История образования и педагогической мысли
Л.А. Дубровина
Деятельность первых психологических лабораторий в России как модель формирования профессиональных компетенций психологов
В статье обоснована важность реализации компетентностного подхода в образовании в современных условиях. Проанализирована деятельность первых психологических лабораторий в России, выделены особенности и преимущества подготовки психологов в рамках этих объединений. Показана возможность использования опыта организации и деятельности психологических лабораторий при реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке психологов.
Ключевые слова: компетенции, компетентностью подход, психологические лаборатории, профессиональная подготовка, экспериментально-психологические исследования.
Концепция модернизации российского образования выдвигает в качестве основной цели профессионального образования подготовку квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности по специальности и конкурентного на рынке труда. Таким образом, качество подготовки выпускника вуза рассматривается в контексте социального заказа на образование. Выпускники учебных заведений, в которых обучение нацелено только на передачу знаний, оказываются недостаточно подготовленными к самостоятельной работе в конкретных трудовых ситуациях, к дальнейшему профессиональному обучению в ходе трудовой деятельности. Необходим поиск новых форм
История образования и педагогической мысли
и методов подготовки специалистов. В современных социально-экономических условиях спрос рынка труда на специалистов с четким перечнем компетенций диктует необходимость реализации компетентностного подхода в образовании.
С позиций компетентностного подхода вопросы повышения качества российского образования рассматривают В.С. Аванесов, А.Д. Гладун, В.П. Панасюк, В.М. Соколова, А.И. Субетто и др., внесшие свой вклад в совершенствование и развитие системы управления качеством образования.
В рамках компетентностного подхода осуществляется аналитическое осмысление профессиональных компетенций: экспликация содержания, классификация, обнаружение корреляций. Профессиональная компетентность выступает как комплекс категориально упорядоченных качеств: специальная, социальная, личностная, индивидуальная компетентность, что соответствует комплексному характеру требований к профессионалу.
Компетентность как сложное и объемное качество личности практически не поддается прямой диагностике в ходе испытаний в форме предметных или даже междисциплинарных экзаменов. Вместе с тем отдельные ее компоненты, в первую очередь, связанные со знаниями и отдельными профессиональными умениями, могут быть успешно диагностированы. Неоценимую помощь в решении задач диагностики и формирования компетенций могут оказать научно-практические исследовательские лаборатории. Внедрение накопленного опыта профессиональной подготовки через включение студентов в работу этих лабораторий представляет одно из возможных решений поставленных перед образованием задач.
В рамках компетентностного подхода к профессиональной подготовке психологов представляет интерес анализ деятельности первых психологических лабораторий в России, создаваемых при учебных заведениях. Как отмечал В.М. Бехтерев, основатель первой в России экспериментально-психологической лаборатории (1885 г.), научные лаборатории помогают сблизить рациональное и чувственное познание, сделать его истинно целостным [1]. Ученый говорил о необходимости реализации принципа единства теории, практики и эксперимента. «То, что вырабатывается в кабинетах и лабораториях, применяется затем у кровати больного, служит предметом лабораторных исследований» [2, с. 8].
Впервые мысль о создании особого института с клиниками и лабораториями для психологических и неврологических исследований была высказана В.М. Бехтеревым в 1903 г. В 1904 г. он выступил на заседании Русского общества нормальной и патологической психологии с предложением об организации Психоневрологического института. Он говорил:
«Вспоминая известные слова великого философа древности «человек, познай самого себя», можно было бы сказать, что нарождающееся учреждение имеет своей задачей познание человека. ...Познать человека в его высших проявлениях ума, чувства и воли, в его идеалах истины, добра и красоты для того, чтобы отделить вечное от бренного, изящное от грубого; познать дитя в его первых проявлениях привязанности к матери, семье. Познать и изучить душевнобольного, чтобы облегчить его страдания и, где можно, излечить, - не значит ли это разрешить больные и самые жгучие вопросы нашей общественной жизни» [1, с. 15-16].
Открывшаяся в 1896 г. психологическая лаборатория в Новороссийском университете (г. Одесса) в отличие от других была организована при кафедре философии историко-филологического факультета
Н.Н. Ланге. Он был первым университетским профессором-психологом, начавшим экспериментальные психологические исследования. С большим трудом после долгих хлопот он добился разрешения открыть психологическую лабораторию. Лаборатория Ланге обслуживала студентов историко-филологического факультета, которым он читал курс психологии. Излагая свои теоретические позиции, Ланге утверждал, что назначение экспериментальной психологии состоит в том, чтобы улучшить интроспекцию, следовательно, эксперимент - это улучшенный метод самонаблюдения. Следуя за экспериментальными фактами, Ланге рассматривал восприятие как развивающийся процесс, обусловленный воздействиями предметов материального мира на органы чувств, в котором происходит отражение воспринимаемого объекта. При этом наблюдаются определенные фазы восприятия, совершается переход от целостного и общего ко все более дифференцированному и в то же время наиболее полному его отражению. Ланге говорил о «перцепции вещей», утверждал зависимость восприятия от объекта, от предмета, подчеркивал предметность восприятия, его целостность. Эту целостность он объяснял тем, что содержанием чувственного образа являются объективно существующие вещи [5]. В психологической лаборатории Ланге широко развернулись исследования по когнитивной психологии, изучались психологические механизмы восприятия. Ланге считал, что подготовка специалиста немыслима без его активной экспериментальной деятельности.
За развитие экспериментальных психологических исследований и открытие лабораторий выступал Н.Я. Грот. В 1895 г. в Московском психологическом обществе он сделал доклад «Основания экспериментальной психологии», в котором раскрыл суть психологического эксперимента [3]. Психологический эксперимент, по словам Грота, должен быть принципиально иным, чем эксперимент в естествознании, поскольку
Педагогика и психология
История образования и педагогической мысли
предметом исследований является внутренний, а не внешний опыт, как в естественных науках. Психические факты, как считал Грот, требуют особых приемов и методов изучения. Они доступны наблюдению только благодаря внутреннему чувству, интроспекции. «Трудность для экспериментальной психологии, - писал Грот, - состоит вовсе не в орудии изучения психического содержания - самонаблюдении, так как внутренний опыт не может обманывать. Трудность для экспериментальной психологии заключается в способе передачи, объяснении, описании моего душевного состояния» [3, с. 19]. Поэтому надо отличать смешанный -психофизический и психофизиологический - эксперимент от чисто психологического, который должен определять чисто психологические отношения - «связь и зависимость между психическими явлениями, законами и процессами как таковыми» [3, с. 32]. Грот считал недопустимым преувеличение вспомогательной роли внешнего опыта в психологическом эксперименте. Цель психологии, подчеркивал он, в изучении «чисто психологического содержания» [3, с. 32].
В 1901 г. в Петербурге А.П. Нечаев организовал лабораторию, которая положила начало экспериментальным исследованиям в детской и педагогической психологии, объединила учителей, занимавшихся психологическими экспериментами в школах не только Петербурга, но и других городов.
Созданию первого Психологического института в России предшествовала деятельность психологической лаборатории под руководством Г.И. Челпанова. Работа этой лаборатории началась с осени 1907 г. и продолжалась до 1912 г., когда был создан Московский психологический институт. Под лабораторию была отведена небольшая аудитория, разгороженная на 3 комнаты: кабинет заведующего, читальня и экспериментальная комната. В рамках лаборатории проводился психологический семинар. Каждый год выдвигалась определенная проблематика, вокруг которой разворачивалась деятельность сотрудников лаборатории (профессоров и студентов) в течение года. Первый год работа велась по психофизической проблеме, второй год - по предмету психологии, далее исследовались проблемы личности, психология мышления, функциональная психология, психология внимания и т.д. В семинар принимались студенты после предварительного испытания: собеседование по психологии, иностранному языку, предоставление реферата по определенной проблематике. Эти испытания повышали престижность участия в работе психологической лаборатории. одновременно с занятиями в семинаре начиналась работа по освоению психологической аппаратуры. В практикум принималось 18 человек, которые разбивались на 6 групп. Каждая
группа изучала один и тот же аппарат, с помощью которого должна была реализоваться одна и та же экспериментальная задача, ранее сформулированная руководителем при предварительном ознакомлении с главой из учебного пособия. В процессе решения поставленных задач каждый участник последовательно был испытуемым, протоколистом и экспериментатором. Протоколы просматривались руководителем. Лишь после такой предварительной подготовки студент допускался к самостоятельной опытной работе. Начинающему предлагалось повторить чью-нибудь экспериментальную работу, причем перечень этих работ был указан. отправляясь от данных уже проведенных исследований, большинство начинающих экспериментаторов в процессе работы далеко отходило от оригиналов. На основе полученных результатов были написаны коллективные труды и индивидуальные монографии [4]. Это еще раз подтверждало, что развивая эмоциональный социальный интеллект, Челпанов добивался высокой творческой активности студентов.
Г.И. Челпанов разработал собственную концепцию подготовки психологических кадров, способных решать поставленные перед ними задачи. В рамках университетского образования он предлагал начинать с развития культуры студентов. Вначале будущему психологу необходимо определить философскую школу, в рамках которой он будет в дальнейшем работать. Параллельно с философией должны изучаться такие предметы, как логика, этика, иностранный язык (по возможности несколько). Самостоятельно проводить эксперименты он предлагал только на старших курсах университета (после третьего), после того, как у студента накоплено достаточно теоретических знаний и сформирован методологический подход, а также сформированы умения организовывать и проводить эксперименты, грамотно интерпретировать полученные результаты. Г.И. Челпанов выступал против «пустой экспериментации», «профанации психологической науки», «собирания экспериментального хлама» [7]. Ученый считал, что необходимо подготовить психолога-исследователя. он отмечал, что предварительно необходимо научить студентов работать самостоятельно. одним из первых шагов в этом направлении и была работа в Психологическом практикуме. Во «Введении в экспериментальную психологию» Челпанов писал: «Преподаватель на занятии должен выступать в роли консультанта, а не транслятора знаний. Но практикум - это только упражнение, и, пройдя эту стадию, практикант должен приступить к самостоятельному исследованию. Только это придает смысл университетским учреждениям» [6, с. 23].
Таким образом, опыт показывает, что через деятельность психологической лаборатории можно добиться соединения рационального и
Педагогика и психология
История образования и педагогической мы1сли
эмоционального познания студентов, и, в результате, процесс познания приобретает целостный характер. При наличии психологической лаборатории появляется коллективная творческая деятельность, объединяющая преподавателей и студентов разных курсов в рамках разрабатываемой тематики. В процессе коллективной деятельности развивается содержательное общение - основное проявление социального интеллекта. Развивается способность понимать эмоции у себя и у других. В процессе научной совместной деятельности в рамках психологической лаборатории становится возможной самоактуализация личности. Г лавным социально значимым результатом самоактуализации человека в деятельности является приобретение им компетентности - специфической способности, позволяющей эффективно решать типичные проблемы, задачи, возникающие в реальных ситуациях повседневной жизни, производственной и общественной деятельности. Самоактуализация связана с развитием творческого потенциала личности. Что особенно важно для студентов-психологов, т.к. формирование межпредметной компетенции способствует принятию своих индивидуальных особенностей и позитивному самовосприятию. Позитивное самоотношение способствует установлению глубоких и тесных взаимоотношений с другими людьми. организация работы научно-исследовательской лаборатории в рамках вуза позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки студентов. Это проявляется в повышении мотивации обучения, развитии познавательной исследовательской активности. Выпускные квалификационные работы связываются с конкретными потребностями профессиональной деятельности, носят неформальный характер. Студенты видят результаты внедрения своих предложений и создаваемых ими моделей решения выявленных проблем. Появляется коллективная творческая деятельность преподавателей и студентов разных курсов в рамках работы лаборатории. Студенты приобретают практические профессиональные умения и навыки, проходит их самопознание и самопрезентация в профессиональной сфере. Психологическая научно-практическая лаборатория становится формой и феноменологическим методом внедрения компетентностного подхода при профессиональной подготовке психологов.
Анализ деятельности первых психологических лабораторий в России позволяет рассматривать их в качестве одной из возможных моделей формирования профессиональных компетенций и реализации компетент-ностного подхода в образовании.
Библиографический список
1. Бехтерев В.М. Задачи Психоневрологического института. СПб., 1908.
2. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.
3. Грот Н.Я. Основания экспериментальной психологии. М., 1896.
4. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России / Под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1990.
5. Ланге Н.Н. Психологические исследования: Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса, 1893.
6. Челпанов Г.И. Введение в экспериментальную психологию. М.-Пг., Харьков, 1918.
7. Челпанов Г.И. О задачах Московского психологического института // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 43-45.
Педагогика и психология