Научная статья на тему 'Деятельность национальных общественных организаций Кемеровской области и проблемы сохранения культурного наследия'

Деятельность национальных общественных организаций Кемеровской области и проблемы сохранения культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1597
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / NATIONAL PUBLIC ORGANIZATIONS / CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белозёрова Марина Витальевна

Рассматриваются проблемы сохранения культурного наследия в эпоху глобализации, освещается роль национальных общественных объединений в его сохранении и трансляции. Использованы данные социологического опроса руководителей национальных сообществ Кемеровской области по истории их создания и деятельности, рассмотрены поставленные цели и задачи в деле сохранения этнической культуры и традиций, опыт взаимодействия национальных общественных объединений с органами региональной власти, учреждениями культуры, науки и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of National public organizations of Kemerovo Region and the problems of preservation of cultural heritage

The preservation of traditional heritage problem on the regional level on the territory of Russian Federation is raised in this article. Raised the question of the ethnic component of this process is raised also. The cultural heritage broadcast was in the field of museums, archives and other state cultural institutions activity during all Soviet period. The trend has changed with of the Soviet Union the collapse. This social function is included in the program of national associations. National associations have stepped up their activities in the regions of Russia in the 1990s. Political practice reflects that their activity was coordinated with the regional programs of cultural development every time. This trend is reflected in the Kuzbass region where of more than 100 ethnic groups are represented. The sociological study of ethnic groups proceedings are represented in the article. Institute of tolerance and intercultural communication of the Kemerovo State University of Culture and Arts carried out the research according the instructions of the Kemerovo Oblast Administration. The results were systematized in the handbook "The national and cultural associations of the Kuzbass". Dynamics and structure of the national association was found in the survey of their leaders. Three cycles can be traced to the institutional history of associations: 1989 -1993, 1998-2002, 2004-2009. The activities of organizations in the first phase were limited by the current legislation. Second and third stages are marked by major function. Problems of preservation of cultural heritage present in the programs of national and cultural associations. Natives national associations have focused on political issues. The National Organization of Indigenous Minorities (Shor, Teleuts) have specific features. They were oriented to of social problems than cultural problem solution. Preservation of a cultural heritage was considered by them in interrelation with preservation of the ethnic territory and economy. The structure of these organizations was more dynamic. It included the territorial associations and creative teams. The activities of these associations were determined by the support of regional authorities. The article provides a list of projects implemented in 1990-2010 with financial support from the oblast administration. In this paper substantiated the thesis that the activities of national associations represent a segment of the current cultural policy field. This political course allows authorities to hold the line of civil society formation. Preservation of cultural heritage in the process is one of the central ideas.

Текст научной работы на тему «Деятельность национальных общественных организаций Кемеровской области и проблемы сохранения культурного наследия»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24)

УДК [061.22-27.542:008](571.17)

М.В. Белозёрова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Рассматриваются проблемы сохранения культурного наследия в эпоху глобализации, освещается роль национальных общественных объединений в его сохранении и трансляции. Использованы данные социологического опроса руководителей национальных сообществ Кемеровской области по истории их создания и деятельности, рассмотрены поставленные цели и задачи в деле сохранения этнической культуры и традиций, опыт взаимодействия национальных общественных объединений с органами региональной власти, учреждениями культуры, науки и образования.

Ключевые слова: национальные общественные организации, культурное наследие.

Проблема сохранения культурного наследия, в том числе и культурного наследия народов Российской Федерации, в настоящее время является одной из важных и сложных задач. Во многом это связано с тем, что сохранение историкокультурного наследия рассматривается как инструмент самоидентификации человека, его принадлежности к истории, культуре, традициям своего этноса, своей страны, мировой цивилизации. Это позволяет определить место данного этноса в системе мировых культурно-исторических ценностей. Как известно, корни каждого человека - в памяти, истории, культуре и традициях своего этноса, своей страны. Поэтому, сохраняя национальное культурное наследие, человек ощущает свою причастность к истории и созданной культуре. Это представляется особенно важным в условиях глобализации и мировой интеграции, в ходе которых неизбежно происходит сближение и слияние культур разных народов и стран, своеобразная их унификация и появляется угроза исчезновения культурной самобытности. Зачастую это расценивается как утрата национальных культурных ценностей, что, в свою очередь, может привести и уже ведет к разногласиям, конфронтации и выступлениям за возрождение национальной культуры. Поэтому данному вопросу уделяется большое внимание со стороны научной общественности, деятелей культуры. А начиная с 1960-1970-х гг. проблеме сохранения культурного, в том числе и национального, наследия уделяется большое внимание на межгосударственном, государственном и региональном уровнях. О последнем свидетельствует значительная работа по правовому регулированию охраны культурного наследия (на международном [1, 2, 3, 4], федеральном [5, 6, 7] и региональном [8, 9, 10] уровнях).

Традиционно сохранением и трансляцией культурного наследия занимаются профессиональ-

ные работники музеев, архивов и других учреждений культуры, науки и высшего образования. Однако в последнее время в РФ большая работа в этой сфере ведется и неформальными объединениями - общественными организациями. Появившись в СССР в 1970-е гг. в среде интеллигенции

[11], «самодеятельные», или «неформальные», объединения сыграли определенную роль в процессе роста самосознания советских граждан, в объединении их конкретных интересов. В начале 1990х гг. они стали определяющими в процессах реформирования российского общества, создания множества общественных организаций, в том числе и национальных сообществ. Работа последних по сохранению этнического культурного наследия активизировалась в 1990-2000-е гг., что можно проследить по их деятельности на региональном уровне, в частности на примере Кемеровской области.

В Кузбассе сегодня действуют различные общественные объединения (профсоюзные, религиозные, спортивные общественные организации, политические партии и движения), многие из которых занимают активную позицию в представлении интересов своих сторонников, конструктивно взаимодействуют с органами местного самоуправления. Деятельность общественных объединений затрагивает многие сферы общественной жизни. Это социальная поддержка ветеранов, защита социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза, воспитание и сохранение духовности и нравственности молодежи, воспитание толерантности.

Кемеровская область, как и многие регионы России, является многонациональной. В Кузбассе проживает более 100 этносов, из которых три (шорцы, телеуты и вепсы) отнесены к коренным малочисленным народам РФ. Поэтому в процессах становления гражданского общества в данном регионе сказывается специфика этнической структу-

ры населения. И одной из главных задач является сохранение и укрепление исторических традиций своего этноса, культурного и национального наследия.

Основным источником для данной статьи послужили материалы исследования, проводившегося сотрудниками научно-исследовательского института толерантности и межкультурных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств в 2010-2011 гг. в рамках выполнения договоров с департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области по созданию справочника «Национальная мозаика Кузбасса: справочник национальных

культурных и общественных объединений Кемеровской области» (научный руководитель - д.и.н., профессор М.В. Белозёрова). Сотрудниками НИИ толерантности и межкультурных коммуникаций были разработаны анкеты для руководителей национально-общественных и национально-культурных организаций Кемеровской области [12]. Составителей интересовала информация, отражающая историю создания, становления и развития национально-общественных и национальнокультурных объединений Кузбасса, об успехах, достигнутых ими, проблемах, с которыми они столкнулись, а также о совместной деятельности в сфере общественных отношений и национальной культуры с органами государственной власти, образовательными и культурными учреждениями. Анкета была предложена для заполнения руководителям общественных объединений. Информацию предоставили более 50 организаций. В данной работе нами используются данные только национальных сообществ.

В настоящее время значительное место среди общественных организаций Кемеровской области занимают национально-культурные и национально-общественные организации. Всего насчитывается 49 объединений, которые хронологически создавались неравномерно. Первые объединения были созданы в 1989-1993 гг., определенная активность наблюдалась в 1998-2002 гг., и около половины из всех действующих в настоящее время объединений было сформировано в 20042009 гг. Этот процесс не завершен и сейчас. Некоторые организации учреждаются, некоторые - самоликвидируются. Около половины организаций объединяют граждан в возрасте 20 и более лет, более трети объединений, помимо взрослых, включают детей и молодежь, есть и детские коллективы. Зачастую в организации входят представители различных этносов.

Обращаясь к истоками национальных общественных и культурных объединений, следует отметить, что их создание в конце 1980 - начале 1990-х гг. не было подготовлено в правовом отношении на федеральном уровне, так как Закон СССР «Об общественных организациях» был принят только 9 октября 1990 г. [13. С. 340]. Он определял понятие «общественное объединение», цели (защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развитие активности граждан, их участие в управлении государственными и общественными делами и т.п.), принципы, порядок создания, регистрации, ликвидации общественных объединений, их права и ответственность, возможность производственной и хозяйственной деятельности [14].

Среди национально-общественных организаций Кузбасса в начале 1990-х гг. особое место принадлежало национальным ассоциациям коренных малочисленных народов - Ассоциации шорского народа и Ассоциации телеутского народа «Эне-Байат» (основаны в 1989 г. - первой половине 1990 г.). Созданные ассоциации получили юридический статус: их уставы были зарегистрированы решениями Президиума Кемеровского областного Совета народных депутатов, а во второй половине 1990-х гг. ассоциации прошли регистрацию в органах юстиции [15. С. 71]. Создание национальных ассоциаций было связано с нерешенностью социальных проблем в среде коренных народов в советское время. Уже на начальной стадии своей деятельности они представляли интересы своих народов и выступили своеобразным посредником между региональными органами власти и этносами. Были сформированы и механизмы взаимодействия: организация конференций, семинаров, съездов коренных народов, участие в разработке программ социально-экономического развития отдельных этносов и т. п. [16. С. 265]. Национальные ассоциации получили возможность обозначить свою позицию не только в решении проблем социально-экономического характера (создание местного национального самоуправления, возможность самостоятельно решать экономические вопросы, обеспечение экологической безопасности, ведение традиционных форм хозяйствования и т.п.), но и в сохранении и развитии этнической культуры, традиций, религиозных верований и родного языка через включение отдельных пунктов в программные документы (решения съездов ассоциаций), в региональные и федеральные программы развития коренных малочисленных народов [15. С. 32; 17. С. 3, 33, 37].

М.В. Белозёрова

Практически одновременно с ассоциациям в среде как шорцев, так и телеутов были организованы и существовали несколько национальных объединений, которые в своей деятельности ставили такие же задачи. По данным на 2003 г., у те-леутов насчитывалось 4 национальных объединения, 1 историко-этнографический музей, 2 творческих коллектива; у шорцев - 11 национальных общественных объединений, 1 музей природы и этнографии, 10 творческих коллективов [18. С. 148, 149-150]. При этом, например, группы шорцев, проживавшие на одной территории, входили в разные объединения. По данным руководства национальных объединений шорцев и теле-утов (на 2010 г.), ситуация практически не изменилась, уменьшилось лишь количество обществ

[12]. Но к этому времени проявилась и другая тенденция - резкое сокращение количественного состава членов ассоциаций. Изменились и приоритеты ассоциаций по сравнению с 1990-ми гг. Основное внимание стало уделяться сохранению и развитию традиционной культуры и национального языка, творческой деятельности: проведению различного рода этнографических фестивалей, национальных праздников, вечеров и т.п. Возможно, это объясняется и стратегической линией региональных и местных органов власти: с середины 1990-х гг. произошла переориентация их работы. Если на начальном этапе формирования национально-общественного движения, в связи с общими политическими тенденциями в СССР, в разгар шахтерского движения в Кузбассе, а затем и в других угольных регионах РФ, проявления недовольства населения в целом, и в частности в Кузбассе (конец 1980-х - начало1990-х гг.), администрации области и районов поддерживали, прежде всего, политические и социально-экономические устремления коренных малочисленных народов Кузбасса, то в конце 1990-х - 2010-е гг. органы исполнительной власти областного и районного уровней поддерживают инициативы в сфере сохранения национальной культуры [17, 19].

В целом следует отметить, что взаимодействие национальных сообществ и региональных органов власти Кемеровской области в этом направлении было достаточно эффективным. Так, при поддержке АКО, районных и городских администраций в Новокузнецкой государственной педагогической академии была основана кафедра шорского языка, в местах компактного проживания коренных малочисленных этносов открыты историкоэтнографический музей телеутского народа «Чол-хой» (с. Беково, Беловский район) и музей природы и этнографии Горной Шории (г. Таштагол),

изданы шорский и телеутский буквари, созданы народные творческие коллективы. С начала 2000-х гг. стал осуществляться целевой набор студентов из числа коренных народов в Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Преподавателями института хореографии КемГУКИ был реализован проект по изучению телеутских и шорских народных танцев [20, 21, 22], проводятся мастер-классы для руководителей и педагогов творческих коллективов области с приглашением специалистов. Но, как видим, эти мероприятия касались в основном категории коренных малочисленных народов.

Кроме национальных сообществ коренных малочисленных народов, в 1990-2010-х гг. в Кемеровской области шло формирование и других форм общественных объединений среди представителей других этносов. Это культурноэтнографические центры, национальные благотворительные и религиозные организации, творческие коллективы. Значительную роль в их формировании играли представители городской национальной интеллигенции [15; 23]. Основные цели этих объединений - возрождение, сохранение и развитие самобытной культуры, традиций и обычаев этносов, проживающих на территории Кузбасса, их национальных языков. Здесь следует отметить, что этнический состав Кузбасса значительно изменился в связи с усилением миграционной активности, главным образом представителей Кавказского региона, стран СНГ (Кыргызстан, Таджикистан и др.), получивших российское гражданство и постоянное местожительство. Как и коренные жители Кузбасса, они активно участвуют в общественной жизни региона, в том числе создавая свои национальные сообщества, сохраняя свои традиции и культуру.

Задача сохранения этнической культуры стоит перед всеми национальными объединениями. Решается она путем организации и проведения мероприятий, связанных с ее изучением. Поэтому большое внимание уделяется формированию библиотечных фондов сообществ, в которых сосредоточиваются книги по этнической истории, культуре, учебная, музыкальная литература. На базе объединений организуется изучение родного языка, обычаев, традиций. Кроме этого активисты занимаются пропагандой фольклора, письменности, организовывают воскресные школы и творческие кружки для детей и подростков, проводят работу по выявлению одаренных детей для направления их в средние и высшие учебные заведения, взаимодействуют с национальными организациями других регионов Российской Федерации, участву-

ют в работе по развитию международных связей и т.п. Наиболее активны в этом отношении Кемеровская областная общественная организация «Общество немцев «Видергебурт» («Wieder-geburt») и ее отделения в городах Кузбасса, Кемеровская региональная общественная организации «Центр славянской культуры «Лад» - «Кузбасское единство», общественная организация «Центр немецкой культуры» г. Новокузнецка, общественное объединение «Кемеровская региональная общественная организация «Центр татарской культуры «Дуслык» и др.

В настоящее время национальные объединения занимаются разносторонней деятельностью в соответствии с их целями и задачами. Наибольшая часть национальных объединений (около 66%) - это национально-общественные организации. В их задачи наряду с сохранением культурного наследия, его популяризацией, изучением национального языка и проблемами социальной защиты включены пункты защиты и обеспечения прав представителей своих этносов, активная общественно-политическая, социальная и благотворительная деятельность.

Особо следует остановиться на характеристике благотворительной деятельности национальных организаций. Помимо оказания консультативных, переводческих, правовых и представительских услуг, социальной поддержки и защиты граждан, национальные объединения организовывают различные выставки, ярмарки, обеды с благотворительной целью. Как правило, в таких мероприятиях активное участие принимают творческие коллективы, демонстрируя обычаи и традиции своего этноса. В этой связи можно отметить такие организации, как городская общественная благотворительная организация «Кемеровское общество еврейской культуры», Кемеровская областная общественная благотворительная организация «Армянская община «УРАРТУ».

Национально-культурные центры (или центры национальной культуры) и национальные культурные объединения составляют 25%. Они занимаются организацией и проведением концертных мероприятий, фестивалей своих творческих коллективов, созданием национальных музеев, формированием библиотечных фондов, клубов по интересам, социальных клубов общения для пожилых людей, проводят работу по сбору фольклора.

Все национальные объединения Кузбасса имеют свои творческие коллективы (вокальные, танцевальные, инструментальные, театральные) или досуговые клубные формирования.

Таким образом, по своим целям, задачам, направлениям деятельности национальные объеди-

нения в Кузбассе многогранны. Они объединяют представителей практически всех этносов и этнических групп, проживающих на территории Кемеровской области, - русских, украинцев, белорусов, немцев, татар, мордву, чувашей, армян, грузин, азербайджанцев, таджиков, евреев, телеутов, шорцев и др. Через участие в деятельности национальных объединений в достаточной степени представлена их общественная жизнь и интересы. Участие граждан в национальных объединениях можно рассматривать не только как возможность реализовать их общественные и культурные интересы, но это является и успешным механизмом взаимодействия с органами власти, образовательными и культурными учреждениями. Об этом свидетельствует не только предшествующий опыт. В настоящее время при департаменте культуры и национальной политики Кемеровской области создан Координационный совет, в который входят представители исполнительной власти, силовых структур, национальных организаций. Примером может служить и комплекс мероприятий по «культурному развитию наций и народностей Кемеровской области» [24. С. 162-165], разработанный департаментом культуры и национальной политики Кемеровской области и принятый АКО. Здесь можно отметить следующее. В 2010-е гг. на сохранение и развитие национальной культуры уходит до 1/3 выделяемых администрацией Кемеровской области средств. Органами региональной власти выделены два направления деятельности - взаимодействие с национальными общественными организациями и деятельность в сфере культуры. Однако перечни запланированных мероприятий по обоим направлениям практически идентичны - это проведение массовых традиционных праздников, фестивалей, губернаторской елки, поддержка творческих коллективов и т.п. В то же время проблемы, связанные с сохранением и развитием традиций, традиционных ремесел, видов хозяйствования, по-прежнему не рассматриваются в администрации Кемеровской области. А они по-прежнему беспокоят представителей национальных общественных объединений, как и вопрос сохранения и развития национального языка на уровне начального и среднего образования. По плану предусмотрена поддержка только одной школы шорской культуры.

Национальные организации, в том числе и на региональном уровне, как сегмент общественных движений, являются одним из главных элементов «третьего сектора» гражданского общества. Они объединяют десятки, иногда сотни людей определенной или различных национальностей. Это дает

M.B. Белозёрова

40 ------------------------------------------------------------------—

им возможность выразить свои интересы, реагировать на интересы, которые ставит общество перед собой и своими гражданами, добиваться и пропагандировать свои интересы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Международная Хартия но консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест. Принята II Международным конгрессом архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам (г. Венеция, 1964 г.) // Реставрация музейных ценностей. Вестник. 1988. № 1.

2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Принята 17-й сессией Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры (г. Париж, 1721.10.1972 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http/whc. unesco.orgarchiveconvention-ru.pdf, свободный.

3. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Принята 17 октября 2003 г. в Париже [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifapcom.ru/ files/Konventsiya_ob_ohrane_nematerial_nogo_kul_turnogo_naslediy a.pdf, свободный.

4. «Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Принята 20 октября 2005 г. в Париже [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/pdf/cult_diversity.pdf, свободный.

5. Закон СССР от 29 октября 1976 г. N 4692-IX «Об охране и использовании памятников истории и культуры» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 44.

6. Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. № 51.

7. Федеральный закон РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 26.

8. Закон Республики Хакасия от 08.11.2011 № 105-ЗРХ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Хакасия». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.r-19.ru, свободный.

9. Закон Республики Алтай «Об охране объектов культурного наследия в Республике Алтай» (принят ГСЭК РА 24.12.2004). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sibnews.info/section12i/sortfp, свободный.

10. Постановление от 29 июня 2007 г. № 158 «Об утверждении Положения «О сохранении, использовании и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности города Кемерово, охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории города Кемерово».

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sibnews.info/ section8i/sorthj / okdoke7geucdsz. Мт, свободный.

11. Березовский В.Н. Движение диссидентов в СССР в 60-х - первой половине 80-х годов // Россия в ХХ веке: Историки спорят. М., 1994.

12. Анкеты для национально-общественных и национально-культурных организаций Кемеровской области / Текущий архив НИИ толерантности и межкультурных коммуникаций Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ).

13. Абдулатипов Р. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.

14. Закон СССР «Об общественных объединениях» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. М., 1990. № 42.

15. Белозёрова М.В. Проблемы интеграции и национального самоопределения коренных народов Южной Сибири (1920-е гг. - начало XXI в.): автореф. дис. ... докт. ист. наук. Томск, 2008.

16. Белозёрова М.В. К проблеме проявления сепаратизма у коренных народов Южной Сибири: XX столетие // Вестник Томского государственного университета. Томск. 2008. № 312.

17. Белозёрова М.В. Опыт взаимодействия органов региональной власти и национальных ассоциаций в 90-е гг. XX в. // Сибирское общество в период социальных трансформаций XX в. Томск, 2007.

18. Многонациональный Кузбасс / ред.: И.А. Свиридова, Л.И. Гвоздкова, А.Н. Садовой и др. Кемерово, 2003.

19. Решение Малого совета Кемеровского областного совета народных депутатов от 20.07.1992 г. № 162 «О предложениях, высказанных на съезде шорского народа» / Архив лаборатории этносоциальной и этноэкологической геоинформатики Кемеровского госуниверситета (ЛЭЭГ КемГУ).

20. Палилей А.В. Традиции шорского национального танца в творческой деятельности балетмейстеров: учеб.-метод. пособие для руководителей. самодеятельных танцевальных коллективов. Кемерово, 2007.

21. Палилей А.В. Традиции телеутского национального танца в творческой деятельности балетмейстеров: учеб.-метод. пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов. Кемерово, 2008.

22. Палилей А.В. Традиции национального танца коренных народов Кузбасса в творческой деятельности балетмейстеров: учеб.-метод. пособие для руководителей самодеятельных танцевальных коллективов. Кемерово, 2008.

23. Березовский В., Кротова Н. Неформалы - кто они? // Неформальная Россия. О неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника). М., 1990.

24. Приложение к Закону Кемеровской области от 23.12.2005 г. 158-ОЗ «Краткосрочная региональная целевая программ а”Социально-экономическое развитие наций и народностей в Кемеровской области” на 2006 год» // Правовой статус коренных народов Кемеровской области. Кемерово, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.