Научная статья на тему 'Деятельность Свердловского областного института усовершенствования учителей по повышению профессионального уровня подготовки учительских кадров в послевоенное десятилетие'

Деятельность Свердловского областного института усовершенствования учителей по повышению профессионального уровня подготовки учительских кадров в послевоенное десятилетие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / TEACHING STAFF / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / INSTITUTE OF TEACHERS TRAINING / PUBLIC EDUCATION / POLYTECHNIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитов Андрей Константинович

Исследуется структура и деятельность Свердловского областного института усовершенствования учителей (ИУУ), по повышению квалификации педагогических и руководящих кадров системы народного образования, в Свердловской области в 1945-1955 годах. Представлены данные о кадровых ресурсах и финансировании организации. Анализируются проводимые институтом мероприятия по повышению методической квалификации и идейного уровня учительства, в том числе за счет тематики проведенных лекций, семинаров, курсов. Исследовано взаимодействие института с органами и учреждениями системы образования: отделы народного образования, кустовые методические объединения, педагогические училища, высшие учебные заведения. Обобщены материалы содержащие информацию о составе и количестве участников (слушателей) мероприятий по повышению квалификации в исследуемый период. Особое внимание обращено изменению деятельности ИУУ в связи с новой общественно-политической обстановкой в стране после смерти И. В. Сталина, и ослаблением партийно-идеологического диктата, в том числе в сфере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шитов Андрей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the Sverdlovsk Regional Institute of Teachers Training to Improve the Professional Level of Teacher Training in the Post-war Decade

The article studies the structure and activities of the Sverdlovsk Regional Institute of Teachers Training (ITT), to improve the training of teaching and managerial staff of public educational system in the Sverdlovsk region in 1945-1955. The information about the human resources and finance is given. The author analyzes the measures undertaken by the Institute to improve the methodological skills and ideological level of teachers, with the help of the themes of lectures, seminars and courses. The interaction of the Institute with the other authorities and institutions of the educational system is studied: public education departments, local methodological associations, teacher training colleges, universities. The information about the number of participants (students) taking part in the training activities in the analyzed period is disclosed. Particular attention is paid to the changes in the activities of the ITT connected with the new socio-political situation in the country after the death of I.V.Stalin, and weakening of the party and ideological dictatorship in education.

Текст научной работы на тему «Деятельность Свердловского областного института усовершенствования учителей по повышению профессионального уровня подготовки учительских кадров в послевоенное десятилетие»

УДК 378.147:371.124(470.54)(091) ББК 4448.93(235.55)6

ГРНТИ 03.23.55

Код ВАК 07.00.02

Шитов Андрей Константинович,

старший преподаватель кафедры права и методики его преподавания, Уральский государственный педагогический университет»; 620017, Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: sopranott@gmail.com.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬСКИХ КАДРОВ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учительские кадры, повышение квалификации, институт усовершенствования учителей, народное образование, политехническое обучение.

АННОТАЦИЯ. Исследуется структура и деятельность Свердловского областного института усовершенствования учителей (ИУУ), по повышению квалификации педагогических и руководящих кадров системы народного образования, в Свердловской области в 1945-1955 годах. Представлены данные о кадровых ресурсах и финансировании организации. Анализируются проводимые институтом мероприятия по повышению методической квалификации и идейного уровня учительства, в том числе за счет тематики проведенных лекций, семинаров, курсов. Исследовано взаимодействие института с органами и учреждениями системы образования: отделы народного образования, кустовые методические объединения, педагогические училища, высшие учебные заведения. Обобщены материалы содержащие информацию о составе и количестве участников (слушателей) мероприятий по повышению квалификации в исследуемый период. Особое внимание обращено изменению деятельности ИУУ в связи с новой общественно-политической обстановкой в стране после смерти И. В. Сталина, и ослаблением партийно-идеологического диктата, в том числе в сфере образования.

Shitov Andrey Konstantinovich,

Senior Lecturer of the Department of Law and Methods of its Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ACTIVITIES OF THE SVERDLOVSK REGIONAL INSTITUTE OF TEACHERS TRAINING TO IMPROVE THE PROFESSIONAL LEVEL OF TEACHER TRAINING IN THE POST-WAR DECADE

KEYWORDS: teaching staff, professional development , Institute of Teachers Training , public education, polytechnic education.

ABSTRACT. The article studies the structure and activities of the Sverdlovsk Regional Institute of Teachers Training (ITT), to improve the training of teaching and managerial staff of public educational system in the Sverdlovsk region in 1945-1955. The information about the human resources and finance is given. The author analyzes the measures undertaken by the Institute to improve the methodological skills and ideological level of teachers, with the help of the themes of lectures, seminars and courses. The interaction of the Institute with the other authorities and institutions of the educational system is studied: public education departments, local methodological associations, teacher training colleges, universities. The information about the number of participants (students) taking part in the training activities in the analyzed period is disclosed. Particular attention is paid to the changes in the activities of the ITT connected with the new socio-political situation in the country after the death of I.V.Stalin, and weakening of the party and ideological dictatorship in education.

rc

Сс

цовершенствование системы российского образования на современном этапе требует улучшения качества подготовки педагогических кадров для общеобразовательной школы. Создание новых подходов в преподавании отдельных дисциплин и формирование личности учителя - это одна из основных задач современной системы российского образовательного пространства.

Однако решение этой задачи не является обязательным условием построения чего-то нового, достаточно ретроспективно взглянуть на опыт, накопленный годами. Поэтому изучение опыта деятельности институтов усовершенствования учителей, создававшихся в СССР после 1938 года и «ставших центрами по распространению передового педагогического опыта» [24], является актуальным, тем более степень разработки этой

проблемы явно не достаточна, хотя она и нашла свое отражение в научных исследованиях, носящих региональный характер.

Так, в работе О. Г. Евграфовой анализируются основные направления деятельности Татарского ИУУ в годы Великой Отечественной войны [21], а в совместном исследовании О. В. Евграфовой и Т. В. Лобовой рассматривается участие этого института в подготовке и проведении реформы образования 1958 года [22]. Е. Н. Поляковой были выявлены тенденции развития системы повышения квалификации учителей в Красноярском крае в период 19171984 годов [29]. С. С. Тулуш в своей работе обратила внимание на роль института усовершенствования учителей в подготовке преподавателей русского и родного языка в Тувинской автономной области [32]. В со-

© Шитов А. К., 2015

ветский период в изданиях Академии педагогических наук СССР [27, 28], давались лишь общие представления о системе повышения квалификации учителей, а подробно их деятельность не изучалась.

В Свердловской области, начиная с конца 1930-х годов, значимую роль в подготовке педагогических кадров играл Свердловский областной институт усовершенствования учителей (далее - ИУУ). Если деятельность этого учреждения народного образования в годы Великой Отечественной войны получила освещение в публикации М. В. Попова и З. И. Гузненко [20], то в данной статье впервые исследуется работа Свердловского ИУУ в послевоенное десятилетие.

В Свердловской области после окончания войны ощущался недостаток преподавателей общеобразовательных школ; так, в начале 1945/46 уч. года не хватало 566 учителей, в том числе учителей 1-4-х классов -229 человек; 5-10-х классов - 337 человек [8, л. 190].

Свердловский областной отдел народного образования (далее - Свердловский ОблОНО) пытался решить эту первоочередную задачу путем правильной расстановки учительских кадров по школам в каждом городе и районе области. Для этого в старшие классы средних школ должны были быть отправлены учителя с высшим образованием, а в семилетние школы - учителя, окончившие учительский институт. Однако данных усилий было недостаточно.

В этой ситуации ОблОНО дополнительно вынужден был увеличить нагрузку учителей-предметников, в ряде случаев организовать двухсменную работу части учителей начальных классов, привлечь совместителей для работы в школе. Но самым смелым шагом было временное привлечение к учительской деятельности людей без достаточного общего образования.

Чиновники Свердловского ОблОНО при составлении перспективного плана обеспеченности учительскими кадрами начальных, семилетних и средних школ на 1946-1955 годы рассчитывали восполнить необходимое количество учителей за счет выпускников педагогических училищ и учительских институтов[14, л. 5]. В то же время для решения этой задачи и повышения уровня квалификации педагогов в краткосрочной перспективе в исследуемый период большое значение имела организация курсовой подготовки на базе Свердловского областного института усовершенствования учителей.

ИУУ являлся специфичным учебным заведением, отличным от педагогических вузов и училищ. Как и последние, он находился в непосредственном подчинении ОблОНО.

Главной задачей института было осуществление методической помощи учительству области в соответствии с планами, утвержденными органами народного образования.

Анализ этих планов позволяет сделать вывод, что основными задачами работы ИУУ являлись [3, л. 62-63]:

1. Обеспечение функционирование единой системы повышения учительских и руководящих кадров по программам, составленным Министерством просвещения РСФСР.

2. Проведение дополнительных массовых мероприятий по оказанию методической помощи учительству, помимо очной подготовки учителей.

3. Рассылка методической документации на места при помощи районной печати, издание методических листовок, а также систематическое оказание помощи заведующим районными педагогическими кабинетами, кустовыми методическими объединениями (далее - КМО), руководителям районных предметных секций учителей в целях улучшения методической работы в области.

5. Сотрудничество со школьными инспекторами ОблОНО по организации контроля качества работы учителей, прошедших длительную переподготовку при ИУУ.

6. Обобщение и популяризация опыта лучших школ и учителей области.

Организационная диаграмма (Рис.1), дает представление о структуре ИУУ во второй половине 1940-х годов.

В Совет ИУУ, возглавляемый директором (в исследуемый период институтом руководила Игноратова Зинаида Ивановна), входили заведующие кабинетами. Основным направлением деятельности совета являлась выработка стратегии по реализации требований единой государственной системы по работе с кадрами на основе выводов, сделанных руководством института по работе с учителями в истекшем учебном году [7, л. 73].

Каждый кабинет, входящий в структуру ИУУ, был относительно самостоятельным в своей деятельности. Помимо общих мероприятий, именно кабинеты занимались изучением и обобщением опыта лучших учителей г. Свердловска и области, подготовкой и рассылкой методических рекомендаций. В то же время, нам не удалось обнаружить сведений о функционировании в исследуемый период кабинета дошкольного воспитания (прим. отмеченный на рисунке), о наличии которого свидетельствуют материалы, изложенные на официальном сайте института [19].

Обеспечивая подготовку педагогических кадров в Свердловской области, сам институт имел в штате 22 человека в 1947 году, 23 человека с 1952 года и 25 человек в 1955 году

[4, л. 34, 70, 205]. При столь небольшом ко- средств государственного бюджета. При этом

личестве сотрудников Институтом достаточ- стоит отметить, что денежные средства рас-

но успешно проводились все возложенные на пределялись отдельно на финансирование

него мероприятия. Финансирование дея- деятельности самого института и отдельно на

тельности института осуществлялось из проводимые им курсы (Табл. 1.).

Директор

Совет института

Кабинеты

Рисунок 1. Организационная структура Свердловского областного института усовершенствования учителей [3, л. 64-70, 73; 19].

Таблица 1

Финансирование Свердловского областного ИУУ и курсов повышения квалификации во 2-й пол.40-х гг. - 1-пол.50-х гг. (тыс.руб.) [13, л. 25; 17, л. 27; 18, л. 66; 19, л. 71; 20, л. 85-87 ]

1944 1946 1947 1953 1954

Всего В т.ч. зарплата Всего В т.ч. зарплата Всего В т.ч. зарплата Всего В т.ч. зарплата Всего В т.ч. зарплата

Курсы 1071 н/д 418 212 871 390 н/д 311.9 н/д 287.6

ИУУ 252.5 н/д 350 160 357 167 381 216 н/д 216.1

Работа ИУУ осуществлялась на основе плана, который ежегодно представлялся руководством института в областной отдел народного образования. Однако в ряде случаев деятельность ИУУ в течение года могла и не соответствовать поставленным в плане задачам, так как серьезные корректировки вносились в результате вмешательства руководящих партийных и советских органов в деятельность этого учреждения.

Например, изданный в 1945 году приказ ОблОНО [1, л. 69] заставил ИУУ при организации курсов по переподготовке в следующем 1946/47 уч. году строго дифференцировать учителей по стажу и уровню образования. Что определило минимум содержания

для обучающихся, окончивших педучилища и учительские институты, а также заочников.

Позднее институт полностью перешел на новую систему подготовки кадров, установленную приказом министерства просвещения РСФСР от 20 сентября 1947 года и введенную приказом по ОблОНО от 17.10.1947 года.

Согласно указанным директивам, с 1947-48 уч. года вводилась единая обязательная система повышения квалификации учителей, имеющих законченное педагогическое образование и стаж работы не менее 15 лет, через заочно-очные курсы по программам Министерства просвещения РСФСР. Кроме того, устанавливалась обя-

занность учителей с законченным образованием проходить очно-заочные курсы один раз в пять лет. [2, л. 344]. О необходимости таких изменений ранее упоминалось в материалах совещания Министерства просвещения РСФСР, опубликованных в учительской газете [34].

Новые требования директив Министерства Просвещения были учтены ИУУ при проведении в 1947 году десятимесячных курсов учителей русского языка, а в 1948 году - учителей математики и физики, географии и естествознания для 5-7-х классов [14, л. 5]. В 1947-48 уч. году курсы усовершенствования учителей в очно-заочной форме были организованы для 1/5 от общего числа учителей области, имеющих соответствующее педагогические образование [3, л. 63]. В количественном выражении это позволило охватить курсовой подготовкой 1000 учителей начальной школы и 300 учителей средних и семилетних школ.

В 1951 году при наличии утвержденного плана работы в ИИУ поступил приказ Министерства просвещения РСФСР «О проведении летних учительских курсов»[5, л. 171]. В соответствии с данным приказом в летний период с 1 июня по 26 июля были проведены курсы очно-заочного обучения для учителей начальной школы в количестве 660 человек и с 26 июня по 25 июня -для учителей-предметников в количестве 300 человек. Кроме того, были проведены курсы переподготовки для учителей Конституции СССР семилетних школ, учителей русского языка 5-7-х классов, учителей литературы и математики 8-10-х классов, учителей биологии. Органы народного образования также уделили внимание переподготовке учителей русского языка и математики, переведенных из начальных классов для работы в 5-6-х классах, и выпускников педагогических училищ, направленных для работы в 5-ые классы. Одновременно с этим для усиления качества подготовки будущих учителей Свердловским ИУУ проводились мероприятия по повышению квалификации кадрового состава педагогических училищ: преподавателей-предметников, методистов, а также заведующих педпрактикой.

Принимая во внимание наличие в регионе значительного числа двухкомплектных школ, институтом повышения квалификации предполагалось «обобщить лучший опыт работы передовых двухкомплектных школ и сделать его достоянием широких слоев учительства области» [3, л. 62]. По результатам издавались учебно-методические работы [26; 31], бюллетени и брошюры. Например, обобщавший опыт работы сельских школ в области политех-

нического обучения методические бюллетень «Урок на участке», а также «Режим в школьном интернате», «Работа над правилами для учащихся», «Инспектирование воспитательной работы», «Указания зав. кабинетами о работе с КМО» [12, л. 70].

Эти публикации предназначались в первую очередь для директоров школ и руководящих кадров рай(гор)ОНО [12, л. 69]. В некоторых случаях обобщение опыта и методические рекомендации освещались в прессе, например, в статье «Теснее связь школы с сельскохозяйственным производством» [33], опубликованной в газете «Уральский рабочий» в июне 1954 года.

Одной из форм деятельности ИУУ было выступление его сотрудников с лекциями для учителей в районах области. При этом при разработке лекционных занятий принимались во внимание запросы районных отделов народного образования и школ относительно тематики. Например, в 1947-48 уч. году среди заявленных тем лекций были: «80 лет советской педагогики», «Уральская школа за 30 лет», «Черты советской литературы», «Политическая карта мира», «Роль классного руководителя в идейно-политическом воспитании учащихся», «Как вести наблюдение за учащимися», «Воспитание в процессе обучения», «Обзор новейшей литературы», «История развития математики».

С учителями проводились краткосрочные (однодневные и двухдневные) курсы и семинарские занятия (в КМО и районных центрах Свердловской области). Так, в течение 1949-50 уч. года на семинарских занятиях при ИУУ учителей инструктировали по вопросам, связанным с методологией преподавания, такими как: «Подведение учащихся к пониманию содержания основных исторических понятий и закономерностей исторического процесса», «Формирование диалек-тико-материалистического мировоззрения на уроках географии» и т.п. [9, л. 128].

Стоит обратить особое внимание на такую форму работы института, как бригадные выезды сотрудников ИУУ в отдельные районы области. В результате таких выездов оказывалась методическая помощь предметным секциям и их руководителям в школах, также работники ИУУ изучали уровень знаний учащихся, что, в свою очередь, было прерогативой инспектуры ОблОНО.

Для того чтобы улучшить деятельность по повышению квалификации и совершенствованию методов обучения в 1947-48 уч. году, ИУУ планировалось организовать специальную школу, используемую в качестве испытательной базы при проведении педагогических экспериментов.

Помимо переподготовки преподавательских кадров ИУУ проводил курсы для

заведующих методическими кабинетами и руководителей кустовых методических объединений. Такие курсовые мероприятия проводились, например, в августе и декабре 1951 года в течение 7 и 4 дней соответственно, и в апреле 1952 года в течение 4 дней. К курсам, в первую очередь, привлекались начинающие педагоги и те, кто вообще не имел опыта педагогической деятельности. Для заведующих со стажем проводились десятидневные курсы в ноябре 1951 года и четырехдневные в апреле 1952 года. На курсах обсуждались отчеты о работе кабинетов и в обязательном порядке читались лекции: «Учение И. В. Сталина о языке», «Пути улучшения состояния преподавания и знания учащихся по русскому языку, арифметике в начальной школе» [10, л. 188].

После смерти И. В. Сталина, в связи с изменениями общественно-политической обстановки в стране, происходит уменьшение партийно-идеологического давления во всех сферах, в том числе в народном образовании. В этой ситуации ИУУ начинает все большее внимание в курсовой подготовке учителей уделять, в первую очередь, повышению их методического мастерства.

В августе 1953 года были проведены курсы с вновь назначенными и отработавшими 1-2 года заведующими районными методкабинетами за счет плана курсов по подготовке окончивших педучилище для работы в 5-7-х классах. При этом курсантам из сметных ассигнований института были оплачены проездные и выделена стипендия (3 руб. в день). Иногородним предоставлялось бесплатное общежитие[6, л. 126].

К концу исследуемого периода органы народного образования расширяют работу по повышению квалификации руководящих кадров общеобразовательных школ и рай(гор)ОНО. В 1954-55 уч. году такими курсами повышения квалификации были охвачены 190 человек. К обучению были привлечены директора и завучи средних и семилетних школ, директора школ рабочей молодежи, заведующие районными (городскими) ОНО, а также инспектора райОНО, в первую очередь сельских районов.

В июле 1955 года были проведены межобластные курсы директоров средних школ и инспекторов рай (гор)ОНО: от Свердловской области на них было 34 директора и 7 инспекторов. В течение сентября - декабря того же года были проведены курсы директоров и завучей средних и семилетних школ [12, л. 68].

Программа курсов руководящих работников включала изучение основ марксизма-ленинизма, вопросов школоведения, инспектирования школ, воспитательной рабо-

ты, анализа программ, вопросов политехнического обучения. Слушатели курсов посещали школы, знакомились с работой учащихся в мастерских и на пришкольном участке, а также совершали производственные экскурсии.

С целью распространения опыта для слушателей курсов и участников семинаров кабинетами ИУУ были организованы выставки, особое значение среди которых имела постоянно действующая: «В помощь директору школы» [12, л. 71].

В августе и в апреле 1955 года было проведено 4 семинара заведующих методических кабинетами (отдельно сельских районов и городов), на которых в общей сложности присутствовало 114 человек. Для заведующих школами и начальными классами близлежащих к Свердловску районов было организовано два однодневных семинара, на которых присутствовало 67 человек. На семинарах в институте освещались темы, вошедшие в новые учебные программы («Китай в конце XIX - нач. ХХ века», «Объяснительное чтение по географии, истории и естествознанию»).

Некоторые семинары были посвящены вопросам воспитательной работы, рассматривались такие темы, как «Научно-атеистическое воспитание в преподавании истории, биологии, литературы», «Воспитательная работа на уроках чтений», «Система коммунистического воспитания в школе» [12, л. 70].

Часть семинаров была посвящена вопросам методики преподавания: «Работа с новым учебником по истории древнего мира», «Особенности урока в двухкомплектной школе», «Работа над лексикой», «Производственные экскурсии, «Развитие речи на уроках грамматики».

XIX съезд ВКП(б) особое внимание уделил политехническому обучению [23, с. 281]. Это потребовало от ИУУ разработки дополнительных учебных планов и курсов повышения квалификации, прежде всего учителей, преподававших естественнонаучные предметы. В первую очередь ИУУ были проведены семинары-практикумы для заведующих учебными мастерскими, учителей физики 8-10-х классв, учителей химии, биологии, преподавателей труда педагогических училищ. Участники семинаров занимались практическими работами по металлу, дереву, картону, посещали учебные мастерские, пришкольный участок, проводили сложные лабораторные работы, совершали экскурсии на предприятия. Темами семинаров были: «Требования к уроку труда», «Трехфазный ток» [12, л. 70].

К работе с учителями были привлечены преподаватели Уральского политехнического

института им. С. М. Кирова и Свердловского сельскохозяйственного института. Систематическую помощь при организации курсов и семинаров оказывали преподаватели кафедры русского языка и литературы Свердловского педагогического института [11, л. 267].

Особое внимание в ИУУ уделялось повышению идейно-теоретического уровня учителей. С этой целью в 1953-54 уч. году в г. Свердловске на районных секциях учителей были прочитаны лекции на темы: «Задачи преподавания литературы в свете решений XIX съезда партии и труда И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР"», «Марксистско-ленинское понимание типичности в литературе». Были заслушаны доклады: «Значение труда И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР", решений XIX съезда при изучении курса истории в 10-м классе», «Как использовать материал XIX съезда партии при изучении истории СССР» и

«Основной экономический закон капитализма и ознакомление с ним учащихся в курсе истории в 9-м классе», «Значение и использование материалов XIX съезда КПСС при изучении географии», «Изучение темы «США» в курсе 9-го класса в свете материалов XIX съезда КПСС и труда И. В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР"» [11, л. 278] .

В 1954/55 уч. году в ИУУ прошло 33 семинара, на которых было обучено 877 человек, Прочитано 15 отдельных лекций на темы: «Научно-атеистическое воспитание», «Воспитание коллектива», в общей сложности которыми было охвачено более 2 тысяч педагогов. При обучении на курсах учителя делились на определенные группы в соответствии с тем, какие предметы они преподавали. Представление о том, какие группы учителей были охвачены курсовой подготовкой, дает таблица 2.

Таблица 2

Категории учителей и охват курсовой подготовкой в соответствии с планом ИУУ в 1954-55 уч. году [12, л. 71-72]

План Факт

Учителя малокомплектных школ 600 510

Учителя физкультуры 1-4 кл. 60 26

Учителя физкультуры 5-10 кл. 60 38

учителя 5-7 кл. (биология, история, математика, физика, русский язык, труд черчение) 450 317

Учителя 8-10 кл. (физика, математика, литература) 90 90

Учителя иностранного языка 76 41

Таким образом, в послевоенное десятилетие в деятельности Свердловского института усовершенствования учителей в определенной степени сохранились чрезвычайные методы работы, характерные для условий военного времени. Это выразилось в увеличении числа курсов, семинаров, лекций для тех, кто, не имея достаточного образования, привлекался к работе в школе, а также учителей с недостаточным уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки, в особенности старших классов.

Характерным для деятельности ИУУ в исследуемый период было особое внимание к идейно-политическому воспитанию учительства, что в условиях того времени способствовало расширению партийно-идеологического контроля за преподавательскими кадрами.

Однако к середине 1950-х годов решения XIX съезда ВКП(б) о переходе к политехническому обучению, указания Минпро-са об устранении перегрузки учащихся, обозначившие необходимость оказания помощи учителям по содержанию и объему до-

машних заданий [30], введение совместного обучения, реализация новых учебных планов в школах постепенно изменяли систему дополнительной подготовки учителей. В результате ИУУ все большее внимание стал уделять повышению профессионального уровня педагогов, связанного в первую очередь с методикой преподавания.

Необходимость таких изменений понималась и высшим руководством страны, это нашло отражение в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12.11.1958 года [25, с. 52], где указывалось о том что, «повышение квалификации учителей носит односторонний, по преимуществу методический характер» и «должны быть приняты меры обеспечивающие <...> повышение их идейно-теоретического уровня и деловой квалификации». Также в ст.11 закона 1958 года «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» [25, с. 57], обозначившей значимость повышения квалификации «в соответствии с новыми задачами общеобразовательной школы».

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Государственный архив Свердловской области (далее ГАСО) Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 28

2. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 34

3. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 37

4. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 48

5. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 50

6. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 56

7. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 79

8. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 135

9. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 153

10. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 166

11. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 174а

12. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 220

13. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 640

14. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 652а

15. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 654

16. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 3 Д. 667

17. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 5 Д. 37

18. ГАСО Ф.Р-233. Оп. 5 Д. 48

19. Вехи истории - Институт развития образования / / ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования». URL: http://www.irro.ru/index.php?cid=28 (дата обращения 11.10.2015 г.)

20. Гузненко З. И., Попов М. В. Подготовка учительских кадров в Свердловске в годы Великой Отечественной войны / / Педагогическое образование в России. 2014. № 12. С. 8-15.

21. Евграфова О. Г. Деятельность Татарского института усовершенствования учителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // КПЖ. 2010. № 2. С. 159-165.

22. Евграфова О. Г., Любова Т. В. Повышение квалификации учителей республики Татарстан в конце 1950-х - начале 1960-х гг. // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 148-151.

23. КПСС. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988) . Т. 8 1946-1955. 9-е изд., доп. и испр. М. : Политиздат, 1985. 542 с.

24. Народное образование в СССР. 1917-1967. Под ред. М. А. Прокофьева и др. М. : Просвещение, 1967. 544 с.

25. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сборник документов. 1917-1973 гг. М. : Педагогика, 1974. 560 с.

26. Опыт работы лучших учителей и школ Свердловска : сборник статей / Под общ. ред. Н. Д. Нелюбина; Свердл. гор. отд. нар. образования. Свердл. гор. ин-т усовершенствования учителей. Свердловск : Свердл. обл. гос. изд-во, 1951. 140 с.

27. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941)/Отв ред. Н.П.Кузин, М.Н.Колмакова, З.И.Равкина. - М.:Педагогика, 1980. - 456 с.

28. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961) / Под ред. Ф. Г. Паначина, М. Н. Колмаковой, З. И. Равкина. М. :Педагогика, 1988. 272 с.

29. Полякова Е. Н. Становление и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в Красноярском крае : автореф. дис. ... канд.ист.наук. Красноярск, 2010.

30. Приказ Минпроса РСФСР от 12 декабря 1951 г. № 1093 «Об устранении перегрузки учащихся домашними заданиями» // ЭПС «Система ГАРАНТ»: ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия / НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ». Версия от 01.07.2015 (дата обращения)

31. Семья и школа : сборник статей / [Под общ. ред. Н. Д. Нелюбина] ; Свердл. гор. отд. нар. образования. Гор. ин-т усовершенствования учителей. Свердловск : Свердл. обл. гос. изд-во, 1951. 96 с.

32. Тулуш С. С. Деятельность института усовершенствования учителей в Тувинской автономной области (1944-1961 гг.) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2014. № 11 (49): в 2-х ч. Ч. I. C. 166-169.

33. Уральский рабочий. № 150. 26.06.1954.

34. Учительская газета. № 20. 10.06.1947.

REFERENCES

1. Gosudarstvennyy arkhiv Sverdlovskoy oblasti (dalee GASO) F.R-233. Op. 3 D. 28

2. GASO F.R-233. Op. 3 D. 34

3. GASO F.R-233. Op. 3 D. 37

4. GASO F.R-233. Op. 3 D. 48

5. GASO F.R-233. Op. 3 D. 50

6. GASO F.R-233. Op. 3 D. 56

7. GASO F.R-233. Op. 3 D. 79

8. GASO F.R-233. Op. 3 D. 135

9. GASO F.R-233. Op. 3 D. 153

10. GASO F.R-233. Op. 3 D. 166

11. GASO F.R-233. Op. 3 D. 174a

12. GASO F.R-233. Op. 3 D. 220

13. GASO F.R-233. Op. 3 D. 640

14. GASO F.R-233. Op. 3 D. 652a

15. GASO F.R-233. Op. 3 D. 654

16. GASO F.R-233. Op. 3 D. 667

17. GASO F.R-233. Op. 5 D. 37

18. GASO F.R-233. Op. 5 D. 48

19. Vekhi istorii - Institut razvitiya obrazovaniya // GAOU DPO Sverdlov-skoy oblasti «Institut razvitiya obrazovaniya». URL: http://www.irro.ru/index.php?cid=28 (data obrashcheniya 11.10.2015 g.)

20. Guznenko Z. I., Popov M. V. Podgotovka uchitel'skikh kadrov v Sverdlovske v gody Velikoy Otechestvennoy voyny / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 12. S. 8-15.

21. Evgrafova O. G. Deyatel'nost' Tatarskogo instituta usovershenstvovaniya uchiteley v gody Veli-koy Otechestvennoy voyny 1941-1945 gg. // KPZh. 2010. № 2. S. 159-165.

22. Evgrafova O. G., Lyubova T. V. Povyshenie kvalifikatsii uchiteley respubliki Tatarstan v kontse 1950-kh -nachale 1960-kh gg. / / Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2015. № 1 (17). S. 148-151.

23. KPSS. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyutsiyakh i resheniyakh s"ezdov, konfe-rentsiy i Plenumov TsK (1898-1988) . T. 8 1946-1955. 9-e izd., dop. i ispr. M. : Politizdat, 1985. 542 s.

24. Narodnoe obrazovanie v SSSR. 1917-1967. Pod red. M. A. Prokof eva i dr. M. : Prosveshchenie, 1967. 544 s.

25. Narodnoe obrazovanie v SSSR. Obshcheobrazovatel'naya shkola : sbornik dokumentov. 1917-1973 gg. M. : Pedagogika, 1974. 560 s.

26. Opyt raboty luchshikh uchiteley i shkol Sverdlovska : sbornik statey / Pod obshch. red. N. D. Nelyubina; Sverdl. gor. otd. nar. obrazovaniya. Sverdl. gor. in-t usovershenstvovaniya uchiteley. Sverdlovsk : Sverdl. obl. gos. izd-vo, 1951. 140 s.

27. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoy mysli narodov SSSR (1917-1941)/Otv red. N.P.Kuzin, M.N.Kolmakova, Z.I.Ravkina. - M.:Pedagogika, 1980. - 456 s.

28. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoy mysli narodov SSSR (1941-1961) / Pod red. F. G. Panachina, M. N. Kolmakovoy, Z. I. Ravkina. M. :Pedagogika, 1988. 272 s.

29. Polyakova E. N. Stanovlenie i razvitie sistemy povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov v Krasnoyarskom krae : avtoref. dis. ... kand.ist.nauk. Krasnoyarsk, 2010.

30. Prikaz Minprosa RSFSR ot 12 dekabrya 1951 g. № 1093 «Ob ustranenii peregruzki uchashchikhsya do-mashnimi zadaniyami» // EPS «Sistema GARANT»: GARANT-Maksimum. Vsya Rossiya / NPP «GARANT-SERVIS-UNIVERSITET». Versiya ot 01.07.2015 (data obrashcheniya)

31. Sem'ya i shkola : sbornik statey / [Pod obshch. red. N. D. Nelyubina] ; Sverdl. gor. otd. nar. obrazovaniya. Gor. in-t usovershenstvovaniya uchiteley. Sverdlovsk : Sverdl. obl. gos. izd-vo, 1951. 96 s.

32. Tulush S. S. Deyatel'nost' instituta usovershenstvovaniya uchiteley v Tuvinskoy avtonomnoy ob-lasti (1944-1961 gg.) // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov : Gramota, 2014. № 11 (49): v 2 -kh ch. Ch. I. C. 166-169.

33. Ural'skiy rabochiy. № 150. 26.06.1954.

34. Uchitel'skaya gazeta. № 20. 10.06.1947.

Статью рекомендует д-р ист. наук, проф. М. В. Попов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.