ИЗВЕСТИЯ
ТОМСКОГО ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОМ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА имени С. М. КИРОВА
Том 292 1971
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСОЮЗНОГО КОМИТЕТА ПО ВЫСШЕМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПРИ СНК СССР (1932—1936 гг.)
Э. А. ШУЛ Е110ВА (Институт истории СССР АН СССР)
На всех этапах развития Советского государства самое пристальное внимание уделялось делу подготовки и воспитания кадров высшей квалификации для нужд народного хозяйства. И это понятно. Наличие хорошо подготовленных, преданных делу коммунизма кадров является важнейшим показателем силы и могущества страны, а руководство подготовкой кадров — одним из ответственных направлений в деятельности Советского государства.
Чтобы строить коммунистическое общество, нужны высокообразованные, политически грамотные, всесторонне развитые люди, способные успешно решать стоящие перед страной задачи, активно участвовать в различных областях общественной, государственной и экономической жизни. А без знаний это сделать невозможно. В. И. Ленин подчеркивал: «Нельзя построить коммунизм без запаса знаний, техники, культуры»1.
История становления и развития высшего образования в нашей стране явилась предметом рассмотрения многих работ2. Однако исследований, специально посвященных проблемам организации и деятельности государственных органов по руководству народным образованием, нет. Это в полной мере относится и к истории первого общесоюзного государственного органа по руководству высшим образованием в СССР — Комитета по высшему техническому образованию при СНК СССР, деятельность которого является предметом данной статьи. С работой этого Комитета были связаны первые крупные успехи в становлении советской системы высшего образования.
Разработка вопросов истории государственных органов в области народного образования, в частности Комитета по высшему техническому образованию при СНК СССР, имеет важное значение для изучения истории культурного строительства в нашей стране и для освещения истории строительства и совершенствования советского государственного аппарата в целом.
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 39, стр. 314.
2 «Высшая школа за 50 лет». М., 1967; К. Т. Галкин. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР. М., 1956; М. П. Ким. 40 лет советской культуры. М., 1957; А. М. Тернигорев. О высшем техническом образовании в СССР. М.,, 1961; Е.В. Ч у т к е [ ашвили, Развитие высшего образования в СССР. М., 1901,
Строительство социализма и проведение в жизнь первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР требовали подготовки новых, пролетарских кадров специалистов в соответствии с темпами индустриализации и социалистического переустройства сельского хозяйства в стране. Без этого нельзя было строить передовое промышленное производство, создавать новые социалистические отношения в стране. Поэтому перед высшей школой ставились новые задачи, вытекавшие из общих народнохозяйственных задач строительства социализма.
Однако республиканские наркоматы просвещения, объединявшие под своим руководством в те годы почти все отрасли культуры, в том числе и высшую техническую школу, и практически оторванные от конкретного производства, не могли возглавить в необходимых масштабах и с учетом новых требований строящейся социалистической промышленности подготовку высококвалифицированных технических кадров. Для приведения дела подготовки кадров специалистов в соответствие с потребностями строительства социализма необходимо было совершить решительный перелом в темпах и методах подготовки кадров, связать обучение с производством, улучшить материальную базу втузов.
В соответствии с этими требованиями были определены новые формы организации управления высшей технической школой. Согласно решениям июльского (1928 г.) и ноябрьского (1929 г.) Пленумов ЦК ВКП(б) из ведения республиканских наркомпросов под непосредственное руководство-промышленных наркоматов и ведомств были переданы высшие технические учебные заведения.3
Передача высших технических учебных заведений в ведение соответствующих промышленных наркоматов и ведомств «содействовала установлению конкретного руководства подготовкой кадров, приближение учебной работы к производству и установлению ее прямой связи с практическими задачами различных отраслей народного хозяйства»4. Высшая школа не формально, а по существу становилась органической частью народного хозяйства страны, подчиняясь ее запросам и требованиям.
В годы первой пятилетки в процессе реорганизации высшей технической школы в связи с огромным спросом на инженерные кадры была ликвидирована многолетность обучения в вузах. Широкое развитие получила перестройка вузов, выразившаяся в замене политехнического вуза отраслевым, готовящим специалистов для определенной отрасли производства в соответствии с конкретными ее требованиями. В результате этой перестройки сеть высших учебных заведений в стране выросла к 1932—1933 учебному году до рекордного количества—832 вуза против 148, работавших в 1927—1928 учебном гоу5. Резко возрос и контингент студентов в вузах.
В целом за годы первой пятилетки высшая школа дала стране 170 тыс. новых специалистов6. Г. К. Орджоникидзе на XVII съезде партии подчеркнул в своих выступлениях, что инженеры, окончившие вузы в период первой пятилетки, в годы второй пятилетки составят основную часть командного состава советской промышленности и сыграют основную ноль в создании передовой техники.
Таким образом, проблема подготовки инженерно-технических специалистов в количественном отношении в годы первой пятилетки в основном была разрешена.
3 «Директивы ВКГКб) и постановления советского правительства о народном образовании за 1917 -1947 гг.». Вып. 2. М- Л.. 1947, стр. 59.'70.
4 «Директивы ВКШб) и постановления с-жетского правительства о народном обр:м.»Ь;|ННи гл 1917- 1017 гг. ■ Вып. ° Ч - -.'!., ¡9ГГ, <гр. 78.
г' *Культ\ рнос строительство СССР». Стат. сб. 1956, стр. 201.
6 «Культурное строительство СССР». Стат. сб. М., 1956, стр. 216.
Грандиозная программа развития народного хозяйства, намеченная па годы второй пятилетки, требовала вместе с тем дальнейшего наращивания темпов подготовки молодых квалифицированных специалистов. Согласно второму пятилетнему плану по-повому должна была разрешаться и проблема темпов развития подготовки кадров. На первое место по темпам развития выдвигалось педагогическое и медицинское образование. Такая проектировка вытекала из намеченных широких мероприятий по подъему культурного уровня трудящихся и их медицинского обслуживания.
При всей правильности установленных вторым пятилетним планом соотношений в развитии подготовки кадров по отдельным отраслям, техническое перевооружение народного хозяйства и освоение новой техники, обеспечивающие коренной подъем материального положения трудящихся и укрепление обороноспособности СССР, требовали дальнейшего развития и подготовки промышленных кадров. Необходимо было наращивать темпы подготовки специалистов для наиболее важных отраслей народного хозяйства, определявших экономическую мощь страны.
В промышленности, строительстве и на транспорте в те годы налицо были остродефицитные специальности. Это прежде всего в таких отраслях промышленности, как угольная, железорудная, цветная металлургия, станкостроение и в ряде других. Создававшаяся новейшая энергетическая база в стране, задачи химической промышленности, широкая программа дальнейшего развития отечественного машиностроения, особенно тракторного и автомобильного, а также развернувшиеся работы по завершению строительства металлургической базы на юге страны и в районах Кузбасса и Урала требовали подготовки новых, высококвалифицированных отрядов технических специалистов.
Именно поэтому XVII съезд партии определил, что «решающим условием осуществления технической реконструкции, освоения техники и выполнения заданий по производительности труда является подготовка квалифицированных техников и инженеров, разрешение проблемы создания собственной пролетарской производственно-технической интелли-генци и»7.
XVII съезд партии установил следующее конкретное задание в деле обеспечения специалистами всего народного хозяйства. Рост числа квалифицированных специалистов во всех отраслях народного хозяйства поднять с 2,7 млн. чел. до 4 млн. чел. или на 46,5%, в том числе увеличить число специалистов в промышленности на 57%, на транспорте и связи — на 60% и удвоить в сельском хозяйстве8.
Усилившийся рост подготовки кадров сопровождался значительным увеличением общей суммы капиталовложений на высшие учебные заведения. Если в 1933 г. расходы из государственного бюджета на выс-Шие учебные заведения составили I 060 млн. руб., то в Г937 г. 2 276 млн. руб9.
«Разбираясь в вопросах высшего технического образования, — говорил Г. М. Кржижановский в своем докладе «Высшая техническая школа па новом этапе», прочитанном в декабре 1932 г., — мы по сути дела подходим к трактовке задач культурной революции на самом ответственном ее этапе. Не подлежит сомнению, что эта культурная революция теснейшим образом связана с этапами нашего хозяйственного
7 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и пленумов ЦК» Г. 5, М., 1971, стр. 139.
8 Г. Ш п а р и. К,:иры специалистов народного хозяйства во втором пятилетии. V.Высшая техническая школа», 1934, № 2, стр.91.
9 «Культурное строительство СССР». Стат. сб. М., 1956, стр. 73.
строительства»10. Особенностью этого нового этапа в развитии высшей технической школы явились не только и не столько темпы развития, сколько качественные его сдвиги, борьба за установление наиболее рациональной системы подготовки кадров высшей квалификации, столь необходимых для всестороннего развития народного хозяйства и культуры.
Решение новых задач, поставленных перед высшей технической школой, во многом зависело от организации ее управления, которая существенным образом была изменена в самом конце первой пятилетки. Именно тогда по постановлению ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г. «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» в системе государственного руководства культурным фронтом появился общесоюзный орган — Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР11. В конце 1935 г. Комитет был передан в ведение СНК СССР12.
Постановлением «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» было положено начало нового этапа в организации учебной, научной, методической работы во втузах и в совершенствовании руководства высшим техническим образованием в стране.
Комитет по высшему техническому образованию призван был осуществить контрольные и методические функции в отношении всех высших технических учебных заведений как союзной, так и республиканской подчиненности, находившихся в системе промышленных наркоматов и ведомств. Непосредственное же руководство всеми сторонами жизни высших технических вузов сохранилось за наркоматами и ведомствами. В соответствии с этим Комитет должен был, по существу, являться координационным центром, регулирующим дело высшего профессионального образования в стране.
Создание такого двухступенчатого руководства высшей технической школой в канун второй пятилетки способствовало, с одной стороны, дальнейшему решению проблемы непосредственной подготовки технических кадров и руководителей социалистического хозяйства самими наркоматами и ведомствами в соответствии с их нуждами, обеспечивало укрепление материально-технической базы втузов, а с другой — призвано было на практике сохранить единство учебно-методического руководства в деле подготовки технических кадров специалистов, укрепить руководство высшей технической школой в целом.
Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР начал свою деятельность в декабре 1932 г. под руководством видного государственного деятеля нашей страны, верного ленинца Г. М. Кржижановского. Положение о Комитете, утвержденное в 1933 г., широко определило его задачи: устанавливать в соответствии с требованиями народного хозяйства номенклатуру специальностей, рассматривать и утверждать учебники, учебные планы, программы и пособия, утверждать сеть высших учебных заведений и осуществлять систематический государственный контроль за их деятельностью.
Согласно Положению руководство Комитетом осуществлялось Президиумом, члены которого персонально утверждались ЦИК СССР. За период деятельности Комитета в составе его Президиума работали крупнейшие советские ученые, деятели науки и техники. Среди них, прежде всего, необходимо отметить Л. Д. Архангельского, ДА. И. Астер-
10 Г. М. Крж и жа попеки и. Соч.. т. 3. стр. 317.
11 «Собрание законов и распоряжении Рабоче-крестьянского правительства Союла С СIV 1032. № 08. стр. 18
«Бюллггч-нь Всесоюзного Комптетп но внешнемтехническимV образованию При ЦИК СССР», Хо 23, стр. 2.
Э5
мана, А. А. Байкова, Б. Т. Галеркина, И. М. Губкина, И. А. Лихачева, А. П. Пинкенича, Д. И. Прянишникова, В. И. Раздобреева, С. Г. Стру-милина, А. Е. Ферсмана.
В составе рабочего аппарата Комитета в период его деятельности функционировали следующие структурные подразделения: Учебно-методическое управление, Управление высшей инспекции (Государственная инспекция), Высший учебно-методический совет, Высший редакционный совет по учебной литературе (затем Совет по учебной литературе), Учетно-плановос управление и Административно-организаторское (затем Управление делами)13.
В аппаратах наркоматов и ведомств функции управления высшей технической школой осуществляли специальные подразделения. В одних Наркоматах и ведомствах это были Главные управления (отделы) учебных заведений, в других — Управления (отделы) по подготовке кадров, а в третьих — специальные инспектора. Так, например, в Народном Комиссариате тяжелой промышленности СССР работало Главное управление учебных заведений, в котором по каждой отрасли работал отраслевой сектор, осуществлявший все оперативное руководство учебными заведениями данной отрасли промышленности. При каждом таком секторе работала отраслевая программно-методическая комиссия. Работа всех комиссий объединялась Учебно-методическим советом наркомата'4.
Массовое движение за высшее образование, начавшееся после Октябрьской революции и особенно усилившееся в годы первой пятилетки, внесло значительную долю стихийности в организацию высших учебных заведений. Многие учебные заведения были организованы в годы первой пятилетки хозяйственными органами даже без санкции правительства. Держа курс на развитие втузов в соответствии с растущими потребностями народного хозяйства, Комитет при участии наркоматов и ведомств предпринял прежде всего меры к упорядочению сети втузов. Другой важной задачей, решение которой осуществлялось параллельно, было укрупнение и углубление специальностей.
Рациональная номенклатура специальностей и правильно размещенная сеть втузов — это два рычага, которыми руководство высшей школы поворачивало техническую школу на новый путь.
В ведение Комитета к началу его деятельности входила подавляющая часть вузов страны — 535 из 83215, с количеством студентов в 320 тыс.16. Колоссальный количественный рост высшей школы обгонял возможности ее обеспечения материальной базой. Рядом с мощными учебными заведениями в стране существовали и карликовые вузы, не имевшие собственных зданий, лабораторий, квалифицированных научно-педагогических кадров. Количество студентов в некоторых из этих учебных заведений едва превышало две сотни человек.
С точки зрения материальных затрат подготовка кадров в таких карликовых вузах являлась совершенно нецелесообразной. Эти обстоятельства и поставили вновь организованный Комитет перед необходимостью пересмотреть всю сеть высших технических учебных заведений, ликвидировать слабые, бесперспективные, материально не укрепленные втузы, обратив внимание на создание втузов в национальных районах и районах крупного строительства.
13 ЦГАОР, ф. 8060. оп. 1, ед. хр. 46. лл. 49—50, ед. хр. 116, л. 1.
14 «Бюллетень Бессоюзного Комитета rio высшему техническому образованию при ЦИК СССР». 1933. № 3. стр. 17.
55 Г. М. К р ж п ж а и о г, с к н и. Соч., т. 3, стр. 322.
хс К. Н. Г> у X м а н. Ba.jU и jы СССР к началv 1 »5 193Г, учебиит юла. ч<Высшая техническая школа», 1930, J4I« 2, стр. 132.
В соответствии с постановлением ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах» эта работа была начата первоначально Народным Комиссариатом Рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ). В проводимую Рабоче-крестьянской инспекцией проверку вузов был подключен и Комитет по высшему техническому образованию, Учетно-плановое управление которого приступило к изучению вопроса территориального размещения высших технических учебных заведений в связи с размещением производительных сил страны и знакомству с их материально-финансовой базой. Комиссия Рабоче-крестьянской инспекции проверила 362 вуза по двадцати наркоматам с контингентом учащихся 277 488 чел.17 В результате были получены точные данные о каждом проверенном вузе, его материальной базе, наличии профессорско-преподавательских кадров.
Имея также сведения, НКРКИ на специальных заседаниях с присутствием представителей Комитета по высшему техническому образованию и наркоматов решал вопрос о дальнейшем существовании каждого из 362 вузов. В итоге работы было составлено 280 вузов с контингентом учащихся 265 459 чел.18 Остальные вузы были слиты или ликвидированы. Этот просмотр коснулся только части вузов страны, общее количество которых к началу 1933 года уже составило более 700 учебных заведений с числом студентов 500 000 чел.19
Работая над сетью втузов в ее количественном разрезе, Комитет пошел двумя путями. Во-первых, он способствовал организации новых высших технических учебных заведений. Во-вторых, ликвидировал некоторые главным образом маломощные и карликовые втузы, не имевшие перспектив для своего развития, объединял параллельные и родственные. Так, например, произведенное в декабре 1932 г. объединение трех экономических вузов Белорусской ССР — финансового, планового, кооперативного — в один Белорусский институт народного хозяйства оказало решающее влияние на повышение качества подготовки специалистов этой квалификации для данной республики.
Комитетом был взят курс на создание мощных, многофакультетных институтов путем объединения нескольких втузов в один индустриальный или политехнический институт. Последний должен дать высокограмотного инженера для социалистического строительства. Индустриальные и политехнические втузы создавались главным образом в крупных промышленных центрах и находились в ведении Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР. Первым из них был создан в ноябре 1933 года Закавказский индустриальный институт. Он объединил три отраслевых института — строительный, энергетический и горно-химический. С этого момента процесс объединения втузов происходил под руководством Комитета все время.
Ведущими принципами, которые лежали в основе пересмотра сети втузов, являлись следующие: размеры втуза и тенденции его развития, место втуза во всей системе втузов данной отрасли промышленности, качество работы втуза, наличие профессорско-преподавательского состава, состояние материально-производственной базы.
Процесс укрепления втузов за 1933—1934 гг. и первую половину 1935 г. коснулся всех наркоматов и ведомств, имевших в своем ведении технические и сельскохозяйственные институты. Так, например, численность вузов НКТяжпрома СССР, на долю которого приходилась их большая часть, уменьшилась в начале 1933 г. с 145 до 115, а к началу 1935—1936 учебного года составила уже 84. Наиболее сильные измепе-
17 К итогам пересмотра сети втузов» — Бюллетень Всесоюзного Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, 1933, № 2, стр. 28.
18 Там же.
19 Там ж е.
ния произошли по системе НКЗема СССР, в ведении которого оказались вузы крайне специализированного направления. Вместо 122 вузов на начало 1933 г. и к осени 1935 г. осталось 72 вуза20.
В результате работы, проведенной Комитетом, а также НКРКИ по пересмотру сети высших технических учебных заведений, их численность заметно сокращалась. Если к моменту организации Комитета втузов было 535, то в начале 1933 г. — 481, в начале 1934 г. — 357, а в начале 1935—1936 учебного года осталось — 28221.
Таким образом, концентрация сети произошла за счет ликвидации маломощных втузов и создания индустриальных и политехнических. Этот процесс сопровождался только незначительным сокращением контингента учащихся в высших технических учебных заведениях с 320 тыс. до 300 тыс.22
В итоге сеть учебных заведений в стране на 1935—1936 учебный год составила 688 вузов23.
Комитет, укрепляя сеть высших технических учебных заведений, провел большую работу по пересмотру в них номенклатуры специальностей. В 1932 г. в технических вузах страны будущие кадры готовились по 900 специальностям24. Такое количество специальностей было вызвано колоссальными потребностями в специалистах, нужных народному хозяйству, ставшему на путь развернутого социалистического строительства. Перспективы его дальнейшего развития требовали укрупнения специализации как основы, на которой могла быть поставлена высококачественная подготовка инженеров, агрономов, экономистов. Социалистическая промышленность все больше и больше требовала от высшей школы не узких специалистов, а специалистов широкого научного кругозора. Отсюда вытекала необходимость нового подхода Комитета к номенклатуре специальностей, напрашивалась ее коренная перестройка в соответствии с перспективами народного хозяйства.
Комитет, решая эту проблему, прежде всего сосредоточил свое внимание па составлении развернутого плана по кадрам высшей квалификации. Эта работа проводилась при активном участии всех наркоматов I! ведомств, которым предложено было в предварительном порядке разработать основные показатели по высшей технической школе (номенклатура специальностей, прием, выпуск, контингент). Эти показатели Комитет тщательно рассматривал при участии Госплана СССР.
Уже в 1933 г. Комитет сократил количество специальностей в вузах более чем вдвое. Только в индустриально-технических вузах учащиеся готовились до сентября 1932 г. по 583 специальностям, а в 1933 г. их уже осталось 27525. В области сельского хозяйства вместо 91 специальности, имевшей место в 1932 г., было оставлено И26.
На первом этапе пересмотр специальностей проводился по отдельным наркоматам и ведомствам. Поэтому были оставлены параллельные специальности, которые целиком или частично повторяли друг друга. В 1935 г. Комитет вновь пересматривает номенклатуру специальностей, но на этот раз он ставит задачу создания межведомственной номенклатуры специальностей. В течение всего 1935 г. Комитетом ведется в этом
20 Г. Воем а н. Сеть вузов СССР и ее размещение. «Высшая техническая школа». 1935. № 9, стр. 10.
21 ЦГАОР, ф. 8000, оп. 1, ед. хр. 37, л. 21.
22 К. Н. Б у х м а п. Втузы и вузы СССР к началу 1935—1930 учебного года. «Высшая техническая школа». 1930, Л? 2, стр. 132.
23 «Культурное строительство СССР». Стат. сб. М., 1956. стр. 201.
24 ЦГАОР, ф. 8000, оп. 1, ед. хр. 37. л. 18. ?г' ЦГЛОР, ф. 8000, оп. 1, ед. хр. 37, л. 19.
Л. II Пин к с л н ч. Дг.я го |.а. « И» 1,1сими техническая школа •, 1931, Л^
пр. 0.
направлении скрупулезная работа, обсуждается и уточняется проект
такой номенклатуры. В ноябре 1935 г. она утверждается27.
Характер проделанной Комитетом работы становится показательным, если взять цифры по некоторым отдельным группам специальностей, утвержденным еще в первой половине 1935 г. Так, по; машиностроению осталось 28 профилей специальности вместо 49, по энергетике— 15 вместо 30, по строительству — 9 вместо 19, по транспорту — 29 вместо 37, по экономике — 5 вместо 10 и т. д.28.
В итоге пересмотра специальностй их количество к началу 1935— 1936 учебного года составило 109 видов29.
Совершенно естественно, что работа над номенклатурой специальностей повлекла за собой значительные изменения в структуре учебников, учебных пособий, изменила удельный вес общенаучных и специальных дисциплин в втузах. Она поставила Комитет перед необходимостью существенным образом перестроить учебные планы и программы.
При наличии известного перелома в режиме вышей школы, явившегося следствием постановления ЦИК СССР от 19 сентября 1932 г., само качество учебы поднялось еще мало. Именно поэтому Комитет вплотную занялся вопросами подготовки учебных заведений к новому учебному году, составлением учебников, программ и учебных планов, организуя свою работу на основе тесной связи с наркоматами и издательствами.
При пересмотре учебных планов и программ первой проблемой, которую стал решать Комитет, было устранение многопредметности в вузах и соединение искусственно раздробленных дисциплин. Президиум Комитета 8 мая 1933 г. принимает специальное постановление «О принципах и порядке составления учебных планов»30. Согласно этому постановлению роль учебных планов не ограничивалась планированием учебной жизни втузов. Новые учебные планы должны были устанавливать методику преподавания, давать основу для оперативной работы высшей школы и, таким образом, определять всю систему подготовки специалистов.
В системе Комитета эту работу выполняли отраслевые сектора Учебно-методического управления и Высший учебно-методический совет. Плодотворная деятельность последнего, особенно начиная с лета 1933 года, способствовала организации методической работы в вузах. ВУМС, контролируя методическую деятельность вузов, проводил специальные совещания, организовывал доклады по вопросам методической работы. Московская профессура, в частности, высоко оценила эту деятельность ВУМСа, ибо она действенно вскрывала недостатки в вопросах преподавания различных дисциплин, выявляла методические неувязки, способствовала обмену опытом по методической работе между вузами.
Для решения отдельных проблем постановки преподавания и научно-исследовательской работы в втузах, рецензирования учебных планов, программ и учебников Комитетом была определена специальная группа опорных вузов. Они являлись научно-исследовательской базой для системы высшего технического образования, которой поручалась теоретическая и экспериментальная разработка методических вопросов высшей технической школы. Периодически Комитет утверждал такой список опорных вузов. Так, например, постановлением Президиума Ко-
27 ЦГАОР, ф. 8060, оп. 1, сд. хр. 59, л. 1.
28 В. И. Раздобреев. Перспективы предстоящей работы. «Высшая техническая школа», 1935, № 3, стр. 9.
29 ЦГЛОР, ф. 8060, оп. 1. од. хр. 59, л. 1.
30 Бюллетень Всесоюзного Комитета по высшему техническому образованию при
ЦИК СССР, 1933, № 4, стр. 8.
митета от 2 января 1934 г. были определены следующие опорные втузы: Московский механико-машиностроительный институт им. Баумана, Московский химико-технологический институт им. Менделеева, Ленинградский электромеханический. Харьковский электротехнический, Свердловский горный, Казанский ветеринарный и т. д.31
В контакте с Комитетом ряд общественных технических организаций того периода пересматривал основные вопросы методики преподавания, оказывая содействие в составлении и апробировании программ, планов, учебников. Среди них можно отметить работу Всесоюзного научного инженерно-технического общества машиноведов и конструкторов, Всесоюзного научного инженерно-технического общества бетонщиков и ряд других. Комитет придавал большое значение практическому участию подобных организаций в методической работе высшей технической школы.
За первые два года работы Комитетом были утверждены сотни учебных планов и программ. Это были стабильные учебные планы и программы, которые не страдали излишней детализацией. Наоборот, при их составлении преследовалась основная задача — предоставить преподавателю возможность свободной, творческой инициативы, ограниченной лишь одним условием: дать учащимся максимум знаний, ввести его в курс последних достижений науки и техники.
Утвержденные Комитетом учебные планы и программы соответствующих специальностей, в свою очередь, связывали в единый учебно-методический процесс теорию с практикой, подчиняя соответствующим теоретическим курсам производственную практику студентов.
Основы этой практики были также разработаны в системе Комитета, четкие организационные указания о проведении которой были сформулированы в соответствующих постановлениях Президиума Комитета от 23 мая и 8 декабря 1933 г.32. Согласно этим постановлениям высшие технические учебные заведения заключали договора с предприятиями, по которым обе стороны брали на себя практические обязательства по улучшению производственной практики и дипломного проектирования.
Комитету принадлежала большая заслуга и в разработке специальных учебных планов и программ для учащихся без отрыва от производства. Подготовка специалистов путем заочного образования явилась наиболее молодым и вместе с тем наиболее неупорядоченным и отстающим участком высшего образования. Массовое развертывание сети заочных технических институтов, начавшееся в стране в период первой пятилетки, поивело к образованию целой сети заочных втузов и их отделений. Предполагалось к концу пятилетки подготовить путем заочного обучения 80 тыс. специалистов и покрыть 20% потребностей в промышленных кадрах33. Однако система заочного образования не справилась с поставленной задачей.
Главным препятствием на пути осуществления этого плана было отсутствие учебных планов программ и пособий для этой категории учащихся. Не было у молодого государства никакого опыта в подготовке кадров таким образом. В результате заочное образование имело существенный отсев учащихся.
Стремясь исправить создавшееся положение дел, СНК СССР 27 октября 1933 г. принимает специальное постановление «О подготовке
ЦГАОР. ф. 80Г>{), он. 1. од. хр. 15. л. 5.
V М. 1: р и с л л г п. Скипи' .пичт \ чеонпго процесса. «Пысшан техпмческ ал школам. 1935. М- 6, стр. 16-17.
33 Г. Кириллов. Заочная подготовка. «Высшая техническая школа» 1931 Л» 2, стр. 172.
специалистов без отрыва от производства»34. Этим постановлением Комитету вменялось в обязанность разрабатывать номенклатуру специальностей для заочного образования, а также создавать учебно-методи-ч ее кую литературу.
Комитет, осуществляя контроль за качеством подготовки технических кадров без отрыва от производства, сумел сделать первые и весьма успешные шаги. Благодаря деятельности Комитета в ведении наркоматов были оставлены только жизнеспособные заочные институты. Специальные комиссии Высшего учебно-методического совета проводили обследования этой сети технических вузов, способствовали изменению формы заочного обучения, которая от самообразования переходила к предметно-цикловому обучению. Заочные втузы получили первые стабильные учебные пособия, планы, программы.
В итоге к 1935 г. из общей массы студентов (300 тыс.) учащихся без отрыва от производства было уже 19 000 чел., т. е. около 7%35. В этом достижении была большая заслуга Комитета.
Во втором пятилетии остро стоял и вопрос об обновлении почти всего фонда учебников и учебных пособий. Работа эта осложнялась рядом обстоятельств. До 1933 года учебная литература для вузов создавалась без всякого плана, самотеком. В результате некоторые дисциплины оказались перенасыщенными параллельными учебниками, тогда как на других участках образовалась пустота. В большинстве случаев учебники создавались как научные трактаты и мало соответствовали методическим требованиям. ,
Вопросами учебной литературы в Комитете занимался Сектор учебников, действовавший в составе Учебно-методического управления, а с июня 1934 г. особый коллегиальный орган при Президиуме Комитета— Высший редакционный совет по учебной литературе, который позднее был заменен Советом по учебной литературе.
Была введена практика, по которой общенаучная и общетехииче-ская литература изучалась и утверждалась Комитетом, специальная — наркоматами и ведомствами. Контрольные функции ъ этом вопросе оставались за Комитетом, который пытался координировать эту область своей деятельности с Наркомпросом РСФСР и Наркомздравом СССР, также имевших в своем ведении высшие учебные заведения. Комитет привлекал к изданию учебной литературы квалифицированных специалистов, видных представителей науки и техники.
Первым шагом, внесшим в дело издания учебников для высшей технической школы некоторый порядок, была работа, проделанная весной 1933 года Комитетом вместе с наркоматами. В результате была выявлена наиболее подходящая учебная литература, как из того, что ранее было выпущено, так из того, что находилось в «портфелях» издательств.
В дальнейшем Комитет стал планировать выпуск литературы, определяя конкретные обязанности наркоматов и издательств в этом деле. Переход к системе планирования (в том числе тематического и перспективного) в области издания учебников поставил вопрос об их авторском составе. Необходимо было наряду со старыми квалифицированными авторами выявлять и использовать новые и молодые силы. Поэтому Комитетом в 1934 г. впервые был организован и объявлен конкурс на стабильные учебники.
Все эти мероприятия Комитета способствовали упорядочению дела издания учебников для вузов. Очень быстро удалось перейти от бес-
34 «Бюллетень Всесоюзного Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР». 1933, № И, стр. 5.
35 ЦГАОР, ф. 8060, он. 1, ед. хр. 56, л. 1,
плановости и разнобоя, которые существовали в вопросах подготовки учебной литературы для вузов до постановления ЦИК СССР от 19 ноября 1933 г., к известному единству и наладить их плановый выпуск. Например, почти полностью был выполнен план издания учебной литературы на 1934 г. (227 учебников и 249 учебных пособий)36.
Однако опыт работы Комитета в этом направлении за первые два года показал, что участие в руководстве над обеспечением втузов учебной литературой нескольких различных организаций себя не оправды-* вает. Наркоматы очень слабо принимали участие в этой работе, предоставляя, с одной стороны, Комитету, с другой — издательствам как заботу, так и ответственность за это дело. Полную беспомощность в этом деле проявил, например, Наркомзем СССР и Наркомсвязи СССР, а в Наркомтяжпроме СССР было даже ликвидировано подразделение, ранее ведавшее подготовкой и рецензированием учебников по специальным дисциплинам. Вся работа по выпуску учебной литературы была передана в издательства.
В свою очередь работа ряда издательств, выпускающих учебную литературу, осложнялась тем, что они не располагали собственными или целиком прикрепленными к ним типографиями. Это являлось одной из главных причин запаздывания выхода в свет учебников.
Наиболее благополучно обстояло дело с общенаучной и общетехнической литературой, работу над которой проводил сам Комитет, поэтому для студентов младших курсов втузов к началу 1935—1936 учебного года были созданы в основном доброкачественные и, главное, стабильные учебники, чего нельзя сказать о создании учебной литературы по специальным техническим дисциплинам.
В целом к этому периоду учебниками были обеспечены 36% всех вузовских дисциплин37.
Деятельность Комитета способствовала улучшению обеспечения втузов учебной литературой. Вместе с тем эта проблема требовала своего дальнейшего разрешения. Необходимо было поднять ответственность Наркоматов и более четко организовать работу в этой области.
Для Комитета, как новой общесоюзной организации, призванной осуществлять систематический контроль за подготовкой технических кадров, важно было установить живую связь с учебными заведениями, чтобы через непосредственные наблюдения, а ие по одним докладам наркоматов и ведомств, следить за деятельностью учебных заведений. Выполнить эту задачу в сложившейся системе руководства высшим техническим образованием было призвано Управление высшей инспекции (Государственная инспекция), состоявшее из государственных инспекторов, назначаемых Президиумом Комитета. Комитет поставил задачу через инспектуру приблизить руководство высшей технической школой к конкретным учебным заведениям.
Управление высшей инспекции, согласно утвержденному Положению о нем, осуществляло систематический контроль за постановкой всей учебной и научной деятельности втузов и руководством ими со стороны промышленных наркоматов и ведомств путем периодических обследований. Только за два с половиной года работы этого управления было проведено в центре и на местах 100 таких обследований38. Основными типами обследований были тематические и комплексные. Они предоставляли возможность Комитету в каждом конкретном случае сигнализировать об отрицательных явлениях в жизни высшей технической школы и давать соответствующие указания, обязательные как для наркоматов и ведомств, так и для учебных заведений.
36 ЦГАОР, ф. 8060, оп. 1, ед. хр. 116, л. 1.
37< ЦГАОР, ф. 8060, оп. 1, ед. хр. 128, л. 135.
38 ЦГАОР, ф. 8060, оп. 1, ед. хр. 63, л. 40.
Нередко при осуществлении контрольных функций вместе с Государственной инспекцией работали и другие подразделения Комитета, в зависимости от того, какие конкретно вопросы подвергались контролю.
Направляющей линией в работе инспекции Комитета были проверки одного вуза или небольшой группы вузов, которые помогали изучать вопросы общего характера на частном опыте. Такое углубленное изучение деятельности вузов влекло за собой подробное обсуждение исследуемых вопросов на совещаниях, в Президиуме Комитета, после чего давались указания, публиковались постановления Комитета.
Уже первые шаги Государственной инспекции популяризировали Комитет, укрепив его связь с втузами. Большая заслуга в работе инспекции принадлежала ее руководителю, видному государственному деятелю Н. И. Подвойскому.
В начальный период своей работы инспекция сконцентрировала свои обследования исключительно на московских технических институтах. Они помогли выявить подлинное положение в ряде ведущих институтов страны и дали обширный материал для разрешения таких в то время актуальных вопросов работы высших учебных заведений, как подготовка к учебному году и составление учебных планов и программ, изучение перечня специальностей, ход зачетных сессий, работа аспирантуры и т. п. В то же время эти обследования дали возможность установить в непосредственном живом общении с работниками самих втузов действенность и целесообразность первых мероприятий Комитета по высшей технической школе.
Перечисленные выше вопросы работы втузов привлекали пристальное внимание инспекции и в дальнейшем, их состояние проверялось не только в центре, но и на местах. Многочисленные решения Президиума Комитета, принятые по результатам обследования втузов страны, свидетельствовали о мероприятиях, с помощью которых Комитет стремился внести качественные изменения в работу высшей технической школы. Основное внимание уделялось организации учебного процесса, состоянию материально-технической базы, обеспечению втузов квалифицированными кадрами преподавателей, работе органов наркоматов и ведомств, занимавшихся непосредственным руководством втузами.
Благодаря кропотливой работе Государственной инспекции Комитета стабилизировался, например, учебный процесс и ожила научно-исследовательская работа в Московском механико-машиностроительном институте им. Баумана, совершенствовались научные кабинеты Московского текстильного института, повысилась успеваемость Ростовского института железнодорожного транспорта, в корне изменилась вся деятельность Днепропетровского горного института, Лесотехнического института в Поволжье, Мичуринского плодоовощного института и ряда других.
Метод всестороннего и глубокого обследования втузов предоставил возможность Государственной инспекции Комитета проверять и качество руководства втузами со стороны наркоматов и ведомств. Вместе с тем практиковались и специальные проверки работы Главных управлений (отделов) учебных заведений, Управлений (отделов) по подготовке кадров в наркоматах и ведомствах.
Они выявляли общую картину положения дел с подготовкой технических кадров по отдельным отраслям народного хозяйства, характеризовали уровень и степень участия хозяйственных органов в решении актуальных вопросов высшей технической школы, способствовали на практике осуществлению координации высшего профессионального образования в стране. На основании материалов обследований Комитет, в пределах своей компетенции, давал соответствующим наркоматам и ведомствам указания по вопросам совершенствования руководства втузами и подготовки кадров технических специалистов.
Так, например, обследование Отдела по подготовке кадрив Цудо-транса выявило недостатки в планировании подготовки кадров по автодорожному транспорту. В этом ведомстве подготовка будущих автодорожных специалистов шла только с учетом собственных потребностей, игнорировались нужды других отраслей народного хозяйства. Под руководством Комитета эта практика в Цудотрансе была пересмотрена, перестроен Отдел по подготовке кадров, улучшена материальная база вузов этого ведомства.
Обследование Управления по подготовке кадров Наркомхоза способствовало устранению недостатков в подготовке специалистов коммунального хозяйства РСФСР. По результатам обследования в этом наркомате был издан приказ, в соответствии с которым было разработано положение об Управлении по подготовке кадров, усилен состав его работников, пересмотрены перспективные планы подготовки специалистов, улучшена методическая работа во втузах наркомата.
Можно считать совершенно бесспорным, что благодаря деятельности Комитета, руководство высшей технической школой значительно приблизилось к техническим вузам. Комитет, координируя и стимулируя работу наркоматов и ведомств по руководству высшей технической школой, способствовал разрешению с их помощью многих вопросов высшего технического образования. Хозяйственные органы лучше стали знать свои втузы и их потребности.
Если в таких наркоматах, как Народный Комиссариат тяжелой промышленности СССР и Народный Комиссариат путей сообщения СССР, руководство вузами стояло на относительно высоком уровне, то в ряде других (Наркомлегпром, Наркомлеспром, Центросоюз, Аэрофлот и т. д.) имелись серьезные недостатки. Комитет неоднократно в результате обследований вынужден был констатировать неупорядоченность, нераспорядительность, неумение организовать дело. Так было с вопросами подготовки к учебному году, с созданием стабильных учебников, капитальным строительством, оборудованием лабораторий и рядом других задач высшей технической школы.
Особенностью двухступенчатого руководства высшим техническим образованием являлось то, что, получая средства на подготовку кадров из государственного бюджета, втузы имели существенную финансовую помощь и от хозяйственных органов, в ведении которых находились. Это положение в огромной степени способствовало укреплению материально-технической базы втузов, состояние которой во многом предопределяло уровень и качество подготовки технических кадров. Поэтому данному вопросу Государственная инспекция уделяла самое пристальное внимание на протяжении всей своей деятельности.
К началу 1934—1935 учебного года инспекцией, например, было произведено широкое обследование состояния капитального строительства, давшего возможность проследить и положение дел с оборудованием вузов. Оно охватило тридцать восемь втузов по четырнадцати наркоматам и было проведено в Москве, Ленинграде, Киеве, Горьком, Казани, Днепропетровске, Свердловске, Омске, Иркутске, Тбилиси, Ташкенте, Алма-Ате и ряде других городов.
Произведенные обследования позволили Комитету сделать вывод о том, что затраты промышленных наркоматов и ведомств па строительство и оборудование втузов в целом росли. Особенно это было характерно для Наркомата тяжелой промышленности и Наркомата путей сообщения, в ведении которых были сосредоточены ведущие индустриально-технические вузы страны. За период с 1930 г. по 1935 г. ассигнования на втузы по НКТГ1 составили 230 млн. руб., а по ПК11С--
81 млн. руб.39 Росли ассигнования на капитальное строительство и оборудование по отдельным втузам. Так, например, Московский институт химического машиностроения в 1934 г. получил от Наркомтяжпрома СССР более одного млн. руб. на строительство и оборудование40, Ленинградская лесотехническая академия от Наркомлеспрома СССР — 950 тыс. руб.41.
Таким образом, для этого периода развития высшей технической школы были характерны качественный рост и улучшение ее материального оснащения. Вступали в строй вновь выстроенные корпуса учебных зданий, общежитий, укреплялась лабораторная база. Это, в свою очередь, значительно повышало стоимость обучения студентов и, естественно, улучшало качество подготовки специалистов. Если в 1932 г. в Наркомтяжпроме на обучение одного студента приходилось 1218 руб., то в 1935 г. —3210 руб.42.
Вместе с тем обследования показали, что в вопросах организации капитального строительства и оборудования втузов имеются существенные недостатки. Нередко наркоматы, передав средства втузам, этим и ограничивались. В итоге существовал разрыв между планом подготовки кадров и проектировкой новых учебных и жилых зданий для втузов. Частенько отсутствовали генеральные планы и генеральные сметы по ряду строительств, средства распылялись по большому количеству строек и использовались весьма неравномерно, нередки были случаи консервации строек.
Обследования капитального строительства, а также серия комплексных проверок втузов пролили свет на состояние их оборудования. Втузы таких, к примеру, наркоматов, как НК пищевой промышленности РСФСР, НК местной промышленности РСФСР, НК финансов СССР, а также отдельные втузы НК тяжелой промышленности СССР все еще были недостаточно обеспечены лабораториями, научными кабинетами и учебно-вспомогательными мастерскими.
Проводимая Государственной инспекцией работа предоставляла возможность изучать состояние материально-технической базы втузов, выявлять «узкие» места, анализировать причины их возникновения и в итоге информировать наркоматы и ведомства, а также правительство по актуальным вопросам развития высшей технической школы.
Так, например, информация по вопросам организации капитального строительства была направлена в адрес Совета Народных Комиссаров СССР. Ряд наркомов получил обобщающие докладные по вопросам состояния лабораторной базы. В докладной записке Н. И. Подвойского, адресованной наркому тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе, в частности, отмечалось отсутствие в стране «специальных производств по выработке научной, исследовательской и учебной аппаратуры для высших учебных заведений». Далее Н. И. Подвойский писал, что «существовавшие производства чрезвычайно неохотно идут на выполнение заказов учебных заведений по постройке тех или других приборов, станков или машин, почему вузы вынуждены производить их кустарным способом»43.
В результате работы Государственной инспекции положение с лабораторной базой было определенным образом изменено. Согласно рас-
А. Н. Пронин. Капитальное строительство. «Высшая техническая школа», 1935, 1, стр. 17—18.
40 Е. М а р х а е в. Проверка готовности. «Высшая техническая школа», 1934, № 2, стр. 157.
41 «Бюллетень Всесоюзного Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР». 1935, № 15, стр. 14.
42 В. В. Украинцев. КПСС -— организатор революционного преобразования Высшей школы. М., 1963, стр. 220.
43 ЦГАОР, ф. 8060, оп. 1, ед. хр. 83, л. 17.
поражению Г. К. Орджоникидзе, пысШим учебным заведениям для ;ы-бораторнн втузов были переданы новые образны оборудования, подготовленные отечественными заводами.
С целью наиболее оперативного и полного разрешения вопросов развития втузов Комитет неоднократно обращался со своими просьбами и предложениями в партийные и государственные органы, требовал своевременных и действенных мер по совершенствованию работЕ>1 втузов со стороны наркоматов и ведомств.
Результатом неоднократных обследований Политехнического института и Института народного хозяйства Белорусской ССР, в частности, явилось усиление материального положения этих институтов. Только бюджет Политехнического института возрос с 3 837 808 руб. в 1934 г. дй 5 643 030 руб. в 1935 г.44 Улучшилось в данных институтах учебно-методическое руководство, укрепились они квалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами, успешно готовились кадры молодых специалистов в соответствии с перспективами развития народного хозяйства республики. Своевременное практическое разрешение данных вопросов явилось и следствием того, что Комитет ставил их перед ЦК КП(б) Белоруссии, СНК Белоруссии и получил соответствующую помощь. В то же время Комитет координировал вопросы развития вышеуказанных институтов с Госпланом БССР, Наркоматом местной промышленности, обращался за помощью в союзные наркоматы.
Неоднократно при проверке втузов Государственная инспекция находила поддержку со стороны партийных органов. Так, при обследовании Уральского индустриально-технического института инспекция работала в тесном контакте со Свердловским обкомом партии. Отмечая удовлетворительную работу этого института, успешную подготовку кадров молодых специалистов, Комитет поставил задачу дальнейшего развития этого перспективного втуза. Свердловский обком партии в своем постановлении по докладу инспекции определил задачу дальнейшего развития института таким образом: «Подъем УИИ (Уральского индустриально-технического института) во втором пятилетии до уровня Ленинградского индустриального института должен стать делом рук всей свердловской партийной организации и хозяйственников»45.
Такая постановка вопроса вполне соответствовала требованиям, предъявляемым к партийным организациям ЦК ВКП(б), и нашедшим свое выражение в постановлении «О Новочеркасском институте»46. В этом постановлении ЦК ВКП(б) постановил перед парткомами, обкомами и ЦК нацкомпартий задачу — решительно усилить внимание к вопросам высшей школы.
Итак, Комитет в своей практической работе стремился решать основные проблемы развития втузов при содействии партийных и государственных органов, при активном участии наркоматов и ведомств. Такое совместное решение многих вопросов высшего технического образования вело к успешному их претворению в жизнь.
Гигантский размах социалистического строительства и углубление культурной революции в конце второй пятилетки привели к необходимости координировать работу уже всех высших учебных заведений страны. Появилась необходимость дальнейшего совершенствования и организации руководства высшим техническим образованием, имевшим определенные недостатки. Прежде всего надо было преодолеть отставание теории от практики, проявившееся в период стахановского движе-
44 «Бюллетень Всесоюзного Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР», 1935, 12, стр. 6.
45 Н. И. Подвойский. Втузы Урала па проверке. «Высшая техническая школа», 1934, № 4, стр. 117.
46 «Высшая техническая школа», 1934, № 2, стр. 3.
ния в стране, наладить выпуск стабильных учебников для втузов и поднять уровень руководства втузами со стороны наркоматов и ведомств.
Со времени передачи вузов хозяйственным органам, в системе руководства высшей технической школой не было соблюдено до конца организационное единство. В одних наркоматах и ведомствах, как указывалось выше, функции управления осуществлялись Управлениями (отделами) по подготовке кадров, в других — Главными управлениями (отделами) учебных заведений, в третьих — просто инспекторами. Это обстоятельство вносило известный разнобой при решении вопросов высшего технического образования и в силу того, что возможности хорошо поставленного аппарата Главного управления учебных заведений были значительно выше возможностей отдельных инспекторов. Кроме того, наркомы и их замы часто целиком и бесконтрольно передоверяли руководство этим управлениям и испекторам. Наблюдались и случаи, когда Комитет, рассматривая и проверяя работу наркоматов и ведомств под углом выполнения директив партии и правительства по вопросам высшего технического образования, подменял собою оперативную работу хозяйственных органов.
В мае 1935 г. с целью разработки мероприятий по дальнейшему совершенствованию всей системы подготовки молодых квалифицированных специалистов при ЦК ВКП(б) была организована специальная комиссия по вопросам высшей школы. Эту комиссию по заданию партии возглавил А. А. Жданов. Комиссия провела тщательную проверку значительной части советских вузов в центре и на периферии. В итоге был собран большой фактический материал, характеризовавший состояние подготовки кадров в стране. По заключению комиссии ЦК ВКП(б) сеть вузов страны была признана стабильной и приближавшейся по своей структуре и состоянию материально-учебной базы к требованиям нормальной высшей школы.
Материалы комиссии легли затем в основу постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1936 г. «О работе высших учебных заведений и руководства высшей школой»47. Несколько ранее, согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 21 мая 1936 г., в целях объединения и направления всего дела высшего образования в стране вместо Комитета по высшему техническому образованию при СНК СССР был учрежден новый общесоюзный орган — Комитет по высшему образованию при СНК СССР48.
Деятельность Комитета по высшему техническому образованию способствовала значительным изменениям в работе высшей технической школы. В результате упорядочения номенклатуры специальностей, улучшения учебных планов, программ, усовершенствования производственной практики подготовка молодых специалистов поднялась до уровня задач социалистического строительства. За годы второй пятилетки втузы дали стране 134,4 тыс. инженеров, тогда как в годы первой пятилетки их было подготовлено 67,7 тыс.49 Советская высшая техническая школа по темпам подготовки инженерных кадров вышла на первое место в мире, коренным образом был изменен состав технической интеллигенции.
Комитетом по высшему техническому образованию был накоплен большой и ценный опыт практической работы, столь необходимый для дальнейшего совершенствования дела подготовки высококвалифициро-
47 СЗ СССР, 1936, № 34, стр. 368.
48 СЗ СССР, 1936, № 27, стр. 250.
49 «Культурное строительство СССР». Стат. об., М., 1956, стр. 216.
данных кадров специалистов. Были заложены основы высшей технической школы и ее учебной системы.
Деятельность Комитета по высшему техническому образованию в годы второй пятилетки продемонстрировала необходимость, целесообразность и жизненность централизованного руководства в области культуры по ее отдельным отраслям. Работа этого Комитета явилась значительным шагом в деле окончательного формирования советской системы руководства высшей школой.