Научная статья на тему 'Деятельность российских миссионеров в Восточной Азии в конце XX - начале XXI вв. '

Деятельность российских миссионеров в Восточной Азии в конце XX - начале XXI вв. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Япония / Корея / Китай / Русская Церковь / Православие в Китае / Канон / православная миссия / юрисдикция / Азиатско-Тихоокеанский регион / Japan / Korea / China / Russian church / Orthodoxy in China / Canon / Orthodox mission / jurisdiction / Asian-Pacific area

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алексеев Алексей Викторович

В статье рассматривается деятельность российских миссионеров на территории Восточной Азии. Автор исследует различные сведения о церковных иерархах, которые обращали своё внимание на Китай, Корею и Японию. В ходе исследования автор характеризует некоторые труды миссионеров, выявляет общие и особенные моменты, делает значимые выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF MISSIONARIES OF RUSSIA IN EASTERN ASIA AT THE END OF THE XX-TH AND THE BEGINNING OF THE XXI-ST CENTURY

The article examines the activities of Russian missionaries in East Asia. The author examines various information about church hierarchs who turned their attention to China, Korea and Japan. In the course of the study, the author characterizes certain works of the missionaries, reveals common and special moments, makes significant conclusions.

Текст научной работы на тему «Деятельность российских миссионеров в Восточной Азии в конце XX - начале XXI вв. »

DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2541 -8947-2018-10003

УДК 269+327

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ МИССИОНЕРОВ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.

Алексеев Алексей Викторович

магистр юриспруденции, теолог,

г. Псков

SPIN-код РИНЦ: 9614-8834 ORCID: 0000-0002-0739-9048 tender6766@gmail.com

ACTIVITIES OF MISSIONARIES OF RUSSIA IN EASTERN ASIA AT THE END OF THE XX-TH AND THE BEGINNING OF THE XXI-ST CENTURY

Aleksey V. Alekseev

Master of Laws, theologian Pskov

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается деятельность российских миссионеров на территории Восточной Азии. Автор исследует различные сведения о церковных иерархах, которые обращали своё внимание на Китай, Корею и Японию. В ходе исследования автор характеризует некоторые труды миссионеров, выявляет общие и особенные моменты, делает значимые выводы.

ABSTRACT

The article examines the activities of Russian missionaries in East Asia. The author examines various information about church hierarchs who turned their attention to China, Korea and Japan. In the course of the study, the author characterizes certain works of the missionaries, reveals common and special moments, makes significant conclusions.

Ключевые слова: Япония; Корея; Китай; Русская Церковь; Православие в Китае; Канон; православная миссия; юрисдикция; Азиатско-Тихоокеанский регион.

Key words: Japan; Korea; China; Russian church; Orthodoxy in China; Canon; Orthodox mission; jurisdiction; Asian-Pacific area.

Географические рамки исследования включают в себя СевероВосточную часть Китайской Народной Республики: провинции Хэйлунцзян, Ляонин и Цзилинь и город центрального подчинения Пекин («Северная столица»); Корейский полуостров, Японские острова. Данная территория географически, исторически и культурно наиболее взаимосвязана, а также является ближайшим соседом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Введение

Период расцвета миссионерской деятельности, во время которого российская православная миссия получала политическую и материальную поддержку закончился более 70 лет назад. «По идеологическим причинам православная духовно-культурная традиция никак не была представлена советской дипломатией при выработке современных стандартов межгосударственных отношений и прав человека» [11]. Соответственно, современная дипломатическая миссия в России перестала нести за собой задачи распространения Православия за рубежом.

Возрождение религиозной жизни в Российской Федерации подталкивало миссионеров к их деятельности в Восточной Азии, но могло осуществляться лишь в условиях светского протокола и межгосударственных договоров, правового положения иностранных граждан, а не консульского иммунитета и религиозной свободы российских дипломатов. Обстоятельства нового времени вынуждают российских миссионеров много времени и усилий тратить на формирование иного отношения к Православной Церкви со стороны иноверцев и их властей. Попытаемся кратко охарактеризовать труды миссионеров в Восточной Азии.

Результаты исследования

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович, годы жизни: 1929-2008) с начала архипастырского служения патриарх Алексий II (Ридигер) был назначен заместителем председателя в Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата. На протяжении своей жизни патриарх Алексий II (Ридигер) получает опыт организации внешней деятельности Русской Православной Церкви (далее - РПЦ), который помогает ему в патриаршем служении, затрагивающее порой Японию и Корею. Например, в 2000 г. состоялся официальный визит Святейшего Патриарха Алексия II (Ридигера) в Японию, где он совершил чин интронизации нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви - архиепископа Токийского, митрополита всей Японии Даниила [7]. В рамках визита он встречался с императором Японии Акихито, премьер-министром Иосиро Мори, министром иностранных дел Ёхей Коно, другими официальными лицами, духовенством и православным верующим народом. Это была первая в истории поездка предстоятеля РПЦ в Страну восходящего Солнца [2].

В целом, Патриарх Алексий II (Ридигер) явился миссионером -дипломатом, чья судьба была связаны с необходимостью возрождения Православия в Русской, а также и в Китайской, Японской Церквях.

В свою очередь, действующий Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (в миру Владимир Михайлович Гундяев) в период 1989 по 2009 гг. (до своей интронизации), являлся председателем Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 г. — Отдел внешних церковных связей). В период его руководства в 1998 г. при Отделе внешних церковных сношений была создана Группа по изучению проблем Православной Церкви в Китае, который возглавил миссионер протоиерей Дионисий Андреевич Поздняев. Обладая опытом диалога с дипломатическими ведомствами патриарх Кирилл (Гундяев) выступал с докладами на многих российских и зарубежных конференциях, симпозиумах и форумах. В качестве председателя Отдел внешних церковных связей (далее -ОВЦС) принимал участие во многих международных общественных и

миротворческих инициативах. В должности председателя ОВЦС часто посещал с официальными визитами Японию (2000) и Китай (2006), КНДР (2006 г.), в связи с приглашением правительств этих стран. В 2006 г. в бывшем Свято-Иннокентьевском храме на территории Посольства России он совершил молебен перед Албазинской («Слово Плоть бысть») иконой Матери Божией и иконой святых китайских мучеников. Его приветствовали прихожане православных общин Пекина, Гуанчжоу, Шэньчжэня и Гонконга. В слове по окончании молебна владыка Кирилл (Гундяев) отметил знаменательность совпадения памяти Албазинской иконы Матери Божией, исторически связанной с судьбами Православия в Китае, с датой официального открытия «Года России» в Китае [12]. В дни визита в КНДР в 2006 г. митрополит Кирилл (ныне Патриарх) рукоположил в сан пресвитера диаконов Феодора Кима и Иоанна Ра, выпускников Московской духовной семинарии.

Более этого, в своём докладе 2007 г. по случаю празднования 50-летнего юбилея со дня образования Китайской Автономной Православной церкви он указал о том, что «китайские православные верующие в силу исторических обстоятельств не могут полностью реализовывать свои религиозные верования, в первую очередь, из-за отсутствия священников и регулярных богослужений. РПЦ не стремится к миссионерской деятельности на территории КНР, а заинтересована в восстановлении деятельности Китайской Автономной Православной Церкви и как Церковь-Мать готова оказать содействие в направлении российских священников в качестве временной меры (в первую очередь, в существующие храмы в Синьцзяне и Северо-Востоке Китая) и подготовке национальных китайских священнических кадров в духовных школах России и последующего их поставления в священный сан при координации своих усилий с Государственным управлением по делам религий КНР» [10].

В период своего патриаршего служения им была предпринята реформа центральных органов церковного управления и уточнена сфера деятельности ОВЦС. Являясь Предстоятелем РПЦ, в 2009-2013 гг. он посетил страны: Китай

(2013) г.), Японию (2012 г.). 16 сентября 2012 г. в ходе Первосвятительского визита в Японию Святейший посетил подворье РПЦ в Токио [14]. 10-15 мая 2013 года состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси в пределы Китайской православной церкви. Важно выделить достаточно редкий случай для РПЦ и КНР - это встреча патриарха Кирилла (Гундяева) с Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином и другими государственными деятелями КНР. Во время поездки, кроме литургического предстояния в Пекине и Харбине, он встречался с китайскими православными верующими, а затем представил книгу «Свобода и ответственность» на китайском языке.

Деятельность Святейшего Патриарха Кирилла (Гундяева) можно охарактеризовать как продолжение церковно-дипломатической миссии Патриарха Алексия II (Ридигер), но оно уже носит ярко выраженный межгосударственный политический характер. Святейший Патриарх сегодня выполняет роль в Восточной Азии миссионера-администратора и политика.

Митрополит Волоколамский Иларион (в миру - Григорий Валериевич Алфеев) с 1995 г. работал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, с августа 1997 до начала 2002 гг. возглавлял секретариат по межхристианским связям. Затем 31 марта 2009 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) и Священный Синод, освободив епископа Илариона (Алфеев) от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями, назначили его председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянным членом Священного Синода с титулом «епископ Волоколамский, викарий Патриарха Московского и всея Руси». Под его руководством Отдел внешних церковных связей осуществляет связи РПЦ с правительственными, парламентскими, общественными организациями за рубежом, учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями. В обязанности Отдела внешних церковных связей входит информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих вне РПЦ и затрагивающих ее интересы, подготовка проектов международных отношений,

находящиеся в компетенции Отдела. Секретариат по делам дальнего зарубежья обеспечивает взаимоотношения Московского Патриархата с межгосударственными институтами, международными неправительственными организациями, а также с органами власти, общественными и межрелигиозными объединениями, нехристианскими религиозными общинами зарубежных стран, ведет работу с соотечественниками, проживающими вне пределов канонической территории Московского Патриархата.

Регулярные поездки митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) в Японию и Китай связаны с его деятельностью как руководителя отдела, обеспечивающего зарубежные связи РПЦ. Как викарий Патриарха Московского и всея Руси Иларион (Алфеев) продолжает решать церковно-дипломатические вопросы, стремясь создать благоприятные условия взаимодействия РПЦ с зарубежными властями, от поддержки которых зависит и правое положение православной миссии в Восточной Азии.

Все вышеперечисленные миссионеры, как мы заметим, вышли из церковно-дипломатических кругов Московского Патриархата. Значительные плоды их трудов можно будет увидеть, когда появится больше миссионеров, и кроме политической поддержки им будут созданы соответствующие условия для их жизнедеятельности, будет осуществляться их специальная подготовка.

Следует отметить, что до сих пор существует определенная проблема в деле православной миссии за рубежом, поскольку данный вопрос пересекается с деятельностью Синодального Миссионерского отдела и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Официального учрежденных миссий в исследуемом регионе нет.

Рассмотрим труды российских миссионеров, связанных по территориальным и иным причинам с православной миссией в Восточной Азии и попробуем выделить наиболее важные аспекты их деятельности.

Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (в миру Борис Николаевич Пушкарь). В феврале 1997 г. участвовал в качестве члена экипажа в походе ракетного крейсера «Варяг» в Республику Корея, а в июне 1997 г. на

борту большого противолодочного корабля «Адмирал Виноградов» совершил визит в Токио. С 11 по 15 сентября 2001 г. на борту большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц» совершил визит в Сасебо (Япония). В феврале 2004 года посетил Инчхон (Республика Корея), где принял участие в церемонии открытия памятника российская военным морякам, павшим в сражениях русско-японской войны. В 2010 г. митрополит вновь посетил Республику Корея во главе делегации РПЦ [5], в ходе которой был обсужден широкий круг вопросов, касающихся современного положения Православия в Корее и развития двухсторонних отношений между Россией и Республикой Кореей [15]. Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь), совершая визиты в Японию и Корею, участвует в совершении литургии. В целом, деятельность приморского пастыря на японской и корейской земле скорее осуществляется в силу территориальной близости и носит церковно-служебный характер.

Епископ Уссурийский Иннокентий (в миру Виталий Викторович Ерохин), викарий Владивостокской епархии руководил издательским и миссионерским отделом (с 1997 г.), с 1999 г. осуществляет преподавательскую деятельность в ВУЗе и духовном центре г. Владивостока по дисциплине «миссиология» и др.

При этом, епископ Уссурийский Иннокентий (Ерохин) регулярно совершает визиты с церковно-служебными целями КНДР и Японию. Следует выделить его присутствие с благословения Святейшего Патриарха Московского на торжествах, посвященных 200-летию первого императорского консула и миссионера в Японии Иосифа Антоновича Гошкевича в 2014 г. По приглашению Россотрудничества и Японской Автономной Православной Церкви епископ Иннокентий совершил божественную литургию, а также рассказал японцам, изучавших русский язык, о смысле православной иконы и отличии иконы от живописной картины [3]. Благодаря культурной миссии епископа Иннокентия японцы узнали о глубине церковного искусства.

Миссионерскую деятельность епископа Уссурийского Иннокентия (Ерохина) можно охарактеризовать как просветительскую.

Епископ Кызыльский и Тывинский Феофан (в миру Ким Алексей Илларионович) с сентября 2000 г. окормлял русскоязычных православных в Южной Корее, будучи временно причислен в качестве сотрудника ОВЦС Московского Патриархата к клиру Корейской митрополии Константинопольской Церкви в ответ на просьбу Зилонского епископа Сотирия. Для совершения литургии на церковнославянском языке ему был предоставлен небольшой подземный храм преподобного Максима Грека в Сеуле, также он служил и в других местах страны [6]. 6 мая 2006 г. мэрией г. Сеул ему было присвоено звание «Почетного гражданина Сеула». В октябре 2011 г., в связи с хиротонией и назначением на вновь созданную кафедру епископа Кызыльского и Тывинского Феофана (Ким), в Сеул для окормления российских верующих прибыл иерей Роман Кавча.

Миссионерскую деятельность епископа Кызыльского и Тывинского Феофана (Кима) в период его пребывания в Корее можно обозначить как литургическую.

Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель Гонконгского Петропавловского храма, с 1995 по 2000 гг. находился в составе международного комитета гуманитарной помощи по спасению российских летчиков, приговоренных в смертной казни в Индии, где крестил их в индийской тюрьме. С 1997 г. - сотрудник Секретариата по межправославным связям и загранучреждениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, директор Центра изучения проблем Православия в Китае. В 2003 г. стал настоятелем храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге. В ноябре 2006 г. стал вице-президентом Православного братства Всех китайских святых. Регулярно служит в Гонконге, Пекине, Шэньчжэне и Гуанчжоу. Вместе с китайцами - слушателями и выпускниками православных духовных училищ ведет работу по переводу литургических текстов на китайский язык. Владеет китайским языком.

Протоиерей Дионисий Поздняев является автором монографии «Православие в Китае - XX век», а также статей о Православии в Корее, Японии.

По приглашению епископа Сендайского Серафима (Цудзиэ Нобору) протоиерей Дионисий Поздняев в 2008 г. посетил Японию, где ознакомился с жизнью Японской православной церкви, а также познакомил иерархов Японской Церкви с современным положением и проблемами Китайской Автономной православной церкви. В ходе поездки также обсуждались вопросы, касающиеся церковных связей между Японией и Китаем [13]. Так, в настоящее время возрождается историческая связь православных пастырей в Восточной Азии.

Миссионерская деятельность протоиерея Дионисия Поздняева носит переводческий и научный характер.

Российским миссионером в Японии по сей день продолжает оставаться протоиерей Николай Кацюбан, который является настоятелем Подворья РПЦ в Токио на протяжении 20 лет. Часто он встречает гостей из России, его труды особенно заметны были в 2011 г., когда в Японии произошло землетрясение, и на АЭС "Фукусима-1" произошел выброс радиации, количество жертв исчислялось тысячами. Во время этих событий протоиерей Николай Кацюбан как любящий пастырь помогал российскому и японскому народу в такой тяжелый период [9]. За усердные труды на благо Православия в Японии настоятель подворья протоиерей Николай Кацюбан был награжден орденом равноапостольного Николая Японского II степени.

Как настоятель подворья протоиерей Николай Кацюбан окончательно решил вопрос, связанный с получением земли и строительством храма для Подворья. Храм во имя святого Александра Невского в Мегуро (Токио) и храм во имя свт. Николая архиеп. Мирликийских на Хонкомагоме (Токио) являются важным центром российского Православия в Японии. В задачу подворья входит духовное окормление верующих, оказавшихся волею судеб в Японии, и тех православных из разных стран, которые стали прихожанами подворья. В функции подворья входит и информационное посредничество между РПЦ и другими Церквами, религиозными общинами, общественными организациями Японии, а также организация паломничества японских верующих в Россию. В настоящее время настоятель подворья поддерживает тесные контакты с

Японской Автономной Православной Церковью, раз в месяц сослужит митрополиту Токийскому и принимает активное участие в разных мероприятиях, проводимых Японской Церковью. Подворье занимается просветительской деятельностью только на территории самого подворья и его отделений [4]. Как известно, отделением подворья стал женский монастырь во имя Святой Софии в поселке Мацуо города Самму. Благодаря трудам монахинь и помощи местных крестьян, в монастыре было обустроено церковное хозяйство. Клирик подворья иерей Иоанн Нагая служит в монастыре Божественную литургию по-японски, а настоятель Подворья в Токио протоиерей Николай Кацюбан периодически совершает здесь богослужение по-церковнославянски. Монастырь продолжает свою деятельность как малая женская обитель.

Так миссионерская деятельность протоиерея Николая Кацюбана может быть охарактеризована как социальная и благотворительная.

Российским миссионером в Японии является и священник - протоиерей Николай Дмитриев, который является клириком Японской Церкви, при этом очень хорошо знает японский язык и часто выступает в роли переводчика. Протоиерей Николай Дмитриев служит в Токийском Кафедральном соборе в честь Воскресения Христова (Николай-до). Он окончил Ленинградскую духовную семинарию, где и познакомился с будущей женой, Светланой Ямазаки. В Хакодатском храме прот. Николай Дмитриев пытается применять разные формы работы с людьми. Для интересующихся устраивают экскурсии, беседы с ответами на вопросы.

Его миссионерская деятельность может быть охарактеризована как переводческая и экскурсионная.

Настоятелем Успенского храма г. Пекина (КНР) сегодня является иерей Сергий Воронин (Воронин Сергей Николаевич), который получил лингвистическое и духовное образование, прошел интенсивный курс китайского языка при Пекинском университете языка и культуры, накануне получил ученую степень кандидата искусствоведения (тема кандидатской диссертации -

«Классическая китайская пейзажная живопись как выражение гармонии личности художника и мира»). С 2010 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) был назначен настоятелем Успенского храма на территории Посольства РФ в КНР [16].

Его миссионерская деятельность может быть обозначена как церковно -приходская.

Следует отметить и труды Православного Братства Святых Апостолов Петра и Павла в Гонконге (Московского Патриархата), которые завершили перевод на китайский язык книги святого преподобного Николая Кавасилы «Изъяснение Божественной Литургии». Данная работа византийского богослова является одним из важных святоотеческих трудов о православном богослужении [8]. Это говорит о том, что сегодня святоотеческое наследие постепенно становится более доступным для китайской академической элиты, способствует пробуждению интереса к литургической жизни. Таким образом, переводческая деятельность Братства южного Китая решает ряд вопросов, связанных с необходимости осуществления переводов для нужд и северо-восточной части КНР.

В заключение следует отметить, что:

Во-первых, деятельность российских православных миссионеров в конце XX - начале XXI вв. направлена на развитие церковно-дипломатических отношений, при этом их труды имеют внешнеполитическое значение.

Во-вторых, среди правовых проблем миссии в Восточной Азии на современном этапе - это отсутствие официального статуса миссии и особой организации в условиях централизация власти в руках ОВЦС.

В-третьих, в миссии преимущественно задействованы российские священнослужители, а их деятельность часто носит церковно-служебный и персонифицированный характер.

В-четвертых, сохранение миссии в Восточной Азии возможно благодаря духовной поддержке русскоязычного населения и научно-просветительской деятельности в исследуемом регионе.

Список литературы

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета канонические. - М.: Российское библейское общество, 1994. - 1372 с.

2. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Доклад на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. - М.: Архив официального сайта Московского Патриархата, 2000. - Режим доступа: https://mospat.ru/archive/2000/08/s2000r03/ (дата обращения: 1 апреля 2018г.).

3. В Японии отметили юбилей первого русского консула [Электронный ресурс] // Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата: официальный Web-сервер Московского Патриархата. - Режим доступа: https://mospat.ru/ru/2014/10/02/news109006/ (дата обращения: 1 апреля 2018г.).

4. Виноградова, М. Русское подворье в Японии [Электронный ресурс] // Церковный вестник. - 2005. - № 7 (308) - Режим доступа: http://www.tserkov.info/numbers/orthodox/?ID=1401 (дата обращения: 1 апреля 2018г.).

5. Волков, М. Православие в Корее [Электронный ресурс] / М. Волков // Русский век. - 2012. - №1. - Режим доступа: http://www.ruvek.info/?action=view&id=6629&module=articles (дата обращения: 1 апреля 2018г.).

6. Гавчук, Д. Владыка Феофан (Ким): первый епископ-кореец [Электронный ресурс] // Православие и мир: электрон. журнал. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/vladyka-feofan-kim-pervyj-episkop-koreec/#ixzz3ZmdKGYJW (дата обращения: 1 апреля 2015г.).

7. Жилкина, М. Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Японскую Автономную Православную Церковь // Журнал Московской Патриархии. - 2000. - № 6. - С. 51 - 56.

8. Изъяснение Божественной литургии на китайском языке [Электронный ресурс] // Православие в Китае. - Режим доступа: http://www.orthodox.cn/news/20061123cabasilas_ru.htm (дата обращения:

1 февраля 2018г.).

9. Кацюбан Н., прот. Люди сплотились и помогают друг другу [Электронный ресурс] // Православие и мир: электрон. журнал. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/svyashhennik-nikolaj-kacyuban-lyudi-splotilis-i-pomogayut-drug-drugu/#ixzz3ZdIW8CWX (дата обращения: 1 апреля 2018г.).

10.Кирилл (Гундяев), митр. Доклад по случаю празднования 50-летнего юбилея со дня образования Китайской автономной православной церкви [Электронный ресурс] / митр. Кирилл (Гундяев). - М.: Архив официального сайта Московского Патриархата, 2007. - Режим доступа: https://mospat.ru/archive/2007/11/38758/ (дата обращения: 1 апреля 2018г.).

11.Кирилл (Гундяев), митр. Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы [Электронный ресурс] // Независимая газета. - 1999. - Режим доступа: http://www.ng.ru/specfile/2000-12-15/14_obstoyatelstva.html (дата обращения: 1 апреля 2018 г.).

12.Митрополит Кирилл совершил молебен в Пекине [Электронный ресурс] // Православие в Китае. - Режим доступа: http://www.orthodox.cn/news/20060322kyrillbeijing_ru.htm (дата обращения:

1 апреля 2018 г.).

13. Посещение протоиерея Дионисия Поздняева Японии [Электронный ресурс] // Портал Православие^^ - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41404.htm (дата обращения: 1 апреля 2018 г.).

14. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил подворье русской православной церкви в Токио [Электронный ресурс] // Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата: официальный Web-сервер Московского Патриархата. - Режим доступа: https://mospat.ru/ru/2012/09/17/news70634/ (дата обращения: 1 апреля 2018 г.).

15. Торжества по случаю 110-летия Православия в Корее прошли в Сеуле [Электронный ресурс] // Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата: официальный Web-сервер Московского Патриархата. - Режим

доступа: https://mospat.ru/ru/2010/06/01/news19842/print/ (дата обращения: 1 апреля 2018г.).

16.Успенский храм. Настоятель [Электронный ресурс] // Официальный сайт Успенского храма в г. Пекин. - Режим доступа: http://orthodoxbj.com/nastoyatel/ (дата обращения: 1 апреля 2018г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.