Научная статья на тему 'Деятельность ТНК и устойчивость хозяйственной системы'

Деятельность ТНК и устойчивость хозяйственной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ECONOMIC SYSTEM / ТНК / TNC / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / ECONOMIC SANCTIONS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородин Артём Николаевич

В статье анализируются направления влияния ТНК на функционирование хозяйственной системы и характер конкуренции с помощью инвестиционных процессов. Данная проблема рассматривается с точки зрения инвестиционной активности российских ТНК по отношению к отечественной и зарубежной экономике. Автором демонстрируется позитивное воздействие инвестиционной активности на устойчивость российской хозяйственной системы, особенно в период действия экономических санкций. В этой связи ТНК характеризуются как институт, влияние которого на российскую хозяйственную систему в настоящее время возрастает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITY OF TNC AND SUSTAINABILITY OF THE ECONOMIC SYSTEM

The article analyzes the directions of TNC influence on the functioning of the economic system and the nature of competition through investment processes. This problem is considered from the point of view of investment activity of the Russian TNCs in relation to domestic and foreign economy. The author demonstrates the positive impact of investment activity on the sustainability of the Russian economic system, especially during the period of economic sanctions. In this regard, TNCs are characterized as an institution whose influence on the Russian economic system is increasing now.

Текст научной работы на тему «Деятельность ТНК и устойчивость хозяйственной системы»

Бородин А.Н.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТНК И УСТОЙЧИВОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. В статье анализируются направления влияния ТНК на функционирование хозяйственной системы и характер конкуренции с помощью инвестиционных процессов. Данная проблема рассматривается с точки зрения инвестиционной активности российских ТНК по отношению к отечественной и зарубежной экономике. Автором демонстрируется позитивное воздействие инвестиционной активности на устойчивость российской хозяйственной системы, особенно в период действия экономических санкций. В этой связи ТНК характеризуются как институт, влияние которого на российскую хозяйственную систему в настоящее время возрастает.

Ключевые слова. Хозяйственная система, ТНК, инвестиции, конкуренция, экономические санкции, глобализация, управление.

Borodin A.N.

THE ACTIVITY OF TNC AND SUSTAINABILITY OF THE ECONOMIC SYSTEM

Abstract. The article analyzes the directions of TNC influence on the functioning of the economic system and the nature of competition through investment processes. This problem is considered from the point of view of investment activity of the Russian TNCs in relation to domestic and foreign economy. The author demonstrates the positive impact of investment activity on the sustainability of the Russian economic system, especially during the period of economic sanctions. In this regard, TNCs are characterized as an institution whose influence on the Russian economic system is increasing now.

Keywords. Economic system, TNC, investment, competition, economic sanctions, globalization, management.

С усилением роли транснациональных корпораций (ТНК) в глобальной экономике сегодня связано все более заметное влияние этих хозяйствующих субъектов на характер конкуренции и развитие конкурентной среды в рамках национального хозяйства. Несмотря на существующие в нашей стране тенденции относительной закрытости, связанные с продолжающимся действием экономических санкций, роль ТНК, как зарубежных, так и национальных, продолжает возрастать. Это происходит по ряду направлений, к наиболее заметным из которых следует отнести увеличение доли занимаемого рынка и определение характера инвестиционных процессов. В то же время, анализ конкуренции не должен ограничиваться двумя указанными направлениями. Согласно многочисленным исследованиям, конкурентные преимущества, получаемые ТНК, представляют собой результирующую от целого ряда составляющих; при этом обеспечивается синергетический эффект от действия множества факторов: финансовых, интеллектуальных, управленческих, имиджевых и проч.

ГРНТИ 06.06.03 © Бородин А.Н., 2018

Артём Николаевич Бородин - аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 (Russia, St. Petersburg, Sado-vaya str., 21). Тел.: +7 981 812 37 92. E-mail: artemborodin78@gmail.com. Статья поступила в редакцию 12.04.2018.

В данном контексте сложно говорить о главенствующей роли материальных факторов. При всей их значимости, акцент сегодня смещается в сторону факторов, определяющих возможности инновационного развития, особенно - если речь идет о производстве инновационной продукции, которая позволяет наиболее полно удовлетворять потребности конечных потребителей и значительно снижать издержки производства. В свою очередь, инновационные процессы требуют наличия значительных инновационных и инвестиционных ресурсов, развитого интеллектуального потенциала, который воплощается в новых идеях и решениях, а также эффективной системы управления деятельностью ТНК и их дочерних компаний. Здесь обращают на себя внимание перспективы, связанные с использованием ТНК концепции потребительской ценности и возникающими благодаря этому конкурентными преимуществами [4, с. 30].

Не менее важным направлением изменения конкурентной среды национальной хозяйственной системы является развитие сетевой модели бизнеса ТНК. Формирующиеся сегодня сети изменяют привычные представления о них, все активнее сотрудничая с компаниями, не являющимися структурными подразделениями ТНК, но осуществляющими хозяйственную деятельность в их интересах. Это не только обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества ТНК, но и трансформирует всю конкурентную среду, что не может не влиять на национальную хозяйственную систему в целом.

Наряду с этим, происходит и формирование международных сетевых структур, что неизбежно оказывает воздействие на уровень и направленность конкуренции в рамках национального хозяйства. Возникающие при этом формы конкуренции все дальше отступают от классических, поскольку основываются на расширении кооперационных связей и усилении роли управленческого центра, которым становится материнская структура ТНК.

Национальные хозяйствующие субъекты, интегрированные в бизнес-процессы ТНК, особенно зарубежных, получают конкурентные преимущества благодаря их включению в сетевую структуру и следованию стандартам работы ТНК. В данном случае можно говорить о том, что границы классического рынка размываются за счет формирования специфического рынка в структуре ТНК. Безусловно, в первую очередь это относится к международным сетевым структурам. Что касается российских ТНК и взаимодействующих с ними самостоятельных хозяйствующих субъектов, то, по сути, в их организации наблюдаются аналогичные процессы, с поправкой на национальную специфику. Отличие заключается в том, что внутри национальной хозяйственной системы ТНК проще найти варианты замены или дублирования фирм-партнеров, поскольку все компании имеют примерно одинаковую деловую культуру, действуют в рамках сходных моделей менеджмента и имеют доступ к единой ресурсной базе.

Сетевая организация бизнеса - лишь одно из проявлений общей тенденции, согласно которой национальная экономика, вслед за глобальной, демонстрирует усиление плановых начал и ослабление рыночных. Иными словами, смешанная экономика сегодня дрейфует в сторону построения модели с возрастающей ролью плановых регуляторов. При этом в условиях глобализации система планирования также подвергается модификации, определяемой более сложной интеграцией в глобальную и национальную информационную среду в соответствии с интересами ТНК. Это, в свою очередь, следует рассматривать как процесс, трансформирующий национальные хозяйственные системы по следующим направлениям [2, с. 54-55]:

• значимая часть национального бизнеса концентрируется в ТНК (зарубежных и национальных);

• информационные сети (прежде всего глобальные, а затем национальные) функционируют в интересах ТНК;

• изменяется инновационный, инвестиционный и деловой климат, а также культура предпринимательской деятельности;

• усиливается роль плановых механизмов регулирования на всех уровнях хозяйственной системы, что оказывает воздействие на изменение модели хозяйственной системы;

• усиливаются риски для хозяйствующих субъектов, не входящих в бизнес-цепочки ТНК;

• трансформируются угрозы экономической безопасности государства за счет конкуренции с ТНК за контроль над национальной хозяйственной системой, включая определение характера ее развития и места в системе международного разделения труда.

Все это оказывает заметное влияние на конкурентную среду. Национальные хозяйствующие субъекты, которые не смогли войти в бизнес-цепочки ТНК, предпринимают шаги для того, чтобы осуществить это в дальнейшем, в среднесрочном плане используя тактику взаимодействия с конкурентами, в том числе в рамках различных отраслевых союзов, ассоциаций, саморегулируемых организаций и др. [7, с. 22-23]. В настоящее время в нашей стране такие организации созданы практически во всех отраслях, как материального производства, так и сферы услуг. Их деятельность направлена не только на противостояние силе ТНК, но и на выработку правил поведения партнеров по бизнесу, соответствующих этическим принципам открытости и честной конкурентной борьбы.

Исходя из этого, можно рассматривать такого рода объединения как институты, действующие подобно ТНК в вопросах выработки стандартов поведения хозяйствующих субъектов в процессе производства и доведения произведенных благ до потребителя [6, с. 112]. Кроме того, ТНК заинтересованы в диалоге с ними, как с позиции включения их в свои бизнес-цепочки, так и с позиции разграничения сфер влияния, что также можно рассматривать как фактор, усиливающий значимость системы планирования. В свою очередь, усиление роли планирования, обеспечивающей достижение стратегических целей, положительно влияет на инвестиционный процесс, что явно прослеживается в деятельности ТНК.

Рост российских ТНК в последнее десятилетие (до начала кризисных событий 2014-2018 гг.) демонстрировал их экспансию на зарубежные рынки. В период 2000-2014 гг. темпы экспансии нарастали, и стремительно увеличивался объем экспорта капитала российскими ТНК. По имеющимся оценкам, только с 2000 по 2010 гг. совокупные ПИИ российских хозяйствующих субъектов, по сравнению с предшествующим десятилетием, увеличилась в 33 раза [3]. После 2014 г. возможности экспансии оказались существенно сокращены вследствие экономических санкций и укрепления влияния ТНК на российском рынке.

Анализируя процессы, происходящие в данной сфере, следует отметить, что ТНК ограничивают свою экспансию определенными макрорегионами, которые представляют для них наибольший интерес в долгосрочном периоде. Считается, что на это впервые обратил внимание американский ученый Алан Рагман. Согласно его исследованиям, растущие ТНК (прежде всего европейские) основную массу инвестиций вкладывали в проекты, реализуемые в границах Евросоюза, но это не всегда были наиболее развитые экономики ЕС. Аналогичную ситуацию он наблюдал при исследовании американских ТНК, интересы которых преимущественно были связаны с Центральной Америкой и Канадой. Инвестиционная активность ТНК из развивающихся стран также укладывается в общую логику. Примером могут служить ТНК Аргентины. По данным статистики, 8 из 10 аргентинских ТНК в основном инвестируют в страны Южной Америки, и именно здесь сосредоточена почти половина их активов (у двух компаний - вообще 100% активов). Исключение составили только две ТНК, активно инвестирующие не только в данном макрорегионе, но и за его пределами: машиностроительная компания IMPSA и агропромышленная Molinos Rio de la Plata [9, p. 11].

Это объясняется следующими обстоятельствами:

• территориальная близость позволяет минимизировать транспортные издержки при доставке факторов производства или произведенных товаров;

• сходство деловой культуры и этики бизнеса;

• сопоставимый уровень экономического развития;

• отсутствие существенных различий в качестве человеческого капитала, языковых нормах, исторических и религиозных традициях и т.д.

В совокупности все это упрощает систему управления и планирования, обеспечивая наиболее полное соответствие целям инвестиционной политики ТНК. Наибольший интерес у российских ТНК также вызывают страны-соседи, являющиеся потребителями их продукции, хотя на сегодняшний день статистически это подтверждается довольно слабо.

Нельзя не отметить, что в некоторых случаях ТНК осуществляют инвестиции в экономику других стран с целью минимизации налогообложения, а иногда - и ухода от налогов. Это может выглядеть как «формальные» инвестиции (round-tripping FDI) в те или иные страны, осуществив которые ТНК вновь инвестируют в страну, из которой эти инвестиции пришли. На практике используются и более

сложные схемы, в которых задействуются третьи страны (trans-shipping FDI). Известны подобные примеры и с участием российских ТНК.

Среди секторов российской экономики, в которых осуществляют инвестиционную деятельность отечественные ТНК, особого внимания заслуживают нефтегазовый сектор («Лукойл», «Газпром», «Зарубежнефть», «Роснефть») и черная и цветная металлургия («Северсталь», «ТМК», «Мечел», «Евраз», «Нордголд» и др.). Активно ведут себя на рынке зарубежных инвестиций такие российские ТНК, как «Акрон» (химическая промышленность), «Совкомфлот» (морской транспорт), «Система» (телекоммуникации), «Атомэнергопром» (атомная промышленность), «РЖД» (транспорт). Именно им принадлежит наибольшая масса зарубежных активов и зарубежных инвестиций (особенно - до начала кризиса 2014 г.). Следует подчеркнуть, что часть этих активов использовалась для осуществления трансфера новых технологий в российскую экономику и для обеспечения конкурентных преимуществ основных и дочерних предприятий, работающих на территории России. В географии таких вложений выделяются, прежде всего, развитые европейские экономики, а также экономика североамериканского континента [1, с. 36].

Что касается использования зарубежных инвестиций для разработки новых технологий и возможности их использования в российской экономике, то здесь существует ряд нерешенных проблем. Так, внедрение инновационных технологий в области альтернативной энергетики не оказало заметного влияния на развитие указанной сферы в нашей стране [8, с. 15]. Более успешным является пример металлургической промышленности, когда российские ТНК, например, «Мечел» и «Северсталь» финансируют научные исследования через собственные научные центры (справедливости ради следует отметить, что эти расходы были совершенно незначительными, по сравнению с вложением средств иностранными конкурентами).

Сегодня подавляющим большинством экспертов, принадлежащих как к органам государственного управления, так и к бизнес-сообществу, принимается точка зрения, что экономические санкции, введенные против нашей страны, будут носить длительный характер (недавние события не дают оснований для оптимистического прогноза в данном вопросе.) В этой связи ТНК стремятся сосредоточивать и локализовать свой бизнес в России. Это можно рассматривать как инструмент стабилизации российской экономики и - в некотором роде - как институт, обеспечивающий ее экономическую безопасность в условиях действующих санкций.

Действующие на территории РФ предприятия ТНК обладают сегодня следующими преимуществами: темпы спада показателей их производственной деятельности менее значимы; они являются ключевыми бизнес-единицами, формирующими бюджетные доходы (как федерального, так и региональных бюджетов); продолжается реализация связанных с ними долгосрочных инвестиционных проектов; уровень оплаты труда на предприятиях ТНК превышает средний по региону, где они расположены; работники предприятий ТНК обладают большей степенью социальной защищенности; эти предприятия более стабильны, что позволяет им не прибегать к сокращению рабочих мест и стабилизирует региональный и локальный рынок труда и др.

Исходя из этого, ТНК должны осуществлять активную деятельность, как на отечественном, так и на зарубежных рынках. Это будет способствовать повышению их рентабельности, более полному удовлетворению потребностей потребителей, а также экономическому развитию нашей страны, укреплению ее хозяйственной системы и решению многочисленных социальных проблем. Прежде всего, здесь следует говорить о рынках стран, входящих в ЕАЭС [5, с. 299]. Расширение инвестиций в экономику этих стран вызовет и такие положительные эффекты, как усиление рыночных конкурентных позиций посредством капитализации, адаптация корпоративной политики ТНК к изменяющимся условиям внешней среды и снижение роли административных ресурсов в экономике.

Для отечественных компаний это - еще и получение необходимого опыта работы на европейском рынке, а также на рынках всех континентов. По нашему мнению, такой опыт будет особенно полезен для предприятий реального сектора экономики, создающих материальные основы инновационного развития. Таким образом, инвестиционная активность ТНК будет определять главные направления функционирования и развития национальной хозяйственной системы, обеспечивая ее устойчивость в условиях многочисленных рисков и явлений нестабильности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борко Ю.А. ЕС: институциональная система экономической интеграции // Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность. М.: Весь мир, 2015. С. 29-54.

2. Горда О.С., Горда А.С. Трансформация форм организации международного бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 11.

3. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации в 2000-2010 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.cbr.ru./search/Default.aspx?Prtid=search (дата обращения 22.11.2017).

4. Павлова Е.И., Щеголев В.В., Харламова Т.Л. Развитие предпринимательских структур на основе управления потребительской ценностью // Экономика и управление. 2017. № 8. С. 29-36.

5. Тарасов А.В. Трансформация экономических интересов российских субъектов хозяйственной деятельности в ходе усиления интеграции в ЕАЭС // Государство и рынок: механизмы и институты Евразийской интеграции в условиях усиления глобальной гиперконкуренции: коллективная монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 298-305.

6. Тумаланов Н.В., Урусова И.Н. Формирование институциональных структур рыночной системы и их воздействие на экономическое развитие. Монография. Чебоксары: Изд-во ЧГУ, 2016. 200 с.

7. Хаханов Ю.М. Межорганизационное сотрудничество - стратегия альянсов // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2012. № 1. С. 20-36.

8. Хейфец Б. Энергодиалог Россия - ЕС: корпоративный срез // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 8. С. 12-21.

9. Nofal B. et al. Argentina's global players // MNEs from Emerging Markets: New Players in the World FDI Market / ed. by K.P. Sauvant, V.P. Govitrikar, K. Davies. N.Y., 2011. P. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.