Научная статья на тему 'Деятельность прокуратуры России по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органов местного самоуправления'

Деятельность прокуратуры России по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3131
739
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР / ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / RUSSIA’S PROSECUTOR GENERAL / CITIZENS’ APPLICATIONS / PROCURACY / STATE AUTHORITY / LOCAL SELF GOVERNMENT BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бессарабов Владимир Григорьевич

В статье рассматривается становление института права граждан на обращение в органы государственной власти в России, его история и современное состояние. Автор работы прослеживает историю указанного института со времен его появления до наших дней, показывая, как по мере развития общества и государства возрастали частные и публичные интересы человека, в связи с чем возникала необходимость создания эффективного средства их отражения и защиты. В статье рассмотрены фактически все основные «законодательные своды», содержащие какие-либо положения, регулирующие возможность обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Анализируя и систематизируя множество имеющихся сведений, автор приходит к выводу, что с момента учреждения российской прокуратуры в январе 1722 г. и до октября 1917 г. в России не было единого нормативного правового акта, регулирующего деятельность прокуратуры в рассматриваемой сфере правовых отношений, хотя прокуроры осуществляли эту работу, руководствуясь действующими правовыми актами и указаниями вышестоящих прокуроров. В статье подробно рассматривается деятельность прокуратуры СССР по работе с гражданами, указывается значительная роль Генерального прокурора СССР, возглавлявшего указанный вид работы и следившего за четкостью и слаженностью действий подчиненных, приводится ценная статистическая информация данные о работе прокуратуры и прокуроров по работе с обращениями граждан в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бессарабов Владимир Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s Procuracy activity in the field of realization of citizens’ constitutional right of submitting application to governmental authorities and local self government bodies

Establishment of the institution of the right of citizens to appeal to the state authorities in Russia, as well as its history and current status are considered in the article. The author traces the history of the work of this institution since its appearance to the present day, showing how, as society and state develop, private and public interests of the person increase, and therefore an effective means of reflection and protection becomes necessary. Virtually all the major “legislative codes” that contain any provisions which regulate the opportunity of citizens’ applications submitting to state authorities and local self-government, have been discussed in the article. Analyzing and systematizing the set of available data, the author concludes that, since the establishment of the Russian Prosecutor’s Office in January 1722 up to October 1917 there was no single legal act that would regulate the activities of prosecutors in this sphere of legal relations in Russia, although prosecutors exercised their work, guided by the current legislation and under guidance pf supervising prosecutors. Activities of the USSR Prosecutor’s Office to work with citizens are examined in detail in the article, the significant role of the Prosecutor General of the USSR, which led the specified type of work and watched the clarity and coherence of subordinates, are stated; valuable statistical information data on the work of prosecutors and prosecutors’ work with citizens in recent years is adduced.

Текст научной работы на тему «Деятельность прокуратуры России по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органов местного самоуправления»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 347.963

Бессарабов Владимир Григорьевич

доктор юридических наук, профессор Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Москва

niigp@msk.rsnet.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЩЕНИЕ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В статье рассматривается становление института права граждан на обращение в органы государственной власти в России, его история и современное состояние. Автор работы прослеживает историю указанного института со времен его появления до наших дней, показывая, как по мере развития общества и государства возрастали частные и публичные интересы человека, в связи с чем возникала необходимость создания эффективного средства их отражения и защиты. В статье рассмотрены фактически все основные «законодательные своды», содержащие какие-либо положения, регулирующие возможность обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления. Анализируя и систематизируя множество имеющихся сведений, автор приходит к выводу, что с момента учреждения российской прокуратуры в январе 1722 г. и до октября 1917 г. в России не было единого нормативного правового акта, регулирующего деятельность прокуратуры в рассматриваемой сфере правовых отношений, хотя прокуроры осуществляли эту работу, руководствуясь действующими правовыми актами и указаниями вышестоящих прокуроров. В статье подробно рассматривается деятельность прокуратуры СССР по работе с гражданами, указывается значительная роль Генерального прокурора СССР, возглавлявшего указанный вид работы и следившего за четкостью и слаженностью действий подчиненных, приводится ценная статистическая информация - данные о работе прокуратуры и прокуроров по работе с обращениями граждан в последние годы.

Ключевые слова: прокуратура, Генеральный прокурор, обращения граждан, государственная власть, органы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации в ст. 33 предусматривает, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» [11].

По мнению М.В. Баглая, «обращения граждан являются одним из наиболее важных средств осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением. Будучи одновременно одной из форм участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан способствуют усилению контроля населения за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления [2, с. 215].

В праве на обращение проявляется возможность удовлетворения личных, государственных и общественных интересов. Обращения граждан способствуют усилению контроля граждан за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, борьбе с различными недостатками в их работе. Праву граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления соответствует обязанность этих органов, а также должностных лиц, которым они направлены, в установленном законом порядке и в установленные сроки рассмотреть обращения и принять по ним обоснованное и законное решение [18, с. 22].

По мнению Н.Ю. Хаманевой, обращение граждан можно рассматривать как инструмент охраны прав граждан, как гарантию их защиты и как способ восстановления нарушенного права [24, с. 10].

Ю.Н. Алистратов полагает, что право граждан на обращение является комплексным институтом конституционного права и может рассматриваться: а) как личное субъективное право, составная часть правового статуса человека и гражданина; б) как одна из форм непосредственной демократии; в) как элемент обратной связи между гражданами и формируемыми ими органами государственной власти и местного самоуправления и в этом смысле - неотъемлемой составной частью системы представительной демократии [1, с. 10, 11]. И мы разделяем позиции этих авторов.

Становление института права граждан на обращение имеет в России довольно длительную историю. Первоначально формировалось само это право, определялись субъекты обращений, порядок работы с челобитными во властных структурах, меры ответственности должностных лиц и жалобщиков.

По сути, это право стало одним из первых прав человека, которое появилось у жителей Древней Руси. «Бить челом» на Руси означало подавать жалобу лицам, олицетворяющим власть - вплоть до самого государя. Первоначальный период (IX-XV вв.) развития института обращения характеризуется отсутствием его правового закрепления. На этом этапе на уровне обычаев был сформирован порядок работы с челобитными во властных структурах, который носил сословный характер и лишал некоторые категории населения права обращаться в органы власти.

По мере развития общества и государства возрастали частные и публичные интересы человека,

154

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2015

© Бессарабов В.Г., 2015

в связи с чем возникла необходимость создания эффективного средства их отражения и защиты. Так, потребность в систематизации и координации многочисленных правовых актов, скопившихся к концу XV в., вылилась в работу по составлению первых общерусских правовых сводов - Судебника 1497 г. (великокняжеского) и Судебника 1550 г. (царского) [9, с. 150]. Можно заключить, что Судебник 1497 г. предоставил право, говоря современным языком, обращаться с челобитными вплоть до государя. В Судебнике 1550 г. регламентация по данному вопросу была уточнена и конкретизирована [9, с. 54-62, 97-120].

Важным правовым актом, касающимся рассматриваемого института, было Соборное уложение 1649 г. [17, с. 83-257]. Источниками Уложения стали судебники, указные книги приказов, царские указы, думские приговоры, решения Земских соборов, большая часть статей составлена по челобитным гласных собора, Стоглав, литовское и византийское законодательств [9, с. 173-174].

В соответствии со ст. 20 гл. II Уложения, жалобщикам было запрещено обращаться с челобитной непосредственно к царю. Устанавливалась субординация подачи челобитных. Приказ как орган управления стал обязательной инстанцией, предшествующей обращению к суду самого государя. Только в случае отказа в приеме челобитной или нерешения принятого дела жалобщик мог обратиться непосредственно к монарху.

Создав Сенат и коллегии, император Петр I не смог освободиться от наплыва челобитных и челобитчиков. И император ввел должность рекетмейстера. Работа с челобитными была конкретизирована в именном указе Петра I от 27 апреля 1722 г. «Должность Сената». Указ определил, что жалобы рекетмейстеру на неправый суд коллегий и канцелярий, которые им не подчинены, докладывать императору. При рассмотрении жалоб царь предписывал решать дела «по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня» [9, с. 77]. Особую значимость Указу Петра I придает то, что этим нормативным документом впервые была образована служба по работе с челобитными.

В июне 1763 г. императрица Екатерина II подписала Манифест о порядке рассмотрения жалоб и просьб на высочайшее имя, которым был установлен порядок рассмотрения жалоб по существу. Дела, подлежащие судебному разбирательству, возвращали просителям для передачи в суд [16, с. 303-304]. Таким образом, впервые было введено разделение обращений, поданных в государственные органы, для их рассмотрения в административном или судебном производстве.

Наиболее радикальные изменения в работе с прошениями произошли во время царствования Александра I. Его Манифестом от 1 января 1810 г. учреждался Государственный Совет, при котором

наряду с другими органами были образованы: Комиссия составления законов, Комиссия прошений, Государственная канцелярия. Комиссия прошений возникла из существовавшей до 1810 года при Сенате конторы генерал-рекетмейстера.

Указом от 21 марта 1890 г. на базе Комиссии прошений была создана Канцелярия его императорского величества по принятию прошений, на высочайшее имя приносимых. Этим же Указом устанавливался порядок работы Канцелярии.

Манифестом 1895 г. были внесены незначительные изменения в порядок рассмотрения прошений, определен перечень прошений, подлежащих и не подлежащих рассмотрению, заявители освобождались от гербового сбора, вводилось обязательное уведомление заявителя об окончательном рассмотрении жалобы или передаче её в другую инстанцию.

Следует отметить, что до 1905 г. прошения подавались строго по сословному признаку [15, с. 8]. В соответствии с Указом императора Николая II от 18 февраля 1905 г., право подачи прошений было предоставлено всем гражданам России без исключения. Но нормы этого Указа не были включены в текст основных государственных законов и не стали конституционными [7; 23].

Именно отмеченными правовыми актами руководствовались прокуроры после учреждения Императором Петром I в России нового государственного института, доселе не существовавшего в России - прокуратуры. Цель, поставленная перед прокуратурой, - проведение в жизнь экономических, социальных и политических реформ царя вопреки скрытому, а нередко и открытому, сопротивлению местных органов власти.

Следует отметить, что в изданном еще в 1802 г. Министром юстиции России Генерал-прокурором Г.Р. Державиным документе «Учреждение Департамента министра юстиции или Генерал-прокурора» отмечалась необходимость разделения Департамента Министра юстиции или Генерал-прокурора, на 3 экспедиции, одна из которых должна была рассматривать «все жалобы на губернские и присутственные места от Государя Императора присылаемые и от просителей исходящие», а также принято решение об организации в Департаменте дежурства: «По сделанному расписанию учреждается в Департаменте дежурство из двух человек, которые непрерывно должны быть в оном и один из них ночевать» [14, с. 341, 342].

Подводя итог изложенным материалам, следует заключить, что с момента учреждения российской прокуратуры в январе 1722 г. и до октября 1917 г. в России не было единого нормативного правового акта, регулирующего деятельность прокуратуры в рассматриваемой сфере правовых отношений [3, с. 111], хотя прокуроры осуществляли эту работу, руководствуясь действующими правовыми актами и указаниями вышестоящих прокуроров.

После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы, и все ранее действовавшие правила о работе с обращениями также были упразднены; органы советской власти были вынуждены формировать новую законодательную систему регулирования права на обращения в органы публичной власти.

26 мая 1922 г. III сессия ВЦИК приняла Положение о прокурорском надзоре, 28 мая оно было подписано Председателем ВЦИК М.И. Калининым и стало законом, который вводился в действие с 1 августа 1922 г.

Особо отметим, что в 1920-е годы прошлого века в отличие от ряда десятилетий дальнейшего развития, органы прокуратуры РСФСР ставили перед собой задачу быть «ближе к населению», используя для этого различные формы.

Как отмечал «Еженедельник советской юстиции», «показателем большой популярности прокуратуры у населения служат цифры, характеризующие работу по приему жалоб на действия административных органов. Таких жалоб за отмеченное время (по состоянию на 1 января 1924 г.) принято 17746 и из них оставлено без последствий 3127. В Москве, например, на прием в прокуратуру приходило по 100 и более человек в день. И, как правило, это были рабочие и крестьяне. Прокуратура сумела тогда так поставить работу по приему граждан, чтобы каждый трудящийся понял, что в лице прокурора он всегда имеет первого и самого близкого защитника и охранителя его интересов» [6, с. 64].

Основным нормативным актом, определяющим в тот период порядок рассмотрения всеми органами власти и управления жалоб граждан, являлось постановление ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г. «О положении дел с разбором жалоб трудящихся» [20, ст. 274].

В автономных республиках, краях, областях, городах, районах и сельских Советах персональная ответственность за постановку приема и разрешения жалоб трудящихся возлагалась на председателей исполкомов Советов. Они должны были установить точный порядок приема, направления и рассмотрения жалоб, а также дни и часы приема жалобщиков как ими самими, так и их заместителями и членами исполкомов.

Постановление требовало привлечения к строгой ответственности, вплоть до предания суду лиц, не выполняющих решений, принимаемых по жалобам, а также лиц, виновных в волоките, невнимательном и небрежном отношении к жалобщикам.

22-26 мая 1936 г. состоялся III пленум Комиссии советского контроля при СНК Союза ССР. Пленум рассмотрел по докладу товарища М.И. Ульяновой вопрос «О рассмотрении жалоб трудящихся». В этом постановлении указывалось на ряд чрезвычайно серьезных и совершенно недопустимых

ошибок и фактов невнимательного, нередко бездушно бюрократического отношения к различным заявлениям и жалобам трудящихся [20, ст. 276].

В соответствии с этим документом 3 июня 1936 г. был издан Циркуляр Прокуратуры Союза ССР № 37123 «О перестройке системы и методов работы по рассмотрению жалоб трудящихся на основе постановления III пленума КСК СНК Союза ССР 22-26 мая 1936 года», в котором, в частности, отмечалось, что имеющиеся в Прокуратуре Союза ССР материалы свидетельствуют о том, что указанные в Постановлении III пленума Комиссии советского контроля грубейшие недостатки в работе с жалобами трудящихся имеют место и в работе органов прокуратуры.

При этом личная ответственность за систематическую проверку постановки работы по жалобам во всех звеньях аппарата возлагалась на прокуроров союзных республик, прокуроров краев и областей, военных и транспортных прокуроров [19, с. 141, 142].

В дальнейшем основные положения организации работы по жалобам в органах прокуратуры были определены приказом Генерального Прокурора СССР №112 от 3 июля 1946 г. «Об улучшении работы по рассмотрению жалоб в органах прокуратуры» [21, с. 540], в котором прокурорам республик, краев и областей рекомендовалось шире практиковать проверку жалоб, заслуживающих серьезного внимания, с выездом на места. Тот прокурор, которому поручалось окончательное рассмотрение жалобы, обязался сообщить жалобщику результаты её рассмотрения. Во всех случаях оставления жалоб без удовлетворения жалобщикам следовало (письменно) подробно сообщить мотивы отказа со ссылкой на закон, на основании которого был сделан вывод о необоснованности жалобы.

При этом органы прокуратуры были обязаны не только обеспечить своевременное и правильное рассмотрение поступающих к ним жалоб, но, что особенно важно, и осуществлять надзор за соблюдением законов, определяющих порядок рассмотрения жалоб другими учреждениями [12, с. 232-234].

Но следует особо отметить, что в первых советских конституциях право граждан на обращение в органы государственной власти зафиксировано не было, и оно продолжало регулироваться постановлениями правительства и другими подзаконными актами. Не было закреплено право граждан на обращение в органы государственной власти ни в Конституции СССР 1936 г., ни в конституциях республик, входивших в состав СССР. До конца 60-х годов прошлого века оно продолжало регулироваться постановлениями ЦИК СССР, а так же постановлениями руководящих органов коммунистической партии.

12 апреля 1968 г. Президиум Верховного Совета СССР принял разработанный Комиссией Указ № 2534-УП «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» [4]. Нормы, включенные в него, позволили строить работу с обращениями граждан с учетом происшедших политических и социально-экономических изменений в стране.

В Указе отмечалось, что обращения граждан в государственные и общественные органы с предложениями, заявлениями, жалобами - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связей государственного аппарата с населением, существенный источник информации, необходимый при решении текущих и перспективных вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства.

Но впервые право граждан на обращение в Основном законе было закреплено только в Конституции СССР 1977 года. В ст. 49 Конституции СССР отмечалось, что граждане имеют право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе. Это означало, что институт права на обращение стал конституционной нормой, конституционным правом на непосредственное участие граждан в управлении государственными и общественными делами.

Тем не менее, следует отметить, что после вступления в силу Конституции СССР 1977 г. закон о порядке рассмотрения писем, жалоб и заявлений граждан так и не был принят.

Закон «О прокуратуре СССР» от 30 ноября

1979 г. [5] в ст. 10 «Рассмотрение в органах прокуратуры предложений, заявлений и жалоб» закрепил обязанность прокуроров в установленном законом порядке рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, государственных и общественных организаций и принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан и организаций. В нем особо подчеркивалось, что прокуроры проводят личный прием граждан.

После принятия этого Закона основой организации работы в прокуратуре по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб являлся приказ Генерального Прокурора СССР № 14 от 4 апреля

1980 г. «Об организации работы органов прокуратуры по исполнению законодательства о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Генеральный прокурор СССР обязал всех подчиненных прокуроров проявлять максимум чуткости, внимания к людям, тщательно проверять их заявления и жалобы; в необходимых случаях истребовать уголовные, гражданские дела, другие материалы, производить проверки с выездом на место; принимать исчерпывающие меры для

удовлетворения обоснованных жалоб, к устранению выявленных нарушений законов, привлекать к ответственности должностных лиц; направлять заявителям мотивированные, со ссылкой на закон, ответы; добиваться, чтобы каждая жалоба находила правильное и окончательное решение на местах; разбираться с конкретными случаями необоснованного отклонения жалоб и принимать меры к устранению причин, повлекших принятие ошибочных решений; решительно искоренять проявления бюрократизма, волокиты, бездушного отношения к заявителям.

Часть 2 отмеченной статьи устанавливала, что прокуроры проводят личный прием граждан. Независимо от ранее принятых решений отказ в приеме от граждан жалоб не допускался [10, с. 63-64].

В жалобах, направляемых в органы прокуратуры, граждане более чем в 50% случаев указывали на нарушения их трудовых и жилищных прав. Они часто выражали возмущение существующими порядками работы с ними государственных и общественных органов, безответственным отношением должностных лиц к их правам и законным интересам. Много критических замечаний высказывалось и в адрес прокуратуры [22, с. 3]. В 1986 г. в органы прокуратуры поступило 1,1 млн. обращений, а в 1987 г. - 1,2 млн. [8, с. 65].

После распада СССР на территории Российской Федерации продолжали действовать некоторые законодательные акты Союза ССР, так как регулируемые ими вопросы не нашли еще своего нормативного закрепления в российском законодательстве. По сути, действовавшее законодательство о рассмотрении обращений граждан, за исключением Конституции Российской Федерации, не представляло собой стройной системы норм, объединенных в рамках одного или нескольких специальных федеральных законов. Процедура подачи и рассмотрения обращений граждан регламентировать более чем 80 различными нормативными актами, что существенно затрудняло реализацию права граждан на обращения. Все эти правовые нормы нуждались в систематизации на базе общих принципов и концепций [13, с. 67].

Прокуроры при работе с обращениями руководствовались Конституцией Российской Федерации, ст. 9 «Рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалоб» Закона Российской Федерации от 17. 01. 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», определившей, что в органах прокуратуры в соответствии с ее полномочиями разрешаются неподведомственные суду заявления и жалобы, содержащие сведения о нарушениях закона, а также жалобы на вступившие в силу судебные решения от лиц, имеющих процессуальное право их обжаловать.

После внесения в Закон «О прокуратуре Российской Федерации» изменений и дополнений

и принятия новой редакции Федерального закона от 17.11. 1995 № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в него была включена ст. 10 «Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений и иных обращений», ставшая основанием для работы прокуроров с обращениями граждан. Но одновременно все более остро встал вопрос о необходимости принятия федерального закона, регулирующего порядок рассмотрения обращений граждан.

В первоначальной редакции закон был принят Государственной Думой еще 15 ноября 1996 г., однако только после многочисленных отклонений и доработок 2 мая 2006 г. законодатель принял Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В этом законе конституционная норма - право на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, логично интегри-руясь в систему норм, составляющих гл. 2 Конституции Российской Федерации «Права и свободы человека и гражданина», создает условия для широкого привлечения к правоохранительной и правозащитной деятельности и отдельных граждан, и их объединений и, как показывает правоприменительная практика, превращается в действенный элемент системы защиты их прав, свобод и законных интересов, органами государственной власти, в том числе органами прокуратуры.

В современный период деятельность прокуратуры и прокуроров по работе с обращениями граждан регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», приказом Генерального прокурора РФ от 30.01. 2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции и порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», приказом Генерального прокурора РФ от 07.05.2010 № 195 «О мерах по совершенствованию взаимодействия с общественными организациями ветеранов и пенсионеров прокуратуры», приказом Генерального прокурора РФ от 08.12. 2010 № 435 «Об участии прокуроров в работе мобильной приемной Президента Российской Федерации, приемных Президента Российской Федерации в федеральных округах и административных центрах субъектов Российской Федерации», приказом Генерального прокурора РФ от 31. 05. 2011 № 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» и рядом других нормативных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации. То есть можно заключить, что в стране создана достаточная правовая база для организации соответствующей требова-

ниям времени работы органов прокуратуры с обращениями граждан.

Основанные на соответствующей нормативно-правовой базе, в последние годы органы прокуратуры все более активизируют и совершенствуют свою деятельность по рассмотрению обращений и приему граждан в целях защиты их конституционного права на обращение, считая работу с обращениями граждан одним из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры.

Так, анализ статистических данных за 2012 г. свидетельствуют об устойчивой тенденции роста количества жалоб и заявлений. Всего в органы прокуратуры поступило 3637314 обращений, что на 3,9% больше, чем в 2011 г. (3500 304). Обращения в основном рассматривались своевременно и качественно.

Ежегодно растет число граждан, обратившихся на личный прием в органы прокуратуры Российской Федерации. В 2013 г. прокурорами принято 1005975 человек, в 2012 г. - 950589, увеличение составило 5,8%. Наибольшее количество граждан обратилось на личный прием в прокуратурах: Московской области - 60156 (в 2012 г. - 53 361), г. Москва - 54716 (53301), Краснодарского края - 43018 (45291), Свердловской области - 28777 (28984), Республика Татарстан - 28572 (27733).

Лично прокурорами и их заместителями в 2013 г. принято 330318 человек, или 32,8% (в 2012 г. - 305560, или 32,1%). Руководителями большинства прокуратур уделяется необходимое внимание организации личного приема граждан. Высока доля принятых граждан прокурорами и их заместителями в прокуратурах: республик Саха (Якутия) - 72,3%, Алтай - 70,23%, Северная Осетия - Алания - 67,3%, Коми - 50,64% и Псковской области - 66,4%.

Только в первом полугодии 2014 года в органы прокуратуры поступило около 2 млн. обращений, что на 1,9% превысило показатели прошлого года. При этом наибольшая активность граждан проявлялась в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах.

По результатам рассмотрения этих обращений в целях устранения и пресечения нарушений законности использовался весь спектр мер прокурорского реагирования. Так, количество направленных в суд исков превысило 126 тысяч, по результатам удовлетворения каждого третьего обращения прокурорами вносились представления об устранении нарушений закона, их число составило более 65 тысяч. Кроме того, в ходе проверок инициировались административные дела, вносились протесты и предостережения.

Снизилось количество повторных жалоб на отказ в удовлетворении ранее разрешенных, что является важнейшим показателем качества проводимой работы по рассмотрению обращений. Луч-

шие результаты показали прокуратуры республик Адыгея, Ингушетия и Чечня.

Наиболее часто граждане обращались с жалобами на нарушения трудового, жилищного, земельного законодательства, интересов несовершеннолетних, бездействие судебных приставов-исполнителей, по вопросам пенсионного обеспечения, окружающей среды и природопользования.

Вместе с тем представляется, что необходимо расширить практику использования прокурорами различных форм организации приема граждан. Активизировать участие в выездных приемах, в работе приемных Президента Российской Федерации, уделять больше внимания вопросам оказания правовой помощи населению. В целях оперативного получения информации о нарушениях прав и законных интересов граждан использовать возможности «горячих линий», «телефонов доверия».

В целях устранения нарушений действующего законодательства по результатам рассмотрения жалоб принимать весь комплекс мер прокурорского реагирования. Практиковать рассмотрение обращений граждан с привлечением специалистов контролирующих органов. Добиваться фактического устранения нарушений закона при направлении обращений для рассмотрения в компетентные органы, осуществляя должный контроль за их разрешением.

В работе с обращениями активней реализовы-вать полномочия, предоставленные органам прокуратуры приказом Генерального прокурора РФ от 17.09.2007 № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшения взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления». Активнее использовать возможности сайтов прокуратур, средств массовой информации для разъяснения законодательства.

Полагаем, что осуществление прокурорами всех уровней указанных мер будет способствовать повышению эффективности деятельности прокуратуры по реализации гражданами своего права на обращение в органы государственной власти, местного самоуправления и, в конечном счете, повысит уровень доверия населения к прокуратуре современной России.

Библиографический список

1. Алистратов Ю.Н. Право граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 1997.

2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998.

3. Беляков ПА. Право человека на обращение в дореволюционной России и прокуратура // Актуальные вопросы российского права: сборник научных статей. -Вып. 26. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013.

4. Ведомости Верховного Совета СССР. -1968. - № 17. - Ст. 144.

5. Ведомости Верховного Совета СССР. -1979. - № 49. - Ст. 843.

6. Еженедельник советской юстиции. - 1924. - № 16.

7. Законодательные акты переходного времени. 1904-1906 гг. - СПб. 1906. - С. 615-667.

8. Измайлова Ф.Ш. Производство по делам о решениях и действиях органов власти и местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Проблемы теории законности, методологии и методики прокурорского надзора. Сб. научных трудов. -М.: НИИ ГП РФ, 1994.

9. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2006.

10. Комментарий к Закону о прокуратуре СССР / под ред. А.М. Рекункова. - М., 1984.

11. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.

12. Лебединский В.Г., Каленов Ю.А. Прокурорский надзор в СССР (очерки по курсу) / под общ. ред. Зам. Генпрокурора СССР В.А Болдырева. -М.: Госюриздат, 1957. - С. 232-234.

13. ЛюбимовА.П. Проблемы правового формирования лоббизма // Государство и право. - 1999. - №7.

14. Министерство юстиции за сто лет. - СПб., 1902.

15. Миронов М.А. Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения: сб. нормативных актов. - М., 2001.

16. ПСЗРИ. - Т. XVI. - № 11867.

17. Российское законодательство X-XX веков Т. 3. - М., 1985.

18. Савосина Н.Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 9.

19. Сборник циркуляров и разъяснений Прокуратуры Союза ССР, действующих на 1 сентября 1936 г. / под ред. и с предисловием Прокурора Союза ССР А.Я. Вышинского. - М., 1936.

20. СЗ СССР. - 1936. - № 31.

21. Справочник для судебно-прокурорских работников. - М.: Госюриздат, 1949. - Т. 3.

22. Соболева С.Б. Законность разрешения обращений граждан как фактор обеспечения их социальной защищенности (деликтологический и про-курорско-надзорный аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1990.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Собрание узаконений. - 1905. - № 30. - Ст. 245.

24. Хаманева Н.Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (проблемы законодательного регулирования) // Государство и право. - 1996. - № 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.