Научная статья на тему 'Деятельность народных университетов культуры в Чувашии'

Деятельность народных университетов культуры в Чувашии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
254
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СЛУШАТЕЛИ НАРОДНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ / NATIONAL UNIVERSITIES / EDUCATIONAL WORK / EDUCATIONAL ORGANIZATION / STUDENTS OF NA-TIONAL UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алжейкина Галина Владимировна

В статье рассматривается деятельность народных университетов культуры, занимающих особое место и значение в культурнопросветительской деятельности в Чувашии. Народные университеты культуры выполняли задачи организации непрерывного образования всего населения, формирования всесторонне развитой личности, являлись доходчивой и популярной формой пропаганды искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work of national universities of culture in Chuvashia

The article is devoted to the work of national universities of culture, which are essential part of cul-tural and educational activities in Chuvashia. The main aims of national universities of culture were to organ-ize persistent process of education and to form fully developed personality. They were an intelligible and popular way to promote art.

Текст научной работы на тему «Деятельность народных университетов культуры в Чувашии»

Алжейкина Г. В. Деятельность народных университетов культуры в Чувашии // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1260. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1260.htm. - Гос. рег. Эл № ФС , . 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1260 УДК 94(470.344)

Алжейкина Галина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент БОУ ВПО «Чувашский государственный институт культуры и искусств» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, г. Чебоксары alzheykina@mail.ru

Деятельность народных университетов культуры в Чувашии

Аннотация. В статье рассматривается деятельность народных университетов культуры, занимающих особое место и значение в культурнопросветительской деятельности в Чувашии. Народные университеты культуры выполняли задачи организации непрерывного образования всего населения, формирования всесторонне развитой личности, являлись доходчивой и популярной формой пропаганды искусства.

Ключевые слова: народные университеты, просветительская работа, учебные заведения, слушатели народных университетов.

Народные университеты - это вид общедоступных просветительских учреждений, повышающих культуру и профессиональное мастерство населения. В России предшественниками народных университетов стали создававшиеся в 80-90-х гг. XIX в. различные курсы для взрослых.

В начале ХХ в. в Москве и Санкт-Петербурге усилиями общественных организаций открывались негосударственные народные университеты. Обучение в них осуществлялось в виде популярных лекций. Выпускники не получали формальных прав, программы не утверждались. Тем не менее просветительная деятельность народных университетов занимала свою определенную нишу в общественной самодеятельности и со временем стала существенным дополнением к образовательной деятельности государственных учебных заведений.

После Октябрьской революции 1917 г. деятельность народных университетов признавалась настолько важной, что на VIII съезде РКП (б) (1919) в Программу партии был включен пункт о предоставлении им всесторонней государственной помощи. Народные университеты стали одной из форм внешкольного образования, «самообразования и саморазвития рабочих и крестьян» [1], отчасти решающей назревшие в обществе вопросы ликвидации неграмотности взрослого населения, отвлечения трудящихся от бесполезного времяпровождения.

Такое направление деятельности народных университетов поддерживалось и в Чувашии. «В марте 1919 г., - пишет Т. С. Сергеев, - в Чебоксарах стал функционировать народный университет с шестью факультетами (политико-правовой, счетоводный, политехнический, агрономический, общегуманитарный, искусств), в который записалось 600 человек, или девятая часть населения города» [2]. Об этом говорилось в специальном положении об осуществлении мероприятий внешкольного образования в г. Чебоксары: «Подотделом Внешкольного образования Чебоксарского Уездного Совета запроектировано открыть в г. Чебоксары в 1-й половине 1919 г. Пролетарский народный университет» [3].

С самого начала его работы был принят устав, определяющий приоритеты деятельности университета:

- осуществление в жизни пролетариата основного принципа советской Единой трудовой школы-коммуны - всеобщего и обязательного обучения;

f\j ■Л f\j

Алжейкина Г. В. Деятельность народных университетов культуры в Чувашии // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1260. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1260.htm. - Гос. рег. Эл № ФС , . 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1260 УДК 94(470.344)

- тесное сближение интеллигенции с пролетариатом путем политического, экономического, школьного и научного образования;

- организация строго сплоченной, живой, активной единицы из всех культурноинтеллигентских сил Чебоксарского уезда.

Во главе университета находился Совет, состоящий преимущественно из штатных работников (профессоров, чтецов, педагогов, лекторов, агитаторов). Причем в составе преподавателей могли быть все, кто твердо стоял на платформе советской власти - образовательный ценз не принимался во внимание. Не допускались к преподаванию не пользующиеся доверием лица, «работающие с корыстной или контрреволюционной целью, спекулянты, саботажники» [4]. В отношении поступавших в университет в §6 устава говорилось: «Слушателями народного университета принимаются все желающие не моложе 16 лет, причем рабочие и беднейшие крестьяне зачисляются в первую очередь» [5].

Каждый факультет вырабатывал учебный план занятий, таблицу лекций, недельное расписание на чтение лекций. Рекомендовалось по возможности и необходимости использовать современные наглядные пособия, например, популярный в то время кинематограф. При университете были организованы ученое общество, театральная секция, хор. Необходимые средства для университета отпускались отделом народного образования. В то же время в фонд университета поступали средства от спектаклей, пожертвований и других источников.

На факультете искусств университета было открыто три отделения - изобразительных искусств, музыки и пения. Преподаватели, известные в городе общественные деятели: Н. П. Воронина, П. Е. Мартенс, А. И. Неверова, Н. А. Парамонов, В. П. Воробьев, С. Ф. Иванов - были мастерами своего дела, работали на благо просвещения народа и его приобщения к ценностям культуры. Так, П. Е. Мартенс одновременно являлся членом художественного отдела областного политпросвета, возглавляя его фотокиносекцию [6]. С. Ф. Иванов, В. П. Воробьев входили в состав музыкальной секции политпросвета, а также вместе с Н. А. Парамоновым были одними из первых преподавателей открывшейся в 1920 г. в Чебоксарах музыкальной школы [7].

Лекции в народном университете проходили преимущественно 1 раз в неделю по два часа (табл. 1).

Деятельность Чебоксарского народного университета сочетала в себе формы общеобразовательной и культурно-просветительной деятельности. Но из-за отсутствия финансовой поддержки, несогласованности в руководстве учебного заведения и организационных трудностей народный университет просуществовал всего два года и в 1921 г. был распущен.

Народные университеты возродились в России в 1950-х гг. как форма массовой культурно-просветительной работы, пропаганды научно-технических и других знаний, когда встала задача организации непрерывного образования всего населения, формирования всесторонне развитой личности строителя коммунизма. Первыми народными университетами нового типа стали университеты культуры. Исходя из интересов населения, в университетах происходила дифференциация обучения:

- по основным отраслям знаний (общественно-политические, естественнонаучные, экономические, сельскохозяйственные, педагогические и др.)

- по отраслям культуры (музыка, кино, изобразительное искусство и др.).

Университеты учреждались обществом «Знание», министерствами образования, культуры, творческими союзами, а также профсоюзами [8]. Общее руководство деятельностью организаций, ответственных за работу народных университетов

r\j r\j

Алжейкина Г. В. Деятельность народных университетов культуры в Чувашии // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1260. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1260.htm. - Гос. рег. Эл № ФС , . 77-46214. - ISSN 2225-1618.

УДК 94(470.344)

Таблица 1

Ведомость о числе лекций, данных лекторами факультета искусств Чебоксарского народного университета в марте 1919 г.

Фамилия, имя, отчество преподавателя Лекции (число) Тема лекции Коли- чество лекций Часы лек- ций Число слу- шателей

Отделение изобразительных искусств

Воронина Наталия Павловна в 11 Рисование 1 1 2 2 9 4

Мартенс Павел Евгеньевич б Рисование 2 2 12

б для продолжающих 1 1 б

1З 1 1 4

20 2 2 4

Отделение музыки

Неверова Антонина Ивановна б Игра на пианино - - в

7 (с группой начинающих) 2 2 б

14 2 2 З

19 2 2 З

21 2 2 З

Парамонов Николай Алексеевич 7 Игра на скрипке 2 2 З

10 2 2 З

14 2 2 б

17 1 1 в

21 2 2 7

Отделение пения

Воробьев Василий Петрович 1б Лекция «О дыхании», сольфеджио 2 2 б

Иванов Семен Федорович 12 Элементарная теория музыки 1 2 1З

осуществлял Центральный совет народных университетов в Москве (был создан позже - в 1968 г.).

Цели и задачи народных университетов различных профилей были определены в постановлении ЦК КПСС от 8 октября 1968 г. «Об улучшении работы народных университетов» [9]. Б. Емельянов в статье «Народные университеты и литература» писал: «В жизни сотен клубов, домов и дворцов культуры в минувшем году произошло большое событие - начали работать народные университеты культуры. Еще совсем недавно возле афиш, извещающих об открытии клубного университета, собирались люди и редко кто мог толком рассказать, что это такое... С необычайной быстротой новая форма работы завоевала огромную популярность. По неполным данным, только в университетах культуры профсоюзов обучается свыше двухсот тысяч человек. Тысячи и тысячи слушателей посещают университеты в районных домах культуры, в колхозных клубах. И число это, несомненно, возрастает» [10].

Народные университеты культуры стали формой идейного и эстетического воспитания населения, расширения его политического и культурного кругозора. Так, в декабре 1961 г. в Чебоксарском городском университете культуры и его филиалах (клубе им. 30-летия Чувашской АССР, в техническом училище, на заводе тракторных запасных частей) кроме лекций, концертов, кинофильмов, предусмотренных программой, специалистами из Москвы проводились внеочередные занятия. Среди лекторов находилась заведующая кабинетом режиссуры Московского института кинематографии Н. Г. Валянская. Она прочла цикл лекций по вопросам киноискусства: «Международные кинофестивали», «Образ современника на экране», «Молодежь на

(V Q ли

Алжейкина Г. В. Деятельность народных университетов культуры в Чувашии // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1260. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1260.htm. - Гос. рег. Эл № ФС , . 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1260 УДК 94(470.344)

экране» и др. Артисты Московской государственной филармонии С. Вербин и С. Телятников исполнили музыкально-литературную композицию «Времена года», «легко воспринимаемую слушателями», - отмечалось в печати [11]. Лекция-концерт с большим успехом прошла на хлопчатобумажном комбинате, в техническом училище, в университете культуры Заволжской электростанции, у строителей города-спутника (ныне - Новочебоксарск), а также в городском университете культуры. Контингент слушателей университета был достаточно разнообразным. Занятия посещали студенты, рабочие, служащие, инженерно-технические работники.

1960-е гг. отмечены деятельностью народных университетов культуры Алатыр-ского, Чебоксарского, Канашского, Батыревского, Красноармейского, Вурнарского районов республики. В одном только Алатырском районе находилось 8 университетов культуры, в которых обучалось 1322 слушателя. Так, при Алатырской детской музыкальной школе несколько лет на общественных началах действовал университет музыкальной культуры. В этом учебном заведении было организовано 12 лекций-концертов на различные темы, в том числе о жизни и творчестве выдающихся композиторов и исполнителей. Каждая лекция-концерт сопровождалась музыкой в исполнении преподавателей и учеников школы. Частыми гостями на таких вечерах бывала молодежь лесного и сельскохозяйственного техникумов, ученики средних школ города. Нередко участники лекций-концертов приходили на предприятия города [12].

Работа народных университетов культуры, расположенных в районных, городских или сельских домах культуры, строилась на общественных началах. Обычно слушателям в начале учебного года раздавались изготовленные в типографии абонементы, в которых содержался план занятий. В помощь народным университетам культуры Управление кинофикации при Совете Министров Чувашской АССР выдавало художественные, научно-популярные и хроникально-документальные фильмы. Методический отдел культурно-просветительной работы рассылал в районы республики литературу, справочные издания, например, брошюру «Указатель литературы по поэзии, прозе, искусству и музыке» [13].

В Чувашии в 1967-1968 учебном году функционировало 26 народных университетов культуры с числом слушателей 4460 человек. Из них 10 университетов (1593 слушателей) находились в сельской местности. Обучение велось 347 преподавателями, высококвалифицированными специалистами, из которых 190 работало на постоянной основе (табл. 2-5).

В этот период определяются задачи, связанные с развитием деятельности народных университетов культуры в Чувашской АССР:

- создание университетов культуры по всем видам искусств;

- обеспечение необходимой литературой преподавателей и слушателей;

- совершенствование методики занятий;

- внедрение в практику занятий наглядных пособий;

- проведение внеаудиторных занятий;

- введение в практику занятий выполнения самостоятельных заданий.

Народные университеты культуры являлись доходчивой и популярной формой пропаганды искусства. Главное место в университете занимала лекция, предполагающая изложение основ теории и истории искусства, отдельных его видов. Лекционный курс университета отличался от клубных лекториев систематичностью и глубиной изложения материала. Часто лекционная часть сопровождалась художественно-иллюстративной. В качестве иллюстраций использовались кинофильмы, выступления артистов, музыкантов, литературно-драматические и музыкальные произведения в грамзаписи.

гм yj nj

Алжейкина Г. В. Деятельность народных университетов культуры в Чувашии // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1260. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1260.htm. - Гос. рег. Эл № ФС , . 77-46214. - ISSN 2225-1618.

УДК 94(470.344)

Таблица 2

Распределение университетов культуры в Чувашской АССР по продолжительности обучения в них (1968 г.)

Продолжительность обучения (в гг.) Количество университетов

1 15

2 8

3 3

Постоянно действующие -

Таблица 3

Состав слушателей народных университетов культуры в Чувашской АССР по категориям (1968 г.)

Категория слушателей Состав слушателей

Рабочие 905

Колхозники 457

Служащие 1232

Учащиеся 1524

Пенсионеры 208

Другие 234

Таблица 4

Состав слушателей народных университетов культуры в Чувашской АССР по образованию (1968 г.)

Категория слушателей Состав слушателей

Высшее 285

Начальное высшее 510

Среднее 1846

Начальное среднее 207

Таблица 5

Состав слушателей народных университетов культуры в Чувашской АССР по возрасту (1968 г.)

Категория слушателей Состав слушателей

До 30 лет 2248

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

От 30 до 50 лет 1100

Свыше 50 лет 429

На примере деятельности Вурнарского народного университета можно составить представление о работе других университетов, сочетавших в себе функции образовательных заведений и культурно-просветительных учреждений. В Вурнарском районе первые народные университеты появились в 1960 г. [14]. В колхозах начали функционировать университеты сельскохозяйственных знаний, на предприятиях - университеты культуры. В 1960-1961 учебном году народный университет открылся в Вурнарском районном Доме культуры, где в течение ряда лет жители района слушали лекции и участвовали в практических занятиях по литературе, музыке, изобразительному искусству и эстетике быта и производства. После выхода упомянутого постановления «Об улучшении работы народных университетов» в 1968 г. в Вурнарском районе было решено создать во всех колхозах и совхозах народные университеты широкого профиля. Был создан районный совет народных университетов, куда вошли представители рай-

С <х»

Алжейкина Г. В. Деятельность народных университетов культуры в Чувашии // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1260. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1260.htm. - Гос. рег. Эл № ФС , . 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1260 УДК 94(470.344)

кома КПСС, районной организации общества «Знание», народного образования, отделов культуры, управления сельского хозяйства, районной прокуратуры и больницы. В 1968-1969 учебном году в университете при районном Доме культуры были организованы факультеты правовых, педагогических, медицинских знаний и культуры.

Факультет культуры Вурнарского народного университета большое внимание уделял улучшению эстетического воспитания жителей районного центра. Здесь рабочие, служащие и старшеклассники - более 150 человек - знакомились с новыми достижениями науки, литературы и искусства. Программа рассматривалась ежегодно на первом занятии преподавателями и слушателями факультета культуры. После одобрения она раздавалась всем лекторам и слушателям. Приведем пример учебной программы факультета культуры на 1972-1973 учебный год (табл. 6).

Таблица 6

План занятий факультета культуры Вурнарского народного университета

Дата Наименование тем Лекторы

25 октября 1972 г. XXIV съезд КПСС о литературе и искусстве. Виды и жанры музыкального искусства Филиппова А. К. Ахтимиров В. К.

22 ноября 1972 г. Великое наследие классиков русской литературы. Великие художники Молчанов П. В. Родионов Н. М.

27 декабря 1972 г. Что нам дает музыка. Моральный облик советского человека Юдин А. И. Николаев П. Н.

24 января 1973 г. Советское изобразительное искусство. Классики советской литературы Родионов Н. М. Филиппова А. К.

28 февраля 1973 г. Секреты киноискусства. Правила хорошего тона Степанов Г. П. Зиновьев А. З.

28 марта 1973 г. Образ современника в чувашской литературе. Советская песня Тихонов П. А. Юдин А. И.

25 апреля 1973 г. Композиторы Чувашии. Поэзия наших дней Долгов Н. А. Родионова К. В.

30 мая 1973 г. Над чем работают чувашские художники. Чувашская поэзия в музыке Робенгольд А. В. Тихонов П. А.

Каждое занятие сопровождалось кинофильмом по теме, концертом или спектаклем художественной самодеятельности. На факультете культуры имелось четыре отделения: литературное, музыкальное, эстетическое и изобразительного искусства. За каждым отделением был закреплен определенный круг лекторов, считающих участие в деятельности факультета общественным долгом, то есть работающих бесплатно. Ректором народного университета П. А. Тихоновым отмечалась особая активность преподавателей литературы Вурнарской средней школы Ангелины Кирилловны Филипповой, Калерии Васильевны Родионовой, художественного руководителя народного ансамбля песни и пляски Анатолия Ивановича Юдина, директора детской музыкальной школы Валерьяна Константиновича Ахтимирова, преподавателя рисования Вурнарской средней школы Николая Михайловича Родионова.

Вместе с лекциями на занятиях факультета культуры использовались и другие формы пропаганды знаний: диспут, вечер вопросов и ответов, тематический вечер, встреча с работниками литературы и искусства. Гостями нередко бывали чувашские писатели В. Давыдов-Анатри, Н. Евстафьев, Г. Краснов, Ю. Петров. Занятия проводили композиторы Ф. Лукин, А. Асламас, А. Михайлов, артисты Чувашского музыкального театра В. Иванова и А. Александров.

Народный университет при районном Доме культуры оказывал необходимую помощь сельским университетам. Лекторы районного центра часто выезжали в

Алжейкина Г. В. Деятельность народных университетов культуры в Чувашии // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1260. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1260.htm. - Гос. рег. Эл № ФС , . 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1260 УДК 94(470.344)

сельские дома культуры и клубы для проведения занятий. В районах также работали факультеты культуры. Успешно проводились занятия по литературе, музыке, изобразительному искусству, эстетике быта и производства в Янгорчинском, Ершепо-синском, Калининском и других домах культуры.

Содержание деятельности народных университетов культуры в Чувашии было направлено преимущественно на изучение литературы и искусства. Интересными были лекции-выставки художников республиканской галереи Н. Садюкова, А. Макарова, директора галереи Л. Карандаева на тему «Чувашское изобразительное искусство», цикл лекций Т. Дорогиной «Знаменательные даты художников». Художник Б. Белоусов, выезжавший на неделю в Алатырский район, читал лекции не только в университетах культуры, но и во многих культурно-просветительных учреждениях и организациях.

В народных университетах культуры проходили лекции по проблемам литературы. На занятия университетов выезжали писатели, драматурги, поэты Н. Дедушкин, М. Шумилов, А. Калган, В. Канюков, Н. Ильбеков и др. Они выступали перед слушателями Ба-тыревского, Канашского, Козловского, Алатырского районов республики.

В районах университетах выступали чувашские композиторы А. Михайлов, Г. Хирбю, Ф. Лукин, В. Ходяшев и музыковед Ю. А. Илюхин. Их лекции сопровождались выступлениями артистов Чувашской государственной филармонии и Музыкального драматического театра. Неоднократно выезжали заслуженный артист Чувашской АССР Т. Серов, заслуженный артист Чувашской АССР Л. Романенко, солист Чувашского музыкально-драматического театра А. Александров. Слушатели знакомились с творчеством чувашских, русских и зарубежных композиторов. Часты были встречи слушателей с приезжими мастерами искусств. Так, в 1968 г. в республику были приглашены артисты московских театров Л. Харитонов, В. Земляникин, Н. Веселовская.

Однако в деятельности народных университетов культуры имелись и недочеты, особенно в сельских районах. Например, план лекционных занятий в некоторых университетах недостаточно продумывался, не всегда в нем учитывались духовные запросы слушателей. Учебные занятия часто не были связаны с воспитательной работой.

Таким образом, народные университеты занимали особое место и значение в культурно-просветительской деятельности. Их отличительные особенности:

- подлинная «народность», одинаковая доступность для всех желающих, независимо от пола, возраста, социального положения;

- творческий подход к работе народных университетов со стороны их организаторов и преподавателей;

- решение одновременно образовательных, культурных и воспитательных задач;

- отличие целеполагающих установок для данных видов учреждений по отношению к учебным заведениям (народные университеты давали не определенную сумму знаний, а приучали взрослых людей к регулярному самообразованию).

Из перечисленных особенностей народных университетов можно вычленить основные принципы их организации, а именно: общественность, общедоступность, самостоятельность, полнота отдельных звеньев, систематичность, планомерность, принцип районной организации.

Народные университеты в настоящее время являются одной из форм просветительной работы, которая возрождается в деятельности культурно-досуговых и культурно-просветительских учреждений. Сейчас народные университеты являются клубными формированиями, в задачи которых входит организация гражданского образования населения в области культуры, науки, техники и других отраслей знаний.

Алжейкина Г. В. Деятельность народных университетов культуры в Чувашии // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1260. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1260.htm. - Гос. рег. Эл № ФС , . 77-46214. - ISSN 2225-1618.

ART 1260 УДК 94(470.344)

Их деятельность характеризуется преобладанием лекционной и семинарской форм учебных занятий.

Ссылки на источники

1. Протоколы и стенографические отчеты съездов и конференций Коммунистической партии Советского Союза. Восьмой съезд РКП (б). Март 1919 года. Протоколы. - М.: Институт Марксизма-

Ленинизма при ЦК КПСС, 1959. - С. 425.

2. Сергеев Т. С. Культура Советской Чувашии: к 70-летию автономии республики. - Чебоксары: Чу-вашкнигоиздат, 1989. - С. 236.

3. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 6. Оп. 4. Д. 36. Л. 64.

4. Там же.

5. Там же. Л. 67.

6. Там же. Ф. 123. Оп. 1. Д. 66. Л. 1.

7. Государственный исторический архив Чувашской Республики. Ф. 123. Оп. 1. Д. 66. Л. 3; Ф. 2387. Оп. 1. Д. 1. Л. 94.

8. Бройтман Б. В университете культуры. О Чебоксарском университете культуры / Советская Чувашия. - 1962. - 18 сент. - № 223 (9969).

9. Об улучшении работы народных университетов: постановление ЦК КПСС от 08. 10.1968 // Справочник партийного работника. Вып. 9. - М., 1969.

10. Емельянов Б. Народные университеты культуры // Вопросы литературы. - 1959. - № 11. - С. 248-252.

11. Романова Ф. В университете культуры // Советская Чувашия. - 1962. - 6 янв. - № 5 (10363).

12. В университете музыкальной культуры // Советская Чувашия. - 1968. - 1 мая. - № 102 (12630).

13. Государственный исторический архив Чувашской Республики Ф. 1898. Оп. 1. Д. 382. Л. 154.

14. Тихонов П. А. Родник знаний. - Чебоксары: Метод. каб. культпросветработы Мин. культуры ЧАССР, 1973. - 13 с.

Alzheykina Galina,

Ph.D, Associate Professor of the Chuvash state institute of culture and arts, Cheboksary alzheykina@mail.ru

The work of national universities of culture in Chuvashia

Abstract.The article is devoted to the work of national universities of culture, which are essential part of cultural and educational activities in Chuvashia. The main aims of national universities of culture were to organize persistent process of education and to form fully developed personality. They were an intelligible and popular way to promote art.

Key words and phrases: national universities, educational work, educational organization, students of national universities

kOHI TFTTT

научно-методический электронный журнал

8

J

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.