Научная статья на тему 'Деятельность воронежских губернаторов в годы Первой мировой войны'

Деятельность воронежских губернаторов в годы Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
408
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНАТОР / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ЗЕМСТВА / МОБИЛИЗАЦИЯ / ДОРОГОВИЗНА / СУХОЙ ЗАКОН / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КРИЗИС / ТОПЛИВНЫЙ КРИЗИС / ПРОДРАЗВЕРСТКА / GOVERNOR / WORLD WAR I / VORONEZH PROVINCE / ZEMSTVO / MOBILISATION / COSTLINESS / DRY LAWS / FOOD CRISIS / FUEL CRISIS / SURPLUS-APPROPRIATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заяц Николай Алексеевич

В статье рассматривается деятельность воронежских губернаторов с начала Первой мировой войны до Февральской революции 1917 г. Показано, как изменились их функции во время войны, каковы были характер и итоги их работы. С началом войны значение губернаторов выросло, им были даны чрезвычайные полномочия для обеспечения порядка в тылу на время войны. На первом этапе они успешно справлялись со своей задачей, осуществляя контроль за населением и соблюдением законности в регионе, подавляя возникающие время от время немногочисленные волнения и бунты. Однако с развитием экономического кризиса выявился предел их возможностей. Главными для них были вопросы снабжения населения топливом и продовольствием, решить которые им не удалось старые полномочия, которыми они обладали согласно довоенному законодательству, были недостаточны в новых условиях. При этом губернаторы не смогли осознать необходимость кардинальных изменений в управлении во время войны и стояли на защите старого порядка. Это привело к рассогласованности и выходу из-под контроля управляющих органов экономических процессов, нарастанию революционного кризиса. Поэтому в целом деятельность губернаторов оказалась неуспешна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of Voronezh governors during the World War I

The article examines the activities of the Voronezh governors since the beginning of the World War I until the February Revolution of 1917. The article shows how to modify their functions during the war and what the nature and results of their work were. Since the beginning of the war, the value of the governors was increased. They were given extraordinary powers to maintain order in the home front during the war. In the first stage, they have successfully provided control over the population and the rule of law in the region, suppressing arose from time to time, there were few unrests and riots. However, with the development of the economic crisis was revealed the limits of their capabilities. The main questions for them were the fuel supply to the population and the food that they were unable to solve the old powers which they possessed under the prewar law were inadequate under the new conditions. At the same time, the governors were unable to recognise the need for radical changes in the management of the war and stood in defence of the old order. This has led to a mismatch and going out of the control of the Governing Bodies of economic processes, to the growth of the revolutionary crisis. Overall, the activity of the governors was unsuccessful.

Текст научной работы на тему «Деятельность воронежских губернаторов в годы Первой мировой войны»

УДК 94(470.324)

Заяц Николай Алексеевич

Воронежский государственный университет nikza91@yandex.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОРОНЕЖСКИХ ГУБЕРНАТОРОВ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается деятельность воронежских губернаторов с начала Первой мировой войны до Февральской революции 1917 г. Показано, как изменились их функции во время войны, каковы были характер и итоги их работы. С началом войны значение губернаторов выросло, им были даны чрезвычайные полномочия для обеспечения порядка в тылу на время войны. На первом этапе они успешно справлялись со своей задачей, осуществляя контроль за населением и соблюдением законности в регионе, подавляя возникающие время от время немногочисленные волнения и бунты. Однако с развитием экономического кризиса выявился предел их возможностей. Главными для них были вопросы снабжения населения топливом и продовольствием, решить которые им не удалось - старые полномочия, которыми они обладали согласно довоенному законодательству, были недостаточны в новых условиях. При этом губернаторы не смогли осознать необходимость кардинальных изменений в управлении во время войны и стояли на защите старого порядка. Это привело к рассогласованности и выходу из-под контроля управляющих органов экономических процессов, нарастанию революционного кризиса. Поэтому в целом деятельность губернаторов оказалась неуспешна.

Ключевые слова: губернатор, Первая мировая война, Воронежская губерния, земства, мобилизация, дороговизна, сухой закон, продовольственный кризис, топливный кризис, продразверстка.

Исторически сложилось, что в России многие аспекты Первой мировой оказались недостаточно исследованы, в том числе на региональном уровне. Это относится и к изучению деятельности местных органов управления, в частности губернаторов. В советское время эта тема была не востребована: деятельность самодержавных органов управления рассматривалась ограниченно, не говоря уже об изучении отдельных персоналий. В настоящее время изучение роли и функционирования государственных органов при самодержавии становится все более популярной темой у историков [1; 2]. Все чаще выходят статьи и о работе губернаторов в условиях кризиса Первой мировой войны [3; 4]. Однако данные о деятельности воронежских губернаторов отрывочны и разбросаны в ряде региональных трудов [5; 6]. Наиболее подробные сведения содержатся в книге «Воронежские губернаторы и вице-губернаторы» [7]. Однако это лишь сборник обзорных очерков. Данная статья ставит целью исследовать данную тему, рассмотрев основные направления деятельности губернаторов для выяснения степени успешности их работы во время военного кризиса.

В годы войны нередкими были смены губернаторов. Воронежу относительно повезло - если в других городах за это время сменилось по 2-3 губернатора, то в Воронеже была лишь одна замена: Г.Б. Петкевича сменил М.Е. Ершов. При этом оба не были профессиональными управленцами и являлись лишь исполняющими делами губернатора. Думается, что стоит рассмотреть их деятельность в хронологической последовательности, что позволит выявить различия во внутренней политике во время развития военного кризиса.

До войны у Петкевича было мало времени для знакомства с городом - он был переведен в него лишь в феврале 1914 г. из Казани. Однако именно

на его службу пришлось начало войны, поставив первоочередную задачу - обеспечение мобилизации. С ее объявлением губерния перешла на положение усиленной охраны. 27 июля 1914 г. Петкевич издал целый ряд обязательных постановлений - об учете населения, безопасности движения, внутреннем наблюдении за спокойствием в городе, охране имущества, запрете собраний, запрете подстрекательств к забастовкам, запрете самовольных сельских сходов, запрете распространения вредных слухов, запрет на незаконное хранение оружия, запрет на продажу спиртных напитков на время мобилизации [8, с. 18-19]. В соответствии с правом внесудебных наказаний, дававшимся губернатору, нарушение любого постановления каралось 3000 руб. штрафа или 3 месяцами заключения. 31 июля он издал постановление об аресте австро-германских подданных мужского пола 1845 лет [9, л. 3]. За успешную мобилизацию Петке-вич был награжден медалью с правом ношения на ленте ордена Белого орла [7, с. 371].

Указом 15 февраля 1915 г. губернатору было предоставлено право главноначальствующего, имевшего права на особые полномочия, а губерния переходила на чрезвычайное положение. Эти полномочия постоянно продлевались и действовали до самой революции. Итогом стало регулярное издание приказов губернатором, в первую очередь касающихся военной сферы. Летом 1915 г. им был издан ряд постановлений: запрещались разговоры на немецком, сдача квартир воинским чинам без документов, скупка мелких монет и прочие действия, направленные на подрыв бюджета страны, было издано постановление о постановке на учет материалов для военной промышленности и т. д. [8, с. 20-21].

Немалое значение имели и социальные вопросы. В Воронеже не было централизованной кана-

лизации. 11 марта 1915 г. Петкевич издал постановление о содержания сточных труб, канав, протоков и т. п. [8, с. 27]. Позднее в связи со вспышками болезней был издан приказ о мерах борьбы с ящуром и холерой, в том числе с требованием сохранять санитарное состояние города [8, с. 27-32]. В июле 1915 г. отдан приказ о запрете на время войны повышать арендную и квартирную плату на жилые помещения, за исключением случаев, когда «такое повышение в достаточной степени оправдывается расходами по улучшению квартирных помещений». Также запрещалось требовать оплату за квартиры у семейств, призванных более чем за месяц, а с прочих - за три [8, с. 19].

В обязанность губернатора вошли и некоторые хозяйственные функции. В апреле 1915 г. было издано распоряжение губернатора на основе указания Министерства внутренних дел об учете топлива на всех предприятиях и учреждениях с ежемесячным докладом об обследовании [10]. В 1915 г. с учреждением Особого совещания по топливу Петкевич был назначен его уполномоченным. Председателям земских управ, старостам и головам полагалось заняться «всесторонним выяснением вопроса о местной нужде в топливе» [11].

Большое значение имело сохранение общественного спокойствия. В 1914-1916 гг. в деревнях произошло несколько громких волнений и бунтов, которые внимательно расследовались губернатором. Стоит отметить бунт в д. Козловка Бобровского уезда, когда 12-14 августа 1914 г. крестьяне провели погром отрубщиков и организовали отпор прибывшим стражникам, причем волнения перекинулись и на другие деревни. Было арестовано 75 человек, 29 осуждено [12, л. 25-26]. В целях сохранения спокойствия Петкевич приостановил землемерные работы. Внимательно следил он и за состоянием на заводах. С самого начала войны приказом Министерства внутренних дел губернаторам было указано на возможность забастовок, которые могут сорвать мобилизацию. В Воронеже произошло именно так. 12 июля 1914 г. в 8 часов утра рабочие завода «Столль и К°» из солидарности с бастующими Петрограда разошлись, не приступая к работе. Ими была сделана попытка снять с работ служащих типографии Яковлева. В тот же день Петкевич, рассмотрев дознание полиции, признал пятерых задержанных рабочих виновными. Они были арестованы и осуждены на три месяца тюрьмы. Также были задержаны двое рабочих. 2 августа губернатор предложил Министерству внутренних дел выслать рабочего П.Н. Герасимова на три года, остальных - на два каждого [13, л. 4-15]. В 1915 г. ему также пришлось внимательно следить по жандармским сводкам за положением на трубочном заводе и в железнодорожных мастерских, где сохранялась угроза волнений из-за дороговизны.

Из всех вопросов наиболее сложным оказался продовольственный. Уже в самом начале войны Петкевич вел речь о «необычайном, не вызванном притом действительным положением, повышении цен на жизненные продукты первой необходимости». Вскоре после начала войны некоторые города стали вводить таксы. 28 августа 1914 г. Воронежская дума установила таксы на продажу хлеба, чтобы скорректировать дороговизну, в сентябре, после совещания губернатора с представителями думы и промышленности, она утвердила новые цены на печеный хлеб и мясо. К началу 1915 г. таксы на разные товары распространились по всей губернии. Фактически представители думы были вынуждены выйти за пределы полномочий, так как согласно городовому положению 1891 г. они имели право на установление такс только на хлеб и мясо. В конечном итоге требования жизни победили: «Положение было чрезвычайное... некоторые города уклонили[сь] и назначили таксу и на другие предметы, которые можно назвать предметами первой необходимости, как-то: керосин, соль, спички, дрова, вода. я решил их все пропустить, и они были за отсутствием протеста подведены под мои обязательные постановления» [14, л. 50].

В начале 1915 г. глава Министерства внутренних дел H.A. Маклаков направил губернаторам телеграмму с указанием выяснить причины подорожания и принять меры. Петкевич 3 февраля созвал совещание, на которое прибыли руководители губернских ведомств, земства, управления железной дороги, биржевого комитета и торговцы. Итоги были весьма скромными - не было принято определенных мер, не выяснены причины дороговизны и даже не определено точно количество хлеба в губернии [14, л. 80-83]. По сути, все ограничилось новыми таксами, которые обходились торговцами: несмотря на штрафы полиции, они торговали хлебом вместо 3 коп. за фунт по 3^ или даже по 7, да еще намного дольше положенного срока [15; 16].

В начале 1915 г. Петкевич широко пользовался особыми полномочиями, стараясь облегчить дороговизну. Однако, как и другие губернаторы, он пошел по пути ограничения вывоза продовольствия. Несогласованность его действий с органами самоуправления стала препятствием в решении проблемы. Стоит привести показательный пример - весной 1915 г. Воронежская дума несколько недель высчитывала новые цены на мясо и хлеб. После долгих проволочек проект был передан губернатору, но тот приказал созвать для проверки комиссию, которая состояла из городского головы, членов продкомиссии, члена присутствия и ветеринарных врачей. Это были, по существу, те же лица, что проводили расчеты. Губернатор дублировал уже проведенную работу. Комиссия собралась только 19 июля. В результате она оставила в силе прежние таксы, поскольку за это время цены успе-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- № 5, 2016

33

ли понизиться. Итог почти месячной работы оказался нулевым [17, л. 36-37].

Снижение цен было связано с хорошим урожаем, что вселяло надежды на улучшение ситуации. На деле с середины 1915 г. цены вновь начали расти. Все это требовало смены управления продовольственным делом, но губернатор, стоявший на страже закона, не имел права на это. В конце ноября 1915 г. воронежская дума решила сконцентрировать снабжение в руках продкомитета, в состав которого ввести гласных уездного и губернского земств, торговцев и специалистов. Однако губернатор запретил это постановление - не из-за его неэффективности, а из-за противоречия городовому положению [18, л. 5].

Отдельно стоит отметить визит 6 декабря 1914 г. в Воронеж императора Николая II, к которому губернатору пришлось обстоятельно подготовиться. В рамках посещения было проведено молебствие, отмечено тезоименитство монарха, посещены военные госпитали. За благополучное состояние города царь вынес Петкевичу благодарность с занесением в формулярный список [8, с. 370-371]. Однако на В.Ф. Джунковского губернатор произвел впечатление человека забитого и малознающего [19, с. 468]. По его мнению, Петкевич оказался слаб как губернатор и плохо знал дела в городе.

Это было передано Маклакову. Сыграло ли это роль или нет, трудно сказать. Но позднее император счел нужным перевести Петкевича на пост главы департамента духовных дел иностранных вероисповеданий. Он уступил место и. д. губернатора, камер-юнкеру В.Н. фон Штейну, который стал вице-губернатором. Вступив в должность 26 октября, тот прибыл в город 11 ноября и энергично начал работу, занимая пост вице-губернатора до революции. На место главы губернии был переведен М.Д. Ершов. Для него этот пост был новым, до этого он был лишь мировым судьей и членом Госсовета. В город он прибыл 15 декабря и остался здесь до самой революции [8, с. 365-367]. Несмотря на малый опыт Ершова в деле управления, не было заметно никакого кризиса, связанного с заменой губернатора: новый глава губернии выполнял обязанности, почти не отличаясь от Петке-вича. Важнейшей своей задачей он считал строгое соблюдение порядка и спокойствия. Это было важно и в свете произошедших вскоре в губернии нескольких крестьянских волнений.

Главными среди них были события в Бутурли-новке и Нижнем Мамоне в мае 1916 г. В Бутурли-новке жены запасных чинов, возбужденные из-за дороговизны сахара, намеревались в мае 1916 г. разгромить лавки. Беспорядки перекинулись на другие села. Срочно были вызваны три эскадрона, а на место выехал лично фон Штейн, обследовавший ситуацию. Для улучшения положения семей запасных он настоял перед волостной властью

на создании комиссии для обследования нуждающихся. Ею было решено отдать под распашку участок в 553 дес. с передачей доходов на обеспечение солдаток. Вместе с тем в слободе были расквартированы войска, зачинщики арестованы и осуждены [20, л. 23-25]. В деревнях Осетров-ка, Нижняя Гнилуша, Нижний и Верхний Мамон прошли погромы отрубщиков, причем волнения грозили перейти на соседние уезды. Двумя эскадронами было арестовано 88 участников. Похожие события прошли в Лосевке, где 18 мая на базарной площади солдатки «говорили, что не дадут разрезать землю, пока не окончится война и не возвратятся домой мужья» [21, л. 37, 73]. Все виновные были осуждены на 2-3 месяца тюрьмы. В августе Ершов решил передать дело в военный суд, который приговорил их к каторге и длительным тюремным срокам [8, с. 403].

Стоит учитывать, что подобное внимание проявлялось властями не всегда. На протяжении нескольких месяцев в с. Давыдовка, Дракино, Барское и Почепское Коротоякского уезда квартировали маршевые эскадроны 4-го кавполка, который и подавлял волнения. Его солдаты регулярно грабили местных крестьян, дойдя до прямого вымогательства на улицах. Все это проходило с попустительства командования полка. Выведенное из себя население «было вынуждено собрать сельские сходы», приговоры которых о переносе полка были представлены в губернское присутствие [22, л. 192, 248]. Полк, однако, так и остался на месте, а губернатор так и не вмешался в ситуацию.

Вскоре после приезда Ершову тоже пришлось заняться проблемой продовольствия. 14 января 1916 г. он созвал заседание торговцев и руководителей по поводу дороговизны. Как и год назад, поводом был приказ Министерства внутренних дел [23, л. 124, 145]. На совещании губернатор поделил меры на две части: муниципализация снабжения при поддержке кооперативов и финансирование этой сети [23, л. 125]. Собравшиеся начали обсуждать необходимость централизации снабжения, но теперь вопрос был поставлен на губернском уровне. Признавалось, что для этого больше всего подходят земства, которые должны работать с кооперативами. Многие высказали мысль, что решение может быть связано лишь с общегосударственным режимом регуляции экономики.

Несмотря на разговоры, итоги вышли скромными - по решению губернатора, самого же поставившего вопрос о «муниципализации», было решено передать функции статистического бюро и продовольственного распределения совещанию при уполномоченном, «тем более что состав этого осведомительного органа не может быть пополнен иначе, как силами земскими» [23, л. 133, 137, 145 об.]. В решении Ершова проявилась та же тенденция, что и в работе его предшественника -

ограничиться при решении проблемы действиями в рамках уже существующей системы, даже при ее откровенной неэффективности. Таким образом, несмотря на наличие полномочий, губернатор никак не способствовал решению проблемы, а фактически сам ее усугублял, следуя за событиями. Так, 1 марта 1916 г. воронежской продкомиссией очередное ходатайство хлеботорговцев о повышении цен на ситный хлеб было отвергнуто, заодно решено было поставить под контроль коллегии управы отпуск муки и сахара [24]. Но 28 марта мясоторгов-цы отстояли увеличение таксы, обратившись с жалобой к губернатору. Такса была принята, хотя все признавали, что проблемы это не решит [25].

Главной проблемой, которая мешала эффективности губернатора и иных органов, стала их рассогласованность. Несмотря на формально широкие полномочия, на деле губернатор выполнял координирующие и контрольные функции, что перекладывало исполнительную работу на плечи земств и уполномоченных. Кроме продовольственного вопроса это ярко проявилось и в топливном, который обострился в начале 1917 г. 30 января Ершов издал постановление о контроле за перевозкой дров: «1) все дрова, следующие в Воронеж от частных отправителей, принимать к погрузке и отправке только при условии адресования их на Воронежскую городскую ветку и 2) прекратить на станции Воронеж перевеску дров» [26]. Но это был вспомогательный шаг. Решить проблему дороговизны дров Ершов требовал от самого города. Он обратился к голове с предложением принять «самые решительные меры к обеспечению» жителей, так как 40 вагонов, которые может дать ежегодно железная дорога, «далеко не достаточны для обеспечения». Выход он видел в заготовке дров в ближайших лесных дачах города.

Чтобы ликвидировать очереди за дровами, 10 февраля он также приказал открыть новые склады дров. Ершов с негодованием указывал, как еще 25 января требовал от думы принять меры по разработке лесных дач, озаботиться увеличением числа служащих по выдаче дров и открыть три новых дровяных склада. Из ответа управы выяснилось, что работу нельзя провести из-за глубокого снега в лесах и недостатка занятых расчисткой путей рабочих [27]. Но даже если бы думе удалось выполнить заготовку дров, перевозка их зависела от железной дороги, над которой губернатор не имел силы. Ершов лишь обратился к правительству с ходатайством об отпуске городу вагонов, хотя было понятно, что это уже нельзя осуществить [28].

Последней крупной задачей губернатора накануне революции оказалось содействие продразверстке. Основная задача по расчетам и сборам хлеба ложилась на земства и уполномоченных. Также в конце 1916 г. на время праздников министерством земледелия были отменены запрещения на

ввоз в города молочных продуктов, масла, копченостей, дичи, свинины, гречки и пр. [29, л. 1], в январе 1917 г. - спущены правила о сдаче зерна, сена и соломы [30; 31]. Роль губернатора и здесь свелась к передаточному звену распоряжений сверху и изданий уточняющих постановлений. Так, он потребовал от полиции оказывать содействие в сборе зерна, но запретил проводить реквизиции [32, л. 9, 108]. 2 января он издал циркуляр по городским думам о введении надзора за соблюдением постановлений министерства торговли о твердых ценах на мануфактуру [33, л. 15].

Фактически губернатор оказался лишен возможности оказать серьезное влияние на решение социально-экономического кризиса, в который втянулась в 1916-17 гг. подчиненная ему губерния. Главное решение проблемы - централизация экономики - зависело от верховной власти, к которой губернатор даже не решился обратиться по этому поводу. Закупка и распределение товаров в губернии, социальная помощь, контроль за рынком осуществлялись в основном земствами и особыми уполномоченными, а губернатор мог лишь координировать их работу путем отдельных постановлений и перенаправления ходатайств различных организаций, что усиливало бюрократизацию управления. К началу 1917 г. в Воронеже стали нарастать признаки революционного кризиса, с которым губернатор оказался не способен справиться.

Библиографический список

1. Любичанковский С.В. Губернская администрация и проблема кризиса власти в поздне-имперской России (на материалах Урала, 18921914 гг.). - Самара; Оренбург, 2007.

2. Минаков А.С. Губернаторский корпус и центральная власть: проблема взаимоотношений (по материалам губерний Черноземного центра второй половины XIX - начала ХХ в.). - Орел: Орлик, 2011.

3. Марасанов В.М.Деятельность губернаторов Верхневолжского региона России в условиях Первой мировой войны (август 1914 - февраль 1917 г.) // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: История. Политология. - 2013. - № 8 (151). - Т. 26. - С. 132-139.

4. Старков Д.А. Губернаторы в системе местного управления и их вклад в решение продовольственного вопроса в Российской империи в годы Первой мировой войны (июль 1914 - февраль 1917 г.) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2008. - № 1. - Т. 10. -С. 65-69.

5. Иванов Р.Н. Влияние Первой мировой войны на социально-экономическое положение Воронежской губернии: 1914-1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. - Воронеж, 2012.

6. Очерки истории Воронежского края. Т. 1. С древнейших времен до Великой Октябрьской

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 5, 2016

35

социалистической революции. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1961.

7. Воронежские губернаторы и вице-губернаторы: Историко-биографические очерки / ред.-сост. А.Н. Акиньшин. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 2000.

8. Памятная книжка Воронежской губернии / сост. С. Зверев. - Воронеж: Типолитография губернского правления, 1916.

9. Государственный архив Воронежской области (ГАВО). - Ф. И-6. - Оп. 1. - Д. 391.

10. Воронежский день. - 1915. - № 23. -12 апреля.

11. Воронежский телеграф. - 1916. - № 116. -1 июня.

12. ГАВО. - Ф. И-6. - Оп. 1. - Д. 2042.

13. ГАВО. - Ф. И-6. - Оп. 1. - Д. 1993.

14. ГАВО. - Ф. И-21. - Оп. 1. - Д. 2237.

15. Воронежский день: газета. - 1915. - № 25. -15 апреля.

16. Воронежский день: газета. -1915. - № 43. - 7 мая.

17. ГАВО. - Ф. И-21. - Оп. 1. - Д. 2223.

18. ГАВО. - Ф. 19. - Оп. 1. - Д. 3109.

19. Джунковский В.Ф. Воспоминания. Т. 1. -М., 1997.

20. ГАВО. - Ф. И-6. - Оп. 1. - Д. 2096.

21. ГАВО. - Ф. И-6. - Оп. 1. - Д. 2097.

22. ГАВО. - Ф. И-1. - Оп. 1. - Д. 1252.

23. ГАВО. - Ф. И-1. - Оп. 21. - Д. 2207.

24. Воронежский телеграф. - 1916. - № 49. -3 марта.

25. Воронежский телеграф. - 1916. - № 71. -30 марта.

26. Воронежский телеграф. - 1917. - № 26. -1 февраля.

27. Воронежский телеграф. - 1917. - № 36. -18 февраля.

28. Воронежский телеграф. - 1917. - № 29. -6 февраля.

29. ГАВО. - Ф. И-6. - Оп. 1. - Д. 2215.

30. Воронежский телеграф: газета. - 1917. -№ 10. - 13 января.

31. Воронежский телеграф: газета. - 1917. -№ 22. - 27 января.

32. ГАВО. - Ф. И-6. - Оп. 1. - Д. 2084.

33. ГАВО. - Ф. И-21. - Оп. 1. - Д. 2347.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.