Научная статья на тему 'Деятельность первых психологических лабораторий в России как модель формирования профессиональных компетенций психологов'

Деятельность первых психологических лабораторий в России как модель формирования профессиональных компетенций психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1202
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / COMPETENCES / COMPETENCE APPROACH / PSYCHOLOGICAL LABORATORIES / PROFESSIONAL TRAINING / EXPERIMENTAL PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубровина Лариса Анатольевна

В статье обоснована важность реализации компетентностного подхода в образовании в современных условиях. Проанализирована деятельность первых психологических лабораторий в России, выделены особенности и преимущества подготовки психологов в рамках этих объединений. Показана возможность использования опыта организации и деятельности психологических лабораторий при реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE FIRST PSYCHOLOGICAL LABORATORIES IN RUSSIA AS A MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF PSYCHOLOGISTS

The article underlines the importance of realization of competence approach in modern education. On the basis of analysis of first psychological laboratories in Russia the author points out advantages of training of psychologists in these conditions. The article presents potential of use of the experience of organization of psychological laboratories in realization of competence approach to the professional training of psychologists.

Текст научной работы на тему «Деятельность первых психологических лабораторий в России как модель формирования профессиональных компетенций психологов»

История образования и педагогической мысли

Л.А. Дубровина

Деятельность первых психологических лабораторий в России как модель формирования профессиональных компетенций психологов

В статье обоснована важность реализации компетентностного подхода в образовании в современных условиях. Проанализирована деятельность первых психологических лабораторий в России, выделены особенности и преимущества подготовки психологов в рамках этих объединений. Показана возможность использования опыта организации и деятельности психологических лабораторий при реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке психологов.

Ключевые слова: компетенции, компетентностью подход, психологические лаборатории, профессиональная подготовка, экспериментально-психологические исследования.

Концепция модернизации российского образования выдвигает в качестве основной цели профессионального образования подготовку квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности по специальности и конкурентного на рынке труда. Таким образом, качество подготовки выпускника вуза рассматривается в контексте социального заказа на образование. Выпускники учебных заведений, в которых обучение нацелено только на передачу знаний, оказываются недостаточно подготовленными к самостоятельной работе в конкретных трудовых ситуациях, к дальнейшему профессиональному обучению в ходе трудовой деятельности. Необходим поиск новых форм

История образования и педагогической мысли

и методов подготовки специалистов. В современных социально-экономических условиях спрос рынка труда на специалистов с четким перечнем компетенций диктует необходимость реализации компетентностного подхода в образовании.

С позиций компетентностного подхода вопросы повышения качества российского образования рассматривают В.С. Аванесов, А.Д. Гладун, В.П. Панасюк, В.М. Соколова, А.И. Субетто и др., внесшие свой вклад в совершенствование и развитие системы управления качеством образования.

В рамках компетентностного подхода осуществляется аналитическое осмысление профессиональных компетенций: экспликация содержания, классификация, обнаружение корреляций. Профессиональная компетентность выступает как комплекс категориально упорядоченных качеств: специальная, социальная, личностная, индивидуальная компетентность, что соответствует комплексному характеру требований к профессионалу.

Компетентность как сложное и объемное качество личности практически не поддается прямой диагностике в ходе испытаний в форме предметных или даже междисциплинарных экзаменов. Вместе с тем отдельные ее компоненты, в первую очередь, связанные со знаниями и отдельными профессиональными умениями, могут быть успешно диагностированы. Неоценимую помощь в решении задач диагностики и формирования компетенций могут оказать научно-практические исследовательские лаборатории. Внедрение накопленного опыта профессиональной подготовки через включение студентов в работу этих лабораторий представляет одно из возможных решений поставленных перед образованием задач.

В рамках компетентностного подхода к профессиональной подготовке психологов представляет интерес анализ деятельности первых психологических лабораторий в России, создаваемых при учебных заведениях. Как отмечал В.М. Бехтерев, основатель первой в России экспериментально-психологической лаборатории (1885 г.), научные лаборатории помогают сблизить рациональное и чувственное познание, сделать его истинно целостным [1]. Ученый говорил о необходимости реализации принципа единства теории, практики и эксперимента. «То, что вырабатывается в кабинетах и лабораториях, применяется затем у кровати больного, служит предметом лабораторных исследований» [2, с. 8].

Впервые мысль о создании особого института с клиниками и лабораториями для психологических и неврологических исследований была высказана В.М. Бехтеревым в 1903 г. В 1904 г. он выступил на заседании Русского общества нормальной и патологической психологии с предложением об организации Психоневрологического института. Он говорил:

«Вспоминая известные слова великого философа древности «человек, познай самого себя», можно было бы сказать, что нарождающееся учреждение имеет своей задачей познание человека. ...Познать человека в его высших проявлениях ума, чувства и воли, в его идеалах истины, добра и красоты для того, чтобы отделить вечное от бренного, изящное от грубого; познать дитя в его первых проявлениях привязанности к матери, семье. Познать и изучить душевнобольного, чтобы облегчить его страдания и, где можно, излечить, - не значит ли это разрешить больные и самые жгучие вопросы нашей общественной жизни» [1, с. 15-16].

Открывшаяся в 1896 г. психологическая лаборатория в Новороссийском университете (г. Одесса) в отличие от других была организована при кафедре философии историко-филологического факультета

Н.Н. Ланге. Он был первым университетским профессором-психологом, начавшим экспериментальные психологические исследования. С большим трудом после долгих хлопот он добился разрешения открыть психологическую лабораторию. Лаборатория Ланге обслуживала студентов историко-филологического факультета, которым он читал курс психологии. Излагая свои теоретические позиции, Ланге утверждал, что назначение экспериментальной психологии состоит в том, чтобы улучшить интроспекцию, следовательно, эксперимент - это улучшенный метод самонаблюдения. Следуя за экспериментальными фактами, Ланге рассматривал восприятие как развивающийся процесс, обусловленный воздействиями предметов материального мира на органы чувств, в котором происходит отражение воспринимаемого объекта. При этом наблюдаются определенные фазы восприятия, совершается переход от целостного и общего ко все более дифференцированному и в то же время наиболее полному его отражению. Ланге говорил о «перцепции вещей», утверждал зависимость восприятия от объекта, от предмета, подчеркивал предметность восприятия, его целостность. Эту целостность он объяснял тем, что содержанием чувственного образа являются объективно существующие вещи [5]. В психологической лаборатории Ланге широко развернулись исследования по когнитивной психологии, изучались психологические механизмы восприятия. Ланге считал, что подготовка специалиста немыслима без его активной экспериментальной деятельности.

За развитие экспериментальных психологических исследований и открытие лабораторий выступал Н.Я. Грот. В 1895 г. в Московском психологическом обществе он сделал доклад «Основания экспериментальной психологии», в котором раскрыл суть психологического эксперимента [3]. Психологический эксперимент, по словам Грота, должен быть принципиально иным, чем эксперимент в естествознании, поскольку

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

предметом исследований является внутренний, а не внешний опыт, как в естественных науках. Психические факты, как считал Грот, требуют особых приемов и методов изучения. Они доступны наблюдению только благодаря внутреннему чувству, интроспекции. «Трудность для экспериментальной психологии, - писал Грот, - состоит вовсе не в орудии изучения психического содержания - самонаблюдении, так как внутренний опыт не может обманывать. Трудность для экспериментальной психологии заключается в способе передачи, объяснении, описании моего душевного состояния» [3, с. 19]. Поэтому надо отличать смешанный -психофизический и психофизиологический - эксперимент от чисто психологического, который должен определять чисто психологические отношения - «связь и зависимость между психическими явлениями, законами и процессами как таковыми» [3, с. 32]. Грот считал недопустимым преувеличение вспомогательной роли внешнего опыта в психологическом эксперименте. Цель психологии, подчеркивал он, в изучении «чисто психологического содержания» [3, с. 32].

В 1901 г. в Петербурге А.П. Нечаев организовал лабораторию, которая положила начало экспериментальным исследованиям в детской и педагогической психологии, объединила учителей, занимавшихся психологическими экспериментами в школах не только Петербурга, но и других городов.

Созданию первого Психологического института в России предшествовала деятельность психологической лаборатории под руководством Г.И. Челпанова. Работа этой лаборатории началась с осени 1907 г. и продолжалась до 1912 г., когда был создан Московский психологический институт. Под лабораторию была отведена небольшая аудитория, разгороженная на 3 комнаты: кабинет заведующего, читальня и экспериментальная комната. В рамках лаборатории проводился психологический семинар. Каждый год выдвигалась определенная проблематика, вокруг которой разворачивалась деятельность сотрудников лаборатории (профессоров и студентов) в течение года. Первый год работа велась по психофизической проблеме, второй год - по предмету психологии, далее исследовались проблемы личности, психология мышления, функциональная психология, психология внимания и т.д. В семинар принимались студенты после предварительного испытания: собеседование по психологии, иностранному языку, предоставление реферата по определенной проблематике. Эти испытания повышали престижность участия в работе психологической лаборатории. одновременно с занятиями в семинаре начиналась работа по освоению психологической аппаратуры. В практикум принималось 18 человек, которые разбивались на 6 групп. Каждая

группа изучала один и тот же аппарат, с помощью которого должна была реализоваться одна и та же экспериментальная задача, ранее сформулированная руководителем при предварительном ознакомлении с главой из учебного пособия. В процессе решения поставленных задач каждый участник последовательно был испытуемым, протоколистом и экспериментатором. Протоколы просматривались руководителем. Лишь после такой предварительной подготовки студент допускался к самостоятельной опытной работе. Начинающему предлагалось повторить чью-нибудь экспериментальную работу, причем перечень этих работ был указан. отправляясь от данных уже проведенных исследований, большинство начинающих экспериментаторов в процессе работы далеко отходило от оригиналов. На основе полученных результатов были написаны коллективные труды и индивидуальные монографии [4]. Это еще раз подтверждало, что развивая эмоциональный социальный интеллект, Челпанов добивался высокой творческой активности студентов.

Г.И. Челпанов разработал собственную концепцию подготовки психологических кадров, способных решать поставленные перед ними задачи. В рамках университетского образования он предлагал начинать с развития культуры студентов. Вначале будущему психологу необходимо определить философскую школу, в рамках которой он будет в дальнейшем работать. Параллельно с философией должны изучаться такие предметы, как логика, этика, иностранный язык (по возможности несколько). Самостоятельно проводить эксперименты он предлагал только на старших курсах университета (после третьего), после того, как у студента накоплено достаточно теоретических знаний и сформирован методологический подход, а также сформированы умения организовывать и проводить эксперименты, грамотно интерпретировать полученные результаты. Г.И. Челпанов выступал против «пустой экспериментации», «профанации психологической науки», «собирания экспериментального хлама» [7]. Ученый считал, что необходимо подготовить психолога-исследователя. он отмечал, что предварительно необходимо научить студентов работать самостоятельно. одним из первых шагов в этом направлении и была работа в Психологическом практикуме. Во «Введении в экспериментальную психологию» Челпанов писал: «Преподаватель на занятии должен выступать в роли консультанта, а не транслятора знаний. Но практикум - это только упражнение, и, пройдя эту стадию, практикант должен приступить к самостоятельному исследованию. Только это придает смысл университетским учреждениям» [6, с. 23].

Таким образом, опыт показывает, что через деятельность психологической лаборатории можно добиться соединения рационального и

Педагогика и психология

История образования и педагогической мы1сли

эмоционального познания студентов, и, в результате, процесс познания приобретает целостный характер. При наличии психологической лаборатории появляется коллективная творческая деятельность, объединяющая преподавателей и студентов разных курсов в рамках разрабатываемой тематики. В процессе коллективной деятельности развивается содержательное общение - основное проявление социального интеллекта. Развивается способность понимать эмоции у себя и у других. В процессе научной совместной деятельности в рамках психологической лаборатории становится возможной самоактуализация личности. Г лавным социально значимым результатом самоактуализации человека в деятельности является приобретение им компетентности - специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности. Самоактуализация связана с развитием творческого потенциала личности. Что особенно важно для студентов-психологов, т.к. формирование межпредметной компетенции способствует принятию своих индивидуальных особенностей и позитивному самовосприятию. Позитивное самоотношение способствует установлению глубоких и тесных взаимоотношений с другими людьми. организация работы научно-исследовательской лаборатории в рамках вуза позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки студентов. Это проявляется в повышении мотивации обучения, развитии познавательной исследовательской активности. Выпускные квалификационные работы связываются с конкретными потребностями профессиональной деятельности, носят неформальный характер. Студенты видят результаты внедрения своих предложений и создаваемых ими моделей решения выявленных проблем. Появляется коллективная творческая деятельность преподавателей и студентов разных курсов в рамках работы лаборатории. Студенты приобретают практические профессиональные умения и навыки, проходит их самопознание и самопрезентация в профессиональной сфере. Психологическая научно-практическая лаборатория становится формой и феноменологическим методом внедрения компетентностного подхода при профессиональной подготовке психологов.

Анализ деятельности первых психологических лабораторий в России позволяет рассматривать их в качестве одной из возможных моделей формирования профессиональных компетенций и реализации компетент-ностного подхода в образовании.

Библиографический список

1. Бехтерев В.М. Задачи Психоневрологического института. СПб., 1908.

2. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.

3. Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии. М., 1896.

4. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России / Под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1990.

5. Ланге Н.Н. Психологические исследования: Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893.

6. Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. М.-Пг., Харьков, 1918.

7. Челпанов Г.И. О задачах Московского психологического института // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 43-45.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.