Научная статья на тему 'Деятельность управления ООН по наркотикам и преступности в области противодействия коррупции на современном этапе'

Деятельность управления ООН по наркотикам и преступности в области противодействия коррупции на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1232
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ООН / КОРРУПЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ООН ПО НАРКОТИКАМ И ПРЕСТУПНОСТИ / КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ КОРРУПЦИИ / КОНВЕНЦИЯ ООН ПРОТИВ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скирда М. В.

В статье рассматривается актуальная деятельность Управления ООН по наркотикам и преступности в области противодействия коррупции. Особое внимание представляет тема реализации конвенций ООН против коррупции, транснациональной организованной преступности, а также стратегия программы по противодействию коррупции Управления ООН по наркотикам и преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность управления ООН по наркотикам и преступности в области противодействия коррупции на современном этапе»

УДК 341.4

М.В. СКИРДА,

кандидат юридических наук, начальник отдела

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан

деятельность управления оон по наркотикам и преступности в области противодействия коррупции на современном этапе

В статье рассматривается актуальная деятельность Управления ООН по наркотикам и преступности в области противодействия коррупции. Особое внимание представляет тема реализации конвенций ООН против коррупции, транснациональной организованной преступности, а также стратегия программы по противодействию коррупции Управления ООН по наркотикам и преступности.

Противодействие коррупции представляет собой одну из самых актуальных и сложных задач, рассматриваемых на универсальном уровне в рамках ООН. В своем докладе на XII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Салвадор, 2010 г.) «Мировое положение в области предупреждения преступности и уголовного правосудия» Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что «с разработкой определения коррупции и признанием ее уголовно наказуемым деянием связан целый ряд методологических сложностей. Поскольку данные, основанные на зарегистрированных случаях коррупции, как правило, не отражают реальный масштаб коррупции, было разработано несколько альтернативных соответствующих подходов. Было предпринято несколько попыток оценить мировой масштаб коррупции как в целом, так и в конкретных областях. Зачастую такие попытки связаны, в частности, с составлением сводных индексов коррумпированности. Составление таких индексов может стать эффективным способом привлечения внимания мировой общественности к проблеме коррупции и свидетельством того, что коррупцию можно измерить. Однако при этом сводные индексы имеют ряд недостатков. Данные, получаемые из различных источников, являются сводными, и поэтому зачастую неясно, что именно отражает индекс; при разработке сводных показателей стороне, обрабатывающей данные, приходится принимать ряд решений, и это

приносит в них некоторую долю субъективности; в конечном итоге составляется рейтинг стран, который не является оценкой реальных масштабов коррупции и не содержит той информации, которая могла бы использоваться непосредственно для целей разработки политики» [1].

В отличие от этого, выборочные исследования населения, как полагает Генеральный секретарь ООН, позволяют напрямую собрать данные об опыте и мнениях представительной выборки той или иной конкретной категории, включая домашние хозяйства, юридические лица или государственных служащих. При методологически правильном проведении такие исследования могут дать ответы на целый ряд вопросов, в том числе относительно доли физических лиц (или юридических лиц), дававших взятки в течение прошедшего года, психологических портретов жертв и преступников, изменений уровня коррупции с течением времени, а также относительно наиболее коррумпированных секторов и регионов.

Например, по результатам исследований, проведенных в 2009 г. в 5 странах Африки, от 4 до 30% респондентов давали взятку государственным должностным лицам в течение 12 месяцев до проведения обследования. Результаты обследования также указывают на то, что предприятия чаще дают взятки в определенных правительственных секторах, в том числе в полиции и в медицинском секторе, нежели другим учреждениям, таким, как налоговая, служба или

муниципальные органы. Также, согласно данным обследования типичными ситуациями, в которых давались взятки, становились полицейские расследования и правонарушения, связанные с нарушением правил дорожного движения.

В результате проведенного ООН в 2010 г исследования в Афганистане было также установлено, что жители этой страны обычно вынуждены давать взятки при взаимодействии с государственными должностными лицами. В течение 12 месяцев до обследования около 52% взрослого населения Афганистана были вынуждены дать, по крайней мере, одну взятку тому или иному государственному должностному лицу. В 75% случаев взятки давались наличными (в среднем размер взятки составлял 160 долл. США, и необходимо учесть, что валовой внутренний продукт, составляет 425 долл. США на душу населения в год). Жители Афганистана, принявшие участие в обследовании, самой большой проблемой в стране назвали коррупцию, причем 59% из них отметили, что их больше беспокоит нечестность власти, чем отсутствие безопасности (54%) или безработица (52%).

Вышеприведенные результаты объективно указывают на необходимость обеспечения всеобъемлющего осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Конвенция ООН против коррупции), предусматривающей создание эффективного органа по борьбе с коррупцией, раскрытие информации о доходах и активах лиц, занимающих государственные должности, публичную приверженность высокопоставленных должностных лиц принципу честности и оптимизацию административных процедур.

Для сведения, Конвенция ООН против коррупции вступила в силу 14 декабря 2005 г., в ней участвует 143 государства1. Конференция государств-участников Конвенции ООН против коррупции на своей 3 сессии (Доха, 9-13 ноября 2009 г.) приняла историческую по своему значению резолюцию о создании механизма обзора, а также резолюции о превентивных мерах, технической помощи и возвращений активов. В своей резолюции 64/237 «Предупреждение коррупции и перевода активов незаконного происхождения, борьба с этими явлениями и возвращение таких активов, в частности, в страны происхождения, в

1 Информация по состоянию на 12 февраля 2010 г.

соответствии с Конвенцией ООН против коррупции» Генеральная Ассамблея ООН (ГА) призвала к оперативному и эффективному внедрению механизма по проведению обзора хода осуществления Конвенции всеми государствами-участниками. ГА призвала государства-участники Конвенции поддержать деятельность межправительственных рабочей группы по предупреждению коррупции и возвращению активов. Кроме того, ООН вновь призвала частный сектор как на международном, так и национальном уровнях, включая предприятия и транснациональные корпорации, и впредь принимать всестороннее участие в борьбе с коррупцией. Особую роль в деятельности по противодействия коррупций должен сыграть «Глобальный договор». Признаны положительными деятельность в рамках Инициативы по возвращению похищенных активов и сотрудничество по данному направлению с соответствующими организациями, включая Международный центр по возвращению активов.

В системе ООН уполномоченным органом по контролю за соблюдением Конвенции ООН против коррупции является Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) (United Nations Office on Drugs and Crime - UNODC), которое предоставляет государствам специальные знания, опыт и техническую помощь в целях обеспечения борьбы с коррупцией с учетом четырех основных элементов указанной конвенции: профилактика, криминализация и правоохранительная деятельность, международное сотрудничество, возвращение активов. Главная задача ЮНОДК состоит в том, чтобы укрепить потенциал государств в деле предупреждения, расследования и уголовного преследования коррупции путем принятия и обеспечения соблюдения законов, правовых норм и антикоррупционной политики, а также создания или активизации деятельности соответствующих учреждений. Усилия ориентированы прежде всего на:

1) установление правовых и организационных процедур в соответствии с международными нормами и стандартами;

2) укрепление потенциала национальных учреждений, в частности органов по борьбе с коррупцией и учреждений системы уголовного правосудия, для эффективного предупреждения и пресечения коррупции;

3) повышение уровня честности и неподкупности, отчетности и прозрачности в публичном и частном секторах, в том числе в области распоряжения публичными ресурсами;

4) оказание поддержки соответствующим государственным учреждениям в решении вопросов международного сотрудничества и возвращения активов на национальном и международном уровнях;

5) создание стратегических и тематических партнерских союзов с членами международного сообщества и системой ООН для обеспечения последовательности усилий по оказанию технической помощи;

6) содействие созданию условий для поддержания политического диалога и взаимного освоения опыта государств-членов на региональном и международном уровнях [2].

Только в течение 2009 г техническая помощь в области обеспечения надлежащего управления, борьбы с коррупцией и реформы судебной системы оказывалась 28 государствам2.

Для сведения, ЮНОДК [3] является ведущим международным агентством в области контроля над наркотиками и предупреждения преступности, уголовного правосудия и реформы уголовного законодательства, территориально располагается на базе Отделении ООН в Вене (Австрия) и воз-главляеся заместителем Генерального секретаря ООН. ЮНОДК образовано в 1997 г. в результате объединения Программы ООН по контролю над наркотиками (United Nations Drug Control Programme), Центра по международному предупреждению преступности (Center for International Crime Prevention) и Отдела по предупреждению преступности и уголовному правосудию Секретариата ООН. Примечательно, что с 13 сентября 2010 г ЮНОДК и отделение ООН в Вене официально возглавил первый представитель России - российский дипломат Ю.В. Федотов. Данный факт определяет с нашей точки зрения

2 Афганистан, Бангладеш, Боливия (Многонациональное Государство), Бразилия, Вьетнам, Демократическая Республика Конго, Египет, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран (Исламская Республика), Кабо-Верде, Кения, Кувейт, Кыргызстан, Лаос-

ская Народно-Демократическая Республика, Ливан, Нигерия,

Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Перу, Свазиленд, Судан, Таджикистан, Таиланд, Уганда, Черногория, Южная Африка.

предпосылки к усилению активности ЮНОДК на территории России, равно как к повышению роли и степени участия нашего государства в политике ООН в сфере противодействия преступности, в частности, в сфере борьбы с коррупцией.

ЭКОСОС в своих резолюциях 2007/12 и 2007/19 утвердил стратегию развития ЮНОДК на 2008-2011 гг., которая представляет собой совместный программный ответ на определенные на Всемирном саммите 2005 г. основные угрозы международной безопасности (в том числе незаконный оборот наркотиков, транснациональную организованную преступность, коррупцию и терроризм) [4].

С 1977 г ЮНОДК проводит обзоры ООН по вопросу о тенденциях в области преступности и функционирования систем уголовного правосудия [5], которые способствуют формированию общего представления о динамике преступности на международном уровне [6]. Понимая, что для эффективного решения новых задач в области предупреждения преступности и уголовного правосудия необходимы совместные усилия всего международного сообщества, Управление приняло активное участие в разработке новых международных юридических инструментов по глобальной преступности, в том числе Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и трех протоколов к ней [7], вступивших в силу с сентября 2003 г., а также Конвенции ООН против коррупции, вступившей в силу в декабре 2005 г. ЮНОДК способствует их ратификации и помогает государствам в реализации их положений на практике.

С 1997 г осуществляет ЮНОДК целенаправленные Глобальные программы по борьбе с транснациональной организованной преступности и коррупцией. Как справедливо отмечает Э.А. Иванов [8], ЮНОДК оперативно разработало и опубликовало в 1999 г Типовое законодательство об «отмывании» доходов от преступной деятельности, их конфискации и международном сотрудничестве в этой области для государств романо-германской правовой системы; в 2003 г - Типовое законодательство об «отмывании» доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма для стран общего права.

Одна из главных задач ЮНОДК - содействие применению стандартов и норм ООН в области

предупреждения преступности и уголовного судопроизводств [9] как ключевых компонентов гуманных и эффективных систем уголовного правосудия - главных условий борьбы с национальной и международной преступностью. Более 100 стран использовали эти стандарты при разработке национального законодательства и политических мер.

В июле 1999 г в Москве открыто Региональное Представительство ЮНОДК в Российской Федерации, целью которого, в частности, является оказание содействия Правительству России в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, организованной преступности, терроризму, коррупции. За время своей работы Представительство в сотрудничестве с различными государственными органами и неправительственными организациями Белоруссии, Молдавии, России и Украины реализовало ряд проектов технической помощи, общий бюджет которых составил более 14 млн долл. США [10].

В ноябре 2007 г. представительством в тесном взаимодействии с МИД России и другими российскими заинтересованными ведомствами разработан проект новой стратегической Программы сотрудничества между ЮНОДК и Российской Федерацией на 2008-2012 гг.

В ноябре 2007 г. ЮНОДК учредило3 Централь-ноазиатский региональный информационный координационный центр для оказания содействия в координации проведения оперативных мероприятий правоохранительными органами стран региона [11].

В октябре 2010 г. в Российской правовой академии Минюста России реализована программа подготовки экспертов на курсе «Механизм обзора выполнения Конвенции ООН против коррупции» [12]. Данная программа инициирована Минюстом России в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 гг., утвержденным Указом Президента Российской Федерации4. Курсы имеют цель получение слу-

3 При сотрудничестве с Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном.

4 В рамках данной программы прошли обучение эксперты государств-членов СНГ: Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Украины, Узбекистана.

шателями как теоретических, так и практических навыков в выполнении обзора указанной Конвенции. Слушатели получили статус официальных экспертов и будут привлекаться ООН к участию в обзоре выполнения Конвенции ООН против коррупции и в других государствах - участниках Конвенции. Необходимо отметить, что мероприятие такого масштаба проходит в России впервые, что свидетельствует о готовности государств-членов СНГ усилить взаимодействие в борьбе с коррупцией.

В соответствии с резолюцией 2/1 Конференции государств-участников Конвенции против коррупции ЮНОДК продолжает оказывать помощь Государствам-участникам по сбору и представлению информации о ходе осуществления Конвенции ООН против коррупции5. Также в соответствии с этой резолюцией ЮНОДК приступило к разработке комплексного программного продукта, который предоставит государствам-участникам возможность оценивать свои действия по осуществлению данного международно-правового договора, выявлять недостатки в реализации и соответствующие потребности в технической помощи.

С 2007 г. ЮНОДК оказывает также техническую помощь в рамках своей Глобальной программы инструкторов по противодействию коррупции, главная цель которой заключается в предоставлении на долгосрочной основе высококачественных специальных экспертных заключений. Программа реализуется путем назначения специалистов ЮНОДК по вопросам противодействия коррупции в правительственные учреждения, уполномоченные заниматься профилактикой коррупции и борьбой с ней6.

В соответствии с принципами, изложенными в Парижской декларации по повышению эффективности внешней помощи, а также с целью укрепления сотрудничества с другими учреждениями и обеспечения единства действий ООН, в процессе выполнения поручений ЮНОДК предоставляло

5 По состоянию на 17 мая 2010 г. 86 государств-участников представили свои ответы на вопросы, связанные с самооценкой в области осуществления Конвенции ООН против коррупции, что соответствует доле ответивших в размере 61%.

6 В данной программе участвуют Боливия, Иордания, Кабо-Верде, Кения, Кыргызстан, Таджикистан, Таиланд и Южный Судан.

свою техническую помощь в области управления и противодействия коррупции многим странам, в том числе странам, находящимся в состоянии конфликта и пережившим конфликты. Например, в Ираке совместными усилиями Программы развития ООН (ПРООН) и ЮНОДК было начато осуществление программы по укреплению потенциала иракских органов противодействия коррупции. Правительство Южного Судана получает также помощь в рамках мероприятий Программы инструкторов по противодействию коррупции.

ЮНОДК оказывало активное содействие разработке программ судебной реформы с целью укрепления честности и неподкупности и повышения потенциала судебных органов в различных странах для предупреждения и пресечения коррупции. Кроме того, в соответствии с резолюциями 2006/23 и 2007/22 Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) ЮНОДК в 2010 г завершило работу над Руководством по укреплению честности, неподкупности и потенциала судебных органов. Помимо этого, были разработаны и опубликованы учебные пособия по вопросам альтернативного разрешения споров, реституционного правосудия и судебной этики.

В 2010 г. ЮНОДК активно занимается созданием базы правовой литературы для сбора, систематизации, анализа и распространения знаний, направленных на приведение национальных внутренних правовых систем в соответствие с Конвенцией ООН против коррупции. Формируется центр управления общей базой данных, Интернет-портал, облегчающего распространение знаний о ходе осуществления Конвенции.

В 2010 г ЮНОДК подготовило набор статистических и аналитических методик для оказания странам помощи по оценке характера и масштабов явления коррупции. С учетом роста спроса на основанную на фактах оценку коррупции были разработаны три основных типа исследований, ориентированных на оценку восприятия явления коррупции различными секторами общества:

а) исследования домашних хозяйств с целью оценки имеющегося у населения опыта в качестве жертв коррупции; в ходе таких обследований проводится анализ масштабов и характера коррупции, с которой граждане сталкиваются в общении с представителями государственной власти;

b) бизнес-исследования, направленные на оценку восприятия компаниями явления коррупции при общении с представителями государственной власти;

c) исследования среди гражданских служащих с целью анализа условий работы и позиции, занимаемой работниками государственных учреждений; их задача - выявить сферы/виды деятельности, наиболее подверженные коррупции [13].

К примеру, в начале 2010 г. в Афганистане в сотрудничестве с Верховным управлением Афганистана по надзору и борьбе с коррупцией было проведено основанное на опросе населения первое крупномасштабное исследование по проблеме коррупции, что позволило получить исходные данные для разработки и контроля хода реализации политики в области борьбы с коррупцией в стране. В Ираке ЮНОДК подготовило программу исследований, направленных на получение комплексной оценки характера и масштабов коррупции, реализую которую в январе 2010 г. Национальное статистическое бюро Ирака провело первое исследование среди гражданских служащих. В феврале 2010 г. ЮНОДК в регионе Западных Балкан был инициирован проект по проведению исследований явления коррупции в семи государствах и территориях региона.

В соответствии с резолюциями 2006/23 и 2007/22 ЭКОСОС ЮНОДК разрабатывает руководство по укреплению честности, неподкупности и потенциала судебных органов. ЮНОДК оказывает поддержку в разработке программ реформирования судебной системы в целях укрепления честности, неподкупности и потенциала судебных органов в области предотвращения коррупции и борьбы с ней.

Так, совместно с ПРООН ЮНОДК разрабатывает электронный продукт по обучению этике поведения судей в арабоязычных странах в целях содействия применению Бангалорских принципов поведения судей и профессиональных принципов для прокуроров. В 2009 г. ЮНОДК опубликовано Техническое руководство к Конвенции ООН против коррупции. В сентябре 2009 г. ЮНОДК в сотрудничестве с компанией «Прайсуотерхаус-Куперс» выпустило доклад «Политика и меры борьбы с коррупцией крупнейших 500 мировых компаний», который представляет собой первый в мире анализ деятельности компаний по соблю-

дению предусмотренного в Глобальном договоре ООН 10-го принципа, касающегося борьбы с коррупцией, в котором приведены в единую систему существующие данные по этому вопросу. С этой целью в докладе дается обзор мероприятий присоединившихся к Глобальному договору ООН крупнейших мировых компаний7, направленных на борьбу с коррупцией и экономическими преступлениями, в том числе в форме вымогательства, взяток и различных форм коррупционной деятельности.

В 2009 г. ЮНОДК в соответствии с положениями Конвенции ООН против коррупции оказывало экспертную и техническую помощь государствам8, уделяя особое внимание таким областям, как:

1) приведение законодательных актов в соответствие с требованиями Конвенции; создание стратегического, тактического и оперативного потенциала специализированных органов по борьбе с коррупцией;

2) укрепление честности и неподкупности, подотчетности и транспарентности в частном и государственном секторах, в том числе в области управления государственными средствами;

3) оказание поддержки соответствующим государственным органам в возвращении активов на национальном и международном уровнях.

Совместно с Отделением ПРООН в Ираке ЮНОДК приступило к реализации пятилетней комплексной программы оказания помощи правительству Ирака в борьбе с коррупцией. Программа направлена на укрепление основных органов Ирака по борьбе с коррупцией и сотрудничества между ними, в частности, в рамках Объединенного совета по борьбе с коррупцией. В Индонезии с 2008 г. ЮНОДК реализует проект по оказанию помощи Верховному суду государства и другим соответствующим органам в области повышения честности и неподкупности судей, повышения

7 По состоянию на 31 декабря 2008 г.

8 В частности, техническая помощь в области борьбы с коррупцией была оказана Афганистану, Бразилии, Вьетнаму, Египту, Индонезии, Иордании, Ираку, Кабо-Верде, Кении,

Ливийской Арабской Джамахерии, Мальдивским Островам, Нигерии, Объединенным Арабским Эмиратам, Черногории, Свазиленду, Сейшельским Островам, Судану, Таиланду. Техническая помощь была также предоставлена на региональном уровне арабским странам, Восточной и Центральной Африке и Западным Балканам.

потенциала и профессионализма. В Нигерии дальнейшее содействие было оказано в осуществлении проекта по оказанию помощи Комиссии по экономическим и финансовым преступлениям и судебной системе страны, была также оказана помощь в осуществлении проекта по содействию соблюдению этики поведения и транспарентности при совершении коммерческих сделок.

ЮНОДК приступило к выполнению многолетней программы оказания помощи в укреплении верховенства права в Демократической республике Конго, которая направлена на оказание правительству государства помощи в улучшении положения в области доступа к правосудию, честности и неподкупности судебной системы и в проведении пенитенциарной реформы.

В 2009 г. ЮНОДК также продолжало оказывать техническую помощь в сфере борьбы с коррупцией в рамках Программы инструкторов по противодействию коррупции. Цель Программы заключается в оказании специализированной экспертной помощи посредством направления экспертов по борьбе с коррупцией в государственные органы, занимающиеся вопросами контроля и предотвращения коррупции9.

ЮНОДК активно участвовало в деятельности рабочей группы по Глобальному договору ООН для рассмотрения 10-го принципа и трех ее целевых групп по вопросам противодействия коррупции со стороны частного сектора, в результате работы опубликовано Руководство по отчетности о соблюдении 10-го принципа борьбы с коррупцией.

В рамках финансируемой ЮНОДК и Всемирным банком инициативы СтАР с целью поощрения и облегчения более систематизированного и своевременного возвращения активов продолжается работа по созданию практических методик и проведению стратегических исследований по проблематике возвращения активов. Практические руководства включают Справочник рациональной практики в сфере конфискации, не основанной на судебном приговоре, и Руководство по рациональной практике декларирования активов и доходов. В рамках инициативы СтАР продолжается дальнейшее изучение потребно-

9 В частности, в 2009 г. помощь оказана Иордании, Кабо-Верде, Кении, Таиланду и Южному Судану.

сти в модернизации программы для составления просьб об оказании взаимной правовой помощи, которая была подготовлена ЮНОДК, и в создании оптимального программного продукта для составления запросов на возвращение активов. С начала 2009 г. действует База данных о координаторах по вопросам возвращения активов, созданная СтАр в партнерстве с ИНТЕРПОЛ, которая представляет собой список должностных лиц, наделенных на постоянной основе полномочиями действовать в качестве координаторов работы со срочными запросами. Были опубликованы политические исследования по конкретным аспектам возвращения активов, касающиеся выявления уязвимых в коррупционном аспекте политических деятелей, глобальной архитектуры по возвращению активов и управлению возвращенными активами.

ЮНОДК также продолжает активно участвовать и вносить вклад в работу Группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией и Сети по вопросам управления, действующей под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития.

В октябре 2010 г. в Австрии при активном участии ЮНОДК открыта первая в мире Международная антикоррупционная академия (МАКА), которая призвана выработать новые подходы к интеграции и дополнить усилия ЮНОДК. Конкретные цели Академии изложены в Соглашении об учреждении МАКА в качестве международной организации, подписанном министрами 35 государств, ставших учредителями академии, и состоят в содействии эффективному и действенному предупреждению коррупции и борьбе с ней путем обеспечения антикоррупционного образования и профессиональной подготовки, проведения и содействия проведению исследований по всем аспектам коррупции, обеспечения других соответствующих форм технической помощи в борьбе с коррупцией, углубления международного сотрудничества и взаимодействия в борьбе с коррупцией. «В прошлом, - отметил Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун на открытии Академии, - коррупция воспринималась как данность. Однако отношение к этому явлению изменилось. У мирового сообщества возникла насущная потребность приступить к обучению и подготовке экспертов в области борьбы с коррупцией. Мировое сообщество несет коллективную ответственность за исход

этой борьбы, в которую необходимо вовлекать широкие слои общества Коррупция подрывает правопорядок, создает угрозу безопасности и фальсифицирует исход выборов» [14].

Оценивая в целом деятельность ЮНОДК в сфере противодействия коррупции за последние годы необходимо отметить, на наш взгляд, следующее.

ЮНОДК внесло существенный вклад в проведение ряда национальных, региональных и международных мероприятий, направленных на противодействие коррупции. При этом Управление активно способствует усилению роли Конвенции ООН против коррупции, определяет директивные указания и технические рекомендации в отношении ее осуществления.

В современных условиях стратегия программы ЮНОДК по противодействию коррупции в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции, по нашему представлению, предусматривает, в частности, такие элементы, как:

1) содействие ратификации и имплемента-ции Конвенции ООН против коррупции путем разработки стратегических рекомендаций на глобальном, региональном и национальном уровнях, оказания правовой консультативной, законодательной и иной помощи, направленной на повышение организационного потенциала и профессиональной подготовки, а также специальных знаний;

2) оказание помощи государствам в укреплении потенциала национальных компетентных органов с использованием различных форм технического сотрудничества, включая передачу специальных знаний, организацию профессиональной подготовки и оказание консультативных услуг;

3) поощрение международного сотрудничества между государствами, особенно в вопросах выдачи, взаимной правовой помощи и возвращения активов, а также в иных вопросах взаимодействия в области противодействия коррупции;

4) разработку пособий, методик и учебных материалов по вопросам, связанным с коррупцией;

5) пропаганду политики активного предупреждения коррупции, повышение осведомленности в вопросах коррупции среди населения, укрепление гражданского общества и соответствующих структур;

6) подготовку данных о механизмах и видах коррупции, проведение соответствующего анализа в качестве основы для разработки и корректировки стратегии борьбы с коррупцией;

7) координацию и мониторинг реализации резолюций и решений договорных и директивных органов, включая осуществление итоговых документов XII Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудия (Салвадор, 2010 г.);

8) взаимодействие и развитие партнерских отношений с институтами, входящими в сеть ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, межправительственными организациями, частным сектором.

Список литературы

1. Мировое положение в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: Доклад Генерального секретаря ООН на XII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Документ ООН A/CONF.213/3 от 1 февраля 2010 г

2. Деятельность Управления ООН по наркотикам и преступности: Доклад Директора-исполнителя ЮНОДК на 19 сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Документ ООН E/CN.7/2010/3 E/CN.15/2010/3 от 29 января 2010 г

3. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/unodc/facts

4. Стратегия Управления ООН по наркотикам и преступности на период 2008-2011 годов: Записка Секретариата ООН Комиссии ООН по предупреждению преступности и

уголовному правосудию // Документ ООН E/CN.7/2007/14-E/CN.15/2007/5 от 01 февраля 2007 г

5. Centre for International Crime Prevention United Nations Office for Drug Control and Crime Prevention. Global Report on Crime and Justice. - Oxford University Press, 1999.

6. Положение в мире в области преступности и уголовного правосудия: Доклад Генерального секретаря ООН на X Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Документ ООН A/CONF.187/5 от 15 декабря 1999 г. - С. 4.

7. Travaux Preparatoires of the Negotiations for the Elaboration of the United Nations Convention Against Transnational Organized Crime And the Protocols Thereto. - United Nations, 2006.

8. Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с отмыванием денег. - М.: КНОРУС, 2003. - С. 132.

9. United Nations Office on Drugs and Crime. Compendium of United Nations Standards and Norms in Crime Prevention and Criminal Justice. - United Nations, 2007. - 396 p.

10. URL: http://www.unodc.org/russia

11. Доклад Директора-исполнителя о деятельности Управления ООН по наркотикам и преступности КППУП // Документ ООН E/CN.7/2008/3-E/CN.15/2008/3 от 18 января 2008 г. - С. 17.

12. URL: http://www.minjust.ru/ru/news/events

13. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью и коррупцией: Доклад Директора-исполнителя ЮНОДК на 19 сессии Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию // Документ ООН E/CN.15/2010/8 от 4 марта 2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. URL: http://www.rodon.org/society.

В редакцию материал поступил 01.11.10

Г \ ^"оРРУПЦИОГЕННОСТЬ - способность какого-либо фактического обстоятельства (состояния, события, поведения человека или группы лиц) выступать причиной или условием коррупционных правонарушений. Такими обстоятельствами могут быть, например, установки должностных лиц на получение взяток, наличие разрешительной системы, принятие нормативных актов, способствующих уклонению виновных в коррупционных правонарушениях от юридической ответственности.

Ключевые слова: ООН, коррупция, Управление ООН по наркотикам и преступности, конвенция ООН против коррупции, конвенция ООН против транснациональной организованной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.