Научная статья на тему 'Деятельность педагога по снижению агрессивного поведения подростков'

Деятельность педагога по снижению агрессивного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1834
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ACTIVITY OF THE TEACHER / СЕМЬЯ / FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блягоз Асиет Нурбиевна, Мамышева Зуриет Зулькариновна

В статье рассматривается деятельность педагога по снижению агрессивного поведения подростков в школе. Тема агрессии является актуальной в связи с ростом подростковой преступности. Эта тема всегда вызывает интерес не только у психологов и педагогов, но и общества в целом. Приводятся результаты опроса педагогов и родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE TEACHER ON MITIGATING THE TEENAGERS’ AGGRESSIVE BEHAVIOR

The paper discusses the activity of the teacher on mitigating the aggressive behavior of teenagers at school. The subject of aggression is relivant due to growth of teenager criminality. This subject is always of interest not only for psychologists and teachers, but also for the society on the whole. Results of poll of teachers and parents are given.

Текст научной работы на тему «Деятельность педагога по снижению агрессивного поведения подростков»

УДК 37.013.42

ББК 74.66

Б 71

А.Н. Блягоз

Кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета; E-mail: zuriet77@yandex.ru

З.З. Мамышева

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Адыгейского государственного университета; E-mail: zuriet77@yandex.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматривается деятельность педагога по снижению агрессивного поведения подростков в школе. Тема агрессии является актуальной в связи с ростом подростковой преступности. Эта тема всегда вызывает интерес не только у психологов и педагогов, но и общества в целом. Приводятся результаты опроса педагогов и родителей.

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение подростков, деятельность учителя, семья.

A.N. Blyagoz

Candidate of Philology, Associate Professor of Pedagogics and Pedagogical Technologies Department, Adyghe State University; E-mail: zuriet77@yandex.ru

Z.Z. Mamysheva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Psychology Department, Adyghe State University; E-mail: zuriet77@yandex.ru

ACTIVITY OF THE TEACHER ON MITIGATING THE TEENAGERS'

AGGRESSIVE BEHAVIOR

Abstract. The paper discusses the activity of the teacher on mitigating the aggressive behavior of teenagers at school. The subject of aggression is relivant due to growth of teenager criminality. This subject is always of interest not only for psychologists and teachers, but also for the society on the whole. Results of poll of teachers and parents are given.

Keywords: aggression, aggressive behavior of teenagers, activity of the teacher, family.

За последние годы в нашем обществе наблюдается рост агрессивных тенденций в подростковой среде. Тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом подростковой преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в подростковой субкультуре и семье. Эта тема всегда вызывает интерес не только у психологов и педагогов, но и общества в целом.

Целью исследования в статье явилось изучение деятельности учителя по снижению агрессивного поведения подростков. Методы исследования. С помощью анкет и методом опроса учителей и родителей гимназии №22 г. Майкопа изучены проявления агрессии у подростков.

Материал исследования. Проблеме агрессивного поведения личности вообще и подростков в частности посвящено большое количество работ как в отечественной, так и зарубежной психологии (A. Buss, 1961; К. Lorens, 1967; Г.М. Андреева,1988; Т.В. Драгунова,

1979; В.И. Жельвис, 1990; Ф.С. Сафуанов, 1999; Л.М. Семенюк, 1996 и др.).

Агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или приносящее ущерб другим. Агрессия (от лат. «agressю» - нападение, приступ) - это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха т.п.) [1].

Целью агрессии является нанесение вреда тому или иному лицу, проявляющееся в межличностных отношениях внутри школы, в частности, отношениях между учителями и учащимися, между самими учащимися внутри их микросоциума. Это порождает систему различных деструктивных конфликтов - от прямых или косвенных угроз до импульсивных агрессивных действий [2].

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий. Агрессивность у различных лиц может иметь различную степень выраженности, потенциально гармонически развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Полное отсутствие агрессивности приводит к податливости, неспособности занять активную насущную позицию.

Сейчас как никогда важно изучить причины, вызывающие агрессивность у подрастающего поколения, чтобы предотвратить дальнейшую деградацию в отношениях между ребенком и окружающими его людьми, оказать ему содействие в налаживании социально важных контактов. Почти каждый подросток во время переходного возраста встречается с особыми трудностями, пытаясь найти себя, поэтому важно пережить его без особых травм.

Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, и зачастую учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Взрослые не любят агрессивного поведения детей.

Деятельность учителя по снижению и коррекции агрессивного поведения у подростков является злободневной, так как агрессия становится нормой поведения в сегодняшнем мире. Если агрессия и не является средством защиты, то она используется как средство нападения, чтобы доказать свою силу, значимость и без явной угрозы. Любое агрессивное поведение подростка - это сигнал внутреннего дискомфорта, и задача психолога, учителя и семьи разобраться в причинах и помочь подростку справиться с ситуацией социально подходящим образом. Агрессивное поведение - это наиболее общеизвестный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называется ненормальным (неадекватным), его цель - устранение препятствия.

Подростковая агрессия делится на физическую и вербальную, т. е. подросток может обижать сверстников, ломать и портить вещи или унижать окружающих, ругаться. Кризис подросткового возраста - абсолютно нормальное явление, свидетельствующее о развитии личности, но при наличии некоторых неблагоприятных факторов и условий это кризисное состояние приводит к агрессивному поведению.

Среди форм агрессивных реакций выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся в поведении подростков:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого

лица.

Косвенная агрессия - действия, окольными путями направленные как на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

^лонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев [3].

В процессе обучения подростки проявляют эмоциональные реакции: обида, гнев, раздражение, огорчение и др. Проявление агрессивности на уроках нарушают дисциплину, разрушают эмоциональный климат, деформируют ход учебного процесса. Всё это, включая непосредственно агрессивное напряжение, имеет отношение к здоровью субъекта, проявляющего агрессивность, и всех, кто его окружает. Именно здесь психолого-педагогическая грамотность учителя позволяет находить оптимальные пути нормализации ситуации с учётом индивидуального подхода к подростку.

Воспитание у школьника умений самостоятельно корректировать свою агрессивность может осуществляться только на основе активности самого подростка во взаимодействии с окружающей средой. Говоря о его деятельности, следует подчеркнуть, что она существенным образом зависит от его мотивации. Поэтому педагог должен прежде всего опираться на потребности и мотивы подростка, определять, что является для него главным на данный момент. Воспитание агрессивных школьников предполагает включение в его процесс следующих компонентов:

- целенаправленной работы по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и т.п.);

- актуализации всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа; отношения ученик - классный коллектив, дети -родители, учитель - ученик, учитель - родители);

- введения нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и проявлений личности воспитанников;

- приемлемого соотношения форм практической деятельности и нравственного просвещения учащихся [4].

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Позиция подростков выражается в стремлении определить своё место в событиях общественной жизни, реально оценить свои возможности, потребность действовать в соответствии с собственными убеждениями. Через поступки, самостоятельно принятые решения они проверяют реальность нравственных норм, предложенных им в процессе воспитания. Ошибки учителей при оценке поступков учеников приводят к сложным ситуациям, отчуждению, личностным конфликтам. В то же самое время ученики активно ищут среди учителей тех, с кем можно обо всём поговорить откровенно. Дополнительными факторами выступают преобладающее настроение учителя при взаимодействии с учениками, отсутствие педагогических способностей, интереса к педагогической работе, жизненное неблагополучие учителя, общий климат и ориентация работы в педагогическом коллективе.

Как видно, всякая ошибка учителя при разрешении ситуаций и конфликтов тиражируется в восприятии учащихся, сохраняется в их памяти и долго влияет на характер взаимоотношений. Интересно, что руководители школ часто видят виновность учителя в возникновении конфликтов, а учитель свою виновность признаёт редко, поэтому всегда остается актуальной проблема, как помочь и учителю, и ученику в установлении добрых отношений [2].

Результаты исследования. Опрос, проведённый в гимназии №22, и анкетирование родителей и педагогов показало , что в школе существует проблема агрессивности. По мнению педагогов, чаще всего приходится сталкиваться с физической и вербальной формами агрессии. Больше всего агрессия проявляется у учащихся в возрасте 10-12лет, чуть меньше 13-15 лет. В школе агрессия обычно проявляется на перемене. Наиболее частые причины проявления агрессии педагоги связывают с воспитанием детей в семье.

Результаты анкетирования родителей показали, что их мнения совпадают во многом с мнениями педагогов. Проблема агрессии в классе существует, и очень важно ее решать.

Основными причинам агрессии родители считают воспитание в семье, влияние общества, телевидения, врожденные психические заболевания.

Изучение подростков выявило, что агрессия имеет самые различные формы и разнообразие причин, поэтому очень важно увидеть грань между спонтанными, ситуативными проявлениями агрессии у подростка и закреплением этих проявлений как устойчивых в характере и темпераменте подростка. Взвешенное сочетание психолого -педагогического воздействия с агрессивным поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

В заключение, обобщая сказанное, отметим, что работа педагога с агрессивными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от педагога личностного роста, хороших, постоянно обновляющихся знаний в области психологии обучения и развития агрессивных детей, тесного сотрудничества с педагогами, учителями, администрацией школы, обязательно с родителями агрессивных детей, а также интеграции усилий заинтересованных организаций при широком использовании средств массовой информации.

Примечания:

1. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983.

2. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: Флинта, 2003. 93 с.

3. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. СПб.: Речь, 2004. 334 с.

4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 154 с.

5. Дёмкина Е.В., Паатова М.Э. Социально-педагогическая реабилитация девиантных подростков в контексте личностно ориентированной парадигмы образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2014. Вып. 1 (132). С. 40-45.

References:

1. Psychological Dictionary. M.: Pedagogika, 1983.

2. Semenyuk L.M. Psychological features of aggressive behavior of teenagers and conditions of its correction. M.: Flinta, 2003. 93 pp.

3. Platonova N.M. Aggression of children and teenagers. SPb.: Rech, 2004. 334 pp.

4. Smirnova T.P. Psychological correction of children's aggressive behavior. Rostov-on-Don: Phoenix, 2003. 154 pp.

5. Demkina E.V., Paatova M.E. Socio-pedagogical rehabilitation of deviant teenagers in the context of personality-focused paradigm of education // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2014. Issue 1 (132). P. 40-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.