ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ДО РЕФОРМЫ 1864 Г Текст научной статьи по специальности «ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ»

Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ДО РЕФОРМЫ 1864 Г' по специальности 'ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ' Читать статью 5
Quote цитировать Review рецензии ВАК
0 6
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 03.23 — История России
  • ВАК РФ: 07.00.02
  • УДK: 94(470)
  • Указанные автором: УДК: 94(47)+343.21:343.163
Ключевые слова
  • ПРОКУРОР
  • ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ПРОТЕСТ
  • ТРУДОВЫЕ ПРАВА
  • ATTORNEY
  • CIVIL PROCESS
  • OPINION
  • PROTEST
  • LABOR RIGHTS

Аннотация
научной статьи
по истории и историческим наукам, автор научной работы — ГОЛОВКО И. И.

В статье рассмотрено становление деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве России. Особое внимание обращено на правозащитную деятельность прокурора. Автор приходит к выводу, что в период 1722–1864 гг. прокурор не наделялся полномочиями по защите трудовых прав граждан, а в целом становление деятельности прокурора в гражданском процессе было прогрессивным.

Annotation
of scientific paper
2012 year, VAK speciality — 07.00.00, author — GOLOVKO I. I.

The text considers the formation of the prosecutor in civil proceedings in Russia. Particular attention is paid to human rights work of the prosecutor. The author concludes that the period1722–1864. Prosecutor does not have the authority to protect labor rights, and in general the formation of the prosecutor in the civil process was progressive.

Научная статья по специальности "История России" из научного журнала "Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского", ГОЛОВКО И. И.

Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ДО РЕФОРМЫ 1864 Г". Научная статья по специальности "История России"

ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES
№ 27 2012
УДК 94(47)+343.21:343.163
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ ДО РЕФОРМЫ 1864 Г.
© и. и. ГОЛОВКО
Санкт-Петербургский юридический институт (филиал Академии Генеральной Прокуратуры РФ), кафедра прокурорского надзора и обеспечения участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских
и арбитражных дел e-mail: irinaivanovna2009@yandex.ru
Головко И. И. - Деятельность органов прокуратуры России по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве до реформы 1864 г. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 574-576. - В
статье рассмотрено становление деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве России. Особое внимание обращено на правозащитную деятельность прокурора. Автор приходит к выводу, что в период 1722-1864 гг. прокурор не наделялся полномочиями по защите трудовых прав граждан, а в целом становление деятельности прокурора в гражданском процессе было прогрессивным.
Ключевые слова: прокурор, гражданский процесс, заключение, протест, трудовые права.
Golovko I. I. - Activity of prosecution bodies of Russia on protection of labor rights in civil proceedings before the reform in 1864 // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 574-576. - The text considers the formation of the prosecutor in civil proceedings in Russia. Particular attention is paid to human rights work of the prosecutor. The author concludes that the period1722-1864. Prosecutor does not have the authority to protect labor rights, and in general the formation of the prosecutor in the civil process was progressive.
Keywords: attorney, civil process, opinion, protest, labor rights.
По действующему российскому законодательству прокурор вправе обращаться в суд в защиту трудовых прав граждан и давать заключения в делах о восстановлении на работе (ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации). Дела этой категории многочисленны.
Однако проблема наделения прокурора полномочиями по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве исследована недостаточно полно. Эти вопросы в основном рассматривались в рамках общих исследований. Специальные публикации по этой тематике издавались в различные исторические периоды, поддерживали противоположные точки зрения, не учитывают последних изменений в законодательстве [14].
Таким образом, названная проблема важна и актуальна.
Рассмотрим законодательство, регламентирующее деятельность прокурора по защите трудовых права граждан в гражданском судопроизводстве, условия и результаты этой деятельности с периода появления прокуратуры в 1722 г.
Прокурор был представителем верховной власти и государства в Сенате; обладал широкими надзор-
ными полномочиями над всеми учреждениями, подчиненными Сенату, в том числе и судебными органами [18, С. 169-186, 194-200].
Указом от 17 апреля 1722 г. «О хранении прав гражданских» [19] на прокуратуру была возложена также защита прав и интересов государства.
Генерал-прокурору были подчинены прокуроры одиннадцати надворных судов [17, С. 184]. Они имели право проверять решения и опротестовывать незаконные решения судов. Надворные суды существовали не в каждой губернии России [8, С. 707].
До второй половины XVII века все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Соборное Уложение 1649 г., бывшее основой правовой системы Российской империи на протяжении XVIII столетия, не разделяло уголовный и гражданский процесс. Общий ход процесса, названия процессуальных документов и действий в принципе одинаковы и для уголовных и для гражданских дел (исключая порядок обнародования приговоров) [13].
В XVIII веке трудовые отношения и трудовое законодательство в России еще отсутствовали.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>
После смерти Петра I в 1725 г. началась так называемая «эпоха дворцовых переворотов», длившаяся до вошествия на престол Екатерины II [6, С. 746]. Каждый новый правитель прилагал усилия к изменению законодательства и государственного аппарата по своему разумению. В ходе преобразований прокуратура, стеснявшая чиновную аристократию [7, С. 855], была упразднена в 1727 г. [2, С. 17]
В правление императрицы Анны Иоанновны в 1730 г.[11] были восстановлены должности генерал -и обер-прокурора Сената, прокуроров в судебных местах. Конкретные должности прокуроров в судебных местах и их полномочия Указ не называл.
Через три года была учреждена должность губернского прокурора [16] согласно административно-территориального принципа [3, С. 19], а не при надворных судах. Прокуроры надзирали за судами, был вправе опротестовать незаконные решения судов. В этот период прокуроры не могли предъявлять заявления в суд и участвовать в рассмотрении дел судами. Прокурор приближался к исполнительной власти.
В провинциях прокуроры появились гораздо позже, только в 1763 г. Провинциальные прокуроры были подчинены не губернскому прокурору, а непосредственно генерал-прокурору. они обладали той же компетенцией, какой и губернские прокуроры, но на провинциальном уровне [4, С. 19]. Таким образом, прокуратура как иерархическая система еще не сформировалась.
Этот порядок деятельности прокуратуры России в судах сохранялся до реформирования российского законодательства Екатериной II.
Екатерина II приняла меры к укреплению государства, усилению целостности центральной власти, разделению властей, формированию самостоятельной судебной власти, преобразованию прокуратуры.
Изданные Екатериной II «Учреждений для управления губерний Всероссийской Империи» в 1775 г. [20] устанавливали систему губернской прокуратуры, были установлены должности прокуроров при губернских правлениях и судах.
Упразднялась не связанная с губернской провинциальная прокуратура, прокуратура приобрела черты единой системы, в которой все нижестоящие прокуроры подчинены вышестоящим вплоть до генерал-прокурора.
Перед прокурорами была поставлена задача сохранения везде порядка, определенного законами, в том числе в производстве и отправлении дел, «целость власти и интересов императорского величества» путем надзора за соблюдением законодательства, участия в рассмотрении судом дел и надзора за законностью разрешения дел.
Круг полномочий прокуроров в судах расширился. Прокуроры наблюдали за порядком и правосудием, за точным исполнением законов, учреждений и указов, за сроками по делам в производстве; введено заключение прокурора о смысле закона и по спорам о подсудности (ст. 405 «Учреждений»).
Прокурор был введен в отделившееся от уголовного судопроизводство по казенным делам. По этим делам прокурору вменялась обязанность защищать казенный и общественный интерес путем дачи заключений, что было впервые (ст. 407, 409 «Учреждений»). Появились дела «обязательной категории» участия прокурора.
Вводились должности стряпчих - помощников прокуроров в судах.
Прокуроры и стряпчие обладали схожими полномочиями, однако законодатель в официальных разъяснениях считал прокуратуру стоящей вне активного управления, властью только надзирающей; в одном решении суда стряпчий при гражданской палате по казенным делам был сравнен с челобитчиком в его процессуальных правах, законодатель указал, что стряпчий всегда является блюстителем закона, даже ведя казенное дело [9].
Трудовые отношения и трудовое законодательство до конца XVIII в. не появились.
В дальнейшем, в периоды правления Павла I и Александра I штаты прокуратуры были сокращены, но статус прокуратуры не изменялся.
Были упразднены должности стряпчих. Прокуроры при судебных местах становились все более общественными обвинителями, а с уничтожением стряпчих, в силу необходимости, переняли от последних их функции представительства «казенных и общественных интересов» [10, С. 95].
Согласно Манифеста от сентября 1802 г. «Об учреждении Министерств» Министр юстиции совмещал должность генерал-прокурора. на него возлагались вопросы министерства и активного управления, вопросы устройства судебного порядка [15, С. 95]. Таким образом, прокурорский надзор за судом получил дальнейшее развитие.
несмотря на постоянные изменения, которые в первой половине XIX века вносились в законодательство о прокурорском надзоре, функции и значение губернской прокуратуры существенно не менялись. наибольшее внимание губернские прокуроры в этот период уделяли просмотру решений и приговоров губернских судебных и административных учреждений [5, С.20] и заключениям по делам.
Полномочия прокуроров расширились по «Своду законов Российской империи» 1832 г. [12]: они участвовали в рассмотрении судами дел с участием казны, общества, государства, давали по ним заключения.
Этого требовал принцип особого правительственного попечения по некоторого рода делам. Кроме того, участие образованных лиц в судопроизводстве было необходимо, так как «современник отмечали низкий умственный и нравственный уровень личного состава суда. Это объяснялось рядом причин, первая из которых - выборность судей. для выборных судей не было установлено в законе образовательного ценза, на выборах преобладали мелкопоместные дворяне, которые в массе своей отличались почти поголовным невежеством» [1].
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.
Таким образом, сначала прокурор не был участником процесса, не обращался с заявлениями в суд и не вступал в процесс для дачи заключений. Как надзорный орган он мог только проверять и опротестовать незаконные акты судов.
В дальнейшем статус и полномочия прокуроров развивались, прокурор получил полномочия надзора за законностью, сроками и порядком в рассмотрении рассмотрения дел судом.
Прокурор вступал в дело и давал заключения по делам «обязательной категории»: о защите прав и интересов государства, общества и казны; по иным вопросам.
На основании изложенного считаем, что становление деятельности прокурора в гражданском процессе в исследованный период было прогрессивным, соответствовало развитию законодательства, способствовало повышению авторитета прокуратуры и расширению круга ее полномочий.
У прокурора не было права обращаться в суд с иском (заявлением) и оспаривать решения суда. Прокурор не обладал полномочиями защиты трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве в связи с отсутствием соответствующего законодательства.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисова Е. А. Общая характеристика гражданского судопроизводства по Своду законов Российской империи // Законодательство. 2004. № 11. С. 83-93.
2. Казанцев С. М. Прокуратура Российской империи: Историко-правовое исследование. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 30 с.
3. Там же.
4. Там же.
5. Там же.
6. Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: Альфа-книга, 2009. 970 с.
7. Там же.
8. Там же.
9. Корф С. А. Административная юстиция в России. Книга первая. Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России.
Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
10. Там же.
11. Манифест 2 октября 1730 г. "Быть при Сенате генерал и обер-прокурорам, а при коллегиях и в других судебных местах - прокурорам и действовать по данной им должности". ПСЗ Т^. № 5625.
12. Свод законов Российской империи. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. См.: Васьковский Е. В. Учебник гражданского процесса. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
14. См.: Казанцев С. М. Роль прокурора в гражданском процессе дореволюционной России // Дореволюционные юристы о прокуратуре. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 81-93; Казанцев С. М. Прокуратура Российской империи: Историко-правовое исследование. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2003. 30 с.; Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: Альфа-книга, 2009. 970 с.; Ювжик-Компанейц О. А. Участие прокурора в гражданском процессе // Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сборник статей. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. С. 225-237.
15. См. Корф С. А. Административная юстиция в России. Книга первая. Очерк исторического развития власти надзора и административной юстиции в России. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».
16. Указ Анны Иоанновны 3 сентября 1733 г. «О должности прокурора». ПСЗ. Т. VI. № 6475.
17. Указ Петра I. 18 января 1722 г. Российское законодательство Х-ХХ веков. М.,1986. Т. 4. 512 с.
18. Указы Петра I. 22 января 1722 г. «О бытии при Сенате генерал и обер-прокурорам, а при каждой коллегии по прокурору», 27 апреля 1722 г. «О должности Сената», 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора» // Российское законодательство Х-ХХ веков. М., 1986. Т. 4. 512 с.
19. Указ о хранении прав гражданских. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ history/act1600-1918/2010/.
20. Учреждения для управления губерний [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution.garant.ru/ history/act1600-1918/2350/.

в избранное
цитировать
читать
наверх