Научная статья на тему 'Деятельность уфимской фельдшерско-акушерской школы в первые годы советской власти'

Деятельность уфимской фельдшерско-акушерской школы в первые годы советской власти Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКАЯ ШКОЛА / СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ (НОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА СЕСТЕР МИЛОСЕРДИЯ / STRUCTURAL UNITS (THE NORMAL SCHOOL OF NURSING / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ШКОЛА) / THE PHARMACEUTICAL SCHOOL) / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL EDUCATION / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HISTORICAL-PEDAGOGICAL RESEARCH / MEDICAL ASSISTANT AND ACCOUCHEUR SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерёмина Анастасия Игоревна

На основе архивных материалов в статье раскрывается деятельность Уфимской фельдшерско-акушерской школы с 1917 по 1923 гг. Освещается ее богатый позитивный опыт в подготовке будущих специалистов. Прослеживается жизнедеятельность структурных подразделений, открытых при учебном заведении. Представлен учебный план фельдшерско-акушерской школы, а также методы и приемы преподавания предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL WORK OF UFA MEDICALASSISTANT AND ACCOUCHEUR SCHOOLIN THE FIRST YEARS OF SOVIET POWER

The article examines the methodology of educational work of Ufa medical assistant and accoucheur school since 1917 to 1923 on basis of archive material. It illustrates the school’s rich positive experience in future specialists’ training. The paper explores the educational organization’s structural units’ activity. The curriculum of the medical school was investigated, as well as teaching methods and modes.

Текст научной работы на тему «Деятельность уфимской фельдшерско-акушерской школы в первые годы советской власти»

Исследования молодых ученых

А. и. Ерёмина

Деятельность уфимской фельдшерско-акушерской школы в первые годы советской власти1

УДК 378.036 (470.57) ББК 51.1

на основе архивных материалов в статье раскрывается деятельность уфимской фельдшерско-акушерской школы с 1917 по 1923 гг. освещается ее богатый позитивный опыт в подготовке будущих специалистов. прослеживается жизнедеятельность структурных подразделений, открытых при учебном заведении. представлен учебный план фельдшерско-акушерской школы, а также методы и приемы преподавания предметов.

ключевые слова: фельдшерско-акушерская школа; структурные подразделения (Иормальная школа сестер милосердия, фармацевтическая школа); медицинское образование; историко-педагогическое исследование.

The educational work of ufa medical

assistant and accoucheur school in the first years of soviet power

The article examines the methodology of educational work of Ufa medical assistant and accoucheur school since 1917 to 1923 on basis of archive material. It illustrates the school's rich positive experience in future specialists' training. The paper explores the educational organization's structural units' activity. The curriculum of the medical school was investigated, as well as teaching methods and modes.

Key words: medical assistant and accoucheur school; structural units (the Normal school of nursing; the pharmaceutical school); medical education; historical-pedagogical research.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ РБ «Урал: история, экономика, культура» в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие системы профессионального образования в регионах России в XX-XXI вв. (на примере Республики Башкортостан), проект № 13-16-02006

Медицина всегда была и остается одним из самых важных аспектов жизнедеятельности общества. Медицинские знания о том, как необходимо правильно лечить, для того чтобы сохранить, укрепить и улучшить здоровье, накапливались на протяжении долгих лет. На сегодняшний день система российского образования требует особого внимания для совершенствования подготовки и переподготовки медицинских работников. В связи с этим, накопленный позитивный педагогический опыт прошлого вызывает потребность всестороннего научного осмысления. Целостное обобщение и систематизация, выявление значимого опыта развития системы советского профессионального образования позволит формировать научную основу для объективной оценки ее современного состояния и определения тенденций ее совершенствования.

Уфимская фельдшерско-акушерская школа (сегодня это медицинский колледж) является одним из старейших профессиональных учебных заведений Башкирии. За время своего функционирования ему удалось сохранить историческую преемственность передового педагогического опыта до сегодняшнего дня и качественно готовить медицинских работников.

История возникновения учебного заведения берет свое начало с создания фельдшерских курсов, основанных в 1904 году. Курсы действовали несколько лет и в 1908 году были преобразованы в Уфимскую фельдшерско-акушерскую школу [1. С. 155]. Тяжелые последствия революций и гражданской войны не могли не отразиться на деятельности учебного заве-

дения. Нехватка денежных средств, преподавателей, учебных помещений — все это, безусловно, усугубляло положение фельдшерско-акушерской школы. Но, несмотря на возникшие трудности, деятельность учебного заведения была продолжена и после 1917 года.

В фельдшерско-акушерскую школу принимались лица обоего пола в возрасте от 16-ти до 30 лет со знаниями в объеме программы школы 2-ой ступени. В связи с тем, что в учебное заведение поступали абитуриенты с разным образовательным цензом: 4 класса гимназии, высшее начальное училище, 7 классов школы, ПИНО (практический институт народного образования) [7. Л. 77], руководством учебного заведения было принято решение открыть подготовительные группы. Их целью являлось выравнивание образовательного уровня поступающих.

Обучение составляло 4 года. Для жителей Уфимской губернии оно было бесплатным. Представители из других губерний и городов обязывались вносить плату ежегодно в размере 40 рублей [6. Л. 29]. Желающих получить медицинское образование было много. Так, например, за 1921—1922 учебный год в приемную комиссию было подано 145 заявлений. Прошли вступительные испытания и были приняты на 1 курс только 50 человек [9. Л. не пронумерован]. После окончания учебного заведения учащимся выдавались свидетельства, и они получали право заниматься своей профессиональной деятельностью. Те, кто хотели продолжить свое обучение, могли поступить в любой университет на медицинский факультет.

В начале 20-х годов начинаются интенсивные социально-экономические, политические преобразования в государстве, которые охватили все стороны общественной жизни, в том числе медицинское образование. В связи с этим, медицинским учреждениям, помимо фельдшеров и акушеров, понадобились врачи, медсестры, аптечные работники и др. Проводимые реформы обусловили появление новых структурных подразделений в составе учебного заведения. С 15 октября 1921 года при нем открылась Нормальная школа сестер милосердия. Обучение в школе составляло 2,5 года. Она давала законченное образование по оказанию первой медицинской помощи.

С 1 ноября 1922 года в учебном заведении была организована работа еще одной школы по подготовке фармацевтических работников. В отличие от школы сестер милосердия, срок обучения в фармацевтической школе составлял 2 года. В учебные заведения принимали лиц со знаниями школы 1-ой ступени. Необходимо отметить то, что фармацевтическая школа в первый год своей работы находилась в очень тяжелом материальном положении. В связи с этим, НКЗ (Народным комиссариатом здравоохранения) был составлен циркуляр, по которому все хозрасчетные аптечные предприятия обязывались ежемесячно перечислять по 1 % в пользу фармацевтической школы. Помимо этого в учебное заведение стали поступать и добровольные пожертвования от владельцев частных предприятий, они составляли 30 рублей в месяц [9. Л. не прону-

мерован]. Несмотря на поступление денежных средств, материальное положение школы оставалось прежним. Это было связано с тем, что деньги поступали нерегулярно, и на фоне падения курса рубля в 1922—1923 гг. их было недостаточно для нормальной работы школы. Так, в своем отчете инспектор Главпрофобра И. Е. Киселев, который в это время инспектировал профессиональные учебные заведения в крае, писал: «Фармацевтическая школа еле-еле влачила свое существование. Отчисления поступали очень неаккуратно и тем самым ставили ее в безвыходное материальное положение» [5. Л. 12—13]. Как видим, школа находилась на грани закрытия. Для того чтобы как-то поправить финансовое положение учебного заведения, студентами была проявлена инициатива по проведению благотворительных концертов. Надо сказать, что такого рода мероприятия были проведены с большим успехом. Учащиеся играли на всевозможных музыкальных инструментах, танцевали национальные танцы народов мира, ставили театральные постановки. Самое интересное то, что «на волне» такого энтузиазма школа собрала три миллиарда рублей2 [9. Л. не пронумерован]. Конечно, по тем временам деньги не такие большие, но благодаря этим средствам удалось решить вопрос о дальнейшем функционировании фармацевтической школы.

Фельдшерско-акушерская школа и открытые при ней подразделения (Нормальная школа сестер милосердия, фармацевтическая школа) хоро-

2 В 1923 году курс рубля к доллару составлял 2,3 млн. рублей за доллар. В 1924 году удалось стабилизировать валюту, курс установился на уровне 2,22 рубля за доллар.

шо справлялись с поставленной перед ними задачей, но, несмотря на это, им не удавалось в короткий срок подготовить и выпустить специалистов, в которых так нуждались медицинские учреждения. Поэтому при школе были созданы краткосрочные ускоренные курсы по подготовке медицинских работников. Срок обучения на курсах составлял от 4-х месяцев до одного года.

Директором фельдшерско-акушер -ской школы и ее структурными подразделениями был назначен преподаватель по кожным болезням, профессор с большим педагогическим стажем Григорий Саулович Ройзенцвит. В школе действовал один педагогический Совет, на котором обычно рассматривались вопросы по учебной, административно-хозяйственной, финансовой части и т. д. Таким образом, в учебном заведении была создана единая система управления, объединяющая его со структурными подразделениями.

Для развертывания материальной базы учебному заведению было предоставлено помещение по улице Приютская, 35. Правда, оно не подходило для проведения занятий. Необходимо было отремонтировать полы, двери, печи, столы, стулья, произвести остекление окон и т. д. Большая нехватка аудиторий, теснота — все это, конечно, не могло не отразиться на деятельности учебного процесса.

Учебный план фельдшерско-акушерской школы состоял из общеобразовательных и специальных дисциплин, а также практических занятий в медицинских учреждениях. В зависимости от курса число учебных

предметов колебалось от 9 до 11. На первом курсе студенты изучали общеобразовательные предметы: русский и латинский языки, анатомию, арифметику, физику, химию, историю, географию, этику. На их изучение отводилось наибольшее количество времени — 36 часов в неделю. Данный курс предметов был направлен на формирование целостного представления о мире у будущих медицинских работников. На старших курсах, помимо общеобразовательных предметов, учебный план предусматривал предметы по специальности: диагностику, эпидемиологию, хирургию, гинекологию, детские, глазные болезни и др. В отличие от общеобразовательных, на специальные предметы отводилось меньше времени — от 22 до 25 часов в неделю [9. Л. 40]. Остальное время учебный план предусматривал проведение практических занятий.

Практика проходила со 2-го курса в различных медицинских учреждениях: в 1-ой Советской и соматической (многопрофильная больница, занимающаяся лечением внутренних органов) больнице, амбулатории, а также различного рода аптеках. На нее отводилось 4 месяца в первом полугодии. Она подразделялась на пассивную и активную. На пассивной практике ученики посещали медицинские учреждения, слушали и конспектировали лекции преподавателей. Активная практика была направлена на применение студентами полученных знаний. Для этого учащиеся делились на группы от 3-х до 12 человек. Занятия проходили 4 раза в неделю в две смены: с 9 до 11 утра и с 11 до часу дня. Будущие врачи общались с пациентами, на основе анализов оп-

ределяли болезни, назначали лечение. По окончании учебной практики они представляли отчеты, в которых подробно описывали историю различных болезней, составляли курс лечения, делились своими впечатлениями.

В период прохождения практики каждый студент должен был обязательно провести в медицинском учреждении по два дежурства. Такого рода дежурства ни в коем случае не нарушали учебного процесса, а скорее наоборот, способствовали выработке у студентов дисциплины, ответственности, трудолюбия и т. д. [4.

Л. 315].

Учебный год делился на триместры. В конце каждого триместра студенты сдавали зачеты и экзамены. Для определения степени знаний и усвоения слушателями лекций преподавателями проводились ежемесячные собеседования или письменные контрольные срезы. Они позволяли в кратчайшие сроки выявить уровень знаний студентов для того, чтобы вовремя провести работу над ошибками или еще раз повторить то, что возможно не усвоили учащиеся.

Необходимо отметить то, что занятия в фельдшерско-акушерской школе проводились преподавателями на высоком теоретическом и практическом уровне. Известно, что для приобретения качественных знаний и практических навыков в учебное заведение приезжали слушатели из разных институтов. Так, например, много студентов было из Красноярского бактериологического института. На наш взгляд, такого рода поездки, безусловно, способствовали обмену передовым педагогическим опытом между учебными заведениями с целью даль-

нейшего совершенствования методов, форм, приемов преподавания предметов и многого другого.

На уроках преподавателями часто использовались различные методы и приемы. Так, например, на практических занятиях по массажу применялась система немецкого хирурга-ортопеда Альберта Гоффа и доктора Соловьева. Использование такого рода техники позволяло учащимся лучше освоить общие и специальные приемы массажа. К общим приемам относились: «поглаживание, разминание, пощипывание, растирание, поколачивание или рубление». Специальные приемы обычно применялись при массаже живота: «вибрация, встряхивание», а также соответствующая гимнастика при данной области массажа [9. Л. 33]. Таким образом, применение разнообразных методов и приемов на уроках способствовало не только хорошему усвоению учащимися знаний, умений и навыков, но и расширению их кругозора. Ведь медицинский работник, не зависимо от профиля выбранной специальности, должен был уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Поскольку массаж являлся неотъемлемой частью первой медицинской помощи, студенты изучали различные виды массажа. Так, например, массаж верхних и нижних конечностей, коленного сустава, стопы, поясницы, груди, живота и различных других частей тела [9. Л. 33]. Учебные занятия проходили 1 раз в неделю. Надо сказать, что для тех студентов, которые проявляли наибольший интерес к массажу (аккуратно посещали занятия, бережно относились к лечению своих пациентов (а таких было немало) и желали

отточить свои навыки до профессионального мастерства), одного раза в неделю было недостаточно. Для таких студентов руководство учебного заведения специально организовывало дополнительные занятия.

В учебном заведении обучались студенты не только из Уфимской, но и других соседних губерний и городов (Оренбургская, Пермская губерния, Екатеринбург, Златоуст и т. д.) [7. Л. 33]. Для иногородних студентов предоставлялось общежитие. Необходимо отметить, что жильем обеспечивались в первую очередь малоимущие студенты, которые по различным причинам не имели возможности оплатить свое проживание. Они также освобождались от платы за обучение. Помимо этого, студентам ежемесячно предоставлялось денежное пособие в размере от 25 до 40 рублей [7. Л. 12—13]. Оно подразделялось на безвозмездное и пособие с возвратом. Безвозмездное пособие выплачивалось тем студентам, которые хорошо учились, не нарушали учебной дисциплины и не пропускали учебных занятий. А пособие с возвратом выдавалось студентам, находившимся в трудном материальном положении. Оно выплачивалось независимо от успеваемости учащихся и на весь период обучения. После окончания учебного заведения и устройства на работу студенты обязывались полностью возместить все затраты. Учащимся ежемесячно выдавались продуктовые пайки. В него обычно входили мука, рыба, конфеты, кофе и т. д. Для малообеспеченных студентов выделялась различного рода одежда. Так, например, Залесской Зинаиде в связи с тем, что у нее не было обу-

ви, и она не могла посещать учебные занятия, были выданы сапоги [8. Л. 29]. Как видим, судьба студенчества не была безразлична руководству учебного заведения. Оно всегда старалось помочь учащимся, выплачивая различного рода стипендии, денежные пособия, выдавая продукты питания, одежду и т. д.

Преподавателей в фельдшерско-акушерской школе не хватало. Поэтому нагрузка работающих педагогов была большой. Один преподаватель мог вести сразу несколько дисциплин. Из анкетных данных видно, что многие преподаватели с большим педагогическим стажем (пятнадцать, двадцать один, тридцать три года). Такие, как, например, А. Л. Нагибин, А. И. Подбельский (первый директор фельдшерско-акушерской школы), Г. С. Ройзенцвит, В. М. Романкевич, К. В.Соколов, Н. С. Уточникова [10. Л. не пронумерован].

При оплате работы учитывался педагогический стаж преподавателя и количество отведенных часов. Помимо основного оклада выплачивалось денежное довольствие, различные премии, льготы, как и студентам ежемесячно выдавались продукты питания.

В учебном заведении были открыты и оборудованы музей анато-мо-патологический (в котором насчитывалось около 220 препаратов), фармацевтическая и химическая лаборатория для практических занятий, физический кабинет. А также библиотека, в которой насчитывалось до 2-х тысяч томов разного характера. Это были учебники, хрестоматии и специальная литература [8. Л. 1]. Основную часть книг составляли по-

купные книги. Так, например, были приобретены следующие книги: Бем «Алгебра», Ковалевский «Русская история», Михайловский «Гистология», Побединский «Акушерство» и многое другое [9. Л. не пронумерован]. Помимо книг и учебных пособий, вспомогательные учреждения пополнялись муляжами, различного рода экспонатами, инструментами, приборами и т. д. Большое количество медицинских приборов было передано фельдшерско-акушерской школе из Физического института [9. Л. не пронумерован]. Муляжи по анатомии и

патологии доставлялись из аптечного склада.

Таким образом, деятельность фельдшерско-акушерской школы имела огромное значение не только для южноуральского региона, но и для страны в целом. За весь рассматриваемый период руководству удалось проделать немалую работу, чтобы заложить фундамент для дальнейшего развития и совершенствования всей системы медицинского образования. В 1923 году учебное заведение было реорганизовано в Башкирский медицинский техникум.

Список

1. Аминов Т. М. История профессионального образования в Башкирии. Начало XVII века — до 1917 года / Т. М. Аминов. - М. : Наука, 2006. - С. 348.

2. Аминов Т. М. Становление медицинского образования в дореволюционной Башкирии / Т. М. Аминов // Роль кафедр педагогики и психологии в реализации программы модернизации педагогического образования: Мат-лы Всеросс. совещания-семинара зав. каф. пед. и псих. пед. вузов РФ. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. - С. 187-193.

3. Аминов Т. М. Становление и развитие медицинского образования в Башкирии / Т. М. Аминов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2006. — № 1. — С. 57—58.

4. Аминов Т. М. Школы акушерс-ко-фельдшерские / Башкирская энцик-

литературы

лопедия. — Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 2011. — Т. 7. — С. 315.

5. Веселов А. Н. Профессиональное и техническое образование в СССР / А. Н. Веселов. — М. : Профиздат, 1960. — С. 435.

6. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. А. 1565. О. 6. Д. 175.

7. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан

(ЦГИА РБ). Ф. Р. 669. О. 1. Д. 1.

8. ЦГИА РБ. Ф. Р. 669. О. 1. Д. 3.

9. ЦГИА РБ. Ф. Р. 669. О. 1. Д. 9.

10. ЦГИА РБ. Ф. Р. 669. О. 1. Д. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.