высшим и средним профессиональным образованием, а также интеграции в Европейскую систему образования путем реализации основных принципов Болонского и Копенгагенского процессов.

Оба эти процесса направлены на создание к 2010 году европейской системы высшего и профессионального образования, которая позволит гражданам Европы свободно выбрать высшие учебные заведения, работу, сферу деятельности и страны.

На сегодняшний день система ДПО достаточно хорошо проработана и представлена рядом образовательных программ различной продолжительности и ориентированных на различный контингент слушателей .

В то же время, специалисты туристкой отрасли отмечают недостаточную потребность таких форм ДПО как краткосрочные тренинги, мастер-классы, стажировки. Существенным пробелом в системе ДПО является незначительное количество программ, ориентированных на лиц, имеющих среднее профессиональное образование (администраторов, психология делового общения и т.д.). Так же представляется целесообразным более широкое применение модульной системы повышения квалификации, которая позволяет работодателю обучать своих сотрудников без отрыва от производства и формировать учебные программы для своих работников в соответствии с потребностями конкретного предприятия, включая в них только необходимые темы.

Основной причиной сложившейся ситуации на рынке образовательных услуг туристкой индустрии является отсутствие научно обоснованной потребности («заказа») в специалистах, что порождает диспропорции в количестве специалистов по уровням подготовки и переподготовки и, соответственно, не позволяет сформировать требуемый кадровый потенциал отрасли.

Разработка отраслевой потребности в кадрах должна учитывать как количественные, так и качественные параметры, что является основой профессионального кадрового уровня потенциала.

Потребность гостиничной отрасли в работниках и менеджерском звене общехозяйственных гостиничных служб, таких как инженерно-техническая служба, планово-финансовый отдел и бухгалтерия, транспортная служба и др. в настоящее время полностью удовлетворяются за счет работников с высшим и средним непрофильным образованием. Система переподготовки и повышения квалификации персонала общехозяйственных служб должна быть расширена и переведена на плановую основу.

Не лучшая ситуация в ресторанном бизнесе. Согласно данным Федерации рестораторов и хотелье-ров ежегодно индустрии питания и гостеприимства РФ требуются более 13 тыс. специалистов с начальным и средним профессиональным образованием и лишь 10 тыс. специалистов с высшим образованием.

Основным рычагом управления качеством подготовки специалистов для туриндустрии и сервиса являются отраслевые стандарты, в которых приводится набор профессиональных знаний, умений, навыков, предъявляемых к специалистам различных профессий отрасли.

Разработка отраслевых профессиональных стандартов позволит обновить действующие и ввести новые образовательные стандарты профессионального образования, предусматривающие качественное и содер-

жательное улучшение подготовки кадров для туристской и сервисной индустрии на основе изменения соотношения теоретических и практических блоков, а также усиления языковой и информационной подготовки, изучения мировых технологий организации турбизнеса.

Эффективность образовательных стандартов напрямую зависит от качества отраслевых стандартов. Только их полная сопряженность может быть основой для подготовки современных специалистов. В то же время, говоря о качестве подготовки специалистов, кроме современных образовательных стандартов важной проблемой является подготовка и постоянное повышение квалификации преподавательского состава.

Для оценки качества ПК и профессиональной переподготовки преподавателей высшего и среднего профессионального образования должны использоваться методы компьютерного адаптивного тестирования с применением специального сформированного банка тестовых заданий, позволяющих оценивать уровень профессионального мастерства слушателей, соответствие результатов повышения (стажировки) поставленной цели.

Таким образом, повышение квалификации ППС вузов на современном этапе можно рассматривать как инновационную деятельность, которая не только нацелена на повышение качества подготовки преподавателей, но и на формирование новых подходов к процессу повышения квалификации, использующих коммуникационные и информационные технологии.

Единое информационное образовательное пространство, формирующееся в последние годы, открывает новые перспективы и в сфере повышения квалификации:

- повышение качества повышения квалификации ППС вузов, сокращение сроков обучения за счет использования новых технологий обучения, самостоятельный выбор программ;

- обеспечение опережающего характера системы повышения квалификации ППС вузов, ее направленности на проблемы формирующейся информационной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.