Научная статья на тему 'Деятельность мвд в системе управления образованием татар России во второй половине xix века (на примере Астраханской губернии)'

Деятельность мвд в системе управления образованием татар России во второй половине xix века (на примере Астраханской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В / ТАТАРСКАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МВД / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ТАТАР / EDUCATION OF THE TATARS IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY / TATAR SCHOOL / MIA EDUCATIONAL ACTIVITIES / MANAGEMENT OF THE TARTAR EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ислемисова Рямзия Мадиямовна

Проанализирована степень изученности вопросов, касающихся управления образованием татар России во второй половине XIX в., на примере Астраханской губернии. Рассмотрены особенности исследования вопроса в дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917-1991 гг.) и современный (с 1991 г.) периоды. Несмотря на богатый фактический материал, данная проблема практически не была предметом самостоятельного исследования. Авторы имеющихся исследований ограничивались изучением отдельных аспектов, и тема остается мало разработанной, к тому же некоторые из этих работ носят компилятивный характер, поэтому в данный момент главной целью является изучение архивных материалов. Также рассматривается образовательная политика Министерства внутренних дел по отношению к татарам России в период правления двух императоров Александра II и Александра III, заключающаяся в попытках распространения русского языка в татарской среде, указываются законодательные акты. Особенность татарского образования раскрывается на примере Астраханской губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ислемисова Рямзия Мадиямовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM OF TATARS OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY ON THE EXAMPLE OF ASTRAKHAN PROVINCE

The article analyzes the degree of scrutiny of issues related to education management of Tartars of Russia in the second half of the XIX century on the example of Astrakhan province. There are the features of the study of the question in the pre-revolutionary (to 1917), Soviet (1917-1991) and contemporary (from 1991) periods. Despite the rich actual material this problem was not the subject of independent research. The authors of the available studies were limited to the study of certain aspects, and the subject remains little developed, moreover, some of these works are the compilation character, so at the moment the main goal is the study of archival materials. It also considers educational policy of the Ministry of Internal Affairs in relation to the Tatars of Russia during the reign of the two emperors Alexander II and Alexander III, consisting in attempts to spread the Russian language in Tatar environment. Specifies the legislative acts. Reveals the peculiarity of the Tatar education on the example of the Astrakhan province.

Текст научной работы на тему «Деятельность мвд в системе управления образованием татар России во второй половине xix века (на примере Астраханской губернии)»

УДК 37.014.61

Р. М. Ислемисова

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МВД В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ТАТАР РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Проанализирована степень изученности вопросов, касающихся управления образованием татар России во второй половине XIX в., на примере Астраханской губернии. Рассмотрены особенности исследования вопроса в дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917-1991 гг.) и современный (с 1991 г.) периоды. Несмотря на богатый фактический материал, данная проблема практически не была предметом самостоятельного исследования. Авторы имеющихся исследований ограничивались изучением отдельных аспектов, и тема остается мало разработанной, к тому же некоторые из этих работ носят компилятивный характер, поэтому в данный момент главной целью является изучение архивных материалов. Также рассматривается образовательная политика Министерства внутренних дел по отношению к татарам России в период правления двух императоров - Александра II и Александра III, заключающаяся в попытках распространения русского языка в татарской среде, указываются законодательные акты. Особенность татарского образования раскрывается на примере Астраханской губернии.

Ключевые слова: татарское образование во второй половине XIX в., татарская школа, образовательная деятельность МВД, управление образованием татар.

Вторая половина XIX в. - период великих либеральных реформ, изменивших жизнь миллионов людей и давших почву для новой России - капиталистической. В то же время российское правительство обратило свой взор на инородческое население, в том числе и на татар. Например, формируется миссионерское движение в Казанской губернии во главе с Н. И. Ильминским. Впервые государство всерьез задумывается о том, чтобы ввести русский язык в жизнь иноверцев.

Целью данной статьи является изучение деятельности МВД в системе управления образованием татар России во второй половине XIX в. (на примере Астраханской губернии). Задачи: проследить попытки распространения русского языка в среде татар в период правления Александра II и Александра III; рассмотреть татарское образование в Астраханской губернии во второй половине XIX в.

Анализ литературы показывает интерес историков, педагогов и исследователей к изучению проблемы управления образованием татар России во второй половине XIX в. Если рассматривать дореволюционный период, то необходимо назвать следующих педагогов и исследователей, писавших о татарском образовании: П. Д. Шестакова, И. Гас-принского, Н. Казанского, Ф. Ф. Пуцыковича, Г. Фальборка и В. Чарнолуского, А. Е. Алекторова, С. В. Чичерину, Я. Д. Коблова, Н. В. Чехова; в советский период (1917-1991) - Д. Валидова, Ф. Сай-фи, В. М. Горохова, А. Ф. Эфирова, М. Гайнуллина, Я. И. Ханбикова, Я. Г. Абдуллина. В современный период многие авторы посвящают отдельные статьи, главы и монографии изучению нерусских школ, в том числе и татарской, а также деятельности государства в отношении этих школ, общественно-педагогическому движению народов России в XIX в., например Д. Д. Азаматов, В. С. Дякин, Д. Ю. Арапов, С. В. Грачев, А. К. Тихонов,

А. Ю. Хабутдинов, Загидуллин, В. П. Киржаева, А. А. Сафонов, Е. А. Тарабановская, Н. И. Биюш-кина, И. Е. Крапоткина.

В данный момент немало обобщенных работ, раскрывающих систему управления образованием инородцев в России во второй половине XIX в., но каждая работа имеет свои определенные особенности. Например, Д. Ю. Арапов в своем труде рассказывает о политике по отношению к мусульманам, поэтому вопрос об образовании татар рассматривается в общем контексте, не углубляясь в жизнь конкретного народа, Д. Д. Азаматов занимается изучением Оренбургского духовного округа, С. В. Грачев рассматривает школьное образование нерусских народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар, марийцев), влияние на него геополитического фактора, а также подготовку инородческого учительства, переводческую и книгоиздательскую деятельность в сфере инородческого просвещения в 60-е гг. XIX - начале XX в. и т. д.

Заслуживают внимания работы, касающиеся исследования образования конкретных районов, областей нашей страны, благодаря этому возникает необходимость ознакомления с историей определенной территории, во-первых, с точки зрения ее географического положения, во-вторых, изучение взаимоотношений народов внутри данного региона и страны в целом, в том числе через систему управления образованием. В то же время Астраханская губерния издревле являлась и является многонациональной, так как она находилась и находится на пересечении торговых путей. В этом заключается актуальность данного исследования.

Современная социальная ситуация в России характеризуется ориентацией общества на возрождение и сохранение национально-региональной культуры. Последняя тенденция проявляется наиболее широко. Это нашло свое отражение в идее нацио-

нальной школы, актуализации идеи этнопедагоги-зации образовательного процесса. Национальная школа обладает сегодня наибольшим потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции образования. Она призвана сформировать поколение, сориентированное на ценности данной культуры, ее историю, традиции [1, с. 151].

При осмотре в 1866 г. учебных заведений Казанского и Одесского учебных округов бывший министр народного просвещения Толстой во всеподданнейшем отчете предложил принять меры к сближению многочисленных инородческих племен, обитающих в России, с коренным русским населением путем грамотности и распространения знаний русского языка. Такое предложение было высочайше одобрено и с 1867 г. приступили к собиранию данных [2, л. 19].

Таблица 1

Число татарских училищ в казенных селениях по губерниям в 1866 г.

Губерния Число училищ Число учителей Число учащихся

мальчиков девочек

Астраханская 37 37 560 265

Вятская 48 н/д 1 757 540

Казанская 582 841 17 968 15 005

Санкт-Петербургская 104 104 2 287 1 016

Пензенская 54 н/д 1 760 640

Рязанская 10 10 н/д н/д

Саратовская 65 65 2 535 н/д

Итого 900 857 26 867 17 466

Примечание. Здесь и в табл. 2 н/д - нет данных.

Из числа означенных в табл. 1 училищ 581 помещается в домах мулл и содержится на добровольные пожертвования крестьян [3, л. 10].

После сбора всех данных этот вопрос окончательно был рассмотрен 2 февраля 1870 г. в Совете министра народного просвещения. Относительно татар-магометан постановлено принять следующие меры:

1. В местностях со сплошным татарским населением учреждать на счет казны начальные сельские и городские училища. Учителями в этих училищах... пока между татарами не окажется достаточное число лиц, основательно знающих русский язык, могут быть и русские, хорошо говорящие по-татарски. Татарам предоставляется приглашать в эти училища на свой счет законоучителя своей веры... по обоюдному с учителем русского языка соглашению.

2. Облегчить детям татар-магометан поступления в общие училища учреждением. приготови-

тельных классов при общих начальных народных училищах. а при уездных училищах и гимназиях для приготовления их к поступлению в первый класс сих заведений. Расходы по устройству в сих училищах преподавания закона магометанской веры должны быть принимаемы на себя местными магометанскими обществами или родителями обучающихся в сих заведениях детей.

3. Располагать местные магометанские общества к учреждению на собственные средства классов русского языка при мектебе и медресе, впредь до приготовления учителей из татар-магометан были назначаемы учителя из русских, хорошо знающие татарское наречие, с возложением на них обязанности обучать детей русскому языку и началам арифметики. Посещение особых классов, учрежденных при мектебе, должно быть обязательным для всех учащихся в сих последних, а при медресе - для юношей до 16-летнего возраста.

4. Не дозволять открытия новых мектебе и медресе иначе, как с обязательством иметь при них учителей русского языка на счет магометанских обществ [2, л. 19-21].

Отношение к данным мерам у татарского населения было крайне негативным. Об этом свидетельствуют письма губернаторов.

В письме от 8 октября 1873 г. казанский губернатор сообщает господину управляющему Министерством внутренних дел: «.действительно муллам и богатым татарам чрезвычайно не нравится распоряжение о назначении к мектебе и медресе учителей русского языка. В основании этого. предубеждение, что знание русского языка есть начало приведения всего татарского населения в православие, и муллы... всячески стараются отклонить приведение его в исполнение, то отзываясь бедностью прихода, то нежеланием прихожан учиться.» [4, л. 158].

Вятский губернатор уведомил, что во «вверенной ему губернии также было обнаружено таковое противодействие и что главною причиною упорства татар служит боязнь за непоколебимость магометанской религии, поддерживаемого секретно муллами, имеющими большое влияние на крестьян», но полагал, «что к более или менее строгим мерам в отношении лиц магометанского духовенства надлежит прибегать с осторожностью», присовокупив, что, по его мнению, «назначение новых мулл должно было бы зависеть от степени их благонадежности и готовности содействовать вышеозначенной цели правительства» [2, л. 26-27].

Если проанализировать эти два письма, то можно выделить основную причину упорства татар в отношении распространения мер от 2 февраля 1870 г. - это боязнь христианизации.

Высочайше утвержденным 20 ноября 1874 г. мнением Государственного совета было решено

подчинить Министерству народного просвещения (МНП) инородческие училища - мектебе и медресе (татарские, киргизские, башкирские) и частных учителей инородцев-нехристиан на тех же основаниях, на которых подчинялись уже находящиеся в его ведении. При этом было велено дать инструкцию учебным начальникам о необходимости крайней осторожности в осуществлении надзора за этими школами. Поэтому решено было не вводить контроля до составления инструкции. Проект был составлен в 1876 г. (но не продвинулся). В мае 1877 г. МНП и МВД внесли в Государственный совет предложение о мерах по распространению русского образования среди мусульман, в том числе требование знания русского языка от назначаемых в муллы. Государственный совет решил, что во время войны лучше не вызывать смущения среди мусульман и отложить дело. В 1882 г. МНП внесло в Комитет министров представление: до составления инструкции собирать хотя бы статистические сведения о мусульманских школах, иногда устраивать посещения их представителями учебного начальства, не предъявляя при этом никаких обязательных требований. Комитет министров с этим согласился, а Александр III 5 февраля 1882 г. высочайше соизволил. Инструкция так и не была составлена, так как МВД решило, что надзор за школами вызовет неудовольствие мусульман, которые увидят в нем покушение на их религию. МВД в 1886 г. воспротивилось и предложению Одесского временного генерал-губернатора изъять мектебе и медресе из ведения Таврического духовного правления и передать их в МНП. МВД побоялось, что это снова может усилить в Крыму фанатизм, уже приведший к переселению татар в Турцию [5, с. 111-112].

Следующим охранительным шагом правительства в сфере развития образования нерусских народов России была отмена в 1889 г. должности инспектора татарских, башкирских, казахских школ [6, с. 72].

Составной частью общего русификаторского курса царского самодержавия стал указ Александра III от 16 июля 1888 г. о введении с 1891 г. образовательного ценза для лиц, желающих занять мусульманские духовные должности. Тем самым правительство решило вопрос и об обеспечении мек-тебе и медресе преподавателями, знающими русский язык [7, с. 77].

Введение образовательного ценза для духовных лиц встретило реакцию татарского общества. Приводится даже причина такого отношения к данному мероприятию: духовные лица должны заниматься только религией. Боязнь русификации подталкивает к распространению разных слухов о деятельности правительства. Приведем для примера два письма, об этом свидетельствующие. Просит доверен-

ный от общества крестьян Казанской губернии Са-лахутдин Фахрутдинов о следующем: «...лица, занимающие наши духовные должности, приготовляются с детских лет в медресах, т. е. училищах, где нужно занимать их религиозной наукой и изучением толкования смысла священного Алкорана беспрерывно до совершенных лет, и шариат нам воспрещает заниматься инородческими науками, поэтому... просим: об освобождении наших мулл от занятия русской науки, а равно и преподавания в наших медресах русской грамоты» [8, л. 178].

Письмо господину товарищу министра внутренних дел сенатору фон Плеве: «... многие татарские общества Уразовской волости составили приговоры об отмене означенного распоряжения Правительства. 1) к составлению приговоров об отмене распоряжения Правительства подстрекал татар разъезжавший в первых числах марта по татарским селениям Сергачского уезда какой-то имам из Симбирской губернии; 2) в деревне Красном Яре местный татарин Алим Таймушев возмущал общество, объявляя, что скоро на мечетях повесят колокола и станут крестить татар и 3) по-видимому, смуту среди татарского населения производят муллы» [8, л. 184-185].

С середины 90-х гг. XIX в. таврический губернатор отмечал увеличение тяги к изучению русского языка среди населения в связи с отбыванием воинской повинности, торгово-промышленными отношениями с русскими и ростом числа русского населения среди татар. Таврическое земское собрание просило в 1897 г. разрешить ввести преподавание татарского языка и веры в смешанных по составу учеников татаро-русских земских начальных школах, но МНП было против - татары после обеда ходят в мектебе, нечего пускать татарских учителей в русские школы [5, с. 113].

Таким образом, несмотря на все попытки введения русского языка в татарское общество, больших результатов они не принесли ввиду того, что ни государство, ни татарское население не проявляли должного внимания друг к другу. Например, правительство, выпуская очередной указ или закон по отношению к инородцам, пренебрегало путями осуществления этого мероприятия и его последствиями, об этом свидетельствуют постоянные переписки губернаторов с МВД, инспектором народных училищ и т. д. Кроме того, татары не испытывали симпатий к русским классам.

Теперь перейдем к рассмотрению татарского образования в Астраханской губернии во второй половине XIX в. Татарское население Астраханской губернии сосредоточено было главным образом в г. Астрахани (до 12 тыс. душ обоего пола) и в уездах - Астраханском (12 тыс.) и Красноярском (12,5 тыс.). Всего татар насчитывается в губернии

до 37 тыс. Несмотря на то что астраханские татары в течение нескольких веков живут бок о бок с русским населением, они держатся особняком и многие из них даже не понимают русской речи, что служит для них большим стеснением в жизни. Причина этого явления лежит главным образом в мусульманской религии и ее представителях - мусульманском духовенстве, пользующемся значительным влиянием на татарское простонародье.

Преподавание находится в руках мулл, из которых большинство сами не занимаются обучением и посещают школу раз в неделю только при сборе с учеников платы; поэтому часто дети коченеют в школе одни. Иногда мулла нанимает за нищенскую плату какого-нибудь человека, больше для внешнего порядка, наводимого обыкновенно хлыстом. Татарские школы содержатся на средства татарских обществ. Сборы и пожертвования на школы производятся при богослужениях. Помимо этих сборов ученики обязываются доставить учителю за науку особую плату. Таким образом, школьное обучение для мулл очень выгодно и к тому же сопряжено с очень небольшим трудом. Находясь под влиянием своего духовенства, в том же направлении действует во вред себе и татарское население. Например, в 1896 г. обществу лучшего и ближайшего в г. Астрахани татарского селения Зацаревского предложено было обсудить вопрос об открытии одноклассной начальной школы, причем от общества требовалось единственно отопление школы и назначение вознаграждения мулле-вероучителю. Несмотря на такие льготные условия открытия школы, общество предложение отклонило. Все попытки открыть русскую школу, исходившие до сих пор из татарской среды или со стороны инспекции народных училищ, не осуществлялись или по недостатку средств, или по отсутствию среди обществ сведующих и энергичных руководителей.

Потребность у астраханских татар в русской грамоте удовлетворялась путем одной татарской мужской школы, существовавшей в Астрахани с 1882 г. [9, с. 1-3]. В письме попечителю Казанского учебного округа (КУО) от 8 июня 1882 г. говорится: «Отставной унтер-офицер Халиулла Искен-деров, уполномоченный от прихожан-старожилов в г. Астрахани соборной № 7 мечети, представлял в прошении инспектору татарских (башкирских и киргизских) школ мысль прихожан-старожилов о передаче ими в распоряжение правительства готового дома с усадебным местом для помещения в нем училища для обучения детей магометанской и русской грамоте и прося об ассигновании необходимой для этой школы суммы.» [10, л. 1]. В письме от 18 декабря 1882 г. попечителю КУО: «Астраханское инородческое для татар одноклассное на-

чальное народное училище Министерства народного просвещения открыто мною 15 текущего декабря и что учащихся поступило в него 16 человек» [10, л. 10]. Школа эта содержится частью на средства казны (600 руб.) и частью на городские (в 1895 г. 938 руб. 73 коп.). В ней кроме Корана изучается русский язык и четыре правила арифметики, так что эта школа близко подходит к русским начальным училищам. Учителем состоит окончивший курс в казанской татарской учительской школе. Преподавание ведется значительно лучше, чем в других татарских школах. Учеников в этом училище было: в 1883 г. 23 ученика, в 1890 г. 40 учеников и в 1895 г. 67 учеников. Очевидно, что потребность в русской грамоте среди татарского населения постепенно росла. Число других татарских школ в Астраханской губернии и учащихся в них в 1895 г. было следующим: в Астрахани татарских школ - 7, число мальчиков - 323, девочек - 35, всего - 358; в Цареве - 1 школа, 40 мальчиков, 0 девочек, всего 40 человек; в Астраханском уезде - 24 школы, 593 мальчика, 153 девочки, всего 746 человек; Царевский - 2 школы, 49 мальчиков, 0 девочек, всего 49 человек; в Красноярском - 1 школа, 15 мальчиков, 0 девочек, всего 15 человек; в Чер-ноярском - 2 школы, 120 мальчиков, 0 девочек, всего 120 человек, итого в губернии - 37 школ, 1 140 мальчиков, 188 девочек, всего 1 328 человек. Из общего числа школ четыре медресе.

Таблица 2

Ведомость о татарских школах в Астраханской губернии на март 1875 г. [11, л. 7]

Населенный пункт Число школ Число учащихся

Мальчики Девочки

Астрахань 4 88 н/д

Астраханский уезд

Царевское 4 61 н/д

Зацаревское 1 20 9

Башмаковское 3 30 17

Осыпнобугорное 1 17 8

Трехпротокское 1 10 5

Машаикское 1 11 6

Килинчинское 1 14 6

Солянское 1 18 8

Кучерганское 1 14 9

Курочкинское 1 17 6

Линейное 1 12 5

Янгикскерское 1 8 н/д

Красноярский уезд

Хожетаевское 5 62 30

Сеитовское 2 20 13

Черноярский уезд

Каменный Яр 1 50 н/д

Малые Чапурники 1 40 н/д

Царевский уезд

Солодовка 2 90 4

1 30 н/д

Малеевка 1 20 н/д

Итого 34 632 126

При сравнении числа татарских школ в 1895 г. и в 1883 г. видно, что через 12 лет их осталось почти столько же: в 1883 г. в Астраханской губернии было 33 школы с 829 учащимися. В 1878 г. татарских школ было даже больше, чем в 1895 г.: тогда их насчитывалось 44 с 970 учащимися [9, с. 3-4].

Подводя итоги, можно сравнить численность татарских школ и учащихся в них за 1875 (табл. 2) и 1895 гг. За 20 лет количество учеников (мальчиков) увеличилось практически в 2 раза (в 1875 г. - 632, в 1895 г. - 1 140), а количество девочек практически не изменилось (в 1875 г. - 126, а в 1895 г. - 188). Наконец, число татарских школ в целом оставалось постоянным (в 1875 г. - 34, а в 1895 г. - 37).

Таким образом, попытки русификации татарского населения в период правления Александра II и Александра III были недостаточно успешны. Это было связано: 1) с ревностным отношением татар-магометан к своей религии; 2) муллы являлись почетными гражданами в среде местного татарского населения и выполняли не только функцию бого-служителя в мечети, но и функцию преподавателя

в школе; 3) отсутствие четкого плана русификации татарского населения. Например, миссионерское движение было направлено в основном на Казанскую губернию; 4) отсутствие нормального финансирования русско-татарских училищ. Во многом из-за этого начался процесс перехода крещеных татар в магометанство; 5) большое влияние на татар России оказывала Турция, следовательно, распространение идей пантюркизма и панисламизма. В Астраханской губернии не получили большого распространения русско-татарские школы вследствие нескольких причин: 1) удаленное расположение Астрахани от Петербурга (незнание основных проблем региона); 2) местные татары в основном получали духовное образование в домах мулл или при мечетях; 3) татары знали русский язык на таком уровне, какой им позволял изъясняться с русскими. Известно, что многие русские, проживавшие в Астраханской губернии, понимали в той или иной степени татарский язык. Вследствие этого потребность татар Астраханской губернии в изучении русского языка не являлась первостепенной.

Список литературы

1. Малиновская С. М., Малиновский И. В. Содержание этнокультурного образования народностей Севера // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2004. Вып. 5 (42). С. 147-151.

2. Дело о введении образовательного ценза для магометанского духовенства, в том числе обязательного испытания в знании русского языка (21 июня 1888 - 11 апреля 1893) // Российский государственный исторический архив. Ф. 821, о. 8, 1074 ед. хр.

3. Дело о предоставлении МГИ сведений о татарских школах при мечетях в Приволжских губерниях и о причинах безуспешности распространения русской грамоты среди татар (31 марта - 15 мая 1866) // Российский государственный исторический архив. Ф. 821, о. 8,

806 ед. хр.

4. Дело о проведении мероприятий по введению преподавания русского языка в медресе и мектебе и по пресечению противодействия этому со стороны мулл (31 июля 1869 - 24 марта 1909) // Российский государственный исторический архив. Ф. 821, о. 8,

807 ед. хр.

5. Дякин В.С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX - начало XX в.). СПб.: Лисс, 1998. 1000 с.

6. Тарабановская Е. А. Становление системы государственного управления образованием в России: XIX - начало XX в. (на примере национального образования в Астраханской губернии). Астрахань: Астраханский университет, 2009. 176 с.

7. Загидуллин И. К. Татарская школа и русификаторская политика царизма во второй половине XIX в. // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период: сб. статей. Казань, 1992. 147 с.

8. Дело о волнениях среди магометанского населения Поволжья в связи с изданием закона 1888 г. об образовательном цензе для магометанского духовенства и слухами о принудительном распространении среди магометан русского языка и православия (19 января -21 июня 1889) // Российский государственный исторический архив. Ф. 821, о. 8, 1075 ед. хр.

9. Казанский Н. Народное образование в Астраханской губернии // Русская мысль. 1898. Кн. 11. С. 1-9.

10. Об открытии в г. Астрахани, в пожертвованном доме, русско-татарской школы (1879-1886) // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. 92, о. 1, 15086 ед. хр.

11. Инструкция инспекторам башкирских, киргизских и татарских школ, сведения об инородческих школах по Астраханской губернии (15 января 1875 - 14 мая 1879) // Государственный архив Астраханской области. Ф. 1, о. 11, 798 ед. хр.

Ислемисова Р. М., аспирант.

Астраханский государственный университет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ул. Татищева, 20а, Астрахань, Россия, 414056. E-mail: Ryamziya-Islemisova@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 21.04.2014.

R. M. Islemisova

THE ACTIVITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS IN THE EDUCATION MANAGEMENT SYSTEM OF TATARS OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY ON THE EXAMPLE OF ASTRAKHAN PROVINCE

The article analyzes the degree of scrutiny of issues related to education management of Tartars of Russia in the second half of the XIX century on the example of Astrakhan province. There are the features of the study of the question in the pre-revolutionary (to 1917), Soviet (1917-1991) and contemporary (from 1991) periods. Despite the rich actual material this problem was not the subject of independent research. The authors of the available studies were limited to the study of certain aspects, and the subject remains little developed, moreover, some of these works are the compilation character, so at the moment the main goal is the study of archival materials. It also considers educational policy of the Ministry of Internal Affairs in relation to the Tatars of Russia during the reign of the two emperors Alexander II and Alexander III, consisting in attempts to spread the Russian language in Tatar environment. Specifies the legislative acts. Reveals the peculiarity of the Tatar education on the example of the Astrakhan province.

Key words: education of the tatars in the second half of the XIX century, tatar school, MIA educational activities, management of the Tartar education.

References

1. Malinovskaya S. M., Malinovskiy I. V. Soderzhaniye etnokul'turnogo obrazovaniya narodnostey Severa [The content of ethno-cultural education of peoples of the North]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2004, vol. 5 (42), pp. 147-151 (in Russian).

2. Delo o vvedenii obrazovatel'nogo tsenza dlya magometanskogo dukhovenstva v tom chisle obyazatel'nogo ispytaniya v zvanii russkogo yazyka (21 iyunya 1888 - 11 aprelya 1893 [The Case of the introduction of educational qualification for the Mohammedan clergy including mandatory testing in the rank of the Russian language (June 21, 1888 - April 11, 1893)]. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive], F. 821, о. 8, 1074 units (in Russian).

3. Delo o predostavlenii MGI svedeniy o tatarskikh shkolakh pri mechetyakh v Privolzhskikh guberniyakh i o prichinakh bezuspeshnosti rasprostraneniya russkoy gramoty sredi tatar (31 marta - 15 maya 1866) [The Case of the provision of information about MGI Tatar schools in mosques in the Volga provinces and the reasons for the failure of the spread of literacy among the Russian Tatars (31 March - 15 May 1866)]. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 821, о. 8, 806 units (in Russian).

4. Delo o provedenii meropriyatiy po vvedeniyu prepodavaniya russkogo yazyka v medrese i mektebe i po presecheniyu protivodeystviya etomu so storony mull (31 iyulya 1869 - 24 marta 1909) [The Case of the carrying out of activities to introduce Russian language teaching in madrassas and mektebe and to suppress counter this by mullahs (31 July 1869 - 24 March 1909)]. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 821, о. 8, 807 units (in Russian).

5. Dyakin V.S. Natsional'nyy vopros vo vnutrenney politike tsarizma (XIX- nachaloXX vv.) [The national question in the internal politics of Tsarism (XIX - beginning of XX centuries)]. St. Petersburg, Liss Publ., 1998. 1000 p. (in Russian).

6. Tarabanovskaya E. A. Stanovleniye sistemy gosudarstvennogo upravleniya obrazovaniem vRossii:XIX- nachaloXXv. (na primere natsional'no-go obrazovaniya v Astrakhanskoy gubernii) [The formation of the system of state management of education in Russia: XIX - early XX centuries (by the example of national education in Astrakhan Province)]. Astrakhan, Astrakhanskiy universitet Publ., 2009. 176 p. (in Russian).

7. Narodnoye prosveshcheniye u tatar v dooktyabr'skiy period [National education of Tatars before the October Revolution]. Kazan, 1992. 147 p. (in Russian).

8. Delo o volneniyakh sredi magometanskogo naseleniya Povolzh'ya v svyazi s izdaniem zakona 1888 g. ob obrazovatel'nom tsenze dlya magometanskogo dukhovenstva i slukhami o prinuditel'nom rasprostranenii sredi magometan russkogo yazyka i pravoslaviya (19 yanvarya - 21 iyunya 1889) [The Case of the unrest among the Mohammedan population of the Volga region in connection with the publication of the law in 1888 on the educational qualification for Mohammedan clergy and rumors of forced distribution to Muslims of the Russian language and Orthodoxy (January 19 - June 21, 1889)]. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 821, о. 8, 1075 units (in Russian).

9. Kazanskiy N. Narodnoe obrazovaniye v Astrakhanskoy gubernii [National education in Astrakhan Province]. Russian thought, 1898, b. 11. Р. 1-9 (in Russian).

10. Ob otkrytii vg. Astrakhani, vpozhertvovannom dome, russko-tatarskoy shkoly (1879-1886) [To open in the city of Astrakhan, a donated house, Russian-Tatar school (1879-1886)]. Natsional'nyy arkhiv Respubliki Tatarstan [National Archives of the Republic of Tatarstan]. F. 92, о. 1, 15086 unites (in Russian).

11. Instruktsiya inspektoram bashkirskikh, kirgizskikh i tatarskikh shkol, svedeniy a ob inorodcheskikh shkolakh po Astrakhanskoy gubernii (15 yanvarya - 14 maya 1879) [Instructions inspectors Bashkir, Kyrgyz and Tatar schools, information about inorodcheskih schools Astrakhan province (15 January 1875 - 14 May 1879)]. Gosudarstvennyy arkhiv Astrakhanskoy oblasti [State Archive of the Astrakhan region]. F. 1, о. 11, 798 unfes (in Russian).

Astrakhan State University.

Ul. Tatishcheva, 20a, Astrakhan, Russia, 414056. E-mail: Ryamziya-Islemisova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.