Научная статья на тему 'Деятельность некоммерческих организаций по комплексному сопровождению семей с различным укладом жизни'

Деятельность некоммерческих организаций по комплексному сопровождению семей с различным укладом жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД / КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОПРОВОЖДЕНИЯ / THE NONCOMMERCIAL ORGANIZATIONS / SUPPORT / FAMILY WAY OF LIFE / COMPLEX SUPPORT / QUALITY ESTIMATION / LEVELS OF QUALITY MANAGEMENT OF SUPPORT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чёрствая Ольга Евгеньевна

В статье исследована проблема оценки деятельности некоммерческих организаций, разработаны принципы деятельно­сти некоммерческих организаций по комплексному сопровождению семей с различным укладом жизни, а также принципы управления качеством данной деятельности. Автором показаны условия эффективности деятельности некоммерческих орга­низаций по сопровождению семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity of Noncommercial Organisations on Complex Support of Families with a Various Way of Life

The article investigates the problem of quality estimation of activity in noncommercial organizations; principles of activity of noncommercial organizations of complex support of families with a different way of life and also principles of quality management of the given activity are developed. The author shows conditions of efficiency of activity of noncommercial organizations in support of families.

Текст научной работы на тему «Деятельность некоммерческих организаций по комплексному сопровождению семей с различным укладом жизни»

Деятельность некоммерческих организаций по комплексному сопровождению семей

c различным укладом жизни

О. Е. Чёрствая

В статье исследована проблема оценки деятельности некоммерческих организаций, разработаны принципы деятельности некоммерческих организаций по комплексному сопровождению семей с различным укладом жизни, а также принципы управления качеством данной деятельности. Автором показаны условия эффективности деятельности некоммерческих организаций по сопровождению семей.

Ключевые слова: некоммерческие организации, сопровождение, семейный уклад, комплексное сопровождение, оценка качества, уровни управления качеством сопровождения.

Activity of Noncommercial Organisations on Complex Support of Families with a Various Way of Life

О. Е. Chiorstvaya

The article investigates the problem of quality estimation of activity in noncommercial organizations; principles of activity of noncommercial organizations of complex support of families with a different way of life and also principles of quality management of the given activity are developed. The author shows conditions of efficiency of activity of noncommercial organizations in support of families.

Key words: the noncommercial organizations, support, family way of life, complex support, quality estimation, levels of quality management of support.

Состояние семейного воспитания, взаимоотношений в семье тесно связано с общественными процессами. В изменяющихся социально-экономических условиях развития нашей страны возрастает необходимость изучения положительных тенденций в семейных отношениях, нашедших отражение в укладе жизни семьи.

Понятие «уклад» впервые находим в работах С. М. Соловьева и В. О. Ключевского. Они писали о родовом и семейном быте, об уставе семьи, о внутреннем ее порядке, отождествляя данные понятия. Эти категории означали некое единое хозяйственное, социальное и психологическое целое, члены которого находятся в отношениях господства и подчинения для его нормального функционирования. В научный оборот позднее введена категория «уклад». Принимаем за основу определение семейного уклада Т. В. Лодкиной [4], так как оно, на наш взгляд, наиболее полно отражает составляющие данного понятия, и дополняем его компонентом «здоровье». Таким образом, базовым определением будет следующее: «семейный уклад - интегральное понятие, включающее установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психолого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи». Каждый компонент семейного уклада важен для воспитания детей в семье, для

формирования благоприятных супружеских, дет-ско-родительских, прародительских и сиблинго-вых отношений.

Мы отождествляем понятия «семейный уклад» и «уклад семейной жизни».

По классификации Т. В. Лодкиной [4] выделяют благоприятный, противоречивый и неблагоприятный семейный уклад.

Благоприятный семейный уклад характеризуется нравственной и трудовой атмосферой, стабильностью, положительным примером родителей, гуманистическими и доверительными отношениями между взрослыми и детьми, оптимизацией общения членов семьи и добрыми семейными традициями, разумными потребностями, полезными увлечениями родителей и детей, что способствует правильному воспитанию. Уровень психолого-педагогической культуры высокий. Существует потребность в формировании здорового образа жизни, часто используются его активные формы. У членов семьи наблюдается высокая степень адаптивности к меняющимся условиям жизни, вера в свои силы, жизнерадостность.

Противоречивый семейный уклад характеризуется тем, что при наличии социально-ценностных ориентаций семьи, нравственная и трудовая атмосфера ее является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, имеют место ссоры и семейные кон-

фликты, что мешает успешному воспитанию. Уровень психолого-педагогической культуры этих родителей, в основном средний. Существует потребность в формировании здорового образа жизни, но его активные формы не используются; характерна средняя степень адаптивности, вера в случай, во вмешательство извне, зависимость от обстоятельств.

Неблагоприятному укладу семейной жизни присущи неотрегулированные отношения между членами семьи, обеднение социально-коммуникативных связей ребенка, полное или частичное отсутствие педагогически целесообразной ориентации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и преобладание их над духовными, нередко накопительство, пьянство, аморальное поведение родителей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей низкий или отсутствует. Потребность в формировании здорового образа жизни также отсутствует, его активные формы отвергаются, имеют место вредные привычки. В данных категориях семей низкая степень адаптивности к внешним условиям среды, присутствуют пессимизм, меланхолия, хандра, неверие в собственные силы, фатализм.

Рассмотрим значимое для исследования понятие «сопровождение». По мнению ученых, под сопровождением следует понимать взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого. В литературе термин «сопровождение» различен в зависимости от решаемых задач в социальной и общей педагогике, психологии, социальной работе. С учетом данных факторов выделяют педагогическое, социальное и социально-педагогическое, психологическое, комплексное сопровождение.

Под сопровождением, по мнению Е. И. Казаковой, понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Отличие сопровождения от других видов научной практики состоит в том, что основная проблема обозначается и решается самим субъектом при опосредованном участии сопровождаемого.

На основе идей Н. В. Кузьминой, В. П. Симонова, М. Н. Недвецкой к компонентам системы комплексного сопровождения семей с различным укладом жизни отнесены субъекты сопровождения - консультанты, специалисты, волонтеры, члены группы взаимопомощи; свойства субъектов сопровождения, заключающиеся в наборе качеств, необходимых для организации сопрово-

ждения; наличие системы управления качеством комплексного сопровождения.

Создание системы комплексного сопровождения семейного уклада осуществляется по следующей логике: 1) изучение документов, содержащих анализ социально-экономической и политической ситуации в регионе; 2) анализ состояния региональной системы сопровождения семейного уклада; 3) разработка стратегии комплексного сопровождения семейного уклада в деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин»; 4) определение приоритетных направлений деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин», подлежащих сопровождению; 5) утверждение критериев отбора сопровождающих и сопровождаемых; 6) определение субъектов сопровождения деятельности; 7) отбор сопровождаемых семей; 8) организация деятельности сопровождаемых и сопровождающих; 9) отслеживание результатов сопровождения [3].

Критериями эффективности комплексного сопровождения семейного уклада являются следующие: сформированность готовности личности сопровождаемого к конструктивному взаимодействию с сопровождаемыми; состояние здоровья членов семьи, результаты обученности членов семьи; достижения и успешность членов семей в социализации и адаптации; кадровое обеспечение комплексного сопровождения семейного уклада; соответствие ресурсов обеспечению комплексного сопровождения; востребованность деятельности по комплексному сопровождению со стороны сопровождаемых; динамика изменений, происходящих в семейном укладе сопровождаемых; удовлетворенность потребностей сопровождаемого [2].

Значимое в нашем исследовании определение - «некоммерческая организация».

Конституция Российской Федерации провозглашает направлением социальных изменений становление России как социального и правового государства. Данный процесс возможен при условии формирования развитого гражданского общества. Этому способствуют институты гражданского общества, в том числе некоммерческие организации. Социальная направленность деятельности некоммерческих организаций, их инновационный потенциал позволяют им формировать действенные механизмы решения актуальных проблем современного общества, в частности сопровождение семей с различным укладом жизни.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации некоммерческой организацией

является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками [1].

В педагогической науке недостаточно исследованной остается проблема деятельности некоммерческих организаций. Анализ исследований в теоретической области и практики деятельности некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом жизни показывает, что в теории сложились противоречия между важной ролью некоммерческих организаций в российском обществе и недостаточной их востребованностью населением; возросшими требованиями к качеству деятельности некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом и доминированием в ней работы с семьями с неблагоприятным укладом жизни; необходимостью осуществления мониторинга деятельности некоммерческих организаций по сопровождению семей и недостаточной разработкой оценочных методик; потребностью в руководителях, способных организовывать комплексное сопровождение семей совместно с различными структурами власти, бизнеса, социума и отсутствием на государственном уровне программ подготовки руководителей некоммерческих организаций.

Деятельность некоммерческих организаций по сопровождению семей с различным укладом жизни базируется на следующих принципах: учета политической и экономической ситуации и региональных особенностей, гуманизации сторон взаимодействия; вариативности подходов в работе с семьями с различным укладом жизни; профессионализма сопровождающих, адресности, учета индивидуально-личностных особенностей сопровождаемых; приоритета интересов членов семьи, востребованности комплексного сопровождения со стороны сопровождаемых.

Для эффективной деятельности некоммерческих организаций по сопровождению семей необходимо создание системы профессиональной подготовки консультантов к работе с семьями с различным укладом жизни. Важным является также совершенствование научно-методической работы некоммерческих организаций и обеспечения их взаимодействия со структурами власти, бизнеса, социума, средств массовой информации.

Сопровождение семей с различным укладом жизни реализуется в деятельности автономной некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» в городе Вологде. Кризисный центр

- это организация, которая работает над решением проблем насилия в отношении женщин и детей, включая физические, психологические, сексуальные, эмоциональные и экономические аспекты этой проблемы. Данная организация была создана 10 лет назад. За истекшие годы через центр прошли более 400 женщин и детей, других членов семей. Помещение предоставляется бесплатно. Услуги специалистов центра также оказываются клиентам на безвозмездной основе круглосуточно.

В штате организации 6 человек (психолог, социальные работники, педагог, бухгалтер, юрист). Данное место работы не является для них постоянным, они работают по совместительству. Кроме того, по системе грантов удается привлекать узких специалистов для решения кризисных ситуаций женщин и детей. На базе автономной организации работают также волонтеры, организована группа самопомощи для женщин, подвергшихся насилию. В центре действует телефон доверия, а также убежище при условии наличия финансовой поддержки в виде гранта.

Комплексное сопровождение семейного уклада в некоммерческой организации «Кризисный центр для женщин» представляет собой, с одной стороны, процесс взаимодействия сопровождающего (консультанты АНО КЦ, привлеченные специалисты, волонтеры, группы самопомощи) и сопровождаемых (членов семьи), а с другой - комплексный метод создания условий для принятия семьей в целом, супругами, детьми оптимальных решений в различных ситуациях, для формирования у членов семьи умения справляться с трудностями, совершенствовать семейный уклад.

Автономная некоммерческая организация «Кризисный центр для женщин» осуществляет деятельность по сопровождению семей с различным укладом жизни по следующим направлениям: организационные мероприятия, информационное обеспечение, консультационная работа с семьями.

Организационные мероприятия включают, в частности: а) функционирование рабочей группы по проблемам семьи при АНО КЦ; б) изучение проблем молодой (студенческой) семьи совместно с кафедрой педагогики ВГПУ и центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»; в) проведение мероприятий, посвященных празднованию российского Дня матери и международного Дня семьи совместно с движением «Женщины России», г) проведение митинга против алкоголизации населения и др.

Информационное обеспечение состоит из следующих мероприятий: пополнение банка данных российского и зарубежного опыта деятельности организаций и учреждений, занимающихся решением проблем семьи, здорового образа жизни, профилактики семейного насилия; проведение социологических опросов по проблемам гендер-ных аспектов социальных реформ совместно с центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие»; организация работы круглых столов по проблемам семьи и в частности по проблеме негативных явлений в семейном укладе совместно с другими некоммерческими организациями; информирование населения об услугах социальных центров и службах семьи по вопросам семейного насилия в городе Вологде через средства массовой информации; проведение научно-практических и учебно-методических семинаров, конференций, круглых столов для специалистов, работающих с семьей совместно со структурами власти, социальными учреждениями и другими некоммерческими организациями; издание книг, методической литературы по проблемам семьи, здорового образа жизни, насилия в семье; подготовка тематических статей по проблеме семейного насилия в печатных средствах массовой информации.

Консультационная работа в деятельности АНО КЦ включает организацию цикла лекций, бесед, тестов, тренингов, ролевых игр со студентами и специалистами кафедры педагогики Вологодского государственного педагогического университета при участии членов организации; проведение консультаций специалистов с членами семей, обратившихся в АНО КЦ: юристов, психологов, врачей, социальных педагогов в городе Вологде; оказание психолого-педагогической помощи семьям по телефону доверия при АНО КЦ, содействие в трудоустройстве женщин и мужчин; в их профориентации и переобучении.

Кроме того, члены организации - сотрудники кризисного центра, ставя перед собой задачу профилактики негативных явлений в молодежной среде и просвещения молодежи в вопросах семейного воспитания, претворяют в жизнь программу подготовки молодежи к семейной жизни путем чтения лекций и участия в семинарских и практических занятиях на базе ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет» в рамках курсов по выбору.

Одним из значимых мероприятий АНО КЦ стал PR-проект в сфере благотворительности «Надежда», который проходил с 1 марта по 1 мая 2009 г. в рамках Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный

Лучник» по инициативе Национального благотворительного фонда.

В нем принимали участие жители всех возрастных категорий Вологды. 1020 человек поставили подписи под призывами совершенствовать законодательство в области семьи; 720 были проанкетированы волонтерами по проблеме семейного насилия; более 450 стали участниками митинга по проблеме семейного насилия.

Проект включал в себя разъяснение проблемы семейного насилия жителям областного центра, вручение брошюр о семейном насилии, стикеров с телефоном кризисного центра жителям города; сбор подписей в поддержку женщин, детей, других членов семей - жертв семейного насилия -волонтерами некоммерческой организации. Проект также предусматривал сбор средств для женщин-жертв насилия в семье.

Волонтерами и представителями группы самопомощи также был проведен флешмоб, посвященный женщинам-жертвам домашнего насилия. Кроме того, ряд некоммерческих организаций Вологды провели конференцию по проблеме домашнего насилия.

Итак, комплексное сопровождение семей с различным укладом жизни способствует оптимальному использованию психолого-педагогических, медицинских, юридических, финансовых средств и предполагает конструктивное взаимодействие консультанта, педагога, психолога, юриста, врача, волонтеров, представителей групп самопомощи и членов семьи.

В соответствии с распределением семей на три группы (с благоприятным, противоречивым и неблагоприятным укладом жизни) была организована психолого-педагогическая учеба взрослых членов семей, что дало возможность применять к ним дифференцированный подход. Это выразилось в подборе тем для чтения лекций, в сложности задач, предлагаемых им для решения, и способствовало созданию единой воспитательной среды, саморазвитию личности, совершенствованию всего семейного уклада.

Сущность работы с семьями, имеющими благоприятный уклад жизни, заключалась в распространении положительного опыта, сложившегося в семьях, в активном участии их в подготовке и проведении конференций, собраний, в профилактике негативных явлений в семейном укладе.

Работа с семьями с противоречивым укладом была направлена на расширение и углубление соответствующих знаний и умений. Такие родители оказывали положительное влияние на детей, но не ставили перед собой определенных

воспитательных задач. На занятиях с ними проводились беседы, практикумы по решению педагогических задач, предлагались

рекомендации по ведению наблюдения за поведением, учебной и внешкольной деятельностью. Супружеские отношения в таких семьях также подвергались коррекции.

Суть сопровождения членов семей с неблагоприятным укладом жизни заключалась в том, чтобы вооружить их необходимыми знаниями и сформировать у них элементарные умения в области семейных отношений. Состав данной группы неоднороден, поэтому индивидуальный подход к каждому ее представителю через беседы, консультирования, задания практического характера имел важное значение. Комплексное сопровождение семей с неблагоприятным укладом семейной жизни включает также привлечение внимания структур и специалистов, работающих с семьей, активную психолого-педагогическую, юридическую, медицинскую и социальную помощь.

Широкое использование педагогических ситуаций способствовало внесению в семейное воспитание большей целенаправленности, формированию у родителей умений анализировать мотивы поведения и поступки как свои собственные, так и своих детей. Педагогические ситуации и задачи применялись в процессе коллективных, групповых и индивидуальных занятий, что придавало им большую конкретность.

Итак, реализация потребностей семей с различным укладом жизни диктует необходимость их комплексного сопровождения. Сущность комплексного сопровождения семейного уклада представляет собой совместное движение сопровождающего и сопровождаемых, направленное на адаптацию, социализацию, воспитание и обучение членов семей. Комплексное сопровождение стимулирует членов семьи к овладению способами выявления возникающих проблем, к самостоятельному поиску путей их преодоления.

Проведенное исследование комплексного со-

провождения семейного уклада свидетельствует о том, что некоммерческие организации занимают особое место в системе помощи семьям, женщинам, детям. Они являются одним из важных факторов в профилактической работе с населением по совершенствованию семейного уклада, а также координирующим звеном в социальном партнерстве, элементом защиты семьи, выступая посредником между семьей и обществом, социальными структурами, структурами бизнеса и средствами массовой информации.

Правильно организованное комплексное сопровождение семейного уклада позволяет снизить негативные явления в семье, улучшить взаимоотношения в ней. Реализация комплексного сопровождения должна быть целенаправленной. Деятельность некоммерческих организаций по комплексному сопровождению семей с различным укладом жизни зависит от создания системы данной деятельности и эффективного управления ею.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от ЗОЛ 1. 1994 СЗ РФ № 32 ст. 331. - 1994.

2. Денисова, О. А. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках комплексного многоуровнего образовательного пространства [Текст] / О. А. Денисова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Научный журнал. Серия «Педагогика». - 2008. - № 3. - С. 36-48.

3. Ларина, В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности общеобразовательных учреждений как средство развития региональной системы образования [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / В. П. Ларина. - Самара , 2008. - 48 с.

4. Лодкина, Т. В. Семейный социальный педагог: теория и практика [Текст] / Т. В. Лодкина. - М. ; Вологда : МГОПУ, ВГПУ, 1997. - 141 с.

5. Недвецкая, М. Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / М. Н. Недвецкая. - М. , 2009. - 41 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.